Научная статья на тему 'Философия образовательных реформ в условиях современной глобализации'

Философия образовательных реформ в условиях современной глобализации Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
264
30
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ОБЩЕСТВО / РЕФОРМЫ / НАЦИОНАЛЬНЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ПРОЕКТЫ / УНИВЕРСИТЕТ / GLOBALIZATION / SOCIETY / REFORM / NATIONAL EDUCATION PROJECTS / UNIVERSITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Кузнецова Марина Федоровна

Статья представляет собой ряд выводов, сделанных в результате исследования функционирования и реформирования сферы образования в условиях глобализации мира. Автором рассмотрены условия, потребности и пути создания новых или реформирования существующих образовательных проектов и доказана обусловленность любых образовательных проектов социально-политическим и экономическим контекстом.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PHILOSOPHY OF EDUCATION REFORMS IN MODERN GLOBALIZATION

The work presents a series of findings identified as a result of the study of functioning and reforming of the educational system in a globalized world. The author examines the conditions, needs and ways to create new or to reform existing educational projects and proves conditionality of any educational projects by socio-political and economic context.

Текст научной работы на тему «Философия образовательных реформ в условиях современной глобализации»

ФИЛОСОФИЯ

М.Ф. Кузнецова

ФИЛОСОФИЯ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ РЕФОРМ В УСЛОВИЯХ СОВРЕМЕННОЙ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Глобализация, общество, реформы, национальные образовательные проекты, университет.

Статья представляет собой ряд выводов, сделанных в результате исследования функционирования и реформирования сферы образования в условиях глобализации мира. Автором рассмотрены условия, потребности и пути создания новых или реформирования существующих образовательных проектов и доказана обусловленность любых образовательных проектов социально-политическим и экономическим контекстом.

M.F. Kuznetsova

Philosophy of education reforms in modern globalization

Globalization, society, reform, national education projects, university.

The work presents a series of findings identified as a result of the study of functioning and reforming of the educational system in a globalized world. The author examines the conditions, needs and ways to create new or to reform existing educational projects and proves conditionality of any educational projects by socio-political and economic context.

Современный период развития образовательной деятельности и её изучения характеризуется крайней степенью противоречивости. Глобализационные тенденции в построении образовательного процесса в некоторых случаях вступают в явное противоречие с традиционными способами обучения, воспитания и структурой образования в целом. Простой перенос глобализационных систем, технологий, проектов или составляющих их элементов на почву традиционной образовательной системы (имеющей собственные концепции, школы и механизмы действия) или их механическая компиляция приводят к смешению разнородных и порой прямо противоречащих друг другу подходов и процедур. Всё это не только не способствует прогрессивным изменениям в заданном направлении, но и неизбежно приводит к хаосу, дисгармонии, состоянию неопределённости, которые, в свою очередь, могут привести к деструктивным изменениям самой системы.

Исследование ряда существующих нормативно-правовых документов и научных работ в области заявленной темы позволило прийти к некоторым немаловажным выводам, определяющим суть философии современного образовательного реформирования.

Итак, социально-философский анализ функционирования и реформирования сферы образования в условиях глобализации мира показал, что такие понятия, как «образование» и «глобализация», часто трактуются неоднозначно. Так же, как неоднозначно оценивается и сам процесс глобализации образовательной деятельности. Понимание и оценка протекающих процессов и явлений зависят от временного и культурно-философского контекста. Так, например, в XXI столетии значительно изменилось отношение к образованию (и не только в терминологическом аспекте). Этому способствовали всё убыстряющий свой ход научно-технический прогресс, перестановка акцентов в сфере экономики и политики на международной арене. Не только изменились восприятие личности, отношение к ней со стороны государства, но и поменялись значения некоторых понятий, произошла переоценка ценностей. В частности, стремление к материальным благам, коммерциализация всех сфер человеческой деятельности преобразовали знания в ресурс, который человек должен использовать для производства новых ресурсов.

Нестабильность мировых отношений сегодня во многом способствовала осознанию общественного кризиса, в том числе и в сфере образования. Возникший разрыв между условиями жизни и требованиями, предъявляемыми к образованию, выявил кризис последнего. В основе современного образования всех государств лежит осмысление существующего мира сквозь призму философии образования. Мировое сообщество, осознав трудности в разрешении глобальных проблем, приводящих к мировым катаклизмам, стало проводить политику интеграции и интернационализации. «Наиболее показательным началом единения стран стало подписание Болонской и некоторых других деклараций с целью создания общеевропейского (далее общемирового) пространства» [Байденко и др., 2004, с. 15].

Единство в вопросах политики, экономики, культуры способствует размыванию границ при одновременном сохранении различий между странами. Так, несмотря на подписание ряда договоров, во многих странах сохраняется своя традиционная система образования. Основными же объединяющими образовательными принципами стали: демократизация, вариативность, интернационализация, открытость инновациям, учёт национальной специфики регионов, дифференциация образовательных учреждений, гуманистический характер, непрерывность. Однако эти принципы вступили в противоречие с организационно-экономическим потенциалом образовательной системы. Возникла необходимость в расширении полномочий учреждений образования при одновременном уменьшении прав органов управления образовательной сферы. Противоречий в современном образовании очень много, поскольку весьма противоречивы условия, в которых оно развивается. Определяющей чертой современного образовательного контекста, как и общества в целом, стала мировая глобализация. Феномен глобализации выходит за чисто экономические рамки и охватывает практически все основные сферы общественной деятельности, включая политику, идеологию, культуру, образ жизни, а также сами условия существования человечества, и, конечно, сферу высшего образования. Образование находится в эпицентре глобализации. Именно от него зависит, насколько профессионально будут рассматриваться и анализироваться все позитивные и негативные стороны современных и будущих глобальных перемен и ход глобализационных процессов в целом.

Некоторыми учёными высказываются аргументы в пользу предположения, что происходящие в современном мире перемены в области образования можно охарактеризовать как социокультурную интеграцию, которая предполагает прогрессивную эволюцию всего мирового сообщества [Днепров, 2011, с. 173]. В настоящее время идёт активная интеграция европейского высшего образования: Лиссабон — Сорбонна — Болонья — Прага — Берлин — Берген...— этапы институционализации глобализационного проекта образования по европейскому типу. Второй тип реализации проекта (американский) развёртывается через деятельность ВТО (GATS).

Социально-философские и нормативно-аксиологические аспекты глобализационного образовательного проекта и сопутствующих ему реформ можно представить следующим образом:

— формирование европейского (американского), далее общепланетарного измерения в ментальности отдельных народов («приращения» к национальной ментальности общеевропейских, общемировых составляющих; появление типа «евроинтеллигента», «интеллигента-космополита», «гражданина мира»);

— осмысление новой миссии университетов, ценностей и смыслов высшего образования, его функций и ролей; разрушение традиционных моделей европейского университета (гумбольдовской модели), национальных моделей вузов, появление нетрадиционных провайдеров высшего образования; переход к студентоцентриро-ванной системе высшего образования, проявляющейся в освоении компетентнос-тного подхода и в усилии ориентации «продукции» высшего образования на «результат»;

— необходимость достижения сбалансированности двух повесток дня: сотрудничество высших учебных заведений и их конкуренция;

— формирование всеобщего понятийно-терминологического пространства, выработка общеевропейского глоссария таких ключевых слов, как «компетенция», «результаты образования», «качество», «аккредитация», «стандарт», «трудоустройство», «совместная степень», «образовательный уровень», «квалификация» и др.;

— коммерциализация образования, развитие теории «академического капитализма» (в большей степени в американской версии); развитие транснационального образования, его диверсификация и др. [Кузнецова, 2009, с. 194-195].

Исследование глобализационной проблемы в новом аспекте альтернативности образовательного проектирования и образовательных реформ также позволило получить целый ряд небезынтересных выводов.

В современном мире имеют место процессы интернационализации и глобализации образования. При этом процессы глобализации выступают как навязывание субъектом глобализации своего проекта образовательной деятельности (и, как следствие, вынужденное реформирование), тогда как интернационализация образовательной деятельности предполагает необходимость адаптации отдельного проекта к особенностям жизнедеятельности каждого общества (в этом случае реформы более естественны, логичны, и культуросообразны). Глобализация образования не имеет чётко выстроенной схемы реализации, отличается полицентричностью и нестабильностью развития. Результативность образовательного глобализационного проекта ещё не проверена временем: поколение данного типа и периода обучения ещё не сформировано. Насколько успешно проявит оно себя в общественно значимой деятельности и какого характера будут эти проявления, пока можно рассматривать лишь гипотетически.

«Американизация» и «европеизация» образовательной деятельности выступают как альтернативные модели глобализации, конкурирующие между собой в общей

системе реализации глобализационных процессов. «Американизация» и «европеизация» рассмотрены как мини-модели глобализации, с одной стороны, и как укрепление «культурно-континентального» противовеса глобализационным процессам — с другой. Таким образом, сегодня существуют два основных центра глобализации образования, два документальных источника реформ: Болонская декларация (построение общеевропейского пространства, взаимное признание квалификаций и степеней; структурные преобразования; Болонский процесс, курируемый ЕС; повышение знаниевой конкурентоспособности) и ВТО (транснациональное образование и теория академического капитализма; соглашение по торговле услугами GATS со штаб-квартирой в Колорадо (США); образование как предмет купли-продажи; повышение, прежде всего, экономической конкурентоспособности).

Процесс противостояния деформирующим факторам глобализации образовательной деятельности имеет перспективы, если данный процесс развертывается с учетом социального опыта в области данной деятельности различных субъектов интер н ацион ал из ации.

Истоки глобализационного образовательного проекта лежат в общей глобализации искусственного типа и метафизической модели мира. Данный тип глобализации не представляется обязательным условием дальнейшего развития общества, порожден не потребностями времени, а потребностями отдельных экономически сильных общественно-политических и коммерческих структур. Документальные источники глобализации в области образовательной деятельности ориентированы, главным образом, на действительность экономической сферы общественной жизни и тем самым заключают в себе опасность десоциализации общества. Реформы, направленные на развитие образовательной деятельности, продуктивны лишь в плане интернационализации образования и нейтрализации глобализационных процессов, навязываемых агрессивными субъектами глобализации.

Национальные образовательные проекты, лежащие в основе интернационализации образовательной деятельности, обеспечивают стабильность жизнедеятельности обществ, если они (данные проекты) надежно защищены от деформирующих эту деятельность глобализационных процессов. Национальные проекты образования не требуют обязательной кардинальной ломки и чужеродных реформ. Глобализационный образовательный проект (при всех его плюсах и минусах) — это не единственная перспектива развития образовательной системы. Многие существующие национальные проекты при обдуманном постепенном частичном реформировании также вполне могут соответствовать требованиям эпохи. И, демонстрируя, таким образом, свою жизнеспособность, представляются альтернативными глобализационному проекту образовательной деятельности.

Образовательные проблемные ситуации, требующие корректировки процессов образовательной деятельности, должны получать разрешение в рамках методологии, адекватной социально исторической практике соответствующего общества. Навязанное реформирование или необдуманное копирование чужеродных проектов может нанести невосполнимый вред сложившимся образовательным системам и составить реальную угрозу в целом национальной безопасности отдельного государства.

Сегодня мы повсеместно можем наблюдать проявление в различных формах напряжённости между общими целями глобализационного образовательного проекта и сохранением приверженности национальным культурно-образовательным традициям, между классическими академическими ценностями и всё большим вторжением в высшее образование неолиберальных подходов, ведущих к интенси-

фикации использования рыночных механизмов. Болонская декларация, как и прочие этапы глобализации образования, не даёт ответа на вопрос: как построить содержательную сторону образования при существующих различиях национальных систем? Для таких дисциплин, как философия, история, социология, юриспруденция, культурология, то есть там, где сложились свои национальные школы в различных странах Европы и мира в целом, интеграция содержательных аспектов программ обучения трудно достижима. Так же, как не во всех случаях социальнообщественная суть предлагаемых реформ совпадает с национальной формой общественного устройства и типом общества. Далеко не в каждой национальной образовательной системе развит дух предпринимательства и потребительское (рыночное, экономически, финансово обусловленное) отношение к образовательным институтам и образовательной системе. Конечно, университеты просто не имеют права дистанцироваться от глобализационных процессов. Вызовы высшей школе предъявлены. Но университеты, сохраняя и переосмысливая, наследуя и переопределяя свою миссию, призваны сочетать верность традициям с гибкостью своих новых, перспективно ориентированных стратегий, открывать себя внешней среде без риска девальвации классической университетской культуры, насчитывающей почти тысячелетнюю историю.

Следует учитывать, что образовательные проекты отдельных государств появились не на пустом месте, формировались и оттачивались долгие годы, претерпевали различные изменения, влияния извне, реформировались, учитывали государственные социальные заказы, особенности менталитета и культуры в целом. Нередко развивались вокруг центральной национальной идеи, воспитывая патриотизм и обеспечивая ход собственной национальной истории.

Национальный проект классического российского образования представляется нам в этом плане также весьма конкурентоспособным. И в связи с этим острой необходимости в смене отечественного образовательного проекта через полное погружение в западные образовательные принципы нами не выявлено. Сама по себе идея единого мирового образовательного пространства привлекательна, но мало кто оспорит и необходимость качественного национального образования. Причины современной «неэффективности» отечественного образования проявляются в основном в недостаточном финансировании. Но не уничтожит ли этот же финансово-экономический фактор и все плюсы западных нововведений на российской почве. Нельзя недооценивать роль образовательных реформ, они, по сути, формируют крупнейший общенациональный проект, требующий соответствующего осмысления в обществе, и во многом определяют дальнейшую стратегию развития государства. Таким образом, основными приоритетами настоящих и дальнейших действий на выбранном пути модернизации отечественного образования должны стать неспешность, обдуманность и осторожность.

В связи с вышеизложенными выводами говорить о позитивности философии современных образовательных реформ, исходящих из абсолютного доминирования глобализационного проекта, не представляется верным. Так, сохраняя и оберегая национальные традиции высшей школы, образование призвано сверять свои часы с «мировым временем». Знакомство с чужими проблемами и подходами позволяет разностороннее видеть и анализировать собственные. Критичность — одно из положительных качеств, порождённых глобализацией. И поэтому речь должна идти не о стратегии заимствования, а о стратегии наращивания профессионализма. Другим положительным моментом создавшейся ситуации должна стать проверка на прочность и жизнеспособность существующих национальных образовательных сис-

тем, способных или неспособных обеспечить культурную безопасность общества в жестких условиях насильственной глобализации.

Библиографический список

1. Байденко В.И., Селезнёва Н.А., Карачакова Е.Н. Концепция Российского мониторинга Болонского процесса. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2004. 70 с.

2. Днепров Э.Д. Новейшая политическая история Российского образования: опьтт и уроки. М.: Мариос, 2011. 472 с.

3. Кузнецова М.Ф. Образовательная политика в условиях глобализации общества: монография. М.: Спутник+, 2009. 201 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.