Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
продолжаются они и ныне в меньших масштабах и по более узкой тематике в ряде регионов страны. Можно констатировать потерю интереса социологов к осуществлению новых научных проектов в сельском пространстве, по сельской тематике мало защищается диссертаций3. Развитие аграрной социологии, ее своеобразное возрождение правомерно связывать с оживлением деревни, оздоровлением ее экономики.
Примечания
1 См. об этом: Новикова С.С. Социология: история, основы, институционализация в России. М., 2000. Гл. 1.
2 См.: Рывкина Р.В. Социология села // Социология в России. 2-е изд. М., 1998. С. 160 и след.
3 Великий П.П. Российская аграрная социология: этапы, имена, идеи // Социс. 2008. № 7. С. 106-107.
УДК 316.334:37
ИНТЕГРАЦИЯ РОССИЙСКОЙ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ В ОБЩЕЕВРОПЕЙСКУЮ ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ
систему
М. с. Перминова
Саратовский государственный университет, кафедра прикладной социологии E-mail: [email protected]
Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство. В статье рассмотрен важнейший элемент комплексного реформирования высшего профессионального образования
- многоступенчатая система подготовки специалистов. Ключевые слова: глобализация, болонский процесс, информатизация, многоуровневое образование в России.
The Integration of the Russian High school in European Education system M. s. Perminova
One of major processes of globalization is the entry of Russia in the all-European educational space. In clause the major element of complex reforming of maximum vocational training - multistage system of preparation of the experts is considered.
Key words: globalization, the Bologne procers, information, multilevel education in Russia.
Глобализация представляет собой процесс интеграции человечества в единое целое, характеризует новую эпоху развития человечества
- эпоху глобального мира. Под глобализацией в социологии понимается все более усиливающиеся влияние и воздействие общечеловеческих, мировых (глобальных) процессов на судьбы отдельных стран и народов, а также всего человечества в целом1. В понятии «глобализация» отражается реальная взаимозависимость мира, стран и народов друг от друга.
В целом можно сказать, что современная цивилизация вступила в принципиально новую стадию развития - информационную. Информатизацию общества принято связывать с тремя основными аспектами развития: ускоренным накоплением информации, созданием новых
технологий и развитием средств информации и вычислительной техники, инновации на уровне общества и личности. Анализ этих составляющих информатизации показывает, что эффективно развивающееся государство вкладывает средства в образование, стремится к максимальному развитию и использованию человеческого потенциала. Современное общество нуждается в человеке, обладающем знаниями, подготовленном к жизни, ориентирующемся в социокультурном пространстве и способном понять и определить свое место в мире. Антропологические основания образования в современном мире состоят в том, что акцент смещается с «человека знающего» на «человека, подготовленного к жизни». В условиях глобализации социальные процессы становятся все более взаимозависимы и универсальны. Так, по мнению В. И. Добренькова, глобализация выступает как многоуровневая и многосторонняя система различных интеграционных проявлений, таких как глобальная коммуникация, экономика, политика, культура, наука, язык, образ жизни2.
В 90-х гг. XX в. наиболее передовые в технико-технологическом отношении страны мира взяли курс на обеспечение высокого образования практически всем молодым людям, окончившим среднюю школу. В принятых пакетах документов по правам человека образование рассматривается как одно из неотъемлемых прав, получение которого гарантируется в первую очередь правовыми и социокультурными институтами общества, а не уровнем благосостояния семьи. В этот период ведущие страны мира вступили на путь реформирования своих образовательных систем. Общая тенденция -придание образованию свойств открытости. Широкомасштабные изменения происходят в Европе, где в сфере образования рушатся государственные границы и формируется общеевропейская интегральная система образования.
© М.С. Перминова, 2009
М.С. Перминова. Интеграция российской высшей школы в общеевропейскую систему
Этот процесс получил отражение в ряде документов. Например, Маастрихтский договор, действующий с ноября 1993 г., установил, что европейское сообщество намерено развивать «европейское измерение в образовании», которое ставит своей целью формирование гражданина и профессионала европейского типа: человека, исповедующего терпимость, плюрализм. Практически с момента опубликования Декларации Болонский процесс оказывал значительное влияние на направление проводимых в российском образовании реформ.
Одним из важнейших глобализационных процессов является вхождение России в общеевропейское образовательное пространство. В сентябре 2003 г. Россия официально закрепила свое участие в Болонском процессе. Для России это означает, что она обязуется до 2010 г. воплотить в жизнь основные принципы Болонского процесса.
Болонский процесс можно представить в трех ипостасях. Во-первых, это процесс, начало которому было положено подписанием министрами образования ряда европейских государств декларации по интеграции европейских университетов, по созданию архитектуры университетского образования. Официальное начало и место старта данного процесса - 1998 г., Сорбонна. Во-вторых, Болонский процесс имеет гораздо более длительную историю - почти восемьсот пятьдесят лет. 1158 г. признан годом основания Болонского университета. Именно тогда было положено начало университетскому образованию. Этот процесс универсализации человеческой культуры, всей цивилизации продолжается и приобретает на каждом витке человеческой истории новые очертания. В-третьих, Болонский процесс уже стал идеологемой, парадигмой, предметом дискуссий не только о тенденциях развития и интеграции образования, но и об особом видении процессов глобализации3.
Болонский процесс - многоплановое явление. Частое употребление этого термина со временем может сделать восприятие стоящих за ним событий обыденным и упрощенным. Уже сейчас нередко бытует представление о том, что «присоединение» к этому процессу нашей страны чуть ли не автоматически сделает «европейским» наше образование. Однако ни членство, ни формальный акт «присоединения» ничего сами по себе не решают и не меняют. Болонский процесс для России - это возможность осмыслить и предпринять попытку сделать национальную систему высшего образования соответствующей новому облику нашего общества. Принято думать, что даже в стационарном состоянии общества обновление высшего образования должно происходить через 25-30 лет. Международная практика подобного реформирования предполагает, что обновление должно быть сконцентрировано на модерниза-
Социология
ции содержания, структуры образования, его технологии и ресурсного обеспечения.
Присоединение России осенью 2003 г. к Болонскому процессу делает необходимым и дает возможность сделать реформу отечественного образования последовательной и содержательной. Вместе с тем опыт участия в проведении «болонских» реформ в России показывает, что существуют две крайние точки зрения по данному вопросу. Согласно первой точке зрения, российское высшее образование лучшее в мире, любые серьезные реформы имеют целью «развалить» его и важно сохранить его в как можно большей неприкосновенности. Сторонники второй точки зрения предполагают, что наше высшее образование подлежит тотальному реформированию. Однако существует и «мягкий» путь болонских реформ, представленный отграничением радикальных реформ по всем направлениям, если таковые действительно требуются, прагматической задачи обеспечения соответствия российских вузов гармонизированной архитектуре европейского высшего образования.
В самых общих чертах, благодаря болонским нововведениям, российское образование станет адекватнее реальным вызовам глобализации. Вместе с остальными европейскими странами Россия будет полноправно участвовать в создании транснациональной европейской системы образования. Появится возможность по-новому решить общие вопросы о роли и месте высшего образования в современном обществе, о его рациональных масштабах, о желательной пропорции граждан с высшим образованием в населении страны, о реальных потребностях общества в выпускниках вузов с дипломами бакалавра и магистра.
При введении многоуровневого высшего образования в России первый его цикл будет удовлетворять массовый социальный спрос на высшее образование, а второй - способствовать формированию профессиональной элиты и научно-образовательных кадров высшего уровня. Такая система высшего образования более всего отвечает потребностям рыночной экономики, в которой рынок труда предъявляет особые требования к гибкости рабочей силы. Необходимо гибкое сочетание и сближение процессов обучения и работы, повышение мобильности рабочей силы, гибкие подходы к продолжительности и сочетанию рабочего времени и времени обучения, формам обучения и занятости.
Еще одним аргументом в пользу многоуровневой системы образования в России станет возросшая привлекательность его для работодателей, а значит и готовность материально поддержать профессиональную подготовку. Сегодня многие программы профессионального обучения находятся вне системы высшего образования, хотя могли бы быть его наиболее востребованными программами4.
29
Известия Саратовского университета. 2009. Т. 9. Сер. Социология. Политология, вып. 2
Высшее образование в России станет более мобильным, поскольку степень бакалавра - это по-своему самодостаточный диплом. Для определенного сегмента российских студентов по их желанию срок получения высшего образования сократится до трех-четырех лет. Выпускники-бакалавры станут быстрее включаться в активную жизнь, в российскую экономику.
Немаловажный аспект, выделяемый во многих документах международного масштаба, связан с обеспечением трудоустройства выпускников. Все академические степени и другие квалификации должны быть востребованы европейским рынком труда, а профессиональное признание квалификации должно быть облегчено. Многоступенчатая система высшего образования только тогда имеет смысл, когда выпускники любой ступени пользуются полноценным спросом у работодателей.
Одной из проблем в окончательном освоении многоступенчатой системы подготовки специалистов в России является поиск и принятие соответствующих решений относительно признания квалификации бакалавра на рынке труда. Тем не менее положительные сдвиги в этом направлении имеются, в частности, в плане принятия ряда законодательных инициатив. Так, существует приказ Министерства Российской Федерации по налогам и сборам «Об утверждении квалификационных требований по государственным должностям федеральной государственной службы в территориальных органах». В документе дан перечень должностей по Министерству, которые может занимать выпускник с квалификацией «бакалавр», причем в документе подразумевается, что это квалификация высшего профессионального образования.
Результаты экспериментального исследования востребованности специалистов с квалификацией «бакалавр» на рынке труда, проведенного среди магистрантов Тульского государственного университета, показали, что для 33% опрошенных при трудоустройстве имел значение диплом бакалавра, и они были приняты как специалисты с высшим образованием. Место работы некоторых респондентов не связано с будущей специальностью, они рассматривают этот вид деятельности как временную подработку для улучшения своего материального положения. Среди тех, кто работает по профилю будущей специальности (но их пока не считают специалистами с высшем образованием), практически все подчеркнули, что имеют перспективу остаться в этой организации после окончания обучения и получения диплома магистра. При этом подразумевается продвижение по службе и увеличение заработной платы. Другими словами, в этом случае можно говорить о косвенном признании квалификации «бакалавр» на рынке труда5.
На основании анкетного опроса, проанализированных нормативных документов, отече-
ственных публикаций можно сделать вывод, что квалификация «бакалавр» постепенно, зачастую с оговорками, но все же признается на рынке труда России как квалификация специалиста с высшим образованием.
Таким образом, важнейшим элементом комплексного реформирования высшего профессионального образования является переход на многоуровневую систему обучения. Очень важную роль в снижении негативных последствий структурных несоответствий спроса на рабочую силу и профессиональных предпочтений будущих студентов должны играть системы профессионального отбора и профессиональноценностных ориентации для выпускников средних образовательных школ. Именно в этот период можно сформировать мотивацию молодого человека на получение такой профессии, которая бы отвечала его способностям и возможностям, не входя при этом в противоречие с потребностями рынка труда.
Рынок труда нуждается в новом типе специалистов, способных работать на новых местах, которые появляются в современной экономике, особенно в сфере услуг, где на первый план выходит коммуникативная компетентность человека. Именно традиционная фундаментальность российского образования позволяет развивать те качества, которые так важны современному работодателю: кругозор, способность мыслить творчески и аналитически и т.д. В то же время необходима подготовка студентов к реалиям современного рынка труда: обучение их методам поиска работы (в том числе, и в виде отдельных учебных курсов); правилам поведения в деловой среде; привитие навыков публичной презентации себя и результатов своего труда; воспитание коммуникационных навыков; формирование навыков командной и проектной работы.
В настоящее время перед Россией стоит задача формирования системы образования, которая воспроизводила бы культурный и интеллектуальный потенциал, способный вывести общество из кризиса и придать ему необходимый запас прочности для вхождения в общемировое пространство, в том числе и образовательное. Участие России в Болонском процессе оценивать можно по-разному. Положительной стороной этого процесса в России является интеграция образования, что упростит международные взаимодействия в системе образования, будет положительно влиять на развитие мирового рынка труда. Негативные стороны рассматриваемых инноваций состоят в том, что происходит ломка сложившейся, традиционной системы российского образования. Россия оказалась в условиях выбора новых социально-образовательных ценностей и установок, а это сложный, противоречивый процесс. В России накоплен мощный образовательный потенциал, сложились собственные, достаточно эффективные традиции в подготовке профес-
30
Научный отдел
О.Г. Петрович. Глобализация системы высшего образования России
сиональных кадров, в воспитании и культурнообразовательном развитии населения. Поэтому перед высшей школой и российским образованием в целом стоит чрезвычайно сложная задача сохранения накопленного опыта и определения своего достойного места в системе мировых образовательных образцов.
В заключение можно отметить, что процесс глобализации необратим, и Россия неизбежно должна интегрировать в мировое образовательное пространство. Диалектический принцип, который здесь важно реализовать, состоит в том, что отрицание старого новым необходимо осуществить не через уничтожение, как это нередко бывало в России, а через преемственность.
Примечания
1 См.: Социологическая энциклопедия / Науч. ред.
В. Н. Иванов и др.: В 2 т. М., 2003. Т. 1. С. 212.
2 См.: Добренъков В. И. Вызовы глобализации и перспективы человечества // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2004. № 4. С. 3-21.
3 См.: Акулич М. М. Образование в условиях глобализации // Глобализация и университет. 2005. № 3. С. 51; Кочетков В. В. Глобализация в образовании: информационная война и промывание мозгов» или доступ к мировым знаниям и благам цивилизации? // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2005. № 1. С. 144-158.
4 См.: Добрынин М. А. Болонская декларация как фактор формирования европейского образовательного пространства // Педагогика. 2006. № 9; Сенашенко В., Ткач Т. Болонский процесс: о сопоставимости квалификации // Высшее образование в России. 2003. № 3. С. 25-34; Нечаев В. Я. Параметры глобализации и факторы Болонского процесса // Вестн. Моск. ун-та. Сер. Социология. 2004. № 4. С. 27-34.
5 См.: Иванова В. И. Болонский процесс и российское высшее образование // Педагогика. 2006. № 1.
С. 103-105.
УДК 378.4 (470+571)
глобализация системы высшего образования роССИИ: основные направления деятельности
о. Г. Петрович
Саратовский государственный университет, кафедра социологии регионов E-mail: [email protected]
В статье рассматриваются основные подходы к определению глобализации образования: процессы интернационализации, интеграции, информатизации и вестернизации, а также краткий анализ их необходимости, реализации и эффективности в условиях постепенной глобализации системы российского высшего образования.
Ключевые слова: глобализация, образование, процесс
Globalization of the Russian system of Higher Education: Main Directions
o.G. Retrovich
The paper analyzes various ways of definition what globalization of education is - internationalization, integration, informatization or westernization. Moreover it briefly analyzes necessity, implementation and efficiency of these processes in conditions of gradual globalization of Russian system of higher education.
Key words: globalization, education, processes.
В современной научной литературе тема глобализации в последние годы поднимается все чаще и чаще. Актуальность этого вопроса возросла настолько, что ему уделяется много внимания во всех сферах, так как глобализация коснулась большинства самых важных направлений деятельности че-
ловека. Исследования влияния и последствий этого процесса ведутся главным образом в сфере политики и экономики, но не менее значимы, интересны и злободневны эти исследования и в сфере высшего образования, которое претерпевает в последние десятилетия значительные системные изменения. У большинства ученых, занимающихся разработкой вопроса о последствиях глобализации для российской высшей школы, основным является мнение о пагубном влиянии этого процесса на будущее отечественной системы высшего образования. Однако существуют также мнения, что лучшим и естественным выходом для России является как раз принятие этого процесса как данности и подстраивание под него, так как в противном случае наша страна потеряет последние шансы на вхождение на паритетных началах в число высокоразвитых стран. Так есть ли единственно верное мнение по этому вопросу или все исследователи по-своему правы? Прежде чем анализировать этот вопрос, стоит определиться, что же такое глобализация образования.
Четкого определения понятия «глобализация образования» в научной литературе пока не существует, как не существует и единого признанного определения самой глобализации, поскольку этот процесс еще достаточно молод. По словам Генерального секретаря ООН, глобализация является общим термином, обозначающим все более сложный комплекс трансграничных
© О.Г. Петрович, 2009