Научная статья на тему 'Болонский процесс как компонент глобализации высшего образования'

Болонский процесс как компонент глобализации высшего образования Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1192
224
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БАКАЛАВР / МАГИСТР / СПЕЦИАЛИСТ / МОДЕРНИЗАЦИЯ / УНИВЕРСИТЕТ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Панибратцев Андрей Викторович

Рассматривается Болонский процесс как основной путь модернизации и глобализации высшего образования. Показано, что высшее профессиональное образование должно быть инструментом общественного развития, передовым фронтом модернизации. Рассмотрены параметры, определяющие престиж системы высшего образования. Обращено внимание на классификацию степеней, получением которых должно заканчиваться обучение в вузе. Указывается, что переход к степеням бакалавр – магистр не отменяет автоматически степень специалиста, так как Болонский процесс предполагает сохранение национальных черт университетов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

BOLOGNA PROCESS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION

The article deals with the Bologna process as the main road of modernization and globalization of higher education. It is shown that the higher vocational education should be an instrument of social development and modernization of the best front. The parameters that determine the prestige of the higher education system. Attention is paid to the classification of degrees, which should end with getting a college education. Indicates that the transition to the Bachelor Master does not automatically cancel a degree in as the Bologna process involves the preservation of national characteristics of universities.

Текст научной работы на тему «Болонский процесс как компонент глобализации высшего образования»

2013

НАУЧНЫЙ ВЕСТНИК МГТУ ГА

№ 191

СОЦИОЛОГИЯ

УДК 001:37

БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС КАК КОМПОНЕНТ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

А.В. ПАНИБРАТЦЕВ

Рассматривается Болонский процесс как основной путь модернизации и глобализации высшего образования. Показано, что высшее профессиональное образование должно быть инструментом общественного развития, передовым фронтом модернизации. Рассмотрены параметры, определяющие престиж системы высшего образования. Обращено внимание на классификацию степеней, получением которых должно заканчиваться обучение в вузе. Указывается, что переход к степеням бакалавр - магистр не отменяет автоматически степень специалиста, так как Болонский процесс предполагает сохранение национальных черт университетов.

Ключевые слова: Болонский процесс, глобализация, высшее образование, бакалавр, магистр, специалист, модернизация, университет.

Болонский процесс - наиболее обсуждаемая в академической среде тема последних лет, наиболее проработанная в плане тенденций преобразования российской системы высшего образования и самая неоднозначная по оценкам исследователей. Болонский процесс в самом общем виде представляет собой переход к уровневой системе подготовки, а также смену образовательной парадигмы высшего профессионального образования от традиционной на компетент-ностную. Несмотря на то, что, не углубляясь в изучение литературы по этому вопросу, складывается ощущение, что большинство работников высшей школы и представителей общественности выражают общее очень негативное мнение относительно перспектив национальной образовательной системы в рамках Болонского процесса [11, с. 104; 18, с. 5].

При изучении материалов основных самых заслуженных исследователей этого вопроса оказалось, что, как и любой спорный процесс, он имеет ярых противников, но преобразования, связанные с вхождением российской высшей школы в общеевропейское образовательное пространство, большая часть академического сообщества, если не активно пропагандирует, то, по крайней мере, оценивает их скорее положительно и перспективно для высшего образования в частности и для последствий на государственном уровне в целом. Те, кто считают, что Болон-ский процесс - это направление, призванное в итоге разрушить национальную систему профессиональной подготовки в угоду политическим интересам, основывают свою аргументацию на том факте, что российская система образования, как наследница советской, также по наследству приняла на себя ее лавры, как одной из самых эффективных, профессиональных, фундаментальных, развитых, научно ориентированных систем высшего образования, да и просто самой лучшей образовательной системы в мире [2, с. 151].

Задел, который был сформирован до этого времени в сфере высшего образования, позволил многим университетам выжить в тех условиях, в которых они оказались с образованием нового российского государства [10, с. 103-104].

Те же, кто вырос при новой политической системе, во всем ориентируются на Запад, считая, что именно он является ведущим в мировой системе, поддерживают все реформы и нововведения, которые были заимствованы в Европе или США [24, с. 47].

Высшее профессиональное образование должно быть не непосильной ношей для государства, ценной как таковое, вне зависимости от предоставляемых эффекта и выгоды, а наоборот, инструментом общественного развития, передовым фронтом модернизации. Критики реформ и идеологи «лучшей системы образования в мире» порой не задумываются о том, сколько стоит государству и налогоплательщикам даже такое скудное, но все-таки имеющееся финансовое

обеспечение, в большей своей части не эффективной, непродуктивной, не отвечающей иногда даже требованиям самих студентов, не говоря уже об экономике в целом и работодателях в частности, системы профессиональной подготовки, и считают свою сферу самой важной [28, с. 16]. Кроме того, если даже просто рассмотреть основные параметры, определяющие престиж системы высшего образования, по таким достаточно объективным параметрам, как рейтинг университетов в мире, количество привлеченных иностранных студентов, а значит и привлеченных средств, количество произведенных страной и ее учеными новых технологий или продуктов, то четко видно, что лучшая система профессиональной подготовки не может занимать настолько отстающее от мировых лидеров положение [20, с. 8].

Как уже было сказано, необходимость в переменах в системе высшего образования назрела еще в советское время, более того, в 80-х годах даже успели создать основные направления по модернизации образования, которые предполагали переход к двухуровневой системе образования и сокращению сроков подготовки специалистов первого уровня [13, с. 35]. Впоследствии в России в 1992 году был принят закон, на основе которого в качестве эксперимента рекомендовалось начало подготовки бакалавров и магистров, и эта подготовка осуществляется в нашей стране по сей день, но эти уровни высшего образования не получили распространения, так как классическое пятилетнее специальное образование продолжало и продолжает до сих пор намного больше привлекать абитуриентов, нежели до сих пор не совсем понятные степени бакалавра и магистра [23, с. 20-21].

Конечно, можно было разработать свою систему модернизации высшей школы, но те цели, которые ставит перед собой Европа, полностью отвечают не только нуждам образования, но и основным тенденциям глобализирующегося мира, что делает намного более эффективным решение не «изобретать велосипед», который может еще и оказаться не очень подходящим для поставленных целей, а присоединиться к мировому процессу, который существует уже много лет и ставит перед собой практически те же цели, что и Российская Федерация для своей системы высшего образования [14, с. 8].

Если говорить о сущности Болонского процесса, то нужно сказать, что его основы были заложены не один десяток лет назад, еще до создания самого Европейского Союза. Очевидность того факта, что образование и возможность потреблять все произведенные знания, вне зависимости от их месторасположения, являются ключевым фактором и основой для развития экономики и потенциала страны, привели европейских лидеров к решению о сотрудничестве в области высшего образования, что через много лет, в более оформленном, осознанном и четком виде преобразовалось в Болонский процесс, названный так в честь города Болонья, в котором 19 июня 1999 года лидеры большинства европейских стран приняли на себя обязательства по реализации целей, обозначенных в Совместном заявлении европейских министров образования, основанном на разработках Лиссабонского соглашения 1997 года и Сорбонской декларации 1998 года [25, с. 38].

Во всем мире образование все больше становится значимым общественным институтом, ориентированным на решение задач государства и общества в целом, университеты признаются самой большой ценностью и играют ведущее значение, в то время как в нашей стране у университетов в большинстве своем одна задача - выжить, что в свою очередь порождает ситуацию перепроизводства ненужных, невостребованных экономикой, но престижных, по мнению абитуриентов, специальностей. Поскольку распределять и направлять выпускников на работу на определенные места по специальности в современных условиях не представляется пока возможным, такое «общее высшее образование» [18, с. 4], как направление бакалавриата, становится хорошим вариантом для предоставления шансов массовому высшему образованию, с сохранением при этом бюджетной, менее затратной для государства формы, посредством более короткого срока обучения и перехода к большей самостоятельной работе студента.

Одним из наиболее часто встречающихся аргументов против введения бакалавриата считается тот факт, что сокращенная программа подготовки приведет к ситуации, когда выпускники,

86

А.В. Панибратцев

приходя на работу, не будут соответствовать профессиональным требованиям и, как следствие, удовлетворять вполне объяснимое и законное право работодателей на подготовленных профессиональных работников [8, с. 49].

Существующая позиция, что студенты еще не готовы к началу рабочей деятельности, как и рынок труда не готов их принять, не обоснована по той причине, что к 4-5 курсу многие студенты уже работают, а значит, их квалификация оказывается достаточной, чтобы начинать свой профессиональный путь, а рынок труда готов принять практически всех вне зависимости от уровня образования [21, с. 152].

Учитывая особенности рынка труда, не готового обеспечить выпускников достаточным количеством рабочих мест в соответствии с их профессиональной квалификацией, и нежеланием бывших студентов по своей квалификации работать, очень остро встает вопрос - а нужна ли тогда профессиональная квалификация вообще, если она мало того, что не отражает реальных способностей выпускника к профессиональной деятельности на том месте, куда он сможет устроиться, при этом еще и, по сути, «профессиональной квалификацией» не является, так как подобное звание предполагает практический навык работы на конкретном месте по конкретной специальности не менее определенного количества лет. Основываясь на всех этих доводах, как раз система высшего образования, основанная на подготовке бакалавров, и сможет стать со временем выгодной и для бывших студентов, и для работодателей [5, с. 200].

Одним из основных направлений, осуществляемых в рамках Болонского процесса, является прививание всем учащимся осознания, что образование с получением диплома не заканчивается [12, с. 77]. Прививание принципов именно этого направления для нашей страны представляет самую большую сложность, «поскольку предполагает изменение базовых ценностных и поведенческих установок», так как наличие диплома о высшем образовании дает выпускникам ощущение, что их образование подошло к логическому завершению и дальнейших действий в ближайшие годы не требует [22, с. 103].

Таким образом, наиболее рациональным и оптимальным для нашей страны будет постепенное, осознанное и тщательно взвешиваемое принятие решений относительно всех составляющих Болонского процесса. Несомненно, он является наиболее разрекламированным и модным в данный момент глобализационным процессом в сфере высшего образования, но это не значит, что его нужно реализовывать всеми силами в минимальные сроки и делать на нем главный акцент. Эффективнее и полезнее для нашей системы высшего образования будет воспринимать Болон-ский процесс как один из возможно полезных направлений глобализации и брать из него то, что будет полезно именно для нашей национальной системы высшего образования. Но, при этом, необходимо не забывать, что на Болонском процессе полезные для России аспекты глобализации в сфере образования не заканчиваются. Представляется, что при рассмотрении и решении о внедрении очередного элемента болонских преобразований стоит становиться на сторону тех, кто считает этот процесс глобализацией, что поможет более объективно и рационально рассмотреть необходимость внедрения очередных составляющих этого процесса в национальную систему высшего образования, так как при всех ее недостатках достоинства у нее также есть. Поэтому самая главная задача Российской Федерации в условиях глобализации - не потерять культурные и национальные особенности организации и функционирования российских университетов.

ЛИТЕРАТУРА

1. Аврамова Е.М., Александрова О.А., Логинов Д.М. Современное высшее образование и перспективы вертикальной мобильности // Общественные науки и современность. - 2004. - № 6. - С. 45-62.

2. Артамонова М.В. Преподаватели и руководители вузов об интеграции в европейское образовательное пространство // Социологические исследования. - 2008. - № 1. - С. 148-160.

3. Байденко В.И., Гришанова Н.А., Пугач В.Ф. Россия в Болонском процессе: проблемы и задачи, перспективы // Высшее образование сегодня. - 2005. - № 5. - С. 18-27.

4. Белоконев Г., Кривошеев Н. Кризис в высшем образовании преодолим // Alma mater. - 2003. - № 3. - С. 20-34.

5. Веревкин О.Л. Ценность образования в общественном сознании // Мониторинг общественного мнения.

- 2010. - № 2(96). - С. 200-205.

6. Глазырин В.А. Болонская декларация: интеграция или поглощение российского высшего образования? // Университетское управление: практика и анализ. - 2006. - № 1. - С. 80-94.

7. Гребнев Л. Академическая и профессиональная квалификация (Болонский процесс и российское законодательство) // Высшее образование в России. - 2006. - № 6. - С. 10-24.

8. Гребнев Л. Болонский процесс в России: проверка на доверие? // Высшее образование в России. - 2007.

- № 1. - С. 47-58.

9. Гребнев Л. Федеральный образовательный стандарт: от перечня направлений и специальностей - к классификатору образовательных программ // Высшее образование в России. - 2007. - № 3. - С. 32-46.

10. Гречко П. Глобализация: образовательные горизонты // Высшее образование в России. - 2005. - № 11.

- С. 100-113.

11. Добренькова Е.В. Проблемы вхождения России в Болонский процесс // Социологические исследования.

- 2007. - № 6. - С. 104-115.

12. Еременко Г.В. Университет как среда обучения в течение всей жизни // Высшее образование в России.

- 2009. - С. 76-91.

13. Колосов В.П. Бакалавр + магистр: либо только специалист? // Высшее образование сегодня. - 2002. - № 5.

- С. 32-45.

14. Колосов В.П. Рынок образовательных услуг и ценности образования (между ВТО и Болонским процессом) // Высшее образование в России. - 2006. - № 2. - С. 7-16.

15. Конституция Российской Федерации. Статья 43. - М.: Юридическая литература, 1997.

16. Кузьминов Я. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater. - 2006. - С. 3-16.

17. Любимов Л. Реформа образования: благие намерения, обретения, потери // Высшее образование в России.

- 2004. - № 12. - С. 10-28.

18. Миронов В. Болонский процесс и национальная система образования // Alma mater. - 2006. - № 6. - С. 5-8.

19. «Мягкий путь» вхождения российских вузов в Болонский процесс. - М.: ОЛМА-ПРЕСС, 2005.

20. Плаксий С.О. О конкурентоспособности российских вузов и «гамбургском счете» // Alma mater. - 2008.

- № 1. - С. 7-14.

21. Покровский Н.Е. Побочный продукт глобализации: университеты перед лицом радикальных изменений // Общественные науки и современность. - 2005. - № 4. - С. 150-159.

22. Сенашенко В., Жалима Н. Самостоятельная работа студентов: актуальные проблемы // Высшее образование в России. - 2006. - № 7. - С. 102-117.

23. Сенашенко В., Ткач Г. О структуре современного высшего образования // Высшее образование в России.

- 2004. - № 4. - С. 19-31.

24. Скотт П. Реформы высшего образования в странах Центральной и Восточной Европы: попытка анализа // Alma mater. - 2001. - № 10. - С. 42-54.

25. Современная декларация европейской системы высшего образования // Высшее образование сегодня.

- 2002. - № 3. - С. 34-46.

26. Сорбонская и Болонская декларация // Alma mater.- 2000.- № 6.- С. 17-27.

27. Типенко Н.Г. Экономика образования и образовательная политика // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С.28-36.

28. Якобсон Л.И. Модернизация образования: от линии выживания к реинтеграции в общество // Общественные науки и современность. - 2003. - № 4. - С. 15-23.

BOLOGNA PROCESS AS AN ESSENTIAL COMPONENT OF THE GLOBALIZATION OF HIGHER EDUCATION

Panibrattsev A.V.

The article deals with the Bologna process as the main road of modernization and globalization of higher education. It is shown that the higher vocational education should be an instrument of social development and modernization of the best front. The parameters that determine the prestige of the higher education system. Attention is paid to the classification of degrees, which should end with getting a college education. Indicates that the transition to the Bachelor - Master does not automatically cancel a degree in as the Bologna process involves the preservation of national characteristics of universities.

Key words: Bologna Process, globalization, higher education, bachelor, master, specialist, upgrading, university.

Сведения об авторе

Панибратцев Андрей Викторович, 1962 г.р., окончил МГУ им М.В. Ломоносова (1984), доктор философских наук, профессор кафедры гуманитарных и социально-политических наук МГТУ ГА, автор 100 научных работ, область научных интересов - глобализация, проблемы образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.