Научная статья на тему 'Проблемы реализации права на высшее образование в условиях Болонского процесса и пути их решения: опыт ФРГ'

Проблемы реализации права на высшее образование в условиях Болонского процесса и пути их решения: опыт ФРГ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
973
236
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / RIGHT TO EDUCATION / THE BOLOGNA PROCESS / HIGHER EDUCATION

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышенко Светлана Анатольевна

В статье рассмотрены проблемы реализации права на высшее образование в современных условиях в Германии, в частности, особенности реформирования юридического образования, которое осуществляется по прежней традиционной схеме, но в то же время модернизируется таким образом, чтобы соответствовать Болонской системе образования. Проанализирован опыт ФРГ по преобразованию системы высшего образования для ее соответствия основным принципам построения единого европейского образовательного пространства на примере одного из конкурсов, проведенного крупными немецкими частными компаниями для поддержки реформ образования в высших учебных заведениях ФРГ. Опыт Германии в деле модернизации высшего образования оценивается положительно; сформулированы предложения, направленные на более эффективную реализацию права на высшее образование в условиях Болонского процесса в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF BOLOGNA PROCESS AND WAYS OF THEIR SOLUTION: THE GERMAN EXPERIENCE

The article considers the problems of realization of the right to higher education in modern conditions in Germany, namely, the features of legal education reformation, which still remains traditional, but, at the same time, is upgraded in order to satisfy the requirements of the Bologna process. The author analyzes the experience of Germany of transformation of the higher education system which lead to its compliance with major principles of the European higher education on the example of one of the contests held by the largest German private companies with an intent to support the reforms of education in institutes of higher education in Germany. The German experience of modernization of higher education is evaluated positively; the proposals implying much more effective implementation of the right to higher education in the conditions of Bologna process in Russia are provided.

Текст научной работы на тему «Проблемы реализации права на высшее образование в условиях Болонского процесса и пути их решения: опыт ФРГ»

УДК 342.734.5(430.1+470) С. А. МЫШЕНКО

Байкальский государственный университет экономики и права

ПРОБЛЕМЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ В УСЛОВИЯХ БОЛОНСКОГО ПРОЦЕССА И ПУТИ ИХ РЕШЕНИЯ:

ОПЫТ ФРГ*

В статье рассмотрены проблемы реализации права на высшее образование в современных условиях в Германии, в частности, особенности реформирования юридического образования, которое осуществляется по прежней традиционной схеме, но в то же время модернизируется таким образом, чтобы соответствовать Болонской системе образования. Проанализирован опыт ФРГ по преобразованию системы высшего образования для ее соответствия основным принципам построения единого европейского образовательного пространства на примере одного из конкурсов, проведенного крупными немецкими частными компаниями для поддержки реформ образования в высших учебных заведениях ФРГ. Опыт Германии в деле модернизации высшего образования оценивается положительно; сформулированы предложения, направленные на более эффективную реализацию права на высшее образование в условиях Болонского процесса в России.

Ключевые слова: право на образование; Болонский процесс; высшее образование.

S. A. MYSHENKO

Baikal State University of Economics and Law

PROBLEMS OF REALIZATION OF THE RIGHT TO HIGHER EDUCATION IN THE CONDITIONS OF BOLOGNA PROCESS AND WAYS OF THEIR SOLUTION: THE GERMAN EXPERIENCE

The article considers the problems of realization of the right to higher education in modern conditions in Germany, namely, the features of legal education reformation, which still remains traditional, but, at the same time, is upgraded in order to satisfy the requirements of the Bologna process. The author analyzes the experience of Germany of transformation of the higher education system which lead to its compliance with major principles of the European higher education on the example of one of the contests held by the largest German private companies with an intent to support the reforms of education in institutes of higher education in Germany. The German experience of modernization of higher education is evaluated positively; the proposals implying much more effective implementation of the right to higher education in the conditions of Bologna process in Russia are provided.

Keywords: right to education; the Bologna process; higher education.

Право на образование — одно из наиболее существенных конституционных прав человека, создающее предпосылки для развития личности и общества в целом [9, о 3]. Законодательное закрепление права на образование — важнейшая предпосылка политического, экономического, социального и духовного развития общества. Главной задачей любого государства является обеспечение права на получение высшего

образования путем предоставления равных стартовых возможностей гражданам и создания организационно-правовых, социальных и финансово-экономических условий для развития системы образования [2, о 3].

Право на высшее образование может быть реализовано в настоящее время в условиях Болонского процесса, направленного на сближение и гармонизацию систем высшего образования стран Европы с целью создания

* В основу настоящей статьи положен доклад автора на пленарном заседании 73-й конференции профессорско-преподавательского состава и докторантов Байкальского государственного университета экономики и права 28 марта 2014 г., г. Иркутск.

© С. А. Мышенко, 2014

11S

единого европейского пространства высшего образования. Болонский процесс берет свое начало в середине 1970-х гг., когда Советом министров Европейского союза была принята резолюция о первой программе сотрудничества в сфере образования. В 1998 г. министры образования четырех европейских стран (Германии, Франции, Италии и Великобритании), принимавшие участие в праздновании 800-летия Парижского университета, пришли к выводу, что сегментация европейского высшего образования препятствует развитию образования в Европе. Ими в 1998 г. была подписана Сорбонская декларация, целью которой являлось создание общих положений по формированию и стандартизации европейского пространства высшего образования1. Например, поощрение мобильности как для студентов и выпускников, так и для профессорско-преподавательского состава, обеспечение соответствия квалификаций современным требованиям на рынке труда и др.

Цели Сорбонской декларации позднее были подтверждены при подписании Болонской декларации, в которой 29 стран приняли на себя обязательство повысить конкурентоспособность европейского образовательного пространства, подчеркивая необходимость сохранения независимости и самостоятельности всех высших учебных заведений2. В настоящее время Болонская декларация является ключевым актом, создающим правовую основу для построения единого европейского пространства высшего образования. Эта цель — построение европейского образовательного пространства — должна быть реализована путем создания легко сопоставимых степеней, перехода на двухуровневое образование, введения системы кредитных баллов, разработки единого европейского приложения к диплому, развития академической мобильности и т. д.

Опыт Германии в деле модернизации высшего образования интересен и по-своему

1 Совместная декларация о гармонизации архитектуры европейской системы высшего образования четырех министров, представляющих Великобританию, Германию, Францию и Италию (Париж (Сорбонна), 25 мая 1998 г.) // СПС «Гарант».

2 Зона Европейского высшего образования. Совместное заявление европейских министров образования (Болонья, 19 июня 1999 г.) // СПС «Гарант».

уникален, как и опыт России. В настоящее время если мы строим единое образовательное пространство, имеет смысл изучать не только собственные возможности, но и исследовать траектории развития образования стран-участниц Болонского процесса, а также проблемы, с которыми государства сталкиваются на пути реформирования национальных систем высшего образования и на пути их решения [4, о 13].

Болонский процесс предполагает переход на двухуровневое высшее образование, включающее в себя бакалавриат и магистратуру. Говоря о юридическом образовании, важно отметить, что переход на двухуровневое высшее образование в ФРГ не затронул студентов юридических, а также медицинских факультетов. Это обусловлено тем, что классическое юридическое, а также медицинское образование в Германии осуществляются в форме государственного экзамена — это такая форма обучения, при успешном завершении которой выпускники могут работать в государственных органах (судьи) или по профессиям, находящимся под особым контролем государства (врачи). Это одна из отличительных и сильных черт системы высшего образования ФРГ, которую не затронула образовательная реформа.

Отметим, что работа в качестве юриста в ФРГ считается перспективной, а процесс получения высшего юридического образования в Германии имеет ряд характерных особенностей.

Во-первых, цель — подготовка «единообразных, унифицированных» юристов, «юристов-универсалов» («Einheitsjurist»), которые после завершения обучения способны работать в любой области юриспруденции (государственное, гражданское и уголовное право) и замещать любую должность в государственных органах (судьи, адвоката, прокурора или иного государственного служащего), а также в частных компаниях.

Во-вторых, срок обучения составляет от шести до восьми лет со сдачей двух государственных экзаменов. Студент на протяжении четырех-пяти лет изучает правовые дисциплины, после чего сдает первый государственный экзамен, который состоит из трех этапов. Сначала необходимо выполнить домашнее задание, которое представляет собой решение юридического казуса по государствен-

ному, гражданскому или уголовному праву. Объем выполненного задания составляет от 50 до 100 страниц с использованием большого количества нормативных источников и литературы. Затем должны быть выполнены три аудиторные контрольные работы по государственному, гражданскому и уголовному праву. Далее проводится устная часть экзамена, причем процедура проведения устного экзамена построена таким образом, что от приема экзамена отстранены преподаватели и профессора, которые непосредственно читают лекции и ведут практические задания. К приему государственного экзамена привлекаются практикующие юристы, представители министерств, судьи, профессора других высших учебных заведений [5, с. 183]. Таким образом, государственный экзамен в ФРГ — это очень длительная процедура, направленная на проверку приобретенных знаний и навыков по праву.

Отметим, что в связи с тем, что усвоению и в последующем контролю на экзамене подлежит обширный объем знаний по юриспруденции, в Германии существует так называемое репетиторство ^ереМопит). Репетитор — это профессор, практикующий юрист или молодой специалист, который в недавнем прошлом сам прошел испытание государственным экзаменом. Репетитор оказывает существенную помощь при подготовке к экзамену. К услугам репетитора обращаются свыше 95 % студентов [5, с. 184].

За успешной сдачей первого государственного экзамена следует специальная оплачиваемая практика (рефендариат), в ходе которой студент приобретает практические навыки работы по специальности. За осуществление практической деятельности студент получает в среднем 900 евро в месяц. Практика длится 2 года и предполагает осуществление различного рода деятельности последовательно по определенным направлениям. К ним относятся:

- гражданское направление (например, в суде общей юрисдикции по гражданским делам) — 5 месяцев;

- уголовное направление (например, в прокуратуре или в суде общей юрисдикции по уголовным делам) — 3 месяца;

- административное направление (в административном суде или каком-либо ином ведомстве) — 3 месяца;

— адвокатура (в адвокатском бюро) — до

9 месяцев (как приоритетное направление);

— практика по выбору — около 4 месяцев [5, с. 185]. В указанный период студент-практикант имеет право свободно выбрать специализацию, так как он уже имеет достаточное представление о той или иной практической профессиональной деятельности и пройденную практику по каждой специализации [6, с. 187].

Указанная система прохождения практики, по мнению некоторых исследователей, позволяет юристам получить практический опыт в различных сферах юридической деятельности, что, несомненно, положительно отражается на их профессиональных навыках. В то же время обязательная практика лишь в малой степени учитывает пожелания самого юриста относительно своей дальнейшей специализации, а также затягивает процесс подготовки будущих специалистов [8, с. 55]. Представляется возможным не в полной мере согласиться с указанной позицией, поскольку, на наш взгляд, несмотря на длительность прохождения практики, важную и решающую роль при этом играет возможность непосредственного ознакомления студентов с различными видами практической деятельности юриста, что в конечном итоге должно способствовать собственному осознанному выбору будущим специалистом той или иной профессии.

После окончания практики (рефендари-ата) студент сдает второй государственный экзамен, процедура проведения которого схожа со сдачей первого государственного экзамена. Сдавших второй государственный экзамен называют в Германии «полными юристами» (<^о!УишЬ>), которые могут работать в любой сфере юриспруденции.

Как представляется, обучение юристов является длительным, очень интенсивным и связанным с приобретением не только глубоких теоретических знаний, но и практических навыков. А это значит, что Германия обеспечивает себя квалифицированными профессиональными кадрами в области права.

Как уже отмечалось, особенность модернизации высшего образования в Германии состоит в том, что получение высшего юридического образования осуществляется по традиционной схеме со сдачей двух государственных экзаменов и прохождением

двухлетней практики. Но в то же время юридические факультеты немецких вузов предлагают программы магистерской подготовки по юриспруденции для иностранных студентов, при успешном завершении которых присваивается степень магистра права. Условия поступления в магистратуру практически одинаковы во всех высших учебных заведениях ФРГ. К ним относят наличие оконченного высшего юридического образования в другом государстве, причем студент должен входить в 20-25 % лучших выпускников, а также иметь международный сертификат, подтверждающий достаточные для обучения знания немецкого (или английского) языка.

Важно подчеркнуть, что программы магистерской подготовки для иностранных студентов-юристов, на наш взгляд, востребованы в Германии. Представляется возможным сформулировать следующие факторы, влияющие на популярность немецких магистратур среди иностранных студентов:

- система высшего образования Германии пользуется признанием во всем мире;

- обучение осуществляется не только на немецком, но и на английском языке. Однако обучение на немецком языке является бесплатным, что также говорит в пользу немецких магистратур, так как финансирование обучения играет большую роль при выборе страны и места обучения;

— в Германии существуют различные организации (Германская служба академических обменов — ДААД) и фонды (например, Фонд имени Генриха Бёлля, Фонд имени Александра фон Гумбольдта и др.), финансирующие обучение, в том числе и на магистра права;

— получение степени магистра права дает возможность написания и защиты докторской диссертации в Германии или трудоустройства в международных компаниях.

Таким образом, подготовка юристов в Германии осуществляется по прежней традиционной схеме, но существуют востребованные программы магистратуры для иностранных студентов. То есть Германия, с одной стороны, сохраняет свои национальные особенности в области образования (получение высшего юридического образования осуществляется по традиционной схеме), с другой стороны, приводит систему высшего образования в соответствие с принципами

Болонского процесса, создавая программы магистерской подготовки.

Необходимо также отметить, что в Германии в последние годы был предложен ряд моделей по преобразованию системы получения юридического образования в соответствии с требованиями Болонского процесса. Наиболее известными среди них являются:

— Мангеймская модель (Mannheimer Мо-dell), разработанная в университете Мангейма;

— НРВ-Модель (NRW-Modell), предложенная министром юстиции земли Северный Рейн-Вестфалия;

— Штутгартская модель ^и^да^ег Мо-dell), которая основывается на идеях министров юстиции земель Баден-Вюттемберг и Саксония;

— Тюрингская модель (^иеппдег Modell), разработанная министром юстиции Тюрингии.

Положение о переходе на двухуровневую систему юридического образования, состоящую из бакалавриата и магистратуры, содержится во всех моделях, однако имеются некоторые различия. Бакалавриат должен включать в себя 6 семестров с неизменным содержанием той программы, по которой на сегодняшний день продолжают обучать студентов юридической специальности или должен представлять собой углубленную специализацию и междисциплинарное изучение предметов, напрямую не связанных с юриспруденцией (до 30 % от количества изучаемых предметов). По модели НРВ — это может быть углубленное изучение международных отношений, экономики или медицины с правовых позиций, в мангеймской модели все ограничивается только экономическими дисциплинами. Причем важно отметить, что изучение дополнительных междисциплинарных предметов происходит за счет сокращения часов обязательных предметов.

Что касается магистерской подготовки, то согласно предложенным моделям она является обязательной (по штутгартской модели, если предполагает занятие таких должностей, как судьи и др.) или факультативной.

Более того, в отношении государственного экзамена встречаются различные мнения о необходимости его сохранения или отмены. Вместе с тем неоднозначно предлагается решать вопрос и о времени сдачи экзамена. Так, большинство моделей предусматривают сдачу государственного экзамена после

окончания обучения в рамках бакалавриата. Модель НРВ предполагает возможность выбора времени сдачи данного экзамена либо во время или после завершения обучения по программе LL.M. (магистратура), либо согласно мангеймской модели происходит деление экзамена на два блока, после трехгодичного обучения по гражданскому праву и экономическим дисциплинам, оставшиеся экзамены по уголовному и государственному праву могут быть сданы после факультативной подготовки, дополняющей обучение.

Еще одна заслуживающая внимание модель 3 +1 + 1 была разработана и предложена Я. Ишдонатом, которая предполагает трехлетнее обучение по программе бакалавриата, годовую специализацию в рамках магистратуры и годовую фазу подготовки к государственному экзамену [12, с. 72].

К преимуществам данной модели, по мнению указанного автора, можно отнести следующее. Во-первых, выпускник имеет, с одной стороны, степень как бакалавра, так и магистра, которые признаются в рамках единого европейского пространства высшего образования, с другой стороны, сдача государственного экзамена выступает как дополнительная квалификация и, таким образом, выпускник имеет конкурентоспособную квалификацию как в международном масштабе, так и внутри страны. Во-вторых, модель основывается на прежнем содержании юридического образования. Благодаря этому должны сохраняться каноны и качество юридического образования. В-третьих, одновременно данная модель предназначена для того, чтобы при переходе на двухуровневое обучение избежать большого количества структурных противоречий с существующей системой высшего юридического образования [12, с. 73—74].

Несмотря на предложенные модели модернизации получения юридического образования, учитывающие реалии Болонского процесса, процесс получения высшего юридического образования в ФРГ осуществляется по прежней системе, что является логичным с точки зрения специфики и содержания юридического образования.

Следует отметить целесообразность такого подхода, поскольку, как известно, одно из основных преимуществ Болонского процесса заключается в том, что повышается академическая мобильность учащихся и рас-

ширяются перспективы их трудоустройства в пределах европейского континента. Но применительно к студентам-юристам данное преимущество утрачивает свое значение из-за специфики юридического образования, сущность которого состоит в том, что главным образом изучаются законы, а каждое государство имеет свою собственную нормативно-правовую базу. В Европейский Союз входит 28 государств и в каждом из них действует своя правовая система, поэтому единое правовое пространство отсутствует, а это затрудняет обмен среди юристов с целью их последующего трудоустройства в другой стране. Данную мысль подтверждает мнение профессора Берда Генриха, декана юридического факультета университета им. Гумбольдта в Берлине, который утверждает, что «несмотря на то, что существует ЕС, законодательство остается на 90 процентов делом каждой страны. Следовательно, такой обмен среди юристов вряд ли может произойти»1. Таким образом, учитывая изложенное, представляется целесообразным говорить о сохранении прежней системы получения юридического образования в каждом государстве.

Болонский процесс в целом оценивается в немецком обществе неоднозначно. Несмотря в большей степени на негативную оценку Болонского процесса в Германии, университеты в землях ФРГ, тем не менее, пытаются подойти к процессу перехода на двухуровневое образование творчески и в 2010 г. компаниями Меркатор и Фольксваген был организован конкурс под названием «Болонья — будущее учебного процесса» («Bologna — Zukunft der Lehre»). Около

10 млн евро было выделено на поддержку проектов реформы образования в немецких вузах, которые дают новый импульс развитию двухступенчатого образования. 105 высших учебных заведений Германии приняли участие в этом конкурсе. Конкурсная комиссия выбрала 9 победителей.

Среди них, например, проект Технического университета г. Мюнхен по снижению количества учащихся, прекращающих обу-

1 Больше бакалавров и магистров в Германии, но не среди юристов и медиков. URL: http:// www.edumagazine.net/index.php?option=com_ content&view=article&id=799:2011-11-24-21-54-46&ca tid=34:education&Itemid=53.

чение, с помощью введения годового обучения по программе «Естественные науки», которое должно облегчить выпускникам гуманитарных гимназий продолжить обучение по выбранной специальности в области естественных или технических наук. То есть таким образом предлагается решение проблемы, когда лицо прекращает обучение по гуманитарной специальности и желает начать обучение по другому направлению. Годовое обучение по программе «Естественные науки» представляет собой обучение на университетском уровне с уклоном на технические и естественные науки [13, с. 20]. Целью такого обучения является подготовка лица к поступлению в высшее учебное заведение по выбранному направлению бакалавриата и засчитывание некоторых уже пройденных и сданных дисциплин.

Внимания заслуживает также обучение в форме бакалавриата по новой программе «Computation Science and Engineering» в университете г. Ульм. В период обучения необходимо сдать лишь небольшое количество классических экзаменов. В основном вместо экзаменов выполняются проектные задания совместно с региональными предприятиями (в частности, в проекте принимает участие торгово-промышленная палата г. Ульм)

[13, с. 20], что должно обеспечить в дальнейшем хорошие шансы выпускников на трудоустройство и тем самым способствовать разрешению проблем поиска места работы, возникающих у молодых людей, получивших высшее образование.

Следует упомянуть проект университета г. Геттинген, в рамках которого специальность «классическая археология» была преобразована таким образом, чтобы мотивировать студентов к мобильности внутри страны в рамках двухуровневого обучения по схеме «бакалавриат-магистратура» в ряде университетов, которые проводят обучение по указанной специальности. Целью проекта является формирование сети мест обучения по специальности «археология» в Германии [13, с. 20]. То есть указанный проект направлен на реализацию одного из основных положений Болонской декларации — развитие и поддержание академической мобильности. Однако необходимо указать на то, что данный проект направлен на стимулирование академической мобильности студентов только вну-

три страны. Целесообразно сформировать связь образовательных учреждений по конкретной специальности (в частности, археологии) с другими государствами для содействия академической мобильности в пределах, как минимум, европейского континента. Как справедливо отмечает ряд исследователей, право на образование предполагает помимо всего прочего и возможность организации сотрудничества вузов, прохождение студентами обучения не только в своей стране, но и в университетах других стран [11, с. 4—5], что включает в себя понятие академической мобильности. Многие авторы сходятся во мнении, что академическая мобильность является инструментом создания единого европейского образовательного пространства [7, с. 43], одним из важнейших сторон процесса интеграции вузов и науки в международное образовательное пространство [10, с. 174], а также представляет собой одно из ключевых звеньев интернационализации европейского высшего образования [3, с. 87]. Мобильность также непосредственно связана с международной деятельностью высшего учебного заведения, которой необходимо уделять значительное внимание. Это обусловлено тем, что международную деятельность следует рассматривать с позиции продвижения и закрепления национальной системы образования в мире, ее широкого распространения, повышения престижности дипломов конкретной страны [1, с. 9].

Таким образом, три указанные проекта по реформированию системы высшего образования направлены на содействие более эффективной реализации права на высшее образование в условиях Болонского процесса. Особо следует подчеркнуть роль частных компаний в поддержке перехода немецких высших школ на Болонскую систему образования, благодаря которым образовательные проекты могут быть реализованы в действительности.

Представляется возможным положительно оценить немецкий опыт по адаптации программ получения высшего образования к современным требованиям, обусловленным участием в Болонском процессе. Во-первых, подготовка различных обновленных учебных программ способствует более плавному переходу на двухуровневую систему высшего образования, позволяя при этом сочетать Известия ИГЭА 2014. № 2 (94)

традиционное содержание учебных курсов и новые требования к получению высшего образования, а также учитывать интересы обучающихся. Во-вторых, необходимо учитывать тот факт, что не только университеты, но и различные частные компании принимают участие в процессе реформирования высшего образования, поскольку предприятия заинтересованы в комплектации своих подразделений компетентными и высококвали-

фицированными кадрами. Благодаря такому подходу решается проблема трудоустройства молодых специалистов. Таким образом, положительный опыт Германии может быть заимствован при переходе на Болонскую систему обучения в России в части разработки новых программ и учебных курсов в рамках уже существующих специальностей, создании условий для сотрудничества университетов с различными организациями и предприятиями.

Список использованной литературы

1. Винокуров М. А. Направления совершенствования системы высшего образования в России / М. А. Винокуров // Известия Иркутской государственной экономической академии. — 2012. — № 5. — С. 5-9.

2. Деманова С. В. Конституционное право на получение бесплатного высшего образования в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / С. В. Деманова. — Саратов, 2012. — 27 с.

3. Курицын В. М. Международное сотрудничество и академическая мобильность преподавателей и студентов / В. М. Курицын // Высшее образование в России. — 2012. — № 10. — С. 87-92.

4. Монастырская Т. И. Реализация идей Болонского процесса в Германии: дискуссии и реальность / Т. И. Монастырская, А. Нассеи // Высшее образование сегодня. — 2008. — № 4. — С. 10-13.

5. Пандурская Г. Д. Высшее юридическое образование в Германии / Г. Д. Пандурская, Т. К. Решетникова // Вестник Удмуртского университета. — 2005. — № 6-1. — С. 180-186.

6. Пиутлин С. Н. Особенности системы юридического образования в Германии / С. Н. Пиутлин // Проблемы права. — 2009. — № 1. — С. 185-187.

7. Полозова О. С. Академическая мобильность в контексте инноваций современного высшего профессионального образования / О. С. Полозова // Вестник Брянского государственного университета. — 2012. — № 1. — С. 43-47.

8. Ситник А. А. Высшее юридическое образование в Германии в условиях перехода на болонскую систему (на примере Потсдамского университета) / А. А. Ситник // Финансовое право и управление. — 2014. — № 1. — С. 54-65.

9. Чугунова Е. С. Конституционное право на высшее образование в условиях глобализма: автореф. дис. ... канд. юрид. наук / Е. С. Чугунова. — М., 2010. — 23 с.

10. Шибаев В. П. Академическая мобильность как средство повышения конкурентоспособности вуза / В. П. Шибаев // Мир образования — образование в мире. — 2012. — № 2. — С. 172-176.

11. Якимова Е. М. Совершенствование законодательства в сфере защиты прав и свобод человека и гражданина: обзор предложений по изменению законодательства / Е. М. Якимова, И. Г. Смирнова, В. В. Чуксина, Л. С. Гетьман // Совершенствование законодательства в сфере защиты прав человека и гражданина: проблемы и перспективы: сб. статей / отв. ред. Е. М. Якимова. — Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2013. — С. 3-30.

12. Ischdonat J. Die deutsche Juristenausbildung unter dem Einfluss des Bologna-Prozesses / J. Ischdonat. — Gottingen: Optimus Verlag, 2010. — 94 s.

13. Wojtysiak J. Stand der Umsetzung des Bologna-Prozesses: Infobrief Wissenschaftliche Dienste Deutscher Bundestag / J. Wojtysiak. — Berlin, 2010. — 26 s.

References

1. Vinokurov M. A. Improvement trends in higher education system in Russia. Izvestiya Irkutskoy gosudarstvennoy ekonomicheskoy akademii - Izvestiya of Irkutsk State Economics Academy, 2012, no. 5, pp. 5-9 (in Russian).

2. Demanova S. V. Konstitutsionnoe pravo na poluchenie besplatnogo vysshego obrazovaniya v Rossiiskoi Fed-eratsii. Avtoref. Kand. Diss. [The constitutional right to free higher education in the Russian Federation. Cand. Diss. Thesis]. Saratov, 2012. 27 p.

3. Kuritsyn V. M. International cooperation and academic mobility of teachers and students. Vysshee obrazovanie v Rossii — Higher education in Russia, 2012, no. 10, pp. 87-92 (in Russian).

4. Monastyrskaya T. I., Nassei A. Implementation of the Bologna Process ideas in Germany: the discussion and reality. Vysshee obrazovanie segodnya — Higher education today, 2008, no. 4, pp. 10-13 (in Russian).

5. Pandurskaya G. D., Reshetnikova T. K. Higher legal education in Germany. Vestnik Udmurtskogo universiteta — The Herald of Udmurt University, 2005, no. 6-1, pp. 180-186 (in Russian).

6. Piutlin S. N. Peculiarities of the German System of Legal Education. Problemy prava — Problems of Law, 2009, no. 1, pp. 185-187 (in Russian).

7. Polozova O. S. Academic mobility through innovations of modern higher education. Vestnik Bryanskogo gosu-darstvennogo universiteta — The Herald of Bryansk State University, 2012, no. 1, pp. 43-47 (in Russian).

8. Sitnik A. A. Higher legal education in Germany in the conditions of transition to Bologna system (on the example of the University of Potsdam). Finansovoe pravo i upravlenie — Financial Law and Management, 2014, no. 1, pp. 54-65 (in Russian).

9. Chugunova E. S. Konstitutsionnoe pravo na vysshee obrazovanie v usloviyakh globalizma. Avtoref. Kand. Diss. [The constitutional right to higher education in the conditions of globalization. Cand. Diss. Thesis]. Moscow, 2010. 23 p.

10. Shibaev V. P. Academic mobility as a means of improving the competitiveness of the university. Mir obrazovani-ya — obrazovanie v mire — The world of education — education in the world, 2012, no. 2, pp. 172-176 (in Russian).

11. Yakimova E. M., Smirnova I. G., Chuksina V. V., Getman L. S. Improvement of legislation on human's rights and freedoms protection: a review of change proposals. In Yakimova E. M. (ed.) Sovershenstvovanie zakonoda-telstva v sfere zashchity prav cheloveka i grazhdanina: problemy i perspektivy [Improvement of legislation on human's rights protection: problems and prospects]. Irkutsk, Baikal State University of Economics and Law Publ., 2013, pp. 3-30 (in Russian).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

12. Ischdonat J. Die deutsche Juristenausbildung unter dem Einfluss des Bologna-Prozesses. Gottingen, Optimus Verlag, 2010. 94 s.

13. Wojtysiak J. Stand der Umsetzung des Bologna-Prozesses: Infobrief Wissenschaftliche Dienste Deutscher Bundestag. Berlin, 2010. 26 s.

Информация об авторе

Мышенко Светлана Анатольевна — аспирант, кафедра конституционного и административного права, Байкальский государственный университет экономики и права, 664003, г. Иркутск, ул. Ленина, 11, e-mail: svetlana. myshenko@gmail.com.

Author

Myshenko Svetlana Anatolievna — PhD Student, Chair of Constitutional and Administrative Law, Baikal State University of Economics and Law, 11 Lenin St., 664003, Irkutsk, Russia, e-mail: svetlana.myshenko@gmail.com.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.