Научная статья на тему 'Содержание конституционного права на высшее образование и его реализация в условиях формирования единого европейского пространства высшего образования в России и Германии'

Содержание конституционного права на высшее образование и его реализация в условиях формирования единого европейского пространства высшего образования в России и Германии Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
551
83
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРАВО НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ / БОЛОНСКИЙ ПРОЦЕСС / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРОСТРАНСТВО ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ / БАКАЛАВРИАТ / МАГИСТРАТУРА / ЕВРОПЕЙСКОЕ ПРИЛОЖЕНИЕ К ДИПЛОМУ О ВЫСШЕМ ОБРАЗОВАНИИ / АКАДЕМИЧЕСКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ / BACHELOR'S PROGRAMME / MASTER'S PROGRAMME / RIGHT TO HIGHER EDUCATION / BOLOGNA PROCESS / EUROPEAN HIGHER EDUCATION SPACE / EUROPEAN DIPLOMA SUPPLEMENT / ACADEMIC MOBILITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Мышенко Светлана Анатольевна

Рассмотрены и проанализированы особенности реализации конституционного права на высшее образование в России и Германии с учетом требований Болонского процесса. Раскрыто содержание конституционного права на высшее образование в условиях формирования единого европейского пространства высшего образования.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CONTENT OF CONSTITUTIONAL RIGHT TO HIGHER EDUCATION AND ITS ENFORCEMENT IN CONDITIONS OF CREATION OF COMMON EUROPEAN HIGHER EDUCATION SPACE IN RUSSIA AND GERMANY

The author studies and analyzes the features of enforcement of constitutional right to higher education in Russia and Germany with regard to the requirements of the Bologna Process. The content of constitutional right to higher education in the conditions of creation of European higher education space is described.

Текст научной работы на тему «Содержание конституционного права на высшее образование и его реализация в условиях формирования единого европейского пространства высшего образования в России и Германии»

УДК 342.734.5(430.1+470) С.А. МЫШЕНКО

ББК 67.400.32(2Рос+4Гем) аспирант Байкальского государственного университета

экономики и права, г. Иркутск e-mail: [email protected]

СОДЕРЖАНИЕ КОНСТИТУЦИОННОГО ПРАВА НА ВЫСШЕЕ ОБРАЗОВАНИЕ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ В УСЛОВИЯХ ФОРМИРОВАНИЯ ЕДИНОГО ЕВРОПЕЙСКОГО ПРОСТРАНСТВА ВЫСШЕГО ОБРАЗОВАНИЯ В РОССИИ И ГЕРМАНИИ*

Рассмотрены и проанализированы особенности реализации конституционного права на высшее образование в России и Германии с учетом требований Болонского процесса. Раскрыто содержание конституционного права на высшее образование в условиях формирования единого европейского пространства высшего образования.

Ключевые слова: право на высшее образование, Болонский процесс, европейское пространство высшего образования, бакалавриат, магистратура, европейское приложение к диплому о высшем образовании, академическая мобильность.

S.A. MYSHENKO

post-graduate student, Baikal State University of Economics and Law, Irkutsk e-mail: [email protected]

CONTENT OF CONSTITUTIONAL RIGHT TO HIGHER EDUCATION AND ITS ENFORCEMENT IN CONDITIONS OF CREATION OF COMMON EUROPEAN HIGHER EDUCATION SPACE IN RUSSIA AND GERMANY

The author studies and analyzes the features of enforcement of constitutional right to higher education in Russia and Germany with regard to the requirements of the Bologna Process. The content of constitutional right to higher education in the conditions of creation of European higher education space is described.

Keywords: right to higher education, Bologna Process, European higher education space, Bachelor's programme, Master's programme, European Diploma Supplement, academic mobility.

Формирование единого европейского пространства высшего образования является основной целью Болонского процесса, который направлен на сближение систем образования стран Европы для повышения их конкурентоспособности. Россия и Германия имеют наиболее схожие системы высшего образования на европейском континенте и входят в число стран-участниц Болонского процесса, правовой основой которого выступает Болонская Декларация 1999 г.

Одним из важнейших положений Болонской Декларации является переход на многоуровневое образование. Первым уровнем (циклом) высшего образования является бакалавриат, вторым — магистратура. Более того, программа первого цикла в соответствии с Лиссабонской конвенцией о признании квалификаций, относящихся к высшему образованию в Европейском регионе 1997 г., должна обеспечивать доступ к программам второго цикла.

* Работа выполнена при поддержке проекта «Конституционное право на образование по законодательству России и Германии и его реализация в РФ и ФРГ», финансируемого Министерством образования и науки РФ (рег. № 10.52.2011) и DAAD Германской службой академических обменов.

© СА. Мышенко, 2012

Согласно достигнутым договоренностям с 1 сентября 2011 г. поступление практически во все вузы России возможно только по программам бакалавриата или магистратуры. Необходимо отметить, что переход на двухуровневое высшее образование в России затронул большинство специальностей в отличие от Германии, где по традиционным программам будут и далее обучаться студенты медицинских и юридических факультетов. Следует отметить, что классическое юридическое и медицинское образование в ФРГ осуществляется в форме государственного экзамена (Staatsexamen) — это такая форма обучения, при успешном завершении которой выпускники могут работать в государственных органах (судьи) или по профессиям, находящимся под особым контролем государства (врачи). Это одна из отличительных и сильных черт системы высшего образования ФРГ, которую не затронула образовательная реформа. Но в то же время в вузах Германии существуют программы магистерской подготовки для иностранных студентов, желающих получить, в частности, степень магистра права.

Таким образом, для любой страны важно, чтобы ее система высшего образования, во-первых, соответствовала общемировым стандартам, во-вторых, сохранила все то лучшее, что было выработано и накоплено десятилетиями в сфере подготовки профессиональных квалифицированных кадров.

Следует подчеркнуть, что в реальной практике в рамках европейского пространства высшего образования внедрение квалификации «бакалавр» вызывает большие дискуссии, особенно в связи с правомочностью занятия определенных должностей и перспективой карьерного роста. Проблема правомочности занятия тех или иных должностей с квалификацией «бакалавр» не до конца разработана и российским законодательством [2, с. 300].

Что касается многоуровневого обучения и, в частности, магистерской подготовки в Германии, то особый интерес представляют три разновидности немецких магистратур: последовательная (konsekutiv), непоследовательная (пкЫ konsekutiv) и магистратура, повышающая квалификацию (weiterbildende). Первый вид магистратуры предполагает после получения диплома бакалавра про-

должение обучения по схожему направлению, второй вид, наоборот, предоставляет возможность получить степень магистра по направлению, тематически не связанному с ранее оконченным бакалавриатом. Третий вид магистратуры, направленный на повышение квалификации, рассчитан на лиц с опытом работы по специальности. С учетом положений о том (ст. 1 1 ФЗ «О высшем и послевузовском профессиональном образовании»), кто может поступить в магистратуру в вузы России, можно констатировать тот факт, что хотя формально эти виды магистратур отсутствуют в российском законодательстве, но фактически они существуют.

Болонская Декларация предусматривает введение единой системы оценки качества обучения — кредитных баллов (European Credit Transfer and Accumulating System (ECTS)), которые позволяют сопоставлять и учитывать успеваемость студентов в различных вузах.

Болонский процесс предполагает также выдачу европейского приложения к диплому (Diploma supplement), модель которого разработана Европейской комиссией, Советом Европы и ЮНЕСКО/CEPES и содержит, главным образом, информацию о полученной лицом квалификации.

По состоянию на 2009 г. только 68 вузов России выдают европейское приложение к диплому о высшем образовании по 246 образовательным программам, что составляет 4,8% от общего числа высших учебных заведений. Приложение выдается выпускникам по их требованию и с оплатой [2, с. 126]. А в Германии 13% немецких вузов уже в 2004 г. предоставляли выпускникам европейское приложение, в 2007 г. их количество увеличилось до 29%, а в 201 1 г. достигло 52,7%, причем выдача осуществляется бесплатно и автоматически (без заявки выпускника) [4, S. 17].

Одно из следующих положений Болонской Декларации направлено на повышение академической мобильности как учащихся, так и преподавателей, исследователей и административного персонала.

Для преподавателей, ученых и административно-управленческого персонала мобильность предполагает, прежде всего, возможность проведения научных исследо-

ваний и осуществления преподавательской деятельности, а также прохождение научной стажировки в странах, участвующих в Болонском процессе. Мобильность студентов означает возможность обучения в течение определенного времени в европейских ву-зах-партнерах с последующим признанием как времени обучения, так и полученных в зарубежном вузе переводных зачетных единиц (кредитов).

По данным ЮНЕСКО, количество иностранных студентов, обучающихся в вузах России, составляет 90 тыс. чел. Германия по численности иностранных студентов (более 250 тыс. чел.) занимает третье место после США и Великобритании [1, с. 133-134].

Основным фактором, препятствующим академической мобильности в России, является недостаточное знание иностранных языков как среди учащихся, так и среди преподавателей. В российских вузах практически отсутствуют учебные курсы, читаемые на английском или других иностранных языках, а немецкие университеты готовы предложить большое количество программ обучения на английском языке. Учреждение англоязычных программ, как справедливо отмечает А.И. Гретченко, не только способствует повышению конкурентоспособности местных студентов на европейском и других международных рынках труда, но и в значительной степени привлекает студентов из-за границы [2, с. 19-20].

Более того, в Германии существует большое количество организаций и фондов, содействующих мобильности как студентов и преподавателей, так ученых и исследователей. Наиболее известной из них является Германская служба академических обменов (Deutscher Akademischer Austausch Dienst). В России подобные крупные организации в настоящее время отсутствуют.

Мобильность — это необходимое условие существования и развития европейского пространства высшего образования, но данная мера нуждается в финансовом обеспечении мобильных студентов, преподавателей и исследователей, в заключении соглашений на межгосударственном уровне, интегрировании программ мобильности в учебный план и, соответственно, в определении доли учебного времени в вузе-партнере, а также комплекса изучаемых дисциплин.

Итак, право на высшее образование в современных условиях возможно реализовать, поступив в высшие учебные заведения по созданным в России и Германии в соответствии с требованиями Болонского процесса программам бакалавриата или магистратуры. Но главная проблема заключается в том, что в настоящее время не до конца определено положение «бакалавров» и «магистров» на рынке труда. Другие положения Болонской Декларации не реализованы в полной мере ни в одном из рассматриваемых государств, хотя более половины вузов ФРГ выдают европейское приложение к диплому, а также мобильность в Германии развита в большей степени благодаря учреждению англоязычных программ обучения.

В заключение следует остановиться на содержании конституционного права на высшее образование, которое подробно рассмотрено С.Л. Серегиной. Автор выделяет 10 правомочий права на получение высшего образования: право на выбор высшего учебного заведения, право на выбор формы обучения, право на одновременное обучение в нескольких вузах, право на обучение в вузе с приобретение статуса студента, право на получение знаний в соответствии с Государственными образовательными стандартами высшего профессионального образования, право на изменение формы обучения, право на прекращение обучения в любой момент и восстановление в вузе, право на получение нескольких высших образований, а также право на обжалование в суд действий и решений, нарушающих право на высшее образование [3, с. 5-6].

Данный перечень может быть дополнен следующими правомочиями лица при реализации конституционного права на высшее образование с учетом формирования единого европейского пространства высшего образования: право на обучение по программам бакалавриата и магистратуры, право на доступ к дальнейшему циклу высшего образования (обучение по программе «магистр») после завершения обучения по первому циклу (бакалавриат), право на обучение в вузе-партнере с последующим признанием как времени обучения в зарубежном вузе, так и полученных

там переводных зачетных единиц (кредитов), право на оценку получаемых знаний с использованием системы кредитов, право на получение европейского приложения к диплому.

Таким образом, содержание конституционного права на высшее образование приобретает дополнительные составляющие, которые обусловлены требованиями и принципами Болонского процесса.

Список использованной литературы

1. Всемирный доклад по образованию — 2007. Сравнение мировой статистики в области образования / Институт статистики ЮНЕСКО. Монреаль, 2007.

2. Гретченко А.И., Гретченко А.А. Болонский процесс: интеграция России в европейское и мировое образовательное пространство. М., 2009.

3. Серегина С.Л. Конституционное право на высшее образование в Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. юрид. наук. Саратов, 2006.

4. Zum Stand der Einfuhrung des Diploma Supplements an deutschen Hochschulen. Ergebnisse einer Umfrage von 2011. Bonn, 2011.

Referenses

1. Vsemirnyi doklad po obrazovaniyu — 2007. Sravnenie mirovoi statistiki v oblasti obrazovaniya / Institut statistiki YuNESKO. Monreal', 2007.

2. Gretchenko A.I., Gretchenko A.A. Bolonskii protsess: integratsiya Rossii v evropeiskoe i mirovoe obrazovatel'noe prostranstvo. M., 2009.

3. Seregina S.L. Konstitutsionnoe pravo na vysshee obrazovanie v Rossiiskoi Federatsii: avtoref. dis. ... kand. yurid. nauk. Saratov, 2006.

4. Zum Stand der Einfuhrung des Diploma Supplements an deutschen Hochschulen. Ergebnisse einer Umfrage von 2011. Bonn, 2011.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.