Научная статья на тему 'Влияние глобализации на культуру коренных народов Севера'

Влияние глобализации на культуру коренных народов Севера Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
1279
147
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бахтеева Лариса Ивановна

В статье рассматривается влияние современных процессов глобализации на локальные культуры. На примере культуры коренных народов Севера предлагается выделить негативное, индифферентное и позитивное влияние глобализации на двух уровнях культуры: социумном и индивидуальном. Предложенный подход позволяет по-новому решить проблемы по сохранению и развитию культуры коренных народов Севера.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние глобализации на культуру коренных народов Севера»

Феномены современной культуры: концептуальное осмысление

)

Л. И. Бахтеева

ВЛИЯНИЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ НА КУЛЬТУРУ КОРЕННЫХ НАРОДОВ

СЕВЕРА

В статье рассматривается влияние современных процессов глобализации на локальные культуры. На примере культуры коренных народов Севера предлагается выделить негативное, индифферентное и позитивное влияние глобализации на двух уровнях культуры: социумном и индивидуальном.

Предложенный подход позволяет по-новому решить проблемы по сохранению и развитию культуры коренных народов Севера.

Глобализация является одним из проявлений процессов дифференциации и интеграции в человеческом сообществе. Глобализация имеет противоречивый характер: способствуя коммуникации между народами и культурами, увеличивая число общих социокультурных элементов (преимущественно информационного и технологического порядка), она вызывает вместе с тем напряженность, конфликты как экономических и политических интересов, так и идеологических и культурных ценностей и приоритетов.

Глобализация - объективный исторический процесс, обусловленный углублением международного разделения труда, производственной кооперацией и специализацией, научно-техническим прогрессом, необходимостью совместного решения глобальных проблем (например, проблемы загрязнения окружающей среды, обеспечения минеральными и продовольственными ресурсами постоянно возрастающего населения мира)1.

Глобализация, как всякое общее понятие, несет в себе множество конкретных значений и смысловых оттенков. Существенный вклад в исследование феномена глобализации внесли работы Р. Робертсона, Э. Гидденса, У. Бека, А. Уткина и других.

В литературе по проблемам глобализации легко просматриваются широкое и узкое толкования этого понятия: от обозначения особой стадии всемирноисторического процесса до наименования конкретных явлений и тенденций. Так, например, М. Уотерс под глобализацией понимает общественный процесс, в ходе

которого уменьшается зависимость социального и культурного развития от географического фактора, и это во все большей степени осознается людьми2. В узком смысле под глобализацией понимают отдельные её направления, связанные с информатизацией, активизацией масс-медиа и т. п.

Большинство авторов трактуют и применяют термин «глобализация» в значении, близком этимологии самого слова «глобальное», т. е. как нечто, взятое в целом, всеобщее, всемирное. К глобальным относят явления, факторы, тенденции и процессы, которые стали общезначимыми, общечеловеческими, значимыми для мирового сообщества в целом, затрагивают интересы и выражают потребности всех народов и граждан, стран и культур и так ими воспринимаются и оцениваются. Это и возрастающее единообразие товаров, поставляемых на мировой рынок и пользующихся всеобщим спросом, и стандартизация навыков и приемов в сфере профессиональной деятельности (в производстве, науке, технологии), и распространение и укоренение поведенческих стереотипов и манер общения людей, никак не связанных с их национальной и культурной принадлежностью. Люди разных верований, убеждений и привычек понимают как данность общие формы и нормы общения и поведения, одежды и этикета, бытовых удобств и развлечений. Оставаясь во многом разными, они в чем-то становятся похожими друг на друга, не испытывая при этом неловкости.

Теории глобализации культуры условно можно подразделить на две группы: критическая и апологетическая. Критические теории расценивают глобализацию как разрушительную силу, угрожающую стабильности и возможности развития человека, общества и культуры. Считается, что наиболее губительна глобальная культура для представителей локальных культур. Согласно апологетическим теориям, глобализация - необходимый компонент модернизации рыночной экономики, развития правового государства и демократии, становления единой культуры. Культурная составляющая мировой интеграции приводит к господству массовой культуры, которая обретает глобальный характер лишь с появлением планетарной сети массовых коммуникаций - от радио и телевидения до Интернета. В этом смысле становление «глобальной культуры» уже не миф, но практически наблюдаемая тенденция. Вместе с тем надежды на полную интеграцию культур, то есть образование единой мировой культуры и даже «слияние» в обозримом будущем этносов, наций и народов в некий планетарный суперэтнос или мегаобщество представляются весьма проблематичными. Кроме того, зачастую упускают из вида противоречивый характер самой глобализации, которая имеет как положительное, так и отрицательное влияние, к тому же глобализация протекает неравномерно.

Глобализация - процесс универсализации, становления единых для всей планеты Земля структур, связей и отношений в различных сферах жизни общества. Феномен глобализации, воспринимаемый как объективная реальность, заявляет о себе замкнутостью глобального пространства, единым мировым хозяйством, всеобщей экологической взаимозависимостью, глобальными коммуникациями и др.

Исследователи различают две волны глобализации: первая на рубеже Х1Х и ХХ веков, вторая началась в конце 1970-х годов.

Первая волна глобализации характеризуется экономическим ростом, индустриальным и финансовым развитием вследствие распространения свободной торговли. Ее начало можно отнести к рубежу Х1Х и ХХ веков. Первая

мировая война остановила процесс экономически-информационно-

коммуникационного сближения наций, для реанимации процесса понадобилось немало времени.

Вторая волна (или возрождение) глобализации началась в конце 1970-х годов на основе революции в информатике и телекоммуникациях. Очевидным стал новый характер глобализационных процессов. Если на первом этапе глобализационной опорой служила Британская империя, то ныне за процессом резко ускорившейся глобализации стоят Соединенные Штаты Америки. Глобализация - это процесс, определяемый рыночными, а не государственными силами. Она означает гомогенизацию жизни: цены, продукты, уровень и качество здравоохранения, уровень доходов и т. д. Глобализация изменяет не только процессы мировой экономики, но и ее структуру. Набирает силу невероятный по мощи воздействия на человечество процесс, генерирующий

трансконтинентальные и межрегиональные экономические потоки, создающий глобальную по своему масштабу взаимозависимость. Мировая экономика не просто становится взаимозависимой - она интегрируется практически в единое целое. Различие между взаимозависимой экономикой и экономикой

глобализированной - качественное.

Волнообразность процесса глобализации обусловлена противоречивостью взаимодействия двух противоположных тенденций - сближения и конфронтации субъектов мирового сообщества.

Глобализация трансформирует внутренние социальные отношения, жестко дисциплинирует их, разрушает культурные табу, наказывает неэффективность. Она заставляет правительства гармонизировать национальную экономическую политику с потребностями и пожеланиями соседей и потенциальных конкурентов.

Ряд исследователей считает, что глобализация является спутником человечества со времен античности (С. Амин, А. Г. Франк), указывая на наличие в древнем мире многонациональных империй и трансрегиональных торговых путей. Многие ученые связывают начало глобализации с эпохой Возрождения и Новым временем после Великих географических открытий и перехода Западной Европы к капитализму, процессами модернизации (Р. Робертсон, М. Уотерс). Большинство авторов полагает, что глобализация ведет свое начало от последней трети ХХ века, будучи обусловленной революцией в информационных технологиях.

Следует отличать глобализацию от унификации, стандартизации и обезличивания. Глобализация - это то, что свойственно и принадлежит всем, не требуя ни от кого отказа от своей индивидуальности и своеобразия. Сущность глобализации открывается в явлениях и процессах более глубокого уровня, чем она предстает в феноменологическом срезе. Отправным пунктом является осознание и признание объективного факта: в мире возникли вопросы и проблемы, которые ни одна страна и народ не могут решать автономно, изолированно и безотносительно друг к другу. Жестко фиксируя усиливающуюся зависимость стран, народов и культур друг от друга, глобализация соединяет ее взаимностью в естественно-историческом процессе развития человечества.

Современные процессы глобализации не оставляют без внимания и сферу культуры. Глобализация культуры - процесс формирования единой общечеловеческой (планетарной, всемирной) культуры как результат реализации изначально заложенных в ней глобализационных тенденций, либо вовлечения культуры во всеобщий поток глобализации. Важнейший симптом глобализации -

создание единого мирового информационного пространства - неизбежно изменяет духовный облик всего человечества, оказывает влияние на культуру, создает однотипное жизненное пространство, занимает важное место в формировании образа жизни человека, стиля мышления и манер его поведения.

Влияние глобализации на культурные аспекты общественной жизни противоречиво. С одной стороны, глобализация значительно расширяет ареал культурного общения, обмена замыслами и интеллектуальными достижениями, дает небывалый импульс новым творческим начинаниям, развитию науки и техники. С другой стороны, глобализация разрушает культурные устои сложившихся обществ, их историческое наследие и самобытность. Культура является той системой общества, которая обеспечивает его успешное противостояние разрушительным внешним воздействиям; поэтому необходимо сохранить и защитить ценности и национальное своеобразие культуры, творчески развивать её.

Воздействие глобализации на локальные культуры уже сейчас ощутимо. Систематизируем положительное и отрицательное, а также индифферентное влияние глобализации на двух уровнях существования культуры коренных народов Севера: социумном и индивидуальном. Для наглядного представления влияния глобализации на культуру коренных народов Севера предлагается следующая таблица:

Влияние глобализации

негативное индифферентное Позитивное

социум - экстенсивный характер освоения природы под влиянием индустриализации; - интенсивный переход к рынку Научно-технические достижения - глобальная сеть как средство коммуникации; - информационные технологии; природосберегающие технологии; - безотходное хозяйство

индивид - деморализация; - девиантность; - асоциальное поведение Маргинализация - повышение культурного уровня и образования; - активизация коммуникаций, диалога культур; - сохранение культуры

Особое внимание уделим индифферентному влиянию, так как оно находится на стыке негативного и позитивного. На социумном уровне современные научно-технические достижения могут ускорить ход истории под влиянием индустриализации, а, самое главное, и без того экстенсивный характер освоения природы, что повлечет за собой ещё более интенсивный переход к

рынку. С другой стороны, научно-технические достижения способствуют развитию глобальной сети как основного средства коммуникации, также на их базе возникают новые информационные и природосберегающие технологии, которые в дальнейшем должны привести к безотходному хозяйству.

На индивидуальном уровне критическим оказывается влияние маргинализации. С одной стороны, она может повлечь деморализацию, девиантность и асоциальное поведение. С другой стороны, переходное состояние может подтолкнуть индивидов к выходу из данной ситуации путем повышения культурного уровня, в том числе и образования, активизации общения и диалога культур, что повлечет за собой потребность в сохранении культуры коренных народов Севера.

В группе отрицательных социокультурных влияний глобализации на социумном уровне отмечается: экстенсивный характер освоения природы под влиянием индустриализации, интенсивное развитие рыночной экономики в целом на территориях ХМАО. На индивидуальном уровне существования культуры можно выявить следующие отрицательные социокультурные процессы: распространение асоциального поведения, деморализацию и угрозу «эпидемии» девиантности населения, особенно молодежи (что обусловлено нарушением традиционного семейно-бытового воспитания). Все означенные влияния на культуру коренных народов Севера чреваты деконструирующей, разрушительной силой.

Социокультурные глобальные влияния на социумном уровне могут иметь и положительное значение. Благодаря широкому использованию глобальной сети как средства коммуникации, распространению информационных технологий возможны поиск и внедрение природосберегающих технологий, использование опыта интенсивного безотходного хозяйствования, который возможно заимствовать из опыта российской и мировой экономики. На индивидуальном уровне положительным являются постепенный рост уровня образования населения, повышение культурного уровня, доступное вхождение в иные культуры с целью обогащения на этой основе собственной культуры; под влиянием знакомства с опытом жизни иных народов существенно активизируется деятельность имеющихся центров культуры, задачами которых является заинтересованное сохранение, пропаганда и развитие культуры коренных народов Севера.

Для поддержания культуры коренных народов Севера и ее развития необходимо решить проблемы, возникающие как на социумном, так и на индивидуальном уровнях её существования. В первом случае это предполагает формирование регионального хозяйственного механизма, который будет регулировать социально-экономическое развитие, в том числе

природопользование и антропогенное воздействие на окружающую среду; выполнение природоохранных мероприятий; реконструирование промышленной системы с учетом хозяйственной емкости локальных экосистем. На индивидуальном уровне необходимы усилия, направленные на изменение индивидуального сознания и характера деятельности каждого отдельного индивида для повышения уровня его культуры.

Примечания

1 См.: Фомин, С. Глобализация и её последствия для России / С. Фомин // Мол. гвардия. - 2002. - № 11/12. - С. 5.

2 См.: Мол. гвардия. - 2002. - № 11/12. - С. 167.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.