Научная статья на тему 'Изучение динамики культуры коренных народов Севера в контексте глобализации'

Изучение динамики культуры коренных народов Севера в контексте глобализации Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
692
126
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ГЛОБАЛИЗАЦИЯ / НАРОДЫ СЕВЕРА / ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ КУЛЬТУР / GLOBALIZATION / NORTH NATIVES / INTERACTION OF CULTURES

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Бахтеева Лариса Ивановна

Исследование основано на культурно-историческом освещении проблем культурной жизни коренных народов Севера: определение современного состояния данной локальной культуры, ее структуры и динамики; комплекс положительных и отрицательных влияний процесса глобализации; взаимодействие культур (ассимиляция и аккультурация) и т. д. Актуальность статьи определяется тем, что на сегодняшний день представления о процессах в культуре народов Севера довольно размыты, и данный вопрос требует более детальной разработки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

NORTH NATIVES' CULTURE DYNAMICS STUDY IN THE CONTEXT OF GLOBALIZATION

The study is based on cultural historical coverage of the North natives' cultural life problems including modern local culture state definition, its structure and dynamics; globalization process positive and negative influences complex; cultures interaction (assimilation and acculturation) etc. North natives' cultural processes present-day notion is rather inaccurate and needs more detailed study which makes the article topical.

Текст научной работы на тему «Изучение динамики культуры коренных народов Севера в контексте глобализации»

Лариса Ивановна Бахтеева

ИЗУЧЕНИЕ ДИНАМИКИ КУЛЬТУРЫ КОРЕННЫХ НАРОДОВ СЕВЕРА

В КОНТЕКСТЕ ГЛОБАЛИЗАЦИИ

Исследование основано на культурно-историческом освещении проблем культурной жизни коренных народов Севера: определение современного состояния данной локальной культуры, ее структуры и динамики; комплекс положительных и отрицательных влияний процесса глобализации; взаимодействие культур (ассимиляция и аккультурация) и т. д. Актуальность статьи определяется тем, что на сегодняшний день представления о процессах в культуре народов Севера довольно размыты, и данный вопрос требует более детальной разработки.

Ключевые слова: глобализация, народы Севера, взаимодействие культур.

Культура как сложно организованная система не пребывает в стабильном состоянии, а демонстрирует интенсивный динамизм. В ходе ее развития осуществляются трансформационные процессы, когда в пределах ограниченного исторического времени одни формы культуры уступают место другим, вновь возникающим, несущим в себе новые черты.

Важным аспектом понимания ситуации в современной культуре является то обстоятельство, что существенно изменились роль и соотношение факторов, влияющих на динамику культуры. Если ранее на ее развитие оказывали влияние такие духовные и социальные процессы, которые определялись в теориях классической культурологии и философии культуры понятиями аккультурации, диффузии, адаптации, социализации, то со второй половины XX в. вносят дополнительные изменения в культуру новые факторы: индустриализация, рыночный характер хозяйствования, интенсивная миграция и глобализация.

Внимание на динамике культуры коренных народов Севера России обусловлено наиболее интенсивным освоением данной территории. Развитие добывающей промышленности в Тюменском регионе за последние десятилетия привело к строительству крупных индустриальных объектов, появлению больших городов, масштабным миграционным процессам, что сопровождалось обострением экологических, социальных, этнических и культурных проблем. Социальноэкономический скачок индустриального раз-

вития Севера внес коррективы в образ жизни, быт, традиции и культуру коренных народов.

К коренным народам Севера относятся этнические группы, локально обитающие на территориях традиционного проживания своих предков, сохраняющие самобытный уклад жизни и осознающие себя самостоятельными этническими общностями. Отличительными характеристиками этих народов являются специфический культурный облик, невозможность существования вне природного комплекса, и, как следствие, стремление к сохранению традиционного природопользования и культуры. Особую значимость имеет культурная экспансия переселенцев в жизнь и культуру коренных народов, у которых сформировалась своеобразная экокультура и природосообразная практика ее бытования.

По мнению многих современных исследователей, глобализация сопровождается кризисом базовых ценностей, способным привести к общей нестабильности, нанести вред, в особенности локальным культурам, однако глобализация может оказать и позитивное влияние на их развитие.

Для современного состояния культуры коренных народов Севера характерен комплекс противоречий:

- традиционных для северной культуры - противоречий между сообществом коренных народов и природой - гармонически разрешаемых на протяжении многовековой их истории;

- новых противоречий, источником которых является хищническое отношение к

природе и культуре коренных народов Севера со стороны сообщества переселенцев;

- новейшими противоречиями, обусловленными общемировыми процессами глобализации культуры.

Разностороннее рассмотрение феномена культуры в духовной жизни человеческого общества было предпринято Е. Б. Андреевой, Л. Ф. Балиной, А. П. Барчуговым, М. М. Бахтиным, И. Б. Гардинаром, Г. Д. Гачевым, А. Я. Гуревичем, М. С. Каганом, Л. Н. Коганом М. С. Колесовым, Ю. В. Лариным, А. В. Павловым, А. С. Соколовым, В. В. Ткаченко, Н. С. Трубецким, В. П. Туга-риновым, Й. Хейзингой, А. Щвейцером, Л. П. Швец, М. Н. Щербининым, Л. Уайтом, Е. Н. Ярковой. В некоторых из этих работ анализировались и выдвигались концептуальные основания культуры как феномена духовной жизни человеческого общества, в других рассматривались важные аспекты существования культуры.

Аспекты взаимодействия культур разрабатывали С. Н. Артановский, Е. Ю. Артемьева, В. М. Борисов, Л. Б. Вожева, Л. С. Выготский, Г. И. Зиннатуллина, И. С. Карабулатова, Д. А. Ольшанский, Н. М. Сыпченко, Ф. С. Файзуллин, К. А. Хвостов. Культура русского народа рассматривалась Н. Г. Апухтиной, Н. А. Бердяевым, Л. Н. Гумилевым, К. Касьяновой, Т. В. Станюковичем, И. И. Шангиной. Именно этими исследователями делалась попытка понять «русский национальный характер» в целом либо его отдельные стороны.

Проблемы культурной жизни аборигенных народов Севера были затронуты в дореволюционный период В. Ф. Зуевым, И. С. Поляковой, в советский период изучение национальной культуры продолжено

Н. В. Лукиной, Г. Б. Старцевым и др. Специфика культуры малых поселений была рассмотрена А. В. Головневым, Д. Б. Пюрвее-вым. Культура и быт северных народов изучены Е. А. Алексеенко, А. Н.Давыдовым,

О. Е. Каргаполовой, С. М. Молоковым,

A. М. Налетовым, А. П. Окладниковым,

B. А. Роббеком, Р. Д. Санжаевой, Д. А. Степаненко, Н. М. Требихиным, Е. Г. Федоровой, Л. В. Хомичем. Труды этих исследователей позволяют более наглядно уяснить предмет с точки зрения его системного единства. Работы Л. Г. Скульмовской, Н. Г. Хай-руллиной, Т. Г. Харамзина, содержащие социологические исследования материальной и духовной культуры Севера, дали возможность объяснить некоторые особенности протекания этно-культурных и социальноэкономических процессов на Севере.

Таким образом, в современном поле исследований практически отсутствуют развернутые культурологические представления о реальных процессах, происходящих в культуре коренных народов Севера. В связи с этим важным становится выявление структуры культуры коренных народов, а также определение ее исторической и современной динамики развития и трансформации в условиях глобализации.

Выявление важнейших процессов развития культуры коренных народов Севера под влиянием глобализации позволяет поставить ряд задач:

1. Выявить комплекс наиболее эффективных методологических и теоретических подходов к изучению культуры коренных народов Севера.

2. На основании культурно-исторического и деятельностного подходов исследовать динамику культуры коренных народов Севера.

3. Осуществить системный анализ современного состояния культуры коренных народов Севера.

4. Охарактеризовать полиаспектное влияние глобализации на динамику культуры коренных народов Севера.

Для решения поставленных выше задач необходимо выделить комплекс методологических подходов и методов: принципов и законов материалистической диалектики с элементами синергетики, культурно-истори-

ческого, деятельностного, системного подходов, методов сравнения, анализа и синтеза, компаративистики.

Философская методология - теория материалистической диалектики с элементами синергетики - позволила увидеть культуру коренных народов Севера как особый системно-открытый поликризисный феномен, способный к динамичному социокультурному изменению при условии разрешения многоуровневых противоречий. Культурноисторический подход позволяет проследить истоки феномена культуры коренных народов и их историческую перспективу, целостность в духовной и материальной жизни этноса. Деятельностный подход подразумевает изучение всех видов деятельности человека, а также ее результатов, воплотившихся в специфическом комплексе материальных, художественных и духовных ценностей народов. Системный подход дал возможность рассмотреть развитие культуры коренных народов Севера, ее структуру, особенности в качестве феномена, обладающего признаками целостности, открытости, поликризисно-сти. Метод сравнения используется нами при сопоставлении культуры коренных народов и культуры переселенцев, обусловливающих их своеобразие.

Метод анализа и синтеза позволяет систематизировать большой массив эмпирического материала об истории и современном состоянии культуры коренных народов Севера. Компаративный метод помог нам выделить общие и особенные черты культуры коренных народов и сопоставить их исторические судьбы на территориях Российского Севера.

Современная культура характеризуется двумя взаимодополняющими тенденциями - интеграцией и дифференциацией (диверсификацией). Диверсификация приводит к возрастающему многообразию локальных культур как территориально отдаленных, так и географически разбросанных. Интеграция способствует формированию глобальной

культуры. Главной характеристикой современности стало образование глобальной культуры, объединяющей людей общими представлениями, нормами и ценностями, распространенными по всей территории земного шара. По отношению к этой, становящейся глобальной, культуре все остальные культурные образования являются национальными и локальными культурами с определенным или ограниченным кругом приверженцев, обладающими своими ценностями и представлениями, которые вступают в достаточно сложные и противоречивые взаимодействия.

Локальная культура это сгусток своеобразного сознания, норм, ценностей, символов, стереотипов, языка, восприятия любой этнической или национальной общности. Представители такой культуры отличаются от других людей, не просто элементами, а особенностями своей картины мира - целостного синтетического панорамного представления о конкретной действительности и о своем месте в ней - «ядром культуры». Последнее состоит из общих для всех основ ми-ровидения, норм и ценностей.

Мир локальной культуры обязательно включает в себя определенное отношение к природе, причем оно может быть абсолютно противоположным: как бережным и разумным, так и варварским, необдуманным. В силу суровых природных условий обеспечивающих витальное и культурное бытие коренных народов, для них традиционно разумно-бережное отношение, обеспечивающее существование нынешних и будущих поколений. Локальная культура рассматривается нами как необходимая основа разумного природопользования и при-родоохранения.

В локальной культуре коренных народов Севера природа представляет собой некую сверхценность, которая имеет двоякий характер: она кормит, одевает, облагораживает и в тоже время может проявить свой нрав в любой момент, тем самым заставляет

человека всегда быть настороже, обладать необходимыми знаниями, обеспечивающими существование этноса.

Культура коренных народов Севера предстает целостной и открытой системой из культурных форм и явлений (орудий труда, предметов быта, норм поведения, обиходных понятий, менталитета, элементов мировоззренческого комплекса), окончательно сложившихся в доиндустриальную эпоху и несущих на себе отчетливую печать природноландшафтной и социокультурной локальноэтнической специфики, которая может быть определена в качестве экокультуры. Понятие экокультуры предполагает демаркацию данного понятия от родственного, но самостоятельного по составу понятия «экологическая культура»; последнее означает развитость не только экологических отношений, но и экологических учреждений и экологических научных воззрений в социуме.

Трактовка культуры М. С. Кагана, философская по своему содержанию, может быть включена в онтологическую систему «природа - человек - общество», в которой человек оказывается центральным и интегрирующим ее «звеном», поскольку он вбирает в себя, органически связывает эти три «мира» миром культуры. Человек понимается, таким образом, как существо - био-социо-культурное. Именно экокультура аккумулирует духовную энергию человека, дает импульс для самопознания и самореализации, определяет границы поведения, обогащает социальную память этноса, сохраняет культурное наследие, осуществляет трансляцию ценностей и достижений в процессе преемственности поколений. Таким образом, культура - неотъемлемый атрибут не только индивидуально-человеческого, но и этнического существования.

Опираясь на труды Л. Н. Когана, определим культуру как мир социального опыта человека, накопленных им непреходящих материальных и духовных ценностей; как

качественную характеристику («способ») живой человеческой деятельности.

Структура культуры коренных народов, как и любой другой, может быть представлена материальной, художественной и духовной составляющей. В материальную входят культура производства и быта, культура физического бытия. Культура производства в материальной составляющей культуры коренных народов представлена в качестве промыслов и ремесел, характерных для данного сообщества. Под культурой быта следует понимать все то, что предназначено для восстановления и поддержания человека. Функции третьей составляющей материальной культуры направлены на укрепление сил, способствующих выживанию в сложных климатических условиях. Художественная культура представлена любительским и профессиональным творчеством преимущественно в области народной музыки, танца, праздника и декоративно-прикладного искусства. Духовная культура, направленная на поддержание и развитие духовной жизни коренных народов, включает в себя: мифы, религию, традиции, обряды, обычаи.

Оригинальность культуры коренных народов заключается в слитности, неразделенном единстве «обыденного» и «высокого» в повседневности в силу традиционного образа жизни, пространственной удаленности от центра формирования материальных, художественных и духовных инноваций, размеренного темпа жизни, усложненного коммуникационного взаимодействия.

В локальной культуре коренных народов Севера представлены мировоззренческие (универсальные), прикладные (хозяйственно-бытовые, эстетические и др.) элементы культурных комплексов как предшествующих, так и современных поколений и эпох. Отсюда многослойный в смысловом, символическом и опредмеченном отношении и многоукладный компонентный состав данной культуры. Материальное и духовное начало культуры коренных народов Севера,

таким образом, синтезируют в своем истоке особенности пространства, климатических и биосферных условий, которые порождали постоянную связанность человека с природой, и обусловливали качественное состояние культуры в форме экокультуры.

Динамика культуры - одна из наиболее значимых проблем культурологии. Она раскрывает характер, обстоятельства, причины изменений, происходящих в человеческом обществе, описывает стадии эволюции культурно-исторического процесса, выдвигает критерии и на их основании оценивает действительность. В качестве главного мерила чаще всего выступает гуманитарный вектор культуры, позволяющий проследить в любом изменении меру прироста духовной составляющей человечества.

Под динамикой культуры мы будем понимать процесс изменения, преобразования культурной жизни общества, характеризующийся порождением культурных явлений под влиянием внутренних и внешних факторов исторического развития общества и направленный на обогащение культуры.

Методологическая опора на диалектику, конкретно на культурно-исторический, деятельностный подходы позволила выявить в истории культуры коренных народов Севера три этапа развертывания её содержания.

Первый этап - архаичный, родоплеменной, охватывающий период от первобытности до начала колонизации северных территорий в XVII в.; характеризуется доминантностью природного окружения по отношению к этническим общностям, небольшой численностью и плотностью населения, крайне низкими темпами социальноэкономического становления.

Второй этап - доиндустриальный, феодально-племенной, охватывающий период от начала колонизации XVII в. до середины XX в.; характеризуется сильным влиянием природной среды на хозяйственнобытовую деятельность этнических общностей Севера, относительным увеличением

численности населения, окончательным формированием социально-культурного комплекса в трех важнейших компонентах: материальная, художественная и духовная культуры.

Третий этап - индустриальный, современный, начавшийся с середины XX в. по настоящее время; характеризуется наслаиванием противоречий природы и социума вследствие индустриального освоения природных богатств Севера, интенсивной миграции переселенцев и возникновением новых противоречий в ранее целостной культуре.

Проведенный анализ историзма культуры коренных народов Севера позволил вычленить следующие механизмы ее динамики на современном этапе: социализацию и адаптацию, миграцию и маргинализацию, ассимиляцию и аккультурацию и, наконец, глобализацию.

Особым элементом социализации является помещение детей в инородную социальную среду - интернат. Для первых двух этапов становления характерны традиционно-культурная среда обитания, где очевиден естественный институт социализации - семья. На последнем полувековом отрезке II и на III этапах искусственно оторванные от привычных норм этносоциальной практики и морали молодые представители коренных народов погружаются в совершенно иные отношения, что вызывает потребность в адаптации к динамике времени.

Миграция населения на Север вызвана открытием богатства местной природы нефтью и газом. Это условие оказывает и будет оказывать влияние на культуру коренных народов Севера. Из-за перемещения больших масс населения увеличивается «культурная диффузия». На базе разрозненных непосредственных контактов между носителями различных культур и ускорения процессов их взаимодействия возникает маргинализация, когда группа и ее члены теряют свою культуру, но не устанавливают тесных контактов

с другой культурой. Человек превращается в своего рода «промежуточную личность» -маргинала, который лишается своей системы нравственно-этических правил, не обретая взамен другой полноценной системы.

Взаимодействие культур характеризуется процессами ассимиляции и аккультурации.

Ассимиляция имеет различные смысловые характеристики: 1) процесс поглощения одной культуры другой; 2) процесс, в результате которого члены одной этнической группы утрачивают свою первоначально существовавшую культуру и усваивают культуру другой этнической группы, с которой они находятся в непосредственном контакте. При ассимиляции уже достаточно сформировавшиеся этносы или отделившиеся от них небольшие группы, оказавшись в тесном контакте с другим народом, более многочисленным или более развитым в социальноэкономическом и культурном отношении (и особенно находясь в среде этого народа), воспринимают его культуру.

Аккультурация рассматривается как процесс взаимодействия, взаимовлияния культур, в ходе которого происходит их изменение, усвоение ими новых элементов. Ни одна культура не способна динамично развиваться без взаимодействия с иными, непохожими на нее культурами, однако у межкуль-турного взаимодействия есть и оборотная сторона. Она состоит в том, что всегда может найтись более сильная, более агрессивная (доминантная) культура, которая в случае непосредственного межэтнического контакта путем прямого или косвенного давления вызовет в другой культуре радикальное изменение. В результате картина мира этой последней культуры полностью или частично замещается картиной мира доминантного этноса. Такой культурный контакт может привести к полной ассимиляции одной нации другой, слиянию одного народа с другим, с полной утратой одним из них своей картины мира, а следовательно, своего национального

самосознания, ценностных ориентаций, традиций, обычаев, религии и языка.

Современным доминантным фактором, влияющим на динамику культуры коренных народов Севера, необходимо выделить глобализацию. Это объективный исторический процесс, обусловленный углублением международного разделения труда, производственной кооперации и специализации, научно-техническим прогрессом, необходимостью совместного решения глобальных проблем (таких, как, например, проблемы загрязнения окружающей среды, обеспечения минеральными и продовольственными ресурсами постоянно возрастающего мирового населения, обеспечение будущего общечеловеческой цивилизации).

Для выявления влияния глобализации на культуру коренных народов Севера необходимо рассмотреть ее современное состояние.

Целостность и синкретизм культуры коренных народов с типичной для них средой обитания (природой) - общее в судьбе всех поколений коренных народов Севера. Длительное совместное проживание в одинаковых природных и социальных условиях ведет к выработке как общих, так и специфичных черт, объединяющих их друг с другом и отличающих от других подобных общностей.

Быт является интегративным, зародышевым субстратом культуры, в своей первичной определенности он генетически и по смыслу предшествует формированию любой культуры; первобытное состояние человечества представляет собой по сути нерасчлененное тождество природы, быта и культуры в их первичной гармонии, укореняющей человека в мире; и развитых формах культуры сочетаются материальная, художественная и духовная сторона человеческой деятельности.

Коренные народы на современном этапе имеют более развитую, нежели бытовую, материальную сферу деятельности, ко-

торая включает в себя три основных элемента: отрасли традиционного природопользования, производственную инфраструктуру, являющуюся своеобразным буфером между укладом и современным рыночным хозяйством, а также художественные промыслы и ремесла. Первая подсфера деятельности ограничена возможностями природы и существует по законам простого воспроизводства, традиционное природопользование не сокращается под воздействием промышленной цивилизации. Вторая подсфера деятельности может и должна развиваться по законам расширенного производства, но она имеет в своем развитии сдерживающие моменты, -ограничения связаны с сырьевой, ресурсной базой, поскольку на сегодняшний день производственная инфраструктура является продолжением традиционного хозяйства. Третья подсфера - художественная деятельность -ограничена практически только способностями человека.

С древнейших времен для аборигенного населения Севера основой жизнедеятельности было присваивающее хозяйство, ориентированное на охоту и рыболовство, до настоящего времени традиционными остаются такие отрасли хозяйства, как рыболовный и охотничий промысел, кое-где - оленеводство. Кроме присваивающих отраслей современное население Севера практикует некоторые формы производящего хозяйства

- разведение домашних животных, скотоводство, в некоторой степени - земледелие.

Домашнее хозяйство содержало богатые возможности художественного отношения человека к миру. До сих пор в обиходе народа распространены предметы быта из бересты, дерева, трав, изготовленные вручную, с приданием особого орнамента. В шитье одежды использовались сухожилия оленя, лося, волокна крапивы, конские волосы, ивовое лыко, мочало. Из шкур животных, птиц, рыбьей кожи шилась разнообразная одежда, украшавшаяся цветной мозаикой. Из сотканного на ручном ткацком станке кра-

пивного волокна получали холст, шили белье, одежду, вышивка которых бисером или узорами из разноцветных материалов в наше время признается шедеврами.

К духовным элементам народной культуры относится та часть культуры, которая призвана удовлетворять такие потребности человека, как познавательно-информационные, эстетические, нравственные, воспитательные, развлекательные и др. В область духовной части культуры коренных народов Севера целесообразно отнести этнические знания, способы передачи информации, религию, моральные требования и ценности, фольклор, все виды народного искусства, культурно-досуговую деятельность народных масс и т. д.

Таким образом, материальная культура коренных народов формировалась в условиях образа жизни, определяемого климатом и природными условиями в данном регионе. Если материальная культура обусловливается особенностями территории, то духовная -особенностями быта. В «опредмеченном» мире культуры народов Севера укоренены элементы художественной и духовной культуры, например, произведения народной живописи, орнамент, которые творятся не только руками, но и человеческим сознанием, «духом», удовлетворяют эстетические и мировоззренческие потребности человека. Таким образом, по отношению к формам культуры коренных народов Севера принцип дифференциации предметов на материальные и духовные теряет свою императивность. Подобный синкретизм, целостность, и противоречивость культуры коренных народов Севера является особым артефактом мировой культуры.

В результате промышленного освоения Севера нарушился экологический баланс территорий проживания коренных народов. Неповторимый урон окружающей среде наносит загрязнение отходами нефтяных и газовых промыслов. Экологический кризис имеет две составляющие. С

одной стороны, в него входит проблема ис-черпаемости природных ресурсов, которые активно используются мировой экономикой без осуществления серьезных мер по их восстановлению. Вторая составляющая кризиса заключается в проблеме загрязнения окружающей среды продуктами жизнедеятельности человечества. Особенная хрупкость северной природы, связанная с бедностью ее флоры и фауны обусловила «экологичность» быта, что вошло в мифологию северных народов, сакрализовав необходимые элементы природы, сохранение которых обеспечивало выживание.

Современная культура, например, Ханты-Мансийского автономного округа, содержащая в своем составе культуру коренных народов Севера и культуру переселенцев, не исключает современную промышленную глобализацию. Коренные народы, находясь в своей среде обитания, поддаются воздействию со стороны переселенцев, которые наиболее развиты в социальноэкономическом и культурном отношении. Это оказывает влияние на состояние, развитие и будущность их культуры. Если переселенцам приходится приспосабливаться к совершенно иному пониманию места человека в природном мире и иному пониманию взаимосвязи между людьми, то коренным жителям приходится преодолевать барьер бурного технического развития, что гораздо сложнее и требует большей затраты времени. Кроме того, переселенец, не адаптировавшийся к новому быту, может остаться жить в промышленном городе или совсем покинуть пределы Севера, коренному же жителю уехать некуда. Он постепенно привыкает к некоторым продуктам современной глобализации, и в процессе этого становится все более зависимым от нее. Поэтому процесс формирования новой культуры осложнен особым противоречием. В то время как культура переселенцев сохраняется и органично входит в состав нового духовного пространства, культуры малых народов находятся длительное

время в состоянии перехода, что представляет существенную угрозу этнической идентификации вплоть до утраты.

Проблема соотнесенности двух взаимодействующих здесь бытов, культур, таким образом, перерастает рамки чисто теоретического интереса, за ней начинает рассматриваться проблема выживаемости переселенческой инфраструктуры и общества в условиях самообеспечения, когда будут исчерпаны богатые минеральные ресурсы, которые помогают на настоящем этапе обеспечивать жизнедеятельность переселенцев.

Исторически до XVII в. культуры народов мира имели локальный характер. В XVIII - XIX вв. ведущую роль стали занимать национальные культуры, по отношению к которым культуры региональные и локальные стали трактоваться как субкультуры. В последние три десятилетия XX в. ведущей тенденцией является глобализация; ею характеризуют наивысший уровень взаимосвязи экономических, социальных, политических и культурных процессов, происходящих в относительно короткие исторические сроки (или одновременно) в различных странах в планетарном масштабе.

Процесс глобализации является частным случаем соотношения дифференциации и интеграции в человеческом обществе. Глобализация имеет противоречивый характер: способствуя коммуникации между народами и культурами, увеличивая число общих элементов (преимущественно информационного и технологического порядка), она вызывает вместе с тем напряженность и конфликты как экономических и политических интересов, так и идеологических и культурных ценностей и приоритетов.

Теории глобализации культуры условно можно подразделить на две группы: критическая и апологетическая. Критические теории расценивают глобализацию как разрушительную силу, угрожающую стабильности и возможности развития человека, общества и культуры. Считается, что наиболее

губительна глобальная культура для представителей локальных культур. Согласно апологетическим теориям, глобализация - необходимый компонент модернизации рыночной экономики, развития правового государства и демократии, становления единой культуры. Культурная составляющая мировой интеграции приводит к господству массовой культуры, которая обретает глобальный характер лишь с появлением планетарной сети массовых коммуникаций - от радио и телевидения до Интернета. В этом смысле становление «глобальной культуры» уже не миф, но практически наблюдаемая тенденция. Вместе с тем надежды на полную интеграцию культур, то есть образование единой мировой культуры и даже «слияние» в обозримом будущем этносов, наций и народов в некий планетарный суперэтнос, или мегаобщество, представляются весьма проблематичными. Кроме того, зачастую упускают из вида противоречивый характер самой глобализации, которая имеет как положительное, так и отрицательное влияние, к тому же глобализация протекает неравномерно.

Комплекс отрицательных и положительных влияний глобализации на содержание локальной культуры и социокультурной ситуации на территориях проживания коренных народов Севера позволяет рассмотреть в двух уровнях: социумном и индивидуальном.

В группе отрицательных социокультурных глобальных влияний на социумном уровне отметим: экстенсивный характер освоения природы под влиянием индустриализации, интенсивное развитие рыночной экономики в целом на территориях проживания коренных народов Севера. На уровне индивидуальной культуры выявим следующие отрицательные социокультурные процессы: маргинализацию, распространение асоциального поведения, деморализацию и угрозу «эпидемии» девиантности населения, особенно молодежи (что обусловлено нарушением традиционного семейно-бытового воспитания). Все означенные влияния на куль-

туру коренных народов Севера чреваты деконструирующей, разрушительной ролью.

Социокультурные глобальные влияния на социумном уровне могут, вместе с тем, проявить положительное значение. Благодаря постепенному росту уровня образования населения, распространению информационных технологий возможно следующее: поиск и внедрение природосберегающих технологий, использование опыта интенсивного безотходного хозяйствования, который возможно заимствовать из опыта российской и мировой экономики, опора на передовые научно-технические достижения. На индивидуальном уровне: широкое использование глобальной сети как средства коммуникации, образования, повышения культурного уровня, доступного вхождения в иные культуры с целью обогащения на этой основе собственной культуры; под влиянием знакомства с международным опытом жизни иных народов существенная активизация деятельности имеющихся центров культуры по сохранению, пропаганде и развитию культуры коренных народов Севера.

Подводя итого, следует отметить, что глобализация как наиболее глубокий процесс культурной интеграции не устраняет дифференциацию культур, а предполагает единство многообразия, которое и составляет диалектическую суть культуры; и способность народа осваивать достижения другой культуры - один из главных показателей ее жизнеспособности.

Для исследования культуры коренных народов Севера, которая может быть определена в качестве специфической экокультуры необходим оптимальный комплекс методологических оснований (диалектико-материалистический с элементами синергетики, культурно-исторический, деятельностный, системный подходы) и теоретических концептов. Анализ исторических изменений культуры коренных народов Севера позволяет определить основные этапы (архаичный, доиндустриальный и индустриальный) и

факторы (миграции, адаптации, социализации, маргинализации) динамики культуры, в том числе глобализацию как ведущий механизм в ее современной трансформации. Для современного состояния экокультуры коренных народов Севера специфичным является столкновение с культурой переселенцев. На современное состояние экокультуры коренных народов Севера глобализация оказывает полиаспектное как негативное (экстенсивный характер освоения природы и развития рыночной экономики, индустриализация), так и позитивное (использование международного и отечественного опыта интенсивного безотходного хозяйствования и природосберегающих технологий, информатизация) влияние.

Дальнейшее изучение данного вопроса на материалах конкретных северных территорий может способствовать более целенаправленному выстраиванию культурной политики Северного региона. Рассмотренный аспект представляет интерес для культурологов, историков, социологов, практических работников, осуществляющих непосредственную культурную политику и применим для дальнейшей разработки теоретических проблем социокультурной динамики любых локальных культур.

10

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.