Научная статья на тему 'Традиционная культура как основа развития человеческого капитала в модернизационной Якутии'

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала в модернизационной Якутии Текст научной статьи по специальности «Прочие социальные науки»

CC BY
428
78
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Ценности и смыслы
ВАК
Ключевые слова
АРКТИЧЕСКАЯ ЦИРКУМПОЛЯРНАЯ ЦИВИЛИЗАЦИЯ / ТРАДИЦИОННАЯ КУЛЬТУРА / ЧЕЛОВЕЧЕСКИЙ КАПИТАЛ / КУЛЬТУРНАЯ МОДЕРНИЗАЦИЯ ЯКУТИИ / CIRCUMPOLAR CIVILIZATION / TRADITIONAL CULTURE / HUMAN RIGHTS / CULTURAL MODERNIZATION IN YAKUTIA

Аннотация научной статьи по прочим социальным наукам, автор научной работы — Игнатьева Саргылана Семеновна

В статье поднимаются дискуссионные вопросы возможности существования циркумполярной цивилизации, анализируются работы исследователей, посвященных данной теме. Автором раскрыты особенности якутской традиционной культуры, основные типы традиций, позволяющие выявить суть «культурного ядра» коренных народов Севера: на современном этапе развития региона. Особое внимание уделено роли человека в стратегической культуре и культурной модернизации Якутии.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

TRADITIONAL CULTURE AS A BASIS FOR THE DEVELOPMENT OF HUMAN CAPITAL IN MODERNIZATION OF YAKUTIA

The paper considers controversial issues of the possible existence of circumpolar civilization. The author analyses the main researches on the topic. The author reveals the features of the Yakut traditional culture, specific types of traditions, allowing to reveal the essence of the “cultural core” of indigenous peoples of the North: at the present stage of region’s development. Special attention is paid to the role of human rights in strategic culture and cultural modernization of Yakutia.

Текст научной работы на тему «Традиционная культура как основа развития человеческого капитала в модернизационной Якутии»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

УДК 008 (98)

С.С. Игнатьева

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала в модернизационной Якутии

В статье поднимаются дискуссионные вопросы возможности существования циркумполярной цивилизации, анализируются работы исследователей, посвященных данной теме. Автором раскрыты особенности якутской традиционной культуры, основные типы традиций, позволяющие выявить суть «культурного ядра» коренных народов Севера: на современном этапе развития региона. Особое внимание уделено роли человека в стратегической культуре и культурной модернизации Якутии.

Ключевые слова: арктическая циркумполярная цивилизация, традиционная культура, человеческий капитал, культурная модернизация Якутии.

Исследования, посвященные происхождению якутского этноса и традиционной культуры, представлены в работах ряда научных школ. Большая часть их них сформировалась в стенах Института гуманитарных исследований и проблем малочисленных народов Севера СО РАН, Северо-Восточного федерального университета им. М.К. Амосова и Арктического института культуры и искусств. Некоторые их них развивались совместно с известными российскими академическими институтами, зарубежными университетами, наращивая тем самым культурологическое знание новыми артефактами, методологическими разработками, результатами экспедиционных исследований.

Отмечая ценность самобытной традиционной народной культуры Якутии, ее этнокультурного взаимодействия и взаимообогащения в полилоге с другими культурами, можно условно выделить несколько взаимосвязанных между собой уровней в ее формах бытования и идентификации.

Собственно «аутентичный» уровень, свойственный уникальной культуре коренных народов Севера с их традиционным мировоззрением «чувственно-сверхчувственного характера бытия». Так, с точки зрения саха, любое явление природы — одушевленное, а не-

© Игнатьева С.С., 2015

102

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

разрывное единство материального и духовного воплощается в иччи (примерный аналог в переводе с якутского языка — «душа»). Даже предмет, сделанный руками человека, одухотворяется и приобретает черты иччи.

Второй уровень — уровень включенности в структурное ядро «арктической» культуры евроазиатского типа — русского и др. народов России. Как справедливо отмечают исследователи, в XVII веке, когда «...русские поселенцы привнесли новый культурный слой, который закрепился на новой почве, и влился в “народное многоголосие Севера”» (А.П. Окладников [цит. по: 5, с. 55]), в якутскую культуру проникли элементы других культурных форм православной славянской традиции, культуры казачества и др.

Третий уровень — уровень освоения западных форм культуры, что наиболее активно проявляется в эпоху глобализации. В данном тренде есть свои позитивные стороны: возможность позиционирования своей самобытности в мировом культурном пространстве, расширение границ культурного обмена и освоение культуры креативных индустрий, позитивный мультикультурализм и т. д.

Вместе с тем, очевидны явные и скрытые риски, обусловленные:

— глобальным характером управления в современном обществе, разрушающе влияющим на локусы и «заповедные» зоны геокультурного развития;

— жестким вызовом проникающей рыночной идеологии с ее системой ценностей, основанной на приоритетах «экономики потребления» и монетизации культурных практик;

— особенностями социокультурного развития в контексте информационно-технологического взрыва и влияния новых способов информации на человека и культуру общества [3].

Конкретный человек, в том числе и молодое поколение коренных народов Севера, неизбежно движется от «культурной зависимости, когда понимание и оценка собственной культуры являются частью его уникальной ниши развития, к культурной независимости, при которой он выходит за пределы экологического окружения собственной культуры для того, чтобы обрести новый кросс-культурный опыт и идет далее к созданию связей со многими культурами.

При этом он привносит в собственную культуру новый опыт и новое видение мира. Вместе с тем. оказывая влияние на экологические установки, которые формируют родную ему культуру» [10]. В этом движении важна «мера», предел допустимого и возможного влияния, которое работает не на разрушение «аутентичности», а укрепление ее «защитных кодов».

Вышеперечисленные уровни взаимодействия традиционной культуры условны, хотя имеют под собой теоретические основания. Реальная же практика их взаимопересечения и взаимовлияния гораздо многообразнее и богаче. Поэтому особенно актуально звучит проблема сохранения этнокультурной идентичности в условиях культурной экспансии, особенно со

103

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

стороны наиболее развитых государств (Европейского союза, США, Австралии).

В свете дискуссий о циркумполярной цивилизации, или арктической цивилизации, возникает вопрос о цивилизационной принадлежности этносов, населяющих Арктику. Эта проблема чрезвычайно важна, поскольку между цивилизационными процессами и существованием традиционной культуры должны быть найдены компромиссы на пути их взаимодействия.

Начало освоения Арктики исследователи относят к 10—15 тыс. лет назад. В поисках более продуктивных угодий первобытные охотники и рыболовы заселили арктическое побережье Евразии и Америки около 4—5 тыс. лет назад. С этого времени до наших дней прослеживается преемственность основных форм традиционного природопользования — охоты, рыболовства, морского зверобойного промысла и еще позднее оленеводства.

К XVI—XVII векам относится широкое освоение Арктики европейцами. В этот период на арктических побережьях существовало большое разнообразие местных культур и типов хозяйства, адаптированных к экстремальным природным условиям и периодическим колебаниям промысловых ресурсов. Культура коренных народов стала испытывать давление со стороны коммерческих методов освоения и эксплуатации природных ресурсов. Именно взаимодействие аборигенной и коммерческо-индустриальной форм природопользования легли в основу концепций освоения полярных территорий и акваторий.

В пользу возможности существования Арктической цивилизации исследователи [1; 9 и др.] находят такие аргументы, которые сводятся к общим чертам социально-культурного развития для народов этого региона:

— обширные, но малозаселенные территории;

— способность жить в органическом единстве с природой;

— природно-климатические особенности (продолжительная зима, короткое лето, значительная зона вечной мерзлоты, ограниченные земли для земледелия, сильные ветра) региона и их влияние на формирование характера и образа жизни, высокая степень адаптации к ним;

— экофильность культур; сохранение традиционных хозяйственных промыслов (охота, рыболовство, оленеводство, морской зверобойный промысел на китов, тюленей, моржей, добыча пушнины);

— преемственность духовной культуры и ценность человеческого бытия.

К этим же общим характеристикам относятся и негативные процессы,

происходящие с коренными народами Арктики: демографический кризис, ассимиляция, принятие образа жизни и быта индустриального общества, вытеснение традиционных технологий и т. п.

Исследователи называют Арктическую цивилизацию наряду с другими цивилизацией пятого поколения, однако имеющую существенные отличия: в ней нет самостоятельного суверенного политического ядра, государственных границ. По сути, она является территорией диалога и

104

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

партнерства трех локальных цивилизаций пятого поколения: евразийской, западноевропейской, североамериканской [9].

Особое место в характеристике цивилизации отводится социальнокультурному строю, который определяется как сфера духовного воспроизводства, которая включает в себя науку, образование, культуру, нравственность, идеологию, специфическую систему ценностей — созданную человеком и для человека.

Культурологический подход позволяет рассматривать культуру не как часть социально-культурного строя, а как целостность, в ткань которой органично вплетены: наука, образование, нравственность, идеология, система ценностей и социально-культурный строй. При этом отмечается «двуполюсность» арктической цивилизации.

«На одном полюсе — мигранты из более развитых регионов своей страны или из других стран и цивилизаций. Они, как правило, обладают обширными знаниями и высокой квалификацией, агрессивны и смелы в поиске, преодолевая арктические трудности, авантюристичны и инновационно активны, исповедуют христианство в той или иной его разновидности. Прожив десятилетия в новых для себя условиях, они приобретают некоторые новые черты, отличающие их от предков. Характер таких эмигрантов хорошо представлен в романах и рассказах Джека Лондона» [9, с. 19].

На другом полюсе — коренные народы Арктики. В среднем их уровень образования значительно ниже, но зато «...сохраняется приверженность к своей самобытной, передаваемой от поколения к поколению культуре, традиционным верованиям, гуманистически-ноосферной нравственности, веками сложившейся системе цивилизационных ценностей» [9, с. 19—20].

Характеризуя преимущества этой цивилизации, Ю. Яковец относит арктическую цивилизацию к локальной цивилизации пятого поколения, обладающей всеми признаками самобытного цивилизационного генотипа, и отмечает, что в отличие от совершенной цивилизации (цивилизации западного типа — С. И.), которая построена на конкуренции, традиционная цивилизация демонстрирует коллективизм, солидарность и взаимопомощь, вызванные условиями выживания. Именно эти качества, по нашему мнению, дают основание «будущему интегральному социокультурному строю арктической цивилизации» не только развивать свою исконную традиционную культуру, но и приобщать в ней представителей западных цивилизаций, помогая им осваивать стратегические модели поведения на «территории характера», в условиях вечной мерзлоты, расширять горизонты культуры и межкультурного взаимодействия.

Поэтому правомерно, что некоторые исследователи относят арктическую цивилизацию к тому типу цивилизаций, который А. Тойнби называет «задержанным типом». То есть это один из типов цивилизаций, которые удачно адаптировались к среде обитания до той степени, когда отпала

105

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

необходимость и потребность в ее преобразовании. Напротив, сегодня у развитых цивилизаций возникает потребность в изучения культурных механизмов согласования отношений в системе «человек — природа — общество».

Типологические характеристики арктической цивилизации по У. А. Винокуровой сводятся к следующему: «Здесь коренные народы создали своеобразный стиль данных отношений (отношение к природе и искусственно созданной человеком природной среде; отношение к другим людям, к социальным сообществам; отношение к духовному миру, в котором аккумулируются как индивидуальный опыт человека, так и общественная история, опыт поколений. — С. И.) в природно-климатических условиях арктической зоны земли. Этот тип цивилизации мы назвали арктической циркумполярной цивилизацией» [1, с. 164].

Данное заключение является ключевым не только относительно арктической цивилизации, но и для понимания основ традиционной культуры вообще и культуры народов Севера, в частности.

У.А. Винокурова придерживается социобиологического подхода, когда называет ключевым ген арктической цивилизации: «...родовую кровь не отмоешь, не соскоблишь» [1, с. 165]. Ссылаясь на Э.О. Уилсона, она утверждает, что именно эти гены держат культуру на привязи: врожденный репертуар стратегий поведения, матрицы с закодированными в ней модусами социальных реакций, духовных предпочтений и подсознательных инстинктов, передающихся из поколения в поколение представителям одной расы.

«Теория холодных зим объясняет, почему у европейцев и аборигенов Восточной Азии развился IQ. <...> Повышенный IQ улучшал способность индивидов строить жилища, хранить пищу, изготавливать одежду и успешно охотиться на крупных животных, чтобы выжить самим и сохранить свое потомство в течение долгих морозных зим. <...> Феномен коги-то (акт мышления, воли, чувств, представления) как движущих факторов эволюции объясняет ментальное разнообразие сообществ, адаптированных к отличающимся жизнеобеспечивающими ресурсами местам обитания» [1, с. 165]. И далее социолог заключает, что жизнь в условиях Арктики формирует своеобразную философию, которую называет экософией.

Она нацелена на снижение риска опасности смерти от холода, голода, потери смысла жизни в условиях длительной полярной зимы, поддержания энергоинформационной связи с предками, родовыми священными местами и маршрутами кочевания. Это позволяет исследователям говорить об особой ценности взаимопомощи, солидарности, взаимной зависимости людей, их качеств, отличающих новый тип цивилизации.

Вышеперечисленная характеристика традиционной культуры народов Арктики является не только сущностным ядром региональной культуры, но и своеобразным ресурсом современной культурной модернизации. Это,

106

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

прежде всего, особая роль пространства в формировании среды обитания, которое отличается низкой проницаемостью, малодоступностью, его автономностью; труд как основа физического и духовного благополучия; культура достоинства, формирующая свободную и ответственную личность; забота о детях (традиция сохранена в этнопедагогике, фольклоре, культурном наследии народов Севера. — С. И); культура человекосбережения.

Согласно У. А. Винокуровой, «циркумполярная культура — это исторически сложившийся региональный тип культуры, состоящий из сосуществующих традиционных культур коренных народов и полиэтнических социокультурных организмов техногенной модернизации, формирующейся в процессе креативной трудовой коэволюции в суровых природно-климатических условиях Арктики» [1, с. 170].

Рассматривая особенности традиционной культуры Арктики, правомерно остановиться на основных типах традиций, позволяющих выявить суть «культурного ядра» коренных народов Севера на современном этапе развития региона:

1) тип неизменных традиций, сохраняющих свою форму и содержание и обеспечивающих непрерывность культурно-исторического процесса;

2) архаических традиций, сохранивших свою форму, но утративших свое первоначальное содержание, которое остается в фрагментарном реликтовом варианте;

3) инновационных традиций, которые могут быть сконструированы в процессе социального конструирования обществом и его культурными агентами или могут быть заимствованы из других культур, нарушая замкнутость культурных границ и обогащая или обедняя принимающую культуру;

4) гибридных традиций, которые являются результатом синтеза исконных и заимствованных культурных традиций, приспособления к доминирующему типу культуры.

При этом необходимо изучать возможности использования инноваций и культурных заимствований, включая и гибридизацию, как сторонниками сохранения существующей культурной системы, так и сторонниками ее трансформации.

Учитывая многовекторность и многовариантость культурного развития Якутии, можно говорить о параллельном существовании разновекторных традиций.

На наш взгляд, согласно обоснованному мнению Д. Тросби, рассматривающему проблему актуализации этнокультурных и региональных культурных особенностей, разнообразие культурных и религиозных традиций обогащает культуру в целом [11], позволяет ей развиваться, опираясь на гомогенные матрицы культуры, которые гетерогенны по отношению к иным культурным матрицам. Именно конкурирующие культурные матрицы, конкретные социокультурные модели поведения, опирающиеся на различ-

107

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

ные матричные основания культурного наследия, создают поле конкурентного разнообразия и кросс-культурного отбора сложившихся культурных универсалий, образуя глобальную культурную миросистему, включающую различные по своим базовым основаниям геокультурные системы [12].

Культурное наследие, обладающее значимым ресурсным потенциалом как в форме наследуемых культурных традиций, повседневных и досуговых социальных практик, так и в форме инновационных моделей культурной деятельности, во многом предопределяет успешность или неуспешность национальных форм социальности в условиях открытости государств на международной арене. Как справедливо отмечал Ю.М. Лотман, «культура как сложное целое составляется из пластов разной скорости развития, так что любой ее синхронный срез обнаруживает одновременное присутствие различных ее стадий. Взрывы в одних пластах могут сочетаться с постепенным развитием в других. Это, однако, не исключает взаимодействия этих пластов» [4, с. 26].

В эпоху стратегических возможностей необходим поиск новых путей и способов устойчивого развития традиционной культуры.

Стратегическая культура современной Якутии является концентрированным отражением исторического опыта «циркумполярной цивилизации», ценностно-ориентированной на принцип «человеческий капитал — в основе всего». В ней сфокусирован акцент на уникальной самобытности и этничности коренных северных народов, сумевших выработать методологию выживания в суровых условиях вечной мерзлоты, а также утвердить духовные основы резервации реликтовых элементов культуры, ее национальной определенности и самобытного многоцветия.

Поэтому в новых условиях развития якутской культуры приоритетами выступают следующие:

1) сохранение традиционной культуры этносов и разработка культурных стратегий национальной безопасности, действенной законодательной защищенности традиционной культуры при столкновении с существующими различиями в других культурных слоях из внешнего окружения. Возвращение к «аборигенным формам» природоиспользования, наделение коренных народов неотчуждаемыми промысловыми и пастбищными угодьями для сохранения традиционного уклада жизни, обеспечения безопасности жизнедеятельности в экстремальных условиях холода;

2) влияние культуры коренных народов Севера как «представителей глобального мира» на западные модели стратегического поведения и выбор адекватных тактических действий в трудных климатически непредсказуемых условиях;

3) культурный обмен с представителями других этносов, наций и трансляция уникальных форм этнокультурного взаимодействия;

4) адаптация инновационных технологий из внешних культурных слоев при сохранении сущности «культурного ядра» региона.

108

Традиционная культура как основа развития человеческого капитала...

Поэтому важнейшими задачами в стратегическом ряду культурного развития Саха в XXI веке выступают: культурная модернизация республики, воспроизводство «человеческого капитала» в профессиональной структуре общества, новые технологии в системе культурных индустрий (народные промыслы), художественное образование с «арктической компонентой» в системном строении Республики инновационного типа.

Литература

1. Винокурова У.А. Геокультурные особенности арктической циркумполярной цивилизации // Культура Арктики: коллективная монография. Якутск: ИД СВФУ, 2014. С. 162-171.

2. Игнатьева С.С., Шлыкова О.В. Культурный потенциал Республики Саха как национальное достояние и фактор устойчивого развития страны // Образование, наука, культура в современном мире: Материалы междунар. на-уч. веб-конференции «Базовые идеи ЮНЕСКО в современном образовании, культуре, науке» / Кафедра ЮНЕСКО при РАНХ при Президенте РФ, Центр упр. и гос.службы Карлтонгкого ун-та (Канада). Рук. проекта. В.К. Егоров. М.: Пашков дом, 2014. С. 297-303.

3. Костина А.В. Традиционная, элитарная и массовая культуры. Концептуальные подходы к исследованию. [Электронный ресурс] URL: http://refdb. ru/look/2096503.html.

4. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М.: Гнозис; Прогресс, 1992. 272 с.

5. Никифорова ВС. Традиционная культура народов Сибири: современные тенденции // Художественное образование и духовное развитие личности: Рос. Науч.практ.конф. Якутск: АГИКИ, 2002. С. 55-57.

6. Окольникова С. А. Проекты и программы по сохранению культурного наследия как инструмент инновационной культурной политики региона // Современная культурная политика как креативная деятельность: управление и инновации: Коллективная монография в 2 частях / Под общ. ред. Астафьевой О.Н. СПб., ЭЙДОС, 2014. С. 446-458.

7. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. М.: АСТ, 2003. 603 с.

8. Трофимова Р.П. Диалог культур и ментально-цивилизационные различия в современном мире // Гуманитарные науки. 2011. № 2.

9. Яковец Ю.В. Арктическая цивилизация: особенности, исторические корни, перспективы. М.: МИСК, 2011. 72 с.

10. Gardiner H.W, Mutter J.D., Kosmitzki C. Lives across cultures: Cross-cultural human development. Boston, 1998.

11. Throsby D. Economics and culture. Cambridge, 2001.

12. The Rise and Future Demise of the of the World-Capitalist System: Concepts for Comparative Analysis // Comparative Studies in Society and History. 1974. V. 16. P. 387-415.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.