Научная статья на тему 'Влияние геоклиматических условий проживания на сенсорные возможности и сенсорные предпочтения россиян'

Влияние геоклиматических условий проживания на сенсорные возможности и сенсорные предпочтения россиян Текст научной статьи по специальности «Прочие медицинские науки»

CC BY
43
9
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СЕНСОРНЫЙ / SENSORY / ВОЗМОЖНОСТИ / ВКУС / TASTE / АРОМАТ / AROMA / ВЛИЯНИЕ / INFLUENCE / ГЕОКЛИМАТИЧЕСКИЙ / PREFERENCES / GEOCLIMATIC

Аннотация научной статьи по прочим медицинским наукам, автор научной работы — Заворохина Наталия Валерьевна, Чугунова Ольга Викторовна, Карх Дмитрий Андреевич

Статья посвящена исследованию влияния геоклиматических условий проживания к распознаванию основных вкусов и основных групп ароматов у респондентов, проживающих в различных регионах России, обсуждению полученных результатов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по прочим медицинским наукам , автор научной работы — Заворохина Наталия Валерьевна, Чугунова Ольга Викторовна, Карх Дмитрий Андреевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Influence of GeoclimaticConditions of Accommodation on Sensory Opportunities and Sensory Preferences of Russians

Article is devoted to research of influence of geoclimatic conditions of accommodation to recognition of the main tastes and the main groups of aromas at the respondents living in various regions of Russia, to discussion of the received results.

Текст научной работы на тему «Влияние геоклиматических условий проживания на сенсорные возможности и сенсорные предпочтения россиян»

ВЛИЯНИЕ ГЕОКЛИМАТИЧЕСКИХ УСЛОВИЙ ПРОЖИВАНИЯ НА СЕНСОРНЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ И СЕНСОРНЫЕ ПРЕДПОЧТЕНИЯ РОССИЯН

Заворохина Наталия Валерьевна,

к. т. н., доцент кафедры Товароведения и экспертизы, Уральский государственный экономический

университет, 6201448, г. Екатеринбург, Марта, 62, Россия

degustator@olympus.ru

Чугунова Ольга Викторовна,

д. т. н., заведующая кафедрой Технологий питания, Уральский государственный экономический

университет, 6201448, г. Екатеринбург, Марта, 62, Россия

fecla@e1.ru

Карх Дмитрий Андреевич,

д. э. н., проректор по научной работе, Уральский государственный экономический университет, 6201448,

г. Екатеринбург, Марта, 62, Россия

dkarh@mail.ru

Статья посвящена исследованию влияния геоклиматических условий проживания к распознаванию основных вкусов и основных групп ароматов у респондентов, проживающих в различных регионах России, обсуждению полученных результатов.

Ключевые слова: сенсорный; возможности; вкус; аромат; влияние; геоклиматический.

В настоящее время существует множество исследований в области изучения сенсорных предпочтений потребителей, проживающих в странах Евросоюза, США, Японии [1, 2]. Однако актуальные научные данные о факторах, влияющих на сенсорные предпочтения россиян в различных регионах, достаточно разнородны и малочисленны.

На сенсорные предпочтения могут влиять как эндогенные (внутренние) факторы, зависящие от самого потребителя (личные вкусовые пристрастия, приверженность к тому или иному вкусу и аромату), так и эндогенные (внешние) — социоэкономи-ческие.

Целью наших исследований являлось подтверждение или опро-

вержение гипотезы о возможности влияния геоклиматических условий проживания потребителей на сенсорное восприятие ими пищевого продукта.

Для проверки данной гипотезы исследовали влияние геоклиматических условий проживания на индивидуальные ольфакторно-вку-совые особенности и сенсорные предпочтения обеих полов в отношении основных вкусов.

В соответствии с поставленными задачами ставили основное условие: регионы исследования должны обладать сходными социо-экономическими показателями (сочетание элементов социального, экономического, географического, демографического характера, функционирующих на отдельных территориях). В противном

случае погрешность исследования многократно возрастала.

Основными условиями выбора регионов исследования послужили следующие критерии:

♦ Экономический критерий. В регионах исследования должны быть сходные социально-экономические показатели и высокая степень урбанизации населения, которая обусловливает высокую экономическую активность населения.

♦ Демографический критерий. Регионы исследования должны находиться в зоне с высокой плотностью населения, быть потенциально интересными для продвижения и популяризации напитков с заданными свойствами, в т. ч. функциональных.

♦ Этноконфессиональный критерий. Население, проживающее в регионах исследования, должно обладать сходными национальными и конфессиональными признаками с элементами специфичности. Селекция объектов исследования проводилась последовательно в рамках сначала федерального округа (ФО), затем субъекта федерации и муниципального образования.

Анализ экономической и демографической ситуации в ФО (экономический и демографический критерии). Согласно данным переписи населения 2010 года, наибольшей плотностью населения и экономической активностью обладают европейская часть РФ, включающая Центральный, Приволжский и Северо-Западный ФО, а также азиатская часть РФ, включающая Уральский и Сибирский ФО (из последнего — Западная Сибирь).

Южный и Северо-Кавказский ФО занимают всего 1,3% площади РФ. Учитывая данный фактор, данные округа исключены из перечня возможных регионов исследования. Город федерального значения Москва, несмотря на высокую плотность населения и экономическую активность, исключен из исследования ввиду неоднородности состава населения по национальным, конфессиональным признакам, высокой миграции населения, относительно высокого дохода населения, специфического характера рынка [3].

Если оценивать степень урбанизации населения, то, по данным Росстата, наибольшее количество городского населения проживает в Центральном, Северо-Западном, Уральском и Дальневосточном ФО.

Основные социально-экономические показатели, рассматриваемые Росстатом, включают среднедушевые денежные доходы в месяц, потребительские расходы на душу населения, среднемесячную номинальную и заработную плату, валовой региональный продукт и основные фонды в экономике. Из таблицы данных Росстата выявлено, что наилучшими социально-экономическими показателями обладают так же Центральный, Северо-Западный, Уральский и Сибирский ФО [4].

В данных федеральных округах для исследования сенсорных предпочтений в отношении основных вкусов отобраны следующие объекты исследования: Владимирская область и г. Владимир, Ленинградская область и г. Санкт-Петербург, Свердловская область и г. Екатеринбург, Алтайский край и г. Барнаул.

Плотность населения в городах исследования является достаточно близкой, наибольшая наблюдается в Санкт-Петербурге, минимальная — в Барнауле, что видно из таблицы 1.

Ввиду трудоемкости, высокой сложности и стоимости проводимых исследований, а также предполагаемой гипотетической близости социально-экономических показателей в пределах одного субъекта РФ, заданной высокой степени урбанизации населения в качестве дальнейших объектов

исследования выбраны муниципальные образования г. Владимир (субъект РФ — Владимирская область), г. Санкт-Петербург (город федерального значения), г. Екатеринбург (субъект РФ — Свердловская область) и г. Барнаул (субъект РФ — Алтайский край).

Рассмотрим, национальные и конфессиональные признаки городов выбранных для проведения исследования.

Анализ национального состава и конфессиональной принадлежности (этноконфессиональный критерий). По результатам переписи населения 2010 года все города исследования обладают достаточно однородным национальным составом: во всех городах, превалирует русское население, однако, в г. Екатеринбурге достаточно высокая доля проживающих татар — 3,5%, в г. Барнауле — немцев (4,8%). Таким образом, исходя из вышесказанного, можно утверждать, что отобранные муниципальные образования г. Санкт-Петербург, г. Владимир, г. Екатеринбург и г. Барнаул соответствуют заданным критериям отбора и могут выступать в качестве объектов исследования сенсорных предпочтений населения конкретного региона.

Для сравнительного анализа геоклиматических условий проживания населения в выбранных регионах исследования использовались данные Федеральной

Таблица 1

Основные характеристики населения, проживающего в городах исследования

Показатель г. Санкт-Петербург г. Владимир г. Барнаул г. Екатеринбург

Население тыс. жит. 4 951,0 345,0 681,0 1 398,0

- мужчин, % 45,6 45,1 45,0 44,0

- женщин, % 54,4 54,9 55,0 56,0

Плотность населения, чел./км2 3 384 2 779 2 018 2 180

Таблица 2

Сравнительный анализ геоклиматических показателей в городах исследования

Показатель г. Санкт-Петербург г. Владимир г. Барнаул г. Екатеринбург

Географическое положение

Северная широта 30° 19' 56 °08' 53 °20' 56°50'

Восточная долгота 59°57' 40° 25' 83 °46' 63°50'

Климатические показатели

Климатическая зона Умеренно-континентальный Умеренно-морской Континентальный Континентальный

Среднегодовая температура °С 5,8 4,7 2,6 3,0

Средняя температура января в 2010 г., °С -13,9 -15,9 -25,4 -23,3

Средняя температура июля в 2010 г., °С 23,3 24,9 17,7 18,8

Абсолютный максимум, °С 37,1 37,1 38,3 36,8

Абсолют минимум, °С -35,9 -43,1 -48,2 -46,7

Влажность среднегодовая, % 78 79 70 71

Направление ветра з, ю, с-з ю, ю-з, з ю, ю-з, з с, з, с-з

Количество осадков, мм 662 584 413 537

Уровень комфорта ниже среднего средний средний ниже среднего

службы России по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды (Росгидромет).

В качестве базовых взяли несколько показателей: минимальная температура января и максимальная температура июля, количество осадков, уровень комфорта. Все регионы исследования находятся в умеренном климатическом поясе (табл. 2) [5].

Уровень комфорта оценивается по степени влияния основных климатических параметров (температурный баланс, длительность зимы, частота зимних ветров и др.) на условия жизни человека. Максимальный уровень комфорта среди объектов исследования климата наблюдается в г. Владимир и г. Барнаул, более низкий — в г. Екатеринбург и г. Санкт-Петербург.

Исследование вкусовой чувствительности. На базе Центра «Дегустатор» (г. Екатеринбург) в период с октября 2010 по июль 2011 года проведены исследования по определению вкусовой и обонятельной чувствительности респондентов в городах Санкт-Петербург, Владимир, Екатеринбург и Барнаул. Исследование вкусо-

вой чувствительности к основным вкусам (кислый, соленый, сладкий, горький) проводили в соответствии с ГОСТ Р ИСО 3972-05 «Органолептический анализ. Методология. Метод исследования вкусовой чувствительности». Аудитория для тестирования соответствовала требованиям ГОСТ Р ИСО 8589-05 (п. 4) «Органолеп-тический анализ. Руководство по проектированию помещений для исследования» тестирование проводилось индивидуально, обмен мнениями запрещен, образцы для идентификации кодировались трехзначным кодом, для идентификации запахов — двузначным. Время начала тестирования — 10.00 ч и 15.00 ч, что соответствует требованиям к состоянию сы-

70 -,

ее -

е2 "

58 -

54 -

50

тости и голода испытателей. Респондентам предложена негазированная питьевая вода для ополаскивания рта между опробованием образцов и восстановления сенсорной чувствительности.

Респондентам было предложено распознать образцы с разведением вкусовых веществ в двух концентрациях 1с1 и Э5, соответственно, г/дм3: лимонная кислота моногидрат — 0,43 и 0,25; безводный хлорид натрия — 1,19 и 0,48; сахароза — 5,76 и 1,56; кофеин - 0,195 и 0,11.

На рисунках 1 — 4 приведены данные по количеству мужчин и женщин, верно идентифицировавших сладкий, горький, соленый и кислый вкусы, в городах

57,1

е1,1

57,7 57,3

58,4

Владимир Санкт-Петербург Екатеринбург Барнаул

□ мужчины □ женщины

Рис. 1. Распознавание респондентами сладкого вкуса по половому признаку

е2

е2,1

е0,2

Владимир, Екатеринбург, Санкт-Петербург, Барнаул.

Усредненные данные по идентификации сладкого, соленого, кислого и горького вкуса во всех городах исследования приведены на рисунке 5.

Проанализированы результаты исследования вкусовой чувствительности респондентов На основании результатов исследования и рисунков 1—5 видно, что взаимосвязь между сенсорными возможностями и геоклиматическими условиями проживания отсутствует, т. к. во всех городах исследования при равных условиях проведения исследования идентификация всех вкусов находится в пределах 68,2 — 70,3%, дисперсия составила 1,11, что свидетельствует об однородности полученных результатов.

Выявлено, что в концентрации вкусовых веществ 1с1 (лимонная кислота моногидрат — 0,43 г/дм3, безводный хлорид натрия — 1,19 г/дм3, сахароза — 5,76 г/дм3, кофеин — 0,195 г/дм3) наиболее легко идентифицируемыми вкусами являются соленый (82,7% распознавания) и кислый (78,8% распознавания).

Наиболее трудно идентифицируемыми вкусами для респондентов (усредненные данные по всем городам исследования, приведены на рисунке 5) являются горький (56,3% распознавания), что, скорее всего, связано с локализацией рецепторов, отвечающих за распознавание горького вкуса на корне языка, и сладкий вкус (59,5% распознавания), что гипотетически может быть связано с большим употреблением сладкого и снижением, вследствие этого, чувствительности к сладкому вкусу.

95 90 85 -80 -75 -70 65

Владимир Санкт-Петербург Екатеринбург Барнаул

□ мужчины □женщины

Рис. 2. Распознавание респондентами соленого вкуса по половому признаку

90 п 87

85 80 75 70

65

Владимир Санкт-Петербург Екатеринбург Барнаул

□ мужчины ^женщины

Рис. 3. Распознавания респондентами кислого вкуса по половому признаку

70 60 50 -40 30 -20 10 -0

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

59,1

65,1

51

55,3

54,1

57,2

52,8

55,7

Владимир

Санкт-Петербург

Екатеринбург

Барнаул

□ мужчины Пженщины

Рис. 4. Степень распознавания респондентами горького вкуса по половому признаку

100

80 " - -1—1 _ __

60 - - - - — —

40 -20 0

□ сладкий

□ соленый

□ кислый

] горький

Владимир Санкт-Петербург Екатеринбург Барнаул

Рис. 5. Распознавание основных вкусов в городах исследования, %

Также в объеме данных исследований видно, что вкусовая чувствительность к сладкому и горькому вкусу у женской части выборки в среднем выше, чем мужской (на 0,75 и 5,6%, соответственно), то-

гда как вкусовая чувствительность к кислому и соленому вкусу у мужской части выборки незначительно, но превышает чувствительность женской части выборки (1,7 и 3,7%, соответственно).

Данные различия не являются определяющими и носят характер погрешности.

Исследование обонятельной чувствительности респондентов проводилось в соответствии с ГОСТ Р ИСО 5496-05. Респондентам предложены для распознавания в колбах 10 водных растворов наиболее часто встречающихся запахов или ароматов. Допускалось многократное возвращение к аромату.

Для оценки обонятельной чувствительности использованы следующие химические вещества и соединения, соответствующие запаху/аромату: лимонный, свежий — цитраль (С10Н16О); розы — гераниол (С10Н18О); персика, абрикоса — ундекалактон (С11Н20О2); острый хвойный — терпенил ацетат (С12Н20О2); гвоздики — эвгенол (С10Н12О2), грибной-1-октанол-3 (С8Н16О); клубники или банана — этилбутаноат (С6Н12О2), ванильный — ванилин (С8Н8О3), миндаля — бензальдегид (С7Н6О); корицы — коричный альдегид (С9Н8О). Задача респондентов — назвать конкретный запах/аромат или группу, к которой данный запах относится (травный, фруктовый, древесный и т. п.).

лее легко распознает ароматы, чем мужская (64,8 и 60,4%, соответственно).

Выдвинуто предположение о том, что данные различия связаны прежде всего не с пониженными обонятельными способностями мужчин, а с особенностями лимбической системы головного мозга и эмоционально-речевого аппарата у мужчин, вследствие которых последние с трудом описывают свои запаховые и эмоциональные ассоциации словесно.

Степень распознавания аромата/запаха варьировалась от степени «знакомости» того или иного аромата.

Исходя из данных, представленных в рисунке 7, для респондентов,

вне зависимости от их территориальной принадлежности, основную трудность представляло распознавание цветочных ароматов (гераниол), аромата персика (ун-декалактон), грибного аромата (1-октанол-3) и аромата миндаля (бензальдегид).

Согласно полученным результатам, корреляция между геоклиматическими условиями проживания и обонятельными способностями респондентов отсутствует.

Исследование сенсорных предпочтений в отношении основных вкусов проводили методом ранжирования предложенных вкусовых растворов от наиболее желательного к наименее желательному по гедонической шкале желательности.

Барнаул Екатеринбург Санкт-Петербург Владимир

50 52 54 56 58 60 62 64 66 68

□ женщины □ мужчины

Рис. 6. Распознавание запахов респондентами обеих полов в городах исследования, %

Результаты исследования обонятельной чувствительности показали, что верно идентифицировали все предложенные для распознавания образцы ароматов/запахов 65,2% женщин и 62,1% мужчин во Владимире, 67,7% женщин и 63,5% мужчин в Санкт-Петербурге, 62,1% женщин и 55,9% мужчин в Екатеринбурге, 64,4% женщин и 57,1% мужчин в Барнауле, что представлено на рисунке 6.

В ходе исследований выявлено, что женская часть аудитории бо-

100 -, 90 -80 -

к

I 70 -

ш 60 -

¡5 50 -о

<3 40 -га

£ 30 " 20 -10 0

II

□ Владимир

□ Санкт-Петербург ^Екатеринбург

□ Барнаул

Рис. 7. Распознавание индивидуальных ароматов респондентами в городах исследования

70

Для определения предпочтений

в отношении вкусов:

♦ сладкого — использовали негазированный напиток «Холодный чай со вкусом лимона» с концентрацией сахара 4,0— 14,0 14 г/дм3 и шагом 2 г/дм3,

♦ кислого — квас «Русский» с кислотностью 1,5-5,0 см3 0,1 МNaOH и шагом 0,5 см3 0,1 МNaOH,

♦ соленого — смоделированный мясной бульон, состоящий из пищевого ароматизатора «Курица» и поваренной соли в концентрации 3,0—10,0 г/дм3 с шагом 1 г/дм3,

♦ горького — безалкогольный газированный напиток «Тоник»

с концентрацией кофеина 0,1 — 0,6 г/дм3 и шагом 0,1 г/дм3. Все дегустационные образцы, кроме соленого, имели температуру 22°С, соленый — 30°С. Максимальная и минимальная концентрация вкусовых веществ предложены на основании данных о вкусовых предпочтениях, сформированных Центром «Дегустатор» (г. Екатеринбург). Усредненные данные исследований приведены в таблице 3.

Анализ сенсорных предпочтений потребителей без распределения по полу показал, что среднее значение по всем городам для

сладкого вкуса составило 10,75 г/дм3 сахара, для соленого — 6,25 г/дм3 хлорида натрия, для кислого вкуса наиболее предпочтительной стала кислотность 2,9 см3 1 МNaOH, для горького вкуса — 0,225 г/дм3 кофеина в напитке. Следует отметить, что данные предпочтения не могут быть отнесены к любому безалкогольному напитку, а только к предложенным респондентам объектам исследования.

На рисунке 8 графически изображена корреляция между сенсорными предпочтениями в отношении основных вкусов и среднегодовой температурой

Таблица 3

Концентрации вкусовых веществ, предпочтенные потребителями, проживающими в городах исследования (р = 0,95)

Вкусовое вещество г. Санкт-Петербург г. Владимир г. Екатеринбург г. Барнаул Среднее значение

Сахар, г/дм3 9,6+0,2 10,3±0,3 11,4+0,3 11,7+0,2 10,75

Хлорид натрия, г/дм3 6,5+0,3 6,0±0,1 6,3+0,4 6,1+0,2 6,25

Пищевая кислота, кислотность см3 0,1М №ОИ 3,2+0,1 3,1+0,2 2,7+0,2 2,6+0,1 2,9

Кофеин, г/дм3 0,23+0,001 0,2+0,001 0,24+0,001 0,23+0,001 0,225

Среднегодовая температура, ?С 5,8 4,7 3,0 2,4

14 12 10 8 6 4 2 0

А) Сладкий вкус

г.Санкт-Петербург

г.Владимир г.Екатеринбург г. Барнаул

ф Сладость, г сахара/дм3

Средняя Т, 0С

Б) Кислый вкус

г.Санкт-Петербург

г.Владимир г.Екатеринбург г. Барнаул

Кислотность, мл 0,1М ИаОИ

Средняя Т, 0С

В) Соленый вкус

--▲

г.Санкт-Петербург

г.Владимир г.Екатеринбург г. Барнаул

Соленый, г хлорида натрия в дм3

Средняя Т, 0С

Г) Горький вкус

— —А

г.Санкт-Петербург

г.Владимир г.Екатеринбург г. Барнаул

ф Горький

Средняя Т, 0С

Рис. 8. Корреляция между вкусовыми предпочтениями и среднегодовой температурой в городах исследования * Указана кислотность, т.к. используются различные пищевые кислоты.

7

7

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

в регионе проживания. На основании полученных данных можно утверждать, что взаимосвязь между сенсорными предпочтениями респондентов и геоклиматическими условиями проживания имеет место.

Как видно из рисунка 8, вне зависимости от среднегодовой температуры в регионе проживания, предпочтения респондентов практически одинаковы, а коэффициент корреляции показывает слабую связь —Ю,12 для горького и +0,18 для соленого вкусов, тогда как коэффициент корреляции для сладкого вкуса составил -0,997, а для кислого +0,975. Близость коэффициента корреляции к 1, свидетельствует о наличии сильной связи, а отрицательное значение коэффициента корреляции о наличии обратной связи — чем выше средняя температура в городах исследования, тем ниже предпочитаемая ими сладость напитка.

Таким образом, в рамках проведенных исследований можно утверждать, что среднегодовая температура места проживания

коррелирует с вкусовыми предпочтениями: повышение среднегодовой температуры на 1°С в среднем снижает предпочитаемое содержание сахарозы в БАНе на 0,6—0,67 г/дм3 и повышает предпочитаемую кислотность от 0,1 до 0,25 см3 1М N804, пошедшего на титрование 100 см3 напитка.

Сенсорные предпочтения в отношении соленого и горького вкуса у респондентов, проживающих в различных геоклиматических условиях, практически одинаковы.

В качестве рабочей гипотезы выдвинуто предположение, что чем в более холодном климате проживает респондент, тем больше он употребляет простых углеводов для возобновления энергетических запасов организма, в то время как проживание в более теплом климате провоцирует употребление менее сладких и более кислых напитков как наиболее жаждоутоляющих.

Предпочтения же в отношении соленого вкуса скорее всего связаны с семейными традициями и кулинарными предпочтениями,

которые у российских потребителей на территории всей Российской Федерации достаточно схожи. Горький вкус не является вкусом, употребляемым постоянно и приносящим эмоциональное удовлетворение, возможно поэтому респонденты выбрали среднее значение из предложенных.

Анализ влияния национальной и конфессиональной принадлежности на вкусовые предпочтения в данной группе респондентов не проводился в связи с однородностью группы по данным признакам (95,1% респондентов — русские, 94,0% — православные христиане) и принят априори на основе доказательных данных многочисленных литературных источников [6].

Таким образом, на основании полученных данных о сенсорных предпочтениях россиян в различных городах исследования, можно утверждать, что гипотеза о влиянии геоклиматических условий проживания на сенсорные предпочтения подтвердилась с вероятностью 95%.

ИСТОЧНИКИ

1. ЭрлМ. Примеры разработки пищевых продуктов. Анализ кейсов /М. Эрл, Р. Эрл. СПб.: Профессия, 2010. 464 с.

2. Functional Food Science in Europe /F. Bellisle, A.T. Diplock, G. Hornstra et al. //British J. Nutrition. 1998. v.80. Suppl.1. 193 р.

3. Попов Н.П. Бедные в богатой стране /Н.П. Попов //Труд и социальные отношения. 2009. № 4. С. 41—47.

4. Федеральная служба государственной статистики [Электронный ре-сурс]. Режим доступа: http://www.gks.ru/ free_doc/new_site/population/trud/itog monitor/zarplata.html.

5. Доклад об особенностях климата на территории российской федерации за 2009 год [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://irkugms.ucoz.ru/news/doklad_ob_osobennostjakh_klimata_na_territorii_rossijskoj_federacii/2010-03-01-647.

6. ШиффманХ. Восприятие и ощущение /Х. Шиффман. СПб.: Питер, 2003. 928 с.

Influence of GeoclimaticConditions of Accommodation on Sensory Opportunities and Sensory Preferences of Russians

Zavorokhina Natalia Valeryevna,

pHD, associate professor, department of merchandizing and examination, Urals State University of Economics, 62 Eighth March Str., Yekaterinburg, 620144, Russia (degustator@olympus.ru)

Chugunova Olga Viktorovna,

pHD, associate professor, chair of technologies of food, Urals State University of Economics, 62 Eighth March Str., Yekaterinburg, 620144, Russia (fecla@e1.ru)

Karkh Dmitry Andreevich,

Doctor of Economics, vice rector for scientific work, associate professor, Urals State University of Economics, 62 Eighth March Str., Yekaterinburg, 620144, Russia (dkarh@mail.ru)

Article is devoted to research of influence of geoclimatic conditions of accommodation to recognition of the main tastes and the main groups of aromas at the respondents living in various regions of Russia, to discussion of the received results.

Keywords: sensory; preferences; taste; aroma; influence; geoclimatic. REFERENCES

1. Earl, M.; Earl R. (2010) Primery razrabotkipishchevykhproduktov. Analiz keisov[Examples of development of foodstuff. Analysis of cases]. St. Petersburg, Professiya Publ., 464 p.

2. Bellisle, F.; Diplock, A.T.; Hornstra G. et al. (1998) Functional Food Science in Europe. British J. Nutrition, v. 80, suppl. 1, 193 p.

3. Popov N.P. (2009) Bednye v bogatoy strane [Paupers in the rich country]. Trudisotsialnye otnosheniya [Work and the social relations], no. 4, pp. 41—47.

4. Federal State Statistics Service. Available at: http://www.gks.ru/free_doc/new_site/population/trud/itog monitor/ zarplata.html.

5. The report on features of climate in the territory of the Russian Federation for 2009. Available at:http://irkugms.ucoz.ru/ news/doklad_ob_osobennostjakh_klimata_na_territorii_rossijskoj_federacii/2010-03-01-647.

6. Shiffman, H. (2003) Vospriyatie i oshchushchenie [Perceptionand feeling] In Russian. St. Petersburg, Piter Publ., 928 p.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.