Научная статья на тему 'Влияние гендерных особенностей личности на адаптационные возможности в условиях осуществления инфокоммуникации'

Влияние гендерных особенностей личности на адаптационные возможности в условиях осуществления инфокоммуникации Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
100
42
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ / ГЕНДЕРНЫЙ ТИП ЛИЧНОСТИ / АДАПТИВНОСТЬ / СТРЕССОУСТОЙЧИВОСТЬ / ИНФОКОММУНИКАЦИЯ

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Т.В., Енгибарян Л.С.

в статье анализируется влияние гендерных особенностей на структуру интегральной индивидуальности у девушек студенческого возраста, обеспечивающих актуализацию адаптационных возможностей в условиях инфокоммуникации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Белых Т.В., Енгибарян Л.С.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние гендерных особенностей личности на адаптационные возможности в условиях осуществления инфокоммуникации»

начального языкового образования способствовало бы формированию культуры слушания учащихся. Кроме того, ответы педагогов со всей очевидностью свидетельствуют о том, что в практике такие приемы ими не используются.

Обобщение приведенных данных позволяет нам охарактеризовать уровень готовности современных педагогов начального образования к обучению младших школьников слушанию как средний. Такой уровень профессиональной компетенции, по нашему мнению, нельзя признать достаточным для решения задач полноценного обучения современных младших школьников слушанию как виду речевой деятельности. Сказанное свидетельствует о необходимости повышения научно-теоретической и практической компетентности педагога в области обучения младших школьников разным видам речевой деятельности, в том числе - слушанию.

Литература

1. Зиновьева Т.И. Речевая деятельность педагога // Педагогическая риторика / Под ред. Н.Д. Десяевой. - М.: Издательский центр «Академия», 2012. - 234 с.

2. Кукушин В.С., Болдырева-Вараксина А.В. Педагогика начального образования / Под ред. В.С. Кукушина. - М.: ИКЦ «МартТ»; Ростов н/Д: Издательский центр «МартТ», 2005. - 592.

3. Ладыженская Т. А. Устная речь как средство и предмет обучения: Учебное пособие для студентов. - 2-е изд., перераб. - М.: Издательство Флинта: Наука, 1998. -136 с.

4. Сластенин В.А. Педагогика: учебник для студ. высш. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - 9-е изд., стер. -М.: Издательский центр «Академия», 2008. - 576 с.

5. Федоренко Л.П. Принцип развития чувства языка в обучении практическими методами // Русский язык в школе. 1978. № 3, с. 47 - 55.

Т.В. Белых Л.С. Енгибарян

ВЛИЯНИЕ ГЕНДЕРНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ ЛИЧНОСТИ НА АДАПТАЦИОННЫЕ ВОЗМОЖНОСТИ В УСЛОВИЯХ ОСУЩЕСТВЛЕНИЯ ИНФОКОММУНИКАЦИИ

INFLUENCE OF GENDER FEATURES OF PERSONALITY ON ADAPTATION POSSIBILITIES IN THE CONDITIONS OF REALIZATION

OF INFOKOMMUNICATION

Аннотация: в статье анализируется влияние гендерных особенностей на структуру интегральной индивидуальности у девушек студенческого возраста, обеспечивающих актуализацию адаптационных возможностей в условиях инфокоммуникации.

Ключевые слова: интегральная индивидуальность, гендерный тип личности, адаптивность, стрессоустойчивость, инфокоммуникация.

Abstract: in the article influence of gender features is analysed on the structure of integral individuality for the girls of student age of providing actualization adaptation possibilities in the conditions of infokommunication.

© Т.В. Белых, Л.С. Енгибарян, 2012

Keywords: integral individuality, gender type of personality, stability to stress, adaptivity, infokommunication.

Проблема изучения психологических условий, способствующих актуализации личностью оптимальных адаптационных возможностей в процессе инфокоммуникации является актуальной для прикладной психологии, системы образования, психологии личности [1, 3, 4].

Исследований, направленных на изучение влияния гендерных свойств в их симптомокомплексах и во взаимосвязи с показателями других уровней интегральной индивидуальности, позволяющих обнаружить взаимовлияние как биологически-детерминированных основ психической организации человека, так и социально-детерминированных характеристик - одноуровневых и интегральных - в современной психологии крайне мало. Интегративная методология исследования индивидуальности позволяет в отличие от комплексного подхода изучать структуру индивидуальности как многоуровневую и саморазвивающуюся систему, осуществлять математическое моделирование взаимодействия разноуровневых свойств человека в естественных условиях социальной микро и макросреды.

В настоящем исследовании при изучении гендерной детерминации осуществления инфокоммуникации использована модель психологической андрогинии С. Бем [2]. Андрогиния является той психологической характеристикой человека, которая определяет его способность менять свое поведение в зависимости от требований ситуации и жестко не детерминирована ни маскулинными, ни фемининными характеристиками, способствуя, тем самым формированию высокой степени устойчивости к стрессам и достижению успехов в различных сферах жизнедеятельности. Согласно современным научным данным пологендерный конструкт является детерминирующим фактором, определяющим уникальность структур интегральной индивидуальности юношей и девушек в студенческом возрасте. Результаты исследований, направленных на изучение влияния Интернет-общения на личность, позволяют заключить, что обусловленные информационными технологиями интегративные личностные трансформации носят по большей части амбивалентный характер.

В ходе исследования была решена задача выявления специфики влияния гендерного типа личности на особенности адаптации в условиях реализации инфокоммуникации. В исследовании приняли участие 240 девушек студенческого возраста с высоким уровнем включенности в процесс инфокоммуникации. Исследовалась взаимосвязь показателей трех уровней интегральной индивидуальности - психодинамического, личностного, социально-психологического. В результате поэлементного и одноуровневого анализа между сравниваемыми выборками, разделенными по типу гендерной идентичности, в результате анализа сходств и различий по отдельным показателям выявлено как общее, так и различное. Наибольшие различия обнаружены между маскулинной и фемининной выборками, причем эти различия отражают особенности психодинамических характеристик индивидуальности, что может свидетельствовать о более значительном вкладе биологической детерминации и ее связи с гендерным типом личности у девушек с высокой степенью включенности в процесс инфокоммуникации. Межуровневые связи, обнаруженные в сравниваемых выборках позволяют говорить о наличии значимых различий в проявлении симптомокомплексов свойств, объединяющих свойства всех трех уровней интегральной индивидуальности. У маскулинных девушек, как и у фемининных, только с меньшим значением, превалирует выраженность много-многозначных связей (47% и 38% соответственно). У андрогинных наибольшее количество составили одно-многозначные зависимости (50%) и наименьшее из всех сравниваемых выборок -много-многозначные (16%). Это говорит о больших возможностях для вариативности и ситуационной изменчивости поведения маскулинных и фемининных девушек и более

устойчивом относительно влияния ситуативных факторов поведении андрогинных девушек. У фемининных девушек адаптированность и стрессоустойчивость зависит от степени принадлежности к сетевой субкультуре: чем выше степень принадлежности к сетевой субкультуре, тем ниже стрессоустойчивость и социальная адаптированность.

Низкий уровень социальной адаптированности и стрессоустойчивости у маскулинных девушек взаимосвязан с нецеленаправленностью поведения при реализации инфокоммуникации и появлением измененных состояний сознания в результате использования Интернета. У андрогинных девушек по мере уменьшения проявления маскулинных качеств увеличивается склонность к использованию Интернета с целью общения, а высокая степень принадлежности к сетевой субкультуре связана с теми же особенностями реализации инфокоммуникации, которые были обнаружены у маскулинных девушек. У андрогинных девушек социальная адаптированность связана с низкой выраженностью стремления перенести нормы виртуального мира в реальный.

Результаты факторного анализа позволили выявить структуру интегральной индивидуальности у испытуемых и выявить особенности проявления адаптивных возможностей у представителей разных гендерных типов личности (см. табл.).

Таблица

Факторная структура интегральной индивидуальности у девушек _с разной гендерной идентичностью_

Уровни ИИ Разноуровневые показатели Маскулинные Фемининные Андрогинные

Факторы Факторы ф Факторы

1 2 1 2 3 1 2 3

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

ЛУ Невротичность 0,79 0,82 -0,84

Спонтанная агрессивность 0,81 0,66 -0,50

Депрессивность 0,87 0,93 -0,88

Раздражительность 0,55 0,79 -0,86

Общительность -0,71 -0,74 0,58 0,78

Уравновешенность -0,58 -0,78 0,73

Реактивная агрессивность 0,63 0,78 -0,47 0,40

Застенчивость 0,73 0,83 -0,89

Открытость -0,57 -0,57

Маскулинность -фемининность -0,60 0,63 0,52

Фемининность -0,62 0,41 0,85 -0,87

Маскулинность 0,57

ПД Экстраверсия -интроверсия -0,62 -0,73 0,63

Эмоциональная лабильность 0,84 -0,84 0,75

ЭРМ -0,78 -0,70 -0,44 0,78

ЭРИ -0,72 0,52 -0,46

ЭРК -0,80 -0,78 0,45 0,79

ПМ 0,56 -0,75 -0,53

ПИ -0,83 -0,82 0,54

ПК -0,60 -0,55 0,72 -0,46

СМ -0,78 -0,80 0,87

СИ -0,77 0,46 0,55 -0,55

СК -0,71 0,60 0,78

ЭМ 0,71 -0,42 -0,71 -0,44

ЭИ 0,74 0,49 0,58 0,48 -0,42 -0,47 -0,45 -0,50

ЭК 0,733 0,70 -0,49 -0,72 -0,49

Продолжение табл.

1 2 3 4 5 6 7 8 9 10

МУ Субкультура 0,79 0,43 0,48 -0,60

Нецеленаправленность 0,65 0,59 -0,60 -0,66

Сенсорная стимуляция 0,60 0,56 0,67

ИСС 0,71 0,51 0,54

"Уход ВР" 0,76 0,806 0,44 -0,57 0,64

Общение 0,602 0,64 0,55 -0,59 0,69

Проекция 0,75 0,469 0,60 0,56

Перенос норм ВР 0,77 0,85 0,72

Факторные структуры интегральной индивидуальности девушек с разной гендерной идентичностью имеют больше различий, нежели сходств. Количество выделенных факторов и степень их наполняемости значимыми факторными весами является сходным у фемининной и андрогинной выборки (выявлено по три фактора, каждый из которых является целостным). У маскулинных испытуемых выявлено два значимых фактора и они тоже представлены показателями всех исследуемых уровней интегральной индивидуальности - психодинамическими свойствами, личностными и свойствами субъекта инфокоммуникации.

Актуализация адаптационных возможностей личности в условиях инфокоммуникации в зависимости от гендерных особенностей индивидуальности у девушек проявляется в следующем:

- более выраженные адаптационные возможности, более гибкая взаимосвязь разноуровневых характеристик, образующих симптомокомплексы свойств и, в целом, гармоничную структуру интегральной индивидуальности, обнаружены у андрогинных девушек, оптимально сочетающих своеобразие гендерной структуры индивидуальности как маскулинных, так и фемининных девушек;

- особенности осуществления инфокоммуникации у маскулинных девушек определяются симптомокомплексом свойств, объединяющих показатели всех иерархически соподчиненных свойств индивидуальности и проявляются в следующей статистически значимой взаимосвязи: по мере увеличения степени принадлежности к сетевой субкультуре у маскулинных девушек увеличивается невротичность, депрессивность, реактивная и спонтанная агрессивность, снижается уравновешенность и общительность. Это происходит на фоне высокой эмоциональной лабильности, преобладающей интроверсии, снижении пластичности во всех исследуемых сферах деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной) и выносливости в психомоторной и коммуникативной деятельности. При возрастании стремления к использованию Интернета с целью общения снижается открытость при осуществлении контактного взаимодействия, усиливаются склонность к проявлению фемининных качеств, снижается коммуникативная пластичность, усиливается пластичность психомоторная и эмоциональность интеллектуальная (они начинают острее реагировать на неудачи в интеллектуальной сфере), при этом увеличивается целенаправленность использования Интернета;

- у фемининных девушек по мере увеличения тенденции воспринимать Интернет как предпочтительный по сравнению с реальной коммуникацией возникает устойчивый симптомокомплекс свойств: увеличивается депрессивность, невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, застенчивость. Снижается уровень общительности, на фоне высокой интровертированности, эмоциональности во всех исследуемых сферах деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной) при низких показателях эмоциональной лабильности, эргичности, психомоторной и интеллектуальной пластичности и скорости. У фемининных девушек, в отличие от маскулинных, при увеличении нецеленаправленности поведения при включенности в интернет-коммуникацию

проявляются такие свойства личности и психодинамики как неуравновешенность в сочетании с высокой интеллектуальной скоростью и низкой эмоциональностью (интеллектуальной и психомоторной), при этом с тенденцией к увеличению маскулинных качеств личности;

- андрогинным девушкам, в отличие от маскулинных и фемининных присуще целенаправленное использование интернета в сочетании с высокой общительностью, уравновешенностью, низкими показателями невротичности, депрессивности, раздражительности, на фоне высокой эргичности и скорости (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), а также интеллектуальной пластичности, экстраверсии и эмоциональной лабильности. При осуществлении процесса инфокоммуникации отсутствует реакция «ухода» в виртуальную реальность и использование Интернета для общения;

- у андрогинных девушек в отличие от маскулинных отсутствует ярко выраженная принадлежность к сетевой субкультуре, и в отличие от фемининных девушек, Интернет не воспринимается как более привлекательная реальность. Андрогинные девушки включены в большей степени в контактное взаимодействие и имеют высокую психодинамическую пластичность и выносливость. У андрогинных девушек при возрастании стремления перенести нормы виртуального мира в реальный, в отличие от фемининных, уменьшаются показатели агрессивности, но сохраняется тенденция к проявлению большей маскулинности, а при увеличении потребности в сенсорной стимуляции в условиях интернет-коммуникации может проявляться высокая реактивная агрессивность во взаимосвязи с низкой интеллектуальной скоростью и эмоциональностью, а также низкой психомоторной пластичностью.

Таким образом, полученные результаты позволяют сделать заключение о том, что актуализация оптимального уровня адаптационных возможностей личности в условиях инфокоммуникации у девушек с разным типом гендерной идентичности и высоким уровнем включенности в процесс инфокоммуникации проявляется в том случае, если гендерные структуры интегральной индивидуальности сочетают в себе такие показатели, как целостность структуры, гармоничное влияние биологически детерминированных и социально-приобретенных качеств, устойчивость межуровневых симптомокомплексов при наличии вариативности межуровневых связей и сочетания их свойств.

Литература

1. Бабаева Ю. Д., Войскунский А. Е., Смаслова О. В. Интернет: воздействие на личность // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред. А. Е. Войскунского. -М., 2000. - С. 11-39.

2. Бем С. Линзы гендера: Трансформация взглядов на проблему неравенства полов. Пер. с анг. - М., 2004. - С.451.

3. Войскунский А.Е. Гуманитарный Интернет // Гуманитарные исследования в Интернете / Под ред.а А.Е.Войскунского. - М., 2000. - С. 3-10.

4. Белых Т. В., Енгибарян Л. С. Специфика межуровневых связей в структуре индивидуальности субъекта инфокоммуникации в зависимости от гендерных различий // Потенциал личности: комплексная проблема: материалы XI Международной научной конференции (20 апреля 2012 г.). - Тамбов, 2012. - С. 212-218.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.