14. Bocharov A. V. Svyaz mezhdu eksplitsitnyimi i implitsit-nyimi otsenkami agressivnosti: vliyanie pola, vozrasta, sotsialnoy zhelatelnosti (Communication between explicit and implitsitny estimates of aggression: influence
of a sex, age, social desirability). Byulleten Sibirsskogo otdeleniya Rossiyskoy akademii meditsinskikh nauk (Bulletin of the Siberian Branch of Russian Academy of Medical Sciences), 2007, no. 3(125), pp. 41-45.
УДК 159.923.2
ВЗАИМОСВЯЗЬ ЛИЧНОСТНЫХ И ПСИХОДИНАМИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ АДАПТИВНОСТИ В СТРУКТУРЕ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ СУБЪЕКТА ИНФОКОММУНИКАЦИИ
Костанова Любовь Юрьевна -
ассистент кафедры психологии,
Северо-Кавказский федеральный университет, Ставрополь
E-mail: [email protected] 89054997650
В статье представлены данные исследования, направленного на выявление специфики интеграции психодинамических и личностных свойств в структуре интегральной индивидуальности старших школьников с различной степенью включенности в интернет-коммуникацию. В зависимости от степени включенности в процесс инфокоммуникации характер внутриуровневых и межуровневых связей в структуре индивидуальности старших школьников имеет существенные различия, которые определяют факторы актуализации адаптивных возможностей личности в условиях информатизации образования. Психолого-педагогическое сопровождение процесса информатизации образования должно обеспечивать актуализацию адаптивного потенциала в зависимости от уникальных психодинамических и личностных резервов школьников с разной степенью включенности в процесс инфокоммуникации.
Ключевые слова: структура интегральной индивидуальности, адаптационные возможности личности, субъект инфоком-муникации, психодинамические свойства индивидуальности.
Внедрение инфокоммуникационных технологий в образовательный процесс ставит перед педагогами и психологами современной школы задачу совершенствования системы психологического сопровождения процесса информатизации с целью развития субъектных свойств личности, способствующих актуализации интегративных адаптационных ресурсов личности.
Как считают Л. Н. Юрьева и Т. Ю. Больбот, «постепенно информационная среда приобретает характер базисной среды обитания для пользователя компьютером, а межличностные и социальные взаимодействия приобретают характер вторичных, а порою и малозначимых интеракций. То есть происходит смена среды обитания современного человека, сопровождающаяся трансформацией сознания, рационализацией психической деятельности, эмоциональным отчуждением, десоциализаци-ей, деструктивными изменениями психики» [1,
с. 8]. Необходимо отметить, что подростки становятся все более активными пользователями сети Интернет и, как показывают данные современных исследований, аудиторией, наиболее подверженной личностным трансформациям в зависимости от степени погруженности в интернет-коммуникацию [2, 3].
Цель нашего исследования - изучение взаимосвязи разноуровневых показателей (на психодинамическом и личностном уровнях) в структуре интегральной индивидуальности старших школьников, обеспечивающих особенности актуализации интегративных показателей адаптивных возможностей личности с разным уровнем включенности в интернет-коммуникацию. С позиции теории интегральной индивидуальности В. С. Мерлина вклад биологически и социально детерминированных свойств личности в поведенческих проявлениях имеет многозначный характер. Именно наличие много-многозначных связей между показателями разных уровней интегральной индивидуальности определяет уникальное своеобразие проявления личности в деятельности, когда возникает возможность стать субъектом этой деятельности, проявляя созидательную активность и осуществляя саморазвитие многоуровневой системы - индивидуальности человека.
В старшем школьном возрасте субъектные свойства личности, определяющие достижение ею интегрального характера индивидуальности развиты недостаточно, хотя процесс их развития осуществляется непрерывно в условиях учебной и воспитательной деятельности институтов социализации. Современное образование создает новые вызовы личности, моделирует новую образовательную среду - инфокоммуникационную, привлекательную, открывающую массу возмож-
© Костанова Л. Ю, 2014
ностей для самореализации в познавательной и предметной деятельности, но при этом повышающую требования к самоорганизации, самоконтролю, самоограничению личности в новых для нее условиях. Личность, включенная в процесс инфокоммуникации, стоит перед выбором: погружение в новую привлекательную среду, где есть уникальные возможности по созданию новой идентичности, с отказом от имеющегося контактного взаимодействия, или сохранение реальной интеракции и развитие собственной идентичности, с использованием всех прогрессивных ресурсов инфокоммуника-ции. Решение задачи профилактики интернет-аддикции в таком ключе - задача современных психологических служб сферы образования.
Для изучения взаимосвязи показателей психодинамического и личностного уровней в структуре индивидуальности старших школьников применялись методы: опросник «Формально-динамические свойства В. М. Русалова» (для анализа использовались индексы актив-
ности в психомоторной, интеллектуальной и коммуникативной сферах, а также индекс общей адаптивности) и многоуровневый личностный опросник (МЛО) «Адаптивность», разработанный А. Г. Маклаковым и С. В. Чермяниным (использовались интегративные показатели - поведенческой регуляции, коммуникативного потенциала, а также выраженность астенических и психотических реакций и состояний). Методика «Восприятие Интернета», разработанная Е. А. Щепилиной, позволила выявить две группы школьников - с высокой и низкой степенью включенности в процесс инфокоммуникации.
Исследование проводилось в 2013 г. на базе лицея № 15 г. Ставрополя, в исследовании приняли участие школьники в возрасте 14-16 лет в количестве 158 человек.
Рассмотрим данные корреляционного анализа показателей двух уровней в структуре индивидуальности у школьников с высокой степенью включенности в процесс инфокоммуникации (табл. 1).
Таблица 1
Внутриуровневые корреляционные связи показателей психодинамического и личностного уровней у старших школьников с высокой степенью включенности в инфокоммуникацию
Уровни интегральной индивидуальности Показатели Коэффициент корреляции при р < 0, 5
Психодинамический Индекс интеллектуальной активности Индексы: общей активности 0,57
общей адаптивности 0,73
Личностный Поведенческая регуляция Коммуникативный потенциал 0, 65
Астенические реакции и состояния -0,67
Психотические реакции и состояния -0,82
Коммуникативный потенциал Астенические реакции и состояния -0,61
Психотические реакции и состояния -0,57
Астенические реакции и состояния Психотические реакции и состояния 0,63
Как видно из приведенных данных (см. табл. 1), взаимосвязанными на психодинамическом уровне являются показатели интеллектуальной, общей активности и общей адаптивности. На личностном уровне выявлена следующая зависимость: при увеличении поведенческой регуляции у школьников с высоким уровнем включенности в интернет-коммуникацию увеличивается коммуникативный потенциал и уменьшается выраженность астенических и психотических реакций, в то время как при увеличении астенических реакций усиливается выраженность психотических проявлений личности.
Проанализируем данные межуровневых связей в структуре индивидуальности старших
школьников с высокой степенью включенности в инфокоммуникацию (табл. 2).
При наличии высоких показателей индекса психомоторной, интеллектуальной и общей активности, а также индекса общей психодинамической адаптивности у школьников данной группы проявляются большие возможности для осуществления поведенческой регуляции, при этом увеличение индекса коммуникативной активности приводит к увеличению коммуникативного потенциала. Увеличение показателей психомоторной и общей активности приводит к снижению астенических реакций и состояний (см. табл. 2).
Полученные данные позволяют говорить о наличии большого адаптационного потенциала
Таблица 2
Межуровневые корреляционные связи показателей психодинамического и личностного уровней у старших школьников с высокой степенью включенности в инфокоммуникацию
Показатели Коэффициент корреляции при р < 0,5
Личностного уровня Психодинамического уровня
Поведенческая регуляция Индекс психомоторной активности 0,71
Индекс интеллектуальной активности 0,57
Индекс общей активности 0,54
Индекс общей адаптивности 0,84
Коммуникативный потенциал Индекс коммуникативной активности 0,76
Индекс общей активности 0,59
Индекс общей адаптивности 0,62
Астенические реакции и состояния Индекс психомоторной активности -0,67
Индекс общей активности -0,79
Индекс общей адаптивности -0,55
у школьников с высокой степенью погруженности в процесс инфокоммуникации, так как их увлеченность интернет-коммуникацией базируется на развитых, биологически детерминированных особенностях, обеспечивающих высокие показатели психомоторной, интеллектуальной и общей активности, но при этом снижение способности к поведенческой регуляции
и слабый коммуникативный потенциал могут приводить к астеническим и психотическим состояниям и реакциям.
Для сравнения приведены данные изучения внутриуровневых и межуровневых показателей в структуре индивидуальности школьников с низкой степенью погруженности в интернет-коммуникацию (табл. 3).
Таблица 3
Внутриуровневые и межуровневые корреляционные связи показателей интегральной индивидуальности старших школьников с низким уровнем включенности в инфокоммуникацию
Уровни интегральной индивидуальности Показатели Коэффициент корреляции при р < 0,5
Психодинамический Индекс психомоторной активности Индексы: общей активности 0,64
интеллектуальной активности 0,75
коммуникативной активности 0,53
общей эмоциональности -0,87
общей адаптивности 0,85
Индекс интеллектуальной активности Индексы: общей активности 0,65
общей адаптивности 0,58
Личностный Поведенческая регуляция Индексы: психомоторной активности 0,68
коммуникативной активности 0,78
общей активности 0,80
общей эмоциональности -0,79
общей адаптивности 0,65
Астенические реакции и состояния Индексы: психомоторной активности -0,62
коммуникативной активности -0, 68
общей активности -0,76
общей эмоциональности 0,64
общей адаптивности -0,72
90
Научный отдел
Количество внутриуровневых связей на психодинамическом уровне в данной выборке, по сравнению с предыдущей, существенно больше (3 и 9 соответственно), что говорит о большей плотности корреляционных зависимостей, обеспечивающих детерминацию психодинамической адаптивности личности.
В отличие от первой выборки у школьников данной группы ярко выраженными являются такие показатели, как: индекс коммуникативной активности, имеющий положительную корреляционную зависимость с индексом психомоторной активности, и индекс общей эмоциональности, имеющий отрицательные корреляционные связи с индексом психомоторной и общей активности, т.е. при увеличении эмоциональности снижается выраженность психомоторной и общей активности личности.
Характер межуровневых связей показал, что у школьников с низкой включенностью в интернет-коммуникацию способность к поведенческой регуляции уменьшается по мере возрастания эмоциональной активности, при этом появляется риск возникновения астенических реакций и состояний при одновременном снижении показателей психомоторной, коммуникативной, общей активности и общей адаптивности. Склонности к проявлению психотических реакций и состояний у школьников данной подгруппы не были выявлены.
Таким образом, результаты проведенного исследования позволяют сделать следующие выводы.
1. В зависимости от степени включенности в процесс инфокоммуникации характер внутриуровневых и межуровневых связей в структуре индивидуальности старших школьников различается.
2. Адаптивные возможности личности, предпочитающей интернет-коммуникацию, обеспечиваются высокими показателями психодинамической активности и могут быть повышены за счет развития способности к саморегуляции поведения и коммуникативного потенциала с целью профилактики возникновения астенических, психотических реакций и интернет-ад-дикции.
3. Школьники с низкой включенностью в интернет-коммуникацию демонстрируют наличие более разнообразных взаимно-однозначных межуровневых связей в структуре психодинамического уровня индивидуальности, обеспечивающих большую возможность к сопротивлению социальному и информационному стрессу. При этом обнаруживается, что повышение психодинамической эмоциональности может быть связано с уменьшением способно-
сти к поведенческой регуляции и увеличению вероятности развития астенических реакций и состояний.
4. Психолого-педагогическое сопровождение процесса информатизации образования должно строиться с учетом выявленных особенностей взаимодействия разноуровневых показателей в структуре индивидуальности и способствовать актуализации адаптивного потенциала с опорой на уникальные психодинамические и личностные резервы школьников с разной степенью включенности в процесс инфокоммуникации.
Список литературы
1. Юрьева Л. Н., Больбот Т. Ю. Компьютерная зависимость : формирование, диагностика, коррекция и профилактика. Днепропетровск, 2006. 196 с.
2. Жичкина А. Е., Белинская Е. П. Самопрезентация в виртуальной коммуникации и особенности идентичности подростков-пользователей Интернета // Образование и информационная культура. Социологические аспекты. Тр. по социологии образования. 2000. Т. 5, вып. 7. С. 34-40.
3. Наумова Т. А. Образ «Я» интернет-зависимых и интернет-независимых социальных агентов в виртуальном пространстве: автореф. дис. ... канд. психол. наук. Ярославль, 2007. 18 с.
Personal Relationship and Psychodynamic Indicators Adaptability in the Structure of the Individuality of the Subject of Infocommunication
L. Yu. Kostanova
North Caucasus Federal University
186, Octyabrskaya, Stavropol, 355000, Russia
E-mail: [email protected]
This article presents data from a study aimed at identifying the specifics of the integration of psychodynamic and personal properties in the structure of integral individuality older students with varying degrees of involvement in online communication. Depending on the degree of involvement in the process Infocommunication character of intra and inter-layer connections in the structure of personality older students has significant differences that define the factors update the adaptive capabilities of the individual in terms of education informatization. Psycho-pedagogical support of the process of informatization of education should ensure actualization of adaptive capacity, depending on the unique psychodynamic and personal allowance students with varying degrees of involvement in the process of information communications. Key words: structure of integrated identity, adaptation possibilities of the personality, subject of an infokommunikation, psychodynamic properties of identity.
References
1. Yuryeva L. N., Bolbot T. Yu. Kompyuternaya zavisi-most: formirovaniye, diagnostika, korrektsiya iprofilak-
tika (Computer addiction: the formation, diagnostics, correction and prevention). Dnepropetrovsk, 2006. 196 p.
2. Zhichkina A. E., Belinskaya Ye. P. Samoprezentatsiya v virtualnoy kommunikatsii i osobennosti identichnosti podrostkov-polzovateley Interneta (Self-presentation in virtual communication and identity of adolescents especially users Internet). Trudypo sotsiologii obrazovaniya (Education and information culture. Sociological as-
pects. Works on the sociology of education), Moscow, 2000, vol. 5, iss. 7, pp. 34-40.
3. Naumova T. A. Obraz «Ya» Internet-zavisimykh i Internet-nezavisimykh sotsialnykh agentov v virtualnom prostranstve: avtoref. dis. ... kand. psikhol. nauk (The image of the «I» Internet-dependent and independent Internet social agents in virtual space: author's abstract of dissertation of candidate of psychological sciences). Yaroslavl, 2007. 18 p.
УДК 159.99 + 343.953 + 316.62
ГЕНЕЗИС ВОВЛЕЧЕНИЯ ЛИЧНОСТИ В КРИМИНАЛЬНУЮ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ
Романова Наталья Михайловна -
кандидат социологических наук, доцент кафедры общей и социальной психологии, Саратовский государственный университет E-mail: [email protected]
В статье рассматривается проблема генезиса вовлечения личности в криминальную деятельность. Проблема анализируется в связи с характером субъектности криминального деликта (индивидуальное либо групповое преступление); выделены индивидуальные и групповые разновидности генезиса. Для индивидуальных преступлений: а) реализация сформировавшейся в процессе личностного развития криминальной жизненной программы; б) отреагирование интенсивного источника психического напряжения (внутри-личностного конфликта, стресса, фрустрации); в) переструктурирование, переоценка личностью ценностных оснований психики; г) разрешение когнитивного диссонанса личности. Для групповых преступлений: а) реализация актуальных базовых психологических потребностей личности посредством групповой принадлежности; б) несформированность навыков противостояния группе; в) функционирование личности в зоне социальных практик криминального доминирования; г) результат взаимодействия в системе личность - малая социальная группа.
Ключевые слова: генезис, вовлечение, криминальная деятельность, субъектность преступления.
Преступность - одна из наиболее значимых социальных проблем современности. Фактор интенсивных социальных трансформаций является одним из детерминантов высокого уровня и темпов прироста преступности в современном обществе. Применительно к анализу человеческого поведения это означает, что все большее количество людей выбирает в качестве способа достижения своих целей криминальный. Расширение побудительных и смысловых оснований криминального поведения является одной из
причин вовлечения в преступную деятельность людей с самыми разными психологическими, социальными и правовыми характеристиками.
Важным в понимании психологических оснований приобщения личности к преступности является познание генезиса вовлечения личности в криминальную деятельность. В переводе с греческого генезис (genesis) означает происхождение, возникновение. Исследование генезиса предполагает поиск закономерностей зарождения, развития и становления некоего явления. Исходя из этого, исследование генезиса вовлечения личности в криминальную деятельность предполагает изучение динамики этого явления: истории формирования криминального поведения и особенностей приобщения личности к ней. Раскрытие, решение данной проблемы поможет ответить на вопрос, как и почему преступное поведение становится привлекательным для личности.
Понятие «вовлечение личности в криминальную деятельность» понимается нами как приобщение субъекта к преступному поведению в форме возникновения преступного намерения и последующего совершения преступления. Следует отметить, что онтологический статус понятия «вовлечение» является недостаточно определенным в науке. Наиболее исследовано это понятие в области права, где вовлечение понимается как физическое либо психическое
© Романова Н. М, 2014