СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ ПСИХОЛОГИИ
MODERN PROBLEMS OF PSYCHOLOGY
УДК 159.923:004.738.5 ББК 88.3 Е 61
Л.С. Енгибарян
Кандидат психологических наук, старший преподаватель кафедры социальной, специальной педагогики и психологии Армавирской государственной педагогической академии; E-mail: [email protected]
ИНТЕГРАЛЬНАЯ ИНДИВИДУАЛЬНОСТЬ СУБЪЕКТА
ИНФОКОММУНИКАЦИИ С ВЫСОКИМ УРОВНЕМ ВКЛЮЧЕННОСТИ В ИНТЕРНЕТ-ОБЩЕНИЕ
( Рецензирована )
Аннотация. В настоящей статье представлены анализ и интерпретация результатов экспериментального исследования, направленного на выявление специфики структур интегральной индивидуальности субъекта инфокоммуникации (девушек) с высоким уровнем включенности в Интернет-общение.
Ключевые слова: Интернет, общение, инфокоммуникациия, интегральная индивидуальность.
L.S. Engibaryan
Candidate of Psychology, Senior Lecturer of the Department of Social and Special Pedagogics and Psychology, Armavir State Pedagogical Academy; E-mail: [email protected]
INTEGRAL INDIVIDUALITY OF THE INFOCOMMUNICATION SUBJECT WITH A HIGH LEVEL OF ENGAGEMENT
IN ONLINE CONVERSATION
Abstract. This paper presents the analysis and interpretation of results of experimental study aimed at identifying the specifics of integral individuality structures of the infocom-munication subject (girls) with a high level of involvement in the Internet communication. Keywords: Internet, communication, infocommunications, integrated personality.
Изучение интегральной индивиду- их на состояние здоровья человека яв-
альности субъекта инфокоммуника- ляются предметом исследования в ряде
ции с высоким уровнем включенности научных работ отечественных авторов,
в Интернет-общение является актуаль- В психологии большое внимание на се-
ной проблематикой как в теоретиче- годняшний день уделяется изучению
ском аспекте ее изучения, так и в при- проблемы развития личности в услови-
кладных психологических областях, ях освоения и использования инфоком-
Психологические условия проникно- муникационных технологий, вения информационных технологий Адаптационный резерв личности
во все сферы нашей жизни и влияние глубоко индивидуален и различается
— 127 —
у субъектов с разной тендерной идентичностью, то, как он будет использован и каким образом будет способствовать успешности самореализации личности в условиях инфокоммуника-ции, зависит от интеграции адаптивных возможностей на всех уровнях субъекта деятельности — индивидном, личностном, социально-психологическом.
В современном процессе конструирования и реализации тендерной идентичности в условиях постоянно меняющихся тендерных ролей и статусов «маскулинность» и «феминин-ность», «андрогинность» являются важными факторами, определяющими уникальность и неповторимые стилевые и процессуальные характеристики деятельности. Это те особенности личности, которые не только придают личности внешний колорит и пикантность, они представляют собой один из немногих стержней, вокруг которых постепенно формируется структура личности [1].
Согласно концепции андрогинии, использованной в данной работе, тендерные качества маскулинности, феми-нинности и андрогинности присутствуют в психическом пространстве любого человека независимо от его пола.
Тендер конструируется через взаимодействие, он фундаментален, институционализирован и постоянен; тем не менее всегда существует потенциал изменений, личность «созидает тендер», чтобы поддерживать свой статус и достигать самоэффективности в различных видах деятельности [2].
Свойства субъекта имеют многоуровневую организацию (свойства субъекта активности, деятельности, самопознания и саморазвития) и на ин-тегративном уровне могут проявляться в большей или меньшей способности осуществлять созидание собственной индивидуальности в сложных, быстро меняющихся условиях жизнедеятельности.
С целью изучения особенностей межуровневых связей в структуре индивидуальности субъекта инфоком-муникации, позволяющих выявить
в интегральном аспекте тендерные детерминанты своеобразия осуществления инфокоммуникации у девушек, нами было предпринято экспериме-нальное исследование.
В результате психодиагностического исследования были сформированы три выборки испытуемых на основе тендерной модели С. Бэм. В соответствии с этой моделью были определены три тендерных типа с доминантными выявленными чертами — маскулинный, фемининный и андрогинный — у девушек с высокой степенью включенности в процесс инфокоммуникации (из 297 испытуемых 57 человек имели низкий уровень включенности в Интернет-коммуникацию). Всего для выявления тендерного типа личности исследовались 240 человек, которые были разбиты на указанные группы, по 80 человек в каждой.
Применение тендерной модели С. Бэм, в отличие от двухполюсной (бинарной) общепринятой модели, позволяет, на наш взгляд, учитывать особенности реализации инфокоммуникации у девушек, имеющих совершенно уникальные личностные характеристики, которые невозможно отнести только к одному из двух полюсов — маскулинности или фе-мининности. Такой подход расширяет возможности для анализа существенных нюансов при интерпретации и моделировании психологических условий, способствующих или препятствующих реализации адаптационных возможностей субъекта инфокоммуникации, особенно в условиях высокой включенности (погруженности) в Интернет-коммуникацию.
Проверка основной гипотезы исследования, включающая изучение изменений в структуре интегральной индивидуальности у девушек с разным тендерным типом и высокой степенью включенности в Интернет-коммуникацию, проводилась в результате анализа и интерпретации одноуровневых и межуровневых корреляционных связей и факторной структуры показателей интегральной индивидуальности студентов.
Статистическое сравнение трех выделенных выборок осуществлялось с помощью применения И-критерия Манни-Уитни для выявления наличия значимых различий по отдельным показателям свойств в структуре интегральной индивидуальности, позволившего выявить качественное и количественное различие у испытуемых с учетом тендерного типа личности.
Применение корреляционного анализа обнаружило значимые одно-и межуровневые связи между показателями сравниваемых свойств в одномерном и интегральном пространстве их взаимосвязи.
Факторный анализ, использованный для выявления уникальности или схожести структур интегральной индивидуальности, позволил обнаружить специфику взаимосвязи показателей, обобщающих на статистически значимом уровне влияние отдельных свойств индивидуальности и определяющих тем самым содержательное своеобразие индивидуальности в каждой из сравниваемых групп испытуемых.
В ходе осуществления поэлементного и одноуровневого анализа выявлено, что между сравниваемыми выборками, разделенными по типу тендерной идентичности, в результате анализа сходств и различий по отдельным показателям выявлено как общее, так и различное. Общим является то, что значимые различия не обнаружены между показателями уровня метаиндивидуальности. Между фемининной и маскулинной выборкой больше различий, нежели сходств. Из 38 показателей различия в выраженности свойств имеют 22 показателя. Большее количество различий обнаружено при сравнении между показателями психодинамического уровня — 13 значимых различий, затрагивающих все особенности психодинамических проявлений — скорость психомоторную, интеллектуальную, коммуникативную, эмоциональность во всех исследуемых сферах; и два показателя пластичности — психомоторной и интеллектуальной. На личностном уровне различия затрагивают 9 по-
казателей из 16. Между маскулинной и андрогинной выборками обнаружено больше сходств, нежели различий. Из 38 показателей различия имеют всего 9, причем большая часть (6 показателей) на психодинамическом уровне и 3 на личностном. Между фемининной и андрогинной выборками обнаружено 7 значимых различий, причем 5 из них на личностном уровне, два на психодинамическом. Наибольшее количество различий обнаружено между маскулинной и фемининной выборками, андрогинные девушки по показателям психодинамики существенно отличаются от маскулинной выборки, а по показателям личностного уровня от фемининной.
Наименьшая плотность (согласованность) корреляционных связей на психодинамическом уровне обнаружена у андрогинных девушек, тогда как на личностном уровне согласованность показателей в этой выборке наибольшая, что говорит о большей значимости в регуляции деятельности психодинамических свойств у маскулинных и фемининных девушек и, напротив, о большем влиянии на процессы саморегуляции социально приобретенных, личностных характеристик у андрогинных.
Наибольший вклад в согласованность и соответственно в регуляцию деятельности вносят показатели социальной адаптивности, а также особенности личностных характеристик, связанных с процессом коммуникации и инфо-коммуникации у представителей всех сравниваемых выборок.
Межуровневые связи, обнаруженные в сравниваемых выборках, позволяют говорить о наличии значимых различий в проявлении симптомоком-плексов свойств, объединяющих свойства всех трех уровней интегральной индивидуальности. Результаты ме-журовневого анализа представлены в таблицах 1, 2, 3.
У маскулинных девушек погруженность в Интернет-коммуникацию связана в большей степени со стремлением переноса норм виртуального мира в реальный и восприятия
Межуровневый корреляционный анализ показателей у маскулинных испытуемых
Таблица 1.
00 о
Структура И. Свойства субъекта инфокоммуникации Сетевая субкультура Нецелена-правл. деят. Сенсорн. стимуляция ИСС Уход Общение Проекция Перенос
ПД ПК -0,48
ск -0,51 -0,43
пм -0,41 -0,39
эм 0,47
л Депрессивность 0,42 0,47 0,49
Раздражительность 0,59
Реактивная агре-сивность 0,51
Спонтанная агрессивность 0,39 0,39
Уравновешенность -0,38
Открытость -0,38
Соц.адаптац, стрес-соустойчивость -0,41 -0,41 -0,38 -0,38
м Сенс, стимул 0,42 0,38
ИСС 0,72
Уход 0,63 0,8
Общение
Проекция 0,46 0,49 0,38 0,52
Перенос 0,60 0,38 0,46 0,52
Условные обозначения: И — индивидуальность, ПД — психодинамический уровень ндивидуальности, Л — личностный уровень индивидуальности, М — метаиндивидуальность, ИСС — измененные состояния сознания в результате использования Интернета. В таблице представлены значимые корреляционные связи р<0,05.
__ „ „ Таблица 2.
Межуровневый корреляционный анализ показателей у фемининных испытуемых
Структура И. Свойства субъекта инфокоммуникации Сетевая субкультура Нецелена-правл. деят. Сенсорн. стимуляция ИСС Уход Общение Проекция Перенос
Экстраверсия 0,41 0,47
ЭргК 0,45 0,43
ЭргМ -0,38 -0,45
ПД ПК 0,52
Эмоц.лабил. 0,40
ЭргИ -0,39
ПМ -0,39
Скор.М -0,38
Структура И. Свойства субъекта инфокоммуникации Сетевая субкультура Нецелена-правл. деят. Сенсорн. стимуляция ИСС Уход Общение Проекция Перенос
Л Общительн. 0,45 0,46
Реакт. агресс. 0,46 0,41 0,43 0,56
Раздражит. 0,42
Невротичн. 0,48 0,45
Спонт. агресс. 0,38
Депрессивн. 0,38 0,41
Застенчив. 0,38 0,39
Соц. адаптац, стрессоустойчивость -0,60 -0,52
м Нецел, деят. 0,39
ИСС 0,64 0,58 0,41
Уход 0,45 0,57 0,63
Общение 0,45
Проективная реальность 0,51 0,45
Перенос 0,49 0,52
Таблица 3.
Межуровневый корреляционный анализ показателей у андрогинных испытуемых
Структура И. Свойства субъекта инфокоммуникации Сетевая субкультура Нецелена-правл. Деят. ИСС Уход Общение Проекция Перенос
ПД ЭргМ -0,39
Эмоц.лабильность 0,39
л Невротичность 0,42 0,50
Маскулинность -0,56
Соц. адаптац, стрессоустойчивость -0,60
м ИСС 0,45
Уход 0,47 0,71
Общение 0,40
Проективная реальность 0,47 0,44
Перенос 0,42 0,46 0,42
Интернета как проективной реальности, они более закрыты для общения, что подтверждается низкими показателями психодинамической коммуникативной пластичности и скорости, деспрессивности и неуравновешенности. Низкий уровень социальной адаптированное™ и стрессоустойчивости у маскулинных девушек взаимосвязан с нецеленаправленностью поведения при реализации инфокоммуникации и появлением измененных состояний сознания в результате использования Интернета.
Фемининные девушки склонны использовать Интернет как средство общения и проявлять коммуникативную пластичность, экстраверсию, общительность, эмоциональность. В регуляции деятельности в сфере инфокоммуникации у них большую роль, чем в других выборках, играют свойства психодинамики, выполняя приспособительную функцию. У фемининных девушек адаптированность и стрессо-устойчивость зависят от степени принадлежности к сетевой субкультуре, а также от уровня выраженности нецеленаправленности поведения при использовании Интернет-ресурсов. Чем выше степень принадлежности к сетевой субкультуре, тем ниже стрес-соустойчивость и социальная адаптированность.
У андрогинных девушек по мере уменьшения проявления маскулинных качеств увеличивается склонность к использованию Интернета с целью общения, а высокая степень принадлежности к сетевой субкультуре связана с теми же особенностями реализации инфокоммуникации, которые были обнаружены у маскулинных девушек. У андрогинных девушек социальная адаптированность связана с низкой выраженностью стремления перенести нормы виртуального мира в реальный.
В сравнительном аспекте у маскулинных девушек, как и у фемининных, только с меньшим значением, превалирует выраженность много-многозначных связей 47% и 38% соответственно. У андрогинных — наибольшее количе-
ство составили одно-многозначные зависимости (50%), и наименьшее из всех сравниваемых выборок — много-многозначные (16%). Это говорит о больших возможностях для вариативности и ситуационной изменчивости поведения маскулинных и фемининных девушек и более устойчивом относительно влияния ситуативных факторов поведении андрогинных девушек. У андрогинных девушек по мере уменьшения проявления маскулинных качеств увеличивается склонность к использованию Интернета с целью общения, а высокая степень принадлежности к сетевой субкультуре связана с теми же особенностями реализации инфокоммуникации, которые были обнаружены у маскулинных девушек. У андрогинных девушек социальная адаптированность связана с низкой выраженностью стремления перенести нормы виртуального мира в реальный.
Факторные структуры интегральной индивидуальности девушек с разной тендерной идентичностью имеют больше различий, нежели сходств.
Количество выделенных факторов и степень их наполняемости значимыми факторными весами является сходным у фемининной и андрогин-ной выборки, выявлено по три фактора, каждый из которых является целостным. У маскулинных испытуемых выявлено два значимых фактора, и они тоже представлены показателями все исследуемых уровней интегральной индивидуальности — психодинамическими свойствами, личностными и свойствами субъекта инфокоммуникации .
В приспособительной деятельности, обеспечивающей более высокий уровень адаптации у маскулинных и фемининных девушек, играют свойства психодинамики, определяя вариативность или устойчивость поведения субъекта, включенного в процесс инфокоммуникации, а у андрогинных девушек — свойства метаиндивидуаль-ности, социально обусловленные, зависящие от индивидуального опыта самореализации в процессе социального взаимодействия.
В результате применения факторного анализа выявлено, что более выраженные адаптационные возможности, более гибкая взаимосвязь разноуровневых характеристик, образующих симптомокомплексы свойств и в целом структуру интегральной индивидуальности, обнаружены у ан-дрогинных девушек в современной социальной ситуации развития общества, оптимально сочетающие как своеобразие тендерной структуры индивидуальности маскулинных, так и фемининных девушек.
Особенности осуществления инфокоммуникации у маскулинных девушек определяются симптомо-комплексом свойств, объединяющих показатели всех иерархически-соподчиненных свойств индивидуальности, и проявляются в следующей статистически значимой взаимосвязи: по мере увеличения степени принадлежности к сетевой субкультуре у маскулинных девушек увеличивается невротичность, депрессивность, реактивная и спонтанная агрессивность, снижается уравновешенность и общительность. Это происходит на фоне высокой эмоциональной лабильности, преобладающей интроверсии, снижении пластичности во всех исследуемых сферах деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной) и выносливости в психомоторной и коммуникативной деятельности.
При возрастании стремления к использованию Интернета с целью общения снижается открытость при осуществлении контактного взаимодействия, усиливаются склонность к проявлению фемининных качеств, снижается коммуникативная пластичность, усиливается пластичность психомоторная и эмоциональность интеллектуальная (они начинают острее реагировать на неудачи в интеллектуальной сфере), при этом увеличивается целенаправленность использования Интернета.
У фемининных девушек по мере увеличения тенденции воспринимать Интернет как предпочтительный по сравнению с реальной коммуникацией возникает устойчивый симптомоком-
плекс свойств: увеличивается депрессивность, невротичность, спонтанная агрессивность, раздражительность, застенчивость. Снижается уровень общительности, на фоне высокой интро-вертированности, эмоциональности во всех исследуемых сферах деятельности (интеллектуальной, коммуникативной, психомоторной) при этом низких показателях эмоциональной лабильности, эргичности, психомоторной и интеллектуальной пластичности и скорости. У фемининных девушек, в отличие от маскулинных, при увеличении нецеленаправленности поведения при включенности в Интернет-коммуникацию проявляются такие свойства личности и психодинамики, как: неуравновешенность в сочетании с высокой интеллектуальной скоростью и низкой эмоциональностью (интеллектуальной и психомоторной), при этом с тенденцией к увеличению маскулинных качеств личности.
Андрогинным девушкам, в отличие от маскулинных и фемининных, присуще целенаправленное использование Интернета в сочетании с высокой общительностью, уравновешенностью, низкими показателями невротично-сти, депрессивности, раздражительности. На фоне высокой эргичности и скорости (психомоторной, интеллектуальной, коммуникативной), з, также интеллектуальной пластичности, экстраверсии и эмоциональной лабильности. При осуществлении процесса инфокоммуникации отсутствует реакция «ухода» в виртуальную реальность и использование Интернета для общения.
У андрогинных девушек, в отличие от маскулинных, отсутствует принадлежность к сетевой субкультуре, и, в отличие от фемининных девушек, Интернет не воспринимается как более привлекательная реальность. Андро-гинные девушки включены в большей степени в контактное взаимодействие и имеют высокую психодинамическую пластичность и выносливость. У андрогинных девушек при возрастании стремления перенести нормы виртуального мира в реальный, в отличие
от фемининных, уменьшаются показатели агрессивности, но сохраняется тенденция к проявлению большей маскулинности, а при увеличении потребности в сенсорной стимуляции в условиях Интернет-коммуникации может проявляться высокая реактивная агрессивность во взаимосвязи с низкой интеллектуальной скоростью и эмоциональностью, а также низкой психомоторной пластичностью.
Итак, характер межуровневых связей и гендерная структура интегральной индивидуальности у маскулинных, фемининных и андрогинных девушек имеют как сходства, так и различия. Наибольший вклад в согласованность межуровневых свойств индивидуальности и соответственно в регуляцию деятельности вносят показатели социальной адаптивности, а также особенности личностных характеристик, связанных с процессом коммуникации и инфо-коммуникации у представителей всех сравниваемых выборок. У фемининных и маскулинных девушек с высоким уровнем включенности в инфоком-муникацию превалирует в обеспечении актуализации адаптивных возможностей личности психодинамические особенности, у андрогинных — свойства метаиндиви дуальности, что говорит о большем влиянии на процессы саморегуляции социально приобретенных, личностных характеристик у андрогинных девушек.
Анализ особенностей реализации инфокоммуникации маскулинных испытуемых позволяет сделать вывод о том, что высокая степень принадлежности к сетевой субкультуре связана на статистически достоверном уровне с такими характеристиками, как наличие изменений состояния сознания в результате использования Интернета, восприятием Интернета как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной жизнью («уход»), восприятием Интернета как проективной реально-
сти и наличием стремления перенести нормы виртуального мира в реальный, при этом низкими показателями пластичности на всех уровнях активности субъекта. Фемининные девушки с высокой степенью включенности в инфо-коммуникацию используют Интернет как средство общения, в отличие от маскулинных, степень их принадлежности к сетевой субкультуре взаимосвязана с нецеленаправленностью поведения при реализации инфокоммуникации. При этом использование Интернета для общения связано с недооценкой значимости реальной коммуникации, с попыткой перенести нормы виртуального мира в реальный и восприятием Интернет-пространства как лучшего, предпочтительного по сравнению с реальной коммуникацией при снижении интеллектуальной пластичности, скорости и психомоторной выносливости.
У андрогинных девушек, в отличие от фемининных, отсутствует нецеленаправленное поведение при использовании инфокоммуникации и потребность в сенсорной стимуляции. Андрогинный тип реализует процесс инфокоммуникации, сочетая в себе особенности, присущие как маскулинному, так и фемининному типу, проявляя пластичность как на уровне психодинамики, так и целостной индивидуальности, обнаруживая существенное отличие от двух других сравниваемых выборок в межуровневых симптомокомплексах свойств интегральной индивидуальности.
Актуализация адаптивных возможностей личности прогностически более вероятна при моделировании психологически-оправданных способов реализации инфокоммуникации, которые должны учитывать тендерные характеристики субъекта с высокой степенью включенности в Интернет-общение с целью профилактики и предотвращения возникновения аддикции, «ухода» от контактного взаимодействия и социальной самореализации.
Примечания:
1. Бем С. Линзы тендера: трансформация взглядов на проблему неравенства полов: пер. с анг. М.: Российская политическая энциклопедия (РОССПЭН), 2004. С. 451.
2. Уэст К., Зиммерман Д. Создание тендера (DOING GENDER) // Хрестоматия по курсу «Основы тендерных исследований» / отв. ред. O.A. Воронина, Н.С. Григорьева, Л.Г. Лунякова. М.: МЦГИ МВШСЭН-МФФ, 2001. С. 76-84.
3. Дёмкина Е.В., Бегидова С.Н. Результаты исследования установок, стереотипов мышления и поведения современного российского студенчества // Вестник Адыгейского государственного университета. Майкоп: Изд-во АГУ, 2013. Вып. 3 (123). С. 24-36.
References:
1. Bern S. The Lenses of Gender: Transforming the debate on sexual inequality: transl. from English. M.: Russian political encyclopedia (ROSSPEN), 2004. P. 451.
2. West K., Zimmerman D. Doing gender // Reader for the course of «Foundations of gender studies»/ ed. by O. A. Voronina, N.S. Grigoryeva, L.G. Lunyakova. M: MTsSI MVShSEN-MFF, 2001. P. 76-84.
3. Demkina E.V., Begidova S.N. Results of research of attitudes, stereotypes of thinking and behaviour of modern Russian students // Bulletin of the Adyghe State University. Ser. Pedagogy and Psychology. Maikop: ASU publishing house, 2013. Iss. 3 (123). P. 24-36.