determination of behavior. Psychological Inquiry, 2000. 11, 227-268.
60. Lewin K., Dynamic theory of personality. NY, 1935.
61. Mead G.H. The social psychology. Chicago, 1956.
62. Niemiec, C. P., Lynch, M. F., Vansteenkiste, M., Bernstein, J., Deci, E. L., Ryan, R. M. The antecedents and consequences of autonomous self-regulation for college: A self-determination theory perspective on socialization. Journal of Adolescence, 2006. 29, 761-775.
63. Ryan, R. M., Deci, E. L.. Self-regulation and the problem of human autonomy: Does psychology need choice, self-determination, and will? Journal of Personality, 2006. 74, 1557-1585.
64. Tajfel H. Experiments in vacuum / The Context of Social Psychology: A Critical Assessment. London, 1972.
65. Tajfel H., Turner J.C. The social identity theory of intergroup behavior // S. Worchel, W.G. Austin (eds.) Psychology of Intergroup Relations. Monterey, CA: Brooks/Cole 1986. P. 7
УДК 159.922.38
Д.С. КОРНИЕНКО
РОЛЬ ГЕНЕТИЧЕСКОГО И СРЕДОВОГО ФАКТОРОВ ВО ВЗАИМОСВЯЗЯХ СВОЙСТВ ПСИХОДИНАМИЧЕСКОГО
И ЛИЧНОСТНОГО УРОВНЕЙ ИНТЕГРАЛЬНОЙ ИНДИВИДУАЛЬНОСТИ
Основной целью работы является выявление генотип-средовых детерминант в межуровневых связях свойств интегральной индивидуальности. Актуальность связана с изучением целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности. Результаты исследования получены на выборке близнецов 13-17лет, по методике ОФДСИВ.М.Русалова, опросникам 16 PF и NEO-PI-R. Основные результаты связаны с установлением большей роли генотипа в формировании одно-многозначных связей и среды - в формировании много-многозначных межуровневых свзях.
Ключевые слова: генотип, среда, близнецы, подростки, темперамент, личность.
Проблема взаимосвязи темперамента и личности, согласно В.С. Мерлину, является не частной проблемой теории индивидуальности или личности, а вопросом о соотношении наследственного и приобретенного или как био-соци-альная проблема [4]. Различные отечественные и зарубежные авторы отдают предпочтение разным объяснениям взаимосвязи этих свойств, однако вопрос о принципах разделения темперамента и личности остается не решенным.
В лаборатории В.С. Мерлина был организован ряд исследований (И.Х. Пикалов, А.А. Еро-шенко, Г.С. Васильева) [4], установивших много-
многозначный характер взаимосвязей свойств темперамента (экстраверсия, экстрапунитив-ность, тревожность) и свойств личности (отношений личности, например агрессивное отношение к людям и черт личности по опроснику Р.Б.Кеттелла 16 PF А, F, Н, Q2). В данных исследованиях было доказано, что между свойствами темперамента и факторами личности существуют много-многозначные связи, при этом одно и то же психодинамическое свойство входит в разные симптомокомплексы личностных факторов. Впоследствии, Дорфман Л.Я. и Шабалин О.М. получили данные о разной роли (разной степени
© Д.С. Корниенко, 2009
171
влияния) свойств данных уровней по отношению друг к другу на основе метода структурного моделирования [1].
Проблема взаимосвязи темперамента и личности в теории интегральной индивидуальности может рассматриваться и в контексте проблемы развития [8]. Свойства темперамента развиваются не только как полиморфная основа для формирования свойств личности, но происходит усиление много-многозначных взаимосвязей между свойствами двух уровней и дивергенция свойств темперамента и личности в онтогенезе [8].
Исследования, выполненные в лаборатории В.С. Мерлина, и современные данные подчеркивают, что именно специфика связей между уровнями является критерием разделения свойств темперамента и личности, а также наличие опосредующего звена между этими подструктурами свойств, которое непосредственно влияет на ме-журовневые связи. Вместе с тем, основываясь только на фенотипических данных, мы не можем делать выводы об эндогенных причинах этих связей, в то время как изучение роли генетического и средового фактора позволит по-новому взглянуть на сущность взаимосвязей свойств психодинамики и личности.
В исследованиях, проведенных зарубежными авторами, так же обнаруживаются взаимосвязи свойств темперамента и личности [9; 12]. Рассматривая эти данные с позиции теории интегральной индивидуальности, можно утверждать, что получены свидетельства одно-многозначной связи, которая наблюдается чаще внутри одного уровня свойств.
Опираясь на генетический критерий, высказанный И.В. Равич-Щербо, можно уточнить место свойств в структуре индивидуальности [6], что даст возможность для нового понимания целостного влияния и роли генетических и средовых компонент в межиндивидуальной вариативности характеристик различных иерархических уровней интегральной индивидуальности.
Исследование источников вариативности разноуровневых свойств интегральной индивидуальности и их взаимосвязей позволит верифицировать гипотезу о том, что наличие много-многозначной связи между свойствами любых уровней является результатом влияния средового фактора на генотипические характеристики [8]. Таким образом, возможно рассматривать межуров-
невые связи не только как результат развития или формирования индивидуальности, но и как связи, по-разному детерминированные факторами среды и генотипа. Для интегрального исследования инидвидуальности, на наш взгляд, такая идея является особенно продуктивной по следующим основаниям. Во-первых, при изучении онтогенеза индивидуальности разновозрастные структуры дают, понимание функциональной специфики различных свойств на разных уровнях. Во-вторых, основываясь на генетическом критерии, возможно подтвердить идею о ведущей роли свойств темперамента в онтогенезе индивидуальности. В-третьих, обсуждая проблему взаимосвязи личности и темперамента, установление специфики связей позволит подтвердить идею онтогенетической дивергенции свойств психодинамического и личностного уровней. В-четвертых, исследование взаимосвязей позволит перейти к идее «генетического каркаса» индивидуальности, в качестве которого можно рассматривать генетические взаимосвязи между уровнями, создающими основу (скелет) индивидуальности со стороны генотипа.
В данной статье приводятся результаты исследования роли генетического и средового фактора в частных и общих свойствах личности и роли этих факторов во внутриуровневых и межуров-невых взаимосвязях.
Организация исследования
Общая логика организации исследования соответствует классическому близнецовому методу, предполагающему сравнение показателей у моно- и дизиготных близнецов. В исследовании приняли участие 2 выборки: МЗ и ДЗ, близнецы двух возрастных групп: 13-17 лет (М = 15; SD = 1.21) МЗ - 35 пар, ДЗ - 40 пар. Характеристики темперамента изучались по Опроснику формально-динамических свойств (ОФДСИ). Диагностировались 4 свойств темперамента - эргичность, пластичность, скорость и эмоциональность в 3 сферах - психомоторной, коммуникативной и интеллектуальной. Свойства личности изучались по опроснику 16 PF Р.Кеттелла и опроснику NEO PI-R (Орел, Сенин, 2004). Использовались следующие статистические процедуры: вычисление внутрипарных корреляций по Фишеру, построение модели фенотипической дисперсии, подсчет генетических корреляций, корреляционный анализ по Пирсону.
Результаты и их обсуждение
Основное содержание статьи связано с установлением взаимосвязей между свойствами психодинамического и личностного уровней на основе фенотипических и генетических корреляций. Фенотипическими корреляциями являются корреляции по методу Р.Пирсона. Генетические корреляции позволяют установить общность генетических влияний у свойств, имеющих генетическую обусловленность, однако в силу ограниченности объема статьи эти результаты не представлены. В более ранних наших статьях [3] роль гено-тип-средовых факторов в формально-динамических и личностных свойствах была рассмотрена подробно.
На первом этапе исследования проводилось вычисление компонентов фенотипической дисперсии* . Общие результаты заключаются в том, что за исключением трех свойств (Н смелость-робость Ga=46, Gd=9, Q1 радикализм-консерватизм Ga =27, F бесспечность-озабоченность Ga =29.), в возрасте 13-17 лет все свойства по опроснику Р.Б.Кеттелла обнаруживают средовое влияние, при этом максимальное влияние приходится на те параметры, которые различаются у родственников.
По результатам выделения компонент фено-типической дисперсии свойств в пятифакторной модели было обнаружено, что генетическая компонента определяет от 29 до 62% в дисперсии всех свойств. Среди средовых компонет наибольшую роль играет индивидуальная среда и только в случае невротизма - общая (Ее =34%). Наибольшую оценку наследуемости получает экстраверсия ^а =62%), тогда как наименьшую доброжелательность ^а =29%).
* Используется модель дисперсии, включающая пять компонент: генетические (аддитивную -Ga и доминантную - Gd) и средовые (общую - Ее, индивидуальную - Ew и специфическую монозиготную среду - Emz). Данная модель фенотипи-ческой дисперсии, является более приемлемой, чем вычисление компонент дисперсии по формулам Игнатьева-Фальконера [4], так как она оказалась более чувствительна к данным. Вместе с тем, выделяя в данной модели МЗ среду, необходимо учитывать, что данная компонента может быть результатом как минимум трех влияний -собственно МЗ среды, ДЗ среды и неаддитивной генетической составляющей.
Полученные данные о генотип-средовом соотношении в свойствах пятифакторной модели совпадают с фактами, полученными Ве^етап С^., СЫриег Н.М., Р1отт, R. и др., описанными М. С. Егоровой [2]. Сравнивая наши данные с данными Шетапп R. и др. [10] , можно отметить, что этими авторами была получена обобщенная оценка наследуемости по всем пяти факторам выше 48% дисперсии.
Следующим этапом нашей работы является определение генетических корреляций внутри одного уровня свойств личности и между свойствами разных уровней - психодинамического и уровня свойств личности в возрасте 13-17 лет.
Взаимосвязи личностных свойств характеризуются следующим. Наличие однонаправленных генетических влияний на связи свойств Н смелость-робость и Q1 радикализм-консерватизм (г=37), Н смелость-робость и Экстраверсия (г=61). Можно полагать, что за проявлениями смелости, обращенности к людям и беззаботности и склонностью к изменениям в окружающем мире, способностью проявлять гибкость в поведении стоят одни и те же генетические факторы. Согласно Р.Б. -Кеттелу [7], фактор Н входит во вторичный фактор экстраверсии, характеризующий способность реализовать потребность в общении, и наличие такой связи является примером связи частного проявления экстраверсии и обобщенного свойства. Другая взаимосвязь была обнаружена для свойств F бесспечность-озабоченность и Невротизм (г=-68), но генетические влияния на эти свойства являются противоположными. Наличие данных связей позволяет утверждать, что на уровне генетических влияний существует одно- и много-однозначная связь внутри уровня свойств личности.
Сопоставляя генетические и фенотипичес-кие (гр) корреляции, нами было обнаружено, что совпадающими являются только связи Н смелость-робость и Q1 радикализм-консерватизм (г^ =37) и Н смелость-робость и Экстраверсия (г^ =61). Среди свойств «Большой пятерки» обнаружены связи между невротизмом и экстраверсией (г^ =-89) и невротизмом и добржелательностью (г^ =-52). Отрицательное значение коэффициента корреляции позволяет говорить о разных генетических влияниях на данные свойства. Аналогичные данные получены и по фенотипическим корреляциям свойств невротизм и экстраверсии (г^ =-39) и доброжелательности (г =-34). В отношении
связи невротизма и экстраверсии можно говорить о том, что она подтверждает факты, полученные В.С.Мерлиным [5] об ортогональности или оппозиционности этих свойств.
С позиции теории интегральной индивидуальности межуровневые генетические и фенотипи-ческие связи свойств психодинамики и личности могут быть проинтерпретированы исключитель-
но как одно- или однозначные или одно-многозначные, т.е. как связи, традиционные для свойств одного уровня индивидуальности.
Обратимся к результатам генетических и фе-нотипических корреляций между свойствами двух уровней: личностного и психодинамического (межуровневые взаимосвязи) в возрасте 13-17 лет (табл. 1).
Таблица1
Генетические корреляции свойств психодинамики и личности в 13-17 лет*
Показатели Эргичность психомоторная Эргичность интеллектуальная Пластичность коммуникативная Скорость интеллектуальная Эмоциональность психомоторная Эмоциональность коммуникативная
F бесспечность-озабоченность 68 71 -55
H смелость- робость - - - - -33 -60
Ц1 радикализм-консерватизм - - - -64
Невротизм - - 80 -69 85 -
Экстраверсия -50 - - - -73 -81
Открытость - - - - - -57
Доброжелательность -36 - - - -49 -37
* - нули и запятые опущены
Характеризуя особенности генетических корреляций, можно утверждать, что на формально-динамические свойства и свойства личности в общем действуют разнонаправленные генетические влияния. Наибольшее число разнонаправленных связей проявляется у свойств, характеризующих экстраверсию, обращенность к людям и эмоциональность. Однако, активационно-скоростные параметры преимущественно связаны положительно, т.е. могут иметь общую генетическую основу.
Совпадение структур генетических и феноти-пических корреляций обнаруживается для связи следующих свойств: фактора F и эргичности (г^ = 68; гр =45) и скорости (г^ = 71; г=41) в интеллектуальной сфере; экстраверсии и эмоциональности в психомоторной сфере (г^ = -73; гр =-42).
Полученные факты однозначно свидетельствуют о том, что межуровневые связи, имею-
щие генетическую основу, являются одно-многозначными или одно-однозначными. Такой факт несколько противоречит теории интегральной индивидуальности, так как одно-однозначный тип связей является внутриуровневым. Вместе с тем, при исследования авторы обращаются к феноти-пическим связям, являющимся продуктом взаимодействия генетических и средовых детерминант. На наш взгляд, полученные факты позволяют говорить о межуровневых связях, имеющих генетическую основу, как о связях, создающих генетический каркас интегральной индивидуальности, т.е. о неких константах, задающих стабильность системы индивидуальности. Это не отрицает возможное средовое влияние на связи любых разноуровневых свойств, что и создает фе-нотипический облик индивидуальности.
Выводы
1. Установлено, что более обобщенные свой-
ства личности (№Ю-Р1-Я) испытывают в большей мере генетические влияния, чем частные свойства (по Кеттеллу Р.).
2. Внутриуровневых взаимосвязей свойств личности на генетическом уровне больше и они обнаруживаются у свойств личности, входящих в более общий симпотомокомплекс свойств (например, связь факторов Н и F). Обобщенные свойства личности (по опроснику №Ю-Р1-Я), скорее характеризуют ортогональные отношения между свойствами, ответственными за проявлениями экстраверсии и невротизма.
3. Найдено подтверждение, что связи между уровнями психодинамики и личности диверги-руют, т.е. имеют тенденцию к расхождению, так как было обнаружено, что, в общем, на формально-динамические свойства и свойства личности действуют разнонаправленные генетические влияния.
4. Формирование межуровневых связей определяется не только взаимодействием факторов генотипа и среды (установлено по фенотипичес-ким корреляциям), но можно утверждать и наличие самостоятельного генетического влияния на связи свойств. Свойства, имеющие общую генетическую основу (установлено по генетическим корреляциям), являются тем «генетическим каркасом» индивидуальности, так называемой внутренней структурой связей свойств индивидуальности.
5. Для межуровневых связей психодинамических и личностных свойств обнаруживается различная картина генетических и фенотипичес-ких связей, что позволяет утверждать существование как внутренней (генетической) структуры связей, так и структуры связей, в которой проявляются и генетические и средовые факторы. При этом данные структуры связей могут и не совпадать. Данный факт косвенно свидетельствует в пользу утверждения о том, что много-многозначные связи имеют преимущественно средовой характер.
Библиографический список:
1. ДорфманЛ.Я., Шабалин О.М., КатковВ.Л.
Правовое поведение, темперамент и личность подростков: верификация дополнительных стратегий // Интегральная индивидуальность, Я-кон-цепция, личность. - М.: Смысл, 2004. - С. 64-96.
2. ЕгороваМ.С., ЗыряноваН.М., Паршико-ва О.В. С.Д.Пьянкова, Ю.Д. Черткова. Генотип, среда, развитие. - М.: ОГИ, 2004. - С. 381-384.
3. Корниенко Д.С. Возрастные особенности генотип-средового соотношения свойств психодинамического и личностного уровней интегральной индивидуальности // Вестник ПГПУ Серия Х. Дифференциальная психология, 2005. - № 1-2. - С. 41-48.
4. Мерлин В. С. Очерк интегрального исследования индивидуальности. - М.: Педагогика, 1986. - 256 с.
5. Мерлин В.С. Очерк теории темперамента. - Пермь.: Перм. кн. изд-во., 1973. - 303 с.
6. Равич-Щербо И.В., Марютина Т.М., Гри-горенко Е.Л. Психогенетика. - М.: Аспект пресс, 1999. -447 с.
7. Роль среды и наследственности в формировании индивидуальности человека / Под ред И.В. Равич_Щербо. - М. Педагогика, 1988. - 336 с.
8. Силина Е.А. Роль генетического фактора в развитии интегральной индивидуальности // Интегральная индивидуальность человека и ее развитие / Под ред. Б.А. Вяткина. - М., Изд-во ИП РАН, 1999. - С.31-38.
9. Brebner J., Stough C. The relationship between the structure of temperament and extraversion and neuroticism. Personality and individual differences 1993, vol. 14, № 4, pp. 623626.
10. RlemannR., AngleitnerA., Strelau J. Genetic and Environmental Influences on Personality: A Study of Twins Reared Together Using the Self- and Peer Report NEO-FFI Scales. Journal of Personality. 1997. № 3, pp. 449-475.
11. Strelau, J., Zawadzki, B. The Formal Characteristics of Behavior-Temperament Inventory (FCB-TI): Validity studies. European Journal of Personality. 1995, vol. 9, pp. 207-229.