Научная статья на тему 'Гендерные качества как конструкт интегрального пространства личности'

Гендерные качества как конструкт интегрального пространства личности Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
215
29
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ИНТЕГРАЛЬНОЕ ПРОСТРАНСТВО ЛИЧНОСТИ / ГЕНДЕРНЫЕ КАЧЕСТВА / ГЕНДЕРНАЯ РОЛЬ / ФЕМИНИННЫЙ / МАСКУЛИННЫЙ / АНДРОГИННЫЙ ТИП / ГЕНДЕРНЫЙ КОНСТРУКТ / РЕАКТИВНЫЙ КОНСТРУКТ / THE INTEGRAL SPACE OF PERSONALITY / GENDER QUALITIES / GENDER ROLE / FEMALE / MALE / ANDROGENOUS TYPE / GENDER CONSTRUCTION / REACTIVE CONSTRUCTION

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Белых Татьяна Викторовна, Дмитриева Наталья Анатольевна

В статье рассматриваются вопросы влияния гендерных качеств на изменение интегрального пространства личности. Выделены кластерные образования, полученные в результате статистической обработки данных психологического исследования студенческой аудитории. I

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

n the article are considered questions of influence of gender qualities on changing the integral space of personality. Cluster productions are marked out as the resault of the statistic processing of psychological research of the student audience.

Текст научной работы на тему «Гендерные качества как конструкт интегрального пространства личности»

ПШОМИЧЕШЕ ИНУ ки

ГЕНДЕРНЫЕ КАЧЕСТВА КАК КОНСТРУКТ ИНТЕГРАЛЬНОГО ПРОСТРАНСТВА ЛИЧНОСТИ

Т. В. Белых, Н. А. Дмитриева

GENDER CHARACTERISTICS AS CONSTRUCT OF PERSONALITY'S INTEGRAL SPACE

Belyh T. V., Dmitrieva N. A.

In the article are considered questions of influence of gender qualities on changing the integral space of personality. Cluster productions are marked out as the resault of the statistic processing of psychological research of the student audience.

Key words: the integral space of personality, gender qualities, gender role, female, male, an-drogenous type, gender construction, reactive construction.

В статье рассматриваются вопросы влияния гендерных качеств на изменение интегрального пространства личности. Вы!-делены/ кластерные образования, полученные в результате статистической обработки данны/х психологического исследования студенческой аудитории.

Нлючевы/е слова: интегральное пространство личности, гендерны/е качества, гендер-ная роль, фемининныэ1й, маскулинны!й, анд-рогинны/й тип, гендерны/й конструкт, реак-тивныэ1й конструкт.

УДК 159.923

Уникальность каждого человека заключается в развитии собственного личного потенциала и гармоничного взаимодействия с окружающей действительностью. Построение собственного образа и отражение окружающего мира происходит посредством активных психических функций, которые определенным образом создают картину мира человека. Процесс активации психических функций соединяет многие структуры организма человека, таким образом, создавая единое интегральное пространство личности, в котором взаимодействует биологическое, психологическое, социальное.

Понимание гендера как научного конструкта и социально-психологического явления сложилось в результате взаимодействия разных теоретических подходов. Так, теория социального конструирования реальности П. Берера и Т. Лукмана позволила пересмотреть некоторые традиционные научные представления о природе субъективного и объективного в социальном мире. Авторы выдвинули идею о том, что социальную реальность можно рассматривать как субъективный мир, постоянно созидаемый индивидом (1).

Работы П. Берера, Т. Лукмана, Э. Гоффмана, Т. Парсонса, оказали существенное влияние на развитие социально конструктивистского представления о гендере и заложили основы объяснения механизмов формирования индивидуализированной, субъективной «гендерной картины мира» (2).

Белых Т. В., Дмитриева Н. А.

Тендерные качества как конструкт интегрального пространства личности

В научном обществе, активно используются две модели, через призму которых изучается гендерная картина личности. Это бинарная модель «маскулинное-фемининное», определяющая полярное расслоение человечества на маскулинных и фемининных типов. Вторая модель, предложенная С. Бем, включает третью градацию андроге-нию, которая расширяет и значительно обогащает репертуар гендерной роли. Идея о выделении двух измерений пола - биологического и социального, возникла у Р. Столлера при исследовании феномена транссексуальности: субъективной убежденности человека в своей принадлежности к противоположному полу. В этом феномене наиболее четко отражается тот факт, что природные характеристики организма существуют для человека только как некоторые символы, наделенные социальными и личностными смыслами и ценностными значениями (3). Будучи изначально активным, человеческий индивид не рождается, а становится субъектом в процессе общения, деятельности и других видов своей активности, и сам участвует в формировании окружающего мира, воздействуя на него, таким способом образуется интегральное пространство, в котором личность приобретает, развивает, необходимые ей качества.

Целью настоящего исследования является изучение влияния гендерных качеств на конструирование интегрального пространства личности.

В ходе исследования изучалась аудитория девушек проходящих обучение в вузе в возрасте от 17 до 20 лет. В результате исследования были сформированы три группы на основе гендерной модели С. Бем. В соответствии с этой моделью были определены три гендерных типа с доминантными (характерными) выявленными чертами - маскулинный, андрогинный, фемининный. В исследовании использовались психологические методики: «Многофакторный личностный опросник БИ, форма В» (И. Фаренберг, Х. Зарг, Р. Гампел), «Опросник С. Бем», «Опросник формально-динамических

свойств индивидуальности (ОФДСИ)

В. М. Русалова», авторская методика «Исследование архитипа».

При проведении корреляционного (критерий Pirson, Spearman, p< 0,05) и кластерного анализа (метод Single Linkage, «ближайшего соседа») выделилось два образования, условно которые можно назвать «ген-дерный конструкт» и «реактивный конструкт». Каждое из образований проявляет уникальное влияние на интегральное пространство личности. «Гендерный конструкт» - определенным образом структурирует интегральное пространство личности, выделяя доминантные и подчиненные функции, их ядерное образование и их активные связи. «Реактивный конструкт» - выделяет активные психические качества, используемые в интегральном пространстве личности. Оба конструкта проявляют уникальные связи внутри гендерных групп, что дает возможность создавать модели качеств и их связей, влияющих на гендерную роль.

Отличительные особенности гендерного и реактивного конструктов можно назвать, сравнивая результаты исследования, полученные при проведении кластерного анализа. Условно назвать сравниваемые группы можно следующим образом, «универсальная группа» - включающая всех обследованных студентов (81 человек), «маскулинная группа» - девушки с преобладанием маскулинных качеств (27 человек), «андрогинная группа» - девушки с преобладанием андро-гинных качеств (27 человек), «фемининная группа» - девушки с преобладанием фемининных качеств (27 человек).

Выделенные конструкты универсальной группы (см. рис.1. Кластерные образования универсальной группы) можно описать следующим образом:

Гендерный конструкт - включает качество «маскулинности-фемининности» (FPI), качество маскулинности и фемининности (далее «М», «F») выявленные на основе опросника С. Бем, качество «экстраверсия -интроверсия» (FPI), качество «архитип» (архитипические образы находящиеся в индивидуальном пространстве личности) определенный в результате проекционной авторской методики «Исследование архитипа».

гее 1лч ч 1 -эг Vя г--Я ч ■ Ь 1А ч^

к * IV! ......

*.......... »4

Л- Г "■■-'■■ 1-1 I -■

:■■.+: ц- Ф-НЪМ т г-аЗН1:-к<--ь Э-аМЯ- I- !-ФМа-

I II-№ 1ч >

Рисунок 1. Кластерные образования универсальной группы

Ым1-1 ъ'щ-Ьи-:I «г. 1и1л--:-кг

К" цч ..1П-Н1: к ■ ■_чип-нь н>.

Ч

¿и.НР1 Л I ■■

1С -з ас со -о к.

Рисунок 2. Кластерные образования фемининной группы

Реактивный конструкт включает качество «эмоциональная лабильность», «депрессив-ность», «невротичность», «застенчивость» выявленные с помощью опросника Ж.

Реактивный конструкт фемининной группы (см. рис. 2. Кластерные образования фемининной группы) проявил подобные связи, как и в универсальной группе, объединяя качество «эмоциональная лабильность», «депрессивность», «невротичность», «застенчивость» в один кластер дополнив его новым качеством «открытость». Уникальность гендерного конструкта фемининной группы проявилась в образовании двух кластеров: первичного, объединяющего качество «маскулинности-фемининности» (ТИ), качество «архитипа» и качество «М» (С. Бем), и вторичного кластера объеди-

няющего качество «Б» (С. Бем) и «экстраверсия - интроверсия» (ТИ) проявляющего в первую очередь связь с кластерным образованием реактивного конструкта.

Таким образом, отличительной особенностью тендерного конструкта фемининной группы является кластерное образование качеств «маскулинность-фемининность»-«архитип»-«М»(С. Бем), обладающее автономностью и динамической активностью в интегральном пространстве личности.

Кластерное образование реактивного конструкта маскулинной группы (см. рис. 3. Кластерные образования маскулинной группы) более активно, первым формирует кластерную связь, состоящую из качеств «эмоциональная лабильность» - «депрессивность» - «невротичность». Гендерный кон-

Белых Т. В., Дмитриева Н. А.

Гендерные качества как конструкт интегрального пространства личности

структ маскулинной группы имеет отличительную особенность от предыдущих групп, заключающуюся в образовании первичного кластера включающего качество «М»-«Р» (С. Бем), и вторичного кластера определяющего связь качеств «экстраверсия-интроверсия»-«маскулинность-феминин-ность». Качество «архитип» проявляющее активную связь в гендерном конструкте ан-дрогинной и фемининной группы, в данной группе вышло из гендерного конструкта и включается в связь на дальней дистанции, что свидетельствует о его пассивности в интегральном пространстве личности маскулинной группы. Такой феномен, может быть объяснен тем, что качество «архитипа» имеет внутреннюю соподчиненность с другими качествами

Гендерный конструкт андрогинной группы (см. рис. 4. Кластерные образования

андрогинной группы) проявил связи качеств «М»-«Б»-«маскулинность-фемининность»-«архитип». Качество «эктроверсия-интро-версия» выделяется в отдельный кластер, образуя связь с качеством «открытость».

Реактивный конструкт андрогинной группы в цепочечной связи объединяет в один кластер качества «эмоциональная ла-бильность»-«депрессивность»-«застенчи-вость»-«невротичность», исключая качество «открытости».

Таким образом, отличительной особенностью кластерных образований андрогин-ной группы является появление автономного кластера связывающего качества «экстра-версия-интроверсия»-«открытость», образующего дальнюю связь с единым кластерным образованием качеств входящих в состав гендерного конструкта и реактивного конструкта.

Г| ^ £^и■ ~11 Гл ьЬ **

-1ГГ. Г I 1Г1.-1ПГ = Л II^О-ГГ

Г.1.1.1.41111 I I. Ц-'ЧШ И I им ■^КСЦ; ЯЕер ■ ИТЭЭЕЕЭ^-

1Г.1?Глгг.й

Рисунок 3. Кластерные образования маскулинной группы

"-г- ш! V -.11- 1-г ■-■.■ 1." £ и.к J Лпп 1И.-

I 41

и

1- 2.

Рисунок 4. Кластерные образования андрогинной группы

Исходя и выше изложенного, можно 3.

сделать выводы:

1. Проведенный кластерный анализ подтвердил гипотезу о том, что в интегральном пространстве личности есть образования гендерный и реактивный конструкт, имеющие в своем составе определенный набор психических качеств, связи между которыми динамичны и различны для каждой из гендер-ных групп, выделенных в ходе исследования, и влияют на проявление гендер-ной роли.

2. В названных конструктах есть константные качества (постоянно присутствующие в каждой гендерной группе) и вариативные качества (вариативно проявляющиеся при образовании кластерных связей в разных гендерных группах). К константным качествам в 4. гендерном конструкте относятся качества «маскулинность-фемининность»,

«Б», «М», вариативно присутствующее в гендерном конструкте является качества «экстраверсия-интроверсия», «ар-хитип». В реактивном конструкте константные качества - «эмоциональная лабильность», «депрессивность», «нев-ротичность», тогда как качества «застенчивость», «окрытость», вариативно присутствуют в реактивном конструкте.

Гендерный и реактивный конструкт тесно связаны в интегральном пространстве личности и обладают разной чувствительностью при образовании кластерных связей, что позволяет говорить о их прямом влиянии на проявление гендерной роли. Так в маскулинной группе более чувствительным к образованию кластерных связей является реактивный конструкт, тогда как в андро-гинной и фемининной группе проявляет большую чувствительность к образованию кластерных связей гендерный конструкт. Это соответствует научной гипотезе С. Бем, о высоком темпе психических процессов у андрогинный и фемининных типов и умеренном темпе психических процессов маскулинных типов. (1)

Определенные конструкты и их кластерные образования дают возможность при построении процесса коррекцион-ного воздействия использовать те психические качества, которые благодаря выявленным закономерностям позволят оптимально конструировать процесс образования утраченных или пассивных связей в интегральном пространстве личности с учетом проявления гендер-ной роли.

ЛИТЕРАТУРА

1. Бендас Т. В. Гендерная психология: Учебн. пособие. СПб., 2005.

2. Ожигова Л. Н. Психология гендерной идентичности личности. Краснодар. 2006.

3. Пол. Гендер. Культура. Немецкие и русские исследования: Сб. статей / Под ред. Э. Шоре, К. Хайдер. М., 2003. Вып. 3.

Об авторах

Белых Татьяна Викторовна, ГОУ ВПО «Ставропольский государственный университет», заведующий кафедрой социальной и политической

психологии, доктор психологических наук. Область научных интересов - социальная, политическая психология. [email protected]

Дмитриева Наталья Анатольевна, ГОУ ВПО

«Ставропольский государственный университет», соискатель кафедры социальной и политической психологии. Область научных интересов - гендерная, архетипическая психология, социальная психология. >!тйпуа. п@,таП. ги

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.