Научная статья на тему 'Влияние гаджетов на поведение современной молодежи'

Влияние гаджетов на поведение современной молодежи Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
8680
650
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СОВРЕМЕННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ / ИНТЕРАКТИВНОСТЬ / МЕДИАКУЛЬТУРА / ГАДЖЕТЫ / MODERN TECHNOLOGIES / INTERACTIVITY / MEDIA CULTURE / GADGETS

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Щедрина Валерия Андреевна, Ковалёва Татьяна Николаевна

В данной статье исследуется влияние, оказываемое современными технологиями на подрастающее поколение, перечислены меры по профилактике зависимости от современных технологий. Рассматриваются особенности сетевого поведения, общения, влияние новых медиа на формирование идентичности и интернет-зависимости

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE EFFECT OF GADGETS ON THE BEHAVIOR OF TODAY''S YOUTH

This article determines the effect of modern technology on the younger generation, lists the measures for prevention of dependence on modern technology. Discusses the features of their network behavior, communication, impact of new media on identity formation and Internet addiction

Текст научной работы на тему «Влияние гаджетов на поведение современной молодежи»

УДК 33.054.22

Щедрина Валерия Андреевна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: valeria.shedrina.1995@mail.ru

Ковалёва Татьяна Николаевна, студентка 3 курса факультета экономики и менеджмента Курского государственного университета e-mail: kovaleva.tatjana09@mail.ru

ВЛИЯНИЕ ГАДЖЕТОВ НА ПОВЕДЕНИЕ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Аннотация: в данной статье исследуется влияние, оказываемое современными технологиями на подрастающее поколение, перечислены меры по профилактике зависимости от современных технологий. Рассматриваются особенности сетевого поведения, общения, влияние новых медиа на формирование идентичности и интернет-зависимости.

Ключевые слова: современные технологии, интерактивность, медиакультура, гаджеты.

Shedrina Valeria Andreevna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: valeria.shedrina.1995@mail.ru

Kovaleva Tatyana Nikolaevna, student of the 3rd course of the faculty of Economics and management, Kursk state University e-mail: kovaleva.tatjana09@mail.ru

THE EFFECT OF GADGETS ON THE BEHAVIOR OF TODAY'S YOUTH

Annotation: This article determines the effect of modern technology on the younger generation, lists the measures for prevention of dependence on modern technology. Discusses the features of their network behavior, communication, impact of new media on identity formation and Internet addiction.

Keywords: modern technologies, interactivity, media culture, gadgets.

Современное развитие общества значительно ознаменовалось стремительным развитием современных технологий. Интернет, электронная почта, цифровое телевидение основательно закрепились в нашей жизни. На задний план смещаются устоявшиеся средства массовой информации, особенно так происходит у подрастающего поколения. В общении проявляется элемент интерактивности. Анализируя влияние оказываемое современными технологиями на подрастающее поколение, можно рассматривать Интернет в качестве среды, которая формирует общественные отношения. Современные технологии в жизни подростков предстают и средством общения, и источником информации [5,с.152].

Проводимые в России исследования социокультурной ситуации отражают интенсивное развитие медиакультуры, в особенности аудиовизуальной (кино, видео, компьютерные игры, спутниковое телевидение). Так всё перечисленное в большой степени оказывает влияние на общественное сознание. В современном обществе интернет, компьютер и смартфон дают право индивидуального общения в интерактивном режиме подростку. В данном режиме может происходить как познание интересующей информации, так и реализация творческих идей.

Оценивая условия развития социально-экономических процессов в обществе, можно выявить значительное сокращение воспитательных функций в образовательных учреждениях и семьях. Социальные сети замещают живое общение на виртуальное. Уходит на второй план общение детей с родителями. Усиливается влияние современных технологий на процесс формирования мировоззрения, что наглядно видно из результатов исследования, представленных на рисунке 1.

Проснувшись утром,первым делом...

Выходят в интернет с телефона За втракают Принимают душ Включают телевизор Закуривают В к л юч а ют музыку/радио Делают гимнастику Занимаются сексом Вы гу л и ва ют соба ку

Рисунок 1 - Зависимость от мобильного интернета.

Источник: Собственная разработка на основе материала аудитории Интернета и основных тенденций медиа потребления. Онлайн опрос на апрель 2015 в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http ://www. slideshare.net/TrafficIsobar/ss-54112539.

Зависимость подростков от компьютерных игр, телевидения, социальных сетей очевидна. По мнению Е.Н Куриленко, игра становится частью жизни, то есть нормой для подрастающего поколения и заменяет им реальную жизнь [4,с.158]. С точки зрения медицины компьютерные игры ухудшают зрение и порождают агрессию. Так, спутниковое телевидение с многоканальной системой часто транслирует передачи с разрушающим содержанием для психики [2, с.34].

По данным официальной статистики, Интернет-зависимыми сегодня, во всём мире, признаны около 10 % пользователей. В нашей стране психиатры приводят цифру 4-6 % [1, с.27] Почти половина жителей Европы заявили, что жить не могут без своего мобильника, а 42% - без ноутбука. Около 10 %

опрошенных сознались в наличии у них нескольких явных признаков психологической зависимости [3,с.59].

Рассмотрим рисунок 2 построенный по результатам исследования лабораторией Хасимото и Институтом информационной политики и коммуникаций при Министерстве внутренних дел и коммуникаций в феврале 2013 г. [7, с.146].

Начальная школа Школьники средней ступени Старшеклассники Студенты Взрослые Всего

т

Рисунок 2 - Процент пользователей с высокой склонностью к интернет-зависимости среди различных возрастных групп.

Источник: Собственная разработка на основе работы Хасимото Ёсиаки «Зависимые от связей»: особенности японской Интернет-зависимости 2013 Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/currents/d00102/.

Последние исследования показали, что самые активные потребители новых гаджетов живут в Великобритании. Треть жителей покупают приборы не по необходимости, а опираясь на слухи и моду технических новинок. В наименьшей степени новой этой манией страдают итальянцы. Лишь 4 % из них делают необоснованные покупки. Согласно исследованиям Benchmark Research чувствуют гнев, когда не могут позволить себе купить техническую новинку, 10 % европейцев [3,с.89]

По результатам опроса жителей шести крупных российских городов экспертами Лаборатории социальных технологий оказалось, что в России люди в первую очередь "больны" мобильным телефоном. Так 85 % молодых жителей в возрасте от 18 до 35 лет заявили, что не могут жить без сотового. А половина опрошенных имеют психологическую зависимость от портативных музыкальных устройств. Среди других любимых гаджетов - цифровые камеры, карманные компьютеры и даже портативные DVD-плееры и цифровые диктофоны.Так, 84 млн. человек в возрасте от16 лет и старше являются пользователями Интернета в России [6,с.91].

70,4% 67,5% ш

57,1% 52.6%

44,0% ^^^ 1

32,6% — 1 " ■ • ■ < j «

1 ■

1 1 1 1

Рисунок 3 - Динамика роста пользователей интернета в России Источник: Собственная разработка на основе РИА Новости - Развитие Интернета в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20100930/280796937.html.

Проведенные исследования свидетельствуют о том, что особенно восприимчивыми к новым технологиям являются дети в возрасте до десяти лет. Они подсаживаются на них как на наркотики. Ученые выяснили и рекомендуют детям пользоваться планшетами не более 30 минут в день, а смартфонами в сутки не более двух часов. Для детей 10-14-летних использование ПК допускается, но только с целью решения школьных заданий [8, с.75] Люди, которые постоянно заглядывают в свои смартфоны, менее способны контролировать импульсивное поведение и не склонны к экономии. К такому выводу пришли ученые из американского Темпльского университета -психологи Генри Вилмер (Henry Wilmer) и Джейсон Чейн (Jason Chein). Свое исследование они опубликовали в журнале Psychonomic Bulletin and Review. Результаты показали, что те, кто склонен постоянно проверять свои телефоны, оказываются менее способными к отложенному удовлетворению потребностей. 44 % пользователей Facebook «лайкают» записи своих «фрэндов» по крайней мере один раз в день, в то время как 29 % — по несколько раз за сутки. Люди делают это, потому что хотят сохранить отношения со своими друзьями. Недавнее исследование дохода мобильных игр показало пугающие цифры: 46 % дохода от них приносят всего 0,22 % игроков, а это значит, что кто-то от них по-настоящему зависим. В России на 2010 год насчитывалось 43,3 млн. интернет-пользователей, недельная аудитория 39,2 млн. человек, а ежедневная -29,4 млн. [6,с.132]. Отслеживая динамику роста российской интернет-аудитории с 2000 по 2010 годы, можно увидеть , что она составила 1826 %. Так по состоянию на 2010 год, каждая четвёртая семья в России обеспечена доступом в Интернет (25,5 % квартир имеют интернет-доступ) [6,с.114].

Подрастающее поколение, у которого ещё нет сформированных духовно -нравственных ценностей, не всегда может различить истину с обманом, иллюзии, от настоящих ценностей. К мерам по профилактике зависимости от современных технологий, можно отнести установку четких требований к использованию гаджетов и выхода в интернет, использование контролирующих программ. Так, к примеру, существует программа «Контроль игр», умеющая отличать учебный процесс от игровой деятельности. При

учебном процессе никаких действий не происходит, а при входе в игру монитор гаснет. У подростка должна выработаться культура общения с компьютером, направленная на получение полезной для интеллектуального развития информации [5, с.134]. Можно сказать, что работа по противодействию влияния современных технологий на подрастающее поколение должна проводиться масштабно, регулярно и систематически, в плотном сотрудничестве, в первую очередь с родителями, затем педагогами и другими специалистами, которые занимаются развитием способностей у ребенка.

Делая вывод по вышеизложенному, можно сказать, что вводить запрет на пользование современными устройствами не стоит. Мы живем в век технологий, поэтому знания в этой области необходимы в будущем. Наиболее часто зависимость от гаджетов развивается в результате подмены реального общения различными устройствами. Поэтому главным является родительское внимание и контроль времени, которое ребенок проводит с компьютером или планшетом.

Список литературы:

1. Аудитория Интернета и основные тенденции медиа потребления. Онлайн опрос на апрель 2015 в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.slideshare.net/TrafficIsobar/ss-54112539 .

2. Гаджет-зависимость и почему Стив Джобс запрещал своим детям айфоны. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.oum.ru/literature/raznoe/gadjet-zavisimost-pochemu-stiv-jobs-zareshya-detyam-iphony/.

3. Зависимость жителей Европы заявили, от гаджетов. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.wday.ru/krasota-zdorovie/encyclopedia-zdorovia/chto-takoe-gadzhet-zavisimost/.

4. Куриленко Е.Н. Игровые практики в социальной реальности молодежи// Ученые записки. Электронный научный журнал Курского государственного университета, 2009. - №3.

5. Мюррей К. Интернет-зависимость с точки зрения нарративной психологии // Психологические исследования в Интернете / под ред. А. Е. Войскунского. Москва, 2000. Электронный ресурс. Режим доступа: http://psyfactor.org/lib/addict.htm.

6. РИА Новости -Развитие Интернета в России. Электронный ресурс. Режим доступа: http://ria.ru/infografika/20100930/280796937.html.

7. Хасимото Ёсиаки «Зависимые от связей»: особенности японской Интернет-зависимости 2013. Электронный ресурс. Режим доступа: http://www.nippon.com/ru/currents/d00102/.

8. Шаповаленко A.A., Активность пользователя социальной сети (на примере vk.com) и особенности личностного самоопределения в юности // Педагогическое образование в России. 2013. № 4.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.