Научная статья на тему 'Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект'

Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект Текст научной статьи по специальности «СМИ (медиа) и массовые коммуникации»

CC BY
2085
383
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
Интернет / информационное общество / интернет-зависимость / смартфон / зависимость от связей / Микси / соцсети / internet / the informational society / internet addiction / smartphone / bonding addiction / mixi / social media

Аннотация научной статьи по СМИ (медиа) и массовым коммуникациям, автор научной работы — Изотова Надежда Николаевна

Статья посвящена исследованию интернет-коммуникаций в Японии. Особое внимание уделяется национально-культурным особенностям общения в Интернете. Распространение смартфонов и соцсетей привело к резкому увеличению интернет-зависимых в Японии. Японцы в большей степени, чем жители других стран, склонны к «зависимости от связей». Автор приходит к выводу о том, что экспансия Интернета во все сферы жизни носит амбивалентный характер — приводит не только к изменению в информационной культуре, появлению новой субкультуры интернет-сообществ, но и влечет за собой социокультурные трансформации, в которых отражаются все противоречия современного японского общества.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INTERNET COMMUNICATIONS IN JAPAN: SOCIO-CULTURAL ASPECT

The article is devoted to research of Internet communications in Japan. Particular attention is given to national and cultural specifics of the Internet communication. The increased popularity of smartphones and social media has led to rise of Internet addiction. Japanese to a greater extent than other nations are prone to «bonding addiction». The author concludes that the Internet expansion in all spheres of life is ambivalent — not only it leads to a change in the information culture, to the emergence of a new subculture of online communities, but also entails a socio-cultural transformation, which reflects all the contradictions of modern Japanese society.

Текст научной работы на тему «Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект»

ДИАГНОСТИКА СОЦИУМА

Н.Н. Изотова

УДК 1:316 .772 . 5

Интернет-коммуникации в Японии: социокультурный аспект

Статья посвящена исследованию интернет-коммуникаций в Японии . Особое внимание уделяется национально-культурным особенностям общения в Интернете. Распространение смартфонов и соцсетей привело к резкому увеличению интернет-зависимых в Японии . Японцы в большей степени, чем жители других стран, склонны к «зависимости от связей». Автор приходит к выводу о том, что экспансия Интернета во все сферы жизни носит амбивалентный характер — приводит не только к изменению в информационной культуре, появлению новой субкультуры интернет-сообществ, но и влечет за собой социокультурные трансформации, в которых отражаются все противоречия современного японского общества

Ключевые слова: Интернет, информационное общество, интернет-зависимость, смартфон, зависимость от связей, Микси, соцсети .

Изучение интернет-коммуникаций носит интег-ративный характер, находясь на стыке социологии, психологии, философии, культурологии .

Один из основных вопросов, возникающих в процессе изучения новых информационных технологий, — вопрос о «виртуализации человека» в ки-бер-пространстве, о влиянии Интернета как новой формы коммуникации на трансформацию социокультурных процессов, сохранение культурной идентичности и традиционных ценностей

Можно предположить, что Интернет как средство социальной коммуникации, позволяющее оперативно доносить различную информацию, будет продолжать оказывать положительное влияние на мировое сообщество, способствуя формированию транснационального пространства . Вместе с тем, все более остро будут вставать вопросы о том, что происходит с человеком в процессе продолжающего «информационного взрыва», каковы социокультурные последствия распространения информационных технологий

Япония — общепризнанный лидер в области информационных и коммуникационных технологий

© Изотова Н . Н . , 2016

(ИКТ) . Японскими учеными (Хаяси Юдзиро, Умэсао Тадао, Кохияма Кэнъ-ити) еще в 1960-х — 1970-х годах была сформулирована теория дзё:хо сякай — «информационного общества».

Культурологический словарь дает следующее определение этого термина: «Западные социологи (Д. Белл, Масуда и др.) полагают, что понятие информационного общества представляет собою обобщение, охватывающее все сферы жизни: в технической сфере — широкое внедрение информационных технологий в производственную, экономическую, деловую жизнь, в систему образования и быт; в экономической сфере информация превратилась в товар; в социальной она становится главным фактором изменения качества жизни; в политической — свободный доступ к разнообразной информации, призванной обеспечить на этой основе широкий обмен мнениями; в культурной сфере обмен информацией помогает формированию соответствующих норм и ценностей, отвечающих потребностям нового общества» [3].

Основные направления развития информационного общества сформулировал профессор Университета Аомори и основатель Института информационного общества Масуда Ёнэдзи (1905—1995) в работе «Информационное общество как постиндустриальное общество». Ё. Масуда предвидел, что основой будущего информационного общества — «компьютопии» станут компьютерные технологии, а информационная революция превратится в новую производительную силу и сделает возможным массовое производство когнитивной, систематизированной информации, технологий и знаний «Информационное общество будет новым типом общества, полностью отличающимся от существующего в настоящее время индустриального общества», «производство информационного продукта, а не продукта материального, будет движущей силой образования и развития общества», — писал Ё. Масуда [10, р. 29] . Инновации в информационной технологии Ё Масуда считал «скрытой силой социальной трансформации, которая выражается в радикальном увеличении количества и качества информации, а также в возрастании объемов ее обмена» [10, р. 49] .

По мнению ученого, в глобальном информационном обществе произойдет трансформация общечеловеческих ценностей . В отличие от индустриального общества, движущей силой которого является потребление товаров, основной целью в новом обществе будет реализация «ценности времени». Главным субъектом социальной активности станет «свободное сообщество», а политической системой будет являться демократия участия: «Это будет общество согласия, с небольшим правительством и государственным аппаратом» [10, р. 46].

Не все предсказания Ё . Масуда сбылись, но некоторые оказались пророческими, в частности, относительно возможностей компьютерных технологий замещать либо усиливать умственный труд человека

Жизнь современного человека трудно представить без Интернета, который стал незаменимым инструментом для работы, образования и общения Япония в этом отношении не является исключением

Согласно статистическим данным, опубликованным в июле 2015 года Министерством внутренних дел и коммуникаций, в конце 2014 года 8 из 10 японцев пользовались Интернетом . Число пользователей достигло 100 миллионов 180 тысяч человек или 82,8% населения страны. В 1997 году эта цифра составляла всего лишь 9,2%, а к концу 2005 году уже более 70% . 90% пользователей — это население в возрасте 13—59 лет [15].

Как показывают полученные данные, 53,5% пользователей предпочитают выходить в сеть с домашних компьютеров, на втором месте по популярности смартфоны — 47,1%, на третьем — планшеты — 14,8% .

Тенденцией последних лет является сокращение числа японцев, использующих компьютеры, и увеличение — выходящих в Интернет при помощи смартфонов [16].

Интернет все глубже проникает в структуру современного японского общества, актуализируясь в социокультурных трансформациях, изменениях в информационной культуре, появлению новых форм коммуникации — нового «виртуального» поля социального взаимодействия, формирования специфической субкультуры интернет-сообществ Вместе с тем, как и любое новшество подобных масштабов, он порождает множество мифов, страхов и социальных проблем Так было в свое время с телеграфом, телефоном, а затем с радио и телевидением . И одним из основных «социальных» страхов, связанных с сетью, является так называемая интернет-зависимость или «интернет-аддикция» (Internet Addiction Disorder, или IAD) [4].

По мнению японских исследователей, постоянное использование Интернета становится серьезной социальной проблемой . Ученые исходят из возможности развития зависимости (аддикции) не только от вводимых в организм материальных сущностей, но и от производимых субъектом действий и сопровождающих их эмоций Вопросы поддержки и развития интернет-технологий, ранее рассматриваемые только в контексте утилитарного использования сети, стали ассоциироваться с психическим здоровьем населения . О синдроме привязанности к Интернету стали говорить как о новой болезни, подобной пристрастиям к наркотикам или алкоголю К основным симптомам наркотической интернет-зависимости, по мнению ученых, можно отнести долгое пребывание в сети, неисполнение своих служебных обязанностей, а также снижение интереса к общественной жизни и учебе

По сообщению телекомпании «Эн-Эйч-Кей», результаты опроса, проведенного Министерством здравоохранения, труда и благосостояния, показали, что число интернет-зависимых в Японии в октябре 2014 года составило 4 миллиона 210 тысяч человек, что в полтора раза превысило показатели предыдущего исследования, проведенного в 2009 году В опросе приняли участие 4000 человек старше 20 лет из разных префектур Оказалось, что каждый пятый мужчина в возрасте от 20 до 30 лет испытывает проблемы с зависимостью от Интернета [14].

Среди интернет-зависимостей различают несколько типов: «игровая зависимость», когда пользователь всецело поглощён онлайн-играми; «зависимость от связей», возникающая за долгие часы, проведенные в «Мик-си», «Фейсбуке», «Твиттере» и других социальных сетях; «зависимость от контента», то есть от информационного наполнения сайта, такого как фото, видео и т п ; «зависимость от интерактивных приложений с азартными играми», куда входят аукционы и часть игр для социальных сетей

Резкий рост кибер-зависимых людей японские исследователи связывают в первую очередь с распространением смартфонов и социальных сетей

С появлением смартфонов доступ в Интернет стал значительно проще и удобней . С одной стороны, большой экран таких устройств позволяет с комфортом просматривать странички в Интернете, а также пользоваться навигатором и общаться в соцсетях С другой стороны, к смартфонам очень быстро привыкают, что вызывает нарекания со стороны окружающих: пользователь с головой уходит в свою «игрушку» и не реагирует на внешние раздражители . К тому же, где бы ты ни находился, от тебя ожидают немедленного ответа Иногда пользование мобильным телефоном в общественном месте может привести к серьезным проблемам

Как отмечает агентство «Киодо ньюз», симптомы смартфономании могут включать следующие признаки:

1 . Я чувствую беспокойство, когда под рукой нет телефона .

2 . Я ношу телефон с собой в туалет или ванную .

3 . Я продолжаю пользоваться мобильным, даже находясь с близкими друзьями

4 . Мне больше нравится писать сообщения в «Твиттер», чем разговаривать с людьми

5 . Я часто без какой-либо надобности беру телефон в руки .

6 . Если ко мне кто-то обращается, когда я пользуюсь телефоном, пусть даже это мой ребёнок или другой близкий человек, меня это раздражает

7. Я пользуюсь телефоном за рулем .

8 . Даже в состоянии сильной усталости я настаиваю на том, чтобы пользоваться телефоном

9. Я могу пропустить важный момент спортивной игры, поскольку набиваю текст на телефоне

10 . В прошлом мне довелось потерять друга или любимого человека в результате отношения к телефону [8] .

Для борьбы со смартфоманией японский дизайнер Моринага Кунихи-ко запустил линию одежды под названием Focus: Life Gear, которая блокирует сигналы связи . «Мы взяли технологии пошива верхней одежды, которая защищает нас от дождя и ветра, и использовали их в одежде, которая убережет нас от шквала информации», — говорит дизайнер. Убрав свой

смартфон в карман такой куртки, человек моментально становится недоступен для звонков и интернет-соединения [5].

В 2013 году Министерство здравоохранения Японии провело опрос 100 000 школьников. Было выявлено, что доля учеников старшей школы, проводящих в Интернете ежедневно более 5 часов, возросла с 9% до 15% . По данным Министерства, более 500 тысяч японских подростков в возрасте от 12 до 18 лет страдают интернет-зависимостью [7] .

Данные другого онлайн исследования, проведенного в феврале 2013 года исследовательской лабораторией Хасимото и Институтом информационно-коммуникационной политики при Министерстве внутренних дел и коммуникаций, в ходе которого было опрошено 2605 японцев от школьников начальной школы до взрослого населения, также подтвердили, что обладатели смартфонов в большей степени подвержены интернет-зависимости . Среди пользователей смартфонов количество зависимых составило 6,9%, а среди тех, кто их не имеет — 5,8% . Анализ результатов диагностических показателей интернет-зависимости К. Янг показал, что доля пользователей с высокой зависимостью от сети составила 2,3% среди учеников начальной школы, 7,6% среди школьников средней школы, 9,2% среди старшеклассников, 6,1% среди студентов и 6,2% среди взрослого населения [13]

По мнению Хасимото Ёсиаки, профессора Института междисциплинарных информационных исследований при аспирантуре Токийского университета, автора работ «Рождение нео-цифрового поколения»

(^^Г^^^^^Т^?'©^^ нэодэдзитару нэйтибу-но тандзё, 2010), «Японцы и медиа — изменения в повседневной жизни» —

мэдиа то нихондзин — кавариюку нитидзё, 2011) и др. , наибольшая степень зависимости наблюдается у пользователей социальных медиа Ё. Хасимото называет это «зависимостью от связей».

По результатам исследования, проведенного Ё Хасимото совместно с Информационным институтом при Министерстве внутренних дел и коммуникаций Японии в октябре 2012 года (число респондентов 1500), 41,4% японцев используют социальные медиа, а среди молодежи этот процент равен 81,8 %

Такие «зависимые» просматривают социальные медиа примерно 36,6 минут ежедневно и еще 28,4 минуты тратят на записи и комментарии

«Люди становятся приверженцами социальных медиа по разным причинам, но, пожалуй, главное вознаграждение за потраченное в соцсетях время — это частичное избавление от чувства одиночества, удовлетворенность от того, что у тебя всегда есть возможность поделиться своими чувствами и мыслями с другими В то же время многие часто заходят в сеть из чувства беспокойства, что если они не будут этого делать, то друзья онлайн могут внезапно отвернуться от них либо начнут злословить за спиной и т. д.», — отмечает Ё. Хасимото [13] . Мнение ученого подтвердили

данные исследования, проведенного в 2010 году лабораторией Хасимото (число респондентов 56 272), в результате которого выяснилось, что 51,2% интернет-зависимых «находят отношения в соцсетях обременительными» Другими словами, погружение в сети не обязательно является развлечением, многие пользователи заходят в них снова и снова, потому что не могут этого не делать . Соцсети «затягивают» и отнимают слишком много времени, заменяя реальные социальные контакты пустым общением и ненужной информацией Виртуальная реальность входит в повседневную жизнь в качестве компьютерных симуляций реальных вещей, поступков, социальных взаимодействий

Эпоху постмодернизма французский философ Жан Бодрийяр (1929— 2007) называл «эрой тотальной симуляции», в которой люди имеют дело не с реальностью, а с гиперреальностью, воспринимаемой гораздо реальнее, чем сама реальность: «Симуляция это больше не симуляция территории, референтного существа, субстанции Она есть порождение моделями реального, лишенного происхождения и реальности: гиперреального» [2, с. 16]. Характеризуя специфику коммуникации в «пространстве симуляции», философ говорил о самом акте как об игре, симуляции разговора, потому что ни собеседников, ни смысла сообщений в сетевом пространстве уже не существует «Здесь играют в то, будто говорят друг с другом, слушают друг друга, общаются, здесь разыгрываются самые тонкие механизмы постановки коммуникации Контакт ради контакта становится родом пустого самособлазна языка, когда ему уже просто нечего сказать» [1, с . 282].

Японцы в большей степени, чем жители других стран, склонны к «зависимости от связей» благодаря социокультурным особенностям японского общества

В японцах как в нации традиционно сильно стремление к конформизму, им свойственна групповая логика, отсутствие самостоятельности в принятии решений, уходящие корнями в японскую деревенскую общину, что легко приводит к созданию общества, состоящего из закрытых групп, в которые принимают только «своих» Примером может служить группа старшеклассниц или мам, водящих своих детей в один детский сад (так называемые ^^¿Ъ мама-томо — «мамы-друзья») . Между членами таких групп связь более тесная, чем между просто друзьями и знакомыми; от каждого требуется заботиться о других членах группы Все должны вести себя одинаково, а при отказе от участия в общем деле часто случается, что остальные члены группы перестают тебя замечать и общаться, ты оказываешься один . Примечательно, что японское выражение {ФРн^Й^^ накама хадзурэ, которое обычно переводится, как «белая ворона», в дословном переводе означает, «быть исключенным», «стоять вне группы»

Ученики средней школы попадают в зависимость и часто подвергаются издевательствам, если немедленно не прокомментируют сообщение в соцсетях лидера группы или не поставят «лайк»

По результатам исследования «О чем думают японцы», проводимого телекомпанией NHK каждые 5 лет, в сознании японцев сейчас сильна тенденция обращать особое внимание на «связи с другими» . Самым популярным ответом на вопрос, как лучше проводить досуг, был «делать то, что мне нравится», зато на втором месте оказался ответ «упрочить отношения с друзьями и семьей» [13].

После Великого землетрясения в Восточной Японии в 2011 году слово кидзуна «связь» приобрело необычайную популярность . В 2011 году иероглиф й^ «связь» был выбран иероглифом года, за него проголосовали 61 тысяча человек [12]. Во время трагедии соцсети сыграли положительную роль в укреплении «связей» между людьми, что привело к увеличению их пользователей

Самая популярная японская социальная сеть «Микси» имеет некоторые отличительные особенности, в которых выражается стремление японцев к приватности и нежеланию смешивать социальные группы

Секретность в «Микси» является приоритетом — многие пользователи выбирают нечто абстрактное для своего профиля вместо нормальной фотографии, большинство придумывает никнеймы вместо того, чтобы использовать свое настоящее имя, и, возможно, самое важное то, что пользователи могут видеть каждого, кто заходил на их страничку Кроме этого, элементы профиля можно защитить паролем или выбрать опцию «только для друзей»

Все это позволяет пользователю в той или иной степени скрыть свои личные данные от тех, кто не входит в его социальный круг, — возможно, здесь наблюдается аналогия с таким социокультурным явлением, как Й ¿^ ути то сото — деление на «своих» и «чужих»

В Микси свыше 700 000 сообществ: города, районы, школы, университеты, клубы и даже станции метро создают свои сообщества, в которых происходят бурные обсуждения местных новостей или тематические беседы Время от времени участники некоторых сообществ устраивают реальные встречи вне сети ^У^ офукай — «офф-кай» [11].

Такие группы возникают стихийно и достаточно быстро распадаются, так как их связывают исключительно сиюминутные прагматические интересы и поверхностное общение. При этом «разрывается» связь между групповыми и универсальными ценностями, между общением и реальными переживаниями

Японские блоги также отличаются от российских и американских В них очень редко встречаются политические высказывания, в основном они посвящены ежедневным настроениям авторов Возможно, что необычайно частому использованию социальных медиа способствует традиционный обычай вести дневники, особенно популярный среди женской части населения Японские девушки быстрее становятся «зависимыми от связей», чем японские мужчины Это связано с особенностями японской культуры

В начале XI века придворная дама Мурасаки Сикибу написала первый психологический роман в истории литературы — «Повесть о Гэндзи». Начиная с эпохи Хэйан (794 —1185) в Японии укоренилась традиция женских дневников, были созданы «Сарасина-никки», «Дневник эфемерной жизни», «Записки у изголовья» и другие.

Кроме того, раньше в женских старших школах существовала традиция обмениваться дневниками, письмами и записками, и частично этот обычай также перетек в социальные медиа Среди женского населения Японии сохраняется тенденция сбиваться в группы с довольно тесным общением В прошлом школьницы ходили группами в туалет на переменах, их называли «туалетные друзья» [13]

В настоящее время меры по излечению от интернет-зависимости и ее профилактике разрабатываются на государственном уровне. Разъяснительную работу по опасности одной из самых масштабных социальных проблем проводят в школах Семьи также призывают обращать больше внимания на предотвращение такой зависимости, не упуская из виду ее начальные симптомы, а также своевременно обращаться в соответствующие лечебные заведения за помощью по ликвидации этих симптомов

В стране открыты две специализированные клиники, занимающиеся лечением этого распространенного недуга, одна из них находится в префектуре Канагава и специализируется на лечении алкоголизма и интернет-зависимости [9] Японское правительство ставит целью организацию большего количества медицинских учреждений подобного профиля . Кроме того, предполагается открыть оздоровительные лагеря для почти полумиллиона зависимых от Интернета подростков. Их главным отличием будет уклон на реабилитацию интернет-зависимых детей и их скорейшую адаптацию к реальной жизни [6]

Будучи катализатором глобализационных процессов, интернет-коммуникации, преодолевая пространство и время, стирают границы между государствами, создают единое кросс-культурное информационное пространство. Экспансия Интернета во все сферы жизни носит амбивалентный характер — приводит не только к изменению в информационной культуре, появлению новой субкультуры интернет-сообществ, но и ведет к социокультурным трансформациям, серьезными психологическим потрясениям и духовными девиациям, в которых отражаются все противоречия современного общества

Развитие Интернета, признаваемого проводником западной культуры, опирающейся на дух индивидуализма, оказало и продолжает оказывать огромное и не всегда положительное влияние на японское общество, в котором исторически превалирует культура коллективизма и отрицается всякое проявление индивидуализма Делая доступной любую информацию, насыщая виртуальную среду примитивными эпатажными образцами, интернет-коммуникации увеличивают мощности массовой культуры

в ее самых нежелательных с точки зрения развития личности проявлениях Видимость свободы у участника интернет-коммуникаций оборачивается заменой понятия ответственности понятием вседозволенности, усилением социально-психологической зависимости, деградацией и зом-бированием личности Возникает явление аутизации, опасность формирования большой массы унифицированных, отчужденных, анонимных индивидов с множественной сетевой идентичностью, для которых значение социальных связей и традиционных ценностей отступают на второй план, уступая место ценностями идеологии потребления

Литература

1. Бодрийяр Ж. Соблазн . М . : Ad Marginem, 2000 . 306 с .

2. Бодрийяр Ж. Симулякры и симуляция / Пер . О. А . Печенкина . Тула: 2013 . 204 с .

3 . Культурологический словарь. Библиотека учебной и научной литературы . [Электронный ресурс] URL: http: //sbiblio . com/biblio/content . aspx?dictid=5&w ordid=71171 .

4. Psychology.ru — Психологические исследования феномена интернет-ад-дикции. [Электронный ресурс] URL: http://www.psychology. ru/internet/ ecology/04 htm

5 . Focus: Life Gear Fashion Could Ease You From Your Smartphone Addiction .

(В фокусе: Линия одежды Лайф Гиар избавит от смартфономании) . [Электронный ресурс] URL: http://www.ubergizmo .com/2014/05/focus-life-gear-fashion-could-ease-you-from-your-smartphone-addiction/

6 . Japan's Government Predicts Internet Fasting Camps Will Cure Addicted Teens .

(Японское правительство cчитает, что оздоровительные лагеря вылечат подростков от интернет-зависимости) . [Электронный ресурс] URL: http:// mashable . com/2013/11/26/japanese-internet-fasting-camps/. 7. Half a Million Japanese Students 'Addicted' to Internet — Japan Real Time — WSJ. (500 тысяч японских школьников страдают от интернет-зависимости) . [Электронный ресурс] URL: http://blogs.wsj .com/japanrealtime/2013/08/07/ half-a-million-japanese-students-addicted-to-internet/

8 . Kyodo News, 31 . 01 . 2013 . [Электронный ресурс] URL: http://english . kyodonews .

jp/

9 . HOME. Курихама ирё: сэнта: (Медицинский центр

Курихама). [Электронный ресурс] URL: http://www. kurihama-med.jp/index. html

10. Masuda Y. The Informational Society as Post-Industrial Society. World Future Society, 1981 . 171 p .

11 . mixi — Wikipedia. [Электронный ресурс] URL: https://ja.wikipedia. org/wiki/

Mixi

12 . 2011 ^ | шишш | ^ЙМИ^А ы^ж^тш

ШШ^. Нисэн дзю:ити нэн . Котоси но кандзи . (Официальный сайт Ас-

социации проверки иероглифической грамотности. Иероглиф 2011 года). [Электронный ресурс] URL: http://www. kanken. or.jp/project/edification/years_ kanji/2011 . html

13. Г^у bf^j о Нэтто идзон но нохонтэки то-кутё: кидзуна идзон . («Зависимые от связей»: особенности японской интернет-зависимости) . [Электронный ресурс] URL: http://www. nippon, com/ ja/currents/d00102/

14. NHK, 15 .10 . 2014.

15 . ШШ^о Со:мусё: . (Официальный сайт Министерства внутренних дел и

коммуникаций). URL: http://www. soumu.go.jp/index. html.

16 . IХо Со:мусё:/дзё:хо: цу:син то:кэй бэ:

су (Официальный сайт Министерства внутренних дел и коммуникаций Статистическая база данных) . [Электронный ресурс] URL: http://www. soumu go jp/johotsusintokei/index html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.