Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
33
4
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫСШЕЕ УЧЕБНОЕ ЗАВЕДЕНИЕ / СТУДЕНТЫ / ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Фетищев Н.И., Брюхачев А.Н., Брюхачева Е.О., Антипина Р.Г., Щербаков М.В.

Цель исследования - оценить влияние физических нагрузок на эффективное усвоение учебного материала студентами медицинского вуза. Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 48 студентов Кемеровского государственного медицинского университета (33 девушки и 15 юношей). Собрана база, содержащая сведения об успеваемости студентов по таким дисциплинам, как: биология, гистология, топографическая анатомия, биохимия, нормальная физиология, патологическая анатомия, факультетская терапия, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская хирургия, практика по хирургии и терапии. В ходе исследования оценивались общая физическая подготовка (ОФП), бег на дистанцию 100 метров, бег на дистанцию 3000 метров, прыжок в длину с места. Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре положительно влияют на эффективное усвоение учебного материала обучающимися медицинского университета. Студенты, показавшие наилучшие результаты в физических испытаниях, имеют более высокие средние баллы, чем все остальные. Авторами резюмируется, что физическая активность имеет важное значение для будущих врачей и медицинских работников, поскольку их деятельность сопровождается значительным физическим, умственным и психологическим напряжением.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Фетищев Н.И., Брюхачев А.Н., Брюхачева Е.О., Антипина Р.Г., Щербаков М.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION ON THE EFFECTIVE MASTERING OF EDUCATIONAL MATERIAL BY MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Objective of the study was to evaluate the impact of physical activity on the effective assimilation of educational material by students of a medical university. Methods and structure of the study. A survey was conducted among 48 students of the Kemerovo State Medical University (33 girls and 15 boys). A database has been collected containing information about the progress of students in such disciplines as: biology, histology, topographic anatomy, biochemistry, normal physiology, pathological anatomy, faculty therapy, propaedeutics of internal diseases, general surgery, faculty surgery, practice in surgery and therapy. The study assessed general physical fitness, running a distance of 100 meters, running a distance of 3000 meters, long jump from a place. Results and conclusions. Physical education classes have a positive effect on the effective assimilation of educational material by students of a medical university. The students who perform the best in physical tests have higher average scores than all the rest. The authors summarize that physical activity is important for future doctors and medical workers, since their activities are accompanied by significant physical, mental and psychological stress.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОМ КУЛЬТУРЫ НА ЭФФЕКТИВНОЕ УСВОЕНИЕ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА СТУДЕНТАМИ МЕДИЦИНСКОГО УНИВЕРСИТЕТА

УДК/UDC 796.011.1

Поступила в редакцию 25.04.2023 г.

Информация для связи с автором: Salomandr1234@yandex.ru

Доцент Н.И. Фетищев1 А.Н. Брюхачев1 Е.О. Брюхачева1 Р.Г. Антипина1 М.В. Щербаков1 1Кемеровский государственный медицинский университет, Кемерово

THE INFLUENCE OF PHYSICAL EDUCATION ON THE EFFECTIVE MASTERING OF EDUCATIONAL MATERIAL BY MEDICAL UNIVERSITY STUDENTS

Associate Professor N.I. Fetishchev1 A.N. Bryukhachev1 E.O. Bryukhacheva1 R.G. Antipina1 M.V. Shcherbakov1 1Kemerovo State Medical University, Kemerovo

□ и

Аннотация

Цель исследования - оценить влияние физических нагрузок на эффективное усвоение учебного материала студентами медицинского вуза. Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 48 студентов Кемеровского государственного медицинского университета (33 девушки и 15 юношей). Собрана база, содержащая сведения об успеваемости студентов по таким дисциплинам, как: биология, гистология, топографическая анатомия, биохимия, нормальная физиология, патологическая анатомия, факультетская терапия, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская хирургия, практика по хирургии и терапии. В ходе исследования оценивались общая физическая подготовка (ОФП), бег на дистанцию 100 метров, бег на дистанцию 3000 метров, прыжок в длину с места.

Результаты исследования и выводы. Занятия по физической культуре положительно влияют на эффективное усвоение учебного материала обучающимися медицинского университета. Студенты, показавшие наилучшие результаты в физических испытаниях, имеют более высокие средние баллы, чем все остальные. Авторами резюмируется, что физическая активность имеет важное значение для будущих врачей и медицинских работников, поскольку их деятельность сопровождается значительным физическим, умственным и психологическим напряжением.

Ключевые слова: физическая культура, высшее учебное заведение, студенты, двигательная активность.

Abstract

Objective of the study was to evaluate the impact of physical activity on the effective assimilation of educational material by students of a medical university. Methods and structure of the study. A survey was conducted among 48 students of the Kemerovo State Medical University (33 girls and 15 boys). A database has been collected containing information about the progress of students in such disciplines as: biology, histology, topographic anatomy, biochemistry, normal physiology, pathological anatomy, faculty therapy, propaedeutics of internal diseases, general surgery, faculty surgery, practice in surgery and therapy. The study assessed general physical fitness, running a distance of 100 meters, running a distance of 3000 meters, long jump from a place. Results and conclusions. Physical education classes have a positive effect on the effective assimilation of educational material by students of a medical university. The students who perform the best in physical tests have higher average scores than all the rest. The authors summarize that physical activity is important for future doctors and medical workers, since their activities are accompanied by significant physical, mental and psychological stress.

Keywords: physical culture, higher educational institution, students, motor activity.

£ Г.

CL

4—

О OJ и

CL

' "О С

га

^

О (U .с H

Введение. Обучение в высшем учебном заведении связанно с высокой умственной и психологической нагрузкой [5]. В настоящее время замечается прогрессирующая гиподинамия у студентов, которая обусловлена большим количеством учебных занятий, включая аудиторные, а также дистанционного формата. Вследствие чего наблюдается большое количество студентов с неудовлетворительным состоянием здоровья, нарушением осанки и излишней массой тела, с ухудшением

зрения и нервно-психическими отклонениями [1]. Важной задачей физического воспитания студентов является привитие сознательного отношения к физической культуре и укрепление здоровья [2, 4]. Физическая активность влияет на уменьшение агрессии и тревожности, вследствие выработки эндорфина и кортизола, отвечающих за мозговую деятельность, мышечную силу и скорость реакции, что приводит к повышению работоспособности и уменьшению психологической нагрузки [3].

56

http://www.teoriya.ru

№9 • 2023 Сентябрь | September

Таким образом, актуальной остается проблема поиска эффективных путей и методов повышения работоспособности студентов медицинских вузов.

Цель исследования - оценить влияние физических нагрузок на эффективное усвоение учебного материала студентов.

Методика и организация исследования. Проведено анкетирование 48 студентов Кемеровского государственного медицинского университета (33 девушки и 15 юношей). Собрана база, содержащая сведения об успеваемости студентов по таким дисциплинам, как: биология, гистология, топографическая анатомия, биохимия, нормальная физиология, патологическая анатомия, факультетская терапия, пропедевтика внутренних болезней, общая хирургия, факультетская хирургия, практика по хирургии и терапии. В ходе исследования оценивались общая физическая подготовка (ОФП), бег на дистанцию 100 м, бег на дистанцию 3000 м, прыжок в длину с места.

Результаты исследования и их обсуждение. Среди студентов первого курса лечебного и стоматологического факультетов выявлена следующая закономерность: студенты лечебного факультета имеют более развитую физическую подготовку по всем испытаниям. Среди юношей дистанции на 100 и 3000 м были пройдены быстрее на 1 с и 3 мин соответственно. Прыжок в длину больше на 24 см, ОФП выше на 2 единицы. Среди девушек дистанции на 100 и 3000 м были пройдены быстрее на 3,5 с и 3,5 мин соответственно. Прыжок в длину с места больше на 10 см, ОФП равны.

Среди студентов третьего курса лечебного и стоматологического факультетов получены следующие результаты: студенты лечебного факультета имеют более развитую физическую подготовку по всем подготовленным испытаниям. Среди юношей дистанции на 100 и 3000 м были пройдены быстрее на 3 с и 4 мин соответственно. Прыжок в длину с места больше на 8 см, ОФП равны. Среди девушек дистанции на 100 и 3000 м были пройдены быстрее на 6 секунд и 5,5 мин соответственно. Прыжки в длину с места равны, ОФП выше на 4 единицы.

Среди студентов пятого курса лечебного и стоматологического факультетов получены следующие данные: студенты лечебного факультета имеют более развитую физическую подготовку по всем подготовленным испытаниям, чем студенты стоматологического факультета. Среди юношей дистанции на 100 и 3000 м были пройдены быстрее на 5,3 с и 3,3 мин соответственно. Прыжок в длину с места больше на 11 см, ОФП выше на 6 единиц. Среди девушек дистанции на 100 и 3000 м были пройдены девушками лечебного факультета быстрее на 5,6 с и 6 мин, соответственно. Прыжок в длину с места больше на 23 см, ОФП выше на 10 единиц.

Также для оценки влияния физической культуры на эффективное усвоение учебного материала студентами медицинского вуза произведено сравнение изменения средних баллов у обучающихся на разных курсах в зависимости от наличия физической культуры в их жизни. Физическая культура в медицинских вузах преподается на 1-3-х курсах. Следовательно, сравнивается динамика изменения среднего балла с 1-го по 3-й курс и с 3-го по 5-й курс. В результате чего были получены следующие данные.

У обучающихся на 1-м курсе (16 человек) средний балл по всем предметам составил 3,8. На 3-м курсе - 4,25; средний балл на 5-м курсе по всем предметам - 3,81. Выявлена динамика изменения средних баллов обучающихся в зависимости от наличия в их жизни физической культуры: в период с 1-го по 3-й курс средний балл студентов увеличился в среднем на 0,45 балла (р=0,024), а в период с 3-го по 5-й курс средний балл студентов уменьшился в среднем на 0,44 балла (р=0,001).

Также среди обучающихся был проведен анонимный опрос «Влияние физической культуры на эффективное усвоение учебного материала студентов», по окончании которого были получены следующие результаты:

• 70% респондентов считают влияние физических нагрузок благоприятным на продуктивность умственной и физической деятельности;

• 15% студентов считают, что занятия физическими упражнениями не влияют на повышение умственной работоспособности и мешают усвоению учебного материала;

• остальные 15% затруднились дать ответ в ходе опроса. Таким образом, из полученных данных можно сказать, что

большинство опрошенных студентов считают влияние физических нагрузок благоприятным на продуктивность умственной и физической деятельности. По данным анкетирования было выявлено, что студент, имеющий наилучший показатель бега на 100 м, получает одни из самых высоких средних баллов по представленным дисциплинам.

Выводы. Занятия по физической культуре положительно влияют на эффективное усвоение учебного материала обучающимися медицинского университета. Студенты, показавшие наилучшие результаты в физических испытаниях, имеют более высокие средние баллы, чем все остальные. Выявлено, что физическая активность имеет важное значение для будущих врачей и медицинских работников, поскольку их деятельность сопровождается значительным физическим, умственным и психологическим напряжением.

Литература

1. Бабина В.С. Проблема здоровья студенческой молодежи / В.С. Бабина // Молодой ученый. - Москва, 2015. - № 11. - С. 572-575.

2. Брюхачев А.Н. Отношение студентов к занятиям физической культурой / А.Н. Брюхачев, К.К. Клюшун, Е.А. Богомазова // Перспективные направления в области физической культуры. - Кемерово, 2021. - С. 19-21.

3. Влияние спорта на психологическое здоровье и личность человека - [Электронный ресурс]. - Режим доступа: http://stcmp.ru/stati/ vlianie_sporta_na_psixologicheskoe_zdorovej_lichnost_cheloveka (дата обращения 10.12.2022).

4. Любаев А.В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь / А.В. Любаев // Молодой ученый. - 2015. - № 18. - С. 423-425.

5. Чекунова А.А. Физическая культура как средство формирования здорового образа жизни студентов. «Научный Аспект» № 1 / А.А. Чекунова, Р.Н. Калошин. - 2017. - Т. 2. - С. 138-147.

6. Чернышёва И.В. Анализ влияния физической культуры на умственную работоспособность студентов / И.В. Чернышева, М.В. Шлемова и др. // СИСП. - 2011. - № 1. - С. 74-77.

References

1. Babina V.S. Problema zdorovya studencheskoy molodezhi [The problem of student youth health]. Molodoy uchenyy. Moscow, 2015. No. 11. pp. 572-575.

2. Bryukhachev A.N., Klyushun K.K., Bogomazova E.A. Otnosheniye stu-dentov k zanyatiyam fizicheskoy kulturoy [The attitude of students to physical education]. Perspektivnyye napravleniya v oblasti fizicheskoy kultury. Kemerovo, 2021. pp. 19-21.

3. Vliyaniye sporta na psikhologicheskoye zdorovye i lichnost cheloveka [The impact of sports on the psychological health and personality of a person] [Electronic resource]. Available at: http://stcmp.ru/stati/vlianie_ sporta_na_psixologicheskoe_zdorove_i_lichnost_cheloveka (date of access: 12.10.2022).

4. Lyubaev A.V. Vliyaniye fizicheskikh uprazhneniy na umstvennuyu dey-atelnost studentov i ikh vzaimosvyaz [The influence of physical exercises on the mental activity of students and their relationship]. Molodoy uchenyy. 2015. No. 18. pp. 423-425.

5. Chekunova A.A., Kaloshin R.N. Fizicheskaya kultura kak sredstvo formirovaniya zdorovogo obraza zhizni studentov «Nauchnyy Aspekt» № 1 [Physical culture as a means of forming a healthy lifestyle for students "Scientific Aspect" No. 1]. 2017. Vol. 2. pp. 138147.

6. Chernysheva I.V., Shlemova M.V. et al. Analiz vliyaniya fizicheskoy kultury na umstvennuyu rabotosposobnost studentov [Analysis of the influence of physical culture on the mental performance of students]. SISP. 2011. No. 1. pp. 74-77.

№9 • 2023 Сентябрь | September

http://www.teoriya.ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.