Литература
1. Об утверждении списка 50 наиболее востребованных на рынке труда, новых и перспективных профессий, требующих среднего профессионального образования : приказ Минтруда России от 2 ноября 2015 г. № 831.
2. Поступи онлайн [Электронный ресурс]. URL: https://postupi.online/kolledzhi/pri-vuze-da/.
3. Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего общего образования : приказ Министерства образования и науки РФ от 17 мая 2012 г. № 413 (с изменениями и дополнениями от 29 декабря 2014 г., 31 декабря 2015 г., 29 июня 2017 г.).
4. Роменский Д. С. Изучение динамики социальной адаптации студентов в вузе [Электронный ресурс] // Концепт. 2013. № 6 (июнь). С. 51-55. URL: http://e-koncept.ru/2013/13127.htm.
5. Словарь психологических терминов [Электронный ресурс]. URL: https://www.belogurova.ru/glossary?letter=27& word=189.
6. Телина И. А., Лосева А. А. Социально-психологические аспекты адаптации студентов к образовательным условиям вуза // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 2 (30). С. 132-139.
7. Шаповаленко И. В. Психология развития (Психология развития и возрастная психология). М., 2005. С. 261-278.
References
1. Ob utverzhdenii spiska 50 naibolee vostrebovannyh na rynke truda, novyh i perspektivnyh professij, trebuyushchih srednego professional'nogo obrazovaniya [On approval of the list of 50 most popular in the labor market, new and promising professions that require secondary vocational education]. Order of the Ministry of labor of Russia dated November 2, 2015 No. 831. (In Russian).
2. Postupi onlajn [Enroll online]. Available at: https://postupi.online/kolledzhi/pri-vuze-da/. (In Russian).
3. Ob utverzhdenii federal'nogo gosudarstvennogo obrazovatel'nogo standarta srednego obshchego obrazovaniya [On approval of the Federal state educational standard of secondary education]. Order of the Ministry of education and science of the Russian Federation of may 17, 2012 No. 413 (as amended on 29 December 2014, 31 December 2015, 29 June 2017). (In Russian).
4. Romensky D. S. Izuchenie dinamiki social'noj adaptacii studentov v vuze [The study of the dynamics of social adaptation of students at the university]. Concept, 2013, no. 6 (June), pp. 51-55. Available at: http://e-koncept.ru/2013/13127.htm. (In Russian).
5. Slovar' psihologicheskih terminov [Dictionary of psychological terms]. Available at: https://www.belogurova.ru/ glossary?letter=27&word=189. (In Russian).
6. Telina I. A., Loseva A. A. Social'no-psihologicheskie aspekty adaptacii studentov k obrazovatel'nym usloviyam vuza [Socio-psychological aspects of students' adaptation to educational institution conditions]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 2 (30), pp. 132-139. (In Russian).
7. Shapovalenko I. V. Psihologiya razvitiya (Psihologiya razvitiya i vozrastnaya psihologiya) [Developmental Psychology (Developmental Psychology and age psychology)]. Moscow, 2005, pp. 261-278).
УДК/UDC 378:796 Н. А. Лопатин, А. И. Шульгин
N. Lopatin, A. Shulgin
СОВРЕМЕННЫЙ ПОДХОД К УЧЕБНОМУ ПРОЦЕССУ В ВУЗЕ ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА»
MODERN APPROACH TO THE EDUCATIONAL PROCESS AT THE UNIVERSITY ON THE DISCIPLINE OF PHYSICAL CULTURE
Введение. В статье рассматриваются вопросы, связанные с новым подходом к организации планирования учебного процесса по дисциплине «Физическая культура». Цель исследования — определить влияние аэробной нагрузки на динамику физической подготовки и укрепить здоровье студентов на занятиях по физическому воспитанию в вузе посредством циклических видов спорта.
Методология. Исследование основано на результатах социологического опроса в Кемеровском государственном институте культуры, в котором участвовали 55 638 студентов организаций высшего образования Российской Федерации по предмету «Физическая культура». Число обследованных студентов 1-го и 2-го курсов составило 236 человек.
Уровень здоровья студентов определялся по шестибалльной шкале с помощью экспресс-оценки (В. И. Белов, 1995), в которую вошли такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), весоростовой индекс, оценка общей выносливости в беге на длинные дистанции, развитие скоростно-силовых качеств (прыжок в длину с места). Уровень здоровья определялся по среднему показателю суммы всех тестов. При этом суммарный показатель в 5 баллов соответство-
вал отличному уровню здоровья; от 4 до 5 баллов — хорошему; от 3 до 3,9 — удовлетворительному; от 2 до 2,9 балла — плохому [2].
Результаты. Преподавателям предлагается основное внимание уделять не спортивным результатам, а состоянию здоровья студентов в ходе занятий физической культурой. Традиционно сложившиеся формы учебных занятий, направленные преимущественно на выполнение контрольных требований, не всегда являются эффективными с точки зрения укрепления здоровья и не удовлетворяют социальных потребностей личности студента, а иногда даже приводят к негативным последствиям. Особое внимание в настоящее время необходимо обращать на решение оздоровительных и образовательных задач, формирование у студентов методических знаний, воспитывать устойчивую потребность в систематических занятиях физической культурой. Студентам необходимо привить естественную потребность — самостоятельно контролировать развитие своих физических качеств и делать заключение о состоянии своего здоровья.
Заключение. Результаты исследований подтвердили предположения о том, что наиболее эффективное влияние на динамику здоровья оказывают физические упражнения циклического характера, а оценка успеваемости по стобалльной шкале положительно сказалась на активности студентов.
Introduction. The article deals with the issues related to the new approach to the organization of planning of the educational process in the discipline "Physical culture". The aim of the study was to determine the impact of aerobic exercise on the dynamics of physical training and health promotion of students in the use of cyclic sports in physical education classes at the University.
Methodology. The study is based on the results of a sociological survey, which involved 55 638 students of educational institutions of higher education of the Russian Federation on the subject "Physical culture". The same research was conducted at the Kemerovo State Institute of Culture. The number of 1st and 2nd year students studied was 236.
The level of health of students was determined by a six-point system with the help of Express assessment (V. I. Belov, 1995), which included such indicators as heart rate (HR), weight index, assessment of overall endurance in long-distance running, development of speed and strength qualities (long jump from a place). The level of health was determined by the average of the sum of all tests. At the same time, the total index of 5 points corresponded to an excellent level of health; from 4 to 5 points — good; from 3 to 3.9 satisfactory level; from 2 to 2.9 points-bad level [2].
Results. It is offered to teachers to pay the main attention not to sports results but to a state of health of students in the course of occupations by physical culture. Traditionally developed forms of training, aimed mainly at the implementation of control requirements, are not always effective in terms of health promotion and do not meet the social needs of the individual student, and sometimes even lead to negative consequences. Special attention should now be paid to the solution of health and educational problems, the formation of students' methodological knowledge, to bring up a sustainable need for systematic physical education. Students need to instill a natural need-to independently monitor the development of their physical qualities and make a conclusion about the state of their health.
Conclusion. The results of the research confirmed the assumptions that the most effective influence on the dynamics of health is exercise of a cyclic nature, and the assessment of progress on a 100-point scale had a positive impact on the activity of students.
Ключевые слова: студент, оздоровительная нагрузка, перестройка учебного процесса, тестирование физических качеств, балльно-рейтинговая оценка.
Keywords: student, health-giving load, restructuring of the educational process, testing of physical qualities, point-rating assessment.
Введение
Новые образовательные стандарты третьего поколения и учебная программа министерства Российской Федерации по дисциплине «Физическая культура» предусматривают не только совершенствование учебного процесса, но и новый подход к организации занятий и оценке успеваемости студентов по физическому воспитанию [1]. Это связано еще и с тем, что физическое воспитание в вузе в настоящее время связано с рядом проблем:
а) недостаточной грамотностью студентов в вопросах здорового образа жизни;
б) снижением мотивации к учебным и самостоятельным занятиям физической культурой;
в) малым запасом двигательных навыков;
г) низким уровнем функциональных показателей и физической подготовленности студентов.
В то же время традиционно сложившиеся формы учебных занятий, направленные преимущественно на выполнение контрольных требований и зачетных нормативов, не всегда являются эффективными с точки зрения укрепления здоровья и не удовлетворяют в полной мере социально-культурные потребности личности студентов. Более того, контрольно-нормативные методы, доминирующие на занятиях по физическому воспитанию в учебных заведениях всех типов, приводят к негативным последствиям в сфере мотивационной потребности самостоятельно заниматься физической культурой. Это подтверждено исследованиями, которые провели специалисты Российского университета дружбы народов.
Методология
В 2016 г в социологическом опросе участвовали студенты вузов Российской Федерации по предмету «Физическая культура». Число опрошенных студентов составило 55 638 человек. Такие же исследования проводились и в Кемеровском государственном институте культуры: число исследованных студентов 1-го и 2-го курсов составило 236 человек.
Таблица 1
Распределение студентов по учебным отделениям после медицинского осмотра ( %)
Учебное отделение Данные в целом по РФ Данные по КемГИК
Отделение общей физической подготовки без ограничений 64,8 65,1
Отделение общей физической подготовки с ограничениями 12,8 17,8
Отделение общей физической подготовки коррекционной направленности 2,8 5,3
Группы (секции) по видам спорта 14,7 7,4
Не допущены к практическим видам физкультурной деятельности 4,9 4,4
При нормативном планировании учебного процесса решающим аргументом в оценке деятельности преподавателя-тренера остаются чисто внешние показатели: результаты сдачи контрольных нормативов программы, спортсменов-разрядников и т. д. Таким образом, принудительная подгонка физической подготовленности под программные нормативы противоречит идее свободы личности и гуманистическим принципам воспитания человека. Поэтому в условиях перестройки физического воспитания приоритетным направлением в работе должны стать задачи, направленные на повышение качества процесса, которые связаны в первую очередь со здоровьем студентов, формированием у них образа жизни и потребности заниматься в этой сфере деятельности и после вуза [5].
Результаты
В связи с этим оздоровительный подход к учебному процессу по физическому воспитанию нужно рассматривать с двух сторон. С одной стороны — предлагаемая тренировочная нагрузка и методика ее выполнения должны быть адекватны физическим возможностям студентов, а с другой — оптимальный подбор физических упражнений и соответствующая им дозировка должны развивать физические качества и укреплять здоровье. В рамках сказанного требуется и новый подход к методике преподавания физической культуры. Решая поставленную задачу, преподаватель должен индивидуально подходить к каждому студенту, учитывать его физическую подготовку, определять для него оптимальную физическую нагрузку и контролировать реакцию организма после ее выполнения [4].
Особое внимание необходимо уделять решению оздоровительных и образовательных задач, формирование у студентов методических и гигиенических знаний, двигательных умений и навыков, воспитывать устойчивую потребность в систематической физической активности как обязательного элемента стиля жизни. Человека необходимо научить постоянно заботиться о своем
здоровье, вооружать его знаниями и умениями, составлять для себя спортивно-оздоровительные программы. Это позволит ему заниматься самовоспитанием и самосовершенствованием в течение всей жизни.
По окончании курса по дисциплине «Физическая культура и спорт» студент должен знать:
— научно-практические основы физической культуры и здорового образа жизни;
— правила и способы планирования индивидуальных занятий различной целевой направленности;
— способы контроля и оценки физического развития и физической подготовленности.
В учебном процессе на смену командно-нормативным методам должна прийти более демократичная система физического образования. Это позволяет новая дисциплина «Элективные курсы по физической культуре и спорту», которая определена в образовательном стандарте третьего поколения для всех направлений подготовки бакалавров. Согласно документам, студент теперь имеет право самостоятельно выбирать вид спорта или систему физических упражнений, которыми он желает заниматься в течение всего обучения в вузе. Более демократично проводить оценку контрольных и зачетных тестов по стобалльной шкале успеваемости (табл. 2).
Перестройка учебного процесса должна касаться не только основного отделения, но и студентов специального и спортивного отделений. В группах специального отделения, на наш взгляд, преподавателю необходимо заботиться не столько о щадящей нагрузке, сколько об оздоровительной направленности упражнений, не превращать одновременно учебный процесс в занятия лечебной физкультурой.
В группах спортивного совершенствования тренер также обязан следить за здоровьем спортсменов не только накануне соревнований, но и в процессе тренировочных занятий, учитывать кумулятивный эффект физических и психологических нагрузок, связанных с умственным трудом студентов, их образом жизни, и своевременно корректировать тренировочную нагрузку.
В 2016-2018 гг. нами были проведены педагогические исследования, в которых участвовали студенты 1-го и 2-го курсов КемГИК. Перед исследованием ставилась задача повысить качество образовательного процесса по физическому воспитанию, основным критерием которого в первую очередь будет повышение уровня здоровья студентов и развитие у них основных физических качеств. Решить поставленную задачу, как мы предполагаем, можно за счет широкого использования в учебном процессе циклических видов спорта в сочетании с упражнениями общефизической подготовки [4].
Уровень здоровья определялся по шестибалльной системе с помощью экспресс-оценки (В. И. Белов, 1995), в которую входили такие показатели, как частота сердечных сокращений (ЧСС), весоростовой индекс, оценка общей выносливости в беге на длинные дистанции, развитие ско-ростно-силовых качеств (прыжок в длину с места). Уровень здоровья определялся по среднему показателю суммы всех тестов. При этом суммарный показатель 5 баллов соответствовал отличному уровню здоровья; от 4 до 5 баллов — хорошему; от 3 до 3,9 — удовлетворительному уровню; от 2 до 2,9 балла — плохому уровню [2].
Для проведения исследований годовой учебный план был разбит на несколько циклов продолжительностью до двух месяцев каждый.
Первый цикл оздоровительного бега и кроссовой подготовки планировался в начале учебного года. Перед студентами ставились задачи: освоить оздоровительную программу в беге на 3-5 км по слабопересеченной местности, повысить уровень основных физических качеств (выносливость, сила, гибкость), поддержать достигнутый уровень здоровья. Основными средствами, с помощью которых решались эти задачи, были: спортивная ходьба и оздоровительный бег по слабопересеченной местности, упражнения общеразвивающего характера, направленные на развитие силы и гибкости. Методика освоения программы предусматривала постепенное увеличение объема беговой нагрузки в одном занятии от 2-3 км в начале цикла до 5-7 км в конце. Интенсивность бега контролировалась по пульсу и не выходила за рамки 130-150 уд/мин. В ходе занятий студентам предоставлялась возможность самостоятельно определять объем тренировочной нагрузки.
Второй цикл лыжной подготовки планировался с ноября и продолжался до начала января. Перед студентами ставились задачи: освоить оздоровительную программу в передвижении на лыжах, развить основные физические качества и повысить уровень здоровья.
Основными средствами, с помощью которых они решались, были упражнения в передвижении на лыжах по слабопересеченной местности. Использовался преимущественно равномерный
Таблица 2
Рейтинговая оценка успеваемости
Формы текущего контроля Баллы Максимум за семестр
Посещение занятий:
Учитывается количество занятий, которые студент посетил в течение семестра 2 за одно занятие 40
Тесты по ОФП
Бег 100м 2-10 10
Бег на выносливость (кросс): — 2 км (женщины) — 3 км (мужчины) или бег на лыжах: — 3 км (женщины) — 5 км (мужчины) 2-10 10
Силовые упражнения: подтягивание на перекладине (мужчины) Поднимание туловища из положения «лежа на спине» (женщины) 2-10 10
Прыжок в длину с места 2-10 10
Оценка знаний по теоретическому разделу 2-10 10
Бонусы: за активное участие в спортивно-массовых мероприятиях и др. 2-10 10
Итого за семестр 100
метод тренировки. Объем нагрузки за одно занятие составлял 5-7 км у девушек и 7-10 км у юношей. Помимо основных занятий, по желанию студентов проводились самостоятельные тренировки во внеучебное время. Цикл заканчивался контрольным тестированием на дистанциях 3 км у девушек и 5 км у юношей.
В третьем цикле (февраль — март) предусматривались занятия по общей физической подготовке и спортивным играм, на занятиях использовались тренажеры и другой спортивный инвентарь, применялся круговой метод тренировки. Планировалось повысить уровень основных физических качеств, таких как сила, ловкость, гибкость, и укрепить здоровье.
Последний цикл проходил в виде комплексных занятий по легкой атлетике в сочетании с силовой подготовкой.
Комплексные занятия проводились в целях повышения общей и специальной тренированности студентов. Они планировались после выполнения всех пунктов рабочей программы. Только в этом случае это дает положительный эффект и как метод интенсификации физического воспитания имеет большие возможности для развития специальной и общей выносливости.
Одной из важных целей комплексных занятий является интенсификация учебно-педагогического процесса, которая достигается:
— подбором наиболее эффективных упражнений, приемов и действий, составляющих содержание физического воспитания;
— целенаправленным использованием средств физической культуры для развития силы, быстроты, выносливости и прикладных навыков;
— внедрением в практику учебных занятий современных методов спортивной тренировки;
— эффективным совершенствованием физических, морально-волевых и психологических качества, а также двигательных навыков за счет тренировок, целенаправленного воздействия упражнений, широкого применения различных вариантов нагрузок;
— развитием у студентов способности быстро переключаться с одного вида мышечной деятельности на другую;
— значительным увеличением плотности урока, способности обучаемых переносить интенсивные физические нагрузки, приближением характера физической культуры к соревновательному режиму.
Цикл заканчивался контрольным тестированием в беге на дистанции 2 км у девушек и 3 км у юношей.
В процессе эксперимента было установлено, что студенты 1-го и 2-го курсов в начале учебного года имели примерно одинаковый уровень развития физических качеств, а спортивно-технические показатели указывают на низкий уровень их подготовки. Так, тест в беге на 2 км у девушек и 3 км у юношей без перехода на ходьбу в состоянии были выполнить только 70 % студентов.
Состояние здоровья по экспресс-оценке составляло у девушек 2,9 балла, что соответствовало плохому уровню, а у юношей — 3,2 балла, или удовлетворительному уровню.
В процессе регулярных занятий студенты быстро адаптировались к оздоровительным нагрузкам и уже к концу первого семестра были способны выполнять циклические упражнения, такие как кроссовый бег продолжительностью 30-40 мин и передвижение на лыжах продолжительностью 50-70 мин.
К концу учебного года у студентов произошло значительное повышение спортивных результатов в беге на 2 и 3 км.
У девушек эти показатели улучшились на 20-25 %, у юношей, соответственно, на 18-20 %. Зачетную дистанцию смогли преодолеть без перехода на ходьбу 95 % занимающихся. Уровень состояния здоровья по результатам экспресс-оценки у девушек составил 4,1 балла, у юношей — 4,3 балла, что отвечает высокому уровню состояния здоровья.
Успеваемость студентов оценивалась по стобалльной шкале. Минимальное количество баллов — 50 баллов, при этом основным требованием оставалось посещение занятий в соответствии с учебным планом вуза. В процессе тестирования по общей физической подготовке студенту начислялось 2 балла, даже если он показывал результат ниже зачетных требований. Как показали исследования, при таком подходе студенты со слабой физической подготовкой способны набрать 50 баллов и получить зачет.
Заключение
Педагогические наблюдения показали, что применение балльно-рейтинговой оценки зачетных тестов по физической подготовке положительно сказалось на успешности студентов в учебном процессе, в связи с чем успеваемость в конце учебного года выросла до 93 %. Рейтинговую оценку успеваемости кафедра самостоятельно разрабатывает исходя из условий материально-спортивной базы вуза и требований рабочей программы.
Таким образом, по результатам исследований можно судить о том, что оздоровительная направленность учебного процесса при использовании циклических видов спорта в сочетании с общефизическими упражнениями и демократичным подходом к планированию тренировочной нагрузки способствует повышению уровня развития физических качеств и укреплению здоровья студентов.
Оценка зачетных тестов по балльно-рейтинговой шкале положительно сказывается на активности студентов и ведет к повышению успеваемости по дисциплине «Физическая культура».
Литература
1. Примерная программа дисциплины «Физическая культура». М., 2010. 35 с.
2. Белов В. И. Жизнь без лекарств. М., 1995. 328 с.
3. Ильинич В. И. Физическая культура студента и жизнь. М., 2008. 366 с.
4. Холодов Ж. К., Кузнецов В. С. Теория и методика физического воспитания и спорта. М., 2010. 480 с.
5. Шульгин А. И. Особенности формирования здорового образа жизни у студентов вуза // Проблемы развития физической культуры и спорта в новом тысячелетии : материалы 9-й Всеросс. науч.-практ. конф. Кемерово, 2011. С. 42-44.
6. Гусев С. И., Привалова Г. Ф., Лопатин Н. А. Некоторые аспекты социально-педагогической деятельности с одаренными детьми // Профессиональное образование в России и за рубежом. 2018. № 4 (32). С. 111-116.
References
1. Primernaya programma distsipliny «Fizicheskaya kul'tura» [The approximate program of the discipline "Physical Culture"]. Moscow, 2010, 35 p. (In Russian).
2. Belov V. I. Zhizn' bez lekarstv [Life without drugs]. Moscow, 1995, 328 p. (In Russian).
3. Ilyinich V. I. Fizicheskaya kul'tura studenta i zhizn' [Student physical culture and life]. Moscow, 2008, 366 p. (In Russian).
4. Kholodov Zh. K., Kuznetsov V. S. Teoriya i metodika fizicheskogo vospitaniya i sporta [Theory and methods of physical education and sport]. Moscow, 2010, 480 p. (In Russian).
5. Shulgin A. I. Osobennosti formirovaniya zdorovogo obraza zhizni u studentov vuza [Features of the formation of a healthy lifestyle among university students]. Materials of the 9th All-Russian Scientific and Practical Conference "Problems of the development of physical culture and sports in the new millennium". Kemerovo, 2011, pp. 42-44. (In Russian).
6. Gusev S., Privalova G., Lopatin N. Nekotorye aspekty social'no-pedagogicheskoj deyatel'nosti s odarennymi det'mi [Some aspects of sociopedagogical activity with gifted children]. Professional Education in Russia and Abroad, 2018, no. 4 (32), pp. 111-116. (In Russian).