Научная статья на тему 'Подготовка студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана к успешному выполнению контрольного норматива по бегу на 3000 м'

Подготовка студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана к успешному выполнению контрольного норматива по бегу на 3000 м Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
142
5
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / КОНТРОЛЬНЫЕ НОРМАТИВЫ / ГРАФИК БЕГА / БЕГ НА 3000 М / STUDENTS / ENDURANCE / CONTROL STANDARDS / RUNNING SCHEDULE / 3000 M RUN

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Парнюгина Елена Рудольфовна, Маслюков Андрей Вячеславович, Яськова Елена Владимировна, Реутина Татьяна Владимировна

Статья посвящена решению проблемы успешного выполнения студентами технического вуза контрольного норматива по бегу на 3000 м. Благодаря применению разработанной на кафедре «Физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана программы, направленной на обучение студентов грамотному распределению сил на длинной дистанции, произошло статистически значимое улучшение результатов в беге на 3000 м у юношей экспериментальной группы при освоении ими навыков самоконтроля (по ЧСС).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Артамонова Татьяна Викторовна, Парнюгина Елена Рудольфовна, Маслюков Андрей Вячеславович, Яськова Елена Владимировна, Реутина Татьяна Владимировна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Preparation of students of Bauman Moscow State Technical University to successful performance of the control 3000 m running rating

The article is devoted to solving the problem of successful fulfillment by the students of the technical university of the control norm for 3000 m running. Thanks to the application of the program developed at the Physical Education department of Bauman Moscow State Technical University and aimed at teaching students to the competent distribution of forces over a long distance, there was statistically significant improvement in the results of 3000 m running among the young men of the experimental group when they mastered self-control skills (by heart rate).

Текст научной работы на тему «Подготовка студентов Московского государственного технического университета им. Н. Э. Баумана к успешному выполнению контрольного норматива по бегу на 3000 м»

УДК 796.011

ПОДГОТОВКА СТУДЕНТОВ МОСКОВСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО ТЕХНИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА ИМ. Н.Э. БАУМАНА К УСПЕШНОМУ ВЫПОЛНЕНИЮ КОНТРОЛЬНОГО НОРМАТИВА ПО БЕГУ НА 3000 М

Татьяна Викторовна Артамонова, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Рудольфовна Парнюгина, кандидат педагогических наук, доцент, Андрей Вячеславович

Маслюков, кандидат педагогических наук, доцент, Елена Владимировна Яськова, старший преподаватель, Татьяна Владимировна Реутина, преподаватель, Московский государственный технический университет им. Н.Э. Баумана

Аннотация

Статья посвящена решению проблемы успешного выполнения студентами технического вуза контрольного норматива по бегу на 3000 м. Благодаря применению разработанной на кафедре «Физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана программы, направленной на обучение студентов грамотному распределению сил на длинной дистанции, произошло статистически значимое улучшение результатов в беге на 3000 м у юношей экспериментальной группы при освоении ими навыков самоконтроля (по ЧСС).

Ключевые слова: студенты, выносливость, контрольные нормативы, график бега, бег на

3000 м.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2019.12.23-26

PREPARATION OF STUDENTS OF BAUMAN MOSCOW STATE TECHNICAL UNIVERSITY TO SUCCESSFUL PERFORMANCE OF THE CONTROL 3000 M

RUNNING RATING

Tatiana Viktorovna Artamonova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Rudolfovna Parnyugina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Andrey Vyacheslavovich Maslyukov, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Elena Vladimirovna Yaskova, the senior teacher, Tatiana Vladimirovna Reutina, the teacher, Bau-man Moscow State Technical University

Abstract

The article is devoted to solving the problem of successful fulfillment by the students of the technical university of the control norm for 3000 m running. Thanks to the application of the program developed at the Physical Education department of Bauman Moscow State Technical University and aimed at teaching students to the competent distribution of forces over a long distance, there was statistically significant improvement in the results of 3000 m running among the young men of the experimental group when they mastered self-control skills (by heart rate).

Keywords: students, endurance, control standards, running schedule, 3000 m run.

ВВЕДЕНИЕ

Современные исследования, связанные с проблемой повышения уровня общей физической подготовленности студентов технических вузов, отмечают ярко выраженную тенденцию ухудшения общего состояния здоровья нынешней студенческой молодежи [1, 2, 3, 5]. Известно, что косвенным индикатором общего состояния здоровья и функциональных возможностей дыхательной и сердечно-сосудистой систем является уровень проявления выносливости [1, 2, 4, 6]. Поэтому, как справедливо отмечают В. В. Спиридонова и А. Г. Сергеева [7] «работа по развитию выносливости, как основа улучшения работоспособности и укрепления здоровья, должна быть приоритетным направлением работы преподавателей на занятиях по физической культуре».

Аналогичную точку зрения высказывает В. С. Мартыненко [4], отмечая, что «систематическое выполнение физических упражнений на выносливость совершенствует

приспособительные механизмы организма, снимает нервно-психическое напряжение, улучшает процессы обмена веществ и кровоснабжения органов и тканей, что положительно отражается на общем физическом состоянии, самочувствии и работоспособности»

Оценить эффективность реализации физического воспитания в рамках учебного процесса вуза позволяет систематический контроль в виде тестирования физических качеств, направленный на выявление сдвигов в уровне физического развития и физической подготовленности студентов [5].

Примером организации работы по контролю за уровнем физической подготовленности обучающихся основной и подготовительной групп здоровья (группы ОФП) может служить принятая на кафедре «Физическое воспитание» МГТУ им. Н.Э. Баумана система тестирования, в основу которой включены 7 контрольных нормативов, оцениваемых по 5-балльной шкале каждый (тесты кафедры: бег на 60 м (быстрота), бег на 3000 м (общая выносливость), подтягивания на высокой перекладине (силовая выносливость), наклон вперед (гибкость); тесты специализации: прыжок в длину с места (взрывная сила), отжимания от пола (силовая выносливость), приседания за 1 минуту (силовая выносливость)).

Одним из наиболее «трудных» контрольных испытаний является бег на 3000 м у юношей. Как известно, для успешного выполнения данного теста требуется, с одной стороны, высокий уровень развития общей выносливости, а с другой - умение грамотно распределить силы на дистанции.

Но, как справедливо отмечает Д.А. Ульянов [7], «многие студенты не в состоянии правильно распорядиться своим психофизическим потенциалом, ... по причине недостаточности у них соответствующих знаний и методико-практических умений».

В рамках обязательных двухразовых занятий по физкультуре преподаватели реализуют, как правило, первую (несомненно, очень важную) составляющую. При этом, практически не уделяется внимание обучению грамотному бегу по дистанции. Неумение контролировать скорость своего бега, отсутствие так называемого «графика бега» приводит к тому, что студент не может показать тот результат, на который функционально готов в данный момент. В силу незнания собственного потенциала, он, как правило, выбирает одну из двух неэффективных для себя тактик бега: первая - бежать за лидером, пока хватает сил; вторая - бежать очень медленно, чтобы хватило сил. В результате, при первом варианте обычно приходится «сойти» с дистанции, не выдержав темп лидера, а при втором - добежать с крайне низким результатом. И тот, и другой случай ведут к пересдаче данного теста, вызывая ряд негативных эмоций и переживаний у обучающихся.

Для студентов технического вуза, где умственная нагрузка крайне высока, данная ситуация неприемлема. Поэтому было принято решение научить студентов бегать длинную дистанцию грамотно - правильно распределяя силы, поддерживая оптимальный темп бега.

С этой целью была разработана программа, направленная на обучение студентов групп ОФП МГТУ им. Н.Э. Баумана правильно распределять силы на дистанции 3000 м.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

В эксперименте, предпринятом во втором семестре 2018/2019 учебного года, участвовали юноши-студенты первого курса в количестве 92 человек (экспериментальная - 45; контрольная - 47).

Перед началом эксперимента было проведено исходное тестирование по бегу на 3000 м у юношей. Результаты респондентов контрольной и экспериментальной групп не имели значимых различий.

В дальнейшем, с февраля по июнь 2019 г., экспериментальная группа занималась по разработанной программе, контрольная - в обычном режиме.

В рамках программы, составленной на один учебный семестр, предусмотрено в каждое занятие по физкультуре включать задания по контролю ЧСС в покое, до выполнения упражнения и сразу после пробегания небольшого отрезка дистанции со скоростью бега

на 3000 м. Сначала студентам предлагалось пробежать 200 м с той скоростью, с которой они планируют бежать 3000 м. После этого сразу измеряли ЧСС. Если показатель ЧСС был высок (170-180 уд/мин и выше), то давалась рекомендация снизить скорость. Если ЧСС находилась в пределах 150-160 уд/мин, то рекомендовалось поддерживать такую скорость при беге по дистанции. На последующих занятиях длина задаваемого контролируемого отрезка увеличивалась (400 м, 600 м, 800 м, 1000 м и т.д.).

В результате у занимающихся на физиологическом уровне формировалось ощущение своего индивидуального темпа бега.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

По окончании эксперимента (июнь 2019 г.) было проведено конечное тестирование. Полученные результаты подвергнуты математико-статистической обработке (таблица).

Таблица - Результаты в беге на 3 000 м у студентов контрольной и экспериментальной групп за период эксперимента (мин.) __

Группа респондентов Статистические показатели Период эксперимента Достоверность различий по Стьюденту

начало конец

Экспериментальная M 14,23 13,57 P <0,05

±m 2,86 2,12

о 6,51 6,28

Контрольная M 14,20 13,97 p>0,05

±m 2,94 3,04

о 7,12 7,44

Так, средний результат у юношей экспериментальной группы улучшился на 0,66 мин. (4,68%; p <0,05), а в контрольной группе - на 0,23 мин. (1,87%; p>0,05).

Таким образом, благодаря применению разработанной программы, студенты экспериментальной группы при выполнении контрольного теста (бег на 3000 м), значительно улучшили свой результат. В контрольной группе изменение результата было статистически недостоверным.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Применение разработанной программы оказало положительное воздействие не только на динамику результатов в беге на 3000 м у студентов экспериментальной группы. Не менее важным достижением оказалось развитие волевых качеств и приучение студентов к самоконтролю.

Как показала практика, программа хорошо вписывается в учебный процесс, способствует повышению уровня общей выносливости студентов и может применяться на занятиях физической культурой со студентами технического вуза.

Дальнейшие исследования в данной области необходимо направить на совершенствование приобретенных навыков у студентов, дополнив контроль рядом объективных современных диагностических методик.

ЛИТЕРАТУРА

1. Козлов, И.С. Методика развития общей выносливости у студентов нефизкультурных вузов // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 9 (43). - С. 30-33.

2. Коротаева, М.Ю. Формирование общей выносливости у студентов на занятиях физической культурой / М.Ю. Коротаева, А.Е. Макаева // Молодой ученый. - 2017. - № 48. - С. 315-318. -URL : https://moluch.ru/archiv/182/46781/ (дата обращения: 03.11.2019).

3. Кузнецова, Л.Н. Повышение уровня выносливости студентов на занятиях по физической культуре / Л.Н. Кузнецова // Вестник Ижевского государственного технического университета. -2013. - № 1. - С. 177-179.

4. Мартыненко, В.С. Оптимальная величина физических нагрузок, направленных на

развитие аэробной выносливости студентов 17-20 лет / В.С. Мартыненко // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2008. - № 1 (35). - С. 65-68.

5. Развитие общей выносливости студенток в процессе занятий прикладной физической культурой / Н.Н. Пьянзина, Т.Н. Петрова, О.В. Шиленко, А.Х. Ермолаев // Современные проблемы науки и образования. - 2017. - № 4. - URL : http://science-education.ru/ru/article/view?id=26586 (дата обращения: 04.11.2019).

6. Спиридонова, В.В. Особенности развития выносливости у студентов-первокурсников / В.В. Спиридонова, А.Г. Сергеева // Студенческий электронный научный журнал. - 2019. - № 17 (61). URL : https://sibac.info/journal/student/61/140162 (дата обращения: 04.11.2019).

7. Ульянов, Д.А. Технология формирования физической культуры личности студентов вузов специального медицинского отделения в формате дистанционного физкультурно-оздоровительного сопровождения / Д.А. Ульянов, Т.Г. Коваленко // Теория и практика физической культуры. -2016. - № 9. - С. 33-35.

REFERENCES

1. Kozlov, I.S. (2008), "Methodology for the development of general endurance in students of non-cultural universities", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 43, No. 9, pp. 30-33.

2. Korotayeva, M.Yu. and Makayeva, A.Ye. (2017), "The formation of general endurance among students in physical education classes", Young scientist, No 48, pp. 315-318, available at: https://moluch.ru/archiv/182/46781/.

3. Kuznetsova, L.N. (2013), "Increasing the level of endurance of students in physical education classes", Vestnik Izhevskogo gosudarstvennogo tekhnicheskogo universiteta, No. 1, pp. 177-179.

4. Martynenko, V.S. (2008), "The optimal amount of physical activity aimed at the development of aerobic endurance of students 17 - 20 years old", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 35, No. 1, pp. 65-68.

5. Pyanzina, N.N., Petrova, T.N., Shilenko, O.V. and Yermolayev, A.Kh. (2017), "The development of the general endurance of students in the process of practicing applied physical culture", Modern problems of science and education, No 4, available at: http://science-education.ru/ru/article/view?id=26586.

6. Spiridonova, V.V. and Sergey eva, A.G. (2019), "Features of the development of endurance among first-year students", Studencheskiy elektronnyy nauchnyy zhurnal, Vol. 61, No 17, URL: https://si-bac.info/journal/student/61/140162 (date of the application: 04.11.2019).

7. Ulyanov, D.A. and Kovalenko, T.G. (2016), "Technology for the formation of physical culture of the personality of university students of a special medical department in the format of remote sports and fitness support", Theory and Practice of Physical Culture, No. 9, pp. 33-35.

Контактная информация: artamonova-70@bk.ru

Статья поступила в редакцию 15.12.2019

УДК 373.103.71

ВСЕРОССИЙСКОМУ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОМУ КОМПЛЕКСУ «ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ» 5 ЛЕТ: ДОСТИЖЕНИЯ, ПРОБЛЕМЫ,

ПЕРСПЕКТИВЫ

Сергей Павлович Аршинник, кандидат педагогических наук, доцент, Галина Николаевна Дудка, старший преподаватель, Константин Васильевич Малашенко,

кандидат педагогических наук, доцент, Михаил Юрьевич Пушкарный, кандидат педагогических наук, доцент, Василий Иванович Тхорев, доктор педагогических наук, профессор; Кубанский государственный университет физической культуры, спорта и

туризма, Краснодар

Аннотация

Введение: В марте 2019 г. современному комплексу ГТО «исполнилось» 5 лет - время подвести предварительные итоги и ответить на ряд вопросов, связанных с тем, как изменилась отечественная система физического воспитания. Цель настоящего исследования заключалось в определении изменений в системе физического воспитания населения, которые произошли за

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.