Научная статья на тему 'Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре'

Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
4023
196
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ДЫХАНИЕ / ОЗДОРОВИТЕЛЬНЫЙ БЕГ / РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / STUDENTS / PHYSICAL CULTURE / ENDURANCE / BREATHING / HEALTH RUNNING / WORKING CAPACITY

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Везеницын Олег Владимирович, Шутова Татьяна Николаевна, Круглова Юлия Владимировна, Маврина Светлана Борисовна

Предложена методика совершенствования выносливости средствами оздоровительного бега на занятиях по физической культуре, акцентированная на технике дыхания, схеме увеличения продолжительности бега и дополнительных средств развития выносливости. Проведен эксперимент, доказывающий эффективность методики.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Везеницын Олег Владимирович, Шутова Татьяна Николаевна, Круглова Юлия Владимировна, Маврина Светлана Борисовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AMONG THE STUDENTS IN THE EDUCA TIONAL PROCESS FOR PHYSICAL CULTURE

The technique of improving endurance by means of improving running in physical training classes, accented on the breathing technique, a scheme for increasing the running time and additional means of endurance development, is proposed. An experiment has been performed that proves the effectiveness of the technique.

Текст научной работы на тему «Развитие выносливости у студентов в учебном процессе по физической культуре»

TECHNOLOGIES OF FORMATION OF EDUCATIONAL RESULTS BY THE TEACHER OF PHYSICAL CULTURE IN THE CONDITIONS OF THE SECOND EDUCATION LEVEL

E. V. Bystritskaya, O. V. Reutova

The problem of training teachers in physical culture for the process of forming and monitoring the results of educational activity is considered. A detailed description of the educational results of the first (preschool) level and the second level of education is presented. The design and modeling of the educational process on the basis of the teaching of pedagogical technologies in accordance with the methodology of developmental learning is considered. Innovative and traditional technologies, revised in accordance with the requirements of GEF GS are proposed.

Key words: teachers of physical culture, levels of education, pedagogical design, educational technology, learning outcomes.

Bystritskaya Elena Vitalyevna, doctor of pedagogical sciences, professor, oldlady@,mail. ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin,

Reutova Olga Viktorovna, senior teacher, olya.reutova2013@yandex.ru, Russia, Nizhny Novgorod, Nizhny Novgorod State Pedagogical University of Kozma Minin

УДК 796.01:796.422

РАЗВИТИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ В УЧЕБНОМ ПРОЦЕССЕ ПО ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЕ

О.В. Везеницын, Т.Н. Шутова, Ю.В. Круглова, С.Б. Маврина

Предложена методика совершенствования выносливости средствами оздоровительного бега на занятиях по физической культуре, акцентированная на технике дыхания, схеме увеличения продолжительности бега и дополнительных средств развития выносливости. Проведен эксперимент, доказывающий эффективность методики.

Ключевые слова: студенты, физическая культура, выносливость, дыхание, оздоровительный бег, работоспособность.

В настоящее время система физического воспитания студентов требует модернизации, осмысления её компонентов, содержания, ценностных ориентиров, направленности, задач, форм, методов, педагогических технологий, способных гарантировать соматическое воспитание в виде улучшения функционального состояния, физической подготовленности и формирования ценностного отношения к своему телу. Необходимость преобразования обусловлена тенденциями ухудшения состояния здоровья, снижением физической подготовленности, в том числе выносливости в образовательном процессе от 1-го к 3-му курсу, увеличением доли специальной медицинской группы. Наибольшую

тревогу вызывает низкий уровень физической подготовленности студентов, а именно выносливости (бег на 2, 3 км), что в свою очередь может лимитировать отличные результаты, в том числе при выполнении норм ГТО. Многие студенты не способны выполнять упражнения, связанные с развитием выносливости, не справляются с физической нагрузкой в функциональном тренинге, лёгкой атлетике, степ-аэробике, единоборствах.

Выносливость - это способность организма противостоять утомлению без заметного снижения работоспособности, это способность совершать работу заданного характера в течение возможно более длительного времени. Существуют общая и специальные виды выносливости. Общая выносливость - это способность длительно проявлять мышечные усилия сравнительно невысокой интенсивности. Общая выносливость на 85-100 % спортивный результат. Одна из важнейших особенностей общей выносливости - это способность к широкому переносу, то есть общая выносливость, развитая средствами беговой тренировки и проявляемая в беге, находится в большой взаимосвязи с результатами в лыжной гонке, ходьбе.

Считается, что общая выносливость является основой для развития всех остальных разновидностей проявления выносливости. Проявление общей выносливости зависит от спортивной техники (в первую очередь от экономичности рабочих движений) [1, 5, 6] и от способности спортсмена «терпеть», то есть противостоять наступающему утомлению путём концентрации волевых усилий.

Специальная выносливость - это способность проявлять мышечные усилия в соответствии со спецификой (продолжительностью и характером) специализированного упражнения. Виды специальной выносливости: силовая, скоростная, координационная, статическая, прыжковая и другие. Основными средствами развития общей и скоростной выносливости являются бег, плавание, передвижение на лыжах, велосипеде и другие.

Тренировка выносливости ведёт к значительному увеличению объёма циркулирующей крови (ОЦК), вовлекаемого в физическую работу. С учётом размеров (массы) тела разница между ОЦК у выносливых людей и невыносливых составляет в среднем более 20 %. Изменение ОЦК происходит, главным образом, за счёт увеличения объёма плазмы крови, то есть кровь становится менее вязкой, что значительно снижает нагрузку на сердце. Но в составе жидкой крови меньше твёрдых компонентов, таких как гемоглобин, миоглобин, лейкоциты эритроциты, тромбоциты и др. На первый взгляд это может сказаться на снижении качества кислородтранспортной функции крови. Но этого не происходит, так как с увеличением ОЦК уменьшенная сумма твердых компонентов крови, участвующих в работе, оказывается достаточной для такого обеспечения [1, 4, 5]. Показатели выносливости достаточно быстро возрастают при выполнении смешанной, аэробно-анаэробной работы с ЧСС

140-160 уд/мин. При выполнении смешанной, аэробно-анаэробной работы с ЧСС 160-180 уд/мин показатели выносливости растут быстрее. При ЧСС ниже 140 уд/мин (аэробная работа) выносливость развивается незначи-тельно.

Система утилизации кислорода способствует окислению энергетических компонентов и производству энергии в организме. Энергия синтезируется митохондриями (рис. 1), которые можно назвать «электрическими станциями» организма. Митохондрии входят в состав клеток. В процессе тренировки выносливости возрастают число и размеры митохондрий. Это называется объёмной плотностью митохондрий, прирост может достигать 300 % [6]. Чем больше число и объём митохондрий, тем выше способность к утилизации кислорода, доставляемого с кровью. Тренировка выносливости вызывает увеличение числа капилляров, окружающих мышечные волокна. Несмотря на утолще -ние мышечных волокон, дистанция от капилляра до наиболее удаленных митохондрий не уменьшается. Среднее число капилляров на 1 мм2 поперечника мышечных волокон у нетренированных людей составляет 325, а у тренированных - 400 [5]. Увеличение числа и размеров митохондрий возможно при выполнении физической работы с ЧСС > 140 уд/мин, то есть при наличии кислородного долга в организме.

На рис. 1 изображена мышечная клетка, внизу справа в увеличенном виде - митохондрия, в которой происходит окисление глюкозы по двум вариантам: в аэробном (с достаточным количеством кислорода) и смешанном - аэробно-анаэробном режиме (с недостатком кислорода).

Рис. 1. Превращение химической энергии глюкозы в митохондриях

в электрическую

В первом - кислородный долг отсутствует, глюкоза окисляется, выделяется энергия, углекислый газ и вода. Во втором - кислорода не хватает для полного окисления глюкозы; выделяется меньше энергии, углекислого газа и воды. Недоокисленная глюкоза превращается в молочную кислоту (лактат). Повышенное содержание лактата в тканях организма после физической нагрузки может вызвать болезненные ощущения, некоторую скованность в движениях. Такое состояние устраняется выполнением упражнений в тонизирующем режиме, например, бегом трусцой в тёплой одежде, гидротермическими процедурами, массажем или исчезает с течением времени, поэтапно расщепляясь через стадию пировиноградной кислоты до углекислого газа и воды. Лактат очень «нравится» сердечной мышце, которая с большим удовольствием утилизирует его, получая энергию. Для повышения мотивации студентов к совершенствованию физического качества выносливость педагоги кафедры физического воспитания указывают на присутствующий на рис. 1 «гормон молодости», обозначенный как Qlo. [6]. Чем больше человек двигается, тем энергичнее, моложе организм, тем медленнее идут его биологические часы.

Организация исследования. Педагогический эксперимент проводился на базе Российского экономического университета им. Г.В. Плеханова и был направлен на развитие и совершенствование выносливости [2, 3]. В занятиях участвовали 88 студентов первого курса, систематически занимающихся во вторник и четверг (56 девушек и 32 юноши) -экспериментальная группа (ЭГ). Контрольной группой (КГ) являлись студенты, систематически занимающихся в этом же зале по средам и пятницам (97 студентов, из них - 59 девушек, 38 юношей). Все студенты были основной или подготовительной группы здоровья, допущенной к бегу на средние и длинные дистанции.

На первом занятии 9 студентов ЭГ (7 девушек, 2 юноши) и 10 студентов КГ (8 девушек, 2 юноши) не смогли непрерывно бежать в течение 3-х мин и перешли на шаг. Это составляет 10,22 % от количества студентов ЭГ и 10,31 % от количества студентов КГ и указывает на схожий уровень начальной беговой подготовки (табл. 1).

Таблица 1

Количество студентов, перешедших на шаг в течение 3-минутного

бега на первом занятии

Группа Девушки Юноши Всего

ЭГ (88 чел.) 7 - 7,95 % 2 - 2,27 % 9 - 10,22 %

КГ (97 чел.) 8 - 8,25 % 2 - 2,06 % 10 - 10,31 %

Со второго занятия развитие и совершенствование выносливости для ЭГ и КГ проводилось средствами оздоровительного бега по одинаковой программе (табл. 2), однако студенты ЭГ на каждом занятии во время бега получали рекомендации-напоминания по технике дыхания.

Таблица 2

Планирование объёма оздоровительного бега

Время бега 1-й модуль Зачёты 2-й модуль Зачёты

Недели учебного года

2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18

3 мин + + + + + + Зачёты по другим предметам Контрольный бег Зачёты по другим предметам

5 мин + + + + + + + +

7 мин + + + + + +

10 мин + + + + Д+ Д+ Д+

12 мин Ю+ Ю+ Ю+

17 неделя - контрольное занятие: непрерывный бег 10 мин (девушки), 12 мин (юноши)

Для повышения мотивации к тренировкам по бегу студентам ЭГ на третьем занятии перед беговой работой был показан рис. 1 с краткими комментариями о различиях состояния организма людей, целенаправленно занимающимися бегом на средние длинные дистанции и не занимающимися такими упражнениями. Оздоровительный бег проводился два раза в неделю (табл. 2) в основной части занятия, начиная с 3 мин (2-4 нед.), затем по 5 мин (5-7 нед.), далее по 7 мин (8 нед.). По окончании обучения в первом модуле (9-10 нед.), студенты сдавали зачёты по другим предметам и занятия по физической культуре не проводились. С началом второго модуля (11 нед.) нагрузка оздоровительного бега вынужденно снижалась до 5 мин из-за предыдущего перерыва в занятиях. На 12-13 нед. длительность оздоровительного бега восстанавливалась до 7 мин, на 14-15 нед. достигала 10 мин. На 16 нед. девушки - по 10 мин, а юноши -по 12 мин. На контрольном занятии на 17 нед. студенты выполняли норматив (табл. 3, 4).

В результате выполнения контрольного норматива для девушек результаты оказались следующими (табл. 5): в ЭГ «5» - 55 чел., «4» -

0 чел., «3» - 1 чел., «2» - 0 чел., «1» - 0 чел.; в КГ «5» - 56 чел., «4» -

1 чел., «3» - 1 чел.«2» - 1 чел., «1» - 0 чел.

Таблица 3

Норматив «Непрерывный бег в течение 10 мин» для девушек

Оценка Баллы

«5» «4» «3» «2» «1»

Результат (мин) 10 9 7 5 3

Таблица 4

Норматив «Непрерывный бег в течение 10 мин» для юношей

Оценка Балл

«5» «4» «3» «2» «1»

Результат (мин) 12 10 8 6 4

Таблица 5

Контрольные упражнения «Непрерывный бег в течение 10 мин» для девушек и «Непрерывный бег в течение 12 мин» для юношей

Группа Балл

«5» «4» «3» «2» «1»

ЭГ (88 чел.) Д евушки (56 чел.)

55 чел. -98,2 % - 1 чел. -1,8 % - -

Юноши (32 чел.)

32 чел. -100 % - - - -

КГ (97 чел.) Д евушки (59 чел.)

56 чел. -94,9 % 1 чел. -1,7 % 1 чел. -1,7% 1 чел. -1,7% -

Юноши (38 чел.)

37 чел. -97,4 % - 1 чел. -2,6 % - -

В результате выполнения контрольного норматива для юношей (12 мин) результаты оказались следующими (табл. 5): в ЭГ «5» - 32 чел., «4» - 0 чел., «3» - 0 чел., «2» - 0 чел., «1» - 0 чел.; в КГ «5» - 37 чел., «4» -0 чел., «3» - 1 чел., «2» - 0 чел., «1» - 0 чел.

Среди девушек ЭГ контрольное упражнение выполнили 100 % участниц. Из них «5» баллов получили 55 девушек, что составляет 98,2 %; «3» балла получил 1 чел., что составляет 1,8 %. Среди девушек КГ упражнение выполнили 100 % участниц. Из них «5» баллов получили 56 девушек, что составляет 94,9 %; «4» балла получил 1 чел., что составляет 1,7 %; «3» балла получил 1 чел., что составляет 1,7 %; «2» балла получил 1 чел., что составляет 1,7 % (рис. 2, 3).

100.0% 90.0% 80.0% 70.0% 60.0% 50.0% 40.0% 30.0% 20.0% 10.0% 0.0%

□ ЭГ

□ КГ

Рис. 2. «Непрерывный бег в течение 10 мин для девушек»

Рис. 3. «Непрерывный бег в течение 10 мин для юношей»

Выводы. Среди юношей ЭГ контрольное упражнение выполнили 100 % участников. Из них «5» баллов получили 32 юноши, что составляет 100 %. Среди юношей КГ контрольное упражнение выполнили 100 % участников. Из них «5» баллов получили 37 юношей, что составляет 97,4 %; «3» балла получил 1 чел., что составляет 2,6 %. Разница по показателю «5» баллов между результатами девушек и юношей ЭГ и КГ составляет 3,3 и 2,6 % соответственно. На первый взгляд это небольшие значения, но наблюдая за состоянием студентов во время оздоровительного бега, преподаватели отмечали, что студенты ЭГ выполняют работу легче.

Список литературы

1. Айзман Р.И., Лысова Н.Ф. Возрастная физиология и психофизиология: учеб. пособие. М: Инфра-М, 2015. 352 с.

2. Макеева В.С. Мониторинг физического состояния: учеб. пособие. Орёл: ГУНПК, 2013. 100 с.

3. Подопрелов А.В. Новые подходы к оценке функционального состояния // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2011. № 3. С. 130-133.

4. Солодков А.С., Сологуб Е.Б. Физиология человека. Общая. Спортивная. Возрастная: учебник для вузов физ. культуры. М.: Спорт, 2017. 624 с.

5. Спортивная физиология: учебник для ин-тов физ. культуры / под ред. Я.М. Коца. М.: ФИС, 1986. 240 с.

6. Физиология человека / под ред. Р. Шмидта, Г. Тевса. в 3 т. М.: Мир, 2005, 865 с.

Везеницын Олег Владимирович, канд. пед. наук, доц., vezenitsyn@gmail.com, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Шутова Татьяна Николаевна, канд. пед. наук, доц., tany-156@rambler.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Круглова Юлия Владимировна, старший преподаватель, Kruglova. YV@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова,

Маврина Светлана Борисовна, старший преподаватель, Mavrina.SB@rea.ru, Россия, Москва, Российский экономический университет имени Г.В. Плеханова

DEVELOPMENT OF ENDURANCE AMONG THE STUDENTS IN THE EDUCA TIONAL PROCESS FOR PHYSICAL CULTURE

O. V. Vezenitsyn, T.N. Shutova, Y. V. Kruglova, S.B. Mavrina

The technique of improving endurance by means of improving running in physical training classes, accented on the breathing technique, a scheme for increasing the running time and additional means of endurance development, is proposed. An experiment has been performed that proves the effectiveness of the technique.

Key words: students, physical culture, endurance, breathing, health running, working capacity.

Vezenitsyn Oleg Vladimirovich, candidate of pedagogical sciences, associate professor, vezenitsyn@gmail. com, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Shutova Taniana Nikolaevna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, tany-156@rambler. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Kruglova Yoliya Vladimirovna, senior lecturer, Kruglova. YV@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G. V. Plekhanova,

Mavrina Svetlana Borisovna, senior lecturer, Mavrina. SB@rea. ru, Russia, Moscow, Russian Economic University named after G.V. Plekhanova

УДК 796.011:373.31

ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ КОНСУЛЬТИРОВАНИЕ В СИСТЕМЕ ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

Е.Л. Григорьева, Е.В. Быстрицкая

Рассмотрена проблема применения педагогического консультирования как одной из технологий воспитательной деятельности в работе учителя физической культуры в инновационных условиях современного поликультурного образования. Представлена авторская программа консультативного центра «Этно-Вече», реализованная в условиях русскоязычного региона, направленная на включение родителей младших школьников в образовательное пространство и интеграция усилий семьи и школы по достижению целей поликультурного физического воспитания младших школьников.

Ключевые слова: младшие школьники, полиэтническая образовательная организация, поликультурное физическое воспитание, детско-взрослое сообщество, поликультурный консультативный центр.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Проблема поликультурного воспитания детей обостряется в связи с усилением миграционного потока в русскоязычные регионы. Поликультурное физическое воспитание в этом смысле представляет собой направление профессиональной деятельности учителя физической культуры, нацеленное на «воспитание подрастающего поколения в духе поликультурности, предполагающей формирование личности, которой будут известны понятия «гуманизма», «интернационализма», мирного спортивного противостояния в соответствии с принципами Олимпийской Хартии, развито чувство уважения к народам, расам и этносам» [1].

В условиях поликультурного воспитания на занятиях по физической культуре и во внеурочной деятельности создается детско-взрослая общность. Она представляет собой первичную «контактную группу детей и взрослых, проявляющую схожие потребности и интересы, осуществляющую пересечение ценностей и смыслов участников в совместной деятельности и общении, отражающую характер связей и отношений между участниками» [2]. Формирование такой общности, как правило, включает в себя активное взаимодействие всех участников образовательно-воспитательных событий, то есть соответствует требованиям деятельностного подхода [3].

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.