Научная статья на тему 'Изучения субъективного восприятия тяжести нагрузки при тестировании выносливости у студентов-мужчин'

Изучения субъективного восприятия тяжести нагрузки при тестировании выносливости у студентов-мужчин Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
204
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / БЕГ / МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / ШКАЛА БОРГА / ФИЗИОЛОГИЧЕСКИЕ ЗОНЫ МОЩНОСТИ / STUDENTS / RUNNING / PHYSICAL FITNESS MONITORING / ENDURANCE / BORG SCALE / PHYSIOLOGICAL POWER ZONES

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Мещеряков Сергей Петрович

Рассмотрены результаты индивидуального восприятия тяжести нагрузки по шкале Борга при выполнении контрольного упражнения бег на 3000 м. Выявлено, что большая часть студентов выполняет упражнение в зоне умеренной мощности нагрузки и имеют функциональные резервы. Установлено отсутствие зависимости между снижением показателей в беге и величиной тяжести нагрузки.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Егорычев Алексей Олегович, Мещеряков Сергей Петрович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

STUDY OF SUBJECTIVE PERCEPTION OF LOAD SEVERITY IN ENDURANCE TESTING IN MALE STUDENTS

The results of individual perception of the severity of the load on the Borg scale when performing a control exercise running 3000 meters are considered. It was revealed that most of the students perform the exercise in the zone of moderate load capacity, and have functional reserves. There is no dependence between the decrease in performance in running and the magnitude of the severity of the load.

Текст научной работы на тему «Изучения субъективного восприятия тяжести нагрузки при тестировании выносливости у студентов-мужчин»

УДК 796.012.12

ИЗУЧЕНИЯ СУБЪЕКТИВНОГО ВОСПРИЯТИЯ ТЯЖЕСТИ

НАГРУЗКИ ПРИ ТЕСТИРОВАНИИ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ-МУЖЧИН

А.О. Егорычев, С.П. Мещеряков

Рассмотрены результаты индивидуального восприятия тяжести нагрузки по шкале Борга при выполнении контрольного упражнения - бег на 3000 м. Выявлено, что большая часть студентов выполняет упражнение в зоне умеренной мощности нагрузки и имеют функциональные резервы. Установлено отсутствие зависимости между снижением показателей в беге и величиной тяжести нагрузки.

Ключевые слова: студенты, бег, мониторинг физической подготовленности, выносливость, шкала Борга, физиологические зоны мощности.

Не вызывает сомнений, что современная учебная деятельность студентов должна быть управляемая. Одним из эффективных механизмов управления при занятиях физической культурой является мониторинг здоровья и физической подготовленности. В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина разработана система мониторинга. В её основу положены: программа оценки уровня соматического здоровья по Г.Л. Апанасенко [2] и методика оценки физической подготовленности с применением перцентильных шкал [4].

Мониторинг физической подготовленности студентов на основе перцентильных шкал позволил установить, что физическая подготовленность мужчин в процессе занятий с 1-го по 3-й курсы возрастает [3, 4].

Контроль физической подготовленности осуществляется на основе двигательных тестов, пригодных для условий спортивного зала и стадиона. В осеннем семестре используются: челночный бег 4*10 м (скоростные и координационные способности), прыжок в длину с места толчком двумя ногами (скоростно-силовые способности) и подтягивание в висе на высокой перекладине (силовые способности). В весеннем семестре обязательными по программе являются тесты: бег на 100 м (скоростные), бег на 3000 м (выносливость) и подтягивание в висе на высокой перекладине (сила). Парный коэффициент корреляции между суммой баллов по трем тестам в осеннем и весеннем тестировании у мужчин г=0,82 [5].

Установлена положительная динамика по годам обучения комплексного проявления физической подготовленности в осеннем семестре у мужчин от 10 до 15 баллов. В весеннем семестре показатели возрастают ко второму курсу на 10-12 баллов и снижаются к концу третьего курса на 2-4 балла. В значительной мере это связано с

результатами бега на 3000 м. Тест является обязательным при контроле физической подготовленности студентов по учебной программе [6], при выполнении норм ВФСК ГТО [5]. Он имеет положительную корреляцию с показателями уровня здоровья. По существующей в физиологии классификации физических нагрузок бег на 3000 м относится к максимальной нагрузке.

В рамках исследования представляется актуальным проанализиро -вать субъективное восприятие нагрузки студентами и оценить их возможные резервы при максимальной мобилизации в отличие от контрольных испытаний на учебных занятиях.

Результаты бега на 3000 м анализировались по данным мониторинга студентов, занимавшихся физической культурой с первого по третий курсы в период с 2016 по 2018 гг. в отделениях баскетбола, борьбы и общей физической подготовки (ОФП). Все студенты должны были иметь ежегодные результаты осеннего и весеннего семестра. Из более 200 студентов, проходивших тестирование, пригодными оказались данные 94 чел. Достоверность различий определялась по ^критерию Стьюдента между первым - вторым и вторым - третьим курсами.

Для получения информации по субъективному ощущению тяжести нагрузки, студентам 1-3-х курсов после бега на 3000 м предлагалось заполнить анонимный бланк, содержавший таблицу со шкалой Борга с указанием тяжести нагрузки и баллами от 6 до 20. Оценка результатов проходила в соответствие с данными литературы [1, 3]. Пригодными к обработке оказались 157 бланков. Достоверность различий проверялась с расчетом критерия Манна-Уитни между первым - вторым и вторым -третьим курсами.

Результаты бега студентов представлены на рис. 1.

874.4

1-й курс 2-й курс 3-й курс

Рис. 1. Средний показатель времени в бега на 3000 м у студентов

по курсам, с (п=94)

Видно, что наиболее высокие средние значения у студентов на 1-м курсе. Средний показатель - 14 мин 04,4 с. Напомним, что по учебной программе показатель на оценку «отлично» равен 12 мин, на оценку «хорошо» - 12 мин 30 с и оценку «удовлетворительно» - 13 мин 10 с. Нормативы ГТО - 12 мин; 13 мин 40 с; 14 мин 30 с соответственно.

Далее показатели студентов снижаются от курса к курсу. Результаты в беге ухудшаются. Информация по достоверности различий средних результатов на 1-3-м курсах представлена в табл. 1.

Таблица 1

Результаты проверки на достоверность различий по I-критерию Стьюдента

Показатели Курс (п=94)

1-й 2-й 3-й

^расч. P>0,05 - 1,82 2,64

t крит. - 1,65 1,97

Видно, что разница средних значений между 1-м 2-м курсами -12,9 с (различия достоверны). Разница средних значений между 2-м и 3-м курсами - 17,1 с (различия достоверны).

Рассмотрим данные субъективной оценки тяжести нагрузки в беге на 3000 м (рис. 2).

Рис. 2. Субъективное восприятие тяжести нагрузки при беге

на 3000 м, балл (п=157)

Видно, что 32,5 % (51 чел.) студентов выбрали значения «относительно легко», а 42,7 % (67 чел.) - «относительно тяжело». Шкала Борга интересна тем, что баллы, которые выбирают, если их умножить на

10 будут соответствовать значению пульса [1, 7]. В нашем случае можно говорить о том, что 73,2 % студентов выполняли упражнение в пульсовой зоне до 130 уд/мин или по классификации физиологов - зона умеренной нагрузки. Эту информацию можно интерпретировать, что значительная часть студентов не выкладывается в процессе контрольных испытаний.

Интересным представлялось рассмотрение данных студентов по курсам. Принято считать, что снижение результатов в беге на 3000 м может быть связано с нежеланием проявлять волевые усилия. Ведь другие физические качества (сила, быстрота) имеют положительную динамику. Результаты субъективного восприятия тяжести нагрузки по курсам представлены на рис. 3.

1-й 2-й 3-й Курс

Рис. 3. Сравнение субъективного восприятия тяжести нагрузки

студентами 1-3-х курсов

Видно, что распределение оценок тяжести нагрузки по курсам очень близко. Но если на 1-м курсе большинство студентов (54 %) выбирают значение нагрузки как «относительно тяжело», то среди студентов 3-го курса большинство студентов (49,1 %) выбирают характеристику нагрузки «относительно легко». Значения средних арифметических результатов тестирования и ошибки средней представлены в табл. 2.

Таблица 2

Средняя и ошибка средних арифметических показателей по курсам

Показатели Курс

1-й (п=50) 2-й (п=54) 3-й (п=53)

^ , балл 12,8 13,9 12,3

± m 0,3 0,4 0,4

Анализ данных показал, что значения у студентов 1-го и 3-го курсов отличаются, но проверка на достоверность позволяет говорить, что различия несущественны (Цэмп =1040, при p<0,05, Цкр.=1075). Аналогичные данные получены при сравнении результатов у студентов 1-го и 2-го курсов, раскрывающие объективный характер ухудшения показателей в беге на 3000 м.

Выводы.

1. Результаты в беге на 3000 м имеют тенденцию к снижению в процессе обучения на 1-3-х курсах.

2. Индивидуальное восприятие тяжести нагрузки у 73,2 % студентов находится в диапазоне от «очень легко» до «относительно тяжело». Эти студенты в процессе выполнения контрольного упражнения «Бег на 3000 м» имеют функциональные резервы, использование которых зависит от степени мобилизации.

3. Различий в субъективном ощущении тяжести нагрузки на 1-3-х курсах не выявлено. Это говорит об объективном ухудшении показателей в беге на 3000 м к концу 3-го курса.

Список литературы

1. Гайгер Г. Применение шкалы индивидуального восприятия физической нагрузки (RPE, шкала Борга) в реабилитации и спортивной медицине // Лечебная физкультура и спортивная медицина. 2010. № 3(75). С. 24-27.

2. Здоровье студентов с позиции профессионализма /А.О. Егорычев [и др.]. Теория и практика физической культуры. 2003. № 2. С. 53-56.

3. Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Применение перцентильных шкал для оценки качества учебной деятельности студентов по физической культуре // Ярославский педагогический вестник. 2017. № 5. С. 145-149.

4. Мещеряков С.П., Егорычев А.О., Викулов А.Д. Применение пер-центильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов // Ярославский педагогический вестник. 2015. № 6. С. 141-146.

5. Нормативы испытаний (тестов) Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО [Электронный ресурс]. URL: https://www. gto.ru/fües/uploads/stages/5cdacb625eb8f.pdf (дата обращения: 10.09.2019).

6. Физическая культура. Примерная программа (квалификация бакалавр) / разраб. В.Г. Щербаков, В.Ю. Волков, Д.Н. Давиденко. М., 2009. 12 с.

7. Шкала субъективной оценки физической нагрузки (шкала Борга): физическая реабилитация [Электронный ресурс]. URL: https:// physrehab.ru/glossary/borg_rpe_scale/ (дата обращения: 10.09.2019).

Егорычев Алексей Олегович, д-р пед. наук, доц., зав. кафедрой, egorychev64@yandex.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина,

Мещеряков Сергей Петрович, доц., spm47@,mail.ru, Россия, Москва, Российский государственный университет нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина

STUDY OF SUBJECTIVE PERCEPTION OF LOAD SEVERITY IN ENDURANCE

TESTING IN MALE STUDENTS

A.O. Egorychev, S.P. Meshcheryakov

The results of individual perception of the severity of the load on the Borg scale when performing a control exercise - running 3000 meters are considered. It was revealed that most of the students perform the exercise in the zone of moderate load capacity, and have functional reserves. There is no dependence between the decrease in performance in running and the magnitude of the severity of the load.

Key words: students, running, physical fitness monitoring, endurance, Borg scale, physiological power zones.

Egorychev Alexey Olegovich, doctor of pedagogical sciences, associate professor, head of the Department, egorychev64@yandex. ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M. Gubkina,

Meshcheryakov Sergey Petrovich, associate professor, spm47@,mail.ru, Russia, Moscow, Russian State University of Oil and Gas (National Research University) named after I.M. Gubkina

References

1. Gajger G. Primenenie shkaly individual'nogo vospriyatiya fizicheskoj nagruzki (RPE, shkala Borga) v reabilitacii i sportivnoj medicine [Application of the scale of individual perception of physical activity (RPE, Borg scale) in rehabilitation and sports medicine] // Lechebnaya fizkul'tura i sportivnaya medicina [Therapeutic physical education and sports medicine]. 2010. No. 3(75). P. 24-27.

2. Zdorov'e studentov s pozicii professionalizma [The health of students from a position of professionalism] /A.O. Egorychev [i dr.]. Teoriya i praktika fizicheskoj kul'tury [Theory and practice of physical education]. 2003. No. 2. P. 53-56.

3. Meshcheryakov S.P., Egorychev A.O. Primenenie percentil'nyh shkal dlya ocenki kachestva uchebnoj deyatel'nosti studentov po fizicheskoj kul'ture [The use of percentile scales to assess the quality of educational activities of students in physical education] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2017. No. 5. P. 145-149.

4. Meshcheryakov S.P., Egorychev A.O., Vikulov A.D. Primenenie percentil'nyh shkal v processe monitoringa fizicheskoj podgotovlennosti studentov [The use of percentile scales in the process of monitoring students' physical fitness] // Yaroslavskij pedagogicheskij vestnik [Yaroslavl Pedagogical Bulletin]. 2015. No. 6. P. 141-146.

5. Normativy ispytanij (testov) Vserossijskogo fizkul'turno-sportivnogo kompleksa GTO [Testing standards (tests) of the All-Russian physical-sports complex TRP] [Electronic resource]. URL: https://www.gto.ru/files/uploads/stages/5cdacb625eb8f.pdf (accessed date: 10/09/2019).

6. Fizicheskaya kul'tura. Primernaya programma (kvalifikaciya bakalavr) [Physical education. Sample program (bachelor qualification)] / development. V.G. Shcherbakov, V.Yu. Volkov, D.N. Davidenko. M., 2009. 12 p.

7. Shkala sub"ektivnoj ocenki fizicheskoj nagruzki (shkala Borga): fizicheskaya reabilitaciya [The scale of subjective assessment of physical activity (Borg scale): physical rehabilitation] [Electronic resource]. URL: https: // physrehab.ru/glossary/borg_rpe_scale/ (accessed date: 10/09/2019).

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.