Научная статья на тему 'Анализ динамики физической подготовленности студентов отделения борьбы самбо по комплексным показателям'

Анализ динамики физической подготовленности студентов отделения борьбы самбо по комплексным показателям Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
75
15
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
БОРЬБА / САМБО / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / МОНИТОРИНГ / ДИНАМИКА / ПЕРЦЕНТИЛЬНЫЕ ШКАЛЫ / КОМПЛЕКСНЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ / СТУДЕНТЫ / WRESTLING / SAMBO / PHYSICAL FITNESS / MONITORING / DYNAMICS / PERCENTILE SCALES / COMPLEX INDICATORS / STUDENTS

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Емельянова Ирина Витальевна, Мещеряков Сергей Петрович, Кучумов Александр Николаевич

В статье рассматриваются результаты тестирования физической подготовленности студентов, занимающихся в отделении борьбы самбо Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Эти студенты выбрали данный вид борьбы в качестве основного средства для своего физического совершенствования на время учёбы в ВУЗе и являются новичками в этом виде спорта.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Емельянова Ирина Витальевна, Мещеряков Сергей Петрович, Кучумов Александр Николаевич

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ANALYSIS OF THE DYNAMICS OF PHYSICAL PREPAREDNESS OF STUDENTS OF THE DEPARTMENT OF INTEGRATED INDICATORS

In state rassmatriva?ts? keep testirovani? fizi?eskogo development and fizi?eskoj podgotovlennosti studentov, zanima??ihs? in otdelenii Sambo Rossijskogo University nefti s Strip (NIU) homeland and m. Gubkina. ?ti graduate vybrali» view borby in you main authors for your fizi?eskogo sover?enstvovani? on u??by time in VUZe and are novi?kami in ?tom vide sport.

Текст научной работы на тему «Анализ динамики физической подготовленности студентов отделения борьбы самбо по комплексным показателям»

Педагогика

УДК:796.015.86

доцент Емельянова Ирина Витальевна

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Российский государственный университет

нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина» (г. Москва);

доцент Мещеряков Сергей Петрович

Федеральное государственное автономное образовательное

учреждение высшего образования «Российский государственный университет

нефти и газа (национальный исследовательский университет) имени И. М. Губкина» (г. Москва);

магистрант кафедры спортивных дисциплин

и методики их преподавания Кучумов Александр Николаевич

Институт физической культуры, спорта и здоровья,

Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего образования «Московский педагогический государственный университет» (г. Москва)

АНАЛИЗ ДИНАМИКИ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ СТУДЕНТОВ ОТДЕЛЕНИЯ БОРЬБЫ САМБО ПО КОМПЛЕКСНЫМ ПОКАЗАТЕЛЯМ

Аннотация. В статье рассматриваются результаты тестирования физической подготовленности студентов, занимающихся в отделении борьбы самбо Российского государственного университета нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина. Эти студенты выбрали данный вид борьбы в качестве основного средства для своего физического совершенствования на время учёбы в ВУЗе и являются новичками в этом виде спорта.

Ключевые слова: борьба, самбо, физическая подготовленность, мониторинг, динамика, перцентильные шкалы, комплексные показатели, студенты.

Annоtation. In state rassmatrivaûtsâ keep testirovaniâ fiziceskogo development and fiziceskoj podgotovlennosti studentov, zanimaûsihsâ in otdelenii Sambo Rossijskogo University nefti s Strip (NIU) homeland and m. Gubkina. Èti graduate vybrali» view borby in you main authors for your fiziceskogo soversenstvovaniâ on ucëby time in VUZe and are novickami in ètom vide sport.

Keywords: wrestling, Sambo, physical fitness, monitoring, dynamics, percentile scales, complex indicators, students.

Введение. В 2018 году 16 ноября исполняется 80 лет со дня рождения борьбы самбо в СССР и России. Руководство страны, Олимпийский комитет России, Всероссийская федерация самбо ставят своей целью включить самбо в олимпийскую программу, для этого необходимо сделать самбо массовым видом спорта. В России создана Студенческая лига самбо.

Многие российские и, в частности, 27 московских вузов, используют борьбу самбо в качестве средства физического совершенствования студентов на время обучения в высшем учебном заведении. В Российском государственном университете нефти и газа (НИУ) имени И.М. Губкина учебные группы для занятий по физическому воспитанию формируются из студентов, имеющих интерес к конкретному виду спорта с учетом уровня здоровья и физической подготовленности, позволяющих им совершенствоваться в избранном виде спорта.

Учебные группы по самбо сформированы из студентов, которые не занимались этим видом спорта до поступления в университет. В течение шести семестров на практических занятиях по физическому воспитанию студенты отделения самбо осваивают технику и тактику борцовских приемов [2, 3, 11].

Физическая культура в вузе включает не только овладение двигательными умениями и навыками, представляющими интерес для студенчества, но и совершенствование разносторонних двигательных способностей, обеспечивающих физическую работоспособность молодых людей.

Изложение основного материала статьи. Целью данного исследования является анализ показателей, как в отдельных видах тестирования, так и физической подготовленности студентов в целом. Рассматривается динамика показателей физической подготовленности студентов в процессе обучения средствами борьбы самбо. Показана эффективность мониторинга физической подготовленности студентов за период обучения предмету «Физическая культура».

Для эффективного управления процессом физического воспитания студентов в процессе обучения в университете необходимо проводить мониторинг их физической подготовленности. Необходимо определять исходный уровень физической подготовленности первокурсников и в процессе обучения на кафедре физического воспитания и спорта контролировать динамику основных показателей. Такой контроль позволяет, при необходимости, корректировать и вносить изменения в учебные программы с целью совершенствования учебного процесса.

С 2008 года по настоящее время на кафедре физического воспитания и спорта университета проводится работа по научно-методической теме «Мониторинг физической подготовленности студентов». В ходе этой работы разработаны перцентильные шкалы для оценки результатов тестирования и определены критерии оценки физической подготовленности студентов по комплексным показателям [5, 6,7]. Оценка результатов физической подготовленности студентов по комплексным показателям проводится в некоторых вузах, но оценка результатов там проводится по 5 и 10-балльным шкалам [12].

В каждом семестре проводится зачетное тестирование:

• Осенний семестр (последняя неделя ноября и первая неделя декабря) - челночный бег 4 х 10 метров, прыжок в длину с места, подтягивание на перекладине.

• Весенний семестр (две недели после окончания майских праздников) - подтягивание, бег на 100 и 3000 метров.

Вариант применяемого для тестирования челночного бега разработан на кафедре физического воспитания и спорта и применяется с середины 90-х годов [9]. Для разработки оценочных 100-балльных шкал использовались результаты только тех студентов, которые имели все результаты осеннего и весеннего тестирования. Несмотря на то, что в осеннем и весеннем семестрах в комплексы входят, за исключением

подтягивания, разные тесты полученные результаты по комплексным показателям имеют достаточно тесную связь (г=0,81, п=6286). Оценки результатов тестирования по уровням физической подготовленности «высокий», «выше среднего», «средний», «ниже среднего» и «низкий» в отдельных видах тестирования варьируются в диапазоне 0-2 балла, а в комплексных показателях - 0-1 балл [8]. За исходный уровень физической подготовленности студентов принимаются результаты тестирования в первом семестре [10]. Тестирование в каждом семестре проводится по единой методике в одни и те же сроки по таблицам оценки результатов прошедшего учебного года.В 2018/2019 учебном году оценка результатов тестирования у мужчин проводится по таблицам за 2008/2009 - 2017/2018 (п=6286). После окончания каждого учебного года база данных пополняется и таблицы, рассчитанные по формуле ГЦОЛИФК, при необходимости, обновляются, и пересчитывается вся база данных.

Объектом проводимого нами исследования были студенты отделения борьбы, поступившие в университет с 2011 по 2015 год и прошедшие, на момент подготовки статьи, полный курс обучения.

Зачисление первокурсников в отделение борьбы проводится по желанию с последующим просмотром и с минимальным отсевом. Средства и методы преподавания используются с учетом исходного уровня физической подготовленности студентов. Физическая подготовленность первокурсников порой существенно отличается (табл. 1).

Таблица 1

Результаты исходного тестирования физической подготовленности студентов в единицах измерения и по комплексным показателям

Виды тестирования 4 х 10 м (с) Длина с/м (см) Подтягивание (раз) СУММА (баллы)

Год п

2008-2017 1102 9,88±0,02 234,5±0,6 13,0±0,2 149,3±1,7

2011-2015 644 9,97±0,02 232,9±0,8 13,7±0,2 147,4±2,2

2011 145 9,86±0,05 242,5±1,5 14,2±0,5 163,8±4,2

2012 151 9,95±0,04 232,1±1,5 15,2±0,6 152,9±4,4

2013 116 10,00±0,05 231,4±2,0 13,8±0,6 145,3±5,3

2014 96 9,84±0,06 230,6±1,9 12,5±0,6 144,5±6,1

2015 136 10,14±0,06 226,5±1,6 12,3±0,5 127,9±5,0

Уровень физической подготовленности первокурсников определяется по комплексным показателям и уточняется по отдельным видам тестирования. В приведенной таблице прослеживается снижение уровня физической подготовленности первокурсников, но это не является закономерностью, так как за сравнительно низкими показателями первокурсников 2015 года следует такой же набор 2016 года (127,4 балла, п=108), а набор 2017 года отличается высокими показателями (168,4 балла, п=118).

После приведения показателей в отдельных видах тестирования к единой системе оценки, выраженной в баллах, можно судить о том, какие физические качества развиты у студентов лучше (рис. 1). На приведенном рисунке видно, что у студентов, пришедших в отделение борьбы, лучше всего развиты силовые качества, слабее скоростно-силовые и самым слабым звеном является быстрота.

□ 4x10 м ВИ Длина с/м Е53 Подтягивание

2008- 2011- 2011 2012 2013 2014 2015

2015 2015

Рисунок 1. Результаты исходного тестирования физической подготовленности студентов баллах

Физическая подготовленность первокурсников по успеваемости (уровни «высокий», «выше среднего», «средний») составляют 68-70% (рис. 2).

Рисунок 2. Распределение первокурсников по оценкам физической подготовленности

За время обучения численный состав отделения борьбы, так же, как и составы других учебных отделений меняется. Сильнейшие переходят в спортивные секции, студенты переходят из одного отделения в другое, отчисляются, восстанавливаются и т.д. Постоянный состав отделения, студенты прошедшие все виды тестирования с первого по третий курс оставляют 35-40%.

В данной статье анализируется динамика показателей тестирования физической подготовленности студентов поступивших в университет с 2011 по 2015 г.г. (п=235).

Чаще всего анализ динамики физической подготовленности проводится по отдельным видам тестирования в единицах измерения (табл. 2) [1, 4].

Таблица 2

Динамика результатов тестирования в единицах измерения

Виды тестирования Семестры

1 3 5

Челночный бег (с) 9,83±0,04 9,77±0,03 9,65±0,03

Длина с/м (см) 236,8±1,2 238,0±1,2 242,8±1,2

Подтягивание (раз) 14,9±0,4 15.0±0,4 14,8±0,4

СУММА (баллы) 162,1±3,6 166,5±3,4 176,0±3,3

Как следует из приведенной таблицы показатели в челночном беге и по прыжку в длину с места улучшаются с каждым курсом, а результаты в подтягивании остаются на одном уровне (рис. 3). При анализе динамики комплексных показателей по ^критерию Стьюдента выявлено что изменение показателей с первого по второй курс находится, несмотря на положительную динамику, в зоне незначимости (Омп =1,8, р<0,01). Динамика результатов с первого по третий курс находится в зоне значимости соответственно ^Эмп =5,1, р<0,01). В челночном беге и по прыжку в длину с места изменения показателей с первого курса по второй находятся в зоне незначимости ^Эмп =1,5 и 1,8), а с первого по третий в зоне значимости соответственно ^Эмп =5,2 и 6,4). Скорее всего, это можно объяснить тем, что на первом курсе очень много внимания уделяется обучению и специальной подготовке вследствие чего уменьшается плотность занятия, что негативно сказывается на общей физической подготовке.

Рисунок 3. Динамика физической подготовленности по видам тестирования

За время обучения в отделении борьбы количество успевающих студентов (средний уровень и выше) увеличивается 77 до 86% несмотря на откровенно слабый набор 2015 года (рис. 4). При необходимости

можно проанализировать динамику показателей каждого курса. Так динамика комплексных показателей самого слабого набора 2015 года 144,1 - 150,4 - 163,3 балла (п=47).

Рисунок 4. Динамика оценок физической подготовленности студентов

Выводы. В результате выполненного исследования установлено, что в период обучения с первого по третий курс степень изменения результатов в разных тестах, отражающих уровень развития разных физических качеств у студентов отделения борьбы, имеет существенные различия. Так, наиболее выраженная положительная динамика наблюдается в развитии быстроты и скоростно силовых качеств. Уровень развития силовых качеств существенных изменений не имеет. За время обучения существенно улучшаются показатели физической подготовленности студентов.

Разработанная система оценивания является более объективной по сравнению с традиционным анализом динамики результатов отдельных тестов, так как позволяет более четко отразить динамику исследуемых физических качеств, а также определить их вклад в структуру физической подготовленности студентов.

Литература:

1. Айдаров Р.А., Никитин Н.А. Динамика общей физической подготовленности студентов вуза // Всероссийская научно-практическая конференция: Перспективы развития современного студенческого спорта. - Казань. - 2013. - С. 54-57.

2. Ваисов К.М. Мотивировки выбора студентами борьбы как основного средства физического совершенствования [Текст] / К.М. Ваисов, Е.В. Мудриевская // Омск. - Омский научный вестник. - 2015. - № 5 (142). - С. 115-117.

3. Ваисов К.М. Обучение студентов новым двигательным действиям в самбо: проблемы и перспективы [Текст] / К.М. Ваисов, Е.В. Мудриевская // Культура физическая и здоровье. - 2016. - № 3 (58). - С. 68-71.

4. Кошкаров А.В., Мироненко Е.Н. Динамика показателей физического развития и физической подготовленности студентов железнодорожного вуза // Омский научный вестник. - Омск. 2013. - №3 (119). -С. 186-189.

5. Мещеряков С.П., Егорычев А.О.К вопросу обоснования учебных норм и оценок физической подготовленности у студентов[Текст] / М.: Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2013. - №6. - С. 60-66.

6. Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Разработка и обоснование применения комплексных показателей оценки физической подготовленности студентов (методические рекомендации) [Текст] / М.: Физическое воспитание и детско-юношеский спорт. - 2014. - №1. - С. 81-106.

7. Мещеряков С.П., Егорычев А.О., Викулов А.Д. Применение перцентильных шкал в процессе мониторинга физической подготовленности студентов[Текст] / Ярославль. - Ярославский педагогический вестник. - 2015. - №6. - С. 141-146.

8. Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Анализ равнозначности оценки результатов зачетного тестирования у студентов [Текст] / Материалы Всероссийской научно-методической конференции «Актуальные проблемы физического воспитания и спорта в вузе» / М.- РГУ нефти и газа им. И.М. Губкина. -2017. - С. 94-97.

9. Мещеряков С.П., Мещерякова Л.П. Применение челночного бега 4 х 10 метров в комплексных показателях физической подготовленности студентов [Текст] / Ялта. - Проблемы современного педагогического образования. - 2017. - №56. - Часть IX. - С. 146-153.

10. Мещеряков С.П., Егорычев А.О. Определение исходного уровня физической подготовленности первокурсников по комплексным показателям [Текст] / Материалы II Международной научно-практической конференции «Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс Готов к труду и обороне (ГТО) и массовый спорт в системе здорового образа жизни населения» / Владимир. -ВлГУ им. Н.Г. и А.Г. Столетовых. - 2018. - С. 54-57.

11. Ваисов К.М., Мудриевская Е.В., Физическая подготовленность студентов на начальном этапе занятий борьбой самбо [Текст] / Культура физическая и здоровье / 2017. - № 1(61). - С. 48-50.

12. Черевченко В.А. Количественная оценка показателей физической подготовленности студентов[Текст] // Вестник спортивной науки. - М.- 2011.- №2. - С. 69-71.

Педагогика

УДК 378.12

кандидат биологических наук, академический доцент Жандавлетова Райхан Булатовна

Кызылординский государственный университет имени Коркыт Ата (г. Кызылорда)

ЛЮБОВЬ К ДЕТЯМ КАК ОСНОВА ПЕДАГОГИЧЕСКОГО МАСТЕРСТВА

Аннотация. Педагогическая любовь может способствовать изучению и успеваемости учеников, предоставляя им положительный опыт обучения и воспринимаемые успехи. Любовь к детям это движущая сила в стремлении учителей к самообразованию и самовоспитанию. В нашей статье рассмотрены теоретические подходы к пониманию любви к детям и предлагается одна из разработанных нами методик, которая помогла бы учителям взрастить в себе принятие и любовь к детям.

Ключевые слова: педагогическая любовь, методика, опыт, педагогическое мастерство, система образования, любовь к детям.

Annotation. Pedagogical love can foster learning and student achievement by giving them a positive learning experience, initial excitement and perceived success. This article will analyze and define theoretical approaches to understanding love for children. At the end of this article, I will share with my methodology, which has helped me and some young teachers to cultivate the love of children, fully open their hearts and accept them as they are.

Keywords: Methods of teaching, experience, pedagogical skills, educational system, love for children.

Если учитель имеет любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет любовь только к ученику, как отец, мать - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученику, он - совершенный учитель»

Л. Н. Толстой

Введение. Современная система образования, ориентированная на гуманистическое видение педагогического процесса, на отношение к ребёнку, как к главной ценности, на педагогическое творчество, предполагает готовность педагога к самостоятельному осмыслению условий, способствующих развитию его профессионализма [1].

Обучение - сложная работа и многие учителя приходят к выводу, что их первоначальные упрощенные взгляды на учение сталкиваются, когда тонкости их работы становятся более ясными с течением времени. Благодаря этому процессу, когда растущее понимание преподавания начинает появляться в значительной степени в результате обучения через опыт, новая оценка его навыков и способностей заставляет некоторых двигаться дальше простой доставки информации [2].

Педагогическая любовь считалась основным фактором в определении хорошей педагогики на протяжении десятилетий, хотя характеристики хорошего учителя всегда включали в себя множество функций. Особенно подчеркивались такие особенности, как способность поддерживать дисциплину и порядок, устанавливать требуемый уровень цели и мастерство субстанции. Следовательно, даже педагогическое образование больше фокусировалось, например, на дидактических навыках преподавателей, а также на способности преподавать предметы и поддерживать социальный порядок. Хотя любовь может быть понята по-разному некоторые, возможно, рассматривали ее узко, не связывая ее с деятельностью учителей. Аналогично, немецкий философ Макс Шелер (1874-1928) рассматривал ценность и любовь как основу воспитания.

Согласно мышлению М. Шелера, человек в основном является эмоциональным существом. Интерес ученика к его окружению, к явлениям, объекту мира, а также к самому себе, в первую очередь эмоциональный по своей природе и только вторично интеллектуальный. Люди концентрируются на том, что им нравится и что они ценят. М. Шелер называет эту любовь внешнюю и преднамеренную. Любовь вызывает интеллектуальное и логическое мышление [3].

По сути, люди - это не только мыслящие существа, но и любящие существа. Любовь влияет на направление действия людей, а также на его интенсивность. Положительные эмоции, радость, сильные чувства способны вести интеллектуальную энергию к желаемой цели. Отрицательные эмоции, горе, страх и гнев вызывают энтропию, внутренний дисбаланс, который сжигает энергию, маркирует цель с отрицательным статусом, преследует аннулирование и недооценку. Любовь как эмоция и действие создает надежду и смелость и в лучшем случае проявляется в стремлении развиваться, расти, идти вперед, независимо от того, куда направлена эта любовь - на других людей, на искусство, науку, идею или на природу.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

Изложение основного материала статьи. Педагогическая любовь - это уже не просто естественное чувство, это как способ обучения. В качестве метода обучения «педагогическая любовь учителя не будет зависеть от того, как ученик реагирует на любовь учителя», и он не нацелен на то, чтобы угодить ученикам. Педагогическая любовь не пытается удерживать ученика в постоянной зависимости от учителя.

Истинный педагог, имеющий это качество вместе с образованием дает ребенку частичку себя, свои моральные и нравственные принципы, где любовь педагога к детям является нравственным ориентиром и подражательной основой для учащихся. В обучении и воспитании подрастающего поколения выдающийся казахский педагог Ы.Алтынсарин отводил главенствующую роль учителю. Его педагогические идеи, высказанные на этот счет, мы находим в официальных отчетах, докладных записках, в обширной переписке, с видными деятелями народного образования,в учебниках, учебных и методических пособиях, а также в воспоминаниях разных лиц об Ы.Алтынсарине.

Знакомясь с высказываниями Ы.Алтынсарина можно увидеть, что учитель в его представление-двигатель всего процесса обучения и воспитания. Он считал, что талант учителя -в умении найти путь к сердцу учащегося. Поэтому он требовал от учителей, чтобы они упорно овладевали рациональными методами обучения и педагогическим тактом, как он писал, «педагогическими и учительскими приемами» [4].

«Любовь является единственным способом понять другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать суть другого человека в глубочайшей сути его личности. Никто не может осознать

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.