Научная статья на тему 'ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА'

ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
43
13
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТ / ВЫНОСЛИВОСТЬ / БЕГ НА СРЕДНИЕ И ДЛИННЫЕ ДИСТАНЦИИ / ТЕСТ КУПЕРА / ТЕХНИКА БЕГА

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Московченко А.Е., Вшивцева Е.А.

Большой процент поступивших юношей и девушек в Пермский государственный аграрно-технологический университет имеют слабое физическое развитие. Статья посвящена проблеме повышения выносливости, как одной из составляющих физического развития студентов первых курсов на занятиях по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». В первой половине сентября с данной категорией обучающихся проводится входной контроль при выполнении упражнения - тест Купера по легкой атлетике. Анализируются результаты забегов по учебным группам и теоретические знания студентов в области бега на средние и длинные дистанции. Погода на результаты не влияет, так как занятия проходят в манеже (длина беговой дорожки составляет 200 метров). В дальнейшем преподаватели делают выводы о физической подготовленности студентов, выявляют пробелы в знаниях и приступают к устранению недостатков в технике бега на средние и длинные дистанции, индивидуально у каждого студента.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

INCREASING ENDURANCE AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF PERM STATE AGRARIAN AND TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

A large percentage of admitted boys and girls to the Perm State Agrarian and Technological University have poor physical development. The article is devoted to the problem of increasing endurance, as one of the components of physical development of first-year students in the classroom in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports." In the first half of September, with this category of students, entrance control is carried out during the exercise - the Cooper test in athletics. The results of races in training groups and theoretical knowledge of students in the field of middle and long distance running are analyzed. The weather does not affect the results, since the classes are held in the arena (the length of the treadmill is 200 meters). In the future, teachers draw conclusions about the physical fitness of students, identify gaps in knowledge and begin to eliminate shortcomings in the technique of running at medium and long distances, individually for each student.

Текст научной работы на тему «ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО УНИВЕРСИТЕТА»

ПОВЫШЕНИЕ ВЫНОСЛИВОСТИ У СТУДЕНТОВ ПЕРВОГО КУРСА ПЕРМСКОГО ГОСУДАРСТВЕННОГО АГРАРНО-ТЕХНОЛОГИЧЕСКОГО

УНИВЕРСИТЕТА

А.Е. Московченко, отличник физической культуры, специалист спортивного клуба Е.А. Вшивцева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет (России, г. Пермь)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-10-2-112-116

Аннотация. Большой процент поступивших юношей и девушек в Пермский государственный аграрно-технологический университет имеют слабое физическое развитие. Статья посвящена проблеме повышения выносливости, как одной из составляющих физического развития студентов первых курсов на занятиях по дисциплине «Элективные дисциплины по физической культуре и спорту». В первой половине сентября с данной категорией обучающихся проводится входной контроль при выполнении упражнения -тест Купера по легкой атлетике. Анализируются результаты забегов по учебным группам и теоретические знания студентов в области бега на средние и длинные дистанции. Погода на результаты не влияет, так как занятия проходят в манеже (длина беговой дорожки составляет 200 метров). В дальнейшем преподаватели делают выводы о физической подготовленности студентов, выявляют пробелы в знаниях и приступают к устранению недостатков в технике бега на средние и длинные дистанции, индивидуально у каждого студента.

Ключевые слова: студент, выносливость, бег на средние и длинные дистанции, тест Купера, техника бега.

В начале каждого учебного года на занятиях с первокурсниками, после вводного занятия о физической культуре, преподаватели кафедры физической культуры приступают к проведению практических занятий по легкой атлетике. Одно из упражнений, над которым мы начинаем работать, это упражнение на выносливость, Тест Купера. Кеннет Х. Купер (родился в 1931 году) американский медик, ученый и бывший военный. Изначально доктор Купер разрабатывал свои испытания для военных. Первую программу для контроля физического состояния солдат США Купер разработал в 1968 году. Всего в нее входило более тридцати различных тестов, но именно испытание для бегунов распространилось далеко за пределы военных учреждений - в первую очередь благодаря своей доступности. Смысл бегового теста Купера очень прост, необходимо пробежать как можно большее расстояние за 12 минут. Особенность этого теста: финальная оценка напрямую зависит от возраста испытуемого [1]. В нашем ВУЗе мы

ориентируемся на шкалу возраста 17-20 лет. Студентам юношам за 12 минут на 5 баллов необходимо пробежать 3000 метров в легкоатлетическом манеже, девушкам - 2400 метров. Для выставления зачета на кафедре используется балльная система. Честно скажем, результаты входного контроля выносливости студентов в рамках теста Купера не радуют, на ноль баллов пробегают 35% студентов первых курсов.

А, казалось бы, нет ничего проще бега. Каждому приходилось бегать. В общем, бег - наш добрый старый знакомый. Но одно дело - просто бегать, другое - бежать грамотно, по всем требованиям и правилам легкой атлетики, на оценку, а значит быстро.

Студент - это бывший школьник, и мы понимаем, что пробелы в знаниях у обучаемых, по части бега, существенны. Возгласы из группы стартующих: «Я никогда не бегала 2400 метров на время», «Я вообще бегать не люблю», «Я умру на вашей физ-

культуре», «А я бегать не умею»» - встречаются очень часто.

При подведении итогов первого забега Теста Купера, приходится успокаивать неудачников тем, что не все потеряно, и мы только начинаем обучение в нашем университете. Убеждаем студентов в том, что бег предоставляет хорошие условия в качестве аэробной тренировки, которая увеличивает порог выносливости, положительно влияет на сердечно - сосудистую систему, повышает обмен веществ в организме и, таким образом, помогает осуществлять контроль над весом тела. Бег позволяет наладить ритмичную работу эндокринной и нервной системы. Во время бега, когда человек постоянно преодолевает земную гравитацию, подскакивая и опускаясь в вертикальном положении, кровоток в сосудах входит резонанс с бегом, при этом активируется ранее незадей-ствованные капилляры. Микроциркуляция крови активирует деятельность органов внутренней секреции. Поток гормонов возрастает и способствует координированию деятельности других органов и систем организма.

Для достижения высоких результатов в беге студенту, кроме хорошего развития физических качеств и функциональной подготовленности, необходимо в совершенстве освоить современную технику бега на средние и длинные дистанции.

Техника бега есть совокупность наиболее рациональных движений человека, обеспечивающих быстрое преодоление дистанции с наименьшей затратой энергии. Умение бежать свободно, расслабленно, создает благоприятные условия для эффективной работы, а, следовательно, и для достижения наилучшего результата.

При обучении технике бега необходимо обратить внимание, прежде всего, на основные ее элементы: старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.

Бег на средние и длинные дистанции начинается с высокого старта, мы применяем общий старт. Перед началом бега участники располагаются в 3 метрах от линии старта. По команде «На старт» все стартующие занимают исходное положе-

ние перед линией старта в одну или несколько шеренг. Толчковая нога находится у линии старта, а маховая нога ставится на 2-2,5 стопы сзади. Туловище наклонено вперед примерно на 40-45 градусов, ноги согнуты в тазобедренных и коленных суставах, ОЦМ расположен ближе к впереди стоящей ноге. Положение тела бегуна должно быть удобным и устойчивым. Руки согнуты в локтевых суставах и занимают противоположное положение ногам. Взгляд бегуна направлен вперед на дорожку, примерно на 4-5 метров.

После команды «Марш!» спортсмен активно начинает бег. Со старта спортсмен бежит в наклонном положении, постепенно выпрямляя туловище и занимая беговое положение, при котором наклон туловища равен примерно 5-7 градусов.

В беге на средние и длинные дистанции стартовый разгон составляет 10-15 метров, здесь главное - за счет быстрого разгона занять место у бровки, а затем перейти к более равномерному бегу, соответствующему подготовке бегуна [2].

Бег по дистанции. Во время бега по дистанции туловище бегуна слегка наклонено вперед (4-6 градусов) или вертикально. Небольшой наклон позволяет лучше использовать отталкивание и быстрее продвигаться вперед. При большом наклоне затрудняется вынос вперед согнутой ноги, от этого уменьшается длина шага, а, следовательно, и скорость бега. Кроме того, при большом наклоне постоянно напряжены мышцы, удерживающие туловище в положении наклона. Отсутствие же наклона несколько ухудшает условия отталкивания, однако улучшает возможность выноса вперед маховой ноги. При правильном положении туловища создаются благоприятные условия для работы мышц и внутренних органов.

В фазе отталкивания таз подается вперед, что является важной особенностью техники бега на длинные дистанции и позволяет полнее использовать силу реакции опоры. Во время бега наклон туловища изменяется в пределах 2-3 градусов; увеличивается к моменту отталкивания и уменьшается в полетной фазе. Положение головы существенно влияет на положение

туловища. Надо держать голову прямо и смотреть вперед.

В технике бега на средние и длинные дистанции важнее всего движения ног. Нога, немного согнутая, ставится на грунт упруго (эластично), с передней части стопы с последующим опусканием на всю стопу. Постановка ноги на переднюю, часть стопы позволяет эффективнее использовать эластичные свойства мышц стопы и голени, активно участвующие в отталкивании. Следы стоп на дорожке у бегунов находятся на одной линии, носки почти не разворачиваются в стороны.

Эффективное отталкивание характеризуется выпрямлением ноги во всех суставах. Угол отталкивания в беге на длинные дистанции примерно равен 50-55 градусам. При правильном отталкивании таз подан вперед, голень согнутой маховой ноги параллельна бедру толчковой ноги.

Быстрый вынос маховой ноги способствует отталкиванию и продвижению вперед. У лучших бегунов на средние дистанции высота подъема бедра маховой ноги доходит почти до горизонтали. Бегуны на длинные дистанции меньше поднимают бедро маховой ноги вверх.

Мышцы ноги, закончившей отталкивание, расслабляются в полете, и нога, сгибаясь в коленном суставе, быстро выносится вперед. В момент вертикали или когда бедро маховой ноги выйдет несколько вперед по отношению к опорной ноге, маховая нога согнута больше всего. Согнутую ногу можно быстрее вынести вперед, однако это сгибание должно быть непринужденным при наибольшей раскрепощенности мышц-антогонистов.

В момент вертикали колено маховой ноги значительно ниже колена опорной ноги, что характерно для расслабления мышц ног и туловища, столь необходимого в беге на средние и особенно длинные дистанции, движение таза происходит вокруг сагиттальной оси тазобедренного сустава. В полете важнее всего сохранить равновесие и свободное положение тела.

Длина шага бегунов на длинные дистанции равна 160-220 см и непостоянна даже у одних и тех же спортсменов. Колебания зависят от наступившего утомления,

силы и направления ветра. Скорость бега повышают за счет увеличения частоты шагов и сохранения их длины. Руки двигаются маятникообразно, пальцы свободно сложены, предплечья не напряжены, плечи не поднимаются вверх.

При финишировании, длина которого зависит от тактического плана, дистанции и оставшихся сил бегуна, движения руками делаются быстрее, наклон тела увеличивается, а угол отталкивания уменьшается. Спортсмен переходит на скоростной бег, главным образом за счет увеличения частоты шагов. За несколько метров до финиша, при условии равной борьбы с соперниками, не следует делать бросок на ленточку, гораздо рациональнее на последних двух шагах сделать наклон туловища, что поможет положительно решить исход спортивной борьбы.

Техника бега на вираже: туловище немного наклонено влево, к бровке, правая рука движется несколько размашистей левой, причем локоть дальше отводится в сторону, а правая стопа ставится с некоторым поворотом внутрь.

Ритм дыхания зависит от индивидуальных особенностей и скорости бега. При небольшой скорости бега одно дыхание выполняется на 6 шагов, с увеличением скорости бега - одно дыхание на 4 шага (2 шага-вдох, 2 шага-выдох). Дышать следует одновременно через нос и полуоткрытый рот, при этом важно следить за полным активным выдохом [3].

При общении со студентами, преподаватели понимают, что о многих тонкостях бега на средние и длинные дистанции студенты не имеют представления. И первая наша задача - это необходимость создания правильного представления о технике бега. Пользуемся демонстрацией техники бега преподавателем или наиболее подготовленным студентом, объясняем тонкости бега. На втором этапе приступаем к обучению техники бега по прямой. Сначала учим ставить правильно стопы на пол (в нашем университете есть беговая дорожка в манеже, длиной 200 метров), отталкиваться и выносить бедро маховой ноги, выполнять правильные движения руками при беге. Скорость при начальных про-

бежках невысокая, затем средняя. Обращаем внимание на скованность всех движений, на невысокое поднимание бедра, неполное отталкивание, большой наклон туловища, выпрямление рук, боковые качания и т.д. На третьем этапе объясняем и показываем особенности техники бега на повороте. Повторяем бег по прямой с входом в поворот и бег по повороту с последующим выходом на прямую. Если студент научился правильно бежать по прямой, то бег на повороте усваивается легче. Если бег по повороту дорожки проходит в напряженном состоянии, возвращаемся к упражнениям в беге по прямой. Далее приступаем к обучению техники высокого старта и стартового разгона. Высокий старт должен сочетаться с последующим стартовым ускорением и переходом на свободный бег (дистанция 60-70 м.). Сначала студенты выполняют высокий старт индивидуально, без команды, а затем по команде в группе 3-5 человек. Обращаем внимание на положение головы, необходимо смотреть на место первых шагов. В стартовом ускорении по мере увеличения скорости постепенно выпрямлять туловище.

В дальнейшем, когда уже освоили все составляющие бега, приступаем к совершенствованию техники бега на средние и

Выводы:

1. При проведении входного контроля выносливости у студентов первого курса с помощью теста Купера, выясняем, что 35 процентов студентов не

справляются с этой задачей. Выносливость у студентов развита слабо.

2. Работая над проблемой повышения физической выносливости студентов на первом курсе, преподаватели кафедры проводят занятия по легкой атлетике, тщательным образом соблюдая методику обучения в беге на средние и длинные дистанции.

3. При знакомстве с упражнением «Тест Купера», преподаватели доводят информацию до студентов детализировано по каждой составляющей этого теста. Подробно рассматриваются вопросы старта, стартового разгона, бега по дистанции и финиширования.

4. Во время разучивания и совершенствования элементов бега преподаватели постоянно указывают на ошибки в действиях студентов. И требуют постоянного контроля за движением конечностей, положением туловища.

5. При проведении повторного Теста Купера в конце первого семестра, число студентов, не укладывающихся в нормативные требования, уменьшается до двадцати процентов.

длинные дистанции.

Библиографический список:

1. https//Wikipedia.ovq/wiki/Тест_Купера

2. Легкая атлетика: Учеб.пособие для студентов высш.пед. учеб.заведений / А.И.Жилкин, В.С.Кузьмин, Е.В.Сидорчук - М. Издательский центр «Академия», 2003. -464 с., с.74-75.

3. Легкая атлетика: Учебник для институтов физ.культуры - изд. 3, доп. и перераб. под ред. Н.Г. Озолина, В.И. Воронкина М., 1979, 597 с., С. 248-250.

INCREASING ENDURANCE AMONG FIRST-YEAR STUDENTS OF PERM STATE AGRARIAN AND TECHNOLOGICAL UNIVERSITY

A.E. Moskovchenko, Excellent Student of Physical Culture, Specialist of The Sports Club

Е.A. Vshivtseva, Senior Lecturer

Perm State Agrarian and Technological University

(Russia, Perm)

Abstract. A large percentage of admitted boys and girls to the Perm State Agrarian and Technological University have poor physical development. The article is devoted to the problem of increasing endurance, as one of the components of physical development of first-year students in the classroom in the discipline "Elective disciplines in physical culture and sports." In the first half of September, with this category of students, entrance control is carried out during the exercise - the Cooper test in athletics. The results of races in training groups and theoretical knowledge of students in the field of middle and long distance running are analyzed. The weather does not affect the results, since the classes are held in the arena (the length of the treadmill is 200 meters). In the future, teachers draw conclusions about the physical fitness of students, identify gaps in knowledge and begin to eliminate shortcomings in the technique of running at medium and long distances, individually for each student.

Keywords: student, endurance, middle and long distance running, Cooper test, running technique.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.