Научная статья на тему 'ЗНАЧЕНИЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ'

ЗНАЧЕНИЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
1427
74
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Проблемы науки
Область наук
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / ФИЗИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ / БЕГ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ / СТУДЕНТЫ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Джурабеков Элмурод Тухтамурадович

Легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания студентов неспортивных факультетов, бег помогает повысить уровень физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «ЗНАЧЕНИЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ»

ЗНАЧЕНИЕ БЕГА НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ НА ЗАНЯТИЯХ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ Джурабеков Э.Т.

Джурабеков Элмурод Тухтамурадович - преподаватель, кафедра физической культуры и спорта, Ташкентский государственный аграрный университет, г. Ташкент, Республика Узбекистан

Аннотация: легкая атлетика как учебная дисциплина занимает одно из ведущих мест в системе физического воспитания студентов неспортивных факультетов, бег помогает повысить уровень физической подготовленности, овладеть необходимыми двигательными умениями и навыками, снизить негативное влияние недостатка двигательной активности.

Ключевые слова: легкая атлетика, физическое воспитание, бег на короткие дистанции, студенты.

Одно из важнейших мест в физическом воспитании обучающихся принадлежит бегу. На уроках легкой атлетики с техникой бега связаны и другие двигательные действия: прыжки в длину и в высоту с разбега, а также метание. Поэтому, в первую очередь необходимо решать задачи обучения студентов технике бега.

Научные данные показывают, что примерно у 90% студентов 16 - 20-летнего возраста отмечается целый ряд нерациональных движений и ошибок в беге, а именно: неполное разгибание опорной ноги при отталкивании; фаза опоры более продолжительна во времени, чем фаза полета; постановка ноги с пятки и наружного свода стопы; перекрестная работа ног, т.е. след, например, правой ноги заходит влево за среднюю линию. В связи с этим, возникает необходимость формировать правильные двигательные навыки в беге с первых лет обучения в школе.

В данной методической разработке предложенные упражнения направлены на формирование техники бега, они не имеют дозировки - преподаватель должен определять ее самостоятельно. Материал не распределен по курсам, так как, согласно принципу вариативности, преподаватель имеет возможность подбирать содержание учебного материала в соответствии с возрастными и половыми особенностями обучающихся, а также материально-технической оснащенностью учебного процесса.

Бег на короткие дистанции - циклический вид, требующий проявления скорости (спринт), скоростной выносливости, специальной выносливости. Спринт по учебной программе проводится на дистанции: 30, 60, 100 м.

Бег на короткие дистанции (спринт) условно подразделяется на четыре фазы: начало бега (старт), стартовый разбег, бег по дистанции, финиширование. Начало бега - старт. По учебной программе в разделе Лёгкая атлетика в спринте идёт обучение низкому и высокому старту, позволяющий быстрее начать бег и развить максимальную скорость на коротком отрезке. Для быстрого выхода со старта применяются стартовые колодки, которые обеспечивают твердую опору для отталкивания. По команде "На старт!" бегун становится впереди колодок, приседает и ставит руки впереди стартовой линии. По команде "Внимание!" бегун слегка выпрямляет ноги, отделяет колено сзади стоящей ноги от дорожки, переносит незначительно вес тела на руки. Услышав стартовый сигнал, бегун мгновенно устремляется вперед. Это движение начинается с энергичного отталкивания ногами и быстрого взмаха руками. Правильное и стремительное выполнение первых шагов со старта зависит от выталкивания тела под острым углом к дорожке, а также от силы и быстроты движений бегуна. Одновременно с нарастанием скорости и уменьшением величины ускорения наклон тела уменьшается, и техника бега постепенно приближается к технике бега по дистанции. Переход к бегу по дистанции заканчивается к 25-40 метру. Скорость бега в стартовом разгоне увеличивается за счет

удлинения шагов и незначительно за счет увеличения темпа. Большое значение имеют энергичные движения рук вперед-назад. К моменту достижения высшей скорости туловище бегуна незначительно наклонено вперед. В течение бегового шага происходит изменение величины наклона. При беге по дистанции с относительно постоянной скоростью у каждого спортсмена устанавливаются характерные соотношения длины и частоты шагов, определяющие скорость бега. Финишный отрезок составляет примерно 20 м на дистанции 100 м. В этот момент наступает наивысшая степень утомления и спортсмену приходится проявлять значительные усилия, чтобы сохранить набранную скорость бега до финиша. Это достигается за счет сохранения техники бега, амплитуды движений и увеличения ширины беговых шагов. При пересечении финиша спортсмен на последнем шаге может выполнить наклон туловища вперед с одновременным отведением рук назад.

При обучении технике спринтерского бега необходимо создать правильное представление у занимающихся о технике бега и отдельных фаз бега. Только после этого можно постепенно увеличивать интенсивность тренировочных заданий, при этом необходимо следить за правильностью техники их выполнения [1].

Занятия физическим воспитанием является основной формой построения занятия легкой атлетикой в институте. Он состоит из трех частей: подготовительной, основной и заключительной. Цель подготовительной части - посредством действенных физических упражнений при минимальных затратах времени включить в работу все функциональные системы организма занимающегося. Упражнения подготовительной части должны соответствовать задачам занятия. На занятии по легкой атлетике это могут быть - спортивная ходьба, медленный бег, беговые упражнения, различные прыжки, ускорения. Используются подготовительные упражнения того вида легкой атлетики, которым учащиеся будут заниматься в основной части занятия. В основной части одной из задач занятия является изучение нового материала. Вначале разучиваются новые движения (элементы) техники того или иного вида легкой атлетики. Закрепление и совершенствование усвоенных ранее навыков проводится в середине и конце основной части занятия. Упражнения, требующие проявления скоростных, скоростно-силовых качеств, тонкой координации и ловкости, выполняют в начале основной части урока, а упражнения, связанные с силой и выносливостью, в конце. Состав всех упражнений в основной части урока должен быть таким, чтобы они оказывали разностороннее влияние. Для поддержания эмоционального тонуса и закрепления пройденного на уроке материала рекомендуется завершать основную часть подвижными играми, с включением легкоатлетических движений, разученных на занятии.

Заключительная часть занятия предназначена для приведения функционального состояния организма к нормальной деятельности. Для снижения возбуждения сердечно-сосудистой, дыхательной, нервной систем, снятия мышечной напряженности используются медленный бег, различные виды ходьбы, упражнения на расслабление, правильную осанку, внимание. В заключение подводятся итоги урока, выставляются оценки, даются домашние задания.

Легкая атлетика является неотъемлемой частью системы физического воспитания. Она вбирает в себя не только ценный многовековой опыт подготовки человека к жизни, освоения заложенных в него природой физических и психических способностей, но, что не менее важно, также опыт развития проявляющихся в процессе физкультурной деятельности нравственных качеств личности, благодаря разнообразию форм и методов. Невозможно даже представить «Физическую систему воспитания» и «Легкую атлетику» как отдельные составляющие. Между ними не просто неразделимая связь, эти два понятия настолько тесно сплелись, что уже не может быть иначе. Так и должно быть, те качества, которые человек приобретает в процессе своего развития естественным путем - наиболее важные. А для

преподавателя физического воспитания остается только взять все лучшее в теории и воплощать на практике на занятиях физического воспитания.

Список литературы

1. Нурматов Ф.А. Легкая атлетика в системе физического воспитания / Ф.А. Нурматов, Е.В. Козлова // Молодой ученый, 2017. № 2 (136). С. 659-661.

CHOOSING AND DIFFERENTIATING INSTRUCTIONS IN LANGUAGE TEACHING Khamzayeva M.F.

Khamzayeva Mukaddas Fayzullayevna - EFL Тeacher, DEPARTMENT OF ENGLISH TEACHING METHODOLOGY, UZBEK STATE WORLD LANGUAGES UNIVERSITY, TASHKENT, REPUBLIC OF UZBEKISTAN

Abstract: teaching foreign language requires not only receiving knowledge about target language use but also interacting with the language. One is supposed to practice, to experience the language use in order to be able to use it not only between the corners of classroom, but also outside the classroom. It sometimes can be problematic for majority of students due to the various reasons including lack of the interaction while learning, tasks focusing on checking only knowledge about language aspects rather than language skills, imbalanced target on receptive and productive skills, and personality factors. As a result, they are likely to fail in using language for communicative purpose. This is one of the reasons why, in the teaching process, it is essential to focus on interaction between students, real life, appealing materials which enable to bring outside world into classroom. Keywords: interact, authentic materials, receptive skills, productive skills, input, output, Communicative Language Teaching, productivity, differentiated instruction, individualization.

UDС 81-139

Changing the method of teaching from Grammar translation to the Communicative language teaching in many countries firstly required to create the curriculum requirements and then resources to apply the techniques into classroom. As we know teaching in CLT method, we have to focus on the development of learner's language skill so that learner will be able to use the language not only in the classroom but also in different real life situations. The techniques applied into classroom, therefore should follow the authenticity principle and urge learners to communicate. A very successful CLT classes are those which provide language learners to integrate the skills: listening-speaking, reading-writing.

If communicative language is taught, its learning success is supposed to be assessed not based on grammar and pronunciation, but based on the learner s ability to perform, to interact with the language [1]. That is to say, if we are supposed to teach the CLT method we have to assess our students' evaluation based on their communicative competence. Sometimes designing materials, creating activities meeting the needs of learners can be challenging. This sort of problems can be solved by differentiating the instruction for the activity or modifying it.

Now we will attempt to analyze and modify the activities that are applicable to CLT method:

Activity: Drawing interpretation (original version)

Aim: fluency practice, reading comprehension, reading interpretation, class cohesion.

Level: all levels

Time: fluid.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.