УДК 796.83 DOI 10.14526/21_2015_21
СРЕДСТВА И МЕТОДЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ СТАРТОВЫХ ДЕЙСТВИЙ БЕГУНОВ-СПРИНТЕРОВ МАССОВЫХ РАЗРЯДОВ
Л.И. Костюнина - доктор педагогических наук, профессор М.О. Маркин - ассистент кафедры спортивных дисциплин Ульяновский государственный педагогический университет
имени И.Н. Ульянова, Ульяновск
THE MEANS AND METHODS OF STARTING ACTIONS DEVELOPMENT AMONG SPRINTERS OF MASS CATEGORIES
L.I. Kostynina - doctor of pedagogics, professor M.O. Markin - assistant lecturer of sports disciplines department
Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov,
Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail.ru
Ключевые слова: бег на короткие дистанции, компоненты, психофизическая готовность, стартовое положение, стартовые движения, стартовый разгон.
Аннотация. Детерминантом соревновательной успешности во многих видах спорта является эффективность построения и реализации стартовых действий. В беге на короткие дистанции стартовые действия рассматриваются как важный компонент техники бега, обеспечивающий оптимальные условия для достижения высоких соревновательных результатов. Техника низкого старта и стартового разгона представляет собой системно организованную, динамично взаимодействующую совокупность различных компонентов стартовых действий, функционирование которых определяется целью достижения в максимально короткий период времени предельной соревновательной скорости. Достижение вариативности и надежности выполнения низкого старта и стартового разгона является системообразующим фактором технической подготовки спринтеров различной квалификации.
Анализ разнообразных подходов, направленных на совершенствование техники низкого старта и стартового разгона бегунов-спринтеров, свидетельствует об актуальности данной проблемы.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. Рассматриваются новые подходы к совершенствованию техники низкого старта и стартового разгона бегунов-спринтеров массовых разрядов, использование которых обеспечивает возможность формирования индивидуальной техники стартовых действий, разработки технологий подготовки спринтеров различной квалификации.
Результаты. Экспериментальные данные подтверждают эффективность предложенных методических подходов. По завершении педагогического эксперимента спортсмены ЭГ характеризуются достоверным приростом показателей физической, специальной, технической подготовленности, соревновательной деятельности.
Предложенная методика совершенствования техники низкого старта и стартового разгона бегунов-спринтеров массовых разрядов с учетом структуры и содержания стартовых действий обеспечивает качественные параметры выполнения старта и стартового ускорения на основе рационального сочетания средств и методов совершенствования интеллектуальных качеств; формирования навыков управления и регуляции предстартовым состоянием; развития специальных силовых, скоростно-силовых качеств; применения видеоанализа, системы двигательных установок, сопровождающих выполнение специальных беговых, прыжковых упражнений, алгоритмических предписаний методического характера обусловливает формирование осознанного деятельностного подхода спортсмена к процессу технического совершенствования.
Заключение. Проектирование и реализация процесса совершенствования техники низкого старта и стартового разгона на основе выявления структуры и содержания стартовых действий обеспечивает эффективный выбор средств и методов технической подготовки, возможность самоконтроля и управления стартовыми действиями, достижение модельно заданных параметров техники старта. Данный подход может успешно реализовываться в тренировочном процессе спортсменов различной спортивной квалификации.
Keywords: sprint, components, psychophysical readiness, a starting position, starting movements, a starting stride.
Annotation. A determinant of a competitive success in many kinds of sport is the effectiveness of starting actions organization and realization. In sprint starting actions are considered as an important component of a running technique, which provides optimal conditions for high competitive results achievement. A low start and a starting stride technique is presented as a system organize, dynamically interacting unity of different components of the starting actions, the functioning of which is determined by the aim within the maximum short time period of the maximum competitive speed. Variability and reliability achievement of a low start and a starting stride fulfillment is the system forming factor of sprinters' (of different qualifications) technical readiness.
The created approaches analysis, directed at sprinters' low start and a starting stride technique development, proves the urgency of this problem.
Research methods: a scientific-methodical literature analysis and summarizing, a pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. New approaches to a technique of a low start and a starting stride development among sprinters of mass categories are considered, the use of which provides an opportunity to form an individual technique of starting actions, to create the technologies of sprinters' training.
Results. The results of the experiment prove the effectiveness of the offered methodical approaches. After the pedagogical experiment the sportsmen from the EG are characterized by a reliable indices increase of physical, special, technical readiness, by the improvement of the competitive activity.
The offered methodology of a low start and a starting stride technique development among sprinters of mass categories, taking into account the structure and content of the starting actions, provides the qualitative parameters of a start and a starting stride fulfillment on the basis of a rational combination of the means and methods of intellectual qualities development; skills formation of pre-starting state management and regulation; special power and speed-power qualities development; a video analysis and the system of motional mindsets use, which accompany
special running, jumping exercises, algorithmic methodical instructions condition formation of a realized activity based approach of a sportsman to the process of a technical development.
Conclusion. Projection and realization of the development process of a low start and a starting stride technique on the basis of a structure and a content revelation of the starting actions provides an effective choice of means and methods of a technical training, an opportunity to fulfill a self- control and the starting actions management, the achievement of the set parameters of the starting technique. This approach can be successfully realized in the training process of the sportsmen of different sports qualifications.
Введение. Умение эффективно реализовывать стартовые действия обеспечивает результативность
выполнения соревновательного
упражнения во многих видах легкой атлетики (бег на короткие дистанции, прыжки в длину, в высоту и др.), ациклических и циклических видах спорта (спортивная гимнастика, акробатика, санный спорт, шорт-трек и др.), успешность технико-тактических действий в игровых видах спорта. Бег на короткие дистанции, формирование техники старта и стартового разгона как ведущего компонента техники бега на короткие дистанции является обязательной составляющей программ по физическому воспитанию обучающихся на всех ступенях физкультурного образования, спортивной подготовки во многих видах спорта [3, 7, 8].
Целью данной работы является совершенствование техники низкого старта и стартового разгона у бегунов на короткие дистанции на учебно-тренировочном этапе с учетом структуры и содержания стартовых действий.
Задачи исследования:
1. На основе структурно-функционального подхода выявить структуру и содержание стартовых действий бегунов-спринтеров.
2. Разработать и экспериментально обосновать эффективность методики совершенствования техники низкого старта и стартового разгона бегунов-спринтеров массовых разрядов с учетом структуры и содержания стартовых действий.
Методы исследования:
теоретический анализ и обобщение научно-методической литературы;
педагогический эксперимент;
тестирование физической, специальной и технической подготовленности;
математико-статистические методы.
Результаты исследования и их обсуждение. Результативность бега на короткие дистанции обеспечивается формированием рациональной техники стартовых действий созданием условий для достижения и поддержания дистанционной скорости; формированием умения мобилизовать психические и физические усилия на финишном отрезке. Качественные параметры выполнения стартовых действий определяют первоначальные условия эффективности бега на соревновательной дистанции бегунов-спринтеров любой спортивной квалификации.
Техника низкого старта и стартового разгона в легкоатлетическом спринте представляет собой системно организованную, динамично
взаимодействующую совокупность
компонентов стартовых действий, функционирование которых определяется целью достижения в максимально короткий период времени предельной дистанционной скорости. Результаты диссертационных исследований
раскрывают методические подходы к совершенствованию техники низкого старта и стартового разгона, в большей мере, квалифицированных бегунов-спринтеров [1, 2, 4-8, 11-13]. Вопросы, связанные с изучением особенностей реализации стартовых действий бегунами-спринтерами массовых разрядов, не
нашли должного отражения в специальных исследованиях, что, в целом, не обеспечивает преемственности методик формирования и совершенствования техники низкого старта и стартового разгона и является сдерживающим фактором для роста соревновательных результатов. Таким образом, решение данной научно-практической проблемы приобретает актуальное значение для прогресса спортивных результатов в беге на короткие дистанции.
Стартовые действия обеспечивают возможность начать движение по дистанции, например, в циклических видах спорта, или являются исходными в ходе реализации специфических двигательных действий в ациклических и ситуационных видах спорта. В ходе исследования было конкретизировано понятие «стартовые действия», рассматриваемое как последовательно реализуемый комплекс двигательных действий спортсмена, обеспечивающий условия для
эффективного начала передвижения и максимально быстрого увеличения скорости движения в соответствии с решаемыми двигательными задачами в конкретном виде спорта. Компонентный состав стартовых действий, их содержание обусловлены спецификой решаемых двигательных задач в избранном виде спорта. Стартовые действия бегунов-спринтеров включают следующие компоненты: психофизическую
готовность, стартовое положение, стартовые движения, стартовый разгон [9, 10].
Оптимизация психофизического состояния спринтера - одно из важнейших условий эффективной организации стартовых действий и их реализации. Компонент «Психофизическая готовность» обеспечивает возможность сосредоточения спортсмена на предстартовых действиях, достижение высокого соревновательного результата вне зависимости от действий судей, соперников, реакции зрителей, присутствующей внутренней психической напряженности и др. Выбор средств и
методов формирования психофизической готовности обусловлен
нейродинамическими, типологическими особенностями центральной нервной системы, соревновательным опытом, уровнем тренированности спортсмена.
«Стартовое положение» является ключевым компонентом в структуре стартовых действий спринтера,
обеспечивающим последовательность перестроения стартовой позы,
принимаемой по команде «На старт» на стартовую позу по команде «Внимание». В первой фазе действия спортсмена направлены на поиск устойчивого равновесного расположения частей и звеньев тела на стартовых колодках; выбор оптимальной расстановки рук и положения общего центра масс тела, что обусловливает возможность
своевременного перераспределения
мышечных усилий в момент смены стартовой позы по команде «Внимание». Особенностью второй фазы является принятие положения тела,
обеспечивающего устойчивость стартовой позы, создание наиболее выгодных условий для начала стартового разгона. Спортсмен должен четко представлять положение своего тела, характер перераспределения мышечных усилий и задать режим деятельности,
обеспечивающий оптимальное
соотношение процессов возбуждения и торможения, устойчивое (равновесное) положение на стартовых колодках, синхронизацию двигательных и сенсорных действий.
«Стартовые движения» включают синхронизированные во времени движения ациклического и циклического характера, выполняемые по стартовому сигналу. Опережающее начало движения рук, отталкивание от стартовых колодок, быстрое перестроение движений и преодоление первых 2-3 беговых шагов в условиях неизбежных сил гравитации обусловливает сложность данного компонента стартовых действий. Успешность выполнения первых беговых
шагов обусловлена действием различных биомеханизмов, обеспечивается
слаженной работой кинематической цепи «туловище-бедро-голень-стопа».
«Стартовый разгон» в беге на короткие дистанции обеспечивает достижение максимальной дистанционной скорости. Каждый последующий беговой шаг во время стартового разгона различается биодинамической структурой, кинематическими характеристиками. При формировании рациональной темпо-ритмовой структуры бегового шага в стартовом разгоне необходимо учитывать антропометрические данные спортсмена, уровень развития скоростно-силовых качеств, мышечной силы и т.д.
Качественные стороны стартовых действий обеспечиваются одновременной реализацией сразу нескольких моторных программ (для текущего компонента стартовых действий и последующего), их преемственностью. Совершенствование компонентов стартовых действий возможно при условии:
- подбора специально-подготовительных упражнений, соответствующих по структуре стартовым действиям, их рационального планирования в тренировочном процессе;
- коррекции биодинамических, кинематических характеристик выполняемых стартовых действий с учетом модельных параметров техники низкого старта и стартового разгона;
- формирования навыков ориентировки в пространственно-временных и пространственно-силовых параметрах двигательных действий на основе использования системы двигательных установок, зрительных ориентиров и разметок, звуковых и световых сигналов;
- формирования навыков регуляции и управления психофизическим состоянием;
- усвоения специальных знаний, совершенствования ведущих интеллектуальных качеств (восприятия, двигательной памяти, аналитических
способностей), обеспечивающих
формирование модельного представления техники низкого старта и стартового разгона;
- повышения уровня развития специальных силовых, скоростно-силовых качеств.
Педагогический контроль и своевременная коррекция параметров выполнения стартовых действий на основе видеоанализа, двигательных установок, сопровождающих выполнение
специальных беговых, прыжковых упражнений, стартовых действий обусловливают возможность достижения надежности техники низкого старта и стартового разгона.
Выбор специально-
подготовительных, специальных беговых и прыжковых упражнений должен обеспечивать соответствие характера прилагаемых мышечных усилий, пространственно-временных параметров выполнения ключевых элементов двигательных действий технике стартовых действий, формирование навыков рационального выполнения каждого компонента техники. В ходе тренировочного процесса спортсмены должны усваивать специальные знания о критериях оптимальности стартовой позы, кинематических характеристиках
стартовых движений, беговых шагов в стартовом разгоне. Выявление факторов, обеспечивающих качественные параметры выполнения старта и стартового ускорения, анализ содержания
подводящих упражнений, применение алгоритмических предписаний
методического характера обусловливают формирование осознанного
деятельностного подхода спортсмена к процессу технического
совершенствования.
Варианты чередования в тренировке специально-подготовительных, специально-беговых упражнений, выполняемых с отягощением и без него; программирование интервалов активного отдыха (стретчинг, дыхательная гимнастика, ходьба, легкий
бег) должны обеспечивать формирование способности сохранять оптимальную скорость выполнения упражнений без нарушения структуры и качества двигательных действий с учетом вариативно меняющихся условий тренировочно-соревновательной деятельности, изменения психофизического состояния (нарастающего утомления, неустойчивого психоэмоционального
состояния и др.).
Успешность реализации стартовых движений обусловлена соответствием биодинамических, кинематических
характеристик выполняемых стартовых действий модельным параметрам выполнения техники низкого старта и стартового разгона. На учебно-тренировочном этапе у бегунов-спринтеров массовых разрядов сформированы навыки выполнения стартовых действий, вопрос в том, насколько они эффективны и обеспечивают ли возможность достижения высокого соревновательного результата. Своевременная коррекция техники старта на основе видеоанализа стартовых действий и проведения сравнительного анализа обеспечивает понимание спринтером модельных требований к выполнению стартовых действий и степени соответствия выполняемой им техники старта и стартового разгона.
Применение различных зрительных ориентиров и разметок, звуковых и световых сигналов срочной информации обусловливает возможность запоминания и воспроизведения точных мышечных ощущений, временных, пространственно-силовых параметров двигательных действий, совершенствования темпо-ритмовой структуры стартовых действий; расширяет вариативность применяемых тренировочных средств на основе изменения условий выполнения. Использование двигательных установок в виде словесных формул акцентирует внимание спортсмена на ключевых элементах стартовых действий,
обеспечивает качество реализуемых
стартовых действий на основе осознанного контроля и управления мышечной деятельностью. Содержание двигательных установок и заданий определяется особенностями формирования
двигательных программ, обеспечивающих взаимосвязь и последовательность развертывания стартовых действий с учетом опыта соревновательной деятельности, индивидуальности
спортсмена. Слово тренера, четкость, точность методических указаний обеспечивают единство исполнительной, ориентировочной и контрольно-коррекционной основы формирования техники низкого старта и стартового разгона бегунов-спринтеров.
Психофизическая готовность
бегуна-спринтера к выполнению соревновательного упражнения
обеспечивается его умением эффективно использовать психолого-педагогические средства, направленные на коррекцию психического состояния, мобилизацию двигательного потенциала на основе решения следующих задач: формирования реальной самооценки психофизической готовности; формирования реальной психологической установки к реализации стартовых действий. Формирование навыков саморегуляции и управления психическим состоянием бегунов-спринтеров массовых разрядов осуществляется в 2 последовательных этапа: на первом этапе спортсмены усваивают знания о содержании психологической подготовки, знакомятся с методами саморегуляции предстартовых состояний, убеждаются в необходимости формирования навыков управления психическим состоянием как
обязательного условия эффективной реализации стартовых действий. На втором этапе формируются навыки саморегуляции психического состояния в процессе самостоятельных занятий, спортивной тренировки, участия в контрольных соревнованиях. В ходе совместного обсуждения с тренером выявляются особенности изменения
психического состояния в процессе соревновательной деятельности; причины, обусловливающие возникновение чувства тревожности, нервно-психической
напряженности, частичную потерю контроля за выполнением двигательных действий; корректируется содержание используемых методов саморегуляции.
Усвоение способов организации когнитивной деятельности, повышение уровня специальных знаний,
совершенствование психических функций (восприятия, внимания, двигательной памяти, аналитических способностей) являются обязательными условиями дальнейшего технического
совершенствования. Целесообразно в тренировочном процессе шире
использовать различные педагогические установки, самоприказы, обеспечивающие возможность концентрации внимания, запоминания и осуществления
спортсменом постоянного контроля за точностью восприятия и воспроизведения пространственных, временных и силовых параметров двигательных действий. Многократное пробегание отрезков дистанции с установкой на время, заданную частоту шагов, длину шагов, интенсивность (с контролем времени по секундомеру и без контроля; бег по разметкам и без; под заданный ритм -самостоятельное воспроизведение по памяти) позволяет совершенствовать процессы запоминания ритмических, пространственно-временных, динамических параметров бегового шага. Полимодальность восприятия техники бегового шага, ее запоминание обусловливают формирование у спортсмена ощущения скорости, умения сознательно управлять отдельными параметрами техники старта и стартового разгона с учетом внешних и внутренних факторов, достигать запланированных результатов. В процессе совместного анализа и обсуждения с тренером способов достижения поставленных целей тренировки, оценки конкретных результатов спортсмен актуализирует
полученные знания, облекая их в определенные понятия, термины. Это обусловливает в дальнейшем возможность логических построений и создания теоретической модели, представления о двигательном действии, способе решения поставленной задачи (технической, тактической и др.), а также возможность проведения целого ряда мыслительных операций, обеспечивающих практическое воспроизведение модели в реальных условиях тренировки, соревнований.
Таким образом, формирование рациональной техники низкого старта и стартового разгона у бегунов-спринтеров массовых разрядов, достижение надежности выполнения в условиях соревновательной деятельности возможны при реализации тренировочного процесса с учетом выявленных условий, средств и методов совершенствования стартовых действий, что подтверждается
результатами педагогического
эксперимента.
В целях экспериментального обоснования методических подходов к совершенствованию стартовых действий бегунов-спринтеров массовых разрядов на базе факультета физической культуры и спорта Ульяновского государственного педагогического университета был организован педагогический эксперимент, в котором приняли участие 28 спортсменов (спортивная квалификация III-II разряд, возраст 16-20 лет). Были организованы контрольная группа (КГ) и экспериментальная группа (ЭГ), в каждой по 14 человек. В КГ тренировочные занятия проводились в соответствии с требованиями примерной типовой программы спортивной подготовки для ДЮСШ, СДЮСШОР и школ высшего спортивного мастерства, рекомендованных федерацией легкой атлетики. В ЭГ тренировочный процесс реализовывался в соответствии с целями и задачами учебно-тренировочного этапа с учетом содержания разработанной методики совершенствования стартовых действий.
До педагогического эксперимента в показателях физической, специальной, технической подготовленности
спортсменов КГ и ЭГ достоверных различий не выявлено. По завершении педагогического эксперимента показатели физической подготовленности
улучшились и в КГ, и в ЭГ, при более достоверном приросте показателей мышечной силы, скоростных и скоростно-силовых качеств у бегунов ЭГ. Так, в КГ в прыжке в длину с места при исходных показателях 243,5±2,62 см увеличение данных произошло на 1,71% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 243,4±2,32 см прирост составил 7,05% (р<0,05). В КГ в тройном прыжке с места при исходных показателях 716,8±10,70 см увеличение данных произошло на 1,53% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 716,5±8,48 см прирост составил 3,98% (р<0,05). В специальных тестовых упражнениях, характеризующих быстроту, скоростные качества, в КГ в упражнении «прыжок со сменой ног» показатели повысились на 9,06% (р<0,05); в ЭГ, соответственно, прирост составил 18,61% (р<0,01). Подобная тенденция наблюдается в упражнении «бег на месте за 12 с». В беге на 30 м с ходу в КГ прирост составил 2,35%; в ЭГ - 3,86% (р<0,05).
По завершении педагогического эксперимента в КГ прирост показателей техники старта и стартового разгона составил 5,37% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных результатах 3,67±0,06 балла прирост составил 8,47 % (р<0,05). В интегральном тесте оценки эффективности стартовых действий (КЭСД) в КГ при исходных данных 46,46±1,06 у.е. по окончании педагогического эксперимента прирост показателей составил 2,35% (р>0,05). В ЭГ, соответственно, при исходных результатах 46,97±1,48 у.е. прирост составил 6,30% (р<0,05). В беге на 30 м с низкого старта в КГ результат улучшился на 1,25%; в ЭГ, соответственно, прирост составил 5,28% (р<0,05). Достоверный
прирост соревновательных результатов в беге на 100 м, 200 м спортсменов ЭГ свидетельствует об эффективности предложенных подходов.
Выводы. Таким образом, проектирование и реализация процесса совершенствования техники низкого старта и стартового разгона на основе выявления структуры и содержания стартовых действий обеспечивает эффективный выбор средств и методов технической подготовки, возможность самоконтроля и управления стартовыми действиями, достижение модельно заданных параметров техники старта. Данный подход может успешно реализовываться в тренировочном процессе спортсменов различной спортивной квалификации.
Литература
1. Бернштейн, Н. А. Биодинамика стартовых движений / Н. А. Бернштейн // Теория и практика физической культуры. - 1937. - Т. 10. -Вып. 8. -1. - С. 357-372.
2. Борзов, В. Ф. Подготовка легкоатлета-спринтера: стратегия, планирование, технологии / В. Ф. Борзов // Наука в олимпийском спорте. -2013. - № 4. - С. 71-82.
3. Булыкин, Д. О. Техника стартовых действий в футболе и легкоатлетическом спринте : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Д. О. Булыкин. -Москва, 2007. - 24 с.
4. Доронина, Е. А. О некоторых вопросах техники спринтерского бега / Е. А. Доронина // Теория и практика физической культуры. - 2007. -№ 12. - С. 44.
5. Колесников, Н. В. Методика овладения ритмо-темповой структурой стартового разгона и бега по дистанции на 100 метров : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Н. В. Колесников. - Л., 1986. - 20 с.
6. Лихонин, В. П. Исследование эффективности основных вариантов низкого старта : автореф. дис. ... канд. пед. наук / В.П. Лихонин. - М., 1968. - 19 с.
7. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства /В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, В. Б. Зеличенок, Б. Ф. Прокудин. - М. : Советский спорт, 2004. - 88 с.
8. Озолин, Э. С. Спринтерский бег / Э. С. Озолин. - М. : Человек, 2010. - 176 с.
9. Костюнина, Л.
И. Условия формирования навыков выполнения ни
зкого старта в беге на короткие дистанции // Л. И. Костюнина, М. О. Маркин // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2014. -№ 1(30). - С. 40-46. - Режим доступа : http:kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
10. Маркин, М. О. Структура и содержание стартовых действий бегунов на короткие дистанции / М. О. Маркин // Казанская наука. - 2014. - № 8 -С. 137-139. (0,18)
11. Coh M., Tomazin K., Stuhec S. The biomechanical model of the sprint start and block acceleration . FactaUniversitatis. - Physical Education and Sport 2006; 4: P. 103 - 114.
12. Harland M. J., Steele J. R. Biomechanics of the sprint start . Sports Med1997 ; 23 : 11 - 20.
13. Slawinski, J., Bonnefoy. A., Ontanon, G., Leveque, J.M., Miller, C., Riquet. A., Cheze, L., Dumas,R.. Segment-interaction in sprint start: Analysis of 3D angular velocity and kinetic energy in elite sprinters . J Biomech 2010 ;43 : 1494. - 1502.
References
1. Bernshteyn, N. A. Biodynamics of starting movements / N. A. Bernshteyn // Theory and practice of physical culture. - 1937. - volume. 10. - Issue. 8. -1. - P. 357-372.
2. Borzov, V. F. Training of an athlete-sprinter: strategy, planning, technologies / V. F. Borzov // Science in the Olympic sport. - 2013. - № 4. - P. 7182.
3. Bulykin, D. O. The technique of starting actions in football and an athletic sprint : abstract of the candidate of pedagogics dissertation / D. O. Bulykin. - Moscow. - 2007. - 24 p.
4. Doronina, E. A. About some questions of sprint technique / E. A. Doronina // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 12. - P. 44.
5. Kolesnikov, N. V. The methodology of rhythmic-tempo structure mastering of a starting stride
and 100 meters running : abstract of the candidate of pedagogics dissertation / N. V. Kolesnikov. -Leningrad, 1986. - 20 p.
6. Likhonin, V. P. The effectiveness study of the low start main variants: abstract of dissertation of the candidate of pedagogics / V.P. Likhonin. -Moscow, 1968. - 19 p.
7. Nikitushkin, V. G. Athletics. Sprint. The stages of sports development and a higher sportsmanship /V. G. Nikitushkin, N. N. Chesnokov, V. B. Zelichenok, B. F. Prokudin. - Moscow : Soviet sport, 2004. - 88 p.
8. Ozolin, E. S. Sprint / E. S. Ozolin. -Moscow : A man, 2010. - 176 p.
9. Kostynina, L. I. The conditions of a low start fulfillment skills formation in sprint // L. I. Kostynina, M. O. Markin // Pedagogical-psychological and medical-biological problems of physical culture and sport. - 2014. - № 1(30). - P. 40-46. - Access mode : http:kamgifk.ru/magazin/journal.htm.
10. Markin, M. O. The structure and content of sprinters starting actions / M. O. Markin // Kazan science. - 2014. - № 8 - P. 137-139. (0,18)
11. Coh M., Tomazin K., Stuhec S. The biomechanical model of the sprint start and block acceleration . FactaUniversitatis. - Physical Education and Sport 2006; 4: P. 103 - 114.
12. Harland M. J., Steele J. R. Biomechanics of the sprint start . Sports Med 1997 ; 23 : 11 - 20.
13. Slawinski, J., Bonnefoy. A., Ontanon, G., Leveque, J.M., Miller, C., Riquet. A., Cheze, L., Dumas,R.. Segment-interaction in sprint start: Analysis of 3D angular velocity and kinetic energy among elite sprinters . J Biomech 2010 ;43 : 1494. - 1502.
Статья поступила в редакцию: 16.01.2015г.