УДК 796.42 DOI 10.14526/24_2015_24
МОДЕЛИРОВАНИЕ ПОВЫШЕНИЯ ТЕХНИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВЛЕННОСТИ БЕГУНОВ НА КОРОТКИЕ ДИСТАНЦИИ
А.Н. Катенков - аспирант Ульяновский государственный педагогический университет имени И.Н.
Ульянова, Ульяновск
MODELING OF A TECHNICAL READINESS IMPROVEMENT AMONG
SPRINTERS
A.N. Katenkov - post-graduate student Ulyanovsk State Pedagogical University named after I.N. Ulyanov, Ulyanovsk
e-mail: elena_funina@mail.ru
Ключевые слова: спринт, моделирование, системный подход, педагогический эксперимент.
Аннотация. Техническая подготовка спринтера является наиболее сложной задачей, так как скорость двигательных действий формируется под воздействием большого количества факторов и условий и не может сводиться только к повышению показателей рассматриваемого двигательно-координационного качества. Спортивный бег предъявляет высокие требования к скоростным качествам, обеспечивающим достижения максимального для достигнутого уровня тренировки результата. Это детерминирует необходимость поиска индивидуальной техники бега для каждого спортсмена в беговых видах легкой атлетики.
Методы: анализ и обобщение научно-методической литературы, педагогический эксперимент, тестирование, статистическая обработка данных.
Материалы. В данной статье представлена разработанная автором модель повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции, в которой дан целостный подход к построению тренировочного занятия, определяющий последовательность решения задач спортивной тренировки. Раскрываются факторы, условия и педагогические условия, учет и использование которых обеспечивает воздействий на психологическую, эмоциональную и волевую сферы, создавая предпосылки для разностороннего развития и совершенствования спортсмена, готового к достижению перспективной цели.
Результаты. Увеличение скорости движений в беге на короткие дистанции требует глубокого понимания физиологического механизма развития скоростных качеств, знания структурных компонентов беговых шагов, составляющих технику бега: оптимального сочетания частоты и длины беговых шагов, скорости и силы отталкивания от опоры, согласованности движений верхних и нижних конечностей и других, реализация которых обеспечивает рост показателей скорости и эффективности соревновательной деятельности.
Заключение. Полученные данные педагогического эксперимента показали, что моделирование повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции
свидетельствует о сложности данного процесса и обеспечивает комплексное рассмотрение ведущих компонентов спортивной подготовки спринтеров.
Keywords: sprint, modeling, a system approach, a pedagogical experiment.
Annotation. A sprinter's technical readiness is the most difficult task, as the speed of physical actions is formed under the influence of many factors and conditions and can't be conditioned only by indices increase of the studied motional-coordinating quality. Running demands high level of speed qualities, which provide maximum for the achieved level of training result. This determines the necessity to search for an individual technique of running for each sportsman in running kinds of athletics.
Research methods: scientific-methodical literature analysis and summarizing, a pedagogical experiment, testing, statistical data manipulation.
Materials. The article presents the created by the author model of the technical readiness improvement among sprinters, which gives an integral approach to the training lesson organization, providing the succession of sports training problems solution. The factors, conditions and pedagogical conditions are revealed, the use of which provides the influence on psychological, emotional and volitional spheres, creating the preconditions for the sportsman's many- sided development (who is ready to achieve a prospective aim).
Results. The speed increase of movements in sprint demands fundamental understanding of a physiological mechanism of speed qualities development, the knowledge of the running steps structural components, which form the running technique: an optimal combination of the running steps frequency and length, the speed and power of the push-off from the support, movements coordination of the upper and lower extremities the realization of which provides speed indices increase and the competitive activity effectiveness.
Conclusion. The received results of the pedagogical experiment showed, that the modeling of sprinters' technical readiness improvement proves the difficulty of the given process and provides complex consideration of the main components of sprinters' sports training.
Актуальность. Бег является локомоцией, не требующей специального обучения. Однако спортивный бег предъявляет высокие требования к скоростным качествам, обеспечивающим достижения максимального для достигнутого уровня тренировки результата. Это детерминирует
необходимость поиска индивидуальной техники бега для каждого спортсмена в беговых видах легкой атлетики.
Легкоатлетический бег
характеризуется большим разнообразием дистанций, преодоление которых предъявляет различные требования к организму, однако наибольшей
сложностью отличается техника бега на короткие дистанции [1, 2, 4, 7, 8]. Высокий уровень технической подготовленности спринтера обеспечивает значительное снижение энерготрат и более быстрое восстановление организма, что
обусловливает необходимость
постоянного поиска способов
совершенствования индивидуальной
техники бега.
Целью данной работы является теоретическое и методологическое обоснование значимости разработки новых подходов к повышению эффективности соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции.
Задачи:
1. Выявить особенности бега на короткие дистанции.
2. Разработать модель повышения технической подготовленности спринтеров на начальном этапе спортивной подготовки.
3. Проверить эффективность использования данной модели в процессе педагогического эксперимента.
Техника бега на короткие дистанции является наиболее сложной, так
как быстрота движений формируется под воздействием большого количества факторов и условий и представляет собой функцию всего организма. Одной из особенностей тактики спринтерского бега В.Д. Кряжев (2002); А.И. Пьянзин, Е.В. Солоденов (2008)считают необходимость четкого восприятия и объективной оценки действий противников на беговой дорожке и адекватно регулировать мышечные усилия. Эффективность бега на короткие дистанции существенно определяется состоянием опорно-двигательного
аппарата. Мышцы стопы должны располагать высокими показателями силы, что требуется для быстрого и мощного отталкивания от опоры. Сократительные способности мышц чередуются с последующим расслаблением, благодаря этим свойствам увеличивается скорость бега на соревновательной дистанции.
Ведущим фактором реализации скоростных качеств является обеспечение оптимального соотношения частоты и длины беговых шагов. Мышцы спринтера хорошо приспособлены к работе в анаэробных условиях. Важно учитывать, что интенсивность восстановления АТФ имеет большое значение для сохранения скорости бега до окончания бега. В беге на короткие дистанции немаловажную роль играют аэробные процессы. При отсутствии аэробных возможностей увеличивается время восстановления организма после соревновательной нагрузки и снижается способность к образованию кислородного долга [6, 7]. Как подчеркивает Н.В. Зимкин (1975), бег на спринтерские дистанции способствует повышению аэробных возможностей.
У бегунов на короткие дистанции дыхание обычно неглубокое и учащенное. Так, на дистанции 100 м спортсмен выполняет от 14 до 19 дыхательных циклов при средней глубине вдоха 420 мл. Это свидетельствует о том, что проявление скоростных качеств является функцией
всего организма и требует разносторонней физической подготовленности;
организация рационального
тренировочного процесса должна основываться на использовании системного подхода, обеспечивающего повышение эффективности технической подготовленности.
Материалы. Разработанная нами модель (рисунок 1) позволяет обеспечить комплексное рассмотрение ведущих компонентов спортивной подготовки спринтеров. В основе системного подхода заложено применение системного анализа, представляющего совокупность
методологических приемов и средств для выбора и теоретического обоснования эффективных способов решения проблемы увеличения скорости пробегания соревновательных дистанций.
Метод системного анализа используется для рассмотрения различных взаимосвязанных аспектов системы:
- специфического содержания структурных компонентов, составляющих данную систему;
- особенностей внутренней организации системы и способов взаимодействия ее компонентов;
- функций, выполняемых системой;
- возможных перспектив совершенствования системы.
Реализация цели, как важного структурного компонента модели повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции представляет собой сложный и длительный процесс, связанный с перестройкой организма на новый уровень функционирования. Это требует организации целенаправленной
двигательной деятельности,
обеспечивающей повышение показателей мышечной силы, быстроты, выносливости, ловкости, подвижности и других двигательно-координационных качеств[ 1, 2, 4, 9].
Системный подход
Цель: Повышение эффективности соревновательной деятельности
1. Обеспечение разностороннего развития Задачи:2. Увеличение скорости движений 3. Рост спортивных результатов
1.Единство общей и специальной физической подготовки. Принципы:2. Непрерывность и цикличность тренировочного процесса. 3. Постепенное и максимальное повышение тренировочных нагрузок
Факторы, влияющие на скорость движений
1. Оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов.
2. Быстрота отталкивания от опоры.
3. Рациональное расположение частей и звеньев тела в пространстве и времени.
4. Согласованность движений верхних и нижних конечностей.
5.Сформированность индивидуального двигательного ритма.
Условия повышения результативности бега
1. Рациональное построение разминки.
2. Положительное психоэмоциональное состояние.
3. Создание ситуации успешности.
4. Формирование морально-волевых качеств.
5. Обеспечение творческой атмосферы
Педагогические воздействия:
- стимулирование двигательной активности;
- положительная оценка действий спортсмена;
- обеспечение педагогического контроля соответствия двигательных действий заданным параметрам
Средства, методы и методические приемы
Планируемый результат
Рисунок 1. Модель повышения технической подготовленности бегунов на короткие
дистанции
Особая роль принадлежит формированию индивидуального
двигательного ритма как важной составляющей скорости бега.
Рост физической подготовленности сопровождается усилением вегетативных функций: сердечно-сосудистой,
дыхательной и др., обеспечивающих двигательную деятельность.
Следовательно, повышение
эффективности соревновательной
деятельности бегунов на спринтерские дистанции достигается реализацией комплекса специфических задач.
Одной из ведущих среди других задач, обеспечивающих реализацию поставленной цели спортивной
подготовки, является создание условий для разностороннего развития организма, так как прирост скоростных качеств требует определенного уровня сформированности мышечной силы, устойчивости,
индивидуального двигательного ритма, ориентировки в пространстве и времени и др. Улучшение спортивных результатов бегунов на короткие дистанции требует комплексного подхода,
предусматривающего: постановку
разнообразных задач, смену мест проведения тренировочных занятий; использование различных видов опоры от мягкой, эластичной до жесткой, что обеспечивает постепенное укрепление мелких мышечных групп стопы; улучшение ее амортизационных свойств. Выполнение специальных беговых упражнений в разных условиях (по пересеченной местности, с горы, в гору, на фоне утомления и т.д.) увеличивает резервные возможности организма, закладывает фундамент прочности, позволяет лучше ориентироваться в пространственно-временных и
пространственно-силовых параметрах двигательных действий.
Значительное место в модели повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции занимают принципы спортивной тренировки, среди которых ведущее место принадлежит единству общей и специальной физической подготовки. Данным принципом подчеркивается значимость общефизической подготовленности как базиса для усвоения рациональной техники беговых шагов.
Принцип непрерывности и цикличности тренировочного процесса обусловливает необходимость
постоянного воздействия
целенаправленной тренировочной
нагрузки, под воздействием которой осуществляется соответствующая
перестройка организма для успешного функционирования в новых условиях активной двигательной деятельности. Особая значимость данного принципа заключается в понимании не только длительности подготовки организма к достижению высоких спортивных результатов, но и поддержания достигнутого уровня тренированности после завершения спортивной карьеры. Снижение достигнутых результатов по длительности превосходит период роста спортивного мастерства.
Реализация принципов
постепенного и максимального повышения тренировочной нагрузки находит свое выражение в повышении тренированности организма как результата увеличения объема и интенсивности мышечной работы, направленной на реализацию поставленной цели. Без увеличения мышечной нагрузки невозможен прирост двигательно-координационных качеств и перестройки обеспечивающих
вегетативных функций.
На повышение технической подготовленности спринтеров оказывают воздействие определенные факторы, среди которых ведущее место занимает оптимальное соотношение длины и частоты беговых шагов. Частота беговых шагов является главной составляющей скорости бега. Как индивидуальный параметр беговых шагов, частота имеет различные характеристики, эффективность проявления которых зависит от уровня управления спортивной деятельностью. При этом большое значение имеет учет фено- и генотипических особенностей становления и совершенствования спортивного мастерства на основе:
- изучения параметров возрастного изменения функциональных и
морфологических систем организма под воздействием тренировочной нагрузки;
- разработки критериев объективной оценки характера развития кинезиологических систем обеспечения спортивных результатов;
- использования средств и методов разностороннего развития и максимальной реализации резервов для повышения результативности соревновательной деятельности.
Одним из важнейших факторов, определяющих скоростные качества спринтера, является быстрота
отталкивания от опоры.
Исследования В.Д Кряжева (2002) показали прямую зависимость результата соревновательной деятельности от скорости отталкивания от опоры. Это требует выбора специальных приемов, средств и методов тренировки, направленных на формирование навыков рационального взаимодействия
спортсмена с опорой. Рациональное использование частей и звеньев тела в пространстве и времени снижает сопротивление встречного потока воздуха; определяет оптимальную величину суставных углов, что имеет большое значение для увеличения скорости преодоления соревновательной дистанции. Кроме того, создаются условия для согласованности движений верхних и нижних конечностей - следующего фактора, определяющего быстроту движений. При совпадении маховых движений рук с фазой отталкивания от опоры повышается эффективность толчка путем более активного ускорения движений. На скорость бега существенное влияние оказывает индивидуальный двигательный ритм, обеспечивающий чередование мышечного напряжения и расслабления, опорной и безопорной фаз, что имеет большое значение для обеспечения экономичности движений. При ярко выраженном индивидуальном ритме беговых шагов быстрее осуществляются восстановительные
процессы; сохраняется работоспособность спортсмена, что свидетельствует о большой значимости данного фактора.
Среди условий, повышающих результативность бега, важная роль принадлежит правильному проведению разминки, являющейся важнейшей частью тренировочного занятия. Разминка обусловливает важнейшие
физиологические изменения в организме:
- повышает теплопродукцию;
- улучшает кровообращение, оптимизирует кровяное давление;
- обеспечивает возрастание легочного и бронхиального потока крови;
- повышает активность обменных процессов, увеличивает легочную вентиляцию и др.
Сокращение времени на разминку снижает эффективность тренировочного процесса.
Одним из условий увеличения скорости бега является повышение психоэмоционального состояния, нормализующего физиологические процессы, способствующие увеличению легкости и свободы движений; заинтересованному пониманию эффективности используемых приемов, средств и методов спортивной тренировки. Создание ситуации успешности повышает уверенность в своих силах, вдохновляет на выполнение двигательных заданий при объективной оценке степени их соответствия заданной модели.
Формирование морально-волевых качеств является неотъемлемой частью тренировочного процесса, так как прирост скорости связан с многократным выполнением беговых упражнений, что требует настойчивости, упорства, способности к точному воспроизведению пространственно-временных и
пространственно-силовых параметров двигательных действий на фоне утомления и т.д. [8].
Обеспечение творческой атмосферы на тренировочных занятиях создает предпосылки для более полной реализации интеллектуального потенциала
спортсмена, способного обсуждать сложные проблемы роста спортивного мастерства с тренером, формирования
готовности к изучению специальной литературы, положительного опыта выдающихся спортсменов.
Важным компонентом модели повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции является использование педагогических
воздействий. Так, стимулирование двигательной активности путем идеального показа техники беговых шагов, использование принятых стандартов, примеры достижения высоких спортивных результатов бегунами с меньшим двигательным потенциалом способствуют двигательной активности бегунов; выявлению дополнительных резервов повышения спортивного мастерства.
Положительная оценка
деятельности спортсмена на каждом тренировочном занятии, объективная оценка его достижений и ошибок с указанием способов их устранения, постановка перспективных целей и задач оказывает большое воздействие на готовность к достижению высоких спортивных результатов. Особая роль среди различных педагогических воздействий принадлежит
педагогическому контролю соответствия беговых шагов заданным параметрам. Бег является естественной локомоцией и при усвоении рациональной техники спортсмен постепенно возвращается к сформированным ранее навыкам выполнения бега, не осознавая отклонений от рациональной техники. Регулярный педагогический контроль тренера позволяет своевременно выявлять момент перехода бегуна с технически правильного бега на комфортный для себя.
Таким образом, модель повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции имеет довольно сложное структурное содержание и позволяет решать комплекс поставленных задач.
Результаты и их обсуждение. Для
проверки эффективности предложенной методики был проведен педагогический эксперимент, в котором приняли участие
спортсменки 14-16 лет массовых разрядов в количестве 28 человек. Были организованы КГ и ЭГ, по 14 человек в каждой. Перед началом педагогического эксперимента было проведено
тестирование с целью выявления исходного уровня физической и специальной беговой подготовленности. В качестве контрольных упражнений использовался бег на 30 м с высокого старта (с); бег на 1000 м с высокого старта (м); прыжок в длину с места (см); толкание ядра(3 кг) правой и левой рукой, подтягивание из виса (кол-во раз). Обработка материалов исследования не выявила существенных различий по уровню физической подготовленности бегуний КГ и ЭГ (р>0,05).
Уровень специальной беговой подготовки определяется по результатам пробегания дистанций на 100, 200 и 400 м. Сопоставительный анализ
предварительных результатов также не выявил существенных различий по уровню специальной беговой подготовки спортсменок КГ и ЭГ (р>0,05). Тренировочные занятия в КГ проводились по традиционной методике,
рекомендованной программой спортивной подготовки Федерации легкой атлетики. В ЭГ применялась разработанная нами модель повышения технической подготовленности бегунов на короткие дистанции.
После окончания педагогического эксперимента было проведено повторное тестирование физической и специальной беговой подготовленности бегуний КГ и ЭГ. Полученные результаты показали, что улучшение произошло в обеих группах, однако в ЭГ прирост показателей оказался более существенным. Так, в КГ в беге на 30 м с высокого старта при исходных данных 5,53±0,19 с к завершению педагогического эксперимента прирост составил 1,89% (р>0,05). В ЭГ при исходных показателях 5,52±0,18 с результаты улучшились, соответственно, на 6,4% (р>0,05). В КГ в беге на 1000 м с высокого старта при исходных данных
4,72,8±0,24 мин к окончанию педагогического эксперимента результаты улучшились на 0,87% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 4,70,7±0,35 м прирост составил 5,14% (р>0,05); в КГ при выполнении прыжка в длину с места при исходных данных 1,96±0,17 м к завершению педагогического эксперимента результаты возросли на 3,56% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 1,97±0,11 м прирост составил 9,89% (р<0,05).
Анализ показателей специальной беговой подготовленности позволил выявить следующее: в КГ в беге на 100м с низкого старта при исходных показателях 14,62±0,13 с результаты к завершению педагогического эксперимента возросли на 2,36% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 14,67±0,14 с прирост составил 7,72% (р>0,05); в беге на 200 м с низкого старта в КГ при исходных данных 31,12±0,14 с к завершению педагогического эксперимента прирост составил 1,15% (р>0,05); в ЭГ, соответственно, при исходных данных 31,07±0,11 с прирост результатов составил 5,34% (р>0,05) в беге на 400 м в КГ при исходных 67,83±1,31 с к окончанию педагогического эксперимента улучшение показателей произошло на 2,39% (р>0,05); в ЭГ при исходных данных 68,16±4,83 с прирост результатов составил 9,32 % (р<0,05). В КГ при исходных показателях в беге на 800м2,28,55±0,16 с к завершению педагогического эксперимента результаты составили 2,26,41±0,19 с; в ЭГ, соответственно, при исходных показателях 2,28,17±0,20с к окончанию
педагогического эксперимента результаты возросли до 2,24,05± 0,20с (р<0,05).
Заключение. Таким образом, результаты педагогического эксперимента показали целесообразность использования разработанной нами модели, в которой поставлен целостный процесс начальной подготовки бегунов на короткие дистанции на этапе начальной спортивной подготовки. В основу модели заложен системный подход, опора на который
позволяет создавать рациональный алгоритм использования специальных упражнений, обеспечивающих увеличение скорости бегунов на спринтерских дистанциях.
В модели большое внимание уделяется реализации факторов, педагогических условий и педагогических воздействий, способствующих
достижению поставленной цели и решению задач спортивной тренировки.
Литература
1. Анисимова, Е. А. Моделирование соревновательной деятельности бегунов на короткие дистанции с учетом индивидуальных особенностей / Е. А. Анисимова, Е. Г. Штыркин // Актуальные проблемы физиологии, физической культуры и спорта: сборник материалов международной научно-практической конференции. - Ульяновск : УлГПУ, 2013. - С. 1520.
2. Доронина, Е. А. О некоторых вопросах техники спринтерского бега / Е. А. Доронина // Теория и практика физической культуры. - 2007. - №12. - С. 44-50.
3. Зимкин, Н. В. Физиология человека : Учебник для институтов физической культуры / Н. В. Зимкин. - М.: Физкультура и спорт, 1975. - 496 с.
4. Ковальчук, Г. И. Прогнозирование двигательных способностей бегунов на короткие дистанции / Г. И. Ковальчук // Теория и практика физической культуры. - 2003. - № 9. - С. 31-34.
5. Кряжев, В. Д. Совершенствование беговых движений / В. Д. Кряжев. - М. : Изд-во ВНИИФК, 2002. - 191 с., ил.
6. Назаренко, Л. Д. Место и значение точности как двигательно-координационного качества / Л. Д. Назаренко // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. - 2001. - №2. - С. 30-35.
7.Назаренко Л. Д. Физиология физических упражнений / Л. Д. Назаренко, И. С. Колесник. -Ульяновск, 2011. - 255с.
8. Находкин, В. В. Взаимоотношения в системе "спортсмен-психолог-тренер" / В. В. Находкин // Теория и практика физической культуры : тренер : журнал в журнале. - 2008. - № 1. - С. 45-46.
9. Никитушкин, В. Г. Легкая атлетика. Бег на короткие дистанции. Этапы спортивного совершенствования и высшего спортивного мастерства / В. Г. Никитушкин, Н. Н. Чесноков, В. Б. Зеличенок, Б. Ф. Прокудин. - М. : Советский спорт, 2004. - 88 с.
10. Пьянзин, А. И. Соразмерность параметров отталкивания в формировании
модельных характеристик подготовленности квалифицированных спринтеров / А. И. Пьянзин, Е. В. Солоденов // Теория и практика физической культуры. - 2008. - №6. - С. 46-50.
References
1. Anisimova, E. A. Sprinters' competitive activity modeling taking into account their individual characteristics / E. A. Anisimova, E. G. Shtyrkin // Urgent problems of physiology, physical culture and sport : a collection of materials of an International scientific-practical conference. - Ulyanovsk : Ulyanovsk State Pedagogical University, 2013. - P. 1520.
2. Doronina, E. A. About some questions on sprint technique / E. A. Doronina // Theory and practice of physical culture. - 2007. - № 12. - P. 44-50.
3. Zimkin, N. V. A person's physiology : A textbook for physical culture Institutes / N. V. Zimkin. - Moscow : Physical culture and sport, 1975. - 496 p.
4. Kovalchuk, G. I. Sprinters' motional abilities prognostication / G. I. Kovalchuk // Theory and practice of physical culture. - 2003. - № 9. - P. 3134.
5. Kryazhev, V. D. The development of running movements / V. D. Kryazhev. - Moscow : All-
Russian Scientific Research Institute of Physical Culture publishing house, 2002. - 191 p., illustrated.
6. Nazarenko, L. D. The meaning and place of accuracy as a motional-coordinating quality / L. D. Nazarenko // Physical culture: upbringing, education, training. - 2001. - № 2. - P. 30-35.
7. Nazarenko, L. D. Physiology of physical exercises / L. D. Nazarenko, I. S. Kolesnik. -Ulyanovsk, -2011. - 255p.
8. Nakhodkin, V. V. Interaction in the system "a sportsman- a psychologist - a trainer" / V. V. Nakhodkin // Theory and practice of physical culture : a trainer : a journal in a journal. - 2008. - № 1. - P. 45-46.
9. Nikitushkin, V. G. Aathletics. Sprint. The stages of sports development and a higher sportsmanship / V. G. Nikitushkin, N. N. Chesnokov, V. B. Zelichinok, B. F. Prokudin. - Moscow : Soviet sport, 2004. - 88 p.
10. Pyanzin, A. I. Parameters of a push-off adequacy in model characteristics of readiness formation among qualified sprinters / A. I. Pyanzin, E. V. Solodenov // Theory and practice of physical culture. - 2008. - № 6. - P. 46-50
Статья поступила в редакцию: 21.01.2015г.