Научная статья на тему 'Оптимизация средств специальной подготовки на основе анализа динамики скорости в спринтерском беге'

Оптимизация средств специальной подготовки на основе анализа динамики скорости в спринтерском беге Текст научной статьи по специальности «Технологии материалов»

CC BY
1552
336
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ЛЕГКАЯ АТЛЕТИКА / СПРИНТ / ДИНАМИКА СКОРОСТИ / СПЕЦИАЛЬНАЯ ПОДГОТОВКА / TRACK AND FIELD ATHLETICS / SPRINT / DYNAMICS OF THE SPEED / SPECIAL PREPARATION

Аннотация научной статьи по технологиям материалов, автор научной работы — Озолин Эдвин Сигизмундович

В статье приводятся данные анализа соревновательной деятельности и специальные средства подготовки высококвалифицированных бегунов на короткие дистанции. Предлагаются специальные методы, направленные на совершенствование старта, стартового разгона, максимальной скорости бега и специальной выносливости.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по технологиям материалов , автор научной работы — Озолин Эдвин Сигизмундович

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

In article special means for preparation of sprinters оf high qualification on the basis the analysis of dynamics of competition activity. Recommended the special methods directed on perfection of start, starting acceleration, the maximum speed of run and special endurance.

Текст научной работы на тему «Оптимизация средств специальной подготовки на основе анализа динамики скорости в спринтерском беге»

ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА СПОРТА ВЫСШИХ ДОСТИЖЕНИЙ

ОПТИМИЗАЦИЯ СРЕДСТВ СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ НА ОСНОВЕ АНАЛИЗА ДИНАМИКИ СКОРОСТИ В СПРИНТЕРСКОМ БЕГЕ

Э.С. ОЗОЛИН, ВНИИФК

Аннотация

В статье приводятся данные анализа соревновательной деятельности и специальные средства подготовки высококвалифицированных бегунов на короткие дистанции. Предлагаются специальные методы, направленные на совершенствование старта, стартового разгона, максимальной скорости бега и специальной

выносливости.

Ключевые слова: легкая атлетика, спринт, динамика скорости, специальная подготовка.

Abstract

In article special means for preparation of sprinters (>f high qualification on the basis the analysis of dynamics of competition activity. Recommended the special methods directed on perfection of start, starting acceleration, the maximum speed of run and special endurance.

Key words: track and field athletics, sprint, dynamics of the speed, special preparation

Введение

Тренировка в любом виде легкой атлетики является процессом высокой сложности, причем до недавнего времени результативность такого процесса в значительной мере предопределялась искусством тренера, его интуицией, способностью точно выявить индивидуальные особенности своего ученика и определить меру воздействия тренировочной нагрузки. Теперь мы все чаще сталкиваемся с понятием «научные методы управления тренировочным процессом», где интуитивные методы принятия решения заменяются научно обоснованными действиями, опирающимися на регистрируемые количественные показатели, характеризующие состояние спортсмена.

Раньше считалось, например, что самым надежным способом повышения спортивного результата является простое арифметическое увеличение объема тренировочной работы по всем ее параметрам. Этот путь казался единственно верным, поскольку таким образом добивались успехов большинство рекордсменов и чемпионов. Сейчас объемы нагрузок достигли значительных величин, и, видимо, дальнейшее их увеличение для спортсменов высокого класса далеко не единственный, а зачастую и просто неэффективный путь к повышению спортивного результата.

Проблема организации тренировочного процесса в беге на короткие дистанции, несмотря на внешнюю простоту самого соревновательного упражнения, представляется достаточно сложной.

В тренировке бегуна на короткие дистанции широко представлены разнообразные методы, позволяющие последовательно развивать отдельные компоненты соревновательного упражнения. В тренировочной нагрузке бегуна на короткие дистанции можно достаточно четко классифицировать упражнения, направленные на совершенствование того или иного элемента, например, развитие скоростно-силового потенциала мышц - разгибателей ног или увеличение емкости систем энергообеспечения. Эффективность такого подхода определяется тем, насколько сбалансированы все эти методы, так как, собирая все блоки в единое целое, не всегда можно получить проектируемый результат.

Основным критерием, определяющим направленность всего тренировочного процесса, является объективная модель соревновательной деятельности при максимальном для данного спортсмена результате. В спринтерском беге таким критерием является динамика скорости бега и факторы, характеризующие этот параметр, - длина и частота шагов.

Динамика скорости в спринтерском беге

Известный американский физиолог А. Хилл в 1927 г. описал скорость бега на короткой дистанции [2] следующей формулой:

V = Ут (1 - ек1), где Ут - максимальная скорость бега; t - время с момента старта; е - основание натурального логарифма;

ІШ)

к - индивидуальная константа; У{ - значение скорости бега в любой точке дистанции.

Ф. Генри [6] в уравнение динамики скорости в спринтерском беге, предложенное А. Хиллом, ввел и второй экспоненциал, характеризующий снижение скорости из-за утомления. В результате чего уравнение приняло следующий вид:

V = Ут (е-к2‘ - е-к1), где к1 - константа, характеризующая ускорение; к2 -константа, характеризующая снижение скорости бега из-за утомления.

В настоящее время возросшие технические возможности позволяют фиксировать характер изменения скорости бега спортсмена в любой точке дистанции.

Например, результаты на отдельных десятиметровых отрезках дистанции при установлении мировых рекордов на Играх Олимпиады в Пекине - 9,69 с и на чемпионате мира по легкой атлетике - 9,58 с (У. Болт, Ямайка) [7] (табл. 1).

Таблица 1

Время пробегания 10-метровых отрезков дистанции при установлении мировых рекордов

Соревнования Время реакции 0-10 10-20 20-30 30-40 40-50 50-60 60-70 70-80 80-90 90-100

Олимпийские игры - 9,69 с 0,165 1,85 1,02 0,91 0,87 0,85 0,82 0,82 0,82 0,83 0,9

Чемпионат мира - 9,58 с 0,146 1,89 0,99 0,9 0,86 0,83 0,82 0,81 0,82 0,83 0,83

Очевидно, что во втором случае успех спортсмена был в основном предопределен хорошей стартовой реакцией (0,019 с), восполнением потерь на финишном отрезке 90-100 м (0,07с).

При установлении мирового рекорда У. Болт достиг максимальной скорости бега (12,35 м/с) на 54-м метре

дистанции, а 99% от максимальной - на 40-м метре. Что касается менее квалифицированных спортсменов, то характер динамики скорости у них несколько иной. Среднее время пробегания различными спортсменами отдельных отрезков дистанции представлено в табл. 2.

Таблица 2

Среднее время пробегания 10-метровых отрезков дистанции 100 м спортсменами различной квалификации

Отрезки, м Результат в беге на 100 м (с)

9,58 10,30 10,70 11,25 11,70 12,30 12,80

10 1,89 1,91 1,95 2,00 2,06 2,12 2,18

20 0,99 1,06 1,11 1,14 1,21 1,28 1,30

30 0,90 0,96 0,99 1,04 1,18 1,22 1,26

40 0,86 0,92 0,95 1,00 1,15 1,21 1,24

50 0,83 0,89 0,93 0,99 1,14 1,17 1,24

60 0,82 0,89 0,93 0,98 1,14 1,19 1,25

70 0,81 0,90 0,94 0,98 1,15 1,24 1,28

80 0,82 0,92 0,94 1,11 1,17 1,24 1,28

90 0,83 0,91 0,95 1,14 1,18 1,26 1,32

Утах,м/с 12,27 11,24 10,75 10,20 8,77 8,54 8,06

По показателям, приведенным в табл. 2, можно судить о некоторых закономерностях развития скоростных возможностей человека. Высококвалифицированные спринтеры, достигнув максимальной скорости бега, лишь незначительно снижают ее к концу дистанции. Это объясняется не только более высоким энергетическим потенциалом, но и рациональной техникой бега, позволяющей экономнее расходовать внутренние резервы. Таким образом, необъективно рассматривать результат на дистанции 100 м как показатель развития быстроты у новичков, поскольку на таком длинном отрезке решающим для них является качество скоростной выносливости.

Если рассмотреть динамику скорости бега в спринте, то можно выделить три наиболее характерные части.

1. Стартовый разгон, который в основном проявляется на отрезке до 30 м. К этому моменту большинство спортсменов достигает максимальной скорости (90-94%).

2. Бег с максимальной скоростью. Продолжительность этого отрезка зависит от квалификации спортсмена.

3. Снижение скорости бега в конце дистанции, которое в основном характеризует скоростную выносливость спринтера.

При составлении перспективных планов тренировки спортсмена необходимо учитывать степень рассогласования основных характеристик соревновательной деятельности и применять разнообразные методы тренировочных воздействий (средства тренировки, объем

(ШШ>

и интенсивность применяемых упражнений, последовательность их применения и т.д.). Поэтому при разработке планов тренировок особое внимание необходимо уделять не на тренировку вообще, а на целенаправленное воздействие на один из компонентов динамики скорости в спринте.

Направленность тренировочных воздействий при совершенствовании отдельных компонентов динамики скорости

В стартовом разгоне для спортсменов различной квалификации на отрезке в 30 м необходимо иметь такой результат (табл. 3):

Таблица 3

Результат бега на отрезке в 30 м для спринтеров различной квалификации

Значения максимальной скорости бега спортсмены достигают на 40-60-метровом отрезке дистанции и поддерживают его тем дольше, чем выше их квалификация. Совершенствование старта в спринте в основном направлено на сокращение времени латентного периода двигательной реакции, развитие скоростно-силовых качеств мышц - разгибателей ног и туловища, а также выработку правильных двигательных навыков, способствующих наиболее рациональному использованию двигательного потенциала спортсмена.

Для исправления технических ошибок при выполнении старта следует учитывать, что все быстрые движения очень трудно контролировать самостоятельно, поэтому спортсмену нужно создавать такие условия, при которых он вынужден выполнять движение только по правильной траектории, пока навык не станет достаточно стабильным.

Тренировка в совершенствовании стартового разгона в основном направлена на развитие скоростно-силовых качеств мышць - разгибателей ног, для чего используются разнообразные прыжковые упражнения и упражнения с большими и средними отягощениями. Стартовый разгон требует от спринтера значительной мощности, поэтому при специальной подготовке спортсмены часто используют различные условия, затрудняющие выполнение начальных шагов: старты в гору, по песку (с использованием различных сопротивлений) и по отметкам [3].

При подготовке бегуна на короткие дистанции в процессе совершенствования стартового разгона необходимо обращать внимание на один из сложных элементов спринта - переход от стартового разгона к бегу с максимальной скоростью.

Величина максимальной скорости и результата в беге на 20 м с ходу в зависимости от квалификации спортсмена следующая (табл. 4):

Таблица 4

Максимальная скорость бега и результат в беге на 20 м с ходу для спортсменов различной квалификации

Результат в беге на 100 м, с 10,0 10,3 10,7 11,2 11,7 12,3 12,8

Результат на 20 м с ходу, с 1,65 1,75 1,80 1,90 2,05 2,15 2,30

Максимальная скорость бега, м/с 12,0 11,5 11,0 10,5 10,0 9,6 9,1

Основным средством подготовки бегунов на короткие дистанции является бег с максимальной скоростью. На каждом этапе подготовки спринтера работа над совершенствованием скорости бега должна являться главной задачей спортсмена. Чем выше квалификация спортсмена, тем в большей степени бег с максимальной скоростью должен быть представлен в общем объеме тренировочной работы.

Спринтерские пробежки с большой скоростью оказывают очень сильное воздействие на организм спортсмена. В тренировочном занятии, направленном на совершенствование скоростных возможностей, спортсмен как в физическом, так и психологическом плане должен быть готов выполнить работу с максимальной интенсивностью. Попытка проведения тренировки без учета этого фактора в лучшем случае не принесет желаемого сдвига, а в худшем - приведет к травме. Последовательное выполнение пробежек с максимальной скоростью должно быть обеспечено такими паузами отдыха, которые позволяют спортсмену в достаточной степени восстановиться от проведенной нагрузки.

Хорошим средством развития скоростных возможностей бегунов на короткие дистанции является бег в облегченных условиях [5]. Наиболее доступным средством является бег под уклон с использованием условий местности или специально сооруженные дорожки. Угол

наклонной дорожки не должен превышать 4 , так как при большем наклоне техника бега существенно меняется.

Снижение скорости бега в конце дистанции особенно заметно у спортсменов невысокой квалификации. Спринтеры, преодолевающие 100 м за время 10,20 с и быстрее, почти не замедляют скорость на финише, при этом ее падение на последних 5 м дистанции, как правило, объясняется изменением структуры беговых движений в связи с финишированием.

Заметное падение скорости бега наблюдается у бегунов различной квалификации на следующем расстоянии от линии финиша (табл. 5):

Таблица 5

Падение скорости в конце дистанции у спортсменов различной квалификации

Результат в беге на 100 м, с 10,0 10,3 10,7 11,2 11,7 12,3 12,8

Падение скорости до финиша, м - 5 15 20 23 30 35

Результат в беге на 100 м, с 10,0 10,3 10,7 11,2 11,7 12,3 12,8

Результат на отрезке 30 м, с 3,6 3,8 4,0 4,2 4,4 4,5 4,6

ІШ)

На более длинных спринтерских дистанциях скорость бега спортсмена определяется прежде всего уровнем развития скоростной выносливости. У подготовленных бегунов падение скорости бега на второй половине двухсотметровой дистанции в среднем составляет 6-8%,

Динамика скорости в беге на 200

а у бегунов более низкой квалификации - 10-12%. Падение скорости бега особенно заметно на последних 30 м дистанции, где даже выдающиеся бегуны [8] снижают скорость (табл. 6).

Таблица 6

м (чемпионат мира 2009 г., Берлин)

Спортсмен Результат Время реакции 100 м 100-200 Разн. 150 0-50 50-100 100-150 150-200

У. Болт 19,19 0,133 9,92 9,27 -0,65 14,44 5,60 4,32 4,52 4,75

А. Эдвард 19,81 0,179 10,37 9,44 -0,93 15,00 5,88 4,49 4,63 4,81

В. Спирмен 19,85 0,152 10,42 9,43 -0,99 15,06 5,89 4,53 4,64 4,79

Основным методом развития качества выносливости является повторный бег на различных отрезках. В соответствии с задачами тренировочного этапа интенсивность бега и интервалы отдыха между отдельными пробежками варьируются в зависимости от индивидуальных особенностей спортсмена. Повторные пробежки выполняются с интервалами отдыха в 2-4 мин, таким образом, чтобы к началу очередной пробежки частота пульса не превышала 120 уд./мин. Если частота пульса после серии удерживается более 5-6 мин на уровне выше 120 уд./мин, то это служит показателем слишком большой нагрузки или плохого самочувствия спортсмена.

В тренировке спринтера используется переменный бег, с помощью которого хорошо сохраняется состояние высокой спортивной формы, а также бег с периодическим изменением скорости. Хорошим средством контроля развития качества скоростной выносливости и одновре-

менно средством тренировки является бег на дистанцию 200 м с разбегом в 150 м примерно в 75% от максимума и последующий бег с ходу на 50 м с регистрацией времени пробегания всего отрезка и последних 50 м.

Для развития скоростной выносливости используется также последовательное пробегание двух и более отрезков с околомаксимальной скоростью при незначительном периоде отдыха не более 1 мин. Например, 4X50 м или 150 + 60 м. Эта «жесткая» работа проводится, как правило, в период, когда спортсмен уже хорошо подготовлен функционально и возможность получения травмы сведена к минимуму.

Таким образом, анализ динамики скорости спринтерского бега позволяет сформировать общую структуру подготовки спринтера, основываясь на особенностях требований к технике бега и характере энергетического обеспечения.

Литература

1. Озолин Э.С. Спринтерский бег. - М.: Человек, 2010. - 178 с.

2. Dick F. (1987a). Sprints and relays. - London: British Amateur Athletic Board.

3. Doherty K. (2007). Track & field omnibook (5th ed., revised and updated by J.N. Kernan). - Mountain View, Calif.: Tafnews Press.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

4. Gardiner P. (2005). Specific strength exercises for sprinters // Track Coach (172), 5486-5489.

5. Paish W. (2002). Speed - What does it mean? How can we train it? // Track Coach (161), 5149-5150.

6. SheppardJ. (2004). The use of resisted and assisted training methods for speed development: coaching considerations // Modern Athlete and Coach, 42 (4), 9-12.

7. Seagrave L. (1996). Introduction to sprinting // New Studies in Athletics, 11(2/3), 93-113.

8. http://www.iaaf.org/athletes/biographies/ country=JAM/athcode=184599/index.html

9. http://www.iaaf.org/index.html

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.