4. Воронин А.С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике. - ГОУ ВПО УГТУ-УПИ-2006.
5. Изотова Е.И. Индивидуализация профессиональной деятельности педагогов и психологов и ее влияние на социализацию младших школьников // Психология и школа. 2010. №1. С.24-39.
6. Колесникова А.А. Духовная культура младшего школьника как педагогический феномен // Молодой ученый. 2010. №1-2. Т.2. С.280-282.
7. Хухлаева О.В. Влияние культуры на социализацию детей. - Московский городской психолого-педагогический университет, 2011 - «Мир культур и культуры мира».
8. Тюкавкина Н.В. Роль семьи в развитии этнокультурной социализации ребенка младшего школьного возраста // Актуальные задачи педагогики: материалы II Международной научной конференции (г. Чита, июнь 2012г.) - Чита: Издательство «Молодой ученый», 2012. С.84-87.
УДК 796
DOI 10.24411/2409-3203-2018-11826
ТЕХНИКА УПРАЖНЕНИЙ, ПРИЕМОВ И ДЕЙСТВИЙ ИЗ РАЗДЕЛА «ЛЁГКАЯ
АТЛЕТИКА И УСКОРЕННОЕ ПЕРЕДВИЖЕНИЕ» ДЛЯ КУРСАНТОВ
Воронов Николай Андреевич
кандидат биологических наук, старший преподаватель кафедры физической подготовки Ярославского высшего военного училища противовоздушной обороны
Россия, Ярославль
Аннотация: Общеразвивающие упражнения совершенствуют координационные способности занимающихся, содействуют укреплению мышечно-связочного аппарата, общему физическому развитию. В статье описывается техника упражнений, приемов и действий применяемых при разучивании и совершенствовании двигательных навыков.
Ключевые слова: спорт, тренировка, курсанты, бег.
TECHNOLOGY OF EXERCISES, RECEPTIONS AND ACTIONS FROM THE
SECTION "TRACK AND FIELD ATHLETICS AND THE ACCELERATED
MOVEMENT" FOR CADETS
Voronov Nikolay A.
Ph.D., senior teacher of department of physical training Yaroslavl highest military college of air defense Russia, Yaroslavl
Summary: The all developing exercises improve coordination abilities of engaged, promote strengthening of the musculocopular device, the general physical development. In article technology of the exercises, receptions and actions applied during the learning and improvement of movement skills is described.
Keywords: sport, training, cadets, run.
Легкая атлетика является комплексным видом спорта, включающим в себя различные виды дисциплин. Она по праву считается королевой спорта, недаром, два из трех призывов в девизе «Быстрее, выше, сильнее» можно не задумываясь отнести к именно легкоатлетическим дисциплинам. Легкая атлетика составляла основу спортивной программы первых олимпийских игр.
Свои позиции легкой атлетике удалось завоевать за счет простоты, доступности и, если хотите, естественности своих соревновательных дисциплин. Это один из основных и наиболее массовых видов спорта [2].
Бег на 60 и 100 м
Способ показа - по частям (старт, стартовый разбег, бег по дистанции). Предназначение - совершенствование быстроты и частоты движений, двигательной реакции.
Выполняется на беговой дорожке стадиона или на ровной площадке с любым покрытием. Техника бега условно делится на три части (фазы): старт и стартовый разгон; бег по дистанции; финиширование.
По команде "На старт" подойти к стартовой линии, поставить сильнейшую (толчковую) ногу вперед, не наступая на линию, другую поставить на полшага назад на носок и согнуть в колене.
По команде "Внимание" перенести тяжесть тела на носок толчковой ноги, одновременно сгибая ее в колене, туловище и голову наклонить вперед, руку, противоположную толчковой ноге, согнуть в локте и вынести вперед вниз под себя, другую согнутую руку отвести назад до отказа.
По команде "МАРШ", энергично отталкиваясь обеими ногами вперед-вверх, быстро начать бег частыми шагами (первые шаги выполняются короче и несколько в стороны, туловище наклонено вперед над точкой опоры, руки согнуты в локтях, кисти напряжены).
Стартовый разгон выполняется до момента развития околопредельной скорости (на расстоянии 20-35 м).
Хорошая техника бега при стартовом разгоне характеризуется:
• наклоном туловища вперед в начале разгона:
• полным выпрямлением ноги при отталкивании;
• энергичным движением ног и рук;
• плавным переходом от стартового разгона к бегу по дистанции.
Отличиями бега по дистанции от стартового разгона являются:
• относительно вертикальное положение туловища;
• постановка более выпрямленной ноги впереди проекции общего центра массы тела;
• большая амортизация в суставах ноги и быстрое сведение бедер;
• энергичная ненапряженная работа рук.
Под финишированием следует понимать поддержание высокой частоты шагов на последних метрах дистанции и изменение техники на последних 1-2 шагах перед плоскостью финиша за счет наклона туловища вперед или наклона с поворотом плеч.
Главное в технике выполнения - хорошая двигательная реакция и большая взрывная разрешительная способность мышц ног [3].
Техническое требование - в ходе бега по дистанции после стартового разбега туловище держать естественно, не отклоняясь назад, голову не запрокидывать; ноги ставить на внешний свод стопы "мягко", преимущественно на переднюю ее часть, при отталкивании
полностью выпрямлять в коленном и голеностопном суставах; движения согнутыми в локтевых суставах руками производить интенсивно, но без излишнего напряжения в области плеч.
Челночный бег 10х10 м
Способ показа - по частям (старт, стартовый разбег, поворот). Предназначение -совершенствование быстроты и частоты движений, двигательной реакции.
Выполняется на ровной площадке, размеченной линиями старта и поворота через 10
м.
По команде "На старт" подойти к стартовой линии, поставить сильнейшую (толчковую) ногу вперед, не наступая на линию, другую отставить на полшага назад на носок и согнуть в колене.
По команде "ВНИМАНИЕ" перенести тяжесть тела на носок толчковой ноги, одновременно сгибая ее в колене, туловище и голову наклонить вперед, руку, противоположную толчковой ноге, согнуть в локте и вынести вперед - вниз под себя, другую согнутую руку отвести назад до отказа.
По команде, энергично отталкиваясь обеими ногами вперед-вверх, быстро начать бег частыми шагами (первые шаги выполняются короче и несколько в стороны, туловище наклонено вперед над точкой опоры, руки согнуты в локтях, кисти напряжены).
3 а два-три шага до линии поворота, отклоняя туловище назад, выполнить стопорящие движения ногами на полную стопу; с последним шагом поставить ногу вперед за линию поворота на всю стопу, одновременно сильно отклонить тело назад; резко довернуть туловище и голову влево (вправо) и вниз на 180 градусов, одновременно сгибая ноги в коленях и перенося центр тяжести на впереди стоящую ногу, принять положение, сходное по своей структуре с положением высокого или низкого старта, продолжить движение в обратном направлении, пробегая таким же образом еще девять отрезков.
Главное в технике выполнения - хорошая двигательная реакция и большая взрывная разрешительная способность мышц ног и туловища [1 ].
Техническое требование - заступая за линию, поворот выполнять очень быстро с одновременным наклоном туловища, в ходе бега туловище держать естественно, не отклоняясь назад, голову не запрокидывать; ногу ставить на внешний свод стопы, преимущественно на переднюю ее часть, при отталкивании полностью выпрямлять в коленном и голеностопном суставах; движения согнутыми в локтевых суставах руками производить интенсивно (запрещается использовать в качестве опоры при повороте какие-либо естественные или искусственные предметы, неровности, выступающие над поверхностью дорожки).
Бег на 400 м. Челночный бег 4х100 м
Показ не производится.
Предназначение - совершенствование быстроты и скоростной выносливости, морально-волевых качеств.
Выполняется на беговой дорожке стадиона с высокого старта группами до 6 человек. Челночный бег выполняется по прямым дорожкам стадиона (100 м) или другой ровной площадке, с размеченными дорожками (ширина - 1,25 м), линией старта и линией поворота (для каждого стартующего посередине дорожки на расстоянии 2,5 м от линии старта и поворота устанавливаются два флажка яркого цвета высотой 0,5-0,75 м). Каждый участник стартует справа от своего флажка. Обегание флажков происходит против часовой стрелки. Всего преодолеваются 4 отрезка.
Основные фазы техники бега, а именно старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование, выполняются так же, как и при беге на 100 м. Вместе с тем бег на 400 м имеет и еще одну фазу - бег по повороту дорожки.
При беге по повороту туловище немного наклоняется влево, левая стопа ставится на дорожку развернутой наружу, а правая - внутрь. Правая рука при движении назад отводится несколько в сторону, а при движении вперед направлена больше внутрь [3].
Главное в технике выполнения - хорошее развитие мышц ног, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Техническое требование - в ходе бега туловище держать естественно, не отклоняясь назад, голову не запрокидывать; ногу ставить преимущественно на переднюю часть стопы, при отталкивании полностью выпрямлять в коленном и голеностопном суставах; движения согнутыми руками производить свободно, но интенсивно, плечи расслаблены.
Бег на 1, 3 и 5 км
Показ не производится.
Предназначение - совершенствование общей и скоростной выносливости, морально-волевых качеств.
Проводится на любой местности с общего или раздельного старта. Старт и финиш оборудуются в одном месте.
Технике бега на средние и длинные дистанции характерны следующие особенности:
• естественность движений и полноценное отталкивание;
• легкость бега и значительный темп;
• почти вертикальное положение туловища;
• широта и свобода движений ног и рук.
При анализе техники выделяются следующие фазы (части): старт и стартовый разгон, бег по дистанции и финиширование.
В беге на средние и длинные дистанции применяется высокий старт, при котором команда «ВНИМАНИЕ» не подается. До начала бега обучающиеся располагаются на линии сбора (в 3-х метрах от линии старта). По команде «НА СТАРТ» бегуны быстро подходят к линии старта. Поставив перед ней толчковую ногу, другую ногу ставят на носок сзади толчковой на расстоянии одной-двух ступней. Наклоняясь вперед, переносят центр тяжести тела на впереди стоящую ногу и выносят вперед со стороны сзади стоящей ноги, а по команде «МАРШ» - начинают бег. Путь, на котором бегун набирает полную скорость для данной дистанции, и будет стартовым разгоном.
В беге по дистанции длина шага равняется 170-210 см. Туловище почти вертикально, плечевой пояс расслаблен. Руки согнуты примерно под углом 90 градусов, свободно двигаются вперед-назад в соответствии с движением. Нога на опор ставится с передней части стопы.
В беге на средние и длинные дистанции важное значение имеет правильное дыхание. Дышать надо одновременно носом и ртом. Ритм дыхания должен быть естественным и индивидуальным для каждого бегуна.
Финиширование в беге на средние и длинные дистанции характеризуется увеличением скорости бега за 200-400 м до линии финиша и пробеганием ее без снижения скорости. Бросок грудью или плечом на плоскость финиша применяется бегунами только в случае соперничества [4].
Главное в технике выполнения - хорошее развитие мышц ног, сердечно-сосудистой и дыхательной систем.
Техническое требование - в ходе бега туловище держать естественно, не отклоняясь назад, голову не запрокидывать; ногу ставить преимущественно на переднюю часть стопы, при отталкивании полностью выпрямлять в коленном и голеностопном суставах: движения согнутыми руками производить свободно, плечи и кисти рук расслаблены.
Тройной прыжок с места
Способ показа - в целом.
Предназначение - совершенствование быстроты и координации движений, устойчивости к перегрузкам.
Выполняется на любой ровной площадке с любым покрытием, с размеченными линиями отталкивания и местом приземления с контрольными отрезками через каждые 5 см. Результат определяется по ближайшей к линии отталкивания отметке (следу), оставленной любой частью тела с точностью до 1 см. Предоставляется три попытки. Зачет по лучшему результату.
Тройной прыжок с места - это сложное по координации упражнение, которое требует от обучающегося высокой скоростно-силовой подготовки и условно делится на три части: "скачок", "шаг" и "прыжок".
Поставить разведенные на ширину плеч ноги к линии отталкивания, не наступая на нее, ступни параллельны; отвести почти прямые руки назад до отказа, согнуть ноги в коленях и, наклоняясь вперед, перенести тяжесть тела на носки; произвести сильное маховое движение руками вперед, одновременно. Интенсивно оттолкнуться ногами, полностью выпрямить одну ногу в коленном и голеностопном суставах, а другую быстро согнуть, максимально вынося колено вверх-вперед и сгибая в голеностопном суставе в фазе полета вынести стопу одной ноги вперед, отвести руку, противоположную ей, назад, а другую ногу согнуть (скачок).
Приземляясь на пятку почти прямой и сильно напряженной ноги, произвести быстрый перекат с пятки на носок, одновременно вынести другую ногу, согнутую в колене, и руку, противоположную ей, вперед-вверх, сильно и мощно оттолкнуться; в фазе полета вынести стопу одной ноги вперед, отвести руку, противоположную ей, назад, а другую ногу согнуть ("шаг'').
Произвести повторно те же действия еще один раз и, после заключительного отталкивания ("прыжок''), резко сгибаясь и наклоняя туловище и голову вниз, вынести вперед обе руки и слегка согнутые в коленях ноги, произвести приземление на пятки с последующим перекатом на носки.
Главное в технике выполнения - большая взрывная разрешительная способность мышц ног.
Техническое требование: выполнить упражнение мощно и активно, выталкиваясь с двух ног в начале упражнения, и поочередно с каждой ноги - в ходе его выполнения: приземление выполнять только на пятки обеих ног [5].
Занятия по ускоренному передвижению и легкой атлетике проводятся во всех формах физической подготовки: на учебных занятиях, утренней физической зарядке, в процессе учебно-боевой деятельности. В содержание ее входят многочисленные упражнения на развитие быстроты, выносливости и скоростной выносливости, строевые приемы, а также упражнения в движении и на месте общеразвивающего характера.
Список литературы:
1. Борисов А.В., Елькин Ю.Г., Чернышов С.М. Развитие и формирование професионально важных качеств военных специалистов полевых узлов связи // Международный научно-исследовательский журнал. 2013. № 7-4 (14). С. 68-69
2. Васин В.Н., Косяшников Н.Т., Буриков А.В. Теоретико-экспериментальное обоснование программы формирования профессионально важных качеств средствами физической культуры // Вестник Рыбинской государственной авиационной технологической академии им. П.А. Соловьева. 2014. № 4 (31). С. 134-139
3. Воронов Н.А. В здоровом теле - здоровый дух // Colloquium-journal. 2018. № 6-2 (17). С. 77-79
4. Воронов Н.А. Поддержание двигательного режима в жизни человека // В сборнике: Материалы конференций ГНИИ "НАЦРАЗВИТИЕ". Июнь 2018. Сборник избранных статей. 2018. С. 103-105
5. Физическая культура и физическая подготовка: Учебник. / Под ред. В.Я. Кикотя, И.С. Барчукова. - М.: ЮНИТИ. 2016. - 431 с.