УДК 796.42+378.147
МЕТОДИКА ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОГО ОБУЧЕНИЯ ТЕХНИКЕ ЛЕГКОЙ АТЛЕТИКИ СТУДЕНТОВ ФАКУЛЬТЕТА ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Емельянов Василий Дмитриевич Доцент кафедры
«Легкая атлетика, водные виды спорта и туризма»
Арапу Наталья Гоигорьевна Старший преподаватель кафедры «Легкая атлетика, водные виды спорта и туризма» Приднестровский государственный университет им. Т.Г. Шевченко, Тирасполь
METHODS OF TECHNOLOGY ATHLETICS CONSISTENT TEACHING OF PHYSICAL
EDUCATION FACULTY STUDENTS
Emelyanov Vasily Dmitrievich Associate Professor of the department «Track and field athletics, water sports and tourism»
Arapu Natalya Grigoryevna Senior Lecturer of the department «(Track and field athletics, water sports and tourism» Shevchenko Pridnestrovian State University, Tiraspol
Аннотация. Для оптимизации самостоятельной, теоретической и практической подготовки студентов, в статье приведена методика последовательного обучения технике легкой атлетики в виде план-схем.
Summary. The article contains Technology Athletics consistent teaching schemes in order to optimize students self-education, practical and theoretical trainings.
Ключевые слова. Студенты. учебный процесс, легкая атлетика, методика обучения, оценка качества, план-схема обучения.
Keywords. Student, learning process, athletics, teaching methods, quality assessment, teaching scheme.
Цель дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания» состоит в изучении теории и методики преподавания легкой атлетики, овладения будущими специалистами техникой изучаемых видов, входящих в учебные программы образовательных учреждений.
В соответствии с современными требованиями Федерального Государственного стандарта высшего профессионального образования, по результатам изучения дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания» студенты факультета физической культуры и спорта, должны владеть навыками разработки плана-конспекта занятия по легкой атлетике, уметь определять конкретные задачи занятия, подбирать средства и методы, адекватные поставленным задачам [4, с.3-4].
Актуальность исследования. По мнению многих специалистов, формирование проектно-конструктивного мышления студентов, является одной из сложных задач в овладении умениями и навыками профессиональной деятельности. А именно на практике, у студентов часто возникают трудности, при составлении конспекта урока по легкой атлетике, что снижает эффективность учебного процесса [1, с.4-5].
В современной литературе отсутствуют четкие рекомендации по использованию методики обучения. Поэтому существует необходимость в разработке пошаговой методики обучения технике легкоатлетических видов спорта.
Объект исследования: учебный процесс студентов факультета физической культуры и спорта по дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания».
Предмет исследования: методика обучения технике видов легкой атлетики.
Цель исследования: разработка методики последовательного обучения технике в виде план-схемы, на примере бега на короткие дистанции.
Основным методом исследования были педагогические наблюдения. Они проводились в естественных условиях на базе факультета физической культуры и спорта ПГУ им. Т.Г. Шевченко со студентами 2 и 3 курсов факультета ФКиС в количестве 84 человек. Наблюдение вели за практическими занятиями по дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания». Для проведения учебно-тренировочного процесса факультет использовал базу легкоатлетического манежа СДЮШОР-2 им. В.Б. Долгина в г. Тирасполе.
Согласно требованиям, предъявляемым к дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания», преподавателями факультета выведены критерии оценки количественного и качественного освоения материала, такие как посещаемость занятий, самостоятельная, практическая и теоретическая работа студентов [2, с.26-27].
Во время проведения эксперимента основное внимание уделялось практическому компоненту, который оценивался на 2 курсе по уровню владения техникой бега на короткие дистанции и установке количественного результата.
Так как в легкой атлетике все целостные двигательные действия поддаются объективному измерению по основным параметрам, преподаватель в процессе занятий оценивает технику движений студента довольно субъективно, на уровне своей квалификации и лишь по оценке экспертной группы, результат полученного параметра приближается к более объективному. Зная, какие ошибки чаще всего допускаются в процессе отработки определенного параметра, легче понять причину их возникновения и подобрать средства для исправления. Причинами возникновения двигательных ошибок может быть любое нарушение принципов, правил организации и условий процесса обучения.
Наиболее типичными будут следующие причины: 1) неправильное понимание спортсменом задач обучения; 2) несовершенство подбора средств решения задач обучения, в том числе несоответствие задач физическому развитию занимающегося; 3) боязнь выполнения сложных по технике движений; 4) отрицательный перенос двигательных навыков; 5) обучение на фоне развивающегося утомления; 6) несоответствие места проведения занятий, инвентаря и оборудования педагогическим требованиям [3].
Для оценки техники выполнения упражнения использовали данные итоговой аттестации по балльно-рейтинговой системе дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания», проводимой в период с сентября по декабрь 2015 года [2, 26-27].
Результаты показали, что студенты 2 курса техникой бега на короткие дистанции владеют слабо, на что указывают отклонения отдельных биомеханических параметров, характеризующие технику бега на короткие дистанции по Б.А.Ашмарину [5]:
^ недостаточный вынос бедра маховой ноги вперед-вверх, отсутствие активного передвижение таза вперед, ^ неполное отталкивание,
^ постановка ноги значительно впереди проекции ОСТ на пятку, ^ неправильная постановка стоп, ^ ошибки в работе рук,
^ излишне-мышечная напряженность и закрепощенность при беге.
При оценивании выполненных упражнений исходили из пятибалльной системы, 1-2 балла - плохое владение техникой, 3- удовлетворительное, 4 балла - хорошее владение техникой, 5 баллов - в совершенстве владеет техникой движений.
На 2 курсе:
6 чел.(26,09%) - хорошо.
9 чел.(39,13%)- удовлетворительно.
8 чел. (34,78%) - неудовлетворительно.
На 3 курсе оценку проводили по качеству организации и проведения урока по легкой атлетике по методике обучения технике бега на короткие дистанции.
На 3 курсе:
3 чел.(4,92%) - отлично
20 чел.(32,79%) - хорошо
12 чел. (19,67%)- удовлетворительно
26 чел. (42,62%) - неудовлетворительно
В результате было выявлено, что у студентов возникают трудности, при составлении конспекта урока по легкой атлетике, а именно:
^ студенты недостаточно четко и конкретно формулируют задачи урока, часто опуская оздоровительные и воспитательные;
^ уделяют недостаточно внимания организационной и методической стороне занятия и контролю за усвоением материала предстоящего урока, что не позволяет в полной мере решать поставленные задачи;
^ скуден и однотипен набор средств подготовительной части, нет подводящих упражнений для изучения конкретного вида;
^ недостаточно подробно разрабатывается содержание основной части урока (подбор, последовательность, условия выполнения подводящих упражнений),
^ заключительная часть урока зачастую формальна, не всегда планируются мероприятия восстановительного характера, подведение итогов.
По итогам анализа результаты, следующие: на 2 курсе 65% студентов, показали удовлетворительный уровень технической подготовки, на 3 курсе - 57%.
Оценка практической подготовки позволила выявить значимые факторы, влияющие на овладение умениями и навыками профессиональной деятельности студентами:
^ небольшой объём времени в рамках учебного плана на изучение техники видов легкой атлетики.
^ отсутствие четких рекомендаций по использованию методики обучения технике видов легкой атлетики.
^ конспект урока не в полной мере соответствует поставленным задачам урока, что в свою очередь мешает его полноценному и грамотному проведению на практике.
Вышеперечисленное снижает эффективность учебного процесса.
Для оптимизации самостоятельной, теоретической и практической подготовки студентов, была разработана методика последовательного обучения технике бега на короткие дистанции в виде план-схем, представляющих модель урока.
Представленная план-схема обучения технике легкоатлетических видов состоит из трех граф [1, с. 5]:
^ В 1-й графе указана последовательность решения поставленных задач при обучении технике вида легкой атлетики, соответствующей фазе упражнения. Их количество зависит от сложности целостного действия. Первая задача всегда носит ознакомительный характер, так как обучающийся должен мысленно представить технику целостного действия.
^ Во 11-й графе предлагаются средства, способствующие решению поставленной задачи.
^ В Ш-й графе даны организационно-методические указания, содержащие рекомендации по рациональной технике выполнения упражнения (на что необходимо обратить внимание для предотвращения появления ошибок).
В таблице 1, приведена план-схема последовательности обучения технике бега на короткие дистанции.
Таблица 1
План-схема обучения технике бега на короткие дистанции
Задача Средство Организационно-методическое мероприятие
1. Ознакомить с техникой бега на короткие дистанции. 1. Создание представления о технике бега на короткие дистанции Просмотр кинокольцовок, кинограмм, видеофильмов, фотографий, рисунков.
2. Бег на отрезках 60-100м. Скорость невысокая, средняя. Ознакомиться с индивидуальными особенностями занимающихся, выявить грубые ошибки, дать рекомендации для их исправления.
2. Обучить технике бега по прямой дистанции 1. Объяснение и показ техники бега по прямой. Указать на положение основных звеньев тела в пространстве. Опорная нога ставится на грунт с передней части стопы, движением сверху-вниз, под себя (загребающим), в момент
вертикали слегка согнута. В заднем отталкивании выпрямляется во всех звеньях. В заднем махе нога сгибается в тазобедренном и коленном суставах, пятка касается задней поверхности бедра, в момент вертикали максимально согнута во всех звеньях, в переднем махе нога, согнутая во всех звеньях, выносится вперед, бедро параллельно полу с последующим разгибанием в коленном суставе. Туловище слегка наклонено вперед. Руки согнуты в локтевом суставе под углом 900, направление движения вперед-назад, синхронно и разноименно ногам.
2. Бег на отрезках 40-80 м. Скорость невысокая. Обратить внимание на положение звеньев тела.
3. Бег на отрезках 40-60 м с ускорением. Указать на постановку опорной ноги с передней части стопы.
4. Бег с высоким подниманием бедра с переходом на обычный бег на отрезках 30-40м. Указать на постановку ноги загребающим движением под себя, на полное выпрямление толчковой ноги, в переднем махе нога, согнутая во всех звеньях выносится вперед, бедро параллельно полу с последующим разгибанием в коленном суставе, вертикальное положение туловища.
5. Семенящий бег с переходом на гладкий бег на отрезках 30-40м. Указать на частоту шага, полное выпрямление толчковой ноги, высокое поднимание бедра маховой ноги под углом 900.
6. Бег с захлестом голени назад с переходом на гладкий бег на отрезках 30-40м. Указать на постановку ноги загребающим движением под себя, на полное выпрямление толчковой ноги, в заднем махе нога сгибается, пятка направляется под ягодицу, туловище вертикально.
7. Прыжковый бег с переходом на гладкий бег на отрезках 30-40м. Указать на постановку ноги с передней части стопы, на полное выпрямление ноги в заднем толчке, направление отталкивания вперед под острым углом. Широкое разведение бедер в полетной фазе.
8. Бег с высоким поднимаем бедра с последующим выхлестом голени вперед. В переднем махе бедро активно выносится вперед до горизонтали, с последующим выхлестом голени вперед-вниз-под себя.
9. Бег с ускорением. Акцентировать внимание на технику выполнения бега в целом.
8. Имитация работы рук в беге. Исходное положение, основная стойка, попеременное сгибание ног в коленном суставе, синхронно и разноименно с работой согнутых рук локтевом суставе, направление движения вперед-внутрь и назад в сторону, с постепенным наращиванием скорости, без напряжения и скованности в плечевом поясе, свободно и по большой амплитуде.
3. Обучить технике бега по повороту. 1. Объяснение и показ особенности техники бега по повороту Указать на наклон туловища в сторону поворота для избежания влияния центробежной силы на скорость бега, на постановку правой стопы развернутой носком вовнутрь, а левой стопы наружу к центру виража.
2. Имитация работы рук на месте, как при беге по повороту. Левая рука движется по прямолинейной траектории вперед-назад, локоть прижимается к туловищу, а правая рука работает шире, по направлению назад-вперед вовнутрь поперек туловища с отведенным вправо локтем.
3. Бег по кругу различного радиуса (10-20 м). Указать на наклон туловища влево.
4. Бег с ускорением по прямой с входом в вираж. Следить за плавным входом в поворот, сохраняя длину и частоту шага.
5. Бег с ускорением по виражу с выходом на прямую. Плавное выпрямление туловища при выходе на прямую.
4. Обучить технике низкого старта и стартового разгона. 1. Создать представление о технике старта и стартового ускорения в беге на короткие дистанции. Ознакомить занимающихся с техникой низкого старта. Положение звеньев тела на старте: стопа толчковой ноги располагается за 1,5 стопы от линии старта, нога согнута в коленном суставе.
На расстоянии 1,5 стопы от носка впередистоящей ноги (или длины голени). Пятки стоп не касаются опоры. Между стопой и коленом расстояние ширины одной ладони. Кисти рук располагаются перед линией старта параллельно ей, на расстоянии чуть шире плеч, с опорой на большой палец (развернутый вовнутрь)и указательный. Голова держится прямо по отношению к туловищу, взгляд направить на 1 м вперед. В стартовом ускорении около 10-15 м начинается постепенное выпрямление туловища и набор скорости за счет увеличения длины и частоты шагов, активная работа рук.
2. Старт из различных положений, с пробеганием дистанции 20-30 м: -старт из основной стойки с падением вперед, - высокий старт (с опорой на руку), - старт из упора лежа. Обратить внимание на активное расположению звенья тела, быстроту реакцию на ожидаемый сигнал и началу движения по дистанции.
3. Выполнение команд «На старт!» и «Внимание!». По команде «На старт!» занимающиеся принимают позицию низкого старта. По команде «Внимание!», происходит неполное выпрямление ног в коленном суставе и отрыв колена маховой ноги от опоры, таз поднимается на 10-15 см выше уровня плеч. Вес тела переносится на руки и на толчковую ногу, плечи выдвигаются вперед за линию старта.
4. Выполнение низкого старта с выбеганием на прямую по команде «На старт!», «Внимание!», «Марш!». Указать и исправить ошибки в расположении звеньев тела. Акцентировать внимание на старте. Указать на разноименную работу рук, одновременное выталкивание с обеих ног и активное вынесение маховой ноги вперед под себя. Удержание наклона в стартовом ускорении и своевременное выпрямление. Дорожки для выполнения первого отрезка стартового ускорения по прямой (по касательной к бровке), с последующим наклоном туловища к центру поворота, движения руками короткие и быстрые.
5. Обучить технике финиширования. 1. Создание представления о технике финиширования в беге на короткие дистанции. Указать на то, что финиширование начинается 12 м от финишного створа, осуществляется наклон туловища вперед, с одновременным отведением рук назад или поворотом плечевого пояса, плечом вперед. По возможности увеличивается частота шага.
2. Имитация способов финиширования на месте и в ходьбе. Отвести руки назад, вывести грудь вперед.
3. Имитация способов финиширования в беге с невысокой скоростью. Не выполнять наклон заблаговременно.
4. Имитация способов финиширования в беге на скорости. Во время финиширования не опускаться на пятку.
6. Обучить технике бега на короткие дистанции в целом. 1. Специальные упражнения бегуна (бег с высоким подниманием бедра, бег с захлестом голени, семенящий бег, прыжковый бег, бег с высоким поднимаем бедра с последующим выхлестом голени вперед) с постепенным переходом на бег на отрезках 3040 м. Следить за сохранением частоты и длины беговых шагов и свободы движений.
2. Бег на отрезках от 30-50 м соревновательной дистанции с различной скоростью. Обращать внимание на технику бега по всей дистанции, затем указать на индивидуальные ошибки и способы их исправления.
Выводы.
Изучение и анализ научно-методической литературы по проблеме исследования, а также организация и проведение педагогических наблюдений позволили сделать следующие выводы:
1. Обучение технике легкоатлетических упражнений складывается из продуманных, последовательных действий преподавателя и студентов, которые определяются характером задач, условиями освоения движений и правильным использованием методов и приемов обучения на каждом этапе. В начале обучения преподаватель, учитывая двигательный опыт и индивидуальные особенности занимающихся, определяет их готовность к освоению новых упражнений и
составляет конкретный план действий.
2. Ведущим методом для освоения техники видов легкой атлетики является расчлененный, при котором упражнение разбивается на отдельные части с последовательным соединением их в единое целое. При обучении в сложном упражнении выделяется основное звено (главная фаза упражнения), от которого будет зависеть результат и которому подчиняются все остальные фазы.
3. Оценка качества освоения техники осуществляется преподавателем на основе наблюдения за их движениями. Оперативный анализ позволяет сделать видеосъемка.
4. Разработанная методика обучения технике бега на короткие дистанции в виде модельной план-схемы, окажет помощь в изучении приемов техники бега на короткие дистанции и их практическом применении, а также станет основой в разработке план-конспектов урока по легкой атлетике.
,_а
Сп
Список литературы
7. Емельянов В.Д., Арапу Н.Г. Легкая атлетика. Методика обучения в план-схемах: учебное пособие /В.Д. Емельянов, Н.Г. Арапу - Тирасполь, 2015. - С. 4-5.
8. Емельянов В.Д., Арапу Н.Г. Применение новой системы оценивания знаний студентов по дисциплине «Легкая атлетика и методика преподавания» / Сборник материалов Всероссийской с международным участием научно-практической конференции «Физическая культура в общекультурной и профессиональной подготовке студента». Южный федеральный университет. - Ростов-на-Дону: Издательство Южного федерального университета, 2015. - С. 26-27.
9. Жилкин А.И. Легкая атлетика: Учеб.пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А.И. Жилкин, В.С. Кузьмин, Е.В. Сидорчук. - М.: Издательский центр «Академия», 2003. - 464 с.
10. Рабочая программа дисциплины «Легкая атлетика и методика преподавания» /сост. доцент Емельянов В.Д., ст.преп. Арапу Н.Г., ст.препод. Гамалицкая Г.М. - Тирасполь: ГОУ ПГУ, 2013. - С. 3-4.
11. Теория и методика физического воспитания: Учебное пособие /Под ред. Б.А. Ашмарина. - М., 1979. - 360 с.
,_Q
Сп
References
7. Yemelyanov V.D., Arapu N.G. Athletics. Teaching methods schemes: study guide / Emelyanov V.D., Arapu N.G. - Tiraspol, 2015. - Page 4-5.
8. Yemelyanov V.D., Arapu N.G. Implementation of the new system of students knowledge assessment in "Athletics and teaching methods"/ all-Russia Scientific and Research Conference with international participation on "Physical Culture in Student Cultural and Vocational" digest. Southern Federal University. - Rostov-on-Don: Publishing house of the Southern Federal university, 2015. - Page 26-27.
9. Zhilkin A.I. Athletics: Teachers college students manual/ A.I. Zhilkin, V. S. Kuzmin, E. V. Sidorchuk. - M.: Publishing center "Akademia", 2003. - 464 p.
10. Working program "Athletics and teaching methods"/ Emelyanov V.D., Arapu N.G. Gamalitskaya G. M. - Tiraspol: PGU Public Educational Institution, 2013. - Page 3-4.
11. Theory and methods of physical training: The manual edited by B. A. Ashmarin. -M, 1979. - 360 p.