Частично, но системно решить эту проблему могут занятия по физической культуре, проводимые в образовательном учреждении, кроме того, самостоятельные прогулки после занятий, которые также должны быть систематическими. В этой связи образовательные учреждения должны динамично, комплексно популяризировать массовую физическую культуру и спорт силами штатных и приглашенных преподавателей физической культуры, тренеров, а также с помощью действий со стороны преподавателей учебных дисциплин (путем правильной организации занятия, предупреждением преждевременного наступления утомления и т.д.). Все это должно включаться в систему подготовки и быть ее составной частью. Надо отметить, что учебные заведения, являясь образовательными, интеллектуальными, культурными, центрами, играют существенную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении навыкам здорового образа жизни и воспитании духовности как одного из аспектов здорового образа жизни, в повышении трудового потенциала общества в целом. Можно сделать заключение, что задача популяризации здорового образа жизни будущих специалистов различных профессиональных профилей комплексная и многокомпонентная. Решение её лежит в оптимизации учебной, кружковой и факультативной деятельности всего образовательного учреждения с привлечением не только специалистов физической культуры и спорта и преподавателей учебных дисциплин, но и психологов, специалистов по безопасности масштабах не только образовательного учреждения, но и города, а также создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств.
Список литературы /References
1. Барашева Н.В., Виноградов П.А., Жолдак В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. Самара: СИПКРО, 1997.
2. Шарапов А.А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности / А.А. Шарапов // Молодой ученый, 2016. № 6.1.
3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. М., 2000. 239 с.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Гаврилов Н.В. Email: Gavrilov6120@scientifictext.ru
Гаврилов Никита Валерьевич - студент, кафедра лечебной физкультуры, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье анализируются влияние физкультуры на психику человека. Ключевые слова: психика, физическая культура.
THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE PSYCHOLOGICAL STATE OF A PERSON Gavrilov N.V.
Gavrilov Nikita Valeryevich - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL THERAPY, FACULTY OF GENERAL MEDICINE,
KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract: the article analyzes the influence of physical education on the human psyche. Keywords: mentality, рhysical Culture.
УДК 796
Всем известно, как положительно влияют физические упражнения на здоровье человека. Физическая нагрузка способствует снижению веса, нормализации пульса и давления, является первейшим условием здоровья, силы, выносливости человека, у которого правильное телосложение гармонично сочетается с развитой мускулатурой. Физические упражнения укрепляют кости, связки, мышцы, которые становятся более крепкими, устойчивыми к нагрузкам и травмам.
О влиянии физических упражнений на психику говорят значительно реже, однако множество исследований установили связь между регулярной физической нагрузкой и психическим здоровьем. Упражнения оказывают позитивное психологическое воздействие, особенно на людей, страдающих депрессией и тревогой.
Занятия физкультурой оказывают благотворное воздействие на психику. Активизация кровообращения и более глубокое дыхание содействуют лучшему снабжению мозга кровью и кислородом. Также повышает способность человека сосредоточиться. Движения постепенно снимают нервное напряжение. Вследствие этого мы испытываем радость: у нас ничего не болит, нет никаких недомоганий, все органы функционируют нормально. Это чувство радости, в свою очередь, создает хорошее настроение.
Гормон, «отвечающий» за хорошее настроение и самочувствие, называется бета-эндорфин. Было установлено, что после бега уровень этого гормона в крови значительно повышается: через 10 минут — на 42%, а через 20 минут — уже на 110 %. Предполагается, что продолжительная физическая нагрузка, направленная на развитие выносливости, повышает уровень содержания бета-эндорфина в большей степени, чем кратковременная. Бета-эндорфин обладает сильным эйфорическим действием — способствует выходу из депрессии и обретению душевного равновесия
Средняя спортивная активность помогает человеку: улучшить самооценку; понизить тревожность и уровень депрессии; помогает бороться с некоторыми вредными привычками; минимизировать влияние стресса и др.
Множество исследований показывает, что выполнение физических упражнений является надежной защитой против факторов риска и связанных с ними «болезней цивилизации», такие, как: гипокинезия, избыточный вес, курение и некоторые другие вредные факторы.
Однако, нельзя сказать, что физкультура и спорт является панацеей от всех болезней. Здоровому человеку они предоставляют возможность всегда быть здоровым и бодрым. Это реальная цель, ради которой не стоит жалеть усилий.
Дозированные нагрузки выравнивают уровень сахара в крови и устраняют хроническое мышечное перенапряжение, которое характерно для постоянно нервничающих людей. Такие физические нагрузки позволяют держать уровень стресса под контролем, так как спорт способствует выплеску накопившейся агрессии не на близких и со скандалом, а во вне и с пользой.
Во время занятий спортом организм вырабатывает эндорфины - природные антидепрессанты. Эндорфины (химические соединения, по структуре сходные с опиатами, которые естественным путем вырабатываются в нейронах головного мозга) приводят человека в состояние эйфории, по этой причине эндорфины часто называют «гормонами счастья» или «гормонами радости».
Физическая активность вызывает активный приток кислорода ко всем органам тела, в том числе и к головному мозгу. Это способствует уменьшению симптомов многих психических беспокойств, таких как уныние, депрессия, стресс, бессонница.
Первое исследование, призванное выяснить, как физическая активность влияет на настроение, было проведено еще в 1970 году. В нем участвовали две группы мужчин. Первая — в течение шести недель тренировалась: в программу были включены пробежки, плавание, езда на велосипеде. Вторая — вела свой обычный малоподвижный образ жизни. В результате оказалось, что мужчины из первой группы испытуемых гораздо быстрее выходили из подавленного состояния.
В период стресса и уныния люди стремятся отгородиться от окружающего мира. Однако в этот период очень важно найти «отдушину» и занятия спортом в этой ситуации подходят как нельзя кстати. Здесь много факторов, объективных и субъективных: расширение круга общения, появление новых интересов, знаний и целей, смена обстановки и переключение с угнетающих мыслей, избавление от агрессии, злобы и прочих деструктивных эмоций.
Как известно, здоровье - это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических недостатков».
Важно отметить, что все составляющие здоровья взаимосвязаны и нарушения в одном из компонентов приводит к возникновению нарушений в другом. Так, серьезные проблемы со здоровьем приводят и к изменению психологического здоровья, эмоционального состояния, отношений с окружающими, изменению системы ценностей. В этом случае говорят о связи психики и соматики (тела). Регулярное занятие спортом также оказывает неоспоримое влияние на профилактику развития психосоматических заболеваний. Влияние спорта распространяется не только на физиологическое и психологическое здоровье, но и является одним из факторов, формирующим характер и способствующим становлению полноценной личности. Уверенность в себе, эмоциональная устойчивость, целеустремленность -это те качества, которые мечтает развить в себе каждый человек и развить которые помогает спорт. Даже тренировки любительского уровня способны повлиять на наше состояние, характер и личность.
Конечно, многое зависит от вида спорта и особенностей тренировок, которые были выбраны. Одно дело - профессиональные занятия и подготовка к соревнованиям, и совсем другое - упражнения для удовольствия и поддержания тонуса.
Профессиональные спортсмены, в большинстве своем, переживают своеобразную «ломку» личности. С ранних лет они привыкают к строгим ограничениям в питании и образе жизни. Главное для них - мотивация к достижению успеха. Эти люди напоминают стрелу, неуклонно летящую вперед. Только несгибаемое стремление к победе помогает им добиться действительно значимых результатов.
Что касается обычных людей, здесь дело обстоит немного по-другому. Прежде всего, изменения происходят гораздо мягче и медленней. Чтобы приучить себя к регулярному посещению бассейна или спортзала, человек должен поставить перед собой четкую цель, которая поможет ему побороть лень. Это значит, что уже в самом начале занятий спортсмен-любитель становится более целеустремленным и собранным. Ему приходится учиться дисциплине, чтобы «втиснуть» в свой привычный график регулярные тренировки.
Далее во время занятий любой человек учится преодолевать как физические слабости, так и психологические проблемы. Например, занятия боксом постепенно избавляют от страха перед ударами, а занятия акробатикой освобождают от боязни упасть с высоты.
Кроме того, спорт развивает быстроту принятия решений. Это хорошо видно в любых командных играх, а также в экстремальных тренировках. Кстати, такие занятия помогают снять болезненную застенчивость, помогают научиться быстро ориентироваться в ситуации общения. В результате повышается самооценка, и человек начинает чувствовать себя гораздо лучше и спокойнее.
Известно, что физическая активность влияет на биохимические процессы. Меняется метаболизм, особенности гормональной сферы. Именно поэтому после тренировки чувствуется приятная усталость, спокойствие, а тяжелые мысли и депрессивное состояние уходят.
Список литературы / References
1. Влияние спорта на психологическое здоровье и личность человека. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://stcmp.ru/stati/vlianie_sporta_na_psixologicheskoe_zdorove_i_lichnost_cheloveka/ (дата обращения: 22.12.2021).
2. Ильин Е.П. Психология спорта. СПб., 2010. С. 43.