Список литературы /References
1. Виленский М.Я. Формирование физической культуры личности учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... д-ра пед. наук в форме науч. доклада. М., 1990. 84 с.
2. Рогов М.Г. Ценности и мотивы личности в системе непрерывного профессионального образования: дис. ... д-ра псих. наук. Казань: 1999. 349 с.
3. Сластенин В.А. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академия, 2007. 567 с.
4. Окуньков Ю.В. Физическое воспитание как фактор всесторонней подготовки специалиста (на примере технических вузов): автореф. дис. ... канд. пед. наук. М., 1975. 16 с.
5. Ценностно-мотивационные ориентации студентов вузов в современной России (К проблеме мониторинга качества образования): сб. статей под ред. науч. пед. проф. И.А. Зимней. М., 2000. 88 с.
6. Галич И.С., Слепова Л.Н., Хаирова Т.Н., Дижонова Л.Б. Личностная мотивация студентов к занятиям по физической культуре и спорту // Международный журнал экспериментального образования, 2014. № 7-2. С. 94-95.
ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В СФЕРЕ ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЫ И СПОРТА Гаврилов Н.В. Email: Gavrilov6120@scientifictext.ru
Гаврилов Никита Валерьевич - студент, кафедра лечебной физкультуры, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье анализируются инновационные технологии в сфере физической культуры и спорта.
Ключевые слова: технологии, физическая культура, инновации.
INNOVATIVE TECHNOLOGIES IN THE FIELD OF PHYSICАL CULTURE AND SPORTS Gavrilov N.V.
Gavrilov Nikita Valeryevich - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL THERAPY, FACULTY OF GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract the article analyzes innovative technologies in the field of physicаl culture and sports.
Keywords: technology, Physical Culture, innovation.
УДК 796
Стало очевидно, что старые формы физической культуры одряхлели, обесценились ее базовые ценности. Частое использование прилагательного «инновационная» в различных как научных, так и методических публикациях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре. Для понимания этих процессов необходимо определиться в понятиях «новшество», «новация», «инновация». Новшество - это новое (новая идея) в практике какой-либо
деятельности, в частности, в образовании. Новация - это первая реализация новшества, которое опробуется в рамках экспериментальной работы. Инновация - это внедренное, распространенное в практике образования новшество. Под инновациями в обучении предлагается понимать новые методики преподавания, новые способы организации занятий, новшества в организации содержания образования, методы оценивания образовательного результата. Автор Тагариев Р.З. считает что: «Организация процесса физического саморазвития учащихся будет успешной при соблюдении следующих педагогических условий: изучение (мониторинг) физического потенциала и нравственного уровня учащегося на всех этапах педагогического процесса; взаимосвязь физического и нравственного воспитания; использование спортивно-видовой, общеразвивающей и оздоровительной направленности физического воспитания с учётом уровня физической подготовленности, мотивов физкультурно-спортивной деятельности, спортивных интересов, психофизиологических особенностей; направленность педагогического процесса на преобразование потребностно-мотивационной среды, стимуляцию саморазвивающей деятельности; личностно-деятельностный подход; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; наполнение содержания учебно-воспитательной работы исследовательскими формами работы; применение уровневой дифференциации; гуманизация межличностных отношений; готовность преподавателей физической культуры и спорта к реализации модели физического саморазвития учащихся» .
Инновационную деятельность педагогов можно рассматривать как одну из частей нововведений в разнообразных видах ее проявления, таких как разработка инновационных методик, организация, управление, выбор и реализация оригинальных средств. Выбирая инновационный подход, педагог должен прежде всего опираться на создание условий для развития творческого потенциала каждого обучающегося и на требования государственных стандартов. Использование термина «инновационный» в методических публикациях и научных статьях характеризует инновационные процессы, происходящие в физической культуре.
На данный момент в сфере физической культуры и спорта уже существует определенный набор инновационных технологий, которые направлены на формирование здоровья подрастающего поколения, обладающего необходимым уровнем физической подготовленности.
В настоящее время наблюдается проблема снижения здоровья у молодых людей возраста от 18 до 25 лет, а также потеря интереса к физическому состоянию. В связи с этим особую актуальность приобретает разработка здоровье сберегающих технологий, которые предназначены для укрепления и сохранения здоровья молодежи.
Переход системы образования на новый уровень требует от специалистов новых идей, в том числе и в физическом воспитании. Эффективное внедрение в учебный процесс комплексного подхода к физическому воспитанию студентов предполагает использование инновационных педагогических технологий.
Педагогическая технология — это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приему обучения, воспитательных средств; она есть организационно -методический инструментарий педагогического процесса. Педагогические технологии позволяют структурировать преподавание, тем самым помогая ему перейти на путь предварительного проектирования в учебно-воспитательном процессе.
Главным помощником на пути к модернизации образования является инновационная деятельность. Инновация - это преобразование, основанное на новых идеях и знаниях, удовлетворяющее определенные запросы человека, общества и государства. Главными критериями инновации являются научная новизна и ее
практическое воплощение. На данный момент накоплено множество новых образовательных технологий в сфере физической культуры. Среди них можно выделить основные: личностно-ориентированное физическое воспитание, спортивно-ориентированное физическое воспитание, экологическое воспитание, мониторинг состояния физического здоровья, физического развития, олимпийское образование, нетрадиционные методы оздоровительной физической культуры. Но не все вышеперечисленные технологии нашли применение в сфере физической культуры.
Чтобы соответствовать современным потребностям общества, технологии преподавания физической культуры должны включать в себя современные достижения теории и методики физического воспитания и спортивной тренировки.
Говоря об инновациях в образовании, нельзя не учитывать информационно-коммуникативные технологии (ИКТ), стремительно вошедшие во все сферы нашей жизни, в том числе и в сферу физической культуры.
Использование ИКТ в сфере образования ставит своей целью реализацию таких задач, как развитие у обучаемых системности мышления; способствование развитию индивидуальных способностей; помощь в закреплении новых навыков и умений.
Все вузы оснащены различного рода икт: компьютерами, телевизорами, электронными досками, проекторами и т.д. Постоянная разработка занятий с использованием ИКТ открывает возможности для преподавателей в творческом росте и профессиональном развитии. Использование этих и других информационных технологий в обучении, помогает преподавателям организовать учебный процесс на более высоком уровне, при этом обеспечивая более полное усвоение информации, а также повышение интереса у студентов к формированию здорового образа жизни
Большая часть появляющихся на современном этапе различных технологий связана с постоянно совершенствующимися технологиями фитнеса. Термин фитнес-технология достаточно часто встречается в образовательных программах и различных научных исследованиях. Фитнес — это методика оздоровления организма, направленная на улучшение состояния здоровья и физической формы. На данный момент разработано множество программ занятия фитнесом, благодаря этому им могут заниматься практически все.
Одной из разновидностей фитнеса является пилатес. Именно его чаще всего используют в своих занятия преподаватели по физической культуре. Пилатес-система физических упражнений, разработанная Йозефом Пилатесом. Данную систему упражнений использовали во время первой мировой войны в госпиталях для восстановления поврежденных органов.
Данная система состоит из упражнений для укрепления позвоночника и мускулатуры. Нагрузка направлена на более слабые группы мышц, служащие поддержанию осанки. Пилатесом могут заниматься все люди, находясь в любой физической форме.
Такая система тренировок одновременно мягко воздействует на тело и тренирует его. Она включает силовую нагрузку, растяжку и контроль за правильным дыханием. Развивает гибкость, силу, выносливость, помогает справиться со стрессом.
Сфера физической культуры и спорта насчитывает бесчисленное множество методик, способных удовлетворить различные потребности индивидов в двигательной активности, оздоровлении организма и психики. Традиционные методы преподавания отходят на второй план, уступая место внедрению инновационных технологий в программу преподавания физической культуре. При этом, важная роль отводится таким инновациям, как применение ИКТ, позволяющих сделать обучение более доступным и понятным для каждого индивида; включение на занятиях музыкального сопровождения, помогающего легче переносить физические нагрузки; а также включение системы пилатеса, систематической тренировки, способствующей укреплению мышечного аппарата и улучшению осанки, а также психоэмоционального состояния обучающихся.
Список литературы /References
1. Тагариев Р.З., Шихов С.Е. Новые образовательные технологии и принципы организации учебного процесса в сфере физической культуры // Современные наукоемкие технологии, 2007. № 6. С. 92-93.
2. Бальсевич В.К. Концепция альтернативных форм организации физического воспитания детей и молодежи / В.К. Бальсевич // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка, 1998. № 1. С. 23.
3. Бальсевич В.К. Основные положения «Концепции интенсивного инновационного преобразования национальной системы физкультурно-спортивного воспитания детей, подростков и молодежи России»/ В.К. Бальсевич // Теория и практика физической культуры, 2002. № 3. С. 2.
4. Булгакова Н.Ж. Научное обоснование инновационных преобразований в сфере физической культуры и спорта / Н.Ж. Булгакова // Теория и практика физической культуры, 2001. № 1. С. 10.
5. Буркова О. Пилатес - фитнес высшего класса / О.В. Буркова, Т.С. Лисицкая. М.: центр полиграфических услуг «Радуга», 2005. 208 с.