ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПСИХИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА PHYSICAL ACTIVITY AND MENTAL CONDITION OF HUMAN
Максимова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления — филиал
г. Орел, Россия Maksimova Elena Nikolaevna candidate of pedagogical sciences, associate professor
department of physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Алексеенков Андрей Евгеньевич
кандидат технических наук, доцент кафедра «(Физическое воспитание»» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления - филиал
г. Орел, Россия Alekseyenkov Andrey Evgenievich candidate of technical sciences, associate professor department of physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration under the President of the Russian Federation, Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Аннотация. В современном мире все реже подвергается сомнению положительное влияние физических упражнений на здоровье человеческого организма, но не часто можно встретить обсуждение вопроса влияния физической культуры на психологическое состояние человека. В данной статье рассматриваются основны^/е проблемы>/ психики человека и способы! их решения методами физической культурыы, а также ключевые условия, при которы^/х занятия спортом могут быть эффективные/ми для нормализации психологического состояния индивида.
Abstract. In the modern world, the positive impact of physical exercise on the health of the human body is being questioned less and less, but it is not often possible to find a discussion on the influence of physical culture on the psychological state of a person. This article discusses the main problems of the human psyche and how to solve them by methods of physical culture, as well as the key conditions under which playing sports can be effective for normalizing the psychological state of the individual.
Ключевые слова: здоровье, спорт, психика, физическая нагрузка, нервная система.
Keywords: health, sport, psyche, physical activity, nervous system.
«Жизнь требует движения. Ничто так не истощает и не разрушает человека,
как длительное физическое бездействие» (1) Аристотель Диоген Лаэртский.
Жизнь, учения и изречения знаменитых философов. Кн. V, 1.
Современному обществу уже давно известно о пользе от занятий спортом. Кроме улучшения общего самочувствия, снижения веса, нормализации пульса и давления, можно очень долго говорить о таких частностях, как лечение плоскостопия, сколиозов, остеохондрозов, улучшении мозгового кровообращения и сердечно-сосудистой системы, равновесия опорно-двигательной системы и т.д. Намного меньше люди осведомлены о влиянии физических нагрузок на психологическое состояние человека. На наш взгляд это связано с тем, что данная проблема недостаточно исследована наукой, а также не до конца освещена в средствах массовой информации, следовательно вопрос до сих пор остается дискуссионным.
На современном этапе развития научной мысли такое понятие как «здоровье» до сих пор не имеет унифицированного толкования из-за своей многозначности и неоднородного состава. Однако, согласно определению, которое прозвучало в преамбуле Устава Всемирной Организации Здравоохранения в 1948 г. «здоровье» — это такое состояние человека, которому свойственно не только отсутствие болезней или физических дефектов, но и полное физическое, душевное и социальное благополучие.
Душевное или психическое здоровье - это способность человека адекватно реагировать на внешние и внутренние раздражители, умение уравновесить себя с окружающей средой. Отражением психического здоровья является психологическое благополучие человека.
Прежде всего, хотелось бы отметить взаимосвязь физических упражнений с гормоном «бета-эндорфин» в организме человека. Во время занятий спортом у человека активизируется кровообращение и углубляется дыхание, что содействует повышенному снабжению мозга кислородом и кровью, повышается сосредоточенность внимания, а выполнение различных движений снимает нервное напряжение. После завершения тренировки, длящейся хотя бы 30 минут, физически неподготовленный человек ощущает легкую приятную усталость в организме. Это напрямую связано с содержащимся в крови бета-эндорфином. Исследования показывают, что концентрация данного гормона повышается после 10-минутной пробежки на 42%, а после 20-минутной на 110%. [1]
В период отдыха израсходованные биохимические и физиологические потенциалы восстанавливаются, трудоспособность повышается на первых порах к исходному уровню, а потом — и выше (эффект надовосстановления). К этому моменту нужно добавить очередную физическую нагрузку, чтобы максимально эффективно повысить уровень работоспособности организма. Последовательно созданная программа занятий спортом, направленная на развитие выносливости, будет способствовать повышению вышеназванного гормона «счастья», а следовательно, поможет человеку улучшить свое психическое состояние и обрести душевное равновесие.
Спорт не только помогает улучшить происходящие химические реакции в
организме, но и способствует повышению самооценки, снижению тревожности и умственной усталости, минимизирует влияние стресса, борется с излишним весом.
Под воздействием движения опорно-двигательный аппарат имеет свойство адаптироваться посредством увеличения силовых показателей мышц, укреплением костей скелета. Например, при занятиях бегом, велоспортом, прыжками в высоту улучшается приток кислорода в организм. Если такие занятия регулярны - в теле заметно улучшается кровообращение, укрепляются мышцы и стабилизируется поддержание тонуса, следовательно, внешне человек будет выглядеть здоровым, а значит, станет более уверенным в себе, что будет положительно способствовать успешной социализации и интеграции в современное общество.
Согласно исследованиям Г.Е. Ступиной о разнице в эмоциональных сферах физически неподготовленных и подготовленных студентов, повышенный уровень агрессивности, ригидности и фрустрации напрямую связан с физической подготовкой.[2] Отсюда логически следует, что если развивать двигательные качества человеческого организма с помощью специально подобранных физических упражнений, то можно будет влиять на такие «внутренние» состояния человека, как агрессивность, фрустрация, ригидность. Взяв под контроль данные эмоциональные категории, можно будет способствовать становлению здоровой, крепкой психики.
Активные, постоянные физические нагрузки развивают и укрепляют нервную систему. В частности увеличивается скорость нервных процессов, как следствие мы получаем быструю реакцию мозга на внешние раздражители - способность индивида быстро и взвешено принимать решения в нестандартных жизненных ситуациях. Вместе с этим у человека повышается способность к обучению и творческому мышлению. Спорт без сомнения не только один из важнейших аспектов укрепления и поддержания здоровья, физического состояния организма, но и средство воспитания личности.
В заключении хотелось бы отметить, что с каждым годом спорт становится все сложнее, умнее, интереснее, однако и активное проявление интереса к спорту тоже возрастает. Это значит, что доля влияния физкультуры и спорта на становление личности человека постоянно увеличивается, а тем самым воспитывается здоровое население Российской Федерации.
Литература
1. Биохимические и гормональные изменения во время 1000 км ультрамарафона [Электронный реурс]. и/?1: https://www.ncbi.nlm.nih.gov/ риЬтесС/2548778/(дата обращения 10.04.2019).
2. Ступина Г Е, Бурухин С. Ф. Влияние средств ритмической гимнастики на показатели физического развития и двигателыны/х качеств у студенток педагогического вуза //Ярославский педагогический вестник. 1996. по. 3. С. 128-129.
3. Уэнберг Р. С. Основы/ психологии спорта и физической культуры. Киев : Олимпийская литература, 2001. 229 с.
References
1. Biohimicheskie i gormonal'nye izmeneniya vo vremya 1000 km ui'tramarafona. Available at: https://www.ncbi.nim.nih.gov/pubmed/2548778/(accessed10.04.2019).
2. Stupina G. Е, Buruhin S. F. Vliyanie sredstv ritmicheskoj gimnastiki na pokazateli fizicheskogo razvitiya i dvigatei'nyh kachestv u studentok pedagogicheskogo vuza // YArosiavskijpedagogicheskij vestnik. 1996. no. 3. C. 128-129.
3. Uenberg R. S. Osnovy psihoiogii sporta i fizicheskoj kui'tury. Kiev : Oiimpijskaya iiteratura, 2001. 229 s.