ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ И ПОВЫШЕНИЕ АДАПТАЦИОННЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ОРГАНИЗМА
PHYSICAL ACTIVITY AND ENHANCEMENT OF ADAPTATION POSSIBILITIES
OF THE ORGANISM
Максимова Елена Николаевна
кандидат педагогических наук, доцент кафедра «Физическое воспитание» ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления — филиал
г. Орёл, Россия MaksimovaElenaNikolaevna Candidate of pedagogical sciences, Associate Professor
department of physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Алексеенков Андрей Евгеньевич
кандидат технических наук, доцент кафедра «(Физическое воспитание»> ФГБОУ ВО РАНХ и ГС Среднерусский институт управления - филиал
г. Орёл, Россия AlekseyenkovAndreyEvgenievich candidate of technical sciences, associate professor department of physical education Russian Academy of National Economy and Public Administration
under the President of the Russian Federation Central Russian Institute of Management
Orel, Russia
Аннотация. Физическая активность оказывает многостороннее влияние на организм: обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и его адаптацию; запускает и определяет множество ключевых процессов, оптимизирующих его жизнедеятельность; способствует не только физическому совершенству, но и отражается на развитии нервных и психических процессов; обеспечивает высокую стрессоустойчивость организма к различным факторам биологической, и особенно социальной среды.
Abstract: Physical activity has a multifaceted effect on the body: it ensures the interaction of the organism with the environment and its adaptation; launches and identifies many key processes that optimize its livelihoods; contributes not only to physical perfection, but also affects the development of nervous and mental processes; provides a high stress resistance of the organism to various factors of the biological, and especially the social environment.
Ключевые слова: физическая активность, адаптация, организм, здоровье.
Keywords: рhysical activity, adaptation, organism, health.
Достижения современной цивилизации, создавая комфорт, обрекают человека на постоянный «двигательный голод», лишают его физической активности, так необходимой для нормальной жизнедеятельности и здоровья. Реалии сегодняшнего времени показывают, что образ жизни студента (если он не занимается систематически целенаправленно физической культурой) является малоподвижным. Вместе с тем согласно современным исследованиям, двигательная активность рассматривается как естественный, эволюционно сложившийся фактор биопрогресса, определивший развитие организма и обеспечивший не только его адаптацию к окружающей среде, но и оптимизацию его жизнедеятельности. Научные исследования Г. Л. Соколова показали, что длительное ограничение двигательной активности - опасный антифизиологический фактор, который разрушает организм и приводит к преждевременному старению и болезням. Если у зрелого организма нарушения, вызванные гиподинамией, обратимы, т.е. их можно ликвидировать с помощью своевременной физической тренировки, то у растущего организма повреждающий эффект гиподинамии ничем не компенсируется. Установлено, что гиподинамия особенно опасна на ранних стадиях онтогенеза и в период полового созревания. Она приводит к значительному снижению темпов роста организма и угнетению биохимических процессов. При этом наблюдаются значительные функциональные отклонения в развитии головного мозга, выражающиеся в нарушении высшей нервной деятельности и низком уровне работоспособности мозга.
Значение двигательной активности в формировании и поддержании на высоком уровне здоровья человека вытекает из тех функций, которые она выполняет на протяжении всей жизни человека. Так одной из функций, обеспечивающей взаимодействие человека с окружающей средой, является моторная функция. Двигательные реакции необходимы человеку для общения, через них осуществляется контакт с природой, они служат внешним проявлением трудового процесса. Для движений человек имеет мощную мышечную систему, которая использует различные формы деятельности - динамическую, статическую, тоническую. В процесс объединения и регуляции всех форм двигательной активности вовлечены все уровни центральной нервной системы и гормонального аппарата. Это в свою очередь является показателем многогранной значимости двигательной активности для жизнедеятельности организма, так как именно двигательная активность запускает и определяет множество ключевых процессов и тем самым обеспечивает выполнение своих функций и прогресс организма в целом.
Двигательная активность является генетически обусловленной биологической потребностью, следовательно, она выполняет побудительную функцию, обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой, и способствует совершенствованию всех форм адаптации (приспособления).
Согласно теории, развиваемой И. А. Аршавским [1], двигательная активность является ведущим фактором индивидуального развития (онтогенеза) человека с момента зарождения до конца жизни, следовательно, она выполняет развивающую функцию. При двигательной активности рабочий цикл обмена веществ, трата - восстановление, может происходить не только с возвратом
к исходному уровню, но и с превышением его. Это явление суперкомпенсации энергетических трат служит основой прогрессивного развития. Особенности энергетических процессов в различные возрастные периоды, а также изменения дыхательной и сердечно-сосудистой систем, согласно энергетическому правилу скелетных мышц, зависят от уровня развития скелетной мускулатуры. Следовательно, положительный эффект развивающей функции двигательной активности в жизнедеятельности организма может проявиться только при
и VI и V/ /"
систематической умеренной физической нагрузке, вовлекающей в работу большую часть мышц.
Двигательная активность выполняет тренирующую функцию, поскольку систематическая умеренная физическая нагрузка является эффективным универсальным фактором, вызывающим благоприятные функциональные, биохимические и структурные изменения в организме. Глобальное тренирующее влияние физической нагрузки обусловлено тем, что организм реагирует на неё по принципу системности, вовлекая в процесс механизмы адаптации: нейрогуморальную регуляцию, исполнительные органы и вегетативное обеспечение. Результатом систематической физической тренировки является увеличение массы и физической мощности в сочетании с увеличением энергетического потенциала скелетных мышц. Позитивные морфо-функциональные сдвиги происходят в механизмах нервной и гуморальной регуляции, а также в системах кровообращения, дыхания, выделения. Конечный результат этих изменений - повышение адаптационных возможностей организма, его жизнеспособности и укрепление здоровья в целом.
Важной является профилактическая функция двигательной активности. Положительный эффект физической тренировки проявляется в повышении выносливости организма к физическим нагрузкам, в повышении устойчивости к действию других факторов окружающей среды и заболеваниям. Профилактический эффект физической нагрузки выражается в повышении устойчивости к боли, отрицательным эмоциям, улучшении способности к обучению и, что особенно важно для современного человека, в повышении устойчивости организма к факторам, вызывающим повреждения сердца и системы кровообращения, появлению которых во многом способствуют стрессы. Физические упражнения содействуют восстановлению механизмов саморегуляции всех жизненных процессов организма при выздоровлении, таким образом, исправляя дефекты, вызванные той или иной болезнью.
Следует отметить стимулирующую функцию двигательной активности. Работающие мышцы образуют биотоки, которые устремляются по так называемому механизму обратной связи в головной мозг. Чем большее количество мышц вовлечено в работу, тем интенсивнее поток нервных импульсов (биотоков) и тем интенсивнее стимулируется мозг, особенно кора больших полушарий, т.е. повышается тонус коры. Известно, что чем выше тонус коры, тем выше уровень бодрствования. Таким образом, двигательная активность «заряжает» мозг. Недаром физические упражнения в умеренных дозах называют зарядкой: они предназначены не для тренировки, а для стимуляции.
Ряд исследований указывает на позитивное влияние физической нагрузки на психоэмоциональное состояние человека и связывает его с происходящими в центральной нервной системе биохимическими изменениями [3]. Оптимальная двигательная активность стимулирует синтез мозгом «гормонов счастья» -эндорфинов, которые вызывают положительные эмоции, тем самым способствуют гармонизации жизнедеятельности организма. Поскольку имеет место сопряжение физической активации и настроения человека, то мышечную нагрузку можно рассматривать как средство для снятия психоэмоционального напряжения, борьбы с депрессией и профилактики вредных привычек и дивиантного поведения.
Двигательная активность выполняет терморегуляционную функцию. В механизме внутренней теплопродукции организма мышечный компонент составляет значительную долю. Поддержанием температурного гомеостаза организма мы обязаны мышечной теплопродукции, которая получила название сократительного термогенеза [2].
Известно, что работа организма производится в определённых биоритмах.которые объединены в систему по принципу иерархичности. В этой иерархии ведущими являются биоритмы центральной нервной системы (ритмы биотоков головного мозга). Установлено [4], что ритмическая двигательная активность (бег, ходьба, плавание и др.) обладает способностью перестраивать ритмы биотоков мозга и в этом проявляется биоритмологическая функция двигательной активности.
Большое значение двигательной активности для здоровья человека связано с её корректирующей функцией. Физические упражнения весьма эффективное и доступное для всех средство формирования и совершенствования тела человека. Систематическая двигательная активность способствует не только физическому совершенству в узком смысле слова, но и устойчивой согласованности в работе всех внутренних органов и систем, а также совершенствованию функций нервной системы и психических процессов. Так, тренировка мышц в напряжении и расслаблении (релаксации) может помочь в развитии подвижности нервных процессов. Такая тренировка имеет профилактическое и лечебное значение, особенно для людей инертных, с заторможенной инициативой, нерешительных, тревожно-мнительных, склонных к длительным переживаниям, неуверенных в себе.
Таким образом, двигательная активность оказывает многостороннее влияние на организм студентов: обеспечивает взаимодействие организма с окружающей средой и его адаптацию; запускает и определяет множество ключевых процессов, оптимизирующих его жизнедеятельность; способствует не только физическому совершенству, но и отражается на развитии нервных и психических процессов; обеспечивает высокую стрессоустойчивость организма к различным факторам биологической, и особенно социальной среды. Иначе говоря, двигательная активность лежит в основе формирования и сохранения здоровья и способствует гармоническому развитию личности студента. Целенаправленное использование двигательной активности в процессе обучения студентов в вузе должно лечь в основу организации их здорового образа жизни.
Литература
1. Аршавский И. А. Биологические и медицинские аспекты адаптации и стресса в свете физиологии онтогенеза //Актуальные процессы современной физиологии. М. : Наука, 1976. С.144-191.
2. Бендал Дж. Мышцы, молекулы и движение / Дж. Бендал. М. : Мир, 1979.
3. Кун Д. Основы психологии : Все тайны поведения человека. Спб. : Прайм-ЕВРОЗНАК, 2002. С.494-499.
4. Сологуб Е. Б. Электрическая активность мозга человека в процессе двигательной деятельности. Л. : Медицина, 1973.
References
1. Arshavskij i. A. Biologicheskie i medicinskie aspekty adaptacii i stressa v svete fiziologii ontogeneza [Biological and medical aspects of adaptation and stress in the light of the physiology of ontogenesis]. Aktual'nye processy sovremennoj fiziologii [Actualprocesses of modern physiology]. Moscow, Nauka Publ., 1976, pp.144-191.
2. Bendal J. Myshcy, molekuly i dvizhenie [Muscles, molecules and movement]. Mosocw, Mir Publ, 1979.
3. Kun D. osnovy psihologii : Vse tajny povedeniya cheloveka [Fundamentals of psychology: All the secrets of human behavior]. St. Petersburg, Prime-Evroznak Publ., 2002, pp.494-499.
4. Sologub E. B. EHlektricheskaya aktivnost' mozga cheloveka v processe dvigatel'noj deyatel'nosti [Electrical activity of the human brain in the process of motor activity]. Leningrad, Medicina Publ., 1973.