5. Хаятов Р.Б., Велиляева А.С., Абдуразакова Р.Ш. Особенности возникновения и течения психоорганических расстройств при сахарном диабете // Достижения науки и образования, 2020. №7 (61). С. 31-33.
6. Раджабов Х.Т., Хаятов Р.Б., Велиляева А.С. Клинико-психологические и нейрофизиологические особенности непсихотических психических расстройств у лиц пожилого возраста // Вестник науки и образования, 2020. №5 (59). С. 75-78.
7. Хаятов Р.Б. и др. Аффективные расстройства у больных алкогольной зависимостью как фактор риска развития суицидального поведения // Достижения науки и образования, 2019. № 11 (52).
8. Тураев Б.Т., Хаятов Р. Апатия в структуре депрессии позднего возраста // Молодежь и медицинская наука в XXI веке, 2019. С. 293-293. С. 172-174.
9. Тураев Б.Т., Хаятов Р.Б. Суицидальные намерения у лиц с синдромом алкогольной зависимости при наличии депрессивных расстройств // Вестник врача, 2019. № 2. С. 114-116.
10. Тураев Бобир Темирпулатович, Султанов Шохрух Хабибуллаевич, Хаятов Рустам Батцрбекович, Абдуразакова Робия Шералиевна. Диагностика и лечение коморбидности алкоголизма и депрессивных расстройств // Вестник науки и образования, 2021. №4-2 (107).
11. Тураев Б.Т., Хаятов Р.Б. Преморбидные особенности личности и суицидальное поведение больных алкоголизмом позднего возраста // Актуальные проблемы психиатрии и наркологии в современных условиях, 2019. С. 151-153.
12. Очилов Улугбек Усманович, Тураев Бобир Темирпулатович, Жумагелдиев Нурбек Нуралиевич. Особенности формирования и течения алкоголизма у лиц с акцентуациями характера и личностными расстройствами // Вестник науки и образования, 2020. №10-4 (88).
СРЕДСТВА ПОПУЛЯРИЗАЦИИ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ
Гаврилов Н.В. Email: Gavrilov6120@scientifictext.ru
Гаврилов Никита Валерьевич - студент, кафедра лечебной физкультуры, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье анализируются пути популяризации физической культуры. Ключевые слова: физическая культура, популяризация.
MEANS OF POPULARIZATION OF PHYSICAL CULTURE
Gavrilov N.V.
Gavrilov Nikita Valeryevich - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL THERAPY, FACULTY OF GENERAL MEDICINE, KHANTY-MANSIYSK STATE MEDICAL ACADEMY, KHANTY-MANSIYSK
Abstract the article analyzes the way of popularization of physicаl Cultures. Keywords: physical education, popularization.
УДК 796
Мировой опыт показывает, что средства физической культуры и спорта обладают универсальной способностью в комплексе решать проблемы повышения уровня здоровья населения и формирования здорового морально-психологического климата в
коллективах и в обществе в целом. Физическая культура, являясь одной из граней общей культуры, во многом определяет поведение человека в учебе, на производстве, в быту, общении, способствует решению социально-экономических, воспитательных и оздоровительных задач. Огромный социальный потенциал физической культуры и спорта необходимо в полной мере использовать на благо процветания страны, поскольку это наименее затратный и наиболее результативный рычаг форсированного морального и физического оздоровления нации.
Стоящие перед государством задачи по пропаганде здорового образа жизни и физической активности актуальны в том числе и потому, что показатели развития физической культуры и спорта (с 2008 по 2012 гг.) на территории России свидетельствуют о сокращении численности систематически занимающейся физической культурой и спортом молодежи на 14,8%. В Российской Федерации за последнее время принят целый ряд программных документов в сфере физической культуры и спорта, такие как «Стратегия развития физической культуры и спорта в Российской Федерации на период до 2020 г.», Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2006-2015 гг.» и подпрограмма «Развитие футбола в Российской Федерации на 2008-2015 гг.», а также «Федеральная целевая программа «Развитие физической культуры и спорта в Российской Федерации на 2016-2020 гг.». К числу основных задач, требующих решения для достижения поставленной цели, относятся: 1. Создание новой национальной системы физкультурно-спортивного воспитания населения. 2. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни, в том числе с привлечением новых видов физической активности. 3. Модернизация системы физического воспитания различных категорий и групп населения, в том числе в образовательных учреждениях профессионального образования. Совершенствование подготовки спортсменов высокого класса и спортивного резерва для повышения конкурентоспособности российского спорта на международной спортивной арене. Усиление мер социальной защиты спортсменов и тренеров. 5. Развитие организационно-управленческого, кадрового, научно-методического, медико-биологического и антидопингового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. 6. Развитие инфраструктуры сферы физической культуры и спорта и совершенствование финансового обеспечения физкультурно-спортивной деятельности. 7. Создание системы обеспечения общественной безопасности на объектах спорта и организации работы с болельщиками и их объединениями. Разработка и реализация комплекса мер по пропаганде физической культуры и спорта как важнейшей составляющей здорового образа жизни включает: • определение приоритетных направлений пропаганды физической культуры, спорта и здорового образа жизни;
• поддержка реализации проектов по развитию физической культуры и спорта в средствах массовой информации;
• расширение аудиторий и повышение качества пропагандистской работы по физической культуре и спорту, здорового образа жизни ведущих телевизионных каналов, включая общероссийский телеканал «Спорт»;
• формирование государственного заказа на создание и распространение кинематографической, печатной и наглядной продукции, телерадиопрограмм и интернет-ресурсов в области здорового образа жизни, физической культуры и спорта;
• пропаганда нравственных ценностей физической культуры и спорта, идей олимпизма;
• разработка и реализация всероссийских информационно-пропагандистских кампаний в рамках движения «Спорт для всех».
Частично, но системно решить эту проблему могут занятия по физической культуре, проводимые в образовательном учреждении, кроме того, самостоятельные прогулки после занятий, которые также должны быть систематическими. В этой связи образовательные учреждения должны динамично, комплексно популяризировать массовую физическую культуру и спорт силами штатных и приглашенных преподавателей физической культуры, тренеров, а также с помощью действий со стороны преподавателей учебных дисциплин (путем правильной организации занятия, предупреждением преждевременного наступления утомления и т.д.). Все это должно включаться в систему подготовки и быть ее составной частью. Надо отметить, что учебные заведения, являясь образовательными, интеллектуальными, культурными, центрами, играют существенную роль в формировании здоровья участников образовательного процесса, в обучении навыкам здорового образа жизни и воспитании духовности как одного из аспектов здорового образа жизни, в повышении трудового потенциала общества в целом. Можно сделать заключение, что задача популяризации здорового образа жизни будущих специалистов различных профессиональных профилей комплексная и многокомпонентная. Решение её лежит в оптимизации учебной, кружковой и факультативной деятельности всего образовательного учреждения с привлечением не только специалистов физической культуры и спорта и преподавателей учебных дисциплин, но и психологов, специалистов по безопасности масштабах не только образовательного учреждения, но и города, а также создания массированной информационно-пропагандистской кампании с использованием широкого спектра разнообразных средств.
Список литературы /References
1. Барашева Н.В., Виноградов П.А., Жолдак В.И. Физическая культура и здоровый образ жизни: Учебное пособие. Самара: СИПКРО, 1997.
2. Шарапов А.А. Компетенции в области здорового образа жизни в системе подготовки бакалавров педагогического образования по безопасности жизнедеятельности / А.А. Шарапов // Молодой ученый, 2016. № 6.1.
3. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного образования / И.С. Якиманская. М., 2000. 239 с.
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА НА ПСИХОЛОГИЧЕСКОЕ СОСТОЯНИЕ ЧЕЛОВЕКА Гаврилов Н.В. Email: Gavrilov6120@scientifictext.ru
Гаврилов Никита Валерьевич - студент, кафедра лечебной физкультуры, факультет лечебного дела, Ханты-Мансийская государственная медицинская академия, г. Ханты-Мансийск
Аннотация: в статье анализируются влияние физкультуры на психику человека. Ключевые слова: психика, физическая культура.
THE INFLUENCE OF PHYSICAL CULTURE AND SPORTS ON THE PSYCHOLOGICAL STATE OF A PERSON Gavrilov N.V.
Gavrilov Nikita Valeryevich - Student, DEPARTMENT OF PHYSICAL THERAPY, FACULTY OF GENERAL MEDICINE,