ПРАКТИКА
ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ НА ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ КУРСАНТОВ
THE INFLUENCE OF PHYSICAL TRAINING ON FORMATION OF CULTURE OF HEALTH OF CADETS
УДК 796
Д.В. ВОРОНЧИХИН, D.V. VORONCHIHIN,
кандидат педагогических наук candidate of pedagogical sciences
(Нижегородская академия МВД России) (Nizhny Novgorod Academy of the Ministry of internal [email protected] Affairs of Russia)
Аннотация: в статье представлены основные элементы в формировании культуры здоровья личности курсантов, основные понятия термина «культура здоровья».
Ключевые слова: физическое воспитание и культура здоровья личности курсантов, основные компоненты культуры здоровья личности.
Abstract: the paper presents the main elements in the formation of culture of health of personality of cadets, the basic concepts of the term «culture of health».
Keywords: physical education and health culture of the personality of cadets, the main components of culture of health of personality.
Современное российское образование обозначило проблему необходимости модернизации и исследования понимания роли среды, в том числе здоровьесберегающей, в развитии человека как полноценной, здоровой и психологически зрелой личности, которая тесно связана с педагогической психологией.
Культура здоровья личности представляет собой сложное системное образование. Элементы, ее наполняющие, взаимно обусловлены и следуют один из другого. Совокупность знаний и интеллектуальных способностей определяет мировоззрение индивида, систему его ориентиров, точек зрения, устойчивость взглядов; мотивы детерминируют ориентированность личности, обеспечивают ее активность в сфере физической культуры; ценностные ориентации отражают отношение индивида к культуре здоровья в повседневной деятельности; потребности представляют собой основную побудительную, направляющую и актуализирующую силу, двигающую индивида в процессе его витальной активности; физическое совершенство включает в себя определенную степень развития здоровья, физическую подготовленность, психофизические и физические навыки и умения индивида, комплекс которых образует базис, позволяющий активно преобразовывать и совершенствовать свою жизнедеятельность и позитивно влиять на окружающих; социально-духовные ценности позволяют определить общекультурный и специфический аспекты развития культуры личности; физкультурно-спор-
тивная деятельность предполагает наличие ценностных ориентаций и потребностей, детерминирует физическую активность индивида.
В целом же развитие культуры здоровья личности идентифицируется как активное обучающее взаимодействие преподавателя и курсантов, организованное с использованием определенных методов, средств и форм. Инициативная и направляющая роль педагога позволяет обеспечить полноценное формирование необходимых умений и навыков, эффективное усвоение знаний, гармоничное развитие умственного и физического потенциала. Практическая направленность обучения будет обеспечивать процесс активного освоения подростками ценностей культуры здоровья.
С позиций личностно-ориентированного педагогического знания развитие личности будет эффективным, если будет достигнуто гармоничное сочетание внутреннего самовосприятия и внешней среды. Физическая культура в широком понимании «составляет важную часть культуры общества - всю совокупность его достижений в создании и рациональном использовании специальных средств, методов и условий направленного физического совершенствования человека».
Обращаясь к сущности физического воспитания, можно констатировать, что оно представляет собой педагогический процесс, ориентированный на развитие здорового, физически и нравственно гармоничного, морально устойчивого индивида, укрепление здоровья, увеличе-
НАУКА.ТЕОРИЯ.
ПРАКТИКА
20161
ние выносливости и трудолюбия, повышение качества жизни личности.
Сопоставив дефиниции «культура здоровья» и «физическое воспитание», мы пришли к выводу о том, что формирование культуры здоровья у курсантов является целью системы физического воспитания.
Процесс ее формирования и развития осуществляется в процессе всей жизни человека наряду с совершенствованием интеллектуальных способностей, расширением кругозора, развитием собственных взглядов и суждений. В данной связи будет некорректным представлять цель системы физического воспитания как конечный результат образовательно-педагогических усилий в процессе обучения.
На основании изложенного в качестве цели учебной работы полагаем выделить формирование физической подготовки как ключевой основы и неотъемлемого условия развития культуры здоровья курсантов.
Следует уточнить, что личностно-ориентирован-ная педагогика рассматривает образование как:
- деятельность по овладению комплексом определенных знаний, навыков, умений и ее итоговый результат;
- развитие естественнонаучных представлений курсантов в области физической культуры, предполагающее формирование специфических познавательных и деятельностных умений, навыков;
- формирование инструктивно-методических умений, обеспечивающих самостоятельное использование вариативных физических нагрузок для реализации активной жизненной позиции, повышения трудоспособности, развития и совершенствования двигательных навыков;
- развитие иных значимых качеств индивида, углубление его творческого потенциала, осуществляемое с опорой на имеющиеся знания и умения в сфере культуры здоровья.
Образовательный процесс реализуется через призму личностно-ориентированного подхода как общение, в содержании которого осуществляется управляемое уяснение, личностное усвоение базовых общечеловеческих культурных ценностей и специфических физкультурных, являющихся их частью, витальной активности личности, освоение различных видов деятельности (познавательная, эмоционально-чувственная, оздоровительно-физкультурная и т.п.) как базиса для развития и укрепления ключевых качеств индивида.
Затрагивая обучение, в первую очередь следует отметить такие личностные черты и свойства, как добропорядочность, принципиальность, самодисциплина, человеколюбие, добросовестность, которые так или иначе будут развиваться в процессе личностно-ориен-тированного образовательного процесса как итоговый результат формирования и совершенствования индивида.
Представленная модель позволяет заключить, что достижение формирования культуры здоровья курсантов предполагает обязательное использование комплексного подхода, предполагающего взаимообусловленное использование имеющейся совокупности форм и методов физического воспитания, а также взаимодействие с иными факторами, имеющими значение для формирования культуры личности. Приоритет эндогенного уяснения социального опыта как результат инфильтрации личности в социальную деятельность приобретает магистральное значение для развития и обогащения внутреннего мира курсантов в процессе физических упражнений, а также для формирования внутреннего базиса, который позволит укрепить культуру личности курсанта, опираясь на личностно-ориентиро-ванный подход.
Литература
1. Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-Ф3 «Об образовании в Российской Федерации».
2. Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. № 61 «О Федеральной целевой программе развития образования на 2011 - 2015 годы».
3. МагинВ.А. Формирование культуры здоровья личности будущего учителя в процессе его профессиональной подготовки: дис. ... канд. пед. наук. - Ставрополь, 1999. 180 с.
4. Хруцкий К.С. Аксиологический подход в современной валеологии: дис. ... канд. филос. наук. - Великий Новгород, 2000. 136 с.
5. Агеевиц В.У., Выдрин В.М. Влияние спорта на воспитание интеллектуальных, нравственных качеств и социальной активности личности / Спорт в современном обществе / под ред. В.М. Выдрина. - М.: Физкультура и спорт, 1980. С. 110-123.
6. Гребенюк О.С., Гребенюк Т.Б. Основы педагогики индивидуальности: учебное пособие. - Калининград: Изд-во КГУ, 2000. 572 с.
7. Десятов С.М. Педагогические условия создания здоровьесберегающей системы образовательного процесса в массовой школе: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - Омск, 1999. 22 с.
8. Нагорняк А.А. Актуализация творческого потенциала педагога средствами андрагогики: монография. - Томск: Изд-во ТПУ, 2011. C. 21.
9. Ушинский К.Д. Собрание сочинений: в 11 т. Т. 5. - М., 1950. С. 27.
10. Педагогика: учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, Е.Н. Шиянов; под ред. В.А. Сластенина. - М.: Академия, 2002. 576 с.
ПРАКТИКА
11. Фетисов А.С. Психологические основания взаимодействия здоровьеобеспечивающей образовательной среды и личностно-профессиональных качеств педагога // Вестник Воронежского государственного технического университета. 2012. Том 8. № 10.2. С. 144-149.
— References —
1. Federal law of the Russian Federation of 29 December 2012 № 273-FZ «On education in Russian Federation».
2. The decree of the Government of the Russian Federation of 7 February 2011 № 61 «On the Federal target program of education development for 2011-2015 years».
3. Magin V.A. Formation of culture of health of future teachers in the process of vocational training: Dis... cand. ped. sciences. -Stavropol, 1999. 180 p.
4. Khrutsky K.S. Axiological approach in modern valeology: dis... cand. philosophy. sciences. - Veliky Novgorod, 2000. 136 p.
5. Аgeewiz V.W., Vydrin V.M. The Influence of sports on intellectual education, moral qualities and of social activity of personality / Sports in modern society / ed. by V.M. Vydrin. - M.: Physical culture and sport, 1980. P. 110-123.
6. Grebenyuk O.S. Grebenyuk T.B. Bases of pedagogics of identity: studies. allowance. - Kaliningrad: Publishing house of KSU, 2000. 572 p.
7. Desiatov S.M. Pedagogical conditions of creation of health-saving system of the educational process in public schools: author. dis. cand. ped. Sciences. - Omsk, 1999. 22 p.
8. Nagorniak A.A. Actualization of creative potential of a teacher, andragogy means: the monograph. - Tomsk: Publishing house TPU, 2011. P. 21.
9. Ushinsky K.D. Collected works: in 11 vol. T. 5. - M., 1950. P. 27.
10. Pedagogy: ucheb. a manual for students. the high. ped. proc. institutions / V.A. Slastenin, I.F. Isaev, E.N. Shijanov; under the editorship of V.A. Slastenin. - M.: Academy, 2002. 576 p.
11. FetisovA.S. Psychological bases of interaction zdorovesberezheniya educational environment and personal and professional qualities of the teacher // Vestnik Voronezh state technical University. 2012.Volume 8. № 10.2. P. 144-149.
(статья сдана в редакцию 01.03.2016)