НЕКОТОРЫЕ АСПЕКТЫ ФОРМИРОВАНИЯ ФИЗИЧЕСКОИ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ
СИСТЕМЫ МВД РОССИИ
SEVERAL ASPECTS OF CADETS' PHYSICAL EDUCATION DEVELOPMENT IN EDUCATIONAL ESTABLISHMENTS OF THE SYSTEM OF THE MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS OF RUSSIA
УДК 37.035
А.В. ДРУЖИНИН,
кандидат педагогических наук, доцент (Уральский юридический институт МВД России) dimon-bas@mail.ru
А.В. ГОРБАТЕНКО
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) gorbatenkoandrey@yandex.ru
A.V. DRUZHININ,
candidate of pedagogical sciences (Ural law Institute of MIA of Russia)
A.V. GORBATENKO
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
А.В. АПАЛЬКОВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) alexandr.apalkov@yandex.ru
A.V. APALKOV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
И.С. БЕЛЯЕВ
(Белгородский юридический институт МВД России имени И.Д. Путилина) 9103616500@mail.ru
I.S. BELYAEV
(Putilin Belgorod Law Institute of Ministry of the Interior of Russia)
Аннотация: в статье рассматриваются некоторые аспекты формирования физической культуры курсантов, проводится анализ такого феномена, как физкультурно-спортивная микросреда вуза, оценивается влияние физической подготовленности на показатели жизнедеятельности курсантов. Ключевые слова: физическая культура личности, здоровый образ жизни, качество жизни, физкультурно-спортивная микросреда вуза.
Abstract: the article highlights several aspects of cadets' physical education development, analyses such a phenomenon as physical sport microenvironment of the higher school, evaluates the impact of physical training on the performance of cadets' vital activity.
Keywords: physical education of a person, healthy lifestyle, quality of life, physical sport microenvironment of the higher school.
Жизненный путь личности тесно переплетен с профессиональной деятельностью, важным фактором индивидуального и социального развития является специально организованный процесс формирования физической культуры личности.
Способность формировать свою жизнь пропорционально социально значимым представлениям о здоровом образе жизни (ЗОЖ), умение применять и использовать методы физического воспитания для укрепления здоровья и повышения адаптационных резервов организма, поддержания стабильного уровня физической подготовленности, необходимого для обеспечения социальной активности и полноценной профессиональной деятельности, являются важнейшими качествами сформировавшегося специалиста, обладающего общекультурными компетенциями.
В настоящее время формирование физической культуры личности рассматривается как создание условий для личностного самовыражения и саморазвития, построение отношений между субъектами образовательного процесса и представляет собой систему значительно сложнее, чем простая сумма составляющих ее характеристик и сторон. Физическая культура в образовательных организациях МВД России в основном опирается на физическую подготовку. Вместе с тем вопросы формирования личности сотрудника полиции и управления его профессиональным развитием в процессе физического воспитания решаются не в полной мере.
Нельзя забывать, что одной из важнейших целей физического воспитания является закрепление положительного отношения ко всем формам и методам физического воспитания, побуждение курсанта, слушателя к осознанным и самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Многоступенчатый процесс формирования интереса к занятиям физической культурой и спортом развивает духовную потребность в физическом совершенствовании и здоровьесо-храняющих технологиях. На основе духовной потребности могут возникать новые мотивы в зависимости от возраста, социально-бытовых и
производственных условий, развития профессионально значимых и личностных качеств.
Профессиональное здоровье - это «состояние и процесс развития и сохранения регуляторных свойств организма, его психического, физического и социального благополучия, обеспечивающих высокую надежность профессиональной деятельности, профессиональное долголетие и максимальную продолжительность жизни» [9].
Категория профессионального здоровья свидетельствует, что не отсутствие болезни и даже не просто здоровье, а функциональные резервы организма являются показателем надежности деятельности специалистов экстремальных профессий. Профессиональное долголетие нередко обусловливается биологическим возрастом. Биологический возраст - базовая составляющая системы здоровья, взаимосвязана с клиническим статусом и профессиональным долголетием. Выражением количественной динамики биологического возраста служат функциональные резервы организма человека [1].
Здоровье человека в значительной степени определяется качеством жизни - обобщенной характеристикой взаимодействия человека с окружающей средой и социумом. Нередко понятие «качество жизни» используется как научная категория для построения социальных, демографических и экономических прогнозов развития общества [11].
Качество жизни включает удовлетворенность материальными и духовными потребностями, одновременно является и целью, и результатом деятельности человеческого сообщества, что находит отражение в программных выступлениях Президента страны и руководителей высшего эшелона власти.
Положительное влияние физической подготовки на профессиональную деятельность сотрудников правоохранительных органов в настоящее время не вызывает сомнений. Исследования последних лет показывают, что формирование удовлетворенности у военнослужащих физической активностью и формирование у них
здоровьесберегающих технологий способствует удовлетворенности качеством жизни в целом. Например, в исследованиях А.Г. Климзова была показана роль физической подготовки в системе качества жизни военнослужащих [6].
В связи с тем, что качество жизни определяет удовлетворенность реализации потребностей, нами были изучены основные потребности курсантов образовательных организаций МВД России. Оказалось, что ведущими жизненными потребностями курсантов в порядке предпочтения являются:
1) здоровый образ жизни, крепкое здоровье;
2) семья, семейно-родовые отношения;
3) приличный уровень жизни, удовлетворенность от исполнения материальных и духовных благ;
4) реализация учебно-профессиональных отношений, духовность профессионала, профессиональный рост.
Обследованные курсанты образовательных организаций системы МВД России правильно понимают важность мероприятий ЗОЖ и связывают их с самочувствием и состоянием здоровья, отказом от вредных привычек, что находит реальное отражение в высоких экспертных оценках состояния здоровья курсантов. В таблице представлено ранжирование влияния физической подготовленности на показатели жизнедеятельности курсантов образовательных организаций системы МВД России. По мнению курсантов, физическая подготовленность определяет состояние здоровья, переносимость физических нагрузок, готовность к выполнению служебных задач, связанных с применением физической силы и специальных средств (боеготовность, боеспособность) и др.
Системный анализ показателей качества жизни свидетельствует, что обследованные курсанты правильно понимают, что направление их
предстоящей профессиональной деятельности зачастую будет носить экстремальный характер и предъявлять повышенные требования к работоспособности и функциональному состоянию организма, именно поэтому важно иметь крепкое здоровье. Ориентирование на здоровый образ жизни, проводимое профессиональное обучение также подчеркивают значимость укрепления и сохранения здоровья. Ценностные ориентации курсантов показывают, что основой значительного уменьшения негативных сторон жизни и профессиональной деятельности у курсантов могут быть семья, физическая подготовленность и физическая активность [5].
Обследованные курсанты высоко оценили значимость физической подготовленности и физической активности для сохранения и укрепления здоровья, поддержания физической выносливости и оптимального психофизиологического состояния, формирования профессионализма.
Решая узкие задачи в процессе профессионально-прикладной физической подготовки, заставляя курсантов механически выполнять физическую работу без объяснения ее необходимости, можно упустить из вида задачи, стоящие перед физическим воспитанием молодежи. П.Ф. Лесгафт подчеркивал, что «необходимо изучить метание, бег, прыжки... - не для самого этого действия, но чтобы посредством упражнений приучиться владеть собой, действовать с различной продолжительностью, настойчивостью и умением проверять умственно усвоенное физической работой» [7].
Физическая культура выступает как фактор социализации - процесс интеграции индивида в общество. Психофизическая готовность курсанта к профессиональной деятельности проявляется
Влияние физической подготовленности на показатели жизнедеятельности курсантов образовательных организаций МВД России
Показатель Оценка, балл Ранг
Состояние здоровья 2,2 ± 0,2 1-й
Переносимость физических нагрузок 3,4 ± 0,2 2-й
Боеготовность (боеспособность) 4,1 ± 0,3 3-й
Преодоление жизненных трудностей 4,5 ± 0,2 4-5-6-й
Переносимость стресса 4,6 ± 0,2 4-5-6-й
Настроение 4,6 ± 0,2 4-5-6-й
Общение на службе 6,3 ± 0,2 7-й
Общение со сверстниками 6,8 ± 0,2 8-й
Другое 8,2 ± 0,2 9-й
в сформированности активного отношения к физическому совершенствованию, формированию здорового образа жизни. Поэтому необходимо расширить образовательные составляющие физической культуры, не ограничивая ее только физической подготовкой, а рассматривать ее как базовый компонент процесса обучения и воспитания, что позволяет осуществлять регуляцию и самоконтроль, постоянное приобретение знаний, стремление к самосовершенствованию.
Только в этом случае физическая культура выступает не только как социальный феномен, придуманный человеком для замены физического труда, но и как функциональный компонент подготовки к любому виду профессиональной деятельности.
Таким образом, речь идет о переходе от системы, которая направлена на формирование лишь определенных, базовых физических качеств, необходимых в жизни умений и навыков, к системе, формирующей физическую культуру. В этом смысле хотелось бы остановиться на таком понятии, как «физкультурно-спортивная микросреда вуза». Общеизвестно, что обучающая среда является важнейшим критерием, сдерживающим или ускоряющим процесс самореализации личности, необходимым условием успешного развития этого процесса, так как основная жизнедеятельность курсантов неразрывно связана с вузовской средой, которая, по мнению самих курсантов, является в ряде случаев единственной средой. Благоприятная физкультурно-спортивная среда является специфическим проявлением общей макросреды вуза и одним из составных элементов системы «макросреда - микросреда - личность».
Проведенный опрос профессорско-преподавательского состава и курсантов показал важность такого феномена, как физкультурно-спортивная микросреда для формирования физической культуры личности. Основными условиями создания в вузе благоприятной физкультурно-спортивной микросреды респонденты называют:
- позитивное отношение руководства и профессорско-преподавательского состава к физической культуре и спорту (75% опрошенных);
- организаторская деятельность преподавателей кафедры физической подготовки по расширению сферы физкультурно-спортивной деятельности сотрудников и курсантов (71% опрошенных);
- наличие материальной базы для занятия физической культурой и спортом (67% опрошенных);
- наличие спортивного актива, его лидеров из числа квалифицированных спортсменов (61% опрошенных);
- поддержание спортивных традиций коллектива (49% опрошенных).
Педагогическая сущность процесса взаимодействия физкультурно-спортивной микросреды и личности обучающегося заключается в возможности комплексного воздействия ее на личность. Направленность этого воздействия раскрывается в ряде функций микросреды: обучающей, формирующей, воспитательной, коммуникативной, психотерапевтической, функции самоопределения.
Значительное усиление влияния физкультур-но-спортивной микросреды на личность обучающегося связано с широким участием профессорско-преподавательского состава в этом виде деятельности. Совместная деятельность преподавательского состава, курсантов, основанная на общности интересов, создает предпосылки для создания благоприятной социально-психологической атмосферы в вузе.
Благоприятная физкультурно-спортивная микросреда создает предпосылки для воспитания отношения к труду и профессионализму как к высшим нравственным и жизненным ценностям. Обобщение истории спортивной жизни вуза, использование спортивной символики, определенных традиций и ритуалов будет в значительной степени способствовать воспитанию гражданственности, важных нравственных качеств.
Психотерапевтическая функция физкультур-но-спортивной микросреды заключается в создании в процессе взаимодействия членов коллектива вуза благоприятного социально-психологического климата в учебном подразделении, кафедре, в коллективе в целом, способствующего самореализации личности. Коммуникативные межличностные отношения, возникающие на основе общности интересов, играют важную роль в поддержании устойчивости элементов микросреды.
Таким образом, в противовес доминирующей в вузах МВД России системе, предполагающей излишнюю унифицированность развития обучаемых, реализация предложенных психолого-педагогических условий будет способствовать формированию физической культуры будущих специалистов, накоплению ими индивидуального опыта продуктивной двигательной деятельности с учетом личных и общественных интересов.
Литература
1. Болотин А.Э., Чистяков В.А. Научно-теоретические подходы к совершенствованию процесса физического воспитания студентов в вузах // Вестник спортивной науки. 2014. № 1. С. 3-5.
2. Гейжан Н.Ф., Витольник Г.А. Технология проектирования воспитательной среды в образовательных организациях МВД России // Проблемы современного педагогического образования. Сер: Педагогика и психология: сб. статей. - Ялта, РИО ГПА, 2016. Вып. 50. Ч. III. С. 32-39.
3. Горелов А.А., Горелов С.А., Сокорев В.В. Проблемы и перспективы современного физкультурного образования // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. 2008. № 5. С. 40-44.
4. Евсиков А.И. Профессионально-ориентированные технологии и методы физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД России к действиям при чрезвычайных обстоятельствах: автореф. дис. ... канд пед. наук. - СПб., 2010.
5. Клименко Б.А. Формирование здорового образа жизни у курсантов вузов силовых структур средствами физической культуры: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2015.
6. Климзов А.Г. Физическая подготовка как средство улучшения качества жизни военнослужащих: автореф. дис. ... канд. пед. наук. - СПб., 2005.
7. Лесгафт П.Ф. Физическое развитие в школах. Собрание педагогических сочинений. Т. 4. - М.: Физкультура и спорт, 1953. С. 241-264.
8. Михайлов С.Б. Оптимизация организационно-педагогических условий физической подготовки военнослужащих в местах постоянной дислокации: дис. ... канд. пед. наук. - Малаховка, 2007.
9. Пономаренко В.А., Бугров С.А., Лапаев Э.В., Ступаков Г.П. Проблема профессионального здоровья в авиационной медицине // Военно-медицинский журнал. 1993. № 1. С. 61-64.
10. Рукавишников Д.А. Педагогические условия совершенствования профессионально-прикладной физической подготовки курсантов образовательных учреждений МВД РФ: дис. ... кан.пед. наук. - Чебоксары, 2006.
11. Fairclaugh L.D. Design and analysis of quality of life studies in clinical trials. Charman & Hall / CRC. 2002. P. 164-177. Приводится по: Проценко А.С., Абишев Р.Э. Современные тенденции оценки эффективности медицинской помощи через критерий качества жизни / Современная медицина: тенденции развития: материалы междунар. заочн. науч.-практ. конф.,2 апреля 2012 г. Новосибирск: Сиб. ассоциация консультантов, 2012. С. 92-95.
= References =
1. Bolotin A.E., Chistyakov V.A. The Scientific and theoretical approaches to improvement of process of physical education of students // Bulletin of sports science. 2014. № 1. Р. 3-5.
2. Geizhan N.F., Vitolnik G.A. Technology of designing of educational environment in the educational institutions of the MIA of Russia / Problems of modern pedagogical education. Sir: Pedagogics and psychology: collection of articles. - Yalta, RIO HPA, 2016. Vol. 50. Part 3. P. 32-39.
3. GorelovA.A., Gorelov S.A., Kokorev V.V. Problems of modern perspectives of physical education // Scientific notes University P.F. Lesgaft. 2008. № 5. P. 40-44.
4. Evsikov A.I. Professionally-oriented technologies and methods of physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia for action in emergencies: author. dis. ... cand. of ped. sciences. - SPb., 2010.
5. Klimenko B.A. The Formation of healthy lifestyle among the students of universities of power structures by means of physical culture: avtoref. dis. ... cand. ped. sciences. - SPb., 2015.
6. Klimov A.G. Physical training as a means of improving the quality of life of military personnel: avtoref. dis. ... cand. ped. sciences. - SPb., 2005.
7. Lesgaft P.F. Physical development in schools. The collection of pedagogical essays. Vol. 4. - M.: Physical culture and sport, 1953. P. 241-264.
8. Mikhailov S.B. Optimization of organizational-pedagogical conditions of physical training of troops in places of permanent dislocation: dis. ... cand. ped. sciences. - Malahovka, 2007.
9. Ponomarenko V.A., Bugrov S.A., Lapaev E.V., Stupakov G.P. The Problem of occupational health in aviation medicine // Military medical journal. 1993. № 1. P. 61-64.
10. Rukavishnikov D.A. Pedagogical conditions of improvement of professional-applied physical preparation of cadets of educational institutions of the MIA of Russia: dis. ... cand. ped. sciences. - Cheboksary, 2006.
11. Fairclaugh L.D. Design and analysis of quality of life studies in clinical trials. Charman & Hall / CRC. 2002. P. 164-177. Provided by: Protsenko A.S., Abishev R.E. Modern trends in the evaluation of the effectiveness of health care through the quality-of-life / Modern medicine: development trends: materials of Intern. correspondence. scientific.-pract. Conf.April 2, 2012. - Novosibirsk: Sib. the Association of counselors, 2012. P. 92-95.
(статья сдана в редакцию 25.10.2016)