Научная статья на тему 'Формирование культуры здоровья студенческой молодежи как современная социокультурная проблема'

Формирование культуры здоровья студенческой молодежи как современная социокультурная проблема Текст научной статьи по специальности «Социологические науки»

CC BY
117
22
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / КУЛЬТУРА ЗДОРОВЬЯ / СВОБОДНОЕ ВРЕМЯ / МЕРОПРИЯТИЯ / STUDENTS / HEALTH CULTURE / FREE TIME / ACTIVITIES

Аннотация научной статьи по социологическим наукам, автор научной работы — Сироткина О.В.

Формировать культуру здоровья современных людей жизненно необходимо. Это возможно делать в процессе профессионального образования, ноболее эффективным данный процесс может проводиться именнיִо в рамках свободного времени молодого человека.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по социологическим наукам , автор научной работы — Сироткина О.В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FORMATION OF STUDENT YOUTH’S HEALTH CULTURE AS CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL PROBLEM

Forming modern people’s health culture is vital. It is possible to do it in the process of professional education, but to enhance this process it should be performed in the frames of young person’s free time.

Текст научной работы на тему «Формирование культуры здоровья студенческой молодежи как современная социокультурная проблема»

6. Sirotkin, L.YU. Nravstvennyj vybor i ego vospitanie: nauchno - metodicheskoe posobie/L.YU. Sirotkin, S.F. Eger-eva. - Kazan': Izd - vo KGPU, 1995. - 79 s.

7. Sirotkin, L.Y. Moral Choice and its Upbringing (Text): scientific method/L.Y. Sirotkin, S.F. Egereva. - Benefit -Kazan: Publishing house of the Karelian State Pedagogical University, 1995. - 79 p.

8. YAkimanskaya, I.S. Lichnostno orientirovannoe obuchenie v sovremennoj shkole/I.S. YAkimanskaya. - M.: Sentyabr', 1996. - 96 s.

УДК 796:612

О.В. Сироткина

ФОРМИРОВАНИЕ КУЛЬТУРЫ ЗДОРОВЬЯ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ КАК СОВРЕМЕННАЯ СОЦИОКУЛЬТУРНАЯ ПРОБЛЕМА

Формировать культуру здоровья современных людей жизненно необходимо. Это возможно делать в процессе профессионального образования, ноболее эффективным данный процесс может проводиться именно в рамках свободного времени молодого человека.

Ключевые слова: студенты, культура здоровья, свободное время, мероприятия

O.V.Sirotkina, FORMATION OF STUDENT YOUTH'S HEALTH CULTURE AS CONTEMPORARY SOCIO-CULTURAL PROBLEM

Forming modern people's health culture is vital. It is possible to do it in the process of professional education, but to enhance this process it should be performed in the frames of young person's free time.

Keywords: students, health culture, free time, activities

Сегодня, когда современный мир буквально захлёстывает волна экономических, социальных и политических проблем, молодые люди не всегда в состоянии грамотно расставлять жизненные приоритеты. Всеобще вовлечение в мир виртуальных моно- и ме-гапрофессиональных проектов, включенность современных молодых людей в интернет-пространство как формирующее мировоззрение знаниевого поля не всегда, а точнее сказать практически совсем не может благотворно влиять на физическое здоровье студентов. И именно данная проблема все чаще становится темой для размышления не только в педагогически-воспитательных кругах, но об этом уже стали задумываться и руко одящие образовательные структуры. Современное молодое поколение приобретает «букет» типичных, для сегодняшнего дня, физиологических и социальных проблем. Гиподинамия, которой страдают сегодня почти 90 % молодых людей, пагубно сказывается не только на физическом состоянии студенческой молодежи, но и в глобальном масштабе становится серьезной угрозой для определенного возрастного пласта населения России. Отсутствие личностного общения во время занятий физической культурой и подобного рода физической деятельности не благоприятно влияет и на эмоционально-психологическую составляющую молодежи. Именно поэтому, мы считаем, что поднятая нами задача рассмотрения формирование культуры здоровья олодых людей в условиях сво од ого времени, на сегодняшний день, является очень актуальной и востребованной для широкого обсуждения.

Принято считать, и это вполне правомерно, что самым непосредственным и важным фактором, определяющим будущее общества, является образовательно-воспитательная сфера. Именно она принципиально «работает» на будущее, предопределяя психофизические и личностные качества каждого молодого человека, образовательно-воспитательная сфера профессионального образования имеет свой, бесспорно, важный аспект, но не менее важна образовательно-воспитательная роль свободного времени человека. По словам О.А. Калимул-линой, сво од ое время человека «несет на себе смысловую нагрузку, она представляет собой нелинейную, сам организующуюся систему, в кото ой проис одит реализация социальных функций» и процесса формирования культуры здоровья в частности [4, с. 71]. Функциональный акцент сферы свободного времени можно сделать на том, что именно в процессе свободного времени человек ожет найти смысл свое о существования, пр обрести знания, умения, навыки, ми овоззренческие и поведенческие пр оритеты в различных междисциплинарных областях знаний, а в конечном итоге однять экономический, нравственный, духовный потенциал общества, цивилизации в целом.

Изучая проблему отношения молодого поколения к своему здоровью, мы сталкиваемся с проблемой, что в последние годы в среде ученых и практиков-педагогов, психологов, ученых социально-культурной сферы крепнет понимание, что состояние здоровья современной сту-

денческой аудитории - важнейший показатель благополучия общества и государства, отражающий не только настоящую ситуацию, но и дающий прогноз на ближайшее будущее нашего общества. Еще Сократ говорил, что намерен посвятить всю оставшуюся жизнь выяснению только одного вопроса: почему люди, зная, как надо поступать хорошо, во благо, поступают все же плохо, себе во вред [1, с. 206].

Поэтому все острее встает вопрос о том, что формировать культуру здоровья современных людей просто жизненно необходимо. Это возможно делать в процессе профессионального образования, но более эффективным данный процесс может проводиться именно в поле свободного времени о о о о человека, так как именно свобод ое время, грамотно проведенное и заранее распланированное, имеет плодотворную почву для формирования культуры здоровья, для аксиологического подхода к данному процессу.

Более того, есть основания рассматривать процесс формирования культуры здоровья не как один из показателей эффективности учебно-воспитательного процесса, но и как личностное условие достижения целей собственной идентичности в современном мире. Такие основания предопределяются многоплановостью, многоаспектностью, полипарадигмаль-ностью понятия «культура здоровья».

Теоретические и прикладные исследования категории «культура здоровья», хотя и не дают единых объективных его критериев, при этом возможно выделить необходимые и определенные его характеристики, ко орые могут служить в качестве показателей основ о о процесса форми ования культуры здо овья в условиях с обод о о времени.

Известно, что медицинский подход к проблеме культуры здоровья подчеркивает отсутствие болезней, нормальное функционирование организма. Многие ученые изучают различные аспекты формирования культуры здоровья.

В частности, в нашей стране хорошо изучено влияние физической культуры на человека. Специалисты, разрабатывающие проблемы физической культуры (В.К. Бальсевич, Н.Н. Визи-тей, В.М. Выдрин, Л.П. Матвеев, Н.И. Пономарев, В.И. Столяров и др.), давно и однозначно рассматривают эту сферу как неотъемлемую часть и равномерный элемент общей культуры человека.

А.К. Демин отмечает: «Глобализация дает новые возможности для улучшения здоровья населения, через факторы, его определяющие, и вместе с тем несет в себе новые угрозы здоровью... Развитые страны стремятся использовать глобализацию в своих национальных интересах, без учета российской специфики» [3, с. 23-26].

«Культура как форма объективирующего опосредования человеком фундаментальных определений его собственного бытия возникает там и тогда, где и когда человек получает возможность занять позицию "третейского судьи" и по отношению к чисто природному целому, которому он принадлежит всем своим телесным существом, и к естест-венноисторическому организму (социуму), которому он обязан своей сущностью. Иначе го оря, когда для него становится оз ожной "третейская" позиция в споре его собствен ой экзистенции (в точном смысле "существования") и эссенции (социальной сущности)» [2, с. 4160].

И если вспоминать классиков, то еще К. Маркс и Ф. Энгельс говорили, что «культура» предстает как «культивирование всех с ойств общественного че овека и произ одство его как человека с возможно более богатыми свойствами и связями, а потом и потребностями» [5, с. 386]. Б.Г. Юдин прямо говорит о том, что понятие здоровье выражает не просто что-то объективное и повседневное: «Оно несет в себе очень существенное ценностное содержание. Причем наши ценностные установки вступают в действие уже при формировании не толь о наших обыденных, житейских представлений о здоровье, о и объективных биомедицинских знаний» [6, с. 54-58].

Изучив определенный массив научно-педагогической литературы, касаемо сущности « культура здо овья» можно сделать следующие выводы:

• культура здоровья выражается в конструктивном поведении человека, которое способствует предупреждению и преодолению болезней;

• ценностный потенциал культуры здоровья - это совокупность духовно-нравственных общественных ценностей;

• ценностью культуры здоровья становится активная продолжительная жизнь с реализацией внутреннего потенциала;

• основа культуры здоровья - осознанное ценностное отношение человека к собственному здоровью;

• необходимостью для формирования культуры здоровья является ведение ЗОЖ;

• показатель культуры здоровья - общая культура человека, выраженная в достаточном уровне физического, психического, духовно-нравственного и социального развития» [7].

Исходя из вышесказанного «культуру здоровья» мы можем рассматривать как перманентно развивающуюся и находящуюся в постоянной трансформации систему знаний, ценностно-смысловых установок, мотивационно-аксиологического опыта личности молодого человека и ее практической деятельности, направленной на познание и совершенствование индивидуального здоровья.

Говоря о практиках интересующего нас вопроса формирования культуры здоровья современных студентов в условиях с ободного времени, хотелось бы рассказать о работе, проводимой в данном направлении в Казанском национальном исследовательском технологическом университете (далее КНИТУ).

Руководство вуза уделяет большое внимание данной проблеме. В практики работы введена Комплексная программа по формированию ЗОЖ студентов, утвержденная Ученым советом вуза. Данная программа внедряется в практику в процессе свободного времени студентов.

Цель данной программы состоит в том, чтобы средствами социально-психологического отдела, отдела медицинской профилактики и другими службами, осуществляющими воспитательную работу в вузе, помочь студентам сформировать ценностное отношение к культуре здоровья как осно ополагающего условия полноценной жизни, повысить уровень знаний в области здо овьесбережения в мо одеж ой среде овременного вуза.

Одним из наиболее важных показателей, влияющих на качество здоровья молодежи, на сегодняшний день, является наличие вредных привычек, то есть употребление психоактивных веществ: алкоголь, табак, наркотики. Вредные привычки входят в число основных факторов риска различных заболеваний, и существенным образом сказываются на состоянии здоровья молодежи и населения в целом.

Комплексная программа включает в себя ряд мероприятий, позволяющих формировать у современных студентов культуру здоровья.

Комплексная программа включает следующие направления деятельности:

1.популяризация здорового образа жизни;

2.применение здоровьесберегающих технологий;

3.профилактика немедицинского употребления психоактивных веществ в студенческой среде;

^организационная деятельность по диагностике и мониторингу здоровья;

5.спортивно-оздоровительная деятельность;

6.диагностика и профилактика заболеваний у студентов. Комплексное оздоровление обучающихся;

7.мониторинг питания студентов ГАУЗ «ГП №4 «Студенческая» и его коррекция;

8.организация мероприятий по профилактике наркомании, табакокурения, алкоголизма; 9.работа с профессорско-преподавательским составом, родителями студентов СПО по пропаганде здоро о о образа жизни в семье.

Основными стратегическими звеньями в реализации программы являются: учебно-методическое управление, отдел организации медицинской профилактики и антинаркотической работы, социально-психологический отдел, кафедра физическо о воспитания и спорта, заместители деканов по оспитательной работе, кураторы групп, союз студентов и аспирантов, Профком.

Оценка эффективности реализации программы осуществляется на основе результатов ежегодного мониторинга здорового образа жизни (ЗОЖ) в КНИТУ, социологических исследований, направленных на выявление «группы риска» среди студентов, отношения к жизни, семье, наркотикам, социально-психологического самочувствия участников учебно-воспитательного процесса в КНИТУ, проведения анкетирования о роли физической культуры и спорта в жизни студента.

Конечным результатом реализации программы является:

• развитие ценностного отношения к психическому и физическому здоровью,

• сформированность социальных ценностей будущей профессии,

• увеличение количества молодых людей, ориентированных на здоровый образ жизни.

Комплексная программа содержит мероприятия, направленные на формирование культуры здоровья студентов КНИТУ:

- систематические социально-психологические тематические тренинги;

- индивидуальная работа с психологом;

- поддержание здоровья студентами в Профилактории КНИТУ;

- профильные смены в летнем оздоровительном лагере «Зеленый Бор»;

- участие студентов в работе культурно-досугового центра;

- участие студентов в медицинских осмотрах, диспансеризации;

- участие в спортивных мероприятиях вуза;

- проведение круглых столов и семинаров по проблематике формирования культуры здоровья;

- профилактические мероприятия с городскими учреждениями здравоохранения.

Все перечисленные мероприятия дают практическую возможность современным студентам понять истинную ценность своего здоровья, научиться его ценить и формировать позитивное отношение к нему.

Литература

1. Веллер М.И. Все о жизни. СПб.: Объединенный капитал, 1997.

2. Давыдов Ю.Н. Культура-природа-традиция // Традиция в истории культуры. М.: Наука, 1978. С.

41-60.

3. Демин А.К. Общественное здоровье России и глобализация // Здоровье человека: социогуманитарные и медико-биологические аспекты. М.: Ин-т человека РАН, 2003.

4. Калимуллина О.А. Формирование творческой направленности студенческой молодежи в условиях досуговой деятельности: синергетический подход. Казань: КИУ, 2014 С.71

5. Маркс К., Энгельс Ф. Соч. в 30 т. Т. 6, ч. 1. М.: 1969.

6. Юдин Б.Г. Здоровье: факт, норма и ценность // Мир психологии. 2000. № 1. С. 54-58.

7.Современное понимание феномена культура здоровья http://opace.ru/a/sovremennoe ponimanie fenomena kultura zdorovya

References

1. Veller M.I. Vse o zhizni. SPb.: Ob"yedinennyy kapital, 1997.

2. Davydov YU.N. Kul'tura-priroda-traditsiya // Traditsiya v istorii kul'tury. M.: Nauka, 1978. S. 41-60.

3. Demin A.K. Obshchestvennoye zdorov'ye Rossii i globalizatsiya // Zdorov'ye cheloveka: sotsiogumanitarnyye i mediko-biologicheskiye aspekty. M.: In-t cheloveka RAN, 2003.

4. Kalimullina O.A. Formirovaniye tvorcheskoy napravlennosti studencheskoy molodezhi v usloviyakh dosugovoy deyatel'nosti: sinergeticheskiy podkhod. Kazan': KlU, 2014 S.71

5. Marks K., Engel's F. Soch. v 30 t. T. 6, ch. 1. M.: 1969.

6. Yudin B.G. Zdorov'ye: fakt, norma i tsennost' // Mir psikhologii. 2000. № 1. S. 54-58.

7.Sovremennoye ponimaniye fenomena kul'tura zdorov'ya http://opace.ru/a7sovremennoe ponimanie fenomena

_kultura _zdorovya

УДК 378

Ф.Ф. Халиуллин, В.Г. Старостин

НРАВСТВЕННОЕ И ЭСТЕТИЧЕСКОЕ ВОСПИТАНИЕ КАК СРЕДСТВО ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ КУРСАНТОВ ВУЗОВ МВД РОССИИ

В статье рассматриваются роль и значение нравственного и эстетического воспитания в процессе физической подготовки курсантов вузов МВД России. Раскрыты способы детерминации эффективности физической подготовки посредством развития отдельных нравственных и эстетических качеств личности. Приведены примеры из педагогической практики, доказывающие необходимость интеграции физического, нравственного и эстетического воспитания будущих полицейских.

Ключевые слова: курсанты вузов МВД России, физическая подготовка, нравственное и эстетическое воспитание.

F.F. Halilullin, V.G. Starostin, MORAL AND AESTHETIC EDUCATION AS MEANS OF PHYSICAL TRAINING OF CADETS OF THE RUSSIAN MINISTRY OF INTERNAL AFFAIRS HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS

The article discusses the role and value of moral and aesthetic education in the course of physical training of cadets of the Russian MIA higher education institutions. It reveals the ways of determination of efficiency of physical training by means of development of some moral and esthetic qualities of the personality. The author provides examples from student teaching process which state the necessity of integration of physical, moral and esthetic training in future police officers education.

Keywords: cadets of the Russian MIA higher education institutions, physical training, moral and aesthetic educa-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.