Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
136
24
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКИЕ УПРАЖНЕНИЯ / ФИЗИЧЕСКАЯ НАГРУЗКА / ВСЕМИРНАЯ ОРГАНИЗАЦИИ ЗДРАВООХРАНЕНИЯ / МИОПИЯ / ГИПЕРМЕТРОПИЯ / АСТИГМАТИЗМ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Алексина Анастасия Олеговна, Данилова Алла Михайловна

Зрение является одним из наиболее важных чувств осязания, ведь около 80% информации об окружающем мире он получает зрительно. Не для кого не секрет, что студенты и школьники являются наиболее уязвимой категорией населения по приобретению заболеваний органов зрения. В данной статье авторы исследуют проблему влияния физических упражнений на заболевания данной категории. Также рассматриваются распространенные болезни органов зрения и их ограничения в физических нагрузках. Даются рекомендации для студентов специальной медицинской группы для безопасных занятий в зависимости от дефекта зрения и их интенсивности. Авторы провели эксперимент, внедрив комплекс упражнений из методики У. Бейтса и таблицу для зрения по методу М.С. Норбекова в регулярные занятия физической культурой со студентами специального учебного отделения, имеющих отклонения зрительного анализатора. Эксперимент показал положительный эффект, правильно подобранные физические нагрузки могут повлиять на органы зрения положительно, в основном они замедляют процесс нарушения, а в некоторых случаях могут улучшить и восстановить зрение.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Алексина Анастасия Олеговна, Данилова Алла Михайловна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EFFECT OF PHYSICAL EXERCISE ON IMPROVING STUDENTS' EYESIGHT

Vision is one of the most important senses of touch, because about 80% of the information about the world around him receives visually. It's no secret that students and schoolchildren are the most vulnerable category of the population for the acquisition of diseases of the visual organs. In this article, the au thors investigate the problem of the effect of physical exercise on diseases of this category. Common diseases of the visual organs and their limitations in physical activity are also considered. Recommendations are given for students of a special medical group for safe classes, depending on the visual defect and their intensity. The authors conducted an experiment by introducing a set of exercises from the method of W. Bates and a table for vision according to the method of M.S. Norbekov into regular physical education classes with students of a special educational department who have visual analyzer deviations. The experiment showed a positive effect, properly selected physical activity can affect the organs of vision positively, basically they slow down the process of violation, and in some cases they can improve and restore vision.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ СТУДЕНТОВ»

3. Ilkevich, T. G. (2016), "Model of organization of improvement of female students-artists in the conditions of the campus", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (Vol. 11), рр. 70-75/

4. Medvedkova N.I., Ilkevich K.B., Nokhrin M.Yu. and Medvedkov V.D. (2013), "Dependence of the IQ on the level of motor activity of freshmen", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaftа, No. 2 (96), рр. 102-105.

5. Ilkevich K.B., Boldov A.S. and Ivanov D.A. (2020), "Features of organizational and pedagogical conditions of physical culture and health-improving activity of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaftа, No. 2 (180), рp. 128-132.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2022

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара; Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

Зрение является одним из наиболее важных чувств осязания, ведь около 80% информации об окружающем мире он получает зрительно. Не для кого не секрет, что студенты и школьники являются наиболее уязвимой категорией населения по приобретению заболеваний органов зрения. В данной статье авторы исследуют проблему влияния физических упражнений на заболевания данной категории. Также рассматриваются распространенные болезни органов зрения и их ограничения в физических нагрузках. Даются рекомендации для студентов специальной медицинской группы для безопасных занятий в зависимости от дефекта зрения и их интенсивности. Авторы провели эксперимент, внедрив комплекс упражнений из методики У. Бейтса и таблицу для зрения по методу М.С. Норбекова в регулярные занятия физической культурой со студентами специального учебного отделения, имеющих отклонения зрительного анализатора. Эксперимент показал положительный эффект, правильно подобранные физические нагрузки могут повлиять на органы зрения положительно, в основном они замедляют процесс нарушения, а в некоторых случаях могут улучшить и восстановить зрение.

Ключевые слова: физические упражнения, физическая нагрузка, всемирная организации здравоохранения, миопия, гиперметропия, астигматизм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p154-157

EFFECT OF PHYSICAL EXERCISE ON IMPROVING STUDENTS' EYESIGHT

Olga Aleksandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara National Research University named after academic S.P. Korolev; Anastasia Olegovna Aleksi-na, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics; Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara

State Technical University

Abstract

Vision is one of the most important senses of touch, because about 80% of the information about the world around him receives visually. It's no secret that students and schoolchildren are the most vulnerable category of the population for the acquisition of diseases of the visual organs. In this article, the au-

thors investigate the problem of the effect of physical exercise on diseases of this category. Common diseases of the visual organs and their limitations in physical activity are also considered. Recommendations are given for students of a special medical group for safe classes, depending on the visual defect and their intensity. The authors conducted an experiment by introducing a set of exercises from the method of W. Bates and a table for vision according to the method of M.S. Norbekov into regular physical education classes with students of a special educational department who have visual analyzer deviations. The experiment showed a positive effect, properly selected physical activity can affect the organs of vision positively, basically they slow down the process of violation, and in some cases they can improve and restore vision.

Keywords: physical exercise, physical activity, World health organization, myopia, hypermetro-pia, astigmatism.

ВВЕДЕНИЕ

В настоящее время наблюдается тенденция ухудшения проблемы со зрением у людей разных возрастных групп. Согласно статистике Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), около 290 миллионов человек в мире имеют различные заболевания по зрению, и из них 19 миллионов - дети до 18 лет. Этому способствуют: длительное времяпровождение за гаджетами, вредные привычки (употребление алкоголя, курение), плохая экология, общие заболевания (сахарный диабет), а также нарушения осанки [1].

К сожалению, в студенческой среде так же имеются данные проблемы, каждый третий студент имеет различные отклонения по зрению.

Поэтому многие ученые исследовали данную тему и дали свои рекомендации для обучающихся, находящихся в группе риска по данному заболеванию. Они считают, что физические упражнения обладают корригирующими свойствами, важны и полезны для студентов, физическая нагрузка не вредит организму, а наоборот помогает ему не только замедлить ухудшение зрения, но и восстановить его при должном подборе физических упражнений [2, 3].

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Для занятий по физической культуре студенты в вузе делятся на три группы: основную, подготовительную и специальную. В основной и подготовительной группе занимаются учащиеся без проблем со здоровьем, в специальной медицинской группе студенты с различными отклонениями в здоровье, в том числе и по зрению.

Наиболее распространенными заболеваниями являются миопия, гиперметропия, астигматизм.

Для использования физических упражнений преподаватель учитывает особенности данных заболеваний и ограничения нагрузки [5]. Рассмотрим противопоказания по отдельным заболеваниям:

Миопия: при этой болезни людей делят на 3 группы по степени нарушения зрения. При первой степени (до 3 дптр) как таковых ограничений в занятиях физической культуры нет. При второй (3-6 дптр) следует не заниматься упражнениями значительной интенсивности (180 ударов/мин.), также исключить акробатические упражнения, упражнения на гимнастических снарядах, прыжков со скакалкой и поднятия тяжестей. При третьей степени (свыше 6 дптр) стоит максимально ограничить физические нагрузки и заниматься только лечебной физической культурой (ЛФК) [4].

Гиперметропия: выбираются те виды спорта, при которых пульс не будет превышать уровень 130-140 ударов/мин. Это бег, плаванье, гребля, спортивная ходьба, йога [2].

Астигматизм: выделяют 3 степени по нарушению зрения. При слабой степени человек может заниматься теми видами спорта, где допустимо использовать коррекционные очки. При сильной степени запрещены контактные виды спорта, из-за вероятности получения прямых травм в глаза [3].

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

Мы проанализировали заболевания студентов 2 курса специальной медицинской группы. 35 % из них имели проблемы со зрением.

Далее нами была проведена экспериментальная работа по профилактике заболеваний органов зрения среди студентов трех университетов. В эксперименте участвовало 75 человек, 25 человек их Самарского государственного национального университета им. С.П. Королева, 25 человек из Самарского государственного экономического университета, и 25 студентов из Самарского государственного технического университета.

На констатирующем этапе исследования 23 человек ответили, что они делают гимнастику для глаз и регулярно выполняют рекомендации офтальмолога, поэтому их зрение на протяжении нескольких лет остается неизменным и даже улучшилось на 4%. 24 человек сказали, что они принимают витамины и капли для глаз и их зрение за несколько лет, постоянно ухудшается, а остальные не принимают не витамины и не делают гимнастику для глаз, и каждый год у них регулярно падает зрение.

Был проведен педагогический эксперимент. Мы предложили студентам, которые «ничего» не делали для сохранения зрения, применять комплекс упражнений из методики У. Бейтса и таблицу для зрения по методу М.С. Норбекова для улучшения зрения.

На протяжении 2019-2020 учебного года они занимались по данной программе и по окончании года все прошли обследования у офтальмолога (рисунок).

В результате проведенного эксперимента можно сделать вывод, что:

- из 75 человек стабилизировалось зрение у 52%, 25% человек улучшили свои показатели и у 23% человек продолжает ухудшаться зрение. Но как сами сказали студенты, на протяжении учебного года они очень часто болели и поэтому пропускали занятия;

- так как тренирующий эффект еженедельных двухразовых занятий по физическому воспитанию в вузе в специальном учебном отделении не высокий (авторы указывают на ежедневную необходимость выполнять специальные упражнения), то и положительный эффект

наступает далеко не у всех студентов, имеющих легкую форму протекания заболевания;

- правильно подобранные физические нагрузки могут повлиять на органы зрения положительно, в основном они замедляют процесс нарушения, а в некоторых случаях могут улучшить и восстановить зрение.

ЛИТЕРАТУРА

1. Ермоленко С.П. Влияние физических упражнений на состояние здоровья студентов с нарушением органов зрения / С.П. Ермоленко, Т.Ю. Евдокимова // Вестник

2. Вестник бурятского государственного университета. - 2013. - № 13. - С. 46-47.

3. Карева Ю.Ю. Влияние спорта на зрительный аппарат студентов высших учебных заведений / Ю.Ю. Карева, Н.Д. Гитель, А. Д. Вандышева, Е.А. Нуждина // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2021. - № 2 (13). - С. 104-106.

4. Кремнева В.Н. Влияние занятий физической культурой на уровень зрения студентов университета / В.Н. Кремнева, Е.М. Солодовник // International Journal of Humanities and Natural Sciences - 2016. - № 1-7. - С. 64.

5. Малютина М.В. Физическая культура в профилактике органа зрения студентов вуза / М.В. Малютина, О.А. Ледовская, Е.П. Моргунова // Вестник Оренбургского государственного уни-

23%

25%

52%

' Стабилизация ■ Улучшение ■ Ухудшение

Рисунок - Результат эксперимента по внедрению специальной методики М.С. Норбекова в специальную медицинскую группу по заболеваниям органов зрения (составлено авторами)

верситета. - 2016. - № 7. - С. 23-27.

6. Савельева О.В. Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте высшей школы / О.В. Савельева, Л.А. Иванова, Л.Б. Окунева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 138-140.

REFERENCES

1. Ermolenko, S.P. and Evdokimova, T.Yu. (2013), "The influence of physical exercises on the health of students with visual impairment", Bulletin of Buryat State University No 13, pp. 46-47.

2. Kareva, Yu.Yu., Gitel, N.D., Vandysheva, A.D. and Nuzhdina, E.A. (2021), "The influence of sports on the visual apparatus of students of higher educational institutions", OlymPlus. Humanitarian version, No 2 (13), pp. 104-106.

3. Kremneva, V.N. and Solodovnik, E.M. (2016), "The influence of physical culture classes on the level of vision of university students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 1-7, pp. 64-67.

4. Malyutina, M. V., Ledovskaya, O. A. and Morgunova E. P. (2016), "Physical culture in the prevention of the visual organ of university students", Vestnik of Orenburg State University, No. 7, pp. 23-27.

5. Savelyeva, O.V., Ivanova, L.A. and Okuneva, L.B (2015), "Social integration and socialization in adaptive sports of higher school", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (1), pp. 138-140.

Контактная информация; kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

УДК 373.2

ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королёва; Татьяна Алексеевна Хусаинова, старший преподаватель, Самарский государственный институт культуры; Дина Расимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный социально-педагогический университет; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический

университет

Аннотация

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс воспитания. Для того чтобы с раннего детства приучить детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом авторы предлагают вовлечь дошкольников вместе с их родителями в общий процесс подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В статье представлены результаты апробированной дополнительной программы средств физической культуры для подготовки сдачи норм первой ступени ГТО и проведены исследования участия родителей в формировании спортивной мотивации их детей. Совместное общение и работа по подготовке к соревнованиям позволяют сплотить родителей и детей в достижении лучшего спортивного результата. Авторы считают, что результаты исследования могут быть использованы в трансляции опыта для детей других дошкольных учреждений.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), физическая подготовленность, физическое совершенствование, первая ступень комплекса ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p157-160

GTO IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara

National Research University named after academic S.P. Korolev; Tatiana Alekseevna Hu-sainova, the senior lecturer, Samara State Institute of Culture; Dina Rasimovna Surkova, sen-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.