Научная статья на тему 'ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" НОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ'

ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" НОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
35
8
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ДВИГАТЕЛЬНАЯ АКТИВНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКАЯ АКТИВНОСТЬ / КОЛЕСО БАЛАНСА / СТУДЕНТЫ / КОМПОНЕНТЫ ЗДОРОВОГО ОБРАЗА ЖИЗНИ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Илькевич Татьяна Геннадьевна, Лазарева Марина Викторовна

Введение. Фундамент здоровья взрослого человека, как и причины многих серьезных болезней, закладываются в детском и подростковом возрасте. В соответствии с исследованиями ВОЗ неполноценное питание и недостаточная физическая активность подрастающего поколения являются причинами многих болезней и преждевременной смертности в дальнейшей жизни. Укрепление здоровых привычек в детский и подростковый период, осуществление мер, направленных на минимизацию рисков для здоровья, имеет большое значение в предотвращения проблем со здоровьем в течение взрослого периода. Одним из средств сохранения здоровья студентов и первичной профилактики заболеваний в учебных заведениях является соблюдение норм двигательной активности. Целью статьи является оценка уровня знаний студентов о нормах двигательной активности и их соблюдение. Методика и организация исследования. В качестве метода исследования знаний студентов о нормах двигательной активности нами была использована модифицированная методика «Колесо баланса», разработанная Пол Дж. Мейером. В исследовании участвовало 70 студентов обоих полов, направления подготовки «Педагогическое образование» Гжельского государственного университета. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что студенты направления подготовки «Педагогическое образование» имеют недостаточно сформированный уровень знаний о компонентах, структуре и нормах двигательной активности. Было обосновано утверждение, что имеется необходимость включения раздела «Двигательная активность и здоровье человека» в программу дисциплин здоровьесберегающего цикла.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Илькевич Константин Борисович, Илькевич Татьяна Геннадьевна, Лазарева Марина Викторовна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

EVALUATION OF STUDENTS' COMPLIANCE WITH THE DIRECTION OFPREPARATION "PEDAGOGICAL EDUCATION" OF THE NORMS OFPHYSICAL ACTIVITY

Introduction. The foundation of adult health, like the causes of many serious illnesses, is laid in childhood and adolescence. According to WHO research, malnutrition and insufficient physical activity of the younger generation are the causes of many diseases and premature death in later life. Strengthening healthy habits during childhood and adolescence and taking measures to minimize health risks is essential in preventing health problems during adulthood. One of the means of preserving the health of students and the primary prevention of diseases in educational institutions is the observance of the norms of physical activity. The purpose of the article is to assess the level of knowledge of students about the norms of physical activity and their observance. Research methodology and organization. As a method for studying students' knowledge about the norms of physical activity, we used a modified methodology "Wheel of balance", developed by Paul J. Meyer. The study involved 70 students of both sexes, the direction of training "Pedagogical education" Gzhel State University. Research results and their discussion. The analysis of the obtained data showed that the students of the direction of training "Pedagogical education" have an insufficiently formed level of knowledge about the components, structure and norms of motor activity. The statement was substantiated that there is a need to include the section "Motor activity and human health" in the program of disciplines of the health-preserving cycle.

Текст научной работы на тему «ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ "ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ" НОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ»

Среднее профессиональное образование. - 2017. - № 7. - С. 48-55.

5. Ясвин, В.А. Образовательная среда: от моделирования к проектированию / В.А. Ясвин. - Москва : Смысл, 2001. - 365 с.

6. Chankseliani, M. Higher education contributing to local, national, and global development: new empirical and conceptual insights / M. Chankseliani, I. Qoraboyev, D. Gimranova // Higher Education. - 2021. - Vol. 81, No 1. - pp. 109-127.

7. Reyes, G.E. A Mathematical and Conceptual Model Regarding Social Inclusion and Social Leverage / G.E. Reyes, M. Govers D. Ruwaard // Mediterranean Journal of Social Sciences. - 2018. - Vol. 9, No. 3. - pp. 9-16.

REFERENCES

1. Popko, K.S., Shaposhnikova, T.L. (2021), "Modern method of diagnostics of interaction of university complex with schoolchildren complimentary education establishment", Upravlenie obra-zovaniem: teoriya i praktika, Vol. 41, No 1, pp. 232-239.

2. Rochev, K.V., Modanov, A.V., Korshunov, G.V. (2019), "Personal account of employer involved into estimation system of student team activity", Otkryitoe obrazovanie, Vol. 23, No 1, pp. 86-94.

3. Tuchina, O.R., Burlachenko, L.S. (2021), "Modern method of diagnostics of interaction of family with secondary educational establishment", Azimut nauchnyikh issledovaniy: pedagogika i psi-hologiya, Vol. 10, No 2 (35), pp. 386-391.

4. Shaposhnikova, T.L., Kotlyarova, E.A., Ternovaya, L.N. (2017), "Network interaction as a factor of effective pedagogical workers vocational retraining", Srednee professionalnoe obrazovanie, No 7, pp. 48-55.

5. Yasvin, V.A. (2001), Educational environment: from modeling to projecting, Smysl, Moscow.

6. Chankseliani, M., Qoraboyev, I. and Gimranova, D. (2021), "Higher education contributing to local, national, and global development: new empirical and conceptual insights", Higher Education, Vol. 81, No 1, pp. 109-127.

7. Reyes, G.E., Govers, M. and Ruwaard, D. (2018), "A Mathematical and Conceptual Model Regarding Social Inclusion and Social Leverage", Mediterranean Journal of Social Sciences, Vol. 9, No 3, pp. 9-16.

Контактная информация: romanovs-s@yandex.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

УДК 378.172

ОЦЕНКА СОБЛЮДЕНИЯ СТУДЕНТАМИ НАПРАВЛЕНИЯ ПОДГОТОВКИ «ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ ОБРАЗОВАНИЕ» НОРМ ДВИГАТЕЛЬНОЙ

АКТИВНОСТИ

Константин Борисович Илькевич, кандидат педагогических наук, профессор, Татьяна Геннадьевна Илькевич, кандидат педагогических наук, Марина Викторовна Лазарева,

кандидат педагогических наук, Гжельский государственный университет, Московская

область, п. Электроизолятор

Аннотация

Введение. Фундамент здоровья взрослого человека, как и причины многих серьезных болезней, закладываются в детском и подростковом возрасте. В соответствии с исследованиями ВОЗ неполноценное питание и недостаточная физическая активность подрастающего поколения являются причинами многих болезней и преждевременной смертности в дальнейшей жизни. Укрепление здоровых привычек в детский и подростковый период, осуществление мер, направленных на минимизацию рисков для здоровья, имеет большое значение в предотвращения проблем со здоровьем в течение взрослого периода. Одним из средств сохранения здоровья студентов и первичной профилактики заболеваний в учебных заведениях является соблюдение норм двигательной активности. Целью статьи является оценка уровня знаний студентов о нормах двигательной активности и их соблюдение. Методика и организация исследования. В качестве метода исследования знаний студентов о нормах двигательной активности нами была использована модифицированная методика

«Колесо баланса», разработанная Пол Дж. Мейером. В исследовании участвовало 70 студентов обоих полов, направления подготовки «Педагогическое образование» Гжельского государственного университета. Результаты исследования и их обсуждение. Анализ полученных данных показал, что студенты направления подготовки «Педагогическое образование» имеют недостаточно сформированный уровень знаний о компонентах, структуре и нормах двигательной активности. Было обосновано утверждение, что имеется необходимость включения раздела «Двигательная активность и здоровье человека» в программу дисциплин здоровьесберегающего цикла.

Ключевые слова: двигательная активность, физическая активность, колесо баланса, студенты, компоненты здорового образа жизни.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p148-154

EVALUATION OF STUDENTS' COMPLIANCE WITH THE DIRECTION OF PREPARATION "PEDAGOGICAL EDUCATION" OF THE NORMS OF PHYSICAL

ACTIVITY

Konstantin Borisovich Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, professor, Tatiana Gennadyevna Ilkevich, the candidate of pedagogical sciences, Marina Viktorovna Lazareva, the candidate of pedagogical sciences, Gzhel State University, Moscow district, Electrical insulator

Abstract

Introduction. The foundation of adult health, like the causes of many serious illnesses, is laid in childhood and adolescence. According to WHO research, malnutrition and insufficient physical activity of the younger generation are the causes of many diseases and premature death in later life. Strengthening healthy habits during childhood and adolescence and taking measures to minimize health risks is essential in preventing health problems during adulthood. One of the means of preserving the health of students and the primary prevention of diseases in educational institutions is the observance of the norms of physical activity. The purpose of the article is to assess the level of knowledge of students about the norms of physical activity and their observance. Research methodology and organization. As a method for studying students' knowledge about the norms of physical activity, we used a modified methodology "Wheel of balance", developed by Paul J. Meyer. The study involved 70 students of both sexes, the direction of training "Pedagogical education" Gzhel State University. Research results and their discussion. The analysis of the obtained data showed that the students of the direction of training "Pedagogical education" have an insufficiently formed level of knowledge about the components, structure and norms of motor activity. The statement was substantiated that there is a need to include the section "Motor activity and human health" in the program of disciplines of the health-preserving cycle.

Keywords: Physical activity, physical activity, balance wheel, students, components of a healthy lifestyle.

ВВЕДЕНИЕ

Согласно Федеральному закону от 29.12.2012 № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ст. 41 «Охрана здоровья обучающихся») образовательная организация обязана осуществлять «пропаганду и обучение навыкам здорового образа жизни, требованиям охраны труда; организацию и создание условий для профилактики заболеваний, и оздоровления обучающихся для занятия ими физической культурой и спортом».

Формирование навыков здорового образа жизни (ЗОЖ) подрастающего поколения закреплено за педагогическими работниками в профессиональном стандарте педагог в разделе «Воспитательная деятельность» и сформулировано следующим образом «развитие у обучающихся познавательной активности, самостоятельности, инициативы, творческих способностей, формирование гражданской позиции, способности к труду и жизни в условиях современного мира, формирование у обучающихся культуры здорового и безопасного образа жизни» [6].

В нормативных документах Министерства образования и науки РФ и Министерства здравоохранения дано понятие «культура здоровья», как некоторая целевая установ-

ка в образовательных и культурно-досуговых программах для детей и подростков; подготовка профессионалов по формированию здоровьесберегающей среды на базах школ, культурно-досуговых учреждений и учреждений дополнительного образования. Культура здоровья является интегративным понятием, включающем компетентность в сфере укрепления и сохранения психофизического здоровья и здоровьесберегающей деятельности на основе принятия детьми и подростками норм культурного развития в сфере здорового образа жизни. Критерием сформированное™ культуры здоровья является осведомленность, знания и соблюдение норм и правил в сфере здоровья, а также средств, форм и методов здоровьесбережения. Одним из критериев сформированности культуры здоровья выступают знания и соблюдение режима двигательной активности.

Двигательная активность (ДА) - естественная и специально организованная двигательная деятельность человека, обеспечивающая его успешное физическое и психическое развитие. Она является неотъемлемой частью образа жизни и поведения человека, зависит от организации физического воспитания, морфофункциональных особенностей, типа нервной системы, количества свободного времени, мотивации к занятиям, доступности спортивных сооружений и мест отдыха [2].

Доля значимости ДА среди всех факторов здоровья достигает 40%. ДА включает сумму движений, выполняемых человеком в процессе жизнедеятельности и делится на регламентированную (организованная), частично-регламентированную, нерегламентиро-ванную (неорганизованная).

Организованная (регламентированная) ДА - это сумма специально выбираемых и направленно влияющих на организм человека физических упражнений и двигательных мероприятий (физические упражнения на уроках физкультуры, на занятиях в спортивных секциях и др.).

Частично-регламентированная двигательная активность - это объем двигательных актов, выполняемых в ходе решения двигательных заданий (утренняя гимнастика, подвижные виды развлечения, физические упражнения во время прогулок, разминка во время перерыва между занятиями, физкультминутки на занятиях с интеллектуальной нагрузкой, гимнастика после дневного сна).

Неорганизованная (нерегламентированная) двигательная активность включает объем самопроизвольно осуществляемых двигательных актов, возникает по инициативе человека. Ее продолжительность зависит от персональных проявлений в двигательных занятиях (прогулки, самообслуживание и т. д.).

Нормы ДА точно не определены, научно-исследовательский институт физической культуры предлагает нормы недельного объема двигательной активности студентов в количестве 10-14 часов в неделю, отечественные ученые считают, что взрослый человек должен в день делать минимум 10-15 тыс. шагов. Соблюдение оптимальной двигательной активности у студентов оказывает положительное влияние на психические процессы и формирует устойчивость к напряженной умственной деятельности, однако имеется предположение, что чрезмерно большие объемы двигательной активности вызывают не довосстановление организма (неполную утилизацию из крови молочной кислоты) и, как следствие, временное снижение умственной активности у студентов [4].

ВОЗ дает понятие не двигательная, а физическая активность (ФА) - это какое-либо движение тела, производимое скелетными мышцами, которое требует расхода энергии. Термин «физическая активность» относится к любым видам движений, в том числе во время отдыха, поездок в какие-либо места и обратно или во время работы. Для взрослых людей 18-64 лет рекомендации ВОЗ по ФА предполагают: оздоровительные упражнения; занятия в период досуга (например, велосипед или пешие прогулки); профессиональную деятельность (т.е. работа); домашние дела, игры, состязания, спортивные или плановые занятия в рамках ежедневной деятельности семьи и общества. В целях укрепления сердечно-легочной системы, костно-мышечных тканей, снижения риска неинфекционных

заболеваний и депрессии ВОЗ рекомендуется следующие нормы ФА: не менее 150 минут в неделю занятиям аэробными упражнениями средней интенсивности (быстрая ходьба; танцы; работа в саду; работа по дому и хозяйству; традиционная охота и сбор урожая; активные игры и спортивные занятия с детьми, прогулки с домашними животными; основные строительные работы; перенос предметов умеренной тяжести (менее 20 кг)) или не менее 75 минут в неделю занятиям аэробными упражнениями высокой интенсивности (бег; энергичный подъем в гору; быстрая езда на велосипеде; аэробика; быстрое плавание; спортивные соревнования и игры; энергичная работа с лопатой или рытье канав; перенос тяжестей (более 20 кг)). Каждое занятие аэробными упражнениями должно продолжаться не менее 10 минут.

Чтобы получить дополнительные преимущества для здоровья, люди 18-64 лет должны увеличить нагрузки своих занятий аэробными упражнениями средней интенсивности до 300 минут в неделю, или при занятиях аэробными упражнениями высокой интенсивности до 150 минут в неделю и добавить силовые упражнениям, где задействованы основные группы мышц, минимум 2 дня в неделю. Таким образом, занятиям средней интенсивности рекомендуется уделять не менее 2-5 часов в неделю, а занятиям высокой интенсивности минимум 1,5-2,5 часа [3].

Цель исследования - провести оценку знаний и соблюдения студентами норм ДА по 6 компонентам: знания и соблюдение нормы ДА в неделю; знания и применения различных форм ДА; знания и применение методов закаливания организма; знания и применение методов оценки самочувствия во время занятий ФУ; знания и применение методов оценки показателей физического развития организма; знания и применение методов оценки функционального состояния организма.

ОРГАНИЗАЦИЯ И МЕТОД ИССЛЕДОВАНИЯ

Для оценки компонентов ДА студентов нами была использована модифицированная методика «Колесо двигательного баланса». В редакции автора Пола Дж. Майера «Колесо баланса» позволяет выявить сильные и слабые стороны жизни человека и направить фокус внимания на те, которые нуждаются в развитии и в дополнительном совершенствовании. С помощью данного инструмента можно проанализировать знания и соблюдение основных компонентов ДА [1].

Для оценки знаний студентов о ДА нами были определены 6 компонентов ДА, отвечающие 6 секторам «Колеса двигательного баланса». Для оценки каждого компонента были составлены 5 вопросов, на которые можно было дать утвердительный или отрицательный ответ. При проведении исследования студентам был выдан бланк «Колесо двигательного баланса» в котором, при положительном ответе на вопрос необходимо было закрашивать один сектор, при отрицательном ответе закрашивание сектора не происходит и «колесо» не приобретает форму круга, чем больше отрицательных ответов, тем менее ровное получается «колесо», что наглядно демонстрирует недостатки в том или ином компоненте ДА.

Всего в исследовании приняли участие 70 студентов обоих полов, из них 11 мужского пола (далее, студенты-юноши) и 59 студентов женского пола (далее, студенты-девушки) 1-2 курса обучение, направления подготовки «Педагогическое образование» Гжельского государственного университета.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ

Результаты исследования показали, что «Колесо двигательного баланса» у большинства студентов не имеет форму «колеса», это свидетельствует о недостаточных знаниях и не соблюдении норм ДА студентами обоих полов. После математической обработки полученных данных, нами были составлено общее «Колесо двигательного баланса» студентов-юношей (рисунок 1) и общее «Колесо двигательного баланса» студентов-

девушек (рисунок 2).

4 4

Примечание: 1 - знания и соблюдение нормы ДА в неделю; 2 - знания и применение различных форм ДА; 3 -знания и применение методов закаливания организма; 4 - знания и применение методов оценки самочувствия во время занятий ФУ; 5 - знания и применение методов оценки показателей физического развития организма; 6 - знания и применение методов оценки функционального состояния организма.

Рисунок 1 - Структура «Колеса двигательного балан- Рисунок 2 - Структура «Колеса двигательного баланса» студентов-юношей са» студентов-девушек

Анализ полученных результатов позволяет сделать следующие выводы:

- по компоненту «Знания и соблюдение нормы ДА» средний бал в обеих группах имеет различное значение: 3,4 балла у студентов-юношей и 4,2 балла у студентов-девушек. Детальный анализ ответов показал, что большинство студентов не знают норму ДА в неделю, не стараются больше двигаться в течение дня и не посещают спортивные секции;

- по компоненту «Знания и применения различных форм ДА» показатель примерно равный в обеих группах 3,3 балла у студентов-юношей и 3,8 балла у студентов-девушек. Детальный анализ ответов показал, что студенты обоих полов не знают о физических качествах человека и формах ДА для их развития. Больше всего студенты-девушки уделяют внимание развитию гибкости и посещают занятия йогой, но не уделяют внимание развитию силы и выносливости. Студенты-юноши уделяют внимание развитию силовых качеств посещают секции по атлетической гимнастике и гиревому спорту и меньше всего уделяется внимание развитию выносливости (бег на длинные дистанции) и ловкости (спортивные игры);

- по компоненту «Знания и применение методов закаливания организма» средний бал очень низкий в обеих группах. В группе у студентов-юношей он составляет 1,9 балла, в группе у студентов-девушек составляет всего лишь 2,2 балла, что говорит об отсутствии знаний о пользе закаливающих процедур для организма и их применении. Детальный анализ ответов показал, что студенты не используют методы закаливания с помощью воздуха и воды (не посещают бани и сауны), единственным методом закаливания является, закаливание с помощью солнечных лучей в летний период;

- по компоненту «Знания и применение методов оценки самочувствия во время занятий ФУ», величина среднего балла в группе у студентов-юношей составляет 3,2 балла, в группе студентов-девушек средний балл составил 3,7 балла. Детальный анализ ответов показал, что студенты обеих групп не наблюдают за изменения аппетита и настроения вовремя и после занятий ФУ. Большинство студентов испытывают сильную боль в мышцах и усталость после занятий ФУ, что говорит о низкой подготовленности организма к ДА;

- по компоненту «Знания и применение методов оценки показателей физического развития организма» показатель существенно отличается. В группе у студентов-юношей он составляет 4,2 балла, а в группе у студентов-девушек всего 3,2 балла. Детальный анализ ответов позволил сделать вывод, что студенты-девушки имеют недостаток массы тела, низкие показатели динамометрии и ЖЕЛ, что свидетельствует о не оптимальном раз-

1

6

2

6

2

5

3

5

3

витии их мышечной и дыхательной систем;

- по компоненту «Знания и применение методов оценки функционального состояния организма» являются самыми не сбалансированными в обеих группах у студентов-девушек результаты составили 2,1 балла, в группе у студентов-юношей 2,6 балла. Низкие баллы по данному компоненту свидетельствуют о том, что студенты не имеют представления о данных показателях и не контролируют их. Детальный анализ ответов позволил сделать вывод, что студенты обеих групп имеют повышенную частоту сердечных сокращений, частоту дыхания и низкие показатели задержки дыхания, что свидетельствует о нарушении функционального состояния сердечно-сосудистой и дыхательной систем организма.

ВЫВОДЫ

Анализ полученных данных показал, что студенты направления подготовки «Педагогическое образование» имеют низкий уровень знаний о компонентах и нормах ДА. Не выполняют норму по ДА в неделю, не имеют представления закаливающих процедурах и их влиянии на организм, не развивают свои физические качества, что приводит к их неполноценному физическому развитию и формированию патологических состояний со стороны дыхательной, сердечно-сосудистой и иммунной систем организма во время учебы в вузе.

Отсутствие основополагающих знаний по рациональной организации собственной ДА ставит под сомнение формирование компетенции будущих педагогов, связанных с развитием у обучающихся, культуры здорового и безопасного образа жизни.

Для решения данной проблемы, на наш взгляд, необходимо ввести раздел «Двигательная активность и здоровье студента» в дисциплины здоровьесберегающего цикла и курса лекций по физической культуре, организовывать секции и кружки спортивной направленности во внеаудиторное время под руководством преподавателей физического воспитания с учетом особенностей организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов [5].

ЛИТЕРАТУРА

1. Илькевич К.Б. Оценка знаний студентов направления подготовки «Педагогическое образование» о компонентах рационального питания / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, М.В. Лазарева // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта.- 021.П № 9 (199). - С. 106-110.

2. Особенности образа жизни и параметров здоровья студенток-художниц / К.Б. Илькевич, Т.Г. Илькевич, Н.И. Медведкова, В. Д. Медведков // Казанский педагогический журнал - 2016. - № 2-2 (115). - С. 284-291.

3. Илькевич Т. Г. Модель организации оздоровления студенток-художниц в условиях кампуса / Т.Г. Илькевич // Педагогико-психологические и медико-биологические проблемы физической культуры и спорта. - 2016. -Т.11. № 4. -С. 70-75.

4. Зависимость коэффициента интеллекта от уровня двигательной активности первокурсников / Медведкова Н.И., Илькевич К.Б., Нохрин М.Ю., Медведков В.Д. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. - 2013. □ № 2 (96). - С. 102-105

5. Илькевич К.Б. Особенности организационно-педагогических условий физкультурно-оздоровительной деятельности студентов / Илькевич К.Б., Болдов А.С., Иванов Д.А. // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта .-2020. □ № 2 (180). - С. 128-132

REFERENCES

1. Ilkevich, K.B., Ilkevich, T.G. and Lazareva, M.V. (2021), "Assessment of students' knowledge of the direction of training "Pedagogical education" about the components of a balanced diet", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 9 (199), рp. 106-110.

2. Ilkevich, K. B., Ilkevich, T.G., Medvedkova, N.I. and Medvedkov, V.D. (2016), "Features of lifestyle and health parameters of female students -artists", Kazan Pedagogical Journal, No.2-2(115), pp. 284-291.

3. Ilkevich, T. G. (2016), "Model of organization of improvement of female students-artists in the conditions of the campus", Pedagogical-psychological and medico-biological problems of physical culture and sports, No. 4 (Vol. 11), рp. 70-75/

4. Medvedkova N.I., Ilkevich K.B., Nokhrin M.Yu. and Medvedkov V.D. (2013), "Dependence of the IQ on the level of motor activity of freshmen", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgafta, No. 2 (96), рp. 102-105.

5. Ilkevich K.B., Boldov A.S. and Ivanov D.A. (2020), "Features of organizational and pedagogical conditions of physical culture and health-improving activity of students", Uchenye zapiski universiteta im. P.F. Lesgaftci, No. 2 (180), рp. 128-132.

Контактная информация: ilk_kb@mail.ru

Статья поступила в редакцию 12.01.2022

УДК 796.011.3

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ УПРАЖНЕНИЙ НА УЛУЧШЕНИЕ ЗРЕНИЯ

СТУДЕНТОВ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национально исследовательский университет им. Академика С.П. Королева, Самара; Анастасия Олеговна Алексина, кандидат экономических наук, доцент, Самарский государственный экономический университет, Самара; Алла Михайловна Данилова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный технический университет, Самара

Аннотация

Зрение является одним из наиболее важных чувств осязания, ведь около 80% информации об окружающем мире он получает зрительно. Не для кого не секрет, что студенты и школьники являются наиболее уязвимой категорией населения по приобретению заболеваний органов зрения. В данной статье авторы исследуют проблему влияния физических упражнений на заболевания данной категории. Также рассматриваются распространенные болезни органов зрения и их ограничения в физических нагрузках. Даются рекомендации для студентов специальной медицинской группы для безопасных занятий в зависимости от дефекта зрения и их интенсивности. Авторы провели эксперимент, внедрив комплекс упражнений из методики У. Бейтса и таблицу для зрения по методу М.С. Норбекова в регулярные занятия физической культурой со студентами специального учебного отделения, имеющих отклонения зрительного анализатора. Эксперимент показал положительный эффект, правильно подобранные физические нагрузки могут повлиять на органы зрения положительно, в основном они замедляют процесс нарушения, а в некоторых случаях могут улучшить и восстановить зрение.

Ключевые слова: физические упражнения, физическая нагрузка, всемирная организации здравоохранения, миопия, гиперметропия, астигматизм.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p154-157

EFFECT OF PHYSICAL EXERCISE ON IMPROVING STUDENTS' EYESIGHT

Olga Aleksandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara National Research University named after academic S.P. Korolev; Anastasia Olegovna Aleksi-na, the candidate of economic sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics; Alla Mikhailovna Danilova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

State Technical University

Abstract

Vision is one of the most important senses of touch, because about 80% of the information about the world around him receives visually. It's no secret that students and schoolchildren are the most vulnerable category of the population for the acquisition of diseases of the visual organs. In this article, the au-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.