Научная статья на тему 'ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ'

ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
278
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВСЕРОССИЙСКИЙ ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНЫЙ КОМПЛЕКС "ГОТОВ К ТРУДУ И ОБОРОНЕ" (ГТО) / ФИЗИЧЕСКАЯ ПОДГОТОВЛЕННОСТЬ / ФИЗИЧЕСКОЕ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ / ПЕРВАЯ СТУПЕНЬ КОМПЛЕКСА ГТО

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Хусаинова Татьяна Алексеевна, Суркова Дина Расимовна, Иванова Лидия Александровна

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс воспитания. Для того чтобы с раннего детства приучить детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом авторы предлагают вовлечь дошкольников вместе с их родителями в общий процесс подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В статье представлены результаты апробированной дополнительной программы средств физической культуры для подготовки сдачи норм первой ступени ГТО и проведены исследования участия родителей в формировании спортивной мотивации их детей. Совместное общение и работа по подготовке к соревнованиям позволяют сплотить родителей и детей в достижении лучшего спортивного результата. Авторы считают, что результаты исследования могут быть использованы в трансляции опыта для детей других дошкольных учреждений.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам об образовании , автор научной работы — Казакова Ольга Александровна, Хусаинова Татьяна Алексеевна, Суркова Дина Расимовна, Иванова Лидия Александровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

GTO IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Physical education in preschool institutions is carried out in a variety of forms that are interrelated, complement each other and represent a single process of education. In order to accustom children from early childhood to regular physical education and sports, the authors propose to involve preschoolers together with their parents in the general process of preparing for the implementation of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO). The article presents the results of the tested additional program of physical education facilities for the preparation of passing the standards of the first stage of the GTO and conducts studies of the participation of parents in the formation of sports motivation of their children. Joint communication and work on preparation for competitions allow to unite parents and children in achieving the best sports result. The authors believe that the results of the study can be used in the translation of experiences for children of other preschool institutions.

Текст научной работы на тему «ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

верситета. - 2016. - № 7. - С. 23-27.

6. Савельева О.В. Социальная интеграция и социализация в адаптивном спорте высшей школы / О.В. Савельева, Л.А. Иванова, Л.Б. Окунева // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2015. - № 1 (1). - С. 138-140.

REFERENCES

1. Ermolenko, S.P. and Evdokimova, T.Yu. (2013), "The influence of physical exercises on the health of students with visual impairment", Bulletin of Buryat State University No 13, pp. 46-47.

2. Kareva, Yu.Yu., Gitel, N.D., Vandysheva, A.D. and Nuzhdina, E.A. (2021), "The influence of sports on the visual apparatus of students of higher educational institutions", OlymPlus. Humanitarian version, No 2 (13), pp. 104-106.

3. Kremneva, V.N. and Solodovnik, E.M. (2016), "The influence of physical culture classes on the level of vision of university students", International Journal of Humanities and Natural Sciences, No. 1-7, pp. 64-67.

4. Malyutina, M. V., Ledovskaya, O. A. and Morgunova E. P. (2016), "Physical culture in the prevention of the visual organ of university students", Vestnik of Orenburg State University, No. 7, pp. 23-27.

5. Savelyeva, O.V., Ivanova, L.A. and Okuneva, L.B (2015), "Social integration and socialization in adaptive sports of higher school", OlymPlus. Humanitarian version, No 1 (1), pp. 138-140.

Контактная информация; kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

УДК 373.2

ГТО В ДОШКОЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ

Ольга Александровна Казакова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский национальный исследовательский университет им. Академика С.П. Королёва; Татьяна Алексеевна Хусаинова, старший преподаватель, Самарский государственный институт культуры; Дина Расимовна Суркова, старший преподаватель, Самарский государственный социально-педагогический университет; Лидия Александровна Иванова, кандидат педагогических наук, доцент, Самарский государственный экономический

университет

Аннотация

Физическое воспитание в дошкольных учреждениях осуществляется в многообразных формах, которые взаимосвязаны, дополняют друг друга и представляют собой единый процесс воспитания. Для того чтобы с раннего детства приучить детей к регулярным занятиям физической культурой и спортом авторы предлагают вовлечь дошкольников вместе с их родителями в общий процесс подготовки к выполнению нормативов Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса "Готов к труду и обороне" (ГТО). В статье представлены результаты апробированной дополнительной программы средств физической культуры для подготовки сдачи норм первой ступени ГТО и проведены исследования участия родителей в формировании спортивной мотивации их детей. Совместное общение и работа по подготовке к соревнованиям позволяют сплотить родителей и детей в достижении лучшего спортивного результата. Авторы считают, что результаты исследования могут быть использованы в трансляции опыта для детей других дошкольных учреждений.

Ключевые слова: Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО), физическая подготовленность, физическое совершенствование, первая ступень комплекса ГТО.

DOI: 10.34835/issn.2308-1961.2022.1.p157-160

GTO IN EARLY CHILDHOOD EDUCATION

Olga Alexandrovna Kazakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Samara

National Research University named after academic S.P. Korolev; Tatiana Alekseevna Hu-sainova, the senior lecturer, Samara State Institute of Culture; Dina Rasimovna Surkova, sen-

ior lecturer,, Samara State Socio-Pedagogical University; Lidiya Alexandrovna Ivanova, the candidate ofpedagogical sciences, senior lecturer, Samara State University of Economics

Abstract

Physical education in preschool institutions is carried out in a variety of forms that are interrelated, complement each other and represent a single process of education. In order to accustom children from early childhood to regular physical education and sports, the authors propose to involve preschoolers together with their parents in the general process of preparing for the implementation of the standards of the All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO). The article presents the results of the tested additional program of physical education facilities for the preparation of passing the standards of the first stage of the GTO and conducts studies of the participation of parents in the formation of sports motivation of their children. Joint communication and work on preparation for competitions allow to unite parents and children in achieving the best sports result. The authors believe that the results of the study can be used in the translation of experiences for children of other preschool institutions.

Keywords: All-Russian Physical Culture and Sports Complex "Ready for Labor and Defense" (GTO), physical fitness, physical improvement, the first stage of the GTO complex.

ВВЕДЕНИЕ

В целях укрепления здоровья и развития человеческого потенциала Указом Президента Российской Федерации от 24 марта 2014 г. № 172 введен в действие Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс "Готов к труду и обороне" (ГТО).

С 2018 года в МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара реализуется проект «Физическое воспитание детей дошкольного возраста (от 6 до 7 лет) - «К стартам готов».

Цель проекта - разработка и апробация дополнительной программы подготовки к сдаче нормативов первой ступени Физкультурно-спортивного комплекса ГТО детей подготовительных групп на базе МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара.

Задачи:

1. Познакомить детей с программой ГТО, традицией их проведения.

2. Повысить уровень физической подготовленности воспитанников подготовительной группы МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара.

3. Заинтересовать родителей в организации дополнительных занятий физической культурой и спортом, с целью выполнения нормативов комплекса ГТО, физического совершенствования и введении здорового образа жизни как воспитанников, так и их родителей.

Современная система дошкольного физического воспитания включает в себя множество инновационных подходов в решении задач ФГОС, связанных с охраной и укреплением здоровья детей [1]. Но сегодня у нас появился еще один новый механизм физического развития дошкольников - это Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) [2].

Как известно, становление основных двигательных действий, важных функций и рост организма ребенка происходят в 6-7 лет, в этот период так же закладываются основы разнообразия двигательных движений и физического совершенствования, поэтому очень важно создать в дошкольном учреждении условия для всестороннего развития детей [4]. Опираясь на требования к уровню физической подготовленности дошкольников 6-7 лет, была разработана в МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара дополнительная программа физической подготовки для сдачи норм первой ступени ГТО.

МЕТОДИКА И ОРГАНИЗАЦИЯ ИССЛЕДОВАНИЯ

Ребятам на дополнительных занятиях объяснялось влияние средств физической культуры на их здоровье, гигиеническое и закаливающее значение умывания, обтирания и купания, как правильно выбрать одежду и обувь для физкультурных занятий, прогулок и подвижных игр, традиции проведения сдачи норм комплекса ГТО [3, 5]. Также был

подсчитан необходимый недельный двигательный режим дошкольника и введена дополнительная программа подготовки к сдаче нормативов первой ступени Физкультурно-спортивного комплекса ГТО, где сделан упор на развитие основных физических качеств. К сдаче норм ГТО допускались ребята, которые систематически занимались физическими упражнениями.

Весь период эксперимента предшкольной подготовки был насыщен различными мероприятиями с таким расчетом, чтобы каждый дошкольник 6-7 лет принял участие в 5 спортивных соревнованиях по выполнению упражнений из ГТО в течении года. Во время всех соревнований обязательно регистрировались результаты сдачи норм комплекса ГТО, победители и призеры поощрялись грамотами и медалями. В сентябре проходил День бегуна, дистанция соответствовала кроссовым нормативам комплекса ГТО. В октябре -соревнования по легкой атлетике (бег, прыжки, метания). В программе был челночный бег, метание теннисного меча в цель, многоскоки. Победители награждались медалями собственного изготовления. В декабре проходили соревнования по гимнастике. В феврале - неделя лыжного спорта. В марте соревнования по плаванью среди тех ребят, кто выбрал плаванье.

РЕЗУЛЬТАТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ

О хорошо поставленной работе по внедрению комплекса ГТО первой ступени в МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара говорят следующие цифры: 70% дошкольников полностью сдали нормы ГТО первой ступени.

Преемственность программы ГТО между дошкольным образовательным учреждением и школой позволило специалистам МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара достойно подготовить своих воспитанников к предстоящей школьной жизни.

Кроме того, на протяжении всего эксперимента проводились так же исследования участия родителей в формировании спортивной мотивации их детей. Семейное воспитание влияет на развитие личности ребенка и может как усилить, так и нивелировать воздействие дошкольного образования, поэтому формирование и поддержание у дошкольников мотивации к регулярным занятиям физической культурой и спортом возможно только при активном участии родителей в этом процессе [4].

Было проведено анкетирование родителей (50 человек) подготовительных групп МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара, где задавались следующее вопросы:

1. Делаете ли вы утреннею гимнастику со своими детьми?

2. Контролируете выполнение домашних заданий по физической культуре?

3. Как вы организовываете активный совместный отдых с детьми (если он есть)?

4. Производите контроль двигательной активности ребенка?

5. Организуете совместное посещение физкультурно-спортивных соревнований и спортивно-массовых мероприятий?

6. Оказываете помощь в организации активного отдыха своих детей и их друзей?

7. Помогаете детям в подготовке к сдаче норм комплекса ГТО и т.д.?

По результатам проведенного исследования оказалось, что 50% родителей активно участвуют в организации физического воспитания детей, но только 35% из них это делают систематически и регулярно.

Осведомленность о спортивных интересах и предпочтений в выборе своих детей отметили 70%, но эти выводы были сделаны из прошлых предпочтений, т.к. ребята уже прекратили заниматься в выбранных спортивных секциях.

80% родителей поддерживают детей при подготовке к сдаче норм ГТО, но делают это пассивно 55%.

18% родителей не против занятий спортом, но их дети часто пропускают дополнительные занятия по причине частых респираторных заболеваний, травмирования или опасениями нехватки времени в дошкольной подготовке к предстоящей школьной

деятельности.

2% - считают сдачу нормативов ГТО пустой тратой времени и их дети не занимаются подготовкой к сдаче нормативов ГТО.

На основании проведенных исследований можно сделать следующие вывод: МБДОУ «Детский сад № 61» г.о. Самара имеет положительный опыт подготовки своих воспитанников для сдачи норм ГТО, который продолжается уже три года.

Как показали наши исследования, дошкольники и их родители с удовольствием принимают участие в программе «К стартам готов!» и показывают, хорошие результаты. Следовательно, применение дополнительной программы подготовки для сдачи норм ГТО у воспитанников ДОУ благоприятно сказывается на повышении уровня физической подготовки детей и всемерно поддерживает всероссийское движение по сдачи нормативов ГТО, в том числе и первой ступени.

ЛИТЕРАТУРА

1. Анацкая Ю.Ю. Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» как основа физического развития детей в условиях реализации ФГОС дошкольного образования /Ю.Ю. Анацкая, Н.А. Павлова, Л.Е. Кузнецова // Научно-методическое обеспечение оценки качества образования. - 2018. - № 1(4). - С. 99-105.

2. Ваганова И.Ю. Формы продвижения Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне» (Анализ предложенных проектов) / И.Ю. Ваганова, Т.Ю. Коляс-кина, А.В. Разумова // Педагогическое образование в России - 2015. - № 12. - С.231-237.

3. Жукова Е.И. Внедрение норм ГТО в современных условиях / Е.И. Жукова, Л.А. Иванова // Образование, спорт, здоровье в современных условиях окружающей среды. Сборник материалов четвертой международной научной конференции. - Ростов-на-Дону, 2015. - С. 98-102.

4. Казакова О.А. Влияние педагогических условий на социализированность дошкольника / О.А. Казакова, Л.А. Иванова, Н.Е. Курочкина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. -2016. - № 5 (135). - С. 110-115.

5. Савельева О.В. Сравнительный анализ физкультурно-спортивных комплексов ГТО / О.В. Савельева, Л.А. Иванова, Т.А. Звонова // OlymPlus. Гуманитарная версия. - 2017. - № 1 (4). -С. 43-47.

REFERENCES

1. Anatskaya, Yu.Yu., Pavlova, N.A. and Kuznetsova, L.E. (2018), "All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" as the basis for the physical development of children in the context of the implementation of the Federal State Educational Standard of preschool education", Scientific and methodological support for assessing the quality of education, No. 1 (4), pp. 99-105.

2. Vaganova, I.Yu., Kolyaskina, T.Yu. and Razumova A.V. (2015), "Forms of promotion of the All-Russian physical culture and sports complex "Ready for work and defense" (Analysis of the proposed projects)", Pedagogical education in Russia, No. 12, pp. 231-237.

3. Zhukova, E.I. and Ivanova, L.A. (2015), "Implementation of GTO norms in modern conditions", Education, sports, health in modern environmental conditions. Collection of materials of the fourth international scientific conference, Rostov-on-Don, pp. 98-102.

4. Kazakova, O.A., Ivanova, L.A. and Kurochkina, N.E. (2016), "The influence of pedagogical conditions on the socialization of a preschooler", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, No. 5 (135), pp. 110-115.

5. Savelyeva, O. V., Ivanova, L.A and Zvonova, T.A. (2017), "Comparative analysis of physical culture and sports complexes of the GTO", OlymPlus. Humanitarian version, No. 1 (4), pp. 43-47.

Контактная информация; kfv2012@mail.ru

Статья поступила в редакцию 29.12.2021

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.