А.Э. Болотин, А.В. Петренко // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2014. - № 12 (118). - С. 25-30.
5. Семенов, А.В. Психолого-педагогические условия, необходимые для повышения эффективности воспитания морально-волевых качеств у военнослужащих внутренних войск МВД России посредством занятий единоборствами / А.В. Семенов // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2015. - № 4 (122). - С. 168-171.
6. Chistyakov V.A. Information interaction of the person with an environment / V.A. Chistyakov // Ученые записки университета имени П.Ф. Лесгафта. - 2006. - Вып. 19. - С. 90-99.
REFERENCES
1. Bolotin, A.E. and Sivak, A.N. (2012), "Requirements imposed to university graduates of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to effective implementation of office and fighting tasks", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 92, No. 10, pp. 30-35.
2. Bolotin, A.E. and Erastov, A.E. (2013), "Technology of vocational training of special divisions of FSIN of Russia with use of hand-to-hand fight", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 98, No. 4, pp. 15-21.
3. Bolotin, A.E. and Zyukin, A.V., Napalkov, Yu.A. (2014), "Pedagogical model of formation of readiness of cadets of higher education institutions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia for fighting activity, with use of means of fire and physical preparation", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 112, No. 6, pp. 75-79.
4. Bolotin, A.E. and Petrenko, A.V. (2014), "Pedagogical model of military vocational training of divisions of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia to carrying out counter-terrorist operations", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 118, No. 12, pp. 25-30.
5. Semenov, A.V. (2015), "The psychology and pedagogical conditions necessary for increase of efficiency of education of moral and strong-willed qualities at the military personnel of internal troops of the Ministry of Internal Affairs of Russia by means of occupations by single combats", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Vol. 122, No. 4, pp. 168-171.
6. Chistyakov, V.A. (2006), "Information interaction of the person with an environment", Uchenye zapiski universiteta imeni P.F. Lesgafta, Issue 19, pp. 90-99.
Контактная информация: SemenovAV@mail.ru
Статья поступила в редакцию 19.06.2015.
УДК 796.011
МОНИТОРИНГ ФИЗИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА К ВЫПОЛНЕНИЮ НОРМАТИВОВ ВСЕРОССИЙСКОГО ФИЗКУЛЬТУРНО-СПОРТИВНОГО КОМПЛЕКСА ГТО
Николай Иванович Синявский, доктор педагогических наук, профессор, Алексей Валерьевич Фурсов, кандидат педагогических наук, старший преподаватель, Альбина Амирзяновна Камартдинова, аспирант, Сургутский государственный педагогический университет
Аннотация
В статье рассматривались аспекты физической подготовки детей 6-7 лет обучающихся в дошкольных образовательных учреждениях к внедрению Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса ГТО. В ходе мониторинга было проанализировано соответствие уровня физической подготовки нормативам физкультурно-спортивного комплекса ГТО дошкольников в сравнении с результатами проводимых одних из самых массовых спортивных мероприятий регионального значения «Губернаторские состязания среди детей дошкольных образовательных учреждений ХМАО-Югры».
Ключевые слова: «Губернаторские состязания среди детей дошкольных образовательных учреждений ХМАО-Югры», ВФСК «ГТО», физическая подготовка детей 6-7 лет.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p177-182
MONITORING OF THE PHYSICAL FITNESS OF THE PRESCHOOL CHILDREN TO THE FULFILMENT OF ALL RUSSIAN SPORTS COMPLEX "READY FOR
LABOR AND DEFENSE" Nikolai Ivanovich Sinyavskiy, the doctor of pedagogic sciences, professor,
Alexei Valerievich Fursov, the candidate of pedagogic sciences, senior lecturer, Albina Amirzyanovna Kamartdinova, the post-graduate student, Surgut State Pedagogical University, Surgut
Annotation
The article considers the aspects of the physical fitness of 6-7 year old children, studying in pre-schools to the introduction of All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense". During the monitoring the authors analyzed the accordance of the physical fitness of the preschool children comparing to the results of the conducted most mass sports event of the regional significance "The Governor's competitions among the preschool children of the Khanty-Mansi Autonomous Area".
Keywords: "Governor's competitions among preschool children of the Khanty-Mansi Autonomous Area", All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense", physical fitness of 6-7 year old children.
ВВЕДЕНИЕ
Реализация задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования направлена на охрану и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия; обеспечение равных возможностей для полноценного развития каждого ребенка в период дошкольного детства [2].
В Положении о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) «предусмотрен минимальный объем различных видов двигательной активности, необходимый для развития физических качеств, сохранения и укрепления здоровья, подготовки к выполнению видов испытаний (тестов) и норм Комплекса ГТО» [1, 3].
Интеграция ВФСК ГТО в систему дошкольного образования связана с выделением в комплексе 1-ой ступени (от 6 до 8 лет): обучающиеся подготовительных групп (дети 6 лет) уже могут сдавать нормативы ВФСК ГТО. У обучающихся дошкольных образовательных учреждений необходимо осуществлять не только физическое развитие, требования к которому закреплены в действующем стандарте [2], но и формировать представление о ВФСК ГТО.
РЕЗУЛЬТАТЫ И ИХ ОБСУЖДЕНИЕ
Мониторинг выполнения тестирования физической подготовки проводился по протоколам Губернаторских состязаний у детей старшего дошкольного возраста 6-7 лет 273 девочки и 273 мальчика из МБДОУ №79 «Садко»; МБДОУ д/сад №74 «Филиппок»; МБДОУ №71 «Дельфин»; МБДОУ №77 «Бусинка»; НШ-ДС №37; МБДОУ №81 «Маль-вина»; МБДОУ №76 «Капелька»; МБДОУ №39 «Белоснежка»; МБДОУ №70 «Голубок»; МБДОУ № 41 «Рябинушка»; МДОУ №22 «Сказка»; МБДОУ №89 «Крепыш»; МБДОУ № 61 «Лель»; МБОУ №12; Прогимназия; МБДОУ д/сад №17 «Белочка»; МБДОУ №78 «Ивушка»; МБДОУ №2 «Ромашка»; МБДОУ №27 «Микки-Маус»; МДОУ «Веснушка»; МБДОУ №84 «Одуванчик»; МБДОУ д/сад №18 «Мишутка»; НШ-ДС №43; МБДОУ №38 «Зоренька»; МБДОУ №15 «Серебряное копытце»; МБДОУ №40 «Снегурочка»; МАДОУ ЦРР-ДС №8 «Огонёк»; МБДОУ №4 «Умка»; МБДОУ №50 «Солнышко»; МБДОУ №65 «Фестивальный»; МБДОУ №64 «Радуга»; МБДОУ №63 «Катюша»; МБДОУ №14 «Брусничка»; МБДОУ №83 «Утиное гнёздышко»; МБОУ НШ-ДС №42; МБОУ СОШ №26;
МБДОУ №3 «Эрудит»; МБДОУ №28 «Калинка»; МБДОУ №32 «Аист».
При изучении структуры распределения детей дошкольного возраста в возрастной группе 6-7 лет из 273 мальчиков тест по быстроте (Бег на 30 м с высокого старта) на золотой значок ГТО выполнили 16 мальчиков, что соответствует 6%, на серебряный значок 174 мальчика 63%, на бронзовый значок 32 мальчика 12%, и не выполнивших норматив 51 (19%) мальчиков (рисунок 1).
В показателях быстроты из 273 девочек на золотой значок ГТО выполнили 9, что составило 3%, на серебряный значок 165 девочек - 61%, на бронзовый значок 42 девочки - 15%, без значка 57 (21%) девочек (рисунок 2).
Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнен
16%
63%
19%
1 Мальчики
0%
10% 20% 30% 40% 50% 60% 70%
Рис. 1. Показатели теста по быстроте (Бег на 30 м. с высокого старта) у мальчиков
Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнен
□ 3%
61%
1 115° ]21%
□ Девочки
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 2. Показатели теста по быстроте (Бег на 30 м. с высокого старта) у девочек
В показателе тестов в прыжках длину с места у мальчиков на золотой значок справилось 45 человек, что соответствует 16%, на серебряный значок 133 мальчика - 49%, на бронзовый значок 36 мальчика - 13%, и не выполнивших норматив 59 мальчиков (22%) (рисунок 3).
Золотой Серебряный
1 Мальчики
Бронзовый Не выполнен
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 3. Показатели теста «Прыжок в длину с места» у мальчиков
Скоростно-силовыми показателями в прыжках длину с места у девочек на золотой значок справилось 41, что соответствует 15% , на серебряный значок 133 девочки или 49%, на бронзовый значок 34 девочки или 12%, и не выполнивших норматив 65 девочек или (24%) (рисунок 4).
С тестом челночный бег 3*10 м (с) на золотой значок 20 мальчиков выполнивших, что соответствует 7% , на серебряный значок 108 мальчика или 40%, на бронзовый зна-
чок 47 мальчиков или 17%, и не выполнивших норматив 98 мальчиков (36%) (рис. 5). Золотой Серебряный Бронзовый
112%
49%
Не выполнен
24%
□ Девочки
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% Рис. 4. Показатели теста «Прыжок в длину с места» у девочек
Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнен
17%
40%
%
III
1 Мальчики
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 5. Показатели теста «Челночный бег 3*10 м» у мальчиков
С показателями челночный бег 3х10 м (с) у девочек на золотой значок справилось 17, что соответствует 6%, на серебряный значок 161 девочка или 59%, на бронзовый значок 24 девочки или 9%, и не выполнивших норматив 71 девочка или (26%) (рисунок 6).
Золотой |6%
Серебряный 59%
-
Бронзовый 1 9%
Не выполнен 26 %
□ Девочки
0% 10% 20% 30% 40% 50% 60% 70% Рис. 6. Показатели теста «Челночный бег 3*10 м» у девочек
I Мальчики
Золотой Серебряный Бронзовый Не выполнен
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 7. Показатели теста «Подтягивание - из виса лежа» у мальчиков
В показателях подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) на золотой значок 86 мальчиков выполнивших, что соответствует 32%, на серебряный значок 122 мальчика или 44%, на бронзовый значок 13 мальчиков или 5%, и не выполнивших норматив 52 мальчиков (19%) (рисунок 7).
С показателями подтягивание из виса лежа на низкой перекладине (количество раз) у девочек на золотой значок справилось 73, что соответствует 27%, на серебряный значок 114 девочек или 42%, на бронзовый значок 25 девочек или 9%, и не выполнивших норматив 61 девочка или 22% (рисунок 8).
Золотой
Серебряный | ^ ^ | 142% □ Девочки
Бронзовый
Не выполнен
0% 10% 20% 30% 40% 50%
Рис. 8. Показатели теста «Подтягивание - из виса лежа» у девочек
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Готовность детей дошкольного возраста в дошкольных образовательных учреждениях города Сургута к выполнению нормативов комплекса ГТО по программе I ступени по значкам у мальчиков на золотой значок составляет3%, на серебряный значок 73% на бронзовый значок 5%, без значка мальчиков не готовых к выполнению нормативов комплекса ГТО по программе I ступени соответственно 19%. У девочек на золотой значок составляет 1%, на серебряный значок 68 % на бронзовый значок 9 %, без значка у девочек не готовых к выполнению нормативов комплекса ГТО соответственно 22%.
Работа выполнена при финансовой поддержке Департамента образования и молодежной политики Ханты-Мансийского автономного округа - Югры в рамках Конкурса научно-исследовательских работ, имеющих фундаментальное и прикладное значение в 2014 году, приказ № 1417 от 6.11.2014 г.
ЛИТЕРАТУРА
1. Постановление правительства Российской Федерации от 11 июня 2014г. № 540 « Об утверждении Положения о Всероссийском физкультурно-спортивном комплексе «Готов к труду и обороне» (ГТО) [Электронный ресурс] // Режим доступа : http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164253/. - Дата обращения 98.05.2015.
2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. М. : Просвещение, 2013 [Электронный ресурс] // URL : http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf. - Дата обращения 98.05.2015.
3. Методические рекомендации по выполнению видов испытаний (тестов), входящих во Всероссийский физкультурно-спортивный комплекс «Готов к труду и обороне» (ГТО) (одобрены протоколом Минспорта России от 23.07.2014 N 1) [Электронный ресурс] // Режим доступа: minsport.gov.ru/polojgto.doc. - Дата обращения 08.05.2015.
REFERENCES
1. The Governmental order of Russian Federation of 11.04.2014 №540 "About the approval of the statute of All-Russian physical complex RLD" (in Russian), available at: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_164253/.
2. Federal Government educational standard in preschool education. Moscow, Prosveschchenie Publ., 2013 (In Russian), available at: http://www.edu.ru/db-mon/mo/Data/d_10/prm1897-1.pdf.
3. The methodical recommendations on the organization of testing, forming the All-Russian physical complex "Ready for Labor and Defense " (RLD), (approved by the report of Ministry of Sports of 23.07.2014 №1), available at: minsport.gov.ru/polojgto.doc.
Контактная информация: albina.kamartdinova@yandex.ru
Статья поступила в редакцию 22.06.2015.
УДК 796.011
ИССЛЕДОВАНИЕ СПОСОБНОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ ВОСПРИНИМАТЬ И ТОЧНО ОЦЕНИВАТЬ ВЕЛИЧИНУ И ИЗМЕНЕНИЕ ПАРАМЕТРОВ ДВИЖЕНИЯ
Ирина Константиновна Спирина, кандидат педагогических наук, доцент, Ольга Евгеньевна Ушакова, кандидат педагогических наук, доцент,
Волгоградская государственная академия физической культуры («ВГАФК»)
Аннотация
В статье изложены результаты исследования способности детей дошкольного возраста к точному восприятию мышечных усилий, пространственных и временных характеристик движения. Способность воспринимать и точно оценивать величину и изменение параметров движения приобретает ключевое значение в подготовке детей. Столь пристальное внимание к этой проблеме обусловлено открывающейся перспективой широкого практического использования различных методик подготовки. Моделирование двигательных режимов позволяет в определенных границах воздействовать на ряд параметров центральной нервной и некоторых вегетативных систем организма, и тем самым создавать дополнительный раздражитель, способствующий совершенствованию механизмов адаптации [1, 2]. Только измерение относительной ошибки воспроизведения анализируемых параметров позволяет объективно характеризовать возрастные особенности изменения интересующих нас функций. К сожалению, в данном случае объективно сопоставлять показатели, имеющие разные величины затруднительно. Поэтому нами использовались относительные показатели, учитывающие продолжительность упражнения и величину мышечных усилий. Это позволило получить, на наш взгляд, более объективную информацию о возрастных изменениях показателей функционального состояния нервно-мышечного аппарата.
Ключевые слова: дети дошкольного возраста, функциональное состояние нервно-мышечного аппарата, пространственные характеристики движения, временные характеристики и мышечные усилия.
DOI: 10.5930/issn.1994-4683.2015.06.124.p182-185
RESEARCH OF ABILITY OF PRESCHOOL CHILDREN TO PERCEIVE AND PRECISELY ESTIMATE THE VOLUME AND CHANGE OF PARAMETERS OF THE
MOVEMENT
Irina Konstantinovna Spirina, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Olga Eugenievna Ushakova, the candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, Volgograd State Physical Education Academy
Annotation
The article presents the results of research of the ability of children at preschool age to exact perception of muscular efforts, spatial and temporary characteristics of the movement.
Ability to perceive and precisely estimate the volume and change of the parameters of the movement takes the key value in training of the children. Such close attention to this problem is caused by the opening prospect of wide practical use of the various techniques of preparation. Modeling of the motor modes allows influencing within the certain borders on a number of parameters of the central nervous and vegetative systems of the organism and by that to create the additional irritant promoting the improvement of the mechanisms of adaptation [1, 2]. Only measurement of the relative error of reproduction of the analyzed parameters allows characterizing objectively the age features of change of the functions interested for us. Unfortunately, in this case it is difficult to compare objectively the indicators with the different