Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
8
6
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
обучающиеся / иностранные языки / физическая активность / спорт / здоровье / students / foreign languages / physical activity / sport / health

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Пермяков Олег Михайлович, Погодина Светлана Евгеньевна

Проблема изучения иностранных языков на сегодняшний день является актуальной. Знание иностранных языков является одним из важнейших критериев профессионального роста, который способствует развитию метакомпетенций и межкультурных коммуникаций. Требования, предъявляемые к будущим специалистам в области педагогики, с каждым годом возрастают. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске наиболее результативных методов обучения. Традиционные систематические занятия, построенные на изучении фонетики, грамматики и практики перевода не всегда приносят желаемый результат, именно поэтому целесообразно использовать нетрадиционные методы обучения. В данной статье рассматривается влияние физических упражнений на прогресс в изучении иностранных языков. Представлены примеры различных нетрадиционных методов обучения иностранным языкам, предложенные советскими и зарубежными учёными. Описаны научные исследования, подтверждающие положительное влияние спорта на работу мозга. Целью работы является определение степени влияния физических упражнений на изучение иностранных языков. В ходе проведённого исследования со студентами Российского государственного профессионально-педагогического университета, доказано, что применение физических нагрузок является эффективным способом повышения уровня изучения иностранных языков.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Nowadays the problem of learning foreign languages is relevant. Knowledge of foreign languages is one of the most important criteria for professional growth, which contributes to the development of meta-competencies and intercultural communication. The demands placed on future specialists in the field of pedagogy are increasing every year. Teachers of a foreign language are constantly looking for the most effective methods of teaching. Traditional systematic lessons based on the study of phonetics, grammar and translation practices do not always bring the desired outcome, which is why it is advisable to use non-traditional methods of teaching. This article considers the impact of physical exercises on the progress of learning foreign languages. Examples of various non-traditional methods of teaching foreign languages proposed by Soviet and foreign scientists are presented. The article describes scientific researches confirming positive influence of sport on brain functioning. The aim of the work is to determine the degree of influence of physical exercises on the study of foreign languages. In the course of a study conducted with students of the Russian State Vocational Pedagogical University, it was proved that the use of physical activity is an effective way to increase the level of learning foreign languages.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ ЯЗЫКОВ»

11. Samerkhanova, E.K. Education for Sustainable Development in Modern Conditions of Digitalization / E.K. Samerkhanova 11 Social Mobility, Social Inequality, and the Role of Higher Education. - Series: Studies in Critical Social Sciences, Volume 254.-2023. - P. 281-292

12. Tsvetkova, M.S. Advanced digital competence of the teacher / M.S. Tsvetkova, V.M. Kiryukhin 11 Education in the 21st Century. - 02.05.2019. - [Electronic resource], - URL: https://www.intechopen.com/books/teacher-education-in-the-21st-century/advanced-digital-competence-of-the-teacher (accessed: 15.11.2023)

Педагогика

УДК 796:378

старший преподаватель Пермяков Олег Михайлович

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург); студент Погодина Светлана Евгеньевна

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования «Российский государственный профессионально-педагогический университет» (г. Екатеринбург)

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ ИЗУЧЕНИЯ ИНОСТРАННЫХ

ЯЗЫКОВ

Аннотация. Проблема изучения иностранных языков на сегодняшний день является актуальной. Знание иностранных языков является одним из важнейших критериев профессионального роста, который способствует развитию метакомпетенций и межкультурных коммуникаций. Требования, предъявляемые к будущим специалистам в области педагогики, с каждым годом возрастают. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске наиболее результативных методов обучения. Традиционные систематические занятия, построенные на изучении фонетики, грамматики и практики перевода не всегда приносят желаемый результат, именно поэтому целесообразно использовать нетрадиционные методы обучения. В данной статье рассматривается влияние физических упражнений на прогресс в изучении иностранных языков. Представлены примеры различных нетрадиционных методов обучения иностранным языкам, предложенные советскими и зарубежными учёными. Описаны научные исследования, подтверждающие положительное влияние спорта на работу мозга. Целью работы является определение степени влияния физических упражнений на изучение иностранных языков. В ходе проведённого исследования со студентами Российского государственного профессионально-педагогического университета, доказано, что применение физических нагрузок является эффективным способом повышения уровня изучения иностранных языков.

Ключевые слова: обучающиеся, иностранные языки, физическая активность, спорт, здоровье.

Annotation. Nowadays the problem of learning foreign languages is relevant. Knowledge of foreign languages is one of the most important criteria for professional growth, which contributes to the development of meta-competencies and intercultural communication. The demands placed on future specialists in the field of pedagogy are increasing every year. Teachers of a foreign language are constantly looking for the most effective methods of teaching. Traditional systematic lessons based on the study of phonetics, grammar and translation practices do not always bring the desired outcome, which is why it is advisable to use non-traditional methods of teaching. This article considers the impact of physical exercises on the progress of learning foreign languages. Examples of various non-traditional methods of teaching foreign languages proposed by Soviet and foreign scientists are presented. The article describes scientific researches confirming positive influence of sport on brain functioning. The aim of the work is to determine the degree of influence of physical exercises on the study of foreign languages. In the course of a study conducted with students of the Russian State Vocational Pedagogical University, it was proved that the use of physical activity is an effective way to increase the level of learning foreign languages.

Key words: students, foreign languages, physical activity, sport, health.

Введение. На сегодняшний день изучение иностранных языков является неотъемлемой частью профессиональной компетентности педагога. Знание иностранных языков открывает уникальные возможности профессионального роста, способствует развитию метакомпетенций и межкультурных коммуникаций. В своей монографии И.К. Войтович упоминает, что «сегодня владение иностранным языком - не роскошь, как это было когда-то, а жизненная необходимость. Изучение иностранного языка в современном мире - это один из самых важных составляющих моментов в жизни современного, успешного человека» [2, С. 19]. В модернизированном образовательном процессе применяется огромное количество методов обучения иностранным языкам, что позволяет подобрать эффективную академическую стратегию исходя из индивидуальных особенностей обучающегося.

Изложение основного материала статьи. Преподаватели иностранного языка находятся в постоянном поиске наиболее результативных методов обучения. Традиционные систематические занятия, построенные на изучении фонетики, грамматики и практики перевода не всегда приносят желаемый результат, именно поэтому целесообразно использовать нетрадиционные методы обучения. Развитие данных методов началось в начале XX века. Одним из первых считается метод проектов, основоположником которого является учёный У.Х. Килпатрик. Основная идея проектного метода заключается в самостоятельной работе учеников с интересующим их родом деятельности, в ходе которого решаются различные практические задачи. Учитель в данном случае выступает координатором и экспертом, в то время как ученикам отводится роль организаторов учебного процесса. Ещё одним методом, в котором ученик выступает в роли главенствующего субъекта, является метод «тихого» обучения (the silent way), предложенный выдающимся преподавателем в области математики, психологии и иностранных языков К. Гаттеньо. Обучение в тишине является эффективным приемом в педагогике, который стимулирует мыслительные процессы и концентрацию внимания. В 1960-е годы активно использовалась разработка болгарского педагога и психиатра Г.К. Лозанова - суггестопедический метод, который базируется на раскрытии резервных возможностей памяти человека с использованием различных техник внушения и релаксации [4].

В дальнейшем исследования Г.К. Лозанова положили основу для целого ряда интенсивных методов обучения иностранному языку. К ним можно отнести разработки интенсивного обучения устной речи Л.Ш. Гегечкори. В данном методе сочетается циклическое чередование речевой практики и языковой подготовки. Использование данного метода позволяет овладеть коммуникативными компетенциями в короткие сроки. Также, существует более инновационная вариация - суггестокибернетический интегральный метод, предложенный В.В. Петрусинским. В основе метода лежат суггестивные техники, воздействующие на обучающихся при помощи средств кибернетики. Учебный процесс

осуществляется с использованием технических средств. Для обеспечения целостного запоминания, материал преподносится большими объемами однократно в разные дни занятий. Данный курс даёт возможность существенно расширить лексический запас за ограниченный промежуток времени. Высокая эффективность суггестокибернетического метода была подтверждена практическим путём. Функции преподавателя выполняла автоматизированная система управления. Организаторы эксперимента записали фонограмму английских слов и русский синхронный перевод на две дорожки магнитофона соответственно. Визуальным дополнением являлся аналогичный текст, представленный на экране. Для усиления эффекта использовалось специальное аудиальное сопровождение в совокупности с техниками саморегуляции. Таким образом, ученикам был предъявлен весь учебный курс в течение одного дня. После трехкратного повторения, было усвоено 980 слов из 1000 заданных [5].

В лингводидактике широко известен метод полной физической реакции (total physical response - TPR), предложенный американским психологом Дж. Ашером в 1970-х годах. Данный метод предполагает обучение посредством выполнения команд, которые подаются на изучаемом языке, таким образом, телодвижения соотносятся с речевыми актами. Эффективность методики обусловлена большим количеством повторений и созданием ассоциативных связей «команда-движение». Отличительной чертой данного метода по сравнению с другими является не только достижение лучших результатов в изучении иностранных языков, но и улучшение уровня физического развития, снижение стресса, а также повышение самооценки за счёт получения видимого прогресса в короткие сроки [3].

Известно, что средства физической культуры стимулируют умственную деятельность. Учёный-психиатр Дж. Рейти провёл десятки исследований, доказывающих непосредственную связь между двигательной активностью и нейропластичностью. В своей книге «Зажги себя» он обосновывает следующую теорию: всё, что хорошо для тела, одинаково хорошо и для мозга. Рейти сравнивает наш мозг с прессом. При регулярных тренировках, нейроны мозга, словно мышцы живота, становятся более пластичными, а нейронные связи укрепляются [1]. Нервные клетки имеют свойство к восстановлению путём деления. Физические упражнения способствуют более оперативному вовлечению новых клеток в нейронную сеть. В связи с этим увеличивается число нейронных связей и происходит улучшение когнитивных функций. Занятия спортом значительно усиливают кровоток, что создает оптимальный режим для наиболее высокой скорости транспорта кислорода в организме. Благодаря этому улучшается память и способность к обучению, а также снижается утомляемость. Нейроны связаны между собой гормонами-нейротрансмитерами. Систематическое выполнение физических упражнений способствует выработке серотонина, дофамина и норепинефрина в организме. Серотонин синтезируется в гипоталамусе, стволе головного мозга и в желудочно-кишечном тракте. Он отвечает за настроение человека, обладает антидепрессивным действием. Дофамин - гормон, синтез которого происходит в среднем мозге, гипоталамусе, надпочечниках, почках и кишечнике. Это гормон удовольствия, повышающий мотивацию к выполнению различного рода задач. Норепинефрин вырабатывается в гипоталамусе и мозговом веществе надпочечников. Данный гормон усиливает концентрацию внимания. Физическая активность стимулирует ускоренный синтез нейромедиаторов, что провоцирует наш мозг на усвоение большого объема информации, быструю и эффективную работу. Соответственно, средства физической культуры могут успешно применяться и для повышения уровня изучения иностранных языков.

Помимо научных фактов, можно также принять к сведению примеры выдающихся исторических личностей, которые занимались спортом и имели высокий интеллектуальный уровень. Древнегреческий философ Платон и историк Плутарх занимались бойцовскими искусствами, ставя их на один уровень с остальными науками. Первый человек, получивший нобелевскую премию за открытия в области физики - Вильгельм Рентген занимался альпинизмом, греблей и конькобежным спортом. Учёные Пьер и Мария Кюри уделяли значительную часть времени велоспорту. Физик Нильс Бор входил в состав сборной Дании по футболу и являлся постоянным участником лыжных соревнований. Выдающийся российский учёный Михаил Васильевич Ломоносов также был неравнодушен к спорту на протяжении всей своей жизни. Он занимался гиревым спортом, фехтованием, боксом, армрестлингом [11.

В 2014 году в официальном журнале американской академии педиатрии (Official journal of the American academy of pediatrics) теория Дж. Рейти была подкреплена экспериментально. Для проведения исследования был выбран 221 ребёнок в возрасте от 7 до 9 лет. Участников эксперимента разделили на две группы. В одной группе дети участвовали в девятимесячной программе дополнительных занятий физическими упражнениями после школы, в то время как другая группа уделяла мало времени физической активности. В ходе проведенного исследования были измерены различные показатели, такие как электрическая активность мозга и скорость реакции во время занятий. После этого были проанализированы полученные данные. Результаты исследования показали не только улучшение физического состояния участников первой группы, но и увеличение скорости принятия решений, а также более точное выполнение заданий. Кроме того, участники первой группы проявили большую активность в решении сложных задач, требующих времени на раздумья, по сравнению с участниками второй группы, которые не ходили на занятия [3].

В целях оценки степени влияния физических упражнений на изучение иностранных языков было проведено исследование на базе Российского государственного профессионально-педагогического университета. Для чистоты эксперимента были выбраны 60 обучающихся неязыковых специальностей. Для определения уровня владения английским языком, было использовано тестирование по шкале CEFR (Common European Framework of Reference). Шкала CEFR имеет шесть уровней (таблица 1). Она был составлена Советом Европы в 1990-х годах. Данную шкалу традиционно используют в качестве универсального стандартизированного метода для описания того, насколько хорошо человек владеет иностранным языком. По результатам тестирования было выявлено, что уровень всех участников соответствовал A1 (Elementary).

Таблица 1

Классификация уровней английского языка по шкале СЕЖИ

Уровень языка Словарный запас Навыки грамматики Навыки разговора

A1 (Elementary) 500-1500 слов Знание простых грамматических конструкций, умение применять их на письме и в устной речи. Умение объясниться в простых бытовых ситуациях, поддержать элементарный разговор.

А2 (Pre-Intermediate) 1500-2500 слов Знание более сложных принципов грамматики, умение распознавать их на слух, понимание сути текста. Возможность сравнительно свободно общаться в быту, обсуждать жизненные ситуации.

Bl(Intermediate) 2500-3500 слов Знание грамматики, умение распознавать и употреблять грамматические конструкции в тексте, умение делать заметки на знакомые темы без использования профессиональной лексики. Умение понимать большинство разговоров на слух, участвовать в беседах на профессиональные темы.

В2 (Upper-Intermediate) 3500-4500 слов Знание всех грамматических конструкций, правильная устная и письменная речь, в которой допускаются небольшие ошибки. Умение участвовать практически в любых разговорах, вести лекцию, презентовать доклады, отвечать на задаваемые вопросы по теме.

CI (Advanced) 4500-5500 слов Грамотная письменная и устная речь, не содержащая ошибок, умение читать и писать без пауз и заминок. Беглая речь, способность вести беседу на любую тему, от профессиональной до абстрактной.

C2 (Proficiency) Более 5500 слов Идеальная письменная речь, знание сленга, умение стилизовать тексты. Умение свободно разговаривать на любые темы, владеть сленговыми выражениями, понимать любые отсылки.

На этапе подготовки студентам было предложено разделиться на две равные группы для прохождения двух этапов исследования. Первый этап - аудирование. Экспериментальной группе в течение трёх месяцев необходимо было прослушивать подкасты на английском языке во время выполнения легкой пробежки, а затем устно излагать усвоенный материал и отвечать на вопросы. Второй этап - определение скорости запоминания слов. Последующие три месяца экспериментальная группа выполняла десятиминутные кардиотренировки на велотренажере. Во время тренировки с помощью проектора группе транслировались английские слова с русским переводом, включая аудиальное сопровождение. Для оценки усвоенного объема новой лексики, участникам предлагались тестовые задания с выбором верного варианта перевода слов. Контрольная группа выполняла аналогичные задания, не используя физические упражнения. В процессе проведения исследования удалось выяснить, что результаты участников экспериментальной группы находятся на более высоком уровне, чем у участников контрольной. Анализ проводился в течение шести месяцев по следующим критериям: восприятие иноязычной речи на слух, запоминание новой лексики. Результаты исследования приведены исходя из средних значений по группе (таблица 2).

Таблица 2

Оценка результатов исследования

Критерии оценивания Результаты

Экспериментальная группа Контрольная группа

Восприятие иноязычной речи на слух. Демонстрирует полное понимание прослушанного материала, уверенно отвечает на вопросы. Демонстрирует понимание основных фактов, при ответе на вопросы возникают сложности.

Запоминание новой лексики 85 % слов 70 % слов

Выводы. Обучающиеся, совмещавшие физическую активность с изучением английского языка, отмечают, что усвоение материала давалось им легче, а также наблюдалась более высокая концентрация внимания. Таким образом, можно сделать вывод о том, что применение физических нагрузок является эффективным способом повышения уровня изучения иностранных языков.

Литература:

1. Алексеева, В.Е. Влияние занятиями физической культурой и спортом на когнитивные способности мозга человека / В.Е. Алексеева // Материалы XI Международной студенческой научной конференции «Студенческий научный форум». -2019,-№5,-С. 58-63

2. Войтович, И.К. Иностранные языки в контексте непрерывного образования: монография / И.К. Войтович. - Ижевск: Удмуртский университет, 2012. -212 с.

3. Паршакова, В.М. Влияние физических нагрузок на изучение иностранных языков / В.М. Паршакова // Международный журнал гуманитарных и строительных наук. - 2019. - № 12-1. - С. 130-133

4. Сакаева, Л.Р. Методика обучения иностранным языкам: учебное пособие / Л.Р. Сакаева, А.Р. Баранова. - Казань: КФУ, 2016- 189 с.

5. Старченко, Д.В. Интенсивные методы обучения иностранным языкам / Д.В. Старченко // Труды БГТУ. Серия 6: История, философия. -2011. -№ 5. - С. 175-177

Педагогика

УДК 373

кандидат наук по социальным коммуникациям, доцент Платонова Айше Вадимовна

Институт медиакоммуникаций, медиатехнологий и дизайна Федерального государственного автономного образовательного учреждения высшего образования «Крымский федеральный университет имени В.И. Вернадского» (г. Симферополь)

ТЕОРЕТИКО-МЕТОДОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ НАУЧНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ

Аннотация. В данной статье рассматриваются теоретико-методологические основы формирования научного мировоззрения у студентов направления подготовки 42.03.01 Реклама и связей с общественностью в процессе обучения. Исследования показывают, что мировоззрение осуществляется путем синтеза знаний и «познавательных практик». А также проведен анализ толкований «мировоззрения» и сформированы основные функции.

Ключевые слова: методология, мировоззрение, модернизация, образовательный процесс, синтез, междисциплинарность.

Annotation. This article discusses the theoretical and methodological foundations for the formation of a scientific worldview among students in the field of study 42.03.01 Advertising and public relations in the learning process. Research shows that worldview is achieved through the synthesis of knowledge and "cognitive practices." An analysis of the interpretations of the "worldview" was also carried out and the main functions were formed.

Key words: methodology, worldview, modernization, educational process, synthesis, interdisciplinarity.

Постановка проблемы. Процесс развития современного образования на сегодня выдвигает основной тезис исследования как формирование цели образовательного процесса. H.H. Моисей В.Г. Киселев P.A. Ковалев В.Г. Миронов и другие, утверждают, что основной целью образовательного процесса становится развитие у учащихся способности к критическому мышлению, креативности, ответственности и социальной адаптации. Мировоззрение играет ключевую роль в этом процессе, поскольку формирует базовые ценности, убеждения и отношения человека к миру.

С учетом модернизации образования, образовательные программы должны быть направлены не только на передачу фактических знаний, но и на развитие критического мышления и обучение навыкам самостоятельного поиска, анализа и применения информации. Это позволит выпускникам успешно адаптироваться в быстро меняющемся мире и быть готовыми к постоянному обучению и профессиональному росту.

Таким образом, формирование мировоззрения в образовании выступает как ключевой элемент, определяющий цель и содержание образовательного процесса в современном обществе.

Синтезированная природа мировоззрения ведет к обобщающему мировоззрению и способствует упорядочению, преодолению кризисов и согласованию функциональных форм познания. Мировоззрение в форме картины мира может послужить основой для синтеза образовательных знаний и междисциплинарных связей академических дисциплин.

Изложение основного материала. Мировоззрение всегда было объектом глубокого размышления. Философы и ученые рассмотрели понятие мировоззрения, его значение в жизни человека, общества (Платон, Аристотель, Декарт, Кант Гегель, Спиноза и др.); его роль и место в истории, науке (И. В. Вернадский, М. Хайдеггер, К. Ясперс, А Красавчик, Тейяр де Шарден, Э. Фромм и др.), ученые (ВС Степин, Л. Ф. Кузнецова, А. Эйнштейн и др.) Рассмотрели связь между понятиями картины мира и мировоззрения, психологические основания мировоззрения были проанализированы в их работах Е.И. Манассон, H.A. Менчинская, A.B. Усава, Ю.К. Бабанский и другие [3].

Отметим, что проблема формирования научного мировоззрения представляет собой сложную и многогранную тему, которая требует дальнейших исследований и переосмысления. Научное мировоззрение включает в себя не только знания о конкретных научных теориях и фактах, но и способы мышления, подходы к решению проблем, а также отношение к научной этике и методам исследования.

Становление научного мировоззрения учащихся связано с пониманием основ научного метода, развитием навыков критического мышления, умением анализировать информацию и проверять гипотезы. Это требует не только обучения фактическим знаниям, но и активного участия в практических исследованиях, обсуждении научных тем и проблем.

Для более глубокого понимания и формирования научного мировоззрения необходимо проводить многоуровневые исследования, которые бы включали в себя анализ психологических, педагогических, социологических и философских аспектов этой проблемы. Такие исследования могли бы способствовать разработке эффективных методов и подходов к формированию научного мировоззрения у учащихся, что в свою очередь, помогло бы улучшить качество образования в целом.

Нынешняя система образования как механизм, способный обеспечить формирование мировоззрения, по мнению исследователей (Дж. Аллак, Т. Уршула, В.М. Зеличенко, В.А. Дмитриенко, H.A. Лурия и др.) сегодня находится в процессе становления. Разработанная Я. Коменским модель образовательной системы, существовавшая веками, позволила подготовить учащихся с энциклопедическими знаниями, однако сузила функции образовательной системы до формирования знаний, умений и навыков. Не смотря на значительную работу, проведенную в изучении проблемы научного мировоззрения, многие аспекты еще требуют глубокого исследования. Формирование научного мировоззрения является сложным вопросом и его разнообразные аспекты нуждаются в переоценке [4].

Происходящие в мире перемены не могли не повлиять на важнейший социальный институт - систему высшего образования, которая играет важную роль в становлении и развитии личности современного человека. В связи с этим научное мировоззрение сегодня должно основываться на понимании мира как постоянно развивающейся системы, в которой человек и природа тесно взаимосвязаны [5].

Расширение мировоззрения характеризуется своеобразной незавершенностью, динамизмом и естественным внутренним стремлением к обновлению.

Зарождение единства мировоззрения и воспитания в экзистенциальной, онтологической природе человека. Через образование передается культурный опыт, сохраняющий социально и личностно-значимые значения человеческого бытия в мире. Благодаря образованию культурный опыт трансформируется и становится достоянием каждого человека. «В культуре

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.