Научная статья на тему 'ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ'

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
782
112
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
СТУДЕНТЫ / УМСТВЕННАЯ РАБОТОСПОСОБНОСТЬ / ФИЗИЧЕСКИЕ НАГРУЗКИ / УЧЕБНЫЕ ЗАНЯТИЯ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРОЙ И СПОРТОМ В ВУЗЕ

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — Щетинина С. Ю., Бурцева Т. В.

Рассмотрены вопросы влияния физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов. Сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Важное значение при этом отводится организации практических учебных занятий физической культурой и спортом в вузе и выбору интенсивности двигательной нагрузки для студентов. Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Обосновано, что оптимизация умственной деятельности достигается во многом при адекватном для каждого студента использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — Щетинина С. Ю., Бурцева Т. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL LOAD ON THE DYNAMICS OF MENTAL WORKING CAPACITY OF STUDENTS

The issues of the influence of physical load on the dynamics of students' mental working capacity are considered. The retention of students’ high mental activity throughout the entire period of study at a higher education institution depends on the volume of physical load in a daily routine and an academic week. Great importance is attached to the organization of practical classes in physical culture and sports at a higher education institution and the choice of the intensity of the motor load for students. The independent physical exercises of students in a daily mode also have a great preventive value. It is substantiated that the optimization of mental activity is achieved for each student in many respects with adequate use of physical culture means, methods and modes of influence.

Текст научной работы на тему «ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ»

ВЛИЯНИЕ ФИЗИЧЕСКИХ НАГРУЗОК НА ДИНАМИКУ УМСТВЕННОЙ РАБОТОСПОСОБНОСТИ СТУДЕНТОВ

С.Ю. Щетинина, д-р пед. наук, доцент Т.В. Бурцева, студент

Тихоокеанский государственный университет (Россия, г. Хабаровск)

DOI:10.24412/2500-1000-2021-4-1-203-206

Аннотация. Рассмотрены вопросы влияния физических нагрузок на динамику умственной работоспособности студентов. Сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависит от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Важное значение при этом отводится организации практических учебных занятий физической культурой и спортом в вузе и выбору интенсивности двигательной нагрузки для студентов. Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Обосновано, что оптимизация умственной деятельности достигается во многом при адекватном для каждого студента использовании средств физической культуры, методов и режимов воздействия.

Ключевые слова: студенты, умственная работоспособность, физические нагрузки, учебные занятия физической культурой и спортом в вузе.

Обучение в образовательных организациях высшего образования связано с большим объёмом учебной и научной работы, что обусловливает высокую умственную напряженность. При этом интенсивность этого процесса в вузах имеет тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока научной информации и необходимостью ее усвоения студентами в сжатые сроки.

Умственный труд - это деятельность человека по преобразованию сформированной в его сознании концептуальной модели действительности путем создания новых понятий, суждений, умозаключений, а на их основе - гипотез и теорий. Результатом умственного труда являются научные и духовные ценности или решения, которые посредством управляющих воздействий на орудия труда используются для удовлетворения общественных или личных потребностей.

При высокой напряженности умственного труда, особенно если она связана с дефицитом времени, может возникнуть временное торможение процесса умственного труда, которое предохраняет функциональные системы центральной нервной системы от разобщения. Наиболее эффек-

тивная форма отдыха при умственном труде - активный отдых в виде умеренного физического труда или занятий физическими упражнениями [1].

Это связано с тем, что двигательная деятельность представляет собой процесс, в котором участвуют не только мышцы, но и многие участки нервной системы от периферийных нервов до высших центров коры больших полушарий мозга. В работающих мышцах возникают сигналы, которые оказывают стимулирующее влияние на центральную нервную систему, поддерживая работоспособность нервных центров. Систематический поток таких сигналов положительно сказывается на развитии и функциях мозга, состоянии вегетативной нервной системы [4].

Установлено, что динамика умственной работоспособности, сохранение высокой умственной активности у студентов на протяжении всего периода обучения в вузе зависят от объема физических нагрузок в режиме дня и учебной недели. Следовательно, наблюдается тесная связь между физической и умственной работоспособностью. Повышение физической работоспособности при систематических занятиях физическими упражнениями сопровож-

дается улучшением функционального состояния центральной нервной системы, что благоприятно отражается и на умственной работоспособности студентов. Для ее поддержания и повышения наиболее эффективен двигательный режим в объеме 6-8 ч занятий в неделю в течение всего периода обучения в вузе.

Важное значение при этом отводится организации практических учебных занятий физической культурой и спортом и выбору интенсивности двигательной нагрузки для студентов. Наиболее удобный и информативный показатель интенсивности нагрузки - это частота сердечных сокращений (ЧСС). Сочетание двигательных нагрузок с умственной деятельностью осуществляется эффективно, если учитываются следующие принципиальные положения при организации учебных занятий в вузе [5, 6 и др.]:

1. На занятиях физической культурой и спортом, проводимых как первая пара, целесообразно использовать нагрузки малой интенсивности (ЧСС = 110-130 уд./мин) или средней интенсивности (ЧСС в диапазоне 130-150 уд./мин). Оптимальная моторная плотность находится в пределах 5060%. Основное назначение таких занятий - обеспечение сокращения периода враба-тывания в умственную деятельность, что в конечном счете стимулирует и удлиняет период высокой работоспособности и обеспечивает лучшее усвоение учебного материала. Занятия с такими нагрузками позволяют сохранить хорошую умственную активность до конца учебного дня, включая самоподготовку.

В случае, когда занятия физической культурой и спортом проводятся на 3-4-й паре, ЧСС не должна превышать 150160 уд./мин. Большие нагрузки для групп с невысокой физической подготовленностью планировать нецелесообразно.

2. Проведение физкультурных занятий два раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками большой интенсивности существенно снижают умственную деятельность в течение учебной недели. Поэтому важно учитывать уровень физической подготовленности при планировании физических нагрузок, что-

бы не привести к снижению умственной активности.

3. Занятия различными видами спорта по-разному оказывают воздействие на умственную работоспособность. Так, с одной стороны, игровые виды и единоборства предъявляют повышенные требования к психике. Это обусловлено повышенным функционированием эмоционально-психических механизмов. Следствием таких занятий является снижение умственной активности. С другой стороны, непродолжительные игровые эмоциональные нагрузки стимулируют учебную деятельность. Наилучший эффект достигается тогда, когда содержание физкультурных занятий достаточно разнообразно, а не монотонно. И именно по такому принципу должно строиться занятие как в основной, так и в специальной медицинской группе.

Большое профилактическое значение имеют и самостоятельные занятия студентов физическими упражнениями в режиме дня. Ежедневная утренняя зарядка, прогулка или пробежка на свежем воздухе благоприятно влияют на организм, повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, а это положительно влияет на повышение умственной работоспособности студентов.

В период экзаменационной сессии тренировочные занятия желательно проводить не более двух раз в неделю на свежем воздухе с интенсивностью, сниженной до 60-70 % от обычного уровня. Целесообразно использовать упражнения циклического характера (плавание, лыжи, бег).

Также важен активный отдых в каникулярное время. Студенты после активного отдыха (в спортивно-оздоровительных лагерях, базах отдыха и др.) начиная учебный год, имеют более высокую работоспособность.

У людей, которые систематически и активно занимаются физическими упражнениями, повышается психическая, умственная и эмоциональная устойчивость при выполнении напряженной умственной или физической деятельности. Любая мышечная деятельность, занятия физическими упражнениями, спортом повышают актив-

ность обменных процессов, что положительным образом сказывается на умственной и физической работоспособности человека.

Однако при увеличении умственной или физической нагрузки, а также интенсификации многих видов деятельности в организме развивается особое состояние, называемое утомлением. Умственное переутомление особенно опасно для психического здоровья человека. Оно связано со способностью центральной нервной системы долго работать с перегрузками, а это в конечном итоге может привести к развитию запредельного торможения, к нарушению слаженности взаимодействия вегетативных функций. Устранить утомление возможно, оптимизировав физическую, умственную и эмоциональную активность человека.

Профилактике и уменьшению умственного утомления способствует мобилизация тех сторон психической активности и двигательной деятельности, которые не связаны с теми, что привели к утомлению. Необходимо активно отдыхать, переключаться на другие виды деятельности, использовать весь арсенал средств восстановления. Главный критерий положительной динамики восстановительных процессов - это готовность к повторной деятельности, а

наиболее объективным показателем восстановления работоспособности служит максимальный объем повторной работы [3].

Обобщенными характеристиками эффективного внедрения средств физической культуры в учебную деятельность студентов являются: длительное сохранение работоспособности в учебном труде; малая вариабельность функций, несущих основную нагрузку в различных видах учебного труда; эмоциональная и волевая устойчивость к сбивающим факторам, средняя выраженность эмоционального фона; снижение физиологической стоимости учебного труда на единицу работы [2].

Таким образом, качественная подготовка молодых специалистов предполагает повышение эффективности всего процесса обучения в вузе, что обусловливает, прежде всего, высокую умственную работоспособность студентов. В связи с чем, необходима правильная организация учебного процесса и учебного труда студентов, включающая в себя как обязательный элемент систематические занятия физической культурой и спортом._Оптимизация умственной деятельности достигается во многом при адекватном для каждого студента использовании средств физической куль-

туры, методов и режимов воздействия.

Библиографический список

1. Виленский М.Я. Физическая культура работников умственного труда / М.Я. Виленский, В.И. Ильинич. - М.: Знание, 1987. - 93 с.

2. Ильинич В.И. Профессионально-прикладная физическая подготовка студентов вузов. - М.: Высш. школа, 1978. - 144 с.

3. Нифонтова Л.Н. Физическая культура для людей, занятых малоподвижным трудом / Л.Н. Нифонтова, Г.В. Павлова. - М.: Советский спорт, 1993. - 46 с.

4. Разумов А.Н. Здоровье здорового человека (Основы восстановительной медицины) / А.Н. Разумов, В.А. Пономаренко, В.А. Пискунов. - М.: Медицина. 1996. - 413 с.

5. Холодов Ж.К. Теория и методика физического воспитания и спорта: учеб. пособие / Ж.К. Холодов, В.С. Кузнецов. - М.: Академия, 2001. - 480 с.

6. Щетинина С.Ю. Организация занятий физической культурой в специальной медицинской группе: учеб.-метод. пособие. - Хабаровск: Изд-во Тихоокеан. гос. ун-та, 2010. -92 с.

THE INFLUENCE OF PHYSICAL LOAD ON THE DYNAMICS OF MENTAL WORKING CAPACITY OF STUDENTS

S.Yu. Schetinina, Doctor of Pedagogical Sciences, Associate Professor T.V. Burtseva, Student Pacific National University (Russia, Khabarovsk)

Abstract. The issues of the influence of physical load on the dynamics of students' mental working capacity are considered. The retention of students' high mental activity throughout the entire period of study at a higher education institution depends on the volume ofphysical load in a daily routine and an academic week. Great importance is attached to the organization of practical classes in physical culture and sports at a higher education institution and the choice of the intensity of the motor load for students. The independent physical exercises of students in a daily mode also have a great preventive value. It is substantiated that the optimization of mental activity is achieved for each student in many respects with adequate use of physical culture means, methods and modes of influence.

Keywords: students, mental working capacity, physical load, physical education and sports classes at a higher education institution.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.