Научная статья на тему 'Роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта в режиме учебно-трудовой деятельности'

Роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта в режиме учебно-трудовой деятельности Текст научной статьи по специальности «Науки о здоровье»

CC BY
399
53
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
самостоятельные занятия / физическая культура и спорт / физическая работоспособность / двигательная активность / студенты / упражнения / учебнотрудовая деятельность. / independent classes / physical culture and sport / physical performance / motor activity / students / exercises / educational and labor activity

Аннотация научной статьи по наукам о здоровье, автор научной работы — О. А. Сбитнева

В статье раскрывается значимость, важность и необходимость самостоятельных занятий. Рассматривается роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта в режиме учебно-трудовой деятельности. Анализируется взаимосвязь самостоятельных занятий физической культуры и спорта со здоровьем. Представлены комплексы упражнений для повышения физической работоспособности и снятия умственного утомления. Даны рекомендации по самостоятельным занятиям.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по наукам о здоровье , автор научной работы — О. А. Сбитнева

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

THE ROLE OF INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND SPORT CLASSES IN THE EDUCATIONAL AND LABOR ACTIVITY MODE

The article reveals the significance, importance and necessity of independent studies. The role of independent physical culture and sport classes in the mode of educational and labor activity is considered. The article analyzes the relationship of independent physical education and sports with health. The article presents a set of exercises to improve physical performance and relieve mental fatigue. Recommendations for self-study are given.

Текст научной работы на тему «Роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта в режиме учебно-трудовой деятельности»

РОЛЬ САМОСТОЯТЕЛЬНЫХ ЗАНЯТИЙ ФИЗИЧЕСКОЙ КУЛЬТУРЫ И СПОРТА В РЕЖИМЕ УЧЕБНО-ТРУДОВОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

О.А. Сбитнева, старший преподаватель

Пермский государственный аграрно-технологический университет имени академика Д.Н. Прянишникова (Россия, г. Пермь)

DOI: 10.24411/2500-1000-2020-10675

Аннотация. В статье раскрывается значимость, важность и необходимость самостоятельных занятий. Рассматривается роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта в режиме учебно-трудовой деятельности. Анализируется взаимосвязь самостоятельных занятий физической культуры и спорта со здоровьем. Представлены комплексы упражнений для повышения физической работоспособности и снятия умственного утомления. Даны рекомендации по самостоятельным занятиям.

Ключевые слова: самостоятельные занятия, физическая культура и спорт, физическая работоспособность, двигательная активность, студенты, упражнения, учебно-трудовая деятельность.

В период развития научно-технических возможностей и открытий, большого потока информации, важное значение имеет подготовленность студентов к интеллектуальной, физической, трудовой деятельности. Для продуктивной работы эффективны самостоятельные занятия физической культуры и спорта. Использование средств физической культуры и спорта способствует ускоренному врабатыванию, поддержанию высокой работоспособности, производительности труда, быстрому восстановлению. В течении учебной и трудовой деятельности существует динамика работоспособности с периодом врабатывания, стабилизации и утомления. Зафиксировано, что самостоятельные занятия физической культуры и спорта в период врабаты-вания обеспечивают кратковременное повышение работоспособности и устойчивости в течение нескольких часов. Организм студентов в учебном периоде испытывает стресс. Самым сложным периодом является сессия, характеризующаяся неравномерным распределением нагрузок, недостатком времени на отдых, сон, питание. Для повышения работоспособности в течении учебного и рабочего дня целесообразно выполнять самостоятельные физические упражнения.

Комплекс упражнений для повышения физической работоспособности:

1. Наклоны головы вперед, назад. Руки сцеплены в замок на затылке, выполнять наклоны плавно, преодолевая сопротивление мышц. Повторить 6-8 раз.

2. Наклоны головы вправо, влево. С помощью руки, выполнить наклоны головы, преодолевая сопротивление. Повторить 68 раз.

3. Стоя, поднять плечи вверх. Опустить, расслабить мышцы плечевого пояса на 2-3 секунды. Повторить 6-8 раз.

4. Стоя, руки за голову, локти разведены в стороны. Выполнять сведение и разведение локтей. Повторить 5-7 раз.

5. Стоя, подняться на носки, руки вверх. Повторить 6-8 раз.

6. Стоя, отведения прямых рук назад, со сменой положения рук на каждый счет. Выполнить 6-8 раз.

7. Стоя, руки за головой. Выполнить повороты туловища вправо, влево. Повторить 6-8 раз.

8. Сидя на стуле, ноги врозь. Наклоны вперед. Повторить 6-8 раз.

9. Сидя на стуле, наклоны туловища вправо, влево. Повторить 6-8 раз.

10. Сидя на стуле, сгибать и выпрямлять ноги. Повторить 6-8 раз.

11. Приседания 8-10 раз.

12. Прыжки ноги вместе, ноги врозь. Повторить 8-10 раз.

Упражнения способствуют поддержанию высокой работоспособности на длительное время без перенапряжения. Увеличение и уменьшение нагрузки должно быть волнообразным. Каждое упражнение следует начинать в медленном темпе и с небольшой амплитудой с постепенным увеличением ее до средних величин [1].

Необходимо индивидуально подбирать нагрузку по интенсивности, для достижения желаемого эффекта, не вызывая в организме перенапряжения. Увеличение и снижение интенсивности обеспечивается выбранным исходным положением, изменением амплитуды движения, темпом выполнения упражнения, количеством повторений упражнений, количеством включенных в работу мышечных групп, паузами для отдыха. Для поддержания физического состояния достаточно заниматься 23 раза в неделю по 1-1,5 часа. Самостоятельные занятия для высокого уровня физической подготовки целесообразно включать в свой тренировочный режим 3-7 раз в неделю 1-1,5 часа. Важно рационально использовать самостоятельные занятия, сочетая их с умственной деятельностью, режимом сна и отдыха, питанием. При планировании и проведении самостоятельных тренировочных занятий надо учитывать, что в период подготовки и сдачи зачетов и экзаменов интенсивность и объем самостоятельных тренировочных занятий следует снижать, придавая им в отдельных случаях форму активного отдыха [2].

Тренировочные занятия должны носить комплексный характер, т.е. способствовать развитию всего комплекса физических качеств, а также укреплению здоровья и повышению общей работоспособности организма [3].

Регулярные самостоятельные занятия способствуют оздоровлению организма, повышению уровня умственной деятельности. Организм противостоит психическим заболеваниям, вызванных эмоциональным стрессом. Занятия физической культуры и спорта повышают тонус мышц, улучшают кровообращение и газообмен, укрепляют нервную, сердечнососудистую, имунную, дыхательную, пи-

щеварительную системы. Самостоятельные занятия должны быть направлены на сохранение здоровья, улучшение общего самочувствия, повышению уровня физической подготовленности, поддержание высокого уровня физической и умственной работоспособности.

При выборе самостоятельных занятий должны быть исключены тренировки с целью быстрого достижения высокого результата. Если самостоятельные занятия начинались с нулевой отметки (уровень состояния тренированности), то через определенный период занятий он должен достигать 20-30%. Далее занимаясь самостоятельно физической культурой и спортом, уровень подготовленности достигнет 60%, на следующем отрезке времени при корректировке самостоятельных занятий в соответствии с индивидуальными особенностями будут достигнуты желаемые цели.

У студентов ограничена двигательная активность, нагрузка приходится на центральную нервную систему, обеспечивающую работу психических процессов восприятия, внимания, памяти, мышления. Умственная деятельность связана с эмоциональными факторами, нервно-психическим напряжением. Для снятия умственного утомления разработан комплекс упражнений:

1. Сидя, поднять руки вверх. Удерживать 5-7 секунд.

2. Сидя, наклон головы назад. Удерживать 10 секунд.

3. Сидя, наклон головы вперед. Удерживать 10 секунд.

4. Сидя, выполнить качание головы при наклоне вперед в течение 20-30 секунд.

5. Сидя, поднять плечи вверх, удерживать 10-15 секунд, опустить.

6. Сидя на стуле, выполнить наклон назад, руки вверх. Повторить 6-8 раз.

7. Сидя на стуле, руки за головой. Выполнить скрестные движения правое колено и левый локоть, левое колено и правый локоть. Повторить 6-8 раз.

8. Сидя на стуле, выполнить круговые движения руками (правой, левой, одновременно двумя). Повторить 6-8 раз.

9. Стоя, отвести руки назад, соединять руки между собой. Повторить 6-8 раз.

10. Стоя, наклон вперед, руки опущены вниз. Выполнить покачивания рук в расслабленном состоянии в течение 2 минут.

Необходимым условием сохранения здоровья в процессе учебно-трудовой деятельности является чередование учебной деятельности, отдыха, двигательной активности. Труд студентов относится к категории тяжелого умственного труда, поэтому роль самостоятельных занятий физической культуры и спорта приобретает исключительное значение.

Для активации умственной деятельности, резервных возможностей, творческих способностей студентов, быстрой адаптации к учебно-трудовому процессу, необходимы самостоятельные занятия физической культуры и спорта. Систематические занятия с дозированной интенсивностью, объемом, с учетом индивидуальных особенностей и способностей, позволяют обогатить состояние физического, психического, нравственного здоровья.

Современное общество, условия жизни, модернизация Российского высшего образования, выдвигают повышенные требования к биологическим, социальным возможностям молодого поколения, уровню здоровья и физической подготовленности. Всестороннее развитие физических возможностей с применением самостоятельных занятий физической культуры и спорта помогают сосредоточить все внутренние ресурсы организма на саморазвитие, самообразование, сохранение и укрепление здоровья, повышение умственной и физической работоспособности.

Самостоятельная работа способствует углубленному изучению функциональных возможностей организма, личной гигиены, профилактики спортивного травматизма, самоконтроля, развитию профессионально важных качеств и свойств личности, физического совершенства. Навыки и умения самостоятельных занятий по физической культуре и спорту способствуют развитию

самостоятельности, решительности. Библиографический список

1. Виноградов П.А. Физическая культура и здоровый образ жизни. - М., 2007.

2. Физическая культура студента: учебник / Под ред. В.И. Ильинича. - М., Гардарики, 2001.

3. Ильинич В.И. Физическая культура студентов и жизнь: учебник. - М.: Гардарики, 2010. - 366 с.

4. Муллер А.Б. Физическая культура студента. - М., 2001.

THE ROLE OF INDEPENDENT PHYSICAL CULTURE AND SPORT CLASSES IN THE EDUCATIONAL AND LABOR ACTIVITY MODE

O.A. Sbitneva, Senior Lecturer Perm State Agrarno-Technological D.N. Pryanishnikova (Russia, Perm)

University named after academician

Abstract. The article reveals the significance, importance and necessity of independent studies. The role of independent physical culture and sport classes in the mode of educational and labor activity is considered. The article analyzes the relationship of independent physical education and sports with health. The article presents a set of exercises to improve physical performance and relieve mental fatigue. Recommendations for self-study are given.

Keywords: independent classes, physical culture and sport, physical performance, motor activity, students, exercises, educational and labor activity.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.