Научная статья на тему 'Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов'

Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
2138
278
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИЗИЧЕСКАЯ КУЛЬТУРА / СПОРТ / СТУДЕНТЫ / ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ / ЗДОРОВЬЕ / РАЗВИТИЕ ЛИЧНОСТИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Анисимова Алёна Витальевна, Лучкова Ирина Юрьевна

Статья посвящена изучению влияния физической культуры на учебную деятельность студентов, потому что физическое воспитание является неотъемлемой частью обучения. В статье рассмотрен вопрос о роли физической культуры и спорта в жизни студентов, а также актуальность данного вопроса и его необходимость. Кроме того, в статье были рассмотрены задачи для привлечения учащихся к занятиям физической культурой в целях формирования личности, сохранения и укрепления здоровья. Было установлено, что умственная работоспособность зависит от общей физической работоспособности всего организма, которая в свою очередь зависит от таких качеств студентов, как: эмоциональная устойчивость, выносливость, устойчивость внимания. В завершении статьи были указаны положительные стороны от занятий физической культурой, а также необходимость физических нагрузок.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов»

Влияние физической культуры на учебную деятельность студентов Influence of physical culture on educational activity of students

Анисимова Алёна Витальевна

студент 3 курса, РАНХиГС западный филиал Россия, г. Калининград e-mail: alenabieber@bk. ru

Anisimova Alyona Vitalievna

3rd year student, Ranepa Western branch Russia, Kaliningrad e-mail: alenabieber@bk. ru

Лучкова Ирина Юрьевна

старший преподаватель кафедры ГЕНДиС РАНХиГС западный филиал Россия, г. Калининград e-mail: Lu.rina@mail.ru

Luchkova Irina Yurievna

senior lecturer, Department of Gendis The Western branch of ranepa Russia, Kaliningrad e-mail: Lu.rina@mail.ru

Аннотация.

Статья посвящена изучению влияния физической культуры на учебную деятельность студентов, потому что физическое воспитание является неотъемлемой частью обучения. В статье рассмотрен вопрос о роли физической культуры и спорта в жизни студентов, а также актуальность данного вопроса и его необходимость. Кроме того, в статье были рассмотрены задачи для привлечения учащихся к занятиям физической культурой в целях формирования личности, сохранения и укрепления здоровья. Было установлено, что умственная работоспособность зависит от общей физической работоспособности всего организма, которая в свою очередь зависит от таких качеств студентов, как: эмоциональная устойчивость, выносливость, устойчивость внимания. В завершении статьи были указаны положительные стороны от занятий физической культурой, а также необходимость физических нагрузок.

Annotation.

The article is devoted to the study of the influence of physical culture on the educational activity of students because physical education is an integral part of learning. The article deals with the role of physical culture and sports in the life of students, as well as the relevance of this issue and its necessity. In addition, the article deals with the problem of attracting students to physical education in order to form a personality, preserve and promote health. It was found that mental performance depends on the overall physical performance of the whole body, which in turn depends on such qualities of students as: emotional stability, endurance, stability of attention. At the end of the article the positive aspects of physical training, as well as the need for physical activity were indicated.

Ключевые слова: физическая культура, спорт, студенты, здоровый образ жизни, здоровье, развитие личности.

Key words: physical culture, sport, students, healthy lifestyle, health, personal development.

В современной образовательной системе физическая культура и спорт являются неотъемлемой и обязательной частью обучения, которое представляет собой всестороннее совершенствование человеческого тела с помощью физических нагрузок. Студенческий возраст совпадает с активным формированием физических и духовных качеств, подготовкой к выполнению социальных функций общества и является заключительным этапом возрастного развития физиологических и двигательных возможностей организма.

Проблема формирования двигательной активности учащихся имеет актуальность, так как в настоящее время замечается прогрессирующая гиподинамия у студентов, которая обусловлена немалым количеством учебных занятий не только в аудиториях, но и дома. В связи с этим, наблюдается большое число студентов с неудовлетворительным состоянием здоровья, нарушением осанки и опорно-двигательного аппарата, дефектами

зрения, нервно-психическими отклонениями и избыточной массой тела, всё это характеризуется частыми заболеваниями [2]. Определенные физические нагрузки, совмещенные с умственной деятельностью, способствуют росту эффективности учебной деятельности, повышая работоспособность. При продолжительном ограничении физической активности происходит снижение внимания, памяти и мышления, всё это в свою очередь приводит к снижению работоспособности студентов [2]. В результате, именно занятия физической культурой и спортом становятся для студентов главным средством восстановления своего здоровья и эффективности учебного труда.

Наиболее важной целью физического воспитания студентов является укрепление здоровья и привитие сознательного отношения к спорту и физической культуре. Для достижения этой цели должны осуществляться следующие задачи:

• Мотивация для занятий физической культурой и спортом;

• Создание условий для комфортных занятий;

• Соблюдение основных правил ведения здорового образа жизни;

• Развитие у студентов двигательных умений и навыков;

• Формирование ответственного отношения к собственному здоровью;

• Воспитание устойчивого интереса и потребности к систематическим занятиям физической культурой и спортом;

• Пропагандирована физической культуры и активного отдыха;

• Подготовка будущих специалистов к профессиональной деятельности.

Учеба студента - это отличный пример умственной работоспособности, связанный с приемом и переработкой информации, напряжения памяти, процессов мышления. Одной из главных особенностей данного вида труда - умственной работоспособности - является сильное возбуждение головного мозга в сравнительно небольшой области нервных центров, что объясняет быстрое переутомление студентов, напряжение в органах чувств и в том числе ограничение двигательной активности [1].

Последствиями интенсивной умственной работоспособности являются непроизвольное напряжение и сокращение мышц, которые не имеют прямого отношения к выполнению умственного труда. Чем больше происходит нагрузка на мозг, тем больше проявляется мышечное напряжение. Умственная работа во многом зависит от общей физической работоспособности всего организма. Она зависит от состояния психологических и физических качеств студентов, таких как: эмоциональная устойчивость, общая выносливость, быстрота мыслительной деятельности, концентрация и устойчивость внимания [1]. Множество исследований показывают, что студенты, в жизни которых отсутствует двигательная активность, становятся вялыми, у них ухудшается успеваемость, снижается внимательность и общая работоспособность, а также возникают проблемы со здоровьем.

Любую двигательную нагрузку можно отнести к средствам физической культуры, начиная с прогулки или пробежки, выполнения элементарных комплексов физических упражнений. Также, к средствам физической культуры можно отнести санитарно-гигиеническую обстановку, режим труда и отдыха, режим сна и питания.

Например, утренняя гимнастика несомненно является эффективным способом для того, чтобы привести свой организм в работоспособное состояние. Начало дня с физических упражнений усиливает ток крови и лимфы во все части тела, что в свою очередь, активизирует обмен веществ.

Многочисленные исследования доказали, что после второй пары учебных занятий умственная работа студентов начинает резко снижаться. Необходимо сделать физкультурную паузу, продолжительностью минут 10 или продолжительностью 5 минут каждых 2 часа умственной работы. Наилучший эффект физкультурных пауз

11

может быть достигнут с упражнениями на расслабление утомленных мышц. Исследования показывают, что при 10-минутном выполнении физкультурной паузы работоспособность увеличивается на 5-9%, при 5-минутном -на 2,5-6%.

Студенты - социальная группа, которая наиболее подвержена недосыпам и умственным напряжениям, а в результате - нервному и психологическому перенапряжению. Занятия физической культурой можно использовать в качестве средства борьбы с переутомлением и стрессом, так как во время физических нагрузок в крови понижается уровень гормона стресса - кортизола, который отвечает за работу мозга, скорость реакции и мышечную силу.

Физическая культура должна стать неотъемлемым компонентом жизни каждого студента. Те студенты, которые систематически занимаются определенным видом спорта или физическими нагрузками, постоянно разгружают своё нервное напряжение через двигательную активность, увеличивают свою общую работоспособность, способствуют стрессоустойчивости организма к неблагоприятным факторам социальной и биологической среды и сохраняют психофизическое здоровье.

Физическая культура и спорт служат главным средством физического воспитания и всестороннего развития личности людей, в том числе и студентов. На занятиях физической культурой учащиеся не только практикуют и совершенствуют свои физические навыки и умения, но и воспитывают в себе волевые и нравственные качества. Таким образом, регулярные занятия физической культурой являются универсальным средством, помогающим студентам противостоять напряженному ритму жизни, психоэмоциональным перегрузкам, в том числе при умственной работе.

На основании всего вышеизложенного, можно сказать что в настоящее время студенты должны вести здоровый и активный образ жизни, что невозможно без регулярных посещений занятий по физической культуре. В свою очередь ВУЗы должны делать всё возможное, чтобы заинтересовывать и поддерживать студентов в их стремлениях. Чтобы поддерживать интерес студентов к занятиям физической культуры, ВУЗы должны придерживаться следующих принципов:

• Введение лекций о здоровом образе жизни и важности физического воспитания для формирования профессиональных качеств;

• Поддержание работы секций по спорту в учебном заведении;

• Мотивация для занятий физической культурой и спортом.

Список используемой литературы:

1. Любаев А. В. Влияние физических упражнений на умственную деятельность студентов и их взаимосвязь // Молодой ученый. — 2015. — №18. — С. 423-425.

2. Бабина В. С. Проблема здоровья студенческой молодежи // Молодой ученый. — 2015. — №11. — С.

572-575.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.