5. Юдина Н. А. Качество непрерывного профессионального образования в развитии трудового потенциала // Академический вестник Санкт-Петербургской академии постдипломного педагогического образования. 2015. Вып. 2. С. 34-39.
6. Юдина Н. А. Современное состояние рынка образовательных услуг в системе непрерывного образования // Инновационная экономика: проблемы и перспективы развития 2013: сборник докладов Международной научно-практической конференции (18-19 апреля 2013 г.). СПб.: Изд-во СПбУУиЭ, 2013. С. 247-252.
УДК 338.172
Е. М. Чепаков, М. В. Винкович, Л. Ф. Осипова
Социальная значимость анализа взаимосвязи физической активности и интеллектуального потенциала студентов современного вуза
E. M. Chepakov, M. V. Vincovich, L. F. Osipova. The social significance of the interrelation analysis of physical activity and intellectual potential of students in modern high school
В статье рассматривается физическая культура студентов университета с позиции оптимизации их умственной и физической деятельности. Значительное внимание уделяется формированию мотивационно-цен-ностного отношения к физической культуре, установке на здоровый образ жизни, физическому самосовершенствованию и самовоспитанию, потребности к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом.
Ключевые слова: физическая культура; интеллектуальная и физическая активность студентов; вуз.
Контактные данные: 190103, Санкт-Петербург, Лермонтовский пр., д. 44; (812) 363-42-49; [email protected].
The article discusses the physical education of students of the university from the perspective of optimizing their mental and physical activity. Considerable attention is paid to the formation of motivational and valuable relation to physical training, orientation on a healthy lifestyle, physical self-improvement and self-education, the need for regular independent physical culture and sports lessons.
Keywords: physical culture, the intellectual and physical activity of students, university.
Contact details: Lermontovskiy Ave, 44; St. Petersburg, Russian Federation, 190103; (812) 363-42-49; [email protected].
Физическая культура в законодательстве Российской Федерации о физической культуре и спорте представлена в высших учебных заведениях как учебная дисциплина и важнейший компонент целостного развития личности. Являясь составной частью общей культуры и профессиональной подготовки студента в те-
Евгений Михайлович Чепаков — заведующий кафедрой общепрофессиональной подготовки Санкт-Петербургского университета управления и экономики, кандидат педагогических наук, доцент.
Мария Владимировна Винкович — старший преподаватель СПбУУиЭ, кандидат педагогических наук.
Лариса Федоровна Осипова — старший преподаватель СПбУУиЭ.
© Е. М. Чепаков, М. В. Винкович, Л. Ф. Осипова, 2015
чение периода обучения, физическая культура входит обязательным разделом в гуманитарный компонент образования, значимость которого проявляется через гармонизацию физических и духовных сил, физического и психического благополучия, физического самосовершенствования. Стало быть, целью физического воспитания студентов является формирование физической культуры личности и способности направленного использования разнообразных средств физической культуры для сохранения и укрепления здоровья.
В процессе обучения студентов в высшем учебном заведении, помимо выполнения основных задач физического воспитания, таких как: понимание роли физической культуры и спорта в развитии личности и подготовка к профессиональной деятельности; знания научно-практических основ физической культуры и здорового образа жизни; овладение системой практических умений и навыков, обеспечивающих сохранение и укрепление здоровья и другие, значительное место должно отводиться формированию мотивационно-ценностного отношения к физической культуре, формированию установки на здоровый образ жизни, физическое самосовершенствование и самовоспитание, потребности к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой и спортом [1].
Уникальность предмета «Физическая культура» заключается в том, что сегодня он выступает единственной альтернативой воздействию негативных факторов учебной деятельности и несбалансированного режима жизни студента [2].
Современный научно-технический прогресс способствует дисбалансу в соотношении умственного и физического труда человека. Особенно сильно это проявляется в образовательном пространстве студенческой молодежи. Полноценное обучение в высшем учебном заведении сопряжено с большим объемом учебной работы (преимущественно умственной) и высокой нервно-эмоциональной напряженностью. Интенсивность учебного процесса в вузах имеет неуклонную тенденцию к возрастанию в связи с увеличением потока образовательной информации и необходимости ее усвоения студентами в определенные сроки [3]. Расширение объема и усложнение содержания учебных программ ведут к значительному увеличению удельного веса самостоятельной работы. Это, в свою очередь, ведет к почти 50%-ному сокращению двигательной активности [4].
В современных условиях только здоровый, всесторонне подготовленный, владеющий многообразными двигательными навыками и физическими способностями человек быстрее и успешнее сможет освоить новую профессию, совершенствоваться и достичь успеха в ней, справляться с неблагоприятными воздействиями окружающей среды, добиться материального благополучия. В связи с этим актуальной является проблема индивидуального выбора студентами того или иного вида физической активности в период обучения в вузе, а также, возможно, и после его окончания [5]. Студенческий возраст является практически заключительным этапом развития основных психофизиологических и двигательных возможностей организма человека. При этом затраты времени на занятия должны быть оптимальными, чтобы не мешать либо не наносить ущерб основному социально-необходимому виду деятельности — профессионально-образовательному. Этим требованиям должны отвечать учебно-тренировочные и самостоятельные занятия физической культурой студентов в высших учебных заведениях.
Студентам необходимо научиться правильно распределять свою физическую и умственную деятельность. Сохранение высокой умственной деятельности у студентов на протяжении всего периода обучения зависит от объема физических нагрузок и оптимальной двигательной активности в режиме дня, учебной недели и в течение каждого семестра.
Следовательно, оптимизация умственной и физической деятельности в настоящее время становится особенно актуальной. Важно отметить, что только во взаимосвязи умственного и физического воспитания человек гармонично живет в обществе и находит силы противостоять разным стрессам, а также сопутствующим им заболеваниям. В этой связи физическую культуру, призванную решать вопросы оптимизации умственной и физической деятельности на основе духовного совершенствования человека, следует рассматривать именно с позиций приращения потенциала здоровья.
Именно в здоровом, социально ориентированном специалисте, его профессиональном долголетии заинтересованы общество, государство и, конечно же, он сам. Здоровье человека формируется на протяжении всей его жизни, а формирование здорового образа жизни специалиста — первоначально на этапе его профессиональной подготовки, т. е. в период обучения в вузе. Молодой специалист только тогда сможет эффективно конкурировать на рынке труда, когда будет готов к конкретному виду деятельности, имея достаточный запас резервных возможностей организма [6]. Соответствовать высоким требованиям современности в большинстве случаев может только здоровый человек, что, в свою очередь, определяет обеспечение условий полноценного умственного и физического развития студенческой молодежи как приоритетную задачу педагогов высшей школы [7].
В настоящее время образовательная деятельность студентов проходит в условиях недостаточной двигательной активности и большой учебной загруженности. По мнению ученых, учебная нагрузка в обычные дни составляет 12-14 ч в сутки, а в период экзаменационной сессии доходит до 16-18 ч [8; 9].
Необходимо отметить, что адаптация студентов к режиму обучения в вузе растягивается в среднем до двух лет. Этот период ученые рассматривают как фазу острой адаптации, и поэтому студентов первых двух курсов относят к группе риска по развитию невротических расстройств [10].
Экспериментальные исследования, проведенные А. А. Гореловым и А. А. Третьяковым [11], доказали, что одним из важных средств понижения нервно-эмоционального напряжения в учебном процессе является оптимальная двигательная активность и правильно спланированная физическая нагрузка. Студенты, живущие в условиях оптимального двигательного режима, имеют более совершенные адаптационные возможности, высокую работоспособность, а также повышенный уровень функционирования основных систем организма.
Учебная нагрузка студента не должна превышать 36 ч в неделю. Однако, по мнению Т. Е. Ковшура [12], на деле она превышает это время. Автор отмечает, что суммарная учебная нагрузка резко увеличивается в зачетный и предэкзаменационный период, когда, помимо подготовки к текущим занятиям, студентам приходится готовиться к сдаче очередного зачета или экзамена. В период экзаменационной сессии 46-49% студентов занимаются подготовкой к экзаменам по 8-10 ч в день, а около 30% — еще большее время. Экзамены являются трудным и важным этапом обучения, вызывающим у студента значительное нервное и эмоциональное напряжение.
Исследователи [12-15] установили существенную зависимость между регулярными физическими нагрузками и успеваемостью студентов. Сущность ее заключается в том, что систематические занятия физической культурой вырабатывают способность активного переключения центральной нервной системы с одного вида деятельности на другой, что обеспечивает повышение умственной работоспособности. У студентов, регулярно занимающихся физической культурой, повышается способность адаптации организма к факторам окружающей среды.
Они меньше болеют, более устойчивы к неблагоприятным внешним воздействиям, психологическим стрессам, лучше переносят умственную и физическую усталость.
Для поддержания оптимального уровня физического состояния и нормального функционирования организма недельный объем двигательной активности студентов должен быть не менее 10-15 ч [16; 17].
Исследование, проведенное в Санкт-Петербургском университете управления и экономики (в исследовании принимали участие 437 студентов), показало, что менее половины студентов (42%) выполняют необходимую норму двигательной активности. Было выявлено, что 27% студентов занимаются не более 7-8 ч в неделю, 16% — не более 5-6 ч в неделю и 15% занимаются физическими упражнениями лишь на практических занятиях по дисциплине «Физическая культура».
Если вспомнить историю становления физического воспитания (образования) в России, то необходимо обратиться к трудам П. Ф. Лесгафта. Петр Францевич отмечал, что для успешного преподавания в школе необходимо уравновешивать умственные и физические занятия, распределяя их таким образом, чтобы они действительно служили отдыхом друг другу, поддерживали бодрость и восприимчивость учащихся [18].
Для изучения передового опыта по подготовке учителей гимнастики летом 1875-1876 гг. П. Ф. Лесгафт по заданию администрации Главного управления военно-учебных заведений Санкт-Петербурга выезжал в Европу. Он посетил Германию, Швецию, Швейцарию, Францию, Австрию, Италию, Данию, Голландию и Англию. Петр Францевич изучал, как обстоят дела физического воспитания (образования) в учебных заведениях других стран, в том числе какое количество часов в неделю отводилось физическим упражнениям. Было выявлено, что во Франции учащиеся физическими упражнениями занимались 15-18 ч еженедельно при 24 ч умственных занятий. В английских школах физическими упражнениями занимались 24 ч в неделю, при 20 ч умственных занятий. Петр Францевич в то время обратил внимание и на хорошие условия для занятий. Он указывал, что в школах крайне заботятся о хороших гигиенических условиях: «...так, там существуют отдельные помещения для игр, состоящие из комнаты для переодевания, помещения для игры и комнаты для обмывания после игры» [там же, с. 328]. П. Ф. Лесгафт отмечал, что больше всего внимания на физическое образование уделялось в Древней Греции. Необычным являлось то, что в Древней Греции физическое образование было обязательным, а умственное образование — необязательным [18, с. 346].
Анализируя вопросы несоответствия высокой умственной и физической деятельности, Петр Францевич указывал: «Нередко приходится видеть сочетание развитой умственной деятельности с весьма слабым телом, но такое нарушение гармонии в постройке и отправлениях организма не остается безнаказанным — оно неизбежно влечет за собой бессилие внешних проявлений». Ученый считал, что мысль и понимание могут быть, но не будет надлежащей энергии для последовательной проверки идей и настойчивого проведения и применения их на практике. Петр Францевич утверждал, что с точки зрения нормальных проявлений человека умственная и физическая деятельность должны быть в полном соответствии между собой, ибо только тогда сложатся все условия для более точного сознательного разъединения и сравнения между собою как всех получаемых представлений, так и действий. «Как одностороннее физическое развитие приводит только к проявлению деятельности, недостаточно умственно проверенной и направленной, так и одностороннее развитие умственной непременно связано с недостатком объективной
проверки, и поэтому умственный труд остается часто невыясненным» [там же, с. 234].
Необходимость научиться правильно распределять свою физическую и умственную деятельность научно обосновал в конце XIX в. известный во всем мире ученый, выдающийся физиолог Иван Михайлович Сеченов. Исследователь выявил «феномен активного отдыха», позднее его назвали «феномен Сеченова». Суть феномена активного отдыха заключается именно в том, что работоспособность восстанавливается быстрее и полнее не в процессе пассивного отдыха, а в процессе выполнения движений другими, не утомленными частями тела [19]. В настоящее время феномен активного отдыха широко применяется для поддержания высокой умственной и физической работоспособности человека, в том числе студентов вузов, где наиболее востребованными формами его реализации являются занятия физической культурой и спортом.
Исследователи отмечают, что феномен активного отдыха обеспечивается соблюдением определенных правил [20]:
• создание соответствующей психологической обстановки, обуславливающей переключение внимания;
• рациональный подбор физических упражнений, дающих тонизирующую нагрузку и способствующих ускорению восстановительных процессов в соответствующих нервных центрах;
• учет возрастных и индивидуальных особенностей занимающихся;
• контроль за физической нагрузкой по показателям объема и интенсивности.
По мнению ученых, для сохранения высокой умственной деятельности студентов на протяжении всего периода обучения в вузе необходимо физическую деятельность планировать с учетом следующих положений [21; 22]:
1. Занятия физическими упражнениями (академические и самостоятельные), как правило, должны содержать в первой половине каждого семестра 70-75% упражнений, направленных на развитие скоростных способностей, скоростно-силовых способностей и скоростной выносливости. Авторы отмечают, что интенсивность нагрузки у студентов основного и спортивного учебного отделения по частоте сердечных сокращений (ЧСС) может доходить до 160-170 уд./мин. Для студентов специального учебного отделения показатель ЧСС допустим до 150 уд./мин.
2. Во второй половине каждого семестра примерно 70-75% применяемых средств необходимо использовать для развития силы, общей и силовой выносливости. Причем, интенсивность в этот период целесообразно несколько снизить (ЧСС для студентов основного и спортивного учебного отделения до 150 уд./мин, для студентов специального учебного отделения до 130 уд./мин). Такое распределение нагрузки на учебных и самостоятельных занятиях будет оказывать стимулирующее влияние на умственную работоспособность студентов.
3. Проведение учебных занятий два раза в неделю с малотренированными студентами и нагрузками значительной интенсивности существенно снижает умственную деятельность в течение учебной недели. Это касается и самостоятельных занятий студентов со слабой физической подготовленностью. Поэтому важно учитывать уровень подготовленности студентов и подбирать соответствующие упражнения, чтобы не было снижения умственной деятельности от чрезмерных физических нагрузок.
4. В период экзаменационной сессии учебные и самостоятельные занятия желательно проводить на свежем воздухе не более двух раз в неделю с целью поддержания хорошего физического состояния и снятия умствен-
ного напряжения. Интенсивность занятий целесообразно снизить до 60-70% от обычного уровня. Полезно использовать аэробные упражнения циклического характера (ходьба, бег, лыжные или велосипедные прогулки, плавание и др.).
Таким образом, важнейшей задачей преподавателей физической культуры Санкт-Петербургского университета управления и экономики является оптимизация учебного процесса студентов с точки зрения обеспечения необходимого для нормального функционирования организма объема двигательной активности. Для этого, помимо обязательных занятий физической культурой, в учебно-тренировочный процесс необходимо внедрять разные формы самостоятельных занятий. Физическая культура студентов и самостоятельные занятия физической культурой являются важным фактором для сохранения и укрепления здоровья на долгие годы.
Самостоятельные занятия физической культурой дают возможность увеличивать общий объем занятий по физическому воспитанию, повышать уровень функциональной подготовленности. В то же время при организации самостоятельных занятий следует учитывать существующие закономерности и дидактические принципы обучения. Планирование и коррекция самостоятельных занятий должны осуществляться под руководством преподавателя физической культуры на основе научно обоснованных методик, с учетом состояния здоровья студентов, их медицинской группы, пола, возраста, уровня подготовленности, условий, в которых проводятся занятия.
литература
1. Чепаков Е. М. Самостоятельные занятия студентов Университета сервиса и экономики по дисциплине «Физическая культура» // Теория и практика сервиса: экономика, социальная сфера, технологии. 2012. № 2. С. 17-25.
2. Михеев В. И. Целевая технология учебно-тренировочного процесса по физической культуре в вузе как фактор активизации самостоятельной работы студентов // Физическая культура студентов: материалы 63-й межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Буревестник, 2014. С. 42-43.
3. Чепаков Е. М. Укрупнение дидактических единиц в теории и практике обучения физической культуре // Мир человека. 2009. С. 185-192.
4. Лотоненко А. В., Гостев Г. Р., Гостева С. Р., Григорьев О. А. Физическая культура и здоровье: монография. М.: Еврошкола, 2008. 450 с.
5. Чепаков Е. М., Сомкин А. А. Атлетическая подготовка студентов с использованием стандартного гимнастического оборудования: учеб. пособие / Санкт-Петербургский гос. ун-т технологии и дизайна. СПб., 2009. 68 с.
6. Полякова Т. Д., Абдельмажид Х. М.-С. Формирование здорового образа жизни студентов в процессе профессионального становления // Ученые записки Белорусского государственного университета физической культуры. 2009. Вып. 12.
7. Мищенко В. А. Роль здорового образа жизни в повышении профессиональной мобильности молодых специалистов // Физическая культура: воспитание, образование, тренировка. 2009. № 1. С. 64-67.
8. Скуратович М. Н. Методика занятий по физическому воспитанию в вузе со студентами специальной медицинской группы с различными вариантами вегетативной дисфункции: дис. ... канд. пед. наук. Омск, 2006. 142 с.
9. Яцковская Л. Н. Оздоровительно-образовательный тренинг студентов, временно освобожденных от занятий физическим воспитанием по состоянию здоровья: дис. ... канд. пед. наук. М., 2007. 125 с.
10. Крылова Е. В., Уланова Е. А. Исследование некоторых функциональных показателей организма человека к различным видам нагрузки в зависимости от двигательного режима // Культура физическая и здоровье. 2009. Вып. 3. С. 75-77.
11. Горелов А. А., Третьяков А. А. Сравнительная характеристика нервно-эмоционального состояния студентов с гипер- и гиподинамическим характером образовательной деятельности // Культура физическая и здоровье. 2011. Вып. 1. С. 40-43.
12. Ковшура Т. Е. Содержание и направленность спортивной аэробики в физическом воспитании студентов вузов: дис. ... канд. пед. наук. СПб., 2012. С. 5-34.
13. Выдрин В. М., Зыков Б. К., Лотоненко А. В. Физическая культура студентов вузов: учеб. пособие для студентов и преподавателей кафедр физического воспитания / под ред. В. И. Жолдака. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1991. 127 с.
14. Виленский М. Я., Горшков А. Г. Физическая культура и здоровый образ жизни студента: учеб. пособие. М.: Гардарики, 2007. 218 с.
15. Давиденко Д. Н., Понамарёв Г. Н., Скляров С. В. Общее (неспециальное) физкультурное образование студентов // Проблемы физкультурного образования: содержание, направленность, методика, организация: материалы I Международного научного конгресса (21-24 октября 2009 г., Белгород) / БелГУ. Белгород, 2009. Ч. I. С. 6-9.
16. Евстигнеев Б. Н., Петров Ю. А. Состояние здоровья студентов первого курса медицинского вуза // Физическая культура студентов: материалы 60-й межвузовской научно-практической конференции. СПб.: Олимп-СПб, 2011. С. 214-215.
17. Сомов Н. И., Сомова Ф. Г. Самоконтроль спортсмена // Основы методики самостоятельных занятий физической культурой и спортом: учеб. пособие. Екатеринбург: УГТУ, 1996. С. 3-89.
18. Лесгафт П. Ф. Избранные педагогические сочинения / сост. И. Н. Решетень. М.: Педагогика, 1988. 400 с.
19. Бишаева А. А. Физическая культура: учебник для учреждений начального и среднего профобразования. М.: ИЦ «Академия», 2010. 304 с.
20. Бараненко В. А., Рапопорт Л. А. Здоровье и физическая культура студента: учеб. пособие. М.: Альфа-М; ИНФРА-М, 2010. 26 с.
21. Максименко А. М. Основы теории и методики физической культуры. М., 1999. 380 с.
22. Румба О. Г. Системные механизмы регулирования двигательной активности студентов специальных медицинских групп: монография. Белгород: ЛитКараВан, 2011. 460 с.
УДК 352:005.95
С. Б. Быстрянцев
Кадровое планирование как элемент социальной политики на муниципальном уровне
S. B. Bystryantsev. Staff planning as an element of social policy on the municipal level
Планирование персонала, или кадровое планирование можно определить как процесс обеспечения организации необходимым количеством квалифицированного персонала, принятым на соответствующие должности в надлежащее время. Важнейшая задача планирования персонала состоит в том, что-
Staff planning can be defined as a process of provision the organization with the necessary amount of qualified personnel which is recruited for certain jobs at a certain time. The most important task of staff planning is to "transform" the existing plans and goals of the organization into specific needs of
Сергей Борисович Быстрянцев — профессор кафедры международных отношений, истории и политологии Санкт-Петербургского государственного экономического университета, доктор социологических наук, профессор. © С. Б. Быстрянцев, 2015