Научная статья на тему 'Влияние фискальной политики на экономический рост Иордании'

Влияние фискальной политики на экономический рост Иордании Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
921
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА / ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ / РЕГИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА / НАЛОГООБЛОЖЕНИЕ / УСТОЙЧИВОСТЬ / ГОСУДАРСТВЕННЫЕ РАСХОДЫ

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Аль-Масаид А.А., Царегородцев Е.И.

Статья посвящена анализу влияния фискальной политики на экономический рост Иордании, рассмотрены общие проблемы бюджетно-налоговой политики в арабских странах, таких как Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности фискальной политики в Иордании на основе выбранных показателей. Материалы и методы. Изучена динамика валового внутреннего продукта стран арабского мира в зависимости от проводимой фискальной политики. Детально проанализированы показатели влияния фискальной политики на экономический рост в Иордании в течение изученного периода 1990-2016 годов. Основным методом является сравнительный анализ взглядов ведущих арабских специалистов по данной проблеме. В исследовании использовались описательный и количественный подходы и несколько тестов, в том числе расширенный тест Дики Фуллера ADF, тест Phelps Peron, тест коинтеграции Йохансена и модель коррекции ошибки (model correction error). Результаты выражены в выявлении особенностей формирования фискальной политики в Королевстве Иордания. Рассмотрены итоги регулирования налогово-бюджетной политики с момента основания современного Королевства Иордания. Обсуждение. Роль регулирования резко возросла после 1989 года, когда курс Иорданского динара существенно упал по отношению к другим валютам. Тогда Иордания стала применять первую коррекционную программу, которая продолжалась до кризиса в Персидском заливе летом 1990 года, когда стало невозможно продолжать указанную программу. С 1992 года Иордания приступила к осуществлению следующей программы экономических реформ. Заключение. Выявлены наиболее действенные для Иордании экономические инструменты, такие как предпочтение сокращения расходов для уменьшения государственного дефицита, что будет механизмом применения политики экономии для сокращения государственных расходов. Инвестиционные расходы правительства оказывают сильное влияние на макроэкономическую деятельность. Снижение производственных расходов также оказывает положительное и значительное влияние на потребление.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Влияние фискальной политики на экономический рост Иордании»

УДК 332.146

DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-105-110

ВЛИЯНИЕ ФИСКАЛЬНОЙ ПОЛИТИКИ НА ЭКОНОМИЧЕСКИЙ РОСТ ИОРДАНИИ

А. А. Аль-Масаид1, Е. И. Царегородцев2

Университет Аль-Бейт, Мафрак, Иордания 2Марийский государственный университет, г. Йошкар-Ола

IMPACT OF FISCAL POLICY ON JORDAN'S ECONOMIC GROWTH A. A. Al-Masaid1, E. I. Tsaregorodtsev2

University of Al-Beit, Mafraq, Jordan 2Mari State University, Yoshkar-Ola

Статья посвящена анализу влияния фискальной политики на экономический рост Иордании, рассмотрены общие проблемы бюджетно-налоговой политики в арабских странах, таких как Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты. Целью работы является разработка рекомендаций по повышению эффективности фискальной политики в Иордании на основе выбранных показателей. Материалы и методы. Изучена динамика валового внутреннего продукта стран арабского мира в зависимости от проводимой фискальной политики. Детально проанализированы показатели влияния фискальной политики на экономический рост в Иордании в течение изученного периода 1990-2016 годов. Основным методом является сравнительный анализ взглядов ведущих арабских специалистов по данной проблеме. В исследовании использовались описательный и количественный подходы и несколько тестов, в том числе расширенный тест Дики - Фуллера ADF, тест Phelps Peron, тест коинтеграции Йохансена и модель коррекции ошибки (model correction error). Результаты выражены в выявлении особенностей формирования фискальной политики в Королевстве Иордания. Рассмотрены итоги регулирования налогово-бюджетной политики с момента основания современного Королевства Иордания. Обсуждение. Роль регулирования резко возросла после 1989 года, когда курс Иорданского динара существенно упал по отношению к другим валютам. Тогда Иордания стала применять первую коррекционную программу, которая продолжалась до кризиса в Персидском заливе летом 1990 года, когда стало невозможно продолжать указанную программу. С 1992 года Иордания приступила к осуществлению следующей программы экономических реформ. Заключение. Выявлены наиболее действенные для Иордании экономические инструменты, такие как предпочтение сокращения расходов для уменьшения государственного дефицита, что будет механизмом применения политики экономии для сокращения государственных расходов.

The article is devoted to analysis of the impact of fiscal policy on economic growth of Jordan; it discusses the general problems of fiscal policy in Arab countries such as Algeria, Kuwait, Saudi Arabia, United Arab Emirates. The aim of the work is to develop recommendations to improve the efficiency of fiscal policy in Jordan on the basis of selected indicators. Materials and methods. The dynamics of the gross domestic product of the Arab world countries is studied in dependence on the fiscal policy. Indicators of fiscal policy influence on economic growth in Jordan during the period 1990-2016 were analyzed in detail. The main method is a comparative analysis of the views of leading Arab experts on this issue. The study used descriptive and quantitative approaches and several tests, including the extended ADF Dicki-Fuller test, the Phelps Peron test, the Johansen cointegration test, and the error correction model. The results are expressed in the identification of features of the formation of fiscal policy in the Kingdom of Jordan. The results of regulation of fiscal policy since the founding of the modern Kingdom of Jordan were considered. Discussion. The role of regulation has increased dramatically since 1989, when the Jordanian dinar fell substantially against other currencies. Then Jordan applied the first corrective program, which continued until the crisis in the Persian Gulf in the summer of 1990, when it became impossible to continue the program. Since 1992, Jordan has embarked on the next program of economic reforms. Conclusion. The most effective for Jordan economic instruments have been identified, such as the preference for spending cuts to reduce public deficits, which will be a mechanism for applying strict economy to reduce public spending. Government investment spending has a strong impact on macroeconomic performance. Reducing production costs also have a positive and significant impact on consumption.

Инвестиционные расходы правительства оказывают сильное влияние на макроэкономическую деятельность. Снижение производственных расходов также оказывает положительное и значительное влияние на потребление.

Ключевые слова: фискальная политика, экономический рост, региональная экономика, налогообложение, устойчивость, государственные расходы.

Keywords: fiscal policy, economic growth, regional economy, taxation, sustainability, public spending.

Фискальная политика занимает важное место среди факторов экономического роста, поскольку способствует достижению основных целей национальной экономики - экономического развития и стабильности. Помимо распределительной функции фискальной политики, немаловажную роль играет ее стабилизирующее влияние, которое заключается в сглаживании итогового спроса и, следовательно, макроэкономических переменных и экономического роста.

Важность фискальной политики вытекает из того факта, что государственные расходы правительства являются основным фактором экономической активности в стране, стимулируя уровень совокупного спроса и, следовательно, повышая параметры экономического роста и государственных доходов. Государственные доходы являются основным финансовым ресурсом вместе с государственным долгом (внутренний или внешний государственный долг), который считается доходом государства после его перевода в казну.

Государственные финансы являются основным средством, используемым правительствами для достижения экономических, социальных и политических целей.

В Иордании потребность в регулировании налогово-бюджетной политики возникла с самого начала создания современного Королевства Иордания, но она резко возросла после 1989 года, когда курс Иорданского динара резко упал по отношению к другим валютам. Тогда Иордания стала применять первую коррекционную программу, которая продолжалась до кризиса в Персидском заливе летом 1990 года, когда стало невозможно продолжать указанную программу. В 1992 году Иордания приступила к осуществлению следующей программы экономических реформ. Программа продолжалась в течение трех лет, а затем на смену ее пришла другая программа, которая продолжалась до 1998 года.

В 1998 году экономика Иордании оказалась под влиянием глобального снижения цен на нефть, что отрицательно сказалось на объеме торговли с арабскими странами-экспортерами нефти, а также на потоке денежных переводов иорданцев, работающих за рубежом. На иорданскую экономику повлияла также экономическая блокада, введенная в отношении Ирака, периодические кризисы между Ираком и Организацией Объединенных Наций, а также рост нагрузки от внешнего долга. Все эти факторы негативно сказались на эффективности государственного бюджета, платежного баланса и экономической деятельности в целом.

Следовательно, после оценки результатов программы экономической корректировки периода 1989-1998 годов и понимания предельной важности целого ряда аспектов, необходимо было разработать новую программу экономической корректировки на период (1999-2020) для устранения выявленных недостатков программы финансовой коррекции предыдущего периода. Это должно привести к углублению национальной экономической реформы во всех ее формах и ее распространение на различные уровни, включая активизацию усилий по борьбе с явлениями бедности и безработицы.

Таким образом, были разработаны основные аспекты программы национальной экономической реформы, главной целью которой было постепенное повышение темпов экономического роста, снижение уровня инфляции, укрепление валютных резервов Королевства, поддержание стабильности обменного курса динара, сокращение дефицита государственного бюджета от валового внутреннего продукта (ВВП), а также продолжения процесса структурных реформ, который заключался во внедрении пакета социального обеспечения для сокращения бедности и безработицы, либерализации внешней торговли, приватизации некоторых предприятий и секторов для обеспечения

активного и расширенного участия частного сектора в экономической деятельности и привлечения иностранных инвестиций.

Для этого Иордания подписала соглашение с Международным валютным фондом (МВФ) о новой двухлетней программе экономических реформ, которая продолжалась до середины 2004 года. Цель этой программы заключалась в достижении устойчивого экономического роста, который непосредственно влияет на уровень жизни граждан путем продолжения начатых структурных реформ и соответствующей макроэкономической политики. Программа также направлена на сокращение дефицита бюджета в процентах от ВВП, а также привлечение источников финансирования программы для экономических и социальных реформ.

Рассмотрим роль бюджетно-налоговой политики в соседних арабских странах в силу схожости политической и финансовой системы с Иорданией, поэтому были проанализированы работы, посвященные фискальной политике в арабских странах, таких как Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты и т. д.

В работе [9], посвященной изучению макроэкономических последствий шоков финансовой политики в Алжире периода 1965-2007 с использованием таких примеров, как Алжир, Кувейт, Саудовская Аравия, Объединенные Арабские Эмираты, приведены следующие результаты.

Структурный шок в государственных доходах может положительно сказаться на государственных расходах. То же самое можно сказать о реальном ВВП, но при очень небольшом множителе, когда этот шок приведет к некоторому снижению инфляции в краткосрочной и долгосрочной перспективе. Влияние этого шока на процентные ставки было положительным только в краткосрочной перспективе, тогда как этот эффект снижается до отрицательных уровней в среднесрочной и долгосрочной перспективе.

Что касается реакции компонентов реального ВВП, то шок оказывает существенное позитивное влияние как на потребление, так и на частные инвестиции. Все эти результаты показали, что финансовые возможности фискальной политики в Алжире могли повлиять на экономические переменные, о чем свидетельствует дисперсионный анализ, и, таким образом, существует относительная эффективность такой политики для достижения желаемых экономических целей.

В работе [7] проведен анализ роли фискальной политики в отношении финансового дисбаланса и ее влияние на экономический рост Алжира в течение периода (1994-2004 гг.) в свете программы экономических реформ и программы поддержки восстановления экономики. Анализ проводился с помощью простой модели регрессионного анализа. Были выбраны четыре независимые переменные, которые могут повлиять на экономический рост: государственные расходы, государственные доходы, государственный бюджет и внутренний государственный долг. Исследование показало, что существует сильная корреляция между государственными расходами и общим доходом от сбора нефти, с одной стороны, и экономическим ростом - с другой.

В [2] ставится задача определения механизмов и критериев работы бюджетно-налоговой политики в отношении экономических и финансовых дисбалансов, определения курса фискальной политики в Алжире и важнейших финансовых реформ, поддерживаемых международными финансовыми учреждениями, и последствий осуществления этих реформ на экономическом и социальном уровнях.

Одним из наиболее важных результатов исследования является то, что фискальная политика играет определенную роль в гармонизации экономической деятельности наряду с денежно-кредитной политикой, поэтому нельзя пренебрегать ни одним из двух факторов. Также отмечается необходимость проведения реформв налоговой политике относительно внешней торговли путем сокращения экспортных налогов в рамках подготовки к их отмене и снижение таможенных налогов на импорт.

Работа [8] посвящена оценке влияния государственных расходов на экономический рост в Саудовской Аравии и Кувейте в течение периода (1972-2002 годы).

В исследовании использовались описательный и количественный подходы и несколько тестов, в том числе расширенный тест Дики - Фуллера ADF, тест Phelps Peron, тест коинтеграции Йохансена и модель коррекции ошибки (model correction error).

Автор получил теоретические и прикладные результаты, наиболее важным из которых является то, что наиболее распространенными характеристиками среди рассматриваемых стран являются их зависимость от нефти и существование недифференцированной структуры производства.

Результаты показали, что все переменные неустойчивы на общем уровне, и в то же время стабилизировались при первой степени регулирования как для Саудовской Аравии, так и для Кувейта и Эмиратов.

Результаты теста Йоханссона для валового внутреннего продукта (ВВП) каждой страны показали, что существуют два модельных вектора Саудовской Аравии и ОАЭ и трех векторов модели Кувейта. Это означает, что между экономическими переменными в этом уравнении существует долгосрочная связь и что они не сильно расходятся и ведут себя аналогичным образом.

Тесты на коррекцию ошибок для рассмотренных стран показали, что коэффициент коррекции ошибок имеет отрицательное значение, а результаты комбинированных интеграционных тестов и моделей проверки ошибок показывают положительный эффект государственных расходов на ВВП в долгосрочной и краткосрочной перспективе трех стран.

В [1] изучен вопрос «Фискальная политика и ее роль в достижении экономического баланса на примере Алжира» (1990-2004 годы). Целью исследования было выявление влияния государственных расходов и вычетов на общий экономический баланс и определение оптимальной фискальной политики для достижения общих экономических целей. Работа также нацелена на выявление оптимального вмешательства государства и разработку рекомендаций по повышению эффективности фискальной политики в Алжирской Республике.

Современное состояние экономики показывает, что она долгое время страдала от дисбалансов в общем экономическом балансе. Национальная экономика имеет как структурные проблемы так и проблемы в системе управления.

Дисбаланс национальной экономики обусловлен двумя основными факторами:

1. Внешние шоки, которые в основном состоят из резких скачков цены на нефть и соответствующих изменений обменных курсов национальной валюты.

2. Экономическая несбалансированная политика, принятая в последние годы, в результате которой растет бюджетный дефицит, является основной причиной общего экономического дисбаланса.

В работе [10] была изучена эффективность фискальной политики в достижении экономиче-

ского роста и занятости в Алжире с помощью теста Грейнджера для выявления взаимосвязи между государственными расходами в процентах от ВВП, коэффициентом занятости и темпами роста ВВП.

Было показано, что государственные расходы не приводят к экономическому росту или снижению безработицы, в то время как экономический рост приводит к росту государственных расходов (подтвержденным базой Вагнера для Алжира).

В исследовании также рассматривается влияние государственных инвестиций как доли ВВП на частные инвестиции в качестве доли ВВП с использованием коинтеграции Йохансена, где показан отрицательный отклик отношения частных инвестиций к изменению соотношения государственных инвестиций.

Цель работы [6] - исследовать изменения в размерах государственной задолженности, как внешней, так и внутренней, и указать наиболее важные факторы, которые способствовали накоплению долга в течение этого периода. Для этого была оценена роль дефицита государственного бюджета, дефицита ресурсов (сбережения), внешней помощи и грантов, реального обменного курса в накоплении и увеличении объема долга.

Результаты показывают, что дефицит бюджета, дефицит ресурсов, реальный обменный курс существенно влияют на размер внешней задолженности, однако реальный обменный курс оказал наибольшее влияние на размер государственного долга. Эти факторы не только снижают платежеспособность, но и создают дополнительный спрос на внутреннее заимствование. Стимулирование местных сбережений и введение большего контроля над бюджетными показателями могут снизить темпы роста долга. Продолжающаяся стабильность иорданского динара по отношению к доллару необходима, если правительство хочет сдержать долговой кризис.

Авторы работы [3] в своем исследовании изучили причинно-следственные связи между государственными доходами и расходами для Иордании в период 1980-2008 годов. Для этого использовались различные методы, наиболее важными из которых являются: совместный интеграционный (коинтеграциия) тест и методология коррекции ошибок. Этот статистический метод предоставляет дополнительный канал, показывающий причинно-следственную связь между государственными доходами и расходами.

Одним из наиболее важных эмпирических результатов этого исследования является то, что односторонняя причинно-следственная связь расходов и государственных доходов указывает на предпочтение сокращения расходов для уменьшения государственного дефицита, что будет механизмом применения политики экономии для сокращения государственных расходов.

Инвестиционные расходы правительства оказывают сильное влияние на макроэкономическую деятельность. Более того, регулирование государственных инвестиционных расходов оказывает положительное влияние на частные инвестиции. Это иллюстрирует тот факт, что инвестиции государственного и частного секторов являются взаимодополняющими. Снижение производствен-

Литература

ных расходов также оказывает положительное и значительное влияние на потребление.

Одним из наиболее важных результатов модели является то, что в краткосрочной перспективе дефицит бюджета оказывает существенное влияние на экономический рост, поэтому разработчики политики рекомендуют, чтобы бюджетный дефицит не превышал 3-4 % ВВП, поскольку этот дефицит нежелателен, т. к. он влияет на правительственные решения и макроэкономические цели, такие как низкая инфляция и экономический рост.

Российские примеры влияния фискальной политики на макроэкономические показатели рассмотрены на моделях в работах [4; 5].

1. Darwasi M. Financial Policy and its Role in Achieving Economic Balance: A Case Study of Algeria (1990 -2004). University of Algiers, 2005.

2. Khawl F. The Role of Financial Policy in Stability and Economic Growth in Developing Countries in Light of Current International Transformations: A Case Study of Algeria. Mohammed Khaydar University, Biskra, 2004.

3. Khlid I. B. Government Revenues and Expenditures: Causality Test For Jordan. Ministry of Planning and International Cooperation, 2009, P. 1-13.

4. Kokotkina T., Sadovin N., Tsaregorodtsev E. A Dynamic Model of Regional Economic Growth // Mediterranean Journal of Social Sciences. 2015. T. 6. № 3. C. 139-148.

5. Kokotkina T. N., Sadovin N. S., Tsaregorodtsev E. I. Mathematical models in forecasting the development of the region's economy. Yoshkar-Ola: String, 2017. 177 pp.

6. Majed B., Ihab K. M. An Enquiry in to the Main Determinants of Public Debt in Jordan: An Econometric study», Dirasat, Administrative Sciences, Vol. 36. № 1. 2009. P. 1-10.

7. Noureddine K. The Impact of Financial Policy on Economic Growth Algeria as a Model, 1994-2004. Farhat Abbas University. Setif, Algeria, 2008.

8. Salwa B. A. The Impact of the Government Agreement on Economic Growth in Saudi Arabia, Kuwait and the United Arab Emirates. King Saud University, 2006.

9. Shibi A. R., Ben B. M., Shakouri S. M. The Macroeconomic Impacts of Financial Policy shocks in Algeria: An Empirical Study. University of Abu Bakr Belqayd. Tlemcen, Algeria, 2007.

10. Shibi A. R., Samir B. The Effectiveness of Financial Policy in Algeria: An Analytical Approach // Journal of Development and Economic Policies. Vol. 12. No. 1. 2010. P. 37-39.

References

1. Darwasi M. Financial Policy and its Role in Achieving Economic Balance: A Case Study of Algeria (1990-2004). University of Algiers, 2005.

2. Khawl F. The Role of Financial Policy in Stability and Economic Growth in Developing Countries in Light of Current International Transformations: A Case Study of Algeria. Mohammed Khaydar University, Biskra, 2004.

3. Khlid I. B. Government Revenues and Expenditures: Causality Test For Jordan. Ministry of Planning and International Cooperation, 2009, pp. 1-13.

4. Kokotkina T., Sadovin N., Tsaregorodtsev E. A Dynamic Model of Regional Economic Growth. Mediterranean Journal of Social Sciences, 2015, vol. 6, no. 3, pp. 139-148.

5. Kokotkina T. N., Sadovin N. S., Tsaregorodtsev E. I. Mathematical models in forecasting the development of the region's economy. Yoshkar-Ola: String, 2017, 177 p.

6. Majed B., Ihab K. M. An Enquiry in to the Main Determinants of Public Debt in Jordan: An Econometric study, Dirasat, Administrative Sciences, vol. 36, no. 1, 2009, pp. 1-10.

7. Noureddine K. The Impact of Financial Policy on Economic Growth Algeria as a Model, 1994-2004. Farhat Abbas University, Setif, Algeria, 2008.

8. Salwa B. A. The Impact of the Government Agreement on Economic Growth in Saudi Arabia, Kuwait and the United Arab Emirates. King Saud University, 2006.

9. Shibi A. R., Ben B. M., Shakouri S. M. The Macroeconomic Impacts of Financial Policy shocks in Algeria: An Empirical Study. University of Abu Bakr Belqayd. Tlemcen, Algeria, 2007.

10. Shibi A. R., Samir B. The Effectiveness of Financial Policy in Algeria: An Analytical Approach. Journal of Development and Economic Policies, vol. 12, no. 1, 2010, pp. 37-39.

Статья поступила в редакцию 19.03.2018 г.

Submitted 19.03.2018.

Для цитирования: Аль-Масаид А. А., Царегородцев Е. И. Влияние фискальной политики на экономический рост Иордании // Вестник Марийского государственного университета. Серия «Сельскохозяйственные науки. Экономические науки». 2018. Т. 4. № 2. С. 105-110. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-105-110

Citation for an article: Al-Masaid A. A., Tsaregorodtsev E. I. Impact of fiscal policy on Jordan's economic growth. Vestnik of the Mari State University. Chapter "Agriculture. Economics". 2018. vol. 4, no. 2, pp. 105-110. DOI: 10.30914/2411-9687-2018-4-2-105-110

Абдулла Али Абдулла Аль-Масаид,

Университет Аль-Бейт, Мафрак, Иордания, evgts@yandex. т

Царегородцев Евгений Иванович, доктор экономических наук, профессор, Марийский государственный университет, Йошкар-Ола, evgts@marsu.ru

Abdulla A. Al-Masaid, University of AlBeit, Mafraq, Jordan, evgts@yandex.ru

Evgenii I. Tsaregorodtsev, Dr. Sci. (Economics), professor, Mari State University, Yoshkar-Ola, evgts@marsu. ru

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.