ISSN 2311-8768 (Online) Экономическая политика
ISSN 2073-4484 (Print)
ФИСКАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ: МИРОВОЙ ОПЫТ
Кристина Владимировна ШВАНДАРа,% Анастасия Александровна АНИСИМОВАь
a доктор экономических наук, руководитель Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация [email protected]
b младший научный сотрудник Центра перспективного финансового планирования, макроэкономического анализа и статистики финансов, Научно-исследовательский финансовый институт, Москва, Российская Федерация [email protected]
• Ответственный автор
История статьи:
Принята 21.06.2016 Принята в доработанном виде 30.06.2016 Одобрена 07.07.2016
УДК 339.7
JEL: Е20, Е60, Е62, Е66
Ключевые слова: фискальная консолидация, реформы, налоговые доходы, дефицит бюджета, государственный долг
Аннотация
Предмет. В последние два десятилетия можно наблюдать изменения в политике расходов и налогообложения многих развитых стран. Это связано с необходимостью финансирования дефицита бюджетов, увеличивающихся в том числе вследствие растущих государственных расходов на различные государственные программы. Долговые кризисы были следствием подобных политик развитых стран. В связи со сложившейся ситуацией в этих странах были предприняты попытки осуществления фискальной консолидации.
Цели. Анализ процесса осуществления фискальной консолидации в мировой практике, а также обзор основных причин ее проведения.
Методология. В первой части работы представлены теоретические аспекты фискальной консолидации, а также основные стратегии ее осуществления в мировой практике в зависимости от экономической ситуации. Во второй части представлены примеры стран, осуществивших фискальную консолидацию, проведен анализ мер фискальной консолидации, а также анализ дополнительных реформ.
Результаты. На основе проведенного анализа примеров осуществления фискальной консолидации в мировой практике были выявлены: основная цель фискальной консолидации; необходимые факторы для достижения долгосрочного положительного эффекта от фискальных реформ и экономического роста, а также основные проблемы, с которыми сталкивались страны, осуществлявшие фискальную консолидацию.
Выводы. Основной целью проведения фискальной консолидации являлось сокращение дефицита бюджета и уменьшение уровня государственного долга. Для достижения положительного эффекта от фискальных реформ, а также экономического роста в долгосрочном периоде необходимы также дополняющие реформы (реформы социального обеспечения и финансовой системы, рынка труда и т.п). Анализ фискальной консолидации в приведенных примерах выявил, что в долгосрочном периоде сложно сохранить положительные результаты реформ (только в Чили это удалось осуществить в полной мере).
© Издательский дом ФИНАНСЫ и КРЕДИТ, 2016
Последние два десятилетия можно было наблюдать резкий и фундаментальный сдвиг в политике расходов и налогообложения многих развитых стран. Сбалансированные бюджеты практически исчезли, что привело к возникновению необходимости финансирования дефицита государственного бюджета. Это вызвало многочисленные долговые кризисы, которые можно было наблюдать еще с начала 2000-х гг. [1, 2]. Подобные долговые и финансовые кризисы и их соответствующие отрицательные внешние эффекты для ряда стран с развивающейся экономикой [3-5] также нанесли потенциальный ущерб мировой экономике в целом [6-9].
Уровень государственного долга после значительного увеличения во время финансового
кризиса и рецессии 2008 г. продолжал расти в ряде стран (особенно в развитых странах). При этом рост государственного долга зависел от ряда факторов: предельных издержек финансового кризиса, темпов реального роста и уровня процентных ставок, а также политических решений по поводу расходов и налоговых доходов [10, 11]. То, что структурные дефициты в промышленно развитых странах имеют тенденцию сосуществования наряду с крупными долгосрочными обязательствами, связанными со старением населения, делает текущую политику в этих странах неустойчивой в долгосрочном периоде1.
1 The Future of Public Debt: Prospects and Implications / Bank for International Settlements. URL: http://www.bis. org/publ/work300.pdf
В связи со сложившейся ситуацией, характеризующейся высоким уровнем бюджетного дефицита и государственного долга, в ряде стран были предприняты попытки осуществления фискальной консолидации. При этом способы ее
осуществления в разных странах заметно
2
отличались .
Фискальная консолидация: теоретические аспекты
Общепринятое определение фискальной консолидации отсутствует. Тем не менее в документах МВФ фискальная консолидация обычно определяется как специфическое улучшение отношения циклически скорректированного первичного баланса к потенциальному ВВП за определенный период времени [12-14]. Началом осуществления фискальной консолидации можно считать момент, когда отношение циклически скорректированного первичного баланса к потенциальному ВВП улучшается по меньшей мере на один процентный пункт в течение одного года или в течение двух лет подряд. Эта ситуация длится до тех пор, пока циклически скорректированный первичный баланс продолжает улучшаться, и заканчивается, если изменение баланса становится нулевым или отрицательным. Фискальная консолидация считается успешной, если через четыре года от момента начала фискальной консолидации отношение долга к ВВП снижается на 5 п.п. от
3
первоначального уровня .
Некоторые исследователи дают более простые определения понятию «фискальная консолидация». Так, например, существует мнение о том, что фискальная консолидация - это сокращение первичного бюджетного дефицита. При этом данное сокращение не направлено на устранение государственного долга4. Подобное определение в чем-то имеет сходство с определением МВФ, но отличие все-таки существует, так как согласно определению МВФ процесс улучшения вследствие фискальной консолидации все-таки связан с уровнем государственного долга.
2 Fiscal consolidation targets, plans and measures / OECD. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/Fiscal %20Consolidation%20Targets,%20Plans%20and %20Measures.pdf
3 The Challenges of Fiscal Consolidation and Debt Reduction in the Caribbean / IMF. URL:
https://www.imf.org/external/pubs/ft/wp/2012/wp12276.pdf
4 Definition of fiscal consolidation / Financial Times.
URL: http://lexicon.ft.com/Term?term=fiscal-consolidation
В документах ОЭСР приводится более широкое и в то же время наиболее простое определение, в соответствии с которым под фискальной консолидацией понимают определенные меры, направленные на сокращение дефицита государственного бюджета и снижение уровня долга. Как правило, меры по консолидации выражены количественно, насколько это возможно, и приведены в процентах от номинального ВВП5.
Эмпирические исследования показывают, что сокращение расходов, в том числе сокращение зарплат в государственном секторе и социальных трансфертов, являются более эффективными для обеспечения положительного эффекта от консолидации в долгосрочном периоде, чем меры по увеличению доходов [15]. Большинство планов фискальной консолидации в большей степени представляют собой сокращение расходов в сравнении с ростом доходов. То есть при составлении плана осуществления фискальной консолидации в среднем две трети мер направлены на сокращение расходов, а одна треть - на увеличение доходов бюджета. В то время как меры по сокращению расходов, являющиеся потенциально более эффективными в долгосрочной перспективе (что подтверждено расчетами), требуют времени для полной реализации, увеличение налогов может обеспечить доход в краткосрочном периоде6.
Правительства многих стран ОЭСР сокращают финансирование программ, которые поглощают большую часть ресурсов. В среднем правительства в странах - членах ОЭСР тратят больше всего средств на программы социальной защиты (например, на пособия по безработице, социальное обеспечение и пенсии), за которыми следуют программы в сфере здравоохранения, предоставления государственных услуг населению (которое включает в себя процентные платежи по долговым обязательствам), образования и экономических вопросов (которые включают в себя расходы на сельское хозяйство, транспорт и связь) [16]. Большинство планов фискальной консолидации сосредоточено на структурных реформах в тех областях, где можно добиться
5 Fiscal consolidation targets, plans and measures / OECD. URL: http://www.oecd. org/gov/budgeting/Fiscal %20Consolidation%20Targets,%20Plans%20and %20Measures.pdf
6 Fiscal Consolidation: The Need for Evidence-Based Decision / OECD: Making. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/4211011ec006.pdf? expires=1462702464&id=id&accname=guest&checksum=95B7E DBEB93D628A8B7FC6A158984B28
сокращения расходов в долгосрочном периоде, что приведет к улучшению ситуации с точки зрения фискальной устойчивости. Однако ряд стран, особенно тех, которым необходима консолидация вследствие общего давления рынка, планируют одноразовые или краткосрочные корректировки, которые могут сократить дефицит в краткосрочном периоде, но малопригодны для решения
7
долгосрочных задач .
Шансы успешной и устойчивой консолидации могут быть увеличены за счет укрепления институциональной среды для налогово-бюджетной политики на национальном и международном уровнях. [17-19] То есть фискальные реформы должны сопровождаться структурными реформами социального
обеспечения и финансовой системы, рынка труда и товарного рынка для достижения экономического роста и фискальной устойчивости [20].
В осуществлении фискальной консолидации после кризиса 2008 г. в основном участвовали те страны, которым нужно было восстанавливать показатели государственных финансов до необходимых пороговых значений. Почти все страны - члены ОЭСР объявили целевые показатели сокращения бюджетного дефицита по меньшей мере до 2013 г. При этом план консолидации, который должен был быть реализован для осуществления поставленной цели, был представлен не всеми странами из тех, которые сделали заявление о сокращении дефицита бюджета. В то же время большинство представленных планов консолидации имели подробную информацию о необходимых сокращениях расходов и увеличении доходов в 2011 г. и в меньшей степени содержали подробные меры консолидации, необходимые в последующие годы. Половина стран - членов ОЭСР не объявила о мерах даже на 2012 г., и только в восьми странах были представлены меры по консолидации до 2014 г.8.
Некоторые страны - члены ОЭСР объявили о планах по консолидации либо в связи с появившимися вызовами рынка сразу во время кризиса, либо в качестве упреждающих мер, в тех странах, которые кризис затронул в меньшей
7 Fiscal Consolidation: The Need for Evidence-Based Decision / OECD: Making. URL: http://www.oecd-ilibrary.org/docserver/download/4211011ec006.pdf? expires=1462702464&id=id&accname=guest&checksum=95B7E DBEB93D628A8B7FC6A158984B28
8 Fiscal consolidation targets, plans and measures/OECD. URL: http://www.oecd.org/gov/budgeting/Fiscal%20Consolidation %20Targets,%20Plans%20and%20Measures.pdf
степени. Правительства остальных стран, которые во время мирового финансового кризиса 2008 г. непосредственно не объявляли о планах по консолидации, делали это потому, что либо планировали оставаться в режиме ожидания изменений до конца 2011 г. (до конца кризиса), либо вследствие наличия стабильной экономической ситуации и, в частности, устойчивых государственных финансов. На этом фоне страны можно разделить на четыре
9
категории .
К первой категории относятся страны, где консолидация необходима вследствие наличия вызовов рынка (давления рынка). Первая категория - это группа стран с нестабильными государственными финансами и относительно быстро снижающимися темпами роста экономики. Планы по фискальной консолидации в этих странах были объявлены во время финансового кризиса. При этом величина необходимой бюджетной консолидации являлась существенной и ее начало планировалось в 2010 и 2011 гг. В эту группу стран входят Венгрия, Греция и Ирландия, в какой-то степени Испания и Португалия10.
Во вторую категорию входят страны, которым необходима упреждающая консолидация. В эту категорию входят страны, объявившие планы по фискальной консолидации в своих среднесрочных стратегиях как упреждающую меру. Как правило, данные страны столкнулись со значительными бюджетными дефицитами. В этой группе стран планы по консолидации имели более умеренный размер по сравнению с первой категорией, и реализация этих планов была запланирована на более поздние сроки
(2012-2014 гг.). В объявленных планах по фискальной консолидации, как правило, ставилась задача уменьшения долговой нагрузки до значения в 60% от ВВП или меньше. Планы по фискальной консолидации в этих странах были сигналами рынкам и общественности, что правительство признает масштабы текущего финансового положения и готово к решению долгосрочных проблем, связанных с фискальной устойчивостью. Эта категория включает Германию, Нидерланды, Новую Зеландию, Словакию и Соединенное Королевство. Эстонию также можно отнести к этой же группе11.
Некоторым странам фискальная консолидация нужна, но никаких существенных планов по
9 Там же.
10 Там же.
11 Там же.
консолидации не было объявлено. Такие страны отнесены к третьей группе. Ее появление обусловлено тем, что некоторые из стран - членов ОЭСР, имеющие значительные потребности в фискальной консолидации, еще не сформулировали существенных планов на среднесрочный период. Правительства двух стран решили отложить объявление консолидации до восстановления экономики. Так, Япония и Соединенные Штаты в конце 2010 г. приняли пакеты мер, направленные на поддержку экономического восстановления. К другим странам в этой категории, где планировалось проведение фискальной консолидации в более позднее время, относятся Франция и Польша12.
К последней, четвертой категории, относят страны с незначительными потребностями в осуществлении фискальной консолидации. Эта группа стран имеет более устойчивое финансовое положение и потому сравнительно низкую потребность в фискальной консолидации. Страны этой группы могут проводить фискальную консолидацию, но в относительно небольших масштабах: незначительные ограничения расходов, увеличение налоговых поступлений и свертывание временных мер по стимулированию экономики. В эту группу входят Австралия, Чили, Финляндия, Южная Корея, Норвегия, Швеция и Швейцария13.
Опыт проведения фискальной консолидации также присутствует и у развивающихся стран. Например, незадолго до кризиса 2008 г. фискальную консолидацию осуществляло правительство Индии.
Примеры фискальной консолидации
В качестве примера стран, осуществлявших фискальную консолидацию, будут представлены четыре страны: Индия и три страны - члены ОЭСР (Чили, Венгрия и Япония). Данные по дефициту/профициту государственного бюджета четырех стран приведены на рис. 1. Так как в этих странах осуществление фискальной консолидации происходило в разное время, то на рис. 1 представлены данные в среднем в течение пяти лет до проведения реформ и в течение пяти лет после осуществления реформ. В Венгрии и Чили значения дефицита бюджета до проведения фискальной консолидации составляли 7,14 и 6,55% соответственно, что значительно больше, чем в Японии (4,04%) и Индии (3,8%).
12 Fiscal consolidation targets, plans and measures / OECD: http://www.oecd.org/gov/budgeting/Fiscal%20Consolidation %20Targets,%20Plans%20and%20Measures.pdf
13 Там же.
Анализ данных рисунка свидетельствует, что в Чили фискальная консолидация была проведена наиболее успешно. После осуществления первого этапа фискальной консолидации в среднем за пять лет после реформ в Чили можно было наблюдать профицит бюджета в размере 0,28% ВВП (сокращение дефицита на 6,83 п.п. ВВП). Значительного сокращения дефицита бюджета удалось также достичь в Венгрии (на 3,7 п.п. ВВП). В Японии за этот же период времени дефицит бюджета уменьшился, но не столь значительно (на 0,47 п.п. ВВП). В Индии подобного улучшения не произошло. Возможно, это связано с тем, что после начала осуществления фискальной консолидации власти Индии столкнулись с финансовым кризисом, вследствие чего положительные результаты реформ стали не столь заметны.
По итогам финансового кризиса 2008 г. Чили отнесли к четвертой категории стран ОЭСР. Как уже говорилось, у стран этой категории отсутствует необходимость в проведении фискальной консолидации. Однако ранее фискальная консолидация в Чили осуществлялась в рамках двух этапов реформ в периоды 1974-1979 и 1983-1989 гг. При этом наиболее масштабной была первая фискальная консолидация, в результате которой было осуществлено значительное сокращение государственных расходов. На первом этапе в результате удачно проведенных реформ, помимо снижения уровня дефицита бюджета (в процессе проведения реформ на первом этапе удалось достичь профицита бюджета на уровне 5,4% ВВП), также была существенно снижена инфляция.
Инфляция была основной проблемой Чили на тот момент времени (рис. 2). Представленные данные показывают, что за период с 1961 по 2013 г., то есть чуть более чем за полвека, наивысший уровень инфляции был зафиксирован в 1974 г. (год начала реформ). После проведения первого этапа реформ эта проблема была успешно решена.
Во многом успех первого этапа фискальной консолидации был обусловлен проведением дополняющих реформ. В частности, реформы были проведены в таких сферах, как таможенное регулирование, налоговое администрирование, бюджетный процесс, рынок труда и расходы государственных средств. Реформы включали:
— пересмотр структуры тарифов внешнеэкономической деятельности, устранение количественных ограничений;
— снижение субсидий вследствие приватизации государственных предприятий и отмену экспроприации предприятий;
— увеличение расходов на начальное и среднее образование, а также на первичную медицинскую помощь;
— введение единого казначейского счета;
— совершенствование правоприменения в сфере сбора налогов, рационализация отчетности и процедур уплаты налогов;
— изменения в сфере регулирования коллективных переговоров (рынок труда)14.
На втором этапе фискальная консолидация успешно решила проблемы, которые оставались в экономике Чили после проведения первого этапа реформ: снижен ряд налогов, увеличены государственные инвестиции, расходы на начальное, среднее образование и первичную медицинскую помощь15.
В результате проведения обеих реформ 1970-1980-х гг. в Чили значительно улучшились бюджетные и макроэкономические показатели, были решены проблемы, которые не удавалось решить на протяжении 1960-х гг. Бюджетные реформы, проведенные в Чили, в частности две фискальные консолидации в 1970-х и 1980-х гг., были настолько успешны, что в дальнейшем необходимость в каких-либо серьезных преобразованиях отсутствовала. Осуществление фискальной консолидации в Чили в настоящее время не требуется, но тем не менее власти Чили стараются удерживать расходы приблизительно на одном уровне.
Венгрия была отнесена к первой категории стран, где осуществление фискальной консолидации было обусловлено наличием вызовов рынка. Такими вызовами в Венгрии являлись риски, связанные с фискальной устойчивостью (необходимостью обеспечения целевых уровней государственного долга и дефицита бюджета в соответствии с требованиями ЕС) и проблемами, препятствующими росту экономики. Как показывают результаты исследований, структура фискальной консолидации (налоговые доходы и
14 Коллективные переговоры - переговоры между работодателями и работниками или представителями работников (профсоюзами) и работодателей (ассоциациями) о заключении коллективного соглашения или договора, включающего общие принципы трудовых отношений, оплату труда, условия труда, гарантии работникам и др., на уровне организации, отрасли, региона, государства.
15 Fiscal Policy and Long-Term Growth - Case Studies / IMF.
URL: http://www.imf.org/external/np/pp/eng/2015/042015.pdf
расходы) может оказать сильное влияние на рост, как в краткосрочной, так и долгосрочной перспективе, вследствие наличия определенного воздействия на инвестиции, занятость, заработную плату, конкурентоспособность и другие важнейшие макроэкономические показатели. Фискальная консолидация в Венгрии осуществлялась в основном за счет сокращения расходов (зарплаты в государственном секторе, пенсии, различные пособия).
Данные по государственному долгу и дефициту/профициту Венгрии представлены на рис. 3.
В результате предпринятых мер фискальной консолидации удалось добиться сокращения дефицита бюджета. В 2011 г. можно было наблюдать профицит бюджета на уровне 3,6%. Однако достичь цели снижения государственного долга до уровня порогового значения ЕС (60%) не удалось. Только в 2011 г. значение долга незначительно уменьшилось на 0,52%, но уже в 2012 г. вновь произошло увеличение на 4,2%.
Несмотря на то что Япония была отнесена к третьей группе стран, в прошлом в этой стране также была осуществлена фискальная консолидация. Причиной фискальных реформ в Японии было осуществленное правительством в 1994 г. значительное сокращение налогов, которое привело к фискальному разрыву и дефициту, финансируемому за счет облигаций.
Формально осуществление фискальной консолидации началось в 1997 г. с принятием акта «О фискальной структурной реформе», но после вступления его в силу японская экономика продолжила падение как вследствие его неэффективного исполнения, так и в связи с разворачивавшимся мировым финансовым кризисом, в результате которого некоторые финансовые организации, имевшие бизнес в обанкротившихся азиатских странах, столкнулись с тяжелой финансовой ситуацией. В результате правительство первоначально предложило продлить целевые даты реформы на два года, а затем в 1998 г. было принято решение приостановить реформу на некоторое время, пока экономические и финансовые условия не улучшатся16. Фактически для подготовки новой, второй волны реформ, и была принята программа «Структурная реформа японской экономики: основные направления политики
макроэкономического управления».
16 Fiscal Policy in Brazil and Japan: what can be learned / Ministry of Finance. URL: http://www3.tesouro.gov.br/servicos/download/ mario_finalreport. pdf
При этом государственный долг Японии продолжал расти в период с 2004 по 2013 г. Расходы и доходы до кризиса 2008 г. оставались приблизительно на одном уровне: не увеличивались, но и не уменьшались. Подобная ситуация с расходами и доходами способствовала некоторому сокращению дефицита бюджета и удержанию его на уровне ниже 3% до кризиса 2008 г. (рис. 4).
Таким образом, оценивая полученные результаты реформ, проведенных в Японии, которые были начаты в конце 1990-х гг. и продолжены в начале 2000-х гг., можно прийти к выводу, что преобразования в фискальной сфере были проведены достаточно успешно, несмотря на то что реформы пришлось откладывать. В частности, была достигнута главная цель - сокращение дефицита бюджета до приемлемого уровня в 3%. При этом в дальнейшем, вследствие очередного мирового финансового кризиса, сохранить полученные результаты реформ не удалось.
Процессы осуществления фискальной
консолидации в Индии (2003 г.) и в странах -членах ОЭСР существенно различались. Для Индии не было характерно сокращение расходов. Вместо этого осуществлялось увеличение налоговых доходов в результате проведения соответствующих реформ. С точки зрения властей Индии, налоговая рационализация, устранение изъятий и модернизация налогового администрирования должны были способствовать снижению издержек, уменьшению искажений при распределении ресурсов в связи с уклонением от уплаты налогов, что в конечном итоге должно было положительно повлиять на рост ВВП в последующие периоды17. При этом при проведении налоговых реформ достаточно много внимания уделялось доходам регионов (штатам Индии). Данные по государственному долгу и дефициту/профициту бюджета Индии
представлены на рис. 5.
В результате осуществления фискальной консолидации в Индии удалось сократить бюджетный дефицит до уровня в 0,47%. Значение государственного долга в Индии было относительно небольшое, в связи с чем при проведении реформ такой цели, как сокращение долга, не ставилось. Тем не менее государственный долг Индии за время проведения реформ снизился приблизительно с 61,5 до 56% ВВП (на 8%).
17 Macro perspective on fiscal consolidation / Ministry of Finance of India. URL: http://finmin.nic.in/reports/4.pdf
Таким образом, первоочередная цель осуществления фискальной консолидации заключается в сокращении дефицита бюджета и уменьшении уровня государственного долга. Для достижения долгосрочного положительного эффекта от фискальной консолидации и экономического роста необходимы также дополняющие реформы. При этом анализ процесса проведения фискальной консолидации в анализируемых странах выявил, что в долгосрочном периоде сложно сохранить положительные результаты реформ. Из всех приведенных стран это удалось в полной мере осуществить только в Чили.
Если посмотрим на современное состояние бюджета в рассмотренных странах и его краткосрочный прогноз, то заметим, что Чили по-прежнему остается наиболее успешной из рассмотренных стран. Дефицит бюджета хотя и будет расти, согласно прогнозам, однако не превысит 3% ВВП. Еще более благоприятная ситуация ожидается в Венгрии, в которой дефицит бюджета должен сократиться почти до 2% ВВП в 2016 г. В Японии также ожидается сокращение дефицита бюджета в 2016 г. В Индии он останется на самом высоком уровне среди четырех изученных стран.
На фоне анализируемых государств не самым плохим выглядит прогноз для России, хотя МВФ ожидает, что дефицит бюджета Российской Федерации в 2016 г. увеличится до 4,4% (в 2015 г. - 3,7%).
Опыт стран - членов ОЭСР в сфере осуществления фискальной консолидации после кризиса 2008 г. может быть интересен с точки зрения разработки планов будущей консолидации и их реализации, в том числе для Российской Федерации. В частности, МВФ в августе 2015 г. рекомендовал Российской Федерации в целях адаптации к более низким ценам на нефть составление масштабной и вызывающей доверие среднесрочной программы бюджетной консолидации18.
Однако для принятия решения о бюджетной консолидации хочется порекомендовать российским властям учесть существующий как положительный, так и отрицательный опыт стран, осуществивших подобные реформы и столкнувшихся с различными не предвиденными в начале реформ обстоятельствами.
18 Российская Федерация: консультации 2015 года / МВФ. URL: https://www.imf.org/external/russian/pubs/ft/scr/ 2015/cr15211r.pdf
Рисунок 1
Дефицит/профицит государственного бюджета в среднем за пять лет до и после проведения реформ, % ВВП
Figure 1
Deficit/surplus of the State budget for five years on average before and after the reform, % of GDP
Источник: World Bank, Market Line Advance, Eurostat, IFS Yearbook 2000 Source: World Bank, Market Line Advance, Eurostat, IFS Yearbook 2000
Рисунок 2
Инфляция в Чили (дефлятор ВВП) в 1961-2013 гг., %
Figure 2
Inflation in Chile, GDP deflator, in 1961-2013, %
Источник: World Bank Source: World Bank
Рисунок 3
Показатели государственного долга и дефицит/профицит бюджета Венгрии (2007-2012 гг.), % ВВП Figure 3
Public debt indicators and Hungarian budget deficit/surplus (2007-2012), % of GDP
Источник: World Bank Source: World Bank
Рисунок 4
Результаты фискальной консолидации в Японии (2005-2012 гг.), % ВВП Figure 4
Results of fiscal consolidation in Japan (2007-2012), % of GDP
220-1
Источник: World Bank Source: World Bank
Рисунок 5
Результаты фискальной консолидации в Индии (1990-2012 гг.), % ВВП Figure 5
Results of fiscal consolidation in India (1990-2012), % of GDP
I I Дефицит бюджета (правая шкала) - Государственный долг (левая шкала)
Источник: IMF, World Bank Source: IMF, World Bank
Рисунок 6
Дефицит бюджета (2015-2016 гг.), % ВВП Figure 6
Budget deficit (2015-2016), % of GDP
Источник: April 2015 Fiscal Monitor: Now is the Time: Fiscal Policies for Sustainable Growth; April 2016 Fiscal Monitor: Acting Now, Acting Together
Source: April 2015 Fiscal Monitor Now is the Time: Fiscal Policies for Sustainable Growth; April 2016 Fiscal Monitor Acting Now, Acting Together
Список литературы
1. Варьяш И.Ю., Швандар К.В., Бурова Т.Ф. Актуализация макроэкономических прогнозов в бюджетном процессе // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 4. 2014. С.118-128.
2. Erceg C.J., Lindé J. Fiscal Consolidation in an Open Economy. American Economic Review, 2012, vol. 102, iss. 3, pp. 186-191.
3. Caporale G.M., Chui M., Hall S.G., Henry B. Fiscal Consolidation: An Exercise in the Methodology of Coordination // Journal of Economic Integration. Vol. 20. № 1. (March 2005). Р. 1-25.
4. Hougaard Jensen S.E., Rutherford T.F. Rutherford Distributional Effects of Fiscal Consolidation // The Scandinavian Journal of Economics. 2002. Vol. 104. № 3. Р. 471-493.
5. Швандар К.В., Плотников С.В., Бородин А.Д. Возможности моделирования при прогнозировании конъюнктуры мировых товарных рынков (на примере рынка нефти) // Деньги и кредит. № 4. 2010. С.63-69.
6. Neaime S. Sustainability of budget deficits and public debts in selected European Union countries // The Journal of Economic Asymmetries. 2015. Vol. 12. Iss. 1. Р. 1-21.
7. Neaime S. Sustainability of MENA Public Debt and the Macroeconomic Implications of the U.S. Financial Crisis // Middle East Development Journal. 2010. Vol. 2. Iss 2. Р. 177-201.
8. Neaime S. The Global Financial Crisis and the Euro Mediterranean Partnership. In: Europe and the Mediterranean Economy. United Kingdom: London School of Economics and Routledge Press (Taylor and Francis), 2012. P. 116-131.
9. Neaime S. The Global Financial Crisis, Financial Linkages and Correlations in Returns and Volatilities. In: Emerging MENA Stock Markets // Emerging Markets Review. 2012. Vol. 13. Iss. 3. Р. 268-282.
10. DavidM. Cutler. Tax Reform and the Stock Market: An Asset Price Approach // The American Economic Review. 1988. Vol. 78. Iss. 5. Р. 1107-1117. URL: http://www.jstor.org/stable/1807170.
11. Auerbach A.J., Gale W.G., Harris B.H. Activist Fiscal Policy // Journal of Economic Perspectives. 2010. Vol. 24. Iss. 4. Р. 141-164.
12. Alesina A., Ardagna S., Gali J. Tales of Fiscal Contractions // Economic Policy. 1998. Vol. 13. Iss. 27. Р. 487-545.
13. Larch M., Turrini A. Received Wisdom and Beyond: Lessons from Fiscal Consolidation in the EU // Brussels, European Commission. 2011.
14. Alesina A., Carloni D., Lecce G. The Electoral Consequences of Large Fiscal Adjustments, NBER Working Paper. 2012. No. 17655.
15. Guichard S. et al. What Promotes Fiscal Consolidation: OECD Country Experiences. OECD Economics Department Working Papers, 2007. No. 553.
16. Анисимова А.А. Стратегическое бюджетное планирование: опыт Норвегии и Швеции // Финансы. 2015. № 5. С. 72-77.
17. Малис Н.И. Налоговая политика в противодействии теневой экономике: повышение собираемости налогов // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. 2014. № 1. С.81-90.
18. Швандар К.В., Анисимова А.А. Зарубежный опыт развития системы безналичных платежей: практика и результаты // Научно-исследовательский финансовый институт. Финансовый журнал. № 1. 2015. C. 91-98.
19. Schneider F., Buehn A., Montenegro C. Shadow Economies All over the World: New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. Policy Research Working Paper, 2010. No. 5356.
URL: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/3928/WPS5356.pdf?sequence=1.
20. Rother P., Schuknecht L., Stark J. The Benefits of Fiscal Consolidation in Uncharted Waters / European CentralBank: URL: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecbocp121.pdf? d40ef0eb7e33e9c8828565c765473442.
Финансовая аналитика: Financial Analytics:
проблемы и решения 27 (2016) 51-62 Science and Experience
ISSN 2311-8768 (Online) Economic Policy
ISSN 2073-4484 (Print)
FISCAL CONSOLIDATION: GLOBAL PRACTICES Kristina V. SHVANDARa\ Anastasiya A. ANISIMOVAb
a Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]
b Financial Research Institute, Moscow, Russian Federation [email protected]
• Corresponding author
Article history:
Received 21 June 2016 Received in revised form 30 June 2016 Accepted 7 July 2016
JEL classification: E20, E60, E62, E66
Keywords: fiscal consolidation, reforms, tax proceeds, budget deficit, government debt
Abstract
Importance Many developed nations have been changing their spending and taxation policies for recent two decades. They do it as they need to fund budget deficits that are increasing due to growing governmental spending on various governmental programs. Debt crises stemmed from such policies of developed economies. Considering the existing situation, the countries opted for fiscal consolidation.
Objectives The research analyzes the fiscal consolidation process in global practices, and overviews its basic reasons.
Methods In the first part of our research, we set forth theoretical aspects of fiscal consolidation, its basic strategies in global practices, depending on the economic situation. The second part is dedicated to countries, which completed fiscal consolidation, and analyzes measures of fiscal consolidation, and additional reforms.
Results Upon the analysis of fiscal consolidation evidence from global practices, we found the principal goal of fiscal consolidation, necessary factors for long-term positive effect of fiscal reforms and economic growth, and basic difficulties the countries face during fiscal consolidation. Conclusions and Relevance Fiscal consolidation basically pursues reducing budget deficit and government debt. Supplemental reforms should be conducted to reach the maximum positive effect of fiscal reforms, and economic growth in the long run. As the analysis of fiscal consolidation shows, it is difficult to preserve positive results of the reforms within a long-term period.
© Publishing house FINANCE and CREDIT, 20i6
References
1. Var'yash I.Yu., Shvandar K.V., Burova T.F. [Updating macroeconomic forecasts in the budgetary process].
Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institute. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2014, no. 4, pp. 118-128. (In Russ.)
2. Erceg C.J., Lindé J. Fiscal Consolidation in an Open Economy. American Economic Review, 2012, vol. 102, iss. 3, pp. 186-191.
3. Caporale G.M., Chui M., Hall S.G., Henry B. Fiscal Consolidation: An Exercise in the Methodology of Coordination. Journal of Economic Integration, 2005, vol. 20, iss. 1, pp. 1-25.
4. Hougaard Jensen S.E., Rutherford T.F. Distributional Effects of Fiscal Consolidation. The Scandinavian Journal of Economics, 2002, vol. 104, iss. 3, pp. 471-493.
5. Shvandar K.V., Plotnikov S.V., Borodin A.D. [Modeling capabilities as part of forecasting the conditions in global commodity markets: evidence from the oil market]. Dengi i kredit = Money and Credit, 2010, no. 4, pp. 63-69. (In Russ.)
6. Neaime S. Sustainability of Budget Deficits and Public Debts in Selected European Union Countries. The
Journal of Economic Asymmetries, 2015, vol. 12, iss. 1, pp. 1-21.
7. Neaime S. Sustainability of MENA Public Debt and the Macroeconomic Implications of the U.S. Financial Crisis. Middle East Development Journal, 2010, vol. 2, iss. 2, pp. 177-201.
8. Neaime S. The Global Financial Crisis and the Euro Mediterranean Partnership. In: Europe and the Mediterranean Economy. London School of Economics and Routledge Press, 2012, pp. 116-131.
9. Neaime S. The Global Financial Crisis, Financial Linkages and Correlations in Returns and Volatilities in Emerging MENA Stock Markets. Emerging Markets Review, 2012, vol. 13, iss. 3, pp. 268-282.
10. Cutler D.M. Tax Reform and the Stock Market: An Asset Price Approach. The American Economic Review, 1988, vol. 78, iss. 5, pp. 1107-1117. Available at: http://www.jstor.org/stable/1807170.
11. Auerbach A.J., Gale W.G., Harris B.H. Activist Fiscal Policy. Journal of Economic Perspectives, 2010, vol. 24, iss. 4, pp. 141-164.
12. Alesina A., Ardagna S., Gali J. Tales of Fiscal Contractions. Economic Policy, 1998, vol. 13, iss. 27, pp.487-545.
13. Larch M., Turrini A. Received Wisdom and Beyond: Lessons from Fiscal Consolidation in the EU. Brussels, European Commission, 2011.
14. Alesina A., Carloni D., Lecce G. The Electoral Consequences of Large Fiscal Adjustments. NBER Working Paper, 2012, no. 17655.
15. Guichard S. et al. What Promotes Fiscal Consolidation: OECD Country Experiences. OECD Economics Department Working Papers, 2007, no. 553.
16. Anisimova A.A. [Strategic budgetary planning: Norwegian and Swedish expertise]. Finansy = Finance, 2015, no. 5, pp. 72-80. (In Russ.)
17. Malis N.I. [Tax policies for countering the shadow economy: tax collectability increase]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institute. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2014, no. 1, pp. 81-90. (In Russ.)
18. Shvandar K.V., Anisimova A.A. [Foreign experience in the cashless payment system development: practices and results]. Nauchno-issledovatel'skii finansovyi institute. Finansovyi zhurnal = Financial Research Institute. Financial Journal, 2015, no. 1, pp. 91-98. (In Russ.)
19. Schneider F., Buehn A., Montenegro C. Shadow Economies All over the World. New Estimates for 162 Countries from 1999 to 2007. Policy Research Working Paper, 2010, no. 5356. Available at: https://openknowledge.worldbank.org/bitstream/handle/10986/3928/WPS5356.pdf?sequence=1.
20. Rother P., Schuknecht L., Stark J. The Benefits of Fiscal Consolidation in Uncharted Waters. European Central Bank. Occasional Paper Series, 2010, no. 121.
Available at: https://www.ecb.europa.eu/pub/pdf/scpops/ecbocp121 .pdf? d40ef0eb7e33e9c8828565c765473442.