Научная статья на тему 'Фискальная консолидация в еврозоне: как структурные реформы могут облегчить последствия'

Фискальная консолидация в еврозоне: как структурные реформы могут облегчить последствия Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
480
67
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / НАЛОГОВО-БЮДЖЕТНАЯ ПОЛИТИКА / МОДЕЛИ ОБЩЕГО РАВНОВЕСИЯ / СТРУКТУРНЫЕ РЕФОРМЫ / fiscal consolidation / fiscal policy / general equlibrium models / structural reforms

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Андерсон Дерек, Хант Бенджамин, Снадден Стивен

Доклад сотрудников Департамента исследований МВФ «Фискальная консолидация в еврозоне: насколько структурные реформы могут облегчить последствия» посвящен анализу и оценке возможностей компенсации негативного влияния фискальной консолидации, необходимой для перехода на устойчивую траекторию государственного долга, за счет реализации структурных реформ. Для оценки авторы используют Глобальную интегрированную монетарно-фискальную модель (ГИМФ). Для целей анализа еврозона разделена на два региона: «периферию», в которой остро стоит проблема фискальной устойчивости, и «ядро», в котором масштабы этой проблемы меньше. Авторы исследуют влияние консолидации, обеспечиваемой за счет снижения трансфертов. Учитывая, что реализация политики бюджетной консолидации таким способом маловероятна, представлены также результаты воздействия на макроэкономическую ситуацию консолидации с использованием набора фискальных инструментов, которая приводит к снижению ВВП в обоих регионах. Для анализа возможности компенсации негативного влияния фискальной консолидации за счет структурных реформ авторы используют ГИМФ. По результатам исследования авторами сделан вывод о том, что структурные реформы в странах «ядра» еврозоны могут обоснованно считаться эффективным способом устранения краткосрочного негативного воздействия на экономическую активность фискальной консолидации с использованием набора инструментов, направленных на устойчивое улучшение бюджетного дефицита. Однако в странах «периферии» еврозоны, где масштабы консолидации должны быть приблизительно в два раза больше, чем требуется в странах «ядра», структурные реформы будут способствовать возвращению ВВП на уровень, предшествующий консолидации, лишь по прошествии нескольких лет. В то же время, согласно результатам исследования, в среднесрочном и долгосрочном периоде в обоих рассматриваемых регионах структурные реформы могут внести значительный вклад в восстановление ВВП до уровня, предшествующего началу политики бюджетной консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Fiscal Consolidation in the Euro Area: How Much Can Structural Reforms Ease the Pain?

Several euro area countries must implement substantial fiscal consolidation to put public finances back on a sustainable path. Although this required consolidation will improve long-run output prospects, in the short run, the impact on activity is likely to be negative. Simultaneously implementing structural reforms to raise growth could be one way to help mitigate the short-run negative impact on GDP. This paper uses the IMF’s Global Integrated Monetary and Fiscal Model (GIMF) to provide some estimates of how effective structural reforms might be in softening the near-term contractionary effects of euro area fiscal consolidation. For the analysis, the euro area is divided into two regions, one with acute fiscal sustainability issues, referred to as the periphery, and one with less acute sustainability issues, referred as the core. The magnitudes and the timing of the required consolidation are stylized, but loosely based on the consolidations contained in the April 2013 World Economic Outlook. Although the macroeconomic impacts of consolidations in the two regions that are achieved by reducing transfers are presented, it is highly unlikely that the consolidations can be achieved in such a growth-friendly fashion. Therefore, results are also presented for consolidations of identical magnitudes that are achieved by using a mix of public absorption expenditure (30 percent), consumption taxes (30 percent), labor income taxes (30 percent) and capital income taxes (10 percent). This more plausible mix of fiscal instruments reduces GDP below its reconsolidation level in both the periphery and core for an extended period. GIMF is then used to estimate the scope for offsetting that impact on activity through implementing wide-ranging structural reforms. The GIMF analysis relies on OECD estimates of the distance from best practice in product and labor market polices in each euro area country along with estimates of the impact on productivity and employment of closing those gaps. The impact on output is estimated under two alternative assumptions about how much of the best-practice gap is closed, a lower bound of 25 percent and an upper bound of 75 percent. The results suggest that for the core, it is quite feasible that structural reforms can offset even the near-term negative impact of consolidation on activity. However, for the periphery, even under the case where 75 percent of the best-practice gap is closed, it takes several years before GDP is restored to its pre-consolidation level. In the medium and longer term, however, the estimates suggests that structural reforms can make a substantial contribution to raising output in both the core and periphery.

Текст научной работы на тему «Фискальная консолидация в еврозоне: как структурные реформы могут облегчить последствия»

Фискальная консолидация в еврозоне: как структурные реформы могут облегчить последствия

Д. Андерсон, Б. Хант, С. Снадден1

Андерсон Дерек — аспирант факультета экономики, Виргинский университет; 248 McCormick Rd, 22903, Charlottesville, VA, USA; E-mail: [email protected]

Хант Бенджамин — консультант Департамента исследований, Международный валютный фонд; 700, 19th St., 20431, N.W, Washington, D.C., USA; E-mail: [email protected]

Снадден Стивен — координатор проектов Департамента исследований, Международный валютный фонд; 700, 19th St., 20431, N.W., Washington, D.C., USA; E-mail: [email protected]

Доклад сотрудников Департамента исследований МВФ «Фискальная консолидация в еврозоне: насколько структурные реформы могут облегчить последствия» посвящен анализу и оценке возможностей компенсации негативного влияния фискальной консолидации, необходимой для перехода на устойчивую траекторию государственного долга, за счет реализации структурных реформ. Для оценки авторы используют Глобальную интегрированную монетарно-фискальную модель (ГИМФ). Для целей анализа еврозона разделена на два региона: «периферию», в которой остро стоит проблема фискальной устойчивости, и «ядро», в котором масштабы этой проблемы меньше. Авторы исследуют влияние консолидации, обеспечиваемой за счет снижения трансфертов. Учитывая, что реализация политики бюджетной консолидации таким способом маловероятна, представлены также результаты воздействия на макроэкономическую ситуацию консолидации с использованием набора фискальных инструментов, которая приводит к снижению ВВП в обоих регионах. Для анализа возможности компенсации негативного влияния фискальной консолидации за счет структурных реформ авторы используют ГИМФ. По результатам исследования авторами сделан вывод о том, что структурные реформы в странах «ядра» еврозоны могут обоснованно считаться эффективным способом устранения краткосрочного негативного воздействия на экономическую активность фискальной консолидации с использованием набора инструментов, направленных на устойчивое улучшение бюджетного дефицита. Однако в странах «периферии» еврозоны, где масштабы консолидации должны быть приблизительно в два раза больше, чем требуется в странах «ядра», структурные реформы будут способствовать возвращению ВВП на уровень, предшествующий консолидации, лишь по прошествии нескольких лет. В то же время, согласно результатам исследования, в среднесрочном и долгосрочном периоде в обоих рассматриваемых регионах структурные реформы могут внести значительный вклад в восстановление ВВП до уровня, предшествующего началу политики бюджетной консолидации.

Ключевые слова: фискальная консолидация, налогово-бюджетная политика, модели общего равновесия, структурные реформы.

Текст «Фискальная консолидация в Еврозоне: как структурные реформы могут облегчить последствия?» авторов Д. Андерсона, Б. Ханта, С. Снаддена переведен и опубликован с разрешения Международного валютного фонда2.

© Международный валютный фонд. Международный валютный фонд не несет ответственности за качество перевода.

1 Авторы благодарят Дугласа Лакстона и Дирка Муира за полезные комментарии и дискуссии.

2 Перевод выполнен м.н.с. Центра исследований глобального управления ИМОМС НИУ ВШЭ А.В. Шелеповым под редакцией д.полит.н., директора ИМОМС НИУ ВШЭ М.В. Ларионовой.

19

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

English text “Fiscal Consolidation in the Euro Area: How Much Can Structural Reforms Ease the Pain?” by D. Anderson, B. Hunt, S. Snudden is translated and reproduced with permission.

© by International Monetary Fund. The International Monetary Fund is not responsible for the accuracy of this translation.

Введение

Некоторые страны еврозоны должны осуществить масштабную бюджетную консолидацию, чтобы вернуть государственные расходы на устойчивую траекторию. Хотя необходимая консолидация улучшит долгосрочные перспективы выпуска, в краткосрочной перспективе ее влияние на экономическую деятельность, вероятно, будет отрицательным.

Одновременное осуществление структурных реформ для повышения темпов роста может быть одним из способов смягчения негативного влияния на ВВП в краткосрочной перспективе. В данной статье используется Глобальная интегрированная монетарно-фискальная модель (ГИМФ) для оценки того, насколько эффективно структурные реформы могут смягчать краткосрочные эффекты отрицательного влияния на экономический рост фискальной консолидации в еврозоне.

Для целей анализа еврозона разделена на две области: одну с остро стоящими вопросами финансовой устойчивости, называемую «периферией», и вторую — с меньшей степенью остроты этих проблем, называемую «ядром»3. Величины и сроки необходимой консолидации условны, но при этом опираются на данные, содержащиеся в «Перспективах развития мировой экономики» за апрель 2013 г. Предполагается, что страны периферии должны улучшить структурные балансы бюджетов примерно на 4% ВВП за период с 2013 по 2018 г., а страны ядра — примерно на 2% ВВП. В зависимости от мер, применяемых для улучшения структурных балансов, имитационные расчеты ГИМФ показывают, что если консолидация сможет быть осуществлена посредством уменьшения трансфертов, т.е. способом, оказывающим наименьшее негативное влияние на рост, уровень реального ВВП может вернуться к базовому показателю в 2018 г. в странах «периферии» и увеличиться на 0,3% в странах «ядра». Однако если консолидация будет проводиться с использованием более приемлемого набора инструментов, например, повышения государственных расходов и увеличения налогов на потребление, доходы физических лиц и доходы на капитал, уровень реального ВВП в 2018 г. будет ниже, чем на траектории до начала консолидации, на 1,2% в странах«периферии» и 0,6% в странах «ядра».

Моделирование на основе ГИМФ с использованием оценок ОЭСР по воздействию ряда структурных реформ на производительность и занятость в странах еврозоны показывает, что структурные реформы могут внести существенный вклад в повышение реального ВВП как в странах «периферии», так и в странах «ядра» и, таким образом, помочь частичной компенсации негативного воздействия необходимой консолидации на экономическую деятельность. Оценки воздействия структурных реформ на ВВП для стран «ядра» еврозоны показывают, что вполне вероятна полная компенсация негативных последствий консолидации, и на самом деле эти страны могут в совокупности получить значительное положительное чистое влияние на выпуск в экономике в период

3 Страны с острой проблемой фискальной устойчивости (называемые «периферией») включают Грецию, Ирландию, Италию, Португалию и Испанию, в то время как остальные страны еврозоны включены в регион с менее острыми вопросами устойчивости (так называемое «ядро»).

20

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

с 2014 до 2018 г. Однако странам «периферии», согласно этим оценкам, вероятно, потребуется несколько лет, прежде чем влияние структурных реформ сможет компенсировать негативные последствия требуемой консолидации на экономическую деятельность. Кроме того, только при оптимистичных сценариях масштаба реализации структурных реформ страны «периферии» получат чистый совокупный прирост выпуска к 2018 г.

После 2018 г., как показывают оценки, структурные реформы могут способствовать существенному повышению уровня реального ВВП как в «ядре» еврозоны, так и в странах «периферии». Для стран «ядра», согласно оценкам, по прошествии 10 лет реальный ВВП может стать выше на 3—8%, даже с учетом влияния постоянных изменений в масштабах расходов и налогов, которые потребуются при более реалистичной политике консолидации. Для стран «периферии» из-за существенных отличий политики консолидации от передовой практики потенциальный прирост будет еще больше и составит от 4,5% до 11% через 10 лет. Такие приросты будут получены, несмотря на то, что масштаб консолидации в странах «периферии» потребует сокращения расходов и увеличения налогов, в два раза превосходящих аналогичные показатели в странах «ядра».

Далее статья структурирована следующим образом. Во втором разделе представлен краткий обзор ГИМФ. Третий раздел содержит оценки воздействия на экономическую деятельность ряда фискальных мер, направленных на достижение желаемого улучшения структурных балансов бюджета в еврозоне. Подробный анализ влияния на экономическую деятельность набора структурных реформ, рекомендуемых ОЭСР в рамках докладов «Стремление к росту», представлен в четвертом разделе. В пятом разделе одновременно рассмотрено влияние фискальной консолидации и структурных реформ, а в шестом разделе представлены основные выводы.

Глобальная интегрированная монетарно-фискальная модель

Глобальная интегрированная монетарно-фискальная модель (ГИМФ) является многострановой динамической стохастической моделью общего равновесия (DSGE)4, которая предполагает оптимизацию поведения домашних хозяйств и фирм, а также полный межвременной учет запасов и потоков. Ограничения в виде жестких цен и заработной платы, реальных издержек корректировки, домохозяйств с ограничениями по ликвидности, а также конечных горизонтов планирования домохозяйств обуславливают важную роль денежно-кредитной и налогово-бюджетной политики для стабилизации экономики.

Предположение о конечных горизонтах планирования отличает ГИМФ от стандартных монетарных моделей DSGE и позволяет ей иметь четко определенные устойчивые состояния, в которых страны могут быть долгосрочными должниками или кредиторами. Благодаря этому пользователи модели могут изучать переход от одного устойчивого состояния к другому, при этом налогово-бюджетная политика и поведение в отношении частных сбережений играют важную роль как для динамической корректировки в сторону нового устойчивого состояния, так и для характеристик этого состояния5.

Нерикардианские особенности модели обеспечивают несоблюдение принципа нейтральности мер при осуществлении фискальной политики как в сфере расходов, так

4 Теоретические основы структуры модели подробно описаны в работе Kumhof et al. (2010). Детальное рассмотрение свойств ГИМФ можно найти в работе Anderson et al. (2013).

5 Основные теоретические положения см. в работе Blanchard (1985). Исследование последствий фискальной политики приведено в работах Kumhof, Laxton (2007, 2009b).

21

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

и в области доходов государства, что делает ее особенно удобной для анализа вопросов налогово-бюджетной политики. В частности, ограничительная фискальная политика может снизить уровень экономической активности в краткосрочном периоде, однако устойчивое улучшение баланса госбюджета приводит к росту частных инвестиций и чистых иностранных активов в долгосрочной перспективе6. Также устойчивое улучшение бюджетного баланса в крупных экономиках может привести к снижению реальной процентной ставки в мировой экономике, которая является эндогенной величиной.

Рынки активов в рамках модели несовершенны. Государственный долг держится только внутри страны в форме номинальных, безусловных однопериодных облигаций, номинированных в национальной валюте. Единственным типом активов, обращающимся на международном рынке, являются номинальные, однопериодные облигации, номинированные в долларах США, которые могут выпускаться правительством США и частными агентами в любом регионе. Фирмы принадлежат только отечественным владельцам. Долевые ценные бумаги не обращаются на внутренних финансовых рынках; вместо этого домашние хозяйства получают единовременные выплаты дивидендов.

Фирмы используют капитал и труд для производства торгуемых и неторгуемых промежуточных товаров. Существует финансовый сектор, подобный описанному в работе Bernanke et al. (1999), который включает проциклический финансовый акселератор, и стоимость внешнего финансирования для фирм возрастает на фоне роста их задолженности.

ГИМФ является многорегиональной моделью и охватывает всю мировую экономику, в явном виде моделируя все двусторонние торговые потоки и их относительные цены для каждого региона, в том числе обменные курсы. Версия, использованная в данной статье, включает шесть регионов: США, «ядро» еврозоны, страны «периферии» еврозоны, Японию, страны Азии с быстрорастущей экономикой и все остальные страны. Международные связи в модели позволяют проводить анализ вторичных эффектов политики на региональном и глобальном уровне.

Сектор домохозяйств

Существует два типа домашних хозяйств, оба потребляют товары и обеспечивают предложение рабочей силы. К первому типу относятся домашние хозяйства с пересекающимися поколениями (OLG), которые оптимизируют свои решения в отношении заимствования и сбережений на двадцатилетнем горизонте планирования. Ко второму типу относятся домохозяйства, имеющие ограничения по ликвидности (LIQ), которые не делают сбережений и не имеют доступа к кредиту. Оба типа домашних хозяйств платят прямые налоги на трудовые доходы, косвенные налоги на расходы на потребление, а также единовременный налог.

Домохозяйства с пересекающимися поколениями осуществляют сбережения, приобретая отечественные государственные облигации, международные облигации, номинированные в долларах США, а также размещая срочные вклады. Они максимизируют полезность с учетом своего бюджетного ограничения. Совокупное потребление этих домохозяйств является функцией финансового благосостояния и текущей дисконтированной стоимости заработной платы после уплаты налогов и доходов от инвестиций. Потребление домохозяйств, имеющих ограничения по ликвидности, равно их текущей чистой прибыли, поэтому в рамках модели их предельная склонность к потреблению

6 Фискальные мультипликаторы для временных фискальных шоков в рамках ГИМФ очень схожи с используемыми в стандартных монетарных моделях DSGE — см. Coenen et al. (2010).

22

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

из текущих доходов равна единице7. Высокая доля домохозяйств, имеющих ограничения по ликвидности, будет означать наличие больших фискальных мультипликаторов при изменении налогов и трансфертов.

Для домохозяйств с пересекающимися поколениями с конечными горизонтами планирования повышение налогов оказывает краткосрочное негативное влияние на выпуск. Когда росту налогов соответствует их сокращение в будущем, направленное на сохранение уровня государственного долга неизменным в долгосрочной перспективе, краткосрочное влияние остается отрицательным, так как изменение налогов искажает временной профиль потребления в сторону будущего. На самом деле домохозяйства с пересекающимися поколениями дисконтируют будущие снижения налогов по более высокой ставке, чем рыночная процентная ставка. Таким образом, уменьшение государственного долга в настоящем означает снижение их благосостояния, потому что часть сниженных налогов в будущем уплачивается за пределами их горизонта планирования. Если уменьшение государственного долга является постоянным (предполагается достаточное снижение налоговых ставок в долгосрочной перспективе для стабилизации отношения долга к ВВП посредством возврата средств домашним хозяйствам за счет снижения затрат по обслуживанию долга), произойдет рост реальных частных инвестиций за счет уменьшения реальных процентных ставок8.

Снижение процентной ставки оказывает положительное влияние на потребление, в основном за счет влияния на благосостояние. Межвременной эффект замещения при изменении процентной ставки примерно соответствует уровню середины диапазона эмпирических данных. Чем выше межвременная эластичность замещения, тем ниже будет влияние сокращений государственного долга на рост частных инвестиций в долгосрочном периоде, так как при этом реальные процентные ставки снижаются в меньшей степени при уменьшении уровня государственного долга.

Производственный сектор

Фирмы, которые производят торгуемые и неторгуемые промежуточные товары, управляются в соответствии с предпочтениями их владельцев, которыми являются домохозяйства с ограниченным сроком жизни. Таким образом, фирмы также имеют конечные горизонты планирования. Основным содержательным последствием этого положения является наличие существенной премии за приобретение долевых ценных бумаг, обусловленной «нетерпением»9. Фирмам присуща негибкость при установлении цен, а также реальные издержки корректировки при найме рабочей силы и осуществлении инвестиций. Они выплачивают налоги на капитальные доходы государству, а также заработную плату и дивиденды домашним хозяйствам.

Нераспределенной прибыли недостаточно для того, чтобы полностью финансировать инвестиции, поэтому фирмы должны заимствовать у финансовых посредников. Если прибыль падает ниже минимума, необходимого для выплаты процентных платежей в соответствии с контрактами, финансовые посредники приобретают контроль над

7 Потребители с ограничениями по ликвидности могут в более широком смысле интерпретироваться как потребители, следующие «правилу большого пальца», которые, согласно другим моделям, потребляют весь свой доход.

8 Более подробное описание последствий фискальной политики в рамках ГИМФ см. в работах Kumhof, Laxton (2007, 2009a, 2009b).

9 Эта характеристика исчезла, если бы долевые ценные бумаги обращались на финансовых рынках. Мы находим предположение о недальновидном поведении фирм и соответствующем наличии премии за приобретение долевых ценных бумаг более правдоподобным.

23

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

капиталом фирмы, за вычетом затрат на аудит и осуществление банкротства, и распространяют его между своими вкладчиками (домохозяйствами). Фирмы ведут деятельность на рынках монополистической конкуренции, и цены на товары, таким образом, содержат надбавки к предельным издержкам производства. Цены на экспорт ориентированы на цены на местных рынках стран назначения, а импорт связан с издержками корректировки количества. Существуют также издержки корректировки цен, которые приводят к их жесткости. Фирмы используют в своей деятельности общественную инфраструктуру (которая является запасом капитала государства) наряду с торгуемыми и неторгуемыми промежуточными товарами. Таким образом, капитал правительства вносит вклад в повышение производительности экономики.

Финансовый сектор

Существующая версия ГИМФ содержит ограниченный набор финансовых активов. Государственный долг представляет собой выпускаемые на один период номинальные облигации, номинированные в национальной валюте. Банки предлагают домохозяйствам срочные депозиты на один период, которые являются источником средств для предоставления кредитов фирмам. Эти финансовые активы, а также права участия в собственности фирм, не обращаются на трансграничных рынках. Однако домохозяйства с пересекающимися поколениями могут выпускать или покупать обращающиеся на рынке номинированные в долларах США обязательства.

Банки платят рыночную ставку процента по депозитам и взимают премию за риск по кредитам. Из-за издержек банкротства (задолженность может быть погашена только с дисконтом) ставка кредитования включает в себя премию за внешнее финансирование, которая варьируется в соответствии с отношением заемного капитала к собственным средствам (кредитным плечом) — возникает эффект финансового акселератора. Нелинейность подразумевает резкое увеличение премии за риск при больших отрицательных шоках, влияющих на чистые активы.

Непокрытый паритет процентных ставок не выполняется в силу наличия премий за страновой риск. Эти премии создают отклонения как в краткосрочной, так и в долгосрочной перспективе между процентными ставками в разных регионах даже после поправки с учетом ожидаемых изменений обменных курсов.

Международные аспекты и вторичные эффекты

ГИМФ является многорегиональной моделью и охватывает всю мировую экономику. Таким образом, все двусторонние торговые потоки моделируются в ней в явном виде, как и относительные цены для каждого региона, включая обменные курсы. Эти потоки включают экспорт и импорт промежуточных товаров и конечной продукции. В устойчивом состоянии они приводятся в соответствие с потоками, наблюдаемыми в реальности за последние периоды. Международные связи определяются глобальными решениями в отношении сбережений и инвестиций — побочным продуктом конечных горизонтов планирования потребителей. Это приводит к существованию однозначно определенных сальдо счетов текущих операций и позициям по чистым иностранным активам для каждого региона. В связи с неполнотой рынков активов позиции по чистым иностранным активам представлены номинальными безусловными однопериодными облигациями, номинированными в долларах США.

Наряду с непокрытым паритетом процентных ставок и долгосрочными колебаниями реальной процентной ставки на мировом рынке масштабы международных торго-

24

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

вых связей являются основным фактором, определяющим вторичные эффекты шоков, происходящих в одном регионе мира, для других регионов.

Налогово-бюджетная и денежно-кредитная политика

Налогово-бюджетная политика проводится с использованием разнообразных инструментов, относящихся к расходам и налогообложению. Государственные расходы могут принимать форму расходов на потребление или инвестиции, или же форму единовременных трансфертов, предоставляемых либо всем домохозяйствам, либо целевым образом домохозяйствам, имеющим ограничения по ликвидности. Доходы поступают от налогов на доходы от труда и капитала, налогов на потребление, а также единовременного налога. Модель также предусматривает тарифы на импортируемые товары в качестве потенциального источника государственных доходов. Расходы на государственные инвестиции наращивают государственную инфраструктуру, которая амортизируется с течением времени по постоянной ставке.

Существует правило налогово-бюджетной политики, которое обеспечивает долгосрочную устойчивость, предусматривая при этом краткосрочные контрциклические меры. Любой налоговый, трансфертный инструмент или инструмент расходов может использоваться в рамках этого правила. Бюджетное правило гарантирует, что в долгосрочной перспективе отношение государственного долга к ВВП и, следовательно, соотношение дефицита бюджета и ВВП остается стабильным. Это исключает возможность суверенного дефолта, а также риск того, что неподконтрольные финансовые требования будут подавлять проводимую денежно-кредитную политику. Правило также позволяет проводить контрциклическую фискальную политику благодаря наличию автоматических стабилизаторов.

При проведении денежно-кредитной политики центральный банк использует правило установления процентной ставки на основе прогнозов инфляции. Центральный банк корректирует разрыв между фактической ставкой, определяемой проводимой политикой, и долгосрочной равновесной ставкой для достижения устойчивого целевого темпа инфляции с течением времени

Последствия фискальной консолидации

Влияние консолидации будет отличаться в зависимости от используемых фискальных инструментов. В этой связи в данном разделе рассматриваются два альтернативных типа политики фискальной консолидации в еврозоне, позволяющих достичь ее условных масштабов. Первый тип политики консолидации полностью основан на трансфертах домохозяйствам, наименее негативном для роста из всех фискальных инструментов. Хотя трансферты изначально снижаются в полном соответствии с улучшением общего сальдо бюджета, снижение благодаря консолидации уровня долга и затрат по его обслуживанию в дальнейшем способствует частичному восстановлению их уровня. Это становится возможным потому, что на фоне падения стоимости обслуживания долга улучшение первичного баланса бюджета, необходимое для достижения целевого показателя улучшения общего бюджетного баланса, не должно быть таким же значительным, как ранее. Второй тип консолидации использует комбинацию инструментов, включая расходы на государственное потребление, а также налоги на потребление и доходы от труда и капитала. После того как затраты по обслуживанию долга начинают снижаться, изменения масштабов использования этих инструментов также постепенно компенсируются при сохранении желаемого улучшения общего сальдо бюджета.

25

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Условное улучшение общего сальдо бюджета по отношению к ВВП в странах «периферии» составляет 4% (что в два раза превышает масштаб условной консолидации для стран «ядра») и должно реализовываться более активно в начале периода. Пик улучшения сальдо бюджета в странах «периферии» достигается к 2017 г., в «ядре» — к 2016 г. В рамках сценариев предполагается, что процентная ставка как элемент денежнокредитной политики не может быть снижена в 2014 и 2015 г. из-за нулевого нижнего значения процентных ставок (ZIF).

Консолидация посредством трансфертов

На рис. 1 представлено моделирование макроэкономического эффекта консолидации, осуществляемой за счет сокращения трансфертов. Когда трансферты используются в двух регионах еврозоны для консолидации, краткосрочное влияние на ВВП, хотя и негативное, является весьма умеренным10. Потребление домохозяйств значительно снижается, так как более низкие доходы от трансфертов снижают покупательную способность. Инвестиции также снижаются, но незначительно, так как падение спроса со стороны домохозяйств снижает доходность инвестиций. В то же время влияние низкого уровня трансфертов на доходы в конечном итоге заставляет домохозяйства увеличить предложение труда, что оказывает понижательное воздействие на реальную заработную плату. Снижение реальной заработной платы увеличивает доходы на капитал фирм, что, в свою очередь, стимулирует инвестиции и накопление капитала. Кроме того, дальновидные фирмы учитывают, что реальная процентная ставка на мировом рынке будет снижаться в связи с более низким глобальным спросом на сбережения, являющимся следствием сокращения государственного долга в еврозоне. Снижение в результате этого стоимости капитала приводит к росту желаемого для фирм уровня капитала и побуждает их повышать инвестиционные расходы. В совокупности эти эффекты в конечном счете увеличивают инвестиции до уровня выше первоначального.

Состояние чистого экспорта также улучшается довольно быстро. Благодаря структуре пересекающихся поколений государственные облигации составляют чистые активы домохозяйств. С уменьшением количества отечественных государственных облигаций для поддержания желаемого запаса активов отечественным домохозяйствам необходимо заменить государственные облигации зарубежными активами. Такое накопление иностранных активов способствует снижению курса национальной валюты в краткосрочной перспективе, улучшая торговый баланс. Рост инвестиций в сочетании с улучшением чистой позиции по экспорту с излишком компенсирует снижение потребления домохозяйств и быстро увеличивает ВВП до уровня выше первоначального. Кроме того, на фоне снижения затрат по обслуживанию долга по причине более низкого объема невыплаченного долга и падающих реальных процентных ставок начальное сокращение трансфертов может начать компенсироваться. Это помогает восстановить доходы домохозяйств, и расходы на частное потребление также начинают восстанав-

10 Консолидация с помощью снижения трансфертов оказывает слабое воздействие на выпуск по двум основным причинам. Во-первых, благодаря тому, что домохозяйства с пересекающимися поколениями имеют доступ к рынкам капитала, они могут сгладить влияние более низких доходов на потребление. Таким образом, к снижению потребления в первую очередь приводит снижение доходов домохозяйств, имеющих ограничения по ликвидности, а такие домохозяйства составляют относительно небольшую долю населения стран еврозоны. Во-вторых, в отличие от увеличения налогов на доходы от труда и капитала, снижение трансфертов не снижает стимулы к труду и инвестированию, тем самым не подрывая потенциал предложения в экономике.

26

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

ливаться. Итогом использования трансфертов для улучшения сальдо бюджета является достаточно быстрая материализация выгод от консолидации.

----Страны «ядра» еврозоны

----Страны «периферии» еврозоны

Реальное потребление, разница в % Торговый баланс / ВВП, разница

Процентная ставка в рамках монетарной

Реальная процентная ставка,

политики, разница в процентных пунктах

разница в процентных пунктах

Профицит бюджета / ВВП, разница Государственный долг / ВВП, разница

Рис. 1. Консолидация на основе снижения трансфертов

Источник: оценки персонала МВФ и моделирование с использованием ГИМФ.

27

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Консолидация посредством снижения расходов на государственное потребление и повышения налогов на потребление, доходы от труда и капитала

При таком типе консолидации 30% улучшения сальдо бюджета обусловлено сокращением государственного потребления, 30% поступает за счет более высоких налогов на добавленную стоимость (НДС), еще 30% обеспечены более высокими налогами на трудовые доходы, а оставшиеся 10% являются следствием увеличения налогов на доходы от капитала. Макроэкономические последствия такого типа консолидации представлены на рис. 2.

Когда консолидация достигается путем использования сочетания фискальных инструментов, которое включает как меры, связанные с прямыми расходами, так и изменения в системе налогообложения, негативное влияние на ВВП намного больше по степени и длительности11. В то время как сокращение расходов на государственное потребление непосредственно снижает ВВП, налоговые меры, особенно связанные с налогами на доходы от труда и капитала, в значительной степени усиливают масштабы и продолжительность влияния. Повышение корпоративных налогов снижает доходы на капитал, заставляя фирмы реагировать путем сокращения инвестиционных расходов. Более высокие налоги на трудовые доходы и увеличение НДС уменьшают доходность трудовой деятельности для домохозяйств, что усугубляется снижением реальной заработной платы. С уменьшением основного капитала из-за падения объемов инвестиций спрос на труд со стороны фирм также снижается, приводя к понижению реальной заработной платы. В краткосрочной перспективе падение трудовых доходов приводит к снижению предложения труда. В результате снижения доходов домохозяйств под влиянием всех этих факторов происходит уменьшение частных расходов на потребление.

Единственный тип компенсирующего влияния на уровень ВВП в краткосрочной перспективе связан с чистым экспортом, и его механизм идентичен имеющему место в случае, когда консолидация достигается с помощью снижения трансфертов. Государственные облигации составляют чистые активы домохозяйств. С уменьшением количества отечественных государственных облигаций для поддержания желаемого запаса активов отечественным домохозяйствам необходимо заменить государственные облигации зарубежными активами. Такое накопление иностранных активов способствует снижению курса национальной валюты в краткосрочной перспективе, улучшая торговый баланс.

Смягчение денежно-кредитной политики в 2015 г. в сочетании со снижением мировых реальных процентных ставок в связи с меньшим глобальным спросом на сбережения со стороны стран еврозоны приводит к снижению стоимости капитала и постепенному восстановлению объемов инвестиций. Это помогает вернуть ВВП к первоначальному уровню. Однако частное потребление начинает восстанавливаться до начального уровня спустя гораздо большее время. На фоне снижения расходов на обслуживание государственного долга увеличение налогов и сокращение государствен-

11 Фискальный мультипликатор в обоих регионах в первый год немного превышает единицу. Это отражает как разнообразие используемых инструментов, так и тот факт, что денежно-кредитная политика не может быть смягчена в течение первых двух лет с учетом ограничений, накладываемых нулевым нижним значением процентных ставок. После смягчения политики и материализации выгод от консолидации фискальный мультипликатор падает. Более детальное обсуждение свойств фискального мультипликатора в рамках ГИМФ см. в работах Anderson et al. (2013) и Coenen et al. (2012).

28

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

----Страны «ядра» еврозоны

Страны «периферии» еврозоны

Реальный ВВП, разница в %

Реальное потребление, разница в %

Реальные инвестиции, разница в %

Торговый баланс / ВВП, разница

Процентная ставка в рамках монетарной политики, разница в процентных пунктах

Реальная процентная ставка,

2013 201В 2023

Профицит бюджета / ВВП, разница Государственный долг / ВВП, разница

Рис. 2. Консолидация на основе снижения расходов на государственное потребление и повышения налогов на потребление, доходы от труда и капитала

Источник: оценки персонала МВФ и моделирование с использованием ГИМФ.

29

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

ного потребления может начать двигаться к исходному состоянию, что способствует восстановлению уровня ВВП12.

Хотя возвращение государственных расходов и налогов к исходным уровням занимает примерно 40 лет, ВВП достигает первоначального уровня по истечении примерно двадцати лет (эти временные горизонты не показаны на рисунке). Воздействие возросших за счет снижения мировой реальной процентной ставки частных инвестиций с избытком компенсирует негативное влияние ужесточения налогово-бюджетной политики на этом временном горизонте, приводя к росту ВВП по сравнению с исходным уровнем.

Следует отметить, что выгоды от консолидации, особенно в странах «периферии», могут быть больше и материализоваться раньше, если премия за суверенный риск также будет снижаться, когда станет очевидно, что планы по консолидации достигнуты. В анализе, представленном в настоящей статье, не предусмотрено снижение премий за суверенный риск.

Структурные реформы

В данном разделе приведены оценки воздействия на ВВП реформ товарного рынка и рынка труда, которые рекомендованы ОЭСР для реализации в странах еврозоны как часть инициативы «Стремление к росту». Реформы товарного рынка направлены на ослабление антиконкурентной направленности регулирования этого рынка. Реформы рынка труда более разнообразны и включают в себя снижение барьеров входа на рынок труда, смягчение законодательства о защите занятости, сокращение выплат по безработице, увеличение установленного пенсионного возраста, снижение альтернативных издержек продолжения занятости в возрасте от 60 до 65 лет, наращивание льгот по уходу за ребенком и осуществление активных программ на рынке труда.

В рамках Процесса взаимной оценки «Группы двадцати» (MAP) ОЭСР предоставляет МВФ оценки воздействия на производительность и занятость в странах еврозоны реформ рынка труда и товарного рынка в соответствии с лучшими практиками среди членов ОЭСР13. Эти оценки рассматриваются в качестве экзогенных шоков производительности и предложения труда в рамках ГИМФ для моделирования воздействия этих реформ на ВВП стран еврозоны. Из-за неопределенности по поводу того, в какой степени рекомендованные реформы уже реализованы, в перспективах роста в рамках моделирования используется интервал возможных выгод от перехода к лучшим прак-тикам14. Нижняя граница рассчитывается на основе предположения, что стране остается реализовать только 25% необходимых для достижения лучшей практики реформ, в то время как верхняя граница предполагает необходимость реализации 75% рекомендаций. Кроме того, поскольку существует также значительная неопределенность в отношении того, как быстро указанные выгоды будут материализовываться, при моделировании используется консервативный подход и предполагается более позднее, чем по оценкам ОЭСР, проявление эффектов реформ.

12 В очень долгосрочной перспективе снижение стоимости обслуживания долга позволяет расходам на государственное потребление быть выше первоначального уровня, а ставкам НДС и налогов на доходы от труда и капитала — ниже первоначальных.

13 Подробнее о лежащем в основе эмпирическом анализе см. в работах Bouis, Duval (2011) и Bouis et al. (2012).

14 Например, Франция уже предприняла меры по увеличению пенсионного возраста.

30

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Реформы товарного рынка

Структурные реформы товарного рынка, снижающие регулятивное бремя и способствующие росту конкуренции, повышают производительность. Реформы такого типа были рекомендованы для стран еврозоны, так как они, как правило, имеют более высокие надбавки к ценам по сравнению с другими странами ОЭСР, что предполагает существование нормативно-правовых ограничений, снижающих конкуренцию [Allard, Everaert, 2010; Bouis, Duval, 2011; OECD, 2012]. Эмпирические данные свидетельствуют о том, что в случае снижения европейскими странами бремени регулирования произойдет значительное увеличение общей производительности факторов производства [Berger, Danninger, 2007; Bourles et al., 2010]. Выгоды от реформы товарного рынка способствуют увеличению выпуска прежде всего в странах, осуществляющих реформы [Cacciatore et al., 2012], но могут привести к возникновению значительных выгод благодаря вторичным эффектам торговли и производительности в регионах за пределами еврозоны [Everaert, Schule, 2006; Bayoumi et al., 2004], а также в небольших странах — торговых партнерах в рамках еврозоны [Gomes et al., 2011].

Регуляторное и антиконкурентное бремя в производственном и непроизводственном секторе оценивается с использованием основанного на опросе индекса регулирования товарного рынка ОЭСР [Boylaud, Nicoletti, 2003]. Влияние на производительность реформ, направленных на сокращение этого бремени, оценивается в работах Bourles et al. (2010) и Bouis et al. (2012)15. Эти оценки воздействия на производительность в свою очередь используются для оценки влияния реформ на выпуск. Однако так как последние данные относительно отличия от лучших практик датируются 2007 г., существует значительная неопределенность в отношении того, каковы возможности для дальнейшего осуществления реформ в настоящее время. В данном исследовании для оценки масштабов потенциальных выгод от реформ используется правдоподобный диапазон отставания от передовой практики. Нижняя граница рассчитывается на основе предположения, что стране остается реализовать только 25% необходимых для достижения лучшей практики реформ, в то время как верхняя граница предполагает необходимость реализации 75% рекомендаций. Далее предполагается, что достижение передовой практики происходит в течение пяти лет.

Реформы в непроизводственном секторе сосредоточены на смягчении препятствующего конкуренции законодательства в таких сферах, как розничная торговля, профессиональные услуги и сетевые отрасли. Для розничной торговли они охватывают барьеры для входа, ограничения деятельности и контроль над ценами. Для профессиональных услуг — барьеры для входа и законодательство о ведении деятельности по предоставлению правовых, бухгалтерских, инжиниринговых и архитектурных услуг. Наконец, реформы в сетевых отраслях в первую очередь касаются барьеров входа и государственной собственности в энергетической, транспортной и телекоммуникационной сферах. Реформы в производственном секторе сосредоточены на препятствующих конкуренции нормах, действующих на товарном рынке, включающих, в том числе, государственный контроль предприятий, юридические и административные барьеры для предпринимательства, а также барьеры для международной торговли и инвестиций. Оценки принимают во внимание вторичные эффекты ослабления регулирования в одном секторе на другие сектора.

15 В работе Bouis et al. (2012) рассматривается реализация реформ товарного рынка во всех странах еврозоны, за исключением Кипра, Эстонии, Ирландии, Люксембурга, Мальты, Словении и Словакии из-за недостатка данных.

31

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

При моделировании предполагается, что переход к лучшей практике происходит в течение пяти лет, начиная с 2014 г., увеличивая многофакторную производительность в каждом секторе и снижая надбавку к заработной плате в секторе неторгуемых товаров. Также предполагается, что в течение пяти лет реализации реформ домашние хозяйства и фирмы лишь постепенно узнают о будущих выгодах, получаемых в результате их реализации. В первый год, например, помимо увеличения производительности, домохозяйства и фирмы ожидают только 20% будущего увеличения этого показателя вследствие реформ. Это знание о будущих выгодах растет с каждым годом вплоть до пятого, когда фирмы и домохозяйства правильно воспринимают все 100% будущих выгод от реформ. В рамках моделирования предполагается, что налоговые органы в обоих регионах используют дополнительные доходы, поступающие за счет более высокого уровня экономической активности, для дальнейшего снижения уровня государственного долга в тот период, когда реформы способствуют росту производительности. За пределами этого горизонта в результате более низкого уровня государственного долга снижаются расходы по его обслуживанию, и эта экономия возвращается домохозяйствам в форме более высоких трансфертов, наименее негативной для роста среди всех мер фискальной политики16.

На рис. 3 показано влияние этих реформ17. Для стран «ядра» еврозоны (левая колонка рисунка) уровень повышения производительности в экономике составляет примерно от 2,5% до 7% через 10 лет. В странах «периферии» (правая колонка) диапазон роста больше и составляет от 6% до 17% по истечении 10 лет. Диапазон снижения надбавки к заработной плате в неторгуемых секторах составляет от 5% до 15% в странах «ядра» и от 7,5% до 25% в странах «периферии». Более высокая производительность и более низкие надбавки к заработной плате увеличивают предельные продукты труда и капитала, что приводит к росту инвестиций и занятости. Реальный объем выпуска в странах «ядра» повышается на 1,5—4,5% после 10 лет. Увеличение использования капитала и труда вызывает более высокий уровень экономической активности. Реальные инвестиции в странах «ядра» возрастают на величину от 2,5% до 7%, а диапазон роста занятости равен 0,25—0,5%. В странах «периферии» рост реального ВВП составляет от 2,5% до 6,5% после 10 лет за счет увеличения инвестиций на 3,5—11% и занятости на 0,25-1%.

Следует отметить, что материализация выгод смещена к концу периода. Только около одной трети выгод, получаемых по итогам 10 лет, возникают до конца пятого года. Этот результат обуславливают три фактора. Во-первых, входные данные модели основаны на предположении, что переход к лучшей практике занимает пять лет. Это означает, что темп увеличения производительности и темп снижения надбавок к заработной плате постепенно возрастают в течение первых пяти лет. Во-вторых, во время пятилетнего периода перехода к лучшей практике домохозяйства и фирмы лишь постепенно приходят к убеждению, что будущие реформы будут на самом деле осуществляться. Следовательно, их ожидания относительно будущего роста производительности в результате реформ также растут постепенно, ограничивая их реакцию на изменения в текущем периоде. Наконец, третьим фактором являются адаптационные издержки,

16 Если выгоды от реформ используются для снижения искажающих налогов, а не уменьшения долга и результирующего роста трансфертов, влияние реформ на ВВП будет даже большим, чем оцениваемое в данной работе.

17 Предполагается, что 30% реформ рынка неторгуемых товаров обеспечивается за счет снижения барьеров в сфере профессиональных услуг, которое уменьшает надбавки к заработной плате. Реформы производственного и непроизводственного сектора в рамках ГИМФ реализуются, соответственно, в секторах торгуемых и неторгуемых товаров.

32

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Страны «ядра» еврозоны Реальный ВВП, разница в %

Страны «периферии» еврозоны Реальный ВВП, разница в %

2013

2010

2023

2013

2015

2023

Реальные инвестиции, разница в % Реальные инвестиции, разница в %

2013 201В 2023 2013 201В 2023

Занятость, разница в % Занятость, разница в %

2013 2015 2023 2013 2015 2023

Реальная заработная плата, разница в % Реальная заработная плата, разница в %

2013 2015 2023 2013 2015 2023

Рис. 3. Влияние реформ товарного рынка

Источник: оценки ОЭСР и моделирование с использованием ГИМФ.

33

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

наличие которых означает, что объем инвестиций и предложение труда лишь постепенно реагируют на текущий и ожидаемый будущий рост производительности и реальной заработной платы. Если реформы, способствующие переходу экономики этих стран к использованию передовых практик, будут реализованы быстрее, чем предполагается в рамках данного анализа, некоторые из выгод могут материализоваться раньше, поскольку влияние первых двух эффектов будет ослаблено. Тем не менее издержки адаптации по-прежнему смогут привести к некоторому смещению реализации выгод к концу периода.

Реформы рынка труда

Реформы рынка труда ориентированы в первую очередь на повышение предложения труда и сосредоточены на пяти ключевых сферах: активная политика на рынке труда; льготы по уходу за детьми; норма замещения трудовых доходов пособием по безработице; государственные пенсии; а также законодательство о защите занятости18.

Активная политика на рынке труда (ALMP) — это государственные программы, которые облегчают процесс поиска работы для безработных, обеспечивают профессиональную переподготовку кадров и предоставляют государственные субсидии для фирм и общественных проектов, которые создают рабочие места специально для безработных. Оценки их воздействия на предложение труда, используемые в рамках данной статьи, основаны на работе Bassanini, Duval (2006) и учитывают краткосрочную динамику, как это сделано в работе Bouis et al. (2012). Предполагается, что страны увеличивают расходы на ALMP по отношению к ВВП до уровня, среднего для группы стран с высокими расходами на такие программы. Для учета фискальных последствий расходы на государственное потребление увеличиваются в соответствии с ростом предложения труда.

Рост объема предоставляемых государством льгот при уходе за детьми обеспечивает стимулы к вхождению в рабочую силу для матерей, что имеет особое значение для стран еврозоны в силу низких уровней участия женщин в рабочей силе. Используемые в данном исследовании оценки потенциального воздействия реализации таких программ основаны на работе Jaumotte (2003). Страны увеличивают отношение расходов на программы по уходу за детьми к ВВП на душу населения до уровня, среднего для стран с высокими расходами на эти цели.

Снижение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице (ARR) стимулирует поиск работы или, возможно, принятие решений по выходу из рабочей силы, снижая равновесный уровень безработицы [Bassanini, Duval, 2006; 2009]. Тем не менее условия слабого спроса и наличия избыточных мощностей могут ограничить краткосрочный рост выпуска в результате этих реформ или даже вызвать временное снижение ВВП [Bouis et al., 2012; Cacciatore et al., 2012]. Уменьшение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице снижает располагаемый доход, и в случае, если безработные не находят работу, их высокая предельная склонность к потреблению может вызвать резкое падение потребления домохозяйств. Используемые в данном исследовании оценки потенциального влияния реформ ARR на предложение труда взяты из работы Bassanini, Duval (2006) и учитывают краткосрочную динамику, как это сделано в работе Bouis et al. (2012). В частности, страны снижают средние нормы замещения

18 Результаты моделирования, представленные в этом разделе, описывают макроэкономические последствия реализации всех пяти типов реформ одновременно. Информацию об индивидуальном вкладе каждого из пяти компонентов см. в Приложении I.

34

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

трудовых доходов до уровня, среднего для группы стран с низкими аналогичными показателями.

Пенсионные реформы, повышающие пенсионный возраст и способствующие переходу к актуарной нейтральности, способствуют росту уровня участия в рабочей силе, как показано в работах Duval (2006), Bassanini, Duval (2006; 2009) и Bouis et al. (2012). Влияние этих реформ, как было установлено, проявляется постепенно, и уровень участия переходит к новому равновесию в течение 10 лет. Реформы состоят в увеличении на два года стандартного пенсионного возраста и переходе к актуарной нейтральности, которая означает снижение имплицитной ставки налога на продолжение занятости до нуля для работников в возрасте 60—65 лет. Используемые в данном исследовании оценки потенциального влияния пенсионных реформ на предложение труда взяты из работы Bouis et al. (2012). Предполагается, что реформы будут осуществляться в 2014 г.

Смягчение законодательства о защите занятости (EPL) снижает ограничения при найме и увольнении работников. Это увеличивает стимулы к поиску работы и найму и, как установлено эмпирически, повышает уровень производительности труда [Bassanini, Duval, 2006, 2009; Bassanini et al., 2009]. Тем не менее условия слабого спроса могут ограничить краткосрочный рост выпуска в результате этих реформ или даже вызвать временное снижение ВВП [Bouis et al., 2012; Cacciatore et al., 2012] вследствие вероятного роста количества увольнений при смягчении законодательства. Оценки воздействия EPL на производительность труда, используемые в этой статье, взяты из работы Bassanini et al. (2009) и учитывают краткосрочную динамику, как это сделано в работе Bouis et al. (2012). Реформы предполагают смягчение странами законодательства о защите занятости до среднего уровня в трех странах ОЭСР с самым слабым регулированием. Оценки не показывают падения занятости в краткосрочной перспективе, но отмечают постепенный, хотя и незначительный рост производительности труда.

Макроэкономические последствия реализации реформ рынка труда в пяти сферах представлены на рис. 4. В отличие от случая реформ товарного рынка, для реформ рынка труда предполагается их реализация в полном объеме в 2014 г. Тем не менее эмпирические оценки показывают, что предложение труда реагирует на реформы постепенно. Как и в случае моделирования реформ товарного рынка, предполагается, что фискальные власти используют рост доходов в результате более высокого уровня экономической активности для снижения государственного долга. В странах «ядра» еврозоны (левая колонка) диапазон увеличения реального ВВП за 10 лет составляет от 1,25% до 2,5%. Часть этого увеличения отражает рост производительности на 0,3—0,9% по итогам 10 лет после осуществления реформ законодательства о защите занятости. Другая часть отражает рост предложения труда вследствие реализации других четырех типов реформ. На фоне более высокой производительности и снижения реальной заработной платы из-за увеличения предложения труда фирмы наращивают инвестиционные расходы в пределах 1,5—3,5% по истечении 10 лет. Увеличение основного капитала и его производительности повышает производительность труда, оказывая понижательное давление на реальную заработную плату, что, в свою очередь, еще больше увеличивает предложение труда. Конечным результатом является общее увеличение предложения труда в диапазоне 1,25—2,5%. Результаты для стран «периферии» (правая колонка) немного лучше в плане увеличения выпуска и инвестиций, так как реформы увеличивают предложение труда в этом регионе в немного большей степени. Следовательно, снижение реальной заработной платы в странах «периферии» также немного больше.

35

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Страны «ядра» еврозоны Реальный ВВП, разница в %

2013 201В 2023

Рис. 4. Влияние реформ рынка труда

Источник: оценки ОЭСР и моделирование с использованием ГИМФ.

36

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

В сравнении с реформами товарного рынка материализация выгод от реформ рынка труда лишь немного смещена во времени к концу периода. Это следствие двух ключевых факторов. Во-первых, поскольку реформы рынка труда реализуются в 2014 г., предполагается, что домашние хозяйства и фирмы в полной мере осознают их будущие последствия и, соответственно, отсутствует процесс их постепенного понимания. Во-вторых, накопление капитала играет гораздо меньшую роль в рамках реформ рынка труда и, следовательно, воздействие процесса постепенного накопления капитала проявляется в меньшей степени. Однако в том случае, если реформы проводятся в условиях слабого спроса, и увеличение предложения труда вследствие реформ не абсорбируется так быстро, как предполагается в рамках моделирования, выгоды могут быть в гораздо большей степени смещены к концу периода. Диапазон воздействия реформ товарного рынка, описанный ранее, заметно больше, чем влияние реформ рынка труда. Для стран «ядра» влияние реформ товарного рынка на ВВП примерно в два раза больше, а для периферии — приблизительно в пять раз больше.

Последствия совмещения бюджетной консолидации и структурных реформ

В данном разделе моделирование влияния структурных реформ совмещено с оценкой влияния фискальной консолидации, что позволяет иллюстрировать потенциальные возможности реформ для компенсации негативных краткосрочных последствий необходимого ужесточения налогово-бюджетной политики. Здесь представлены результаты только для более реалистичного типа консолидации, которая опирается на комплекс инструментов, таких как снижение расходов на государственное потребление и увеличение налогов на потребление, доходы от труда и капитала (результаты для консолидации через снижение трансфертов представлены в Приложении II).

Предполагаемые диапазоны воздействия структурных реформ, наложенные на оценки влияния фискальной консолидации на набор ключевых макроэкономических индикаторов, представлены на рис. 519. Результаты показывают, что для стран «ядра» еврозоны структурные реформы могут с высокой долей вероятности устранить негативные краткосрочные последствия необходимой бюджетной консолидации для выпуска (левая колонка). Однако странам «периферии» даже при оценке воздействия структурных реформ на экономическую активность на уровне верхней границы понадобится несколько лет, прежде чем реформы смогут компенсировать негативное краткосрочное влияние консолидации (правая колонка). Стоит, однако, отметить, что некоторая часть краткосрочного увеличения ВВП является следствием роста государственных расходов на реформы рынка труда, такие как активные политики на рынке труда и программы льгот по уходу за ребенком. Если эти расходы должны финансироваться за счет сокращения других государственных расходов, понадобится значительно более долгий период, чем указанный в данном исследовании, чтобы структурные реформы смогли компенсировать негативное влияние консолидации. Хотя реформы достаточно быстро компенсируют влияние фискальной консолидации на инвестиции в странах «ядра» и по истечении примерно пяти лет в странах «периферии», после реализации реформ должно пройти гораздо больше времени, чтобы восстановить частное потребление до уровня, предшествовавшего консолидации, в обоих регионах. В странах «ядра» струк-

19 Отметим, что представленные здесь результаты совместного воздействия реформ рынка труда и товарного рынка немного меньше, чем изложенные в работе Barkbu et al. (2012) из-за более консервативных предположений о том, какое время занимает ликвидация отставания от лучших практик.

37

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

15

10

5

О

-5

Страны «ядра» еврозоны Реальный ВВП, разница в %

Страны «периферии» еврозоны Реальный ВВП, разница в %

- 10 - д

- 1 , 1 5 0 —-=* 'll 1' 1 —1 1 1

-5 -с—

2013 2015 2023

Реальные инвестиции, разница в %

2013

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2013

2023

2013 2013 2023

Реальное потребление, разница в %

Реальное потребление, разница в %

2013

2013

2023

2013

2013

2023

3 2,5 Торговый баланс / ВВП, разница 3 2.5 Торговый баланс / ВВП, разница

. .

2 - 2

1,5 - 1.5

1 ■ 1

05 ■ ^7,^ " 05 /

2013 2013 2023 2013 2013 2023

5 4 Реальная заработная плата, разница в % Реальная заработная плата, разница в %

4

3 3 -

2 2 -

1 1

0 1 1 ——1 0 1 1 1 1 1

-1 -1

-2 -2 L

2013

2013

2023

2013

2013

2023

2013

2013

2023

Рис. 5. Чистое влияние совместной реализации фискальной консолидации и структурных реформ

Источник: оценки персонала МВФ, оценки ОЭСР и моделирование с использованием ГИМФ.

38

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

турные реформы с избытком компенсируют влияние консолидации на занятость, но реальная заработная плата даже при более оптимистичных предположениях о возможности дальнейших реформ восстанавливается до уровня, предшествующего консолидации, только спустя некоторое время. Кроме того, увеличение налоговой нагрузки на домохозяйства приводит к дальнейшему сокращению реальных располагаемых доходов, удерживая потребления домашних хозяйств на низком уровне в течение еще более длительного срока. Восстановление уровня занятости и реальной заработной платы занимает еще больше времени в странах «периферии». Воздействие более высоких налогов на располагаемый доход в этих странах больше, чем в странах «ядра», что приводит к дополнительной задержке возвращения потребления домохозяйств на уровень, предшествующий консолидации. Структурные реформы также уменьшают роль чистого экспорта при консолидации. Это является отражением повышения импорта, связанного с возникновением стимулов к инвестициям.

Относительно влияния на государственный долг и чистые зарубежные обязательства, представленного на рис. 6, следует отметить два важных момента. Во-первых, хотя изначально реализация структурных реформ незначительно повышает отношение государственного долга к ВВП вследствие увеличения расходов на активные программы на рынке труда и программы льгот по уходу за детьми, успешная реализация реформ приводит в дальнейшем к существенным сокращениям отношения долга к ВВП, превышающим максимальные значения сокращений, достигаемых исключительно за счет консолидации. Реформы способствуют улучшению этого показателя по двум каналам:

Страны «ядра» еврозоны

Страны «периферии» еврозоны

20

15

10

5

О

-5

-10

Реальные инвестиции, разница в % Реальные инвестиции, разница в %

- 15 -

- 10 -

5 1 1 1 1 1

-5 -10 - —

2013

201В

2023

2013

201В

2023

10

0

-10

-20

-30

-40

-50

-50

Государственный долг / ВВП, разница Государственный долг / ВВП, разница

-10

- -20

- -30 - ^

- -40

- -50 -50

2013 201В 2023

Чистые иностранные активы / ВВП, разница

2013 201В 2023

Чистые иностранные активы / ВВП, разница

25 1

20 20 L

15 15

10 10

5 - _ —

0 1 ~ I . . л .. ■» -Г , 1 1 .... |

2013

2D 13

2023

2D13

201В

2023

Рис. 6. Чистое влияние совместной реализации фискальной консолидации и структурных реформ на сбережения

Источник: оценки персонала МВФ и моделирование с использованием ГИМФ.

39

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

путем повышения уровня номинального ВВП и увеличения налогооблагаемой базы. Хотя реформы приводят к росту государственных сбережений, они не увеличивают национальные сбережения в странах еврозоны. Отношение чистых обязательств перед зарубежными странами к ВВП снижается в большей степени, чем исключительно за счет консолидации, в странах «ядра», а в странах«периферии» оба показателя примерно равны. Несмотря на рост государственных сбережений, частные сбережения остаются недостаточными для полного финансирования возросших в результате реформ инвестиций.

Выводы

Странам еврозоны необходимо осуществить консолидацию государственных финансов для возвращения государственного долга на устойчивую траекторию. Величины необходимой для стран еврозоны консолидации значительно варьируются. В данной статье страны еврозоны были сгруппированы в два региона: страны с острой необходимостью консолидации, называемые «периферией», и страны, где эта проблема стоит менее остро, называемые «ядром». Глобальная интегрированная монетарно-фискальная модель МВФ (ГИМФ) используется для оценки воздействия на экономическую деятельность реализации условной консолидации, масштабы которой в целом соответствуют представленным в прогнозе МВФ «Перспективы развития мировой экономики» для каждого региона. Хотя в статье описываются макроэкономические последствия консолидации в этих двух регионах, реализуемой путем снижения трансфертов, маловероятно, что консолидация будет достигаться этим способом, негативное влияние которого на рост минимально. В этой связи также представлены результаты для консолидаций такого же масштаба, которые достигаются с помощью сочетания снижения расходов на государственное потребление (30%), повышения налогов на потребление (30%), налогов на трудовые доходы (30%) и налогов на доход от капитала (10%). Это более правдоподобное сочетание фискальных инструментов снижает ВВП ниже уровня, предшествующего консолидации, как в странах «периферии», так и в странах «ядра» в течение длительного периода.

Затем ГИМФ используется для оценки возможностей компенсации такого влияния на экономическую деятельность посредством реализации широкомасштабных структурных реформ. Анализ с использованием ГИМФ использует подготовленные ОЭСР оценки отставания от передовых практик в области товарного рынка и рынка труда для каждой страны еврозоны наряду с оценками воздействия ликвидации этого отставания на производительность и занятость. Воздействие на выпуск оценивается на основе двух альтернативных предположений относительно того, какая часть отставания уже ликвидирована. Нижняя граница принимается равной 25%, а верхняя — 75%. Результаты показывают, что для стран «ядра» вполне возможна компенсация за счет структурных реформ даже краткосрочного негативного влияния консолидации на экономическую деятельность в краткосрочной перспективе. В то же время странам «периферии» даже в том случае, когда 75% отставания от лучшей практики ликвидировано, требуется несколько лет для восстановления ВВП до уровня, предшествующего консолидации. В среднесрочной и долгосрочной перспективе, как показывают оценки, структурные реформы могут внести существенный вклад в повышение выпуска и в странах «ядра», и в странах «периферии».

Существует ряд причин, по которым оценки, представленные в данной работе, могут преувеличивать положительное влияние реформ в краткосрочной перспективе. Во-первых, если реформы рынка труда, ориентированные на повышение предложе-

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

40

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

ния труда, осуществляются в период циклического спада, абсорбция дополнительного предложения труда будет происходить медленно. Спрос на труд на практике может медленнее, чем предполагается в модели, реагировать на снижение реальной заработной платы вследствие роста предложения труда. Во-вторых, некоторая часть прироста ВВП в краткосрочной перспективе обусловлена дополнительными государственными расходами на активные программы на рынке труда и программы льгот по уходу за детьми. Если эти дополнительные расходы финансируются за счет сокращения других видов государственных расходов, выгоды от реформ будут материализоваться медленнее. Наконец, осуществление реформ товарного рынка в период циклического спада может временно снизить уровень выпуска и занятости, поскольку неэффективные фирмы вынуждены покидать рынок, а новым участникам и более эффективным фирмам потребуется время, чтобы нарастить объем производства.

Стоит отметить, что существует также возможность реализации реформ с более масштабным и быстрым положительным влиянием на экономическую деятельность. В рамках данной статьи не предполагалось, что бюджетная консолидация или структурные реформы оказывают какое-либо влияние на страновые премии за риск. Тем не менее возможно, что на фоне осуществления консолидации, в особенности в странах «периферии», страновая премия за риск снизится. Кроме того, по мере прогресса в области структурных реформ участники рынка приходят к пониманию их положительных последствий для фискальной устойчивости, в результате чего премии за риск могут снижаться еще больше. Это приведет к более масштабным и, вероятно, более быстрым улучшениям реальной экономической активности. Кроме того, если реформы будут реализованы в сжатые сроки, и домохозяйства и фирмы быстро убедятся в том, что они не будут остановлены в будущем, выгоды от реформ материализуются раньше, чем предполагается в данной работе.

Литература

Allard C., Everaert L., Annett A., Chopra A., Escolano J., Hardy D., Mulheisen M., Yontcheva B. (2010) Lifting euro area Growth: Priorities for Structural Reforms and Governance. IMF Staff Position Note. No. 10/19.

Anderson D., Hunt B., Kortelainen M., Kumhof M., Laxton D., Muir D., Mursula S., Snudden S. (2013) Global Integrated Monetary and Fiscal Model (GIMF) — Model Properties. IMF Working Paper. No. 13/55.

Barkbu B., Rahman J., Valdes R. and a staff team (2012) Fostering Growth in Europe. IMF Staff Discussion Note.SDN/12/07.

Bassanini A., Duval R. (2006) Employment Patterns in OECD Countries: Reassessing the Role of Policies and Institutions. OECD Economic Department Working Paper. No. 486.

Bassanini A., Duval R. (2009) Unemployment, Institutions and Reform Complementarities: Reassessing the Aggregate Evidence for OECD Countries // Oxford Review of Economic Policy. Vol. 25. No. 1.

Bassanini A., Nunziata L., Venn D. (2009) Job Protection Legislation and Productivity Growth in OECD Countries // Economic Policy. Vol. 24. No. 58.

Bayoumi T, Laxton D., Pesenti P. (2004) Benefits and Spillovers of Greater Competition in Europe: A Macroeconomic Assessment. NBER Working Paper. No. 10416.

Berger H., Danninger S. (2007) The Employment Effects of Labor and Product Market Deregulation and Their Implications for Structural Reform. IMF Staff Papers. Vol. 54. Р. 591—619.

Bernanke B., Gertler M., Gilchrist S. (1999) The Financial Accelerator in a Quantitative Business Cycle Framework // Handbook of Macroeconomics / J.B. Taylor, M. Woodford (eds.). Vol. 1C. Amsterdam: Elsevier.

41

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

Blanchard O. (1985) Debt, Deficits, and Finite Horizons // Journal of Political Economy. Vol. 93. Р 223—247.

Bouis R., Causa O., Demmou L., Duval R., Zdzienicka A. (2012) The Short-Term Effects of Structural Reforms: An Empirical Analysis. OECD Economics Department Working Papers. No. 949.

Bouis R., Duval R. (2011) Raising Potential Growth After the Crisis: A Quantitative Assessment of the Potential Gains from Various Structural Reforms in the OECD Area and Beyond. OECD Economics Department Working Papers. No. 835.

Bourles R., Cette G., Lopez J., Mairesse J., Nicoletti G. (2010) The Impact on Growth of Easing Regulations in Upstream Sectors, CESifo Dice Report // Journal of International Comparisons. Vol. 8. No. 3.

Boylaud O., Nicoletti G. (2003) Regulatory Reform in Retail Distribution // OECD Economic Studies. No. 32. 2001/I 253.

Cacciatore M., Duval R., Fiori G. (2012) Short-Term Gain or Pain? A DSGE Model-Based Analysis of the Short-Term Effects of Structural Reforms in Labour and Product Markets. OECD Economics Department Working Papers. No. 948.

Coenen G., Erceg C., Freedman C., Furceri D., Kumhof M., Lalonde R., Laxton D., Linde J., Mourougane A., Muir D., Mursula S., Resende C., Roberts J., Roeger W, Snudden S., Trabandt M., Veld J. (2012) Effects of Fiscal Stimulus in Structural Models // American Economic Journal: Macroeconomics. No. 4(1). P 22—68.

Duval R. (2006) Pension Systems, Social Transfer Programmes and the Retirement Decision in OECD Countries // Labour Market Adjustments in Europe / J. Messina, C. Michelacci, J. Turunen, G. Zoega (eds.). Edward Elgar Publishing.

Everaert L., Schule W. (2006) Structural Reforms in the euro area: Economic Impactand Role of Synchronization Across Markets and Countries. IMF Working Paper. No. 06/137.

Gomes S., Jacquinot P., Mohr M., Pisani M. (2011) Structural Reforms and Macroeconomic Performance in the euro area Countries, A Model-Based Assessment. ECB Working Paper. No. 1323.

Kumhof M., Laxton D. (2007) A Party Without a Hangover? On the Effects of U.S. Fiscal Deficits. IMF Working Paper. No. 07/202.

Kumhof M., Laxton D. (2009a)Simple, Implementable Fiscal Policy Rules. IMF Working Paper. No. 09/76.

Kumhof M., Laxton D. (2009b) Fiscal Deficits and Current Account Deficits. IMF Working Paper. No. 09/237.

Kumhof M., Laxton D., Muir D., Mursula S. (2010) The Global Integrated Monetary Fiscal Model (GIMF) — Theoretical Structure. IMF Working Paper.No. 10/34.

Приложение I. Декомпозиция влияния реформ рынка труда

Активная политика на рынке труда

Активная политика на рынке труда (ALMP) оказывает непосредственное положительное влияние на выпуск и снижает уровень безработицы. ALMP — это государственные программы, которые облегчают процесс поиска работы для безработных, обеспечивают профессиональную переподготовку кадров и предоставляют государственные субсидии для фирм и общественных проектов, которые создают рабочие места специально для безработных.

Государственные льготы по уходу за детьми

Увеличение расходов на льготы по уходу за детьми оказывает положительное влияние на выпуск и повышает уровень участия женщин в рабочей силе. Это особенно актуально для стран еврозоны в связи с низким уровнем этого показателя.

42

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Снижение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице

Снижение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице (ARR) стимулирует поиск работы или, возможно, принятие решений по выходу из рабочей силы, снижая равновесный уровень безработицы. В среднесрочной перспективе благодаря более низким затратам на пособия по безработице и увеличению налогов на доходы от трудовой деятельности возникают фискальные выгоды.

Пенсионные реформы

Рассматриваются два типа пенсионных реформ. Первый предусматривает увеличение стандартного возраста выхода на пенсию на два года. Второй тип предусматривает переход к актуарной нейтральности, которая означает снижение имплицитной ставки налога на продолжение занятости до нуля для работников в возрасте 60—65 лет. Эти реформы нацелены на повышение уровня участия в рабочей силе и экономию бюджетных средств в результате отсрочки пенсионных расходов. Эти реформы крайне желательны, поскольку многие пенсионные системы являются неустойчивыми, и реформы могут привести к значительной экономии бюджетных средств.

Смягчение законодательства о защите занятости

Смягчение законодательства о защите занятости (EPL) снижает ограничения по найму и увольнению работников. Это увеличивает стимулы к поиску работы и найму сотрудников.

Вклад отдельных реформ в долгосрочное влияние реформирования

рынка труда

На рис. П1 представлен вклад каждой из пяти отдельных политик на рынке труда в долгосрочный рост ВВП в странах «периферии» вследствие реализации реформ рынка труда. Самый большой вклад вносит сокращение средней нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице, а также увеличение льгот по уходу за детьми. Каждая из политик обуславливает примерно 30% увеличения ВВП. Следующим по значимости является законодательство о защите занятости, вклад которого равен почти 20%. Вклад пенсионных реформ составляет около 15%, а остальной рост является следствием активной политики на рынке труда.

На рис. П2 представлен вклад каждой из пяти отдельных политик на рынке труда в долгосрочный рост ВВП в странах «ядра» вследствие реализации реформ рынка труда. Наибольший вклад, равный почти 30%, вносит увеличение льгот по уходу за детьми. Затем следуют ослабление законодательства о защите занятости и пенсионные реформы, чей вклад немного выше 20%. Следующим по важности является сокращение средней нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице с вкладом примерно в 15%, а остальная часть роста ВВП обусловлена активной политикой на рынке труда.

43

ВЕСТНИК МЕЖДУНАРОДНЫХ ОРГАНИЗАЦИЙ. Т. 9. № 1 (2014)

£3 Активная политика на рынке труда

DO Снижение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице

И Льготы по уходу за ребенком И Пенсионные реформы

И Смягчение законодательства о защите занятости

Рис. П1. Вклад отдельных политик на рынке труда в долгосрочное влияние на ВВП реформ рынка труда в странах «периферии»

ВЛ Активная политика на рынке труда

Ш Снижение нормы замещения трудовых доходов пособием по безработице

И Льготы по уходу за ребенком ^ Пенсионные реформы

□ Смягчение законодательства о защите занятости

Рис. П2. Вклад отдельных политик на рынке труда в долгосрочное влияние на ВВП реформ рынка труда в странах «периферии»

Приложение II. Чистое влияние наименее негативной для роста бюджетной консолидации и структурных реформ

На рис. П3 оцененные диапазоны воздействия структурных реформ накладываются на траекторию фискальной консолидации, достигаемой исключительно за счет снижения трансфертов. Основной результат состоит в том, что если требуемая консолидация будет достигнута исключительно за счет сокращения трансфертов, структурные реформы с избытком компенсируют весьма слабое негативное краткосрочное воздействие консолидации на экономическую деятельность. Это верно даже для стран «периферии» в том случае, когда принимается наименее оптимистичное предположение о масштабах отставания от лучшей практики. Это также верно в том случае, если дополнительные бюджетные расходы, связанные с активной политикой на рынке труда и обеспечением льгот по уходу за детьми, финансируются за счет сокращения других государственных расходов. Однако если фирмы реагируют на снижение реальной заработной платы в результате увеличения предложения труда за счет реформ рынка труда медленнее, чем подразумевается в рамках модели, может потребоваться несколько лет для того, чтобы реформы восстановили экономическую активность до уровня, предшествующего консолидации, в странах «периферии».

44

РЕГИОНАЛЬНЫЕ ИНТЕГРАЦИОННЫЕ ПРОЦЕССЫ: В ПОИСКАХ ОПТИМАЛЬНЫХ РЕШЕНИЙ

Страны «ядра» еврозоны Страны «периферии» еврозоны

^ Реальный ВВП, разница в % Реальный ВВП, разница в %

10 5 0 -5

2013 201S 2023 2013 2013 2023

20 Реальные инвестиции, разница в % Реальные инвестиции, разница в %

13 - 15

10 - 10

5 ■ _ 5

2013 2013 2023 2013 2013 2023

2013

2013

2023

2013

2013

2023

Торговый баланс / ВВП, разница Торговый баланс / ВВП, разница

6

4

2

0

-2

■А

Рис. П3. Чистое влияние наименее негативной для роста бюджетной консолидации и структурных реформ

Источник: оценки персонала МВФ, оценки ОЭСР и моделирование с использованием ГИМФ.

45

Fiscal Consolidation in the Euro Area:

How Much Can Structural Reforms Ease the Pain?

D. Anderson, B. Hunt, S. Snudden

Derek Anderson — Graduate Student, Department of Economics, University of Virginia; 248 McCormick Rd, 22903, Charlottesville, VA, USA; E-mail: [email protected]

Ben Hunt — Advisor in the Research Department, The International Monetary Fund; 700, 19th St., 20431, N.W., Washington, D.C., USA; E-mail: [email protected]

Stephen Snudden — Project Officer in the Research Department, The International Monetary Fund; 700, 19th St., 20431, N.W., Washington, D.C., USA; E-mail: [email protected]

Abstract

Several euro area countries must implement substantial fiscal consolidation to put public finances back on a sustainable path. Although this required consolidation will improve long-run output prospects, in the short run, the impact on activity is likely to be negative. Simultaneously implementing structural reforms to raise growth could be one way to help mitigate the short-run negative impact on GDP. This paper uses the IMF’s Global Integrated Monetary and Fiscal Model (GIMF) to provide some estimates of how effective structural reforms might be in softening the near-term contractionary effects of euro area fiscal consolidation.

For the analysis, the euro area is divided into two regions, one with acute fiscal sustainability issues, referred to as the periphery, and one with less acute sustainability issues, referred as the core. The magnitudes and the timing of the required consolidation are stylized, but loosely based on the consolidations contained in the April 2013 World Economic Outlook.

Although the macroeconomic impacts of consolidations in the two regions that are achieved by reducing transfers are presented, it is highly unlikely that the consolidations can be achieved in such a growth-friendly fashion. Therefore, results are also presented for consolidations of identical magnitudes that are achieved by using a mix of public absorption expenditure (30percent), consumption taxes (30percent), labor income taxes (30percent) and capital income taxes (10 percent). This more plausible mix of fiscal instruments reduces GDP below its reconsolidation level in both the periphery and core for an extended period.

GIMF is then used to estimate the scope for offsetting that impact on activity through implementing wide-ranging structural reforms. The GIMF analysis relies on OECD estimates of the distance from best practice in product and labor market polices in each euro area country along with estimates of the impact on productivity and employment of closing those gaps. The impact on output is estimated under two alternative assumptions about how much of the best-practice gap is closed, a lower bound of 25 percent and an upper bound of 75 percent. The results suggest that for the core, it is quite feasible that structural reforms can offset even the near-term negative impact of consolidation on activity. However, for the periphery, even under the case where 75 percent of the best-practice gap is closed, it takes several years before GDP is restored to its pre-consolidation level. In the medium and longer term, however, the estimates suggests that structural reforms can make a substantial contribution to raising output in both the core and periphery.

Key words: fiscal consolidation, fiscal policy, general equlibrium models, structural reforms

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

English text “Fiscal Consolidation in the Euro Area: How Much Can Structural Reforms Ease the Pain?” by D. Anderson, B. Hunt, S. Snudden is translated and reproduced with permission.

© by International Monetary Fund. The International Monetary Fund is not responsible for the accuracy of this translation.

References

Allard C., Everaert L., Annett A., Chopra A., Escolano J., Hardy D., Mulheisen M., Yontcheva B. (2010) Lifting euro area Growth: Priorities for Structural Reforms and Governance, IMF Staff Position Note, no10/19.

46

REGIONAL INTEGRATION PROCESSES: IN SEARCH OF THE BEST SOLUTIONS TO COMMON CHALLENGES

Anderson D., Hunt B., Kortelainen M., Kumhof M., Laxton D., Muir D., Mursula S., Snudden S. (2013) Global Integrated Monetary and Fiscal Model (GIMF) — Model Properties, IMF Working Paper, no 13/55.

Barkbu B., Rahman J., Valdes R. and a staff team (2012) Fostering Growth in Europe, IMF Staff Discussion Note, SDN/12/07.

Bassanini A., Duval R. (2006) Employment Patterns in OECD Countries: Reassessing the Role of Policies and Institutions, OECD Economic Department Working Paper, no 486.

Bassanini A., Duval R. (2009) Unemployment, Institutions and Reform Complementarities: Reassessing the Aggregate Evidence for OECD Countries. Oxford Review of Economic Policy, vol. 25, no 1.

Bassanini A., Nunziata L., Venn D. (2009) Job Protection Legislation and Productivity Growth in OECD Countries.Economic Policy, vol. 24, no 58.

Bayoumi T, Laxton D., Pesenti P. (2004) Benefits and Spillovers of Greater Competition in Europe: A Macroeconomic Assessment, NBERWorking Paper, no 10416.

Berger H., Danninger S. (2007) The Employment Effects of Labor and Product Market Deregulation and Their Implications for Structural Reform, IMF Staff Papers, vol. 54, pp. 591—619.

Bernanke B., Gertler M., Gilchrist S. (1999)The Financial Accelerator in a Quantitative Business Cycle Framework. Handbook of Macroeconomics (eds. J.B. Taylor, M. Woodford), vol. 1C, Amsterdam: Elsevier.

Blanchard O. (1985) Debt, Deficits, and Finite Horizons. Journal of Political Economy, vol. 93, pp. 223—247.

Bouis R., Causa O., Demmou L., Duval R., Zdzienicka A. (2012) The Short-Term Effects of Structural Reforms: An Empirical Analysis, OECD Economics Department Working Papers, no 949.

Bouis R., Duval R. (2011) Raising Potential Growth After the Crisis: A Quantitative Assessment of the Potential Gains from Various Structural Reforms in the OECD Area and Beyond, OECD Economics Department Working Papers, no 835.

Bourles R., Cette G., Lopez J., Mairesse J., Nicoletti G. (2010) The Impact on Growth of Easing Regulations in Upstream Sectors, CESifo Dice Report. Journal of International Comparisons, vol. 8, no 3.

Boylaud O., Nicoletti G. (2003) Regulatory Reform in Retail Distribution. OECD Economic Studies, no 32, 2001/I 253.

Cacciatore M., Duval R., Fiori G. (2012) Short-Term Gain or Pain? A DSGE Model-Based Analysis of the Short-Term Effects of Structural Reforms in Labour and Product Markets, OECD Economics Department Working Papers, no 948.

Coenen G., Erceg C., Freedman C., Furceri D., KumhofM., Lalonde R., Laxton D., Linde J., Mourougane A., Muir D., Mursula S., Resende C., Roberts J., Roeger W, Snudden S., Trabandt M., Veld J. (2012) Effects of Fiscal Stimulus inStructural Models. American Economic Journal: Macroeconomics, 4(1), pp. 22-68.

Duval R. (2006) Pension Systems, Social Transfer Programmes and the Retirement Decision in OECD Countries. Labour Market Adjustments in Europe (eds. J. Messina, C. Michelacci, J. Turunen, G. Zoega), Edward Elgar Publishing.

Everaert L., Schule W (2006) Structural Reforms in the euro area: Economic Impact and Role of Synchronization Across Markets and Countries, IMF Working Paper, no 06/137.

Gomes S., Jacquinot P., Mohr M., Pisani M. (2011) Structural Reforms and Macroeconomic Performance in the euro area Countries, A Model-Based Assessment, ECB Working Paper, no 1323.

Kumhof M., Laxton D. (2007) A Party Without a Hangover? On the Effects of U.S. Fiscal Deficits, IMF Working Paper, no 07/202.

Kumhof M., Laxton D. (2009a) Simple, Implementable Fiscal Policy Rules, IMF Working Paper, no 09/76. Kumhof M., Laxton D. (2009b) Fiscal Deficits and Current Account Deficits, IMF Working Paper, no 09/237.

Kumhof M., Laxton D., Muir D., Mursula S. (2010) The Global Integrated Monetary Fiscal Model (GIMF) — Theoretical Structure, IMF Working Paper, no 10/34.

47

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.