Научная статья на тему 'Мировая практика применения политики фискальной консолидации'

Мировая практика применения политики фискальной консолидации Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
435
43
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ФИСКАЛЬНАЯ КОНСОЛИДАЦИЯ / FISCAL CONSOLIDATION / ЗОНА МАНЕВРЕННОСТИ ФИСКАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ / AGILITY AREA OF FISCAL CONSOLIDATION / КАТЕГОРИИ РЕКОМЕНДАЦИЙ / THE CATEGORY OF RECOMMENDATIONS / МЕРОПРИЯТИЯ ПО ВНЕДРЕНИЮ ПОЛИТИКИ ФИСКАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ / MEASURES FOR THE IMPLEMENTATION OF THE POLICY OF FISCAL CONSOLIDATION

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Егоркина Татьяна Алексеевна, Блохина Татьяна Алексеевна

В статье рассматривается сущность фискальной консолидации и основные факторы, влияющие на ее применение. Также в статье исследуется зарубежный опыт внедрения фискальной консолидации, вследствие чего выделяются положительные моменты и негативные социально-экономические последствия внедрения фискальной консолидации.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

WORLD PRACTICE OF APPLYING A POLICY OF FISCAL CONSOLIDATION

The article considers the essence of fiscal consolidation and the main factors influencing its application. Else in issues explores international experience of implementation of fiscal consolidation, thereby highlighted the positive aspects and the negative social and economic implications of fiscal consolidation.

Текст научной работы на тему «Мировая практика применения политики фискальной консолидации»

УДК 336.1/.5(100)

Егоркина Татьяна Алексеевна

Кандидат экономических наук, доцент Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк

Блохина Татьяна Алексеевна

Донецкий национальный университет экономики и торговли имени Михаила Туган-Барановского, г. Донецк

МИРОВАЯ ПРАКТИКА ПРИМЕНЕНИЯ ПОЛИТИКИ ФИСКАЛЬНОЙ КОНСОЛИДАЦИИ

В статье рассматривается сущность фискальной консолидации и основные факторы, влияющие на ее применение. Также в статье исследуется зарубежный опыт внедрения фискальной консолидации, вследствие чего выделяются положительные моменты и негативные социально-экономические последствия внедрения фискальной консолидации.

Ключевые слова: фискальная консолидация, зона маневренности фискальной консолидации, категории рекомендаций, мероприятия по внедрению политики фискальной консолидации.

Jel classification code: F 340, H 600

Tetiana Iegorkina

Ph.D. (economics) Donetsk National University of Economics and Trade named after Mykhailo Tugan-Baranovsky, Donetsk

Tatyana Blokhina

Donetsk National University of Economics and Trade named after Mykhailo Tugan-Baranovsky, Donetsk

WORLD PRACTICE OF APPLYING A POLICY OF FISCAL CONSOLIDATION

The article considers the essence of fiscal consolidation and the main factors influencing its application. Else in issues explores international experience of implementation of fiscal consolidation, thereby highlighted the positive aspects and the negative social and economic implications of fiscal consolidation.

Keywords: fiscal consolidation, agility area of fiscal consolidation, the category of recommendations, measures for the implementation of the policy of fiscal consolidation.

Jel classification code: F 340, H 600

Вследствие экономических спадов в мировой экономике, многие страны испытывают негативное влияние государственного долга и дефицита бюджета. Это связано с отрицательными изменениями экономических показателей: как на микро- так и на макроуровнях. Чтобы решить данные проблемы, страны прибегают к использованию фискальной консолидации. На примере экономического развития отдельных ведущих государств, можно утверждать, что с момента практического внедрения странами такого механизма, им удалось уменьшить долговую нагрузку на экономику, снизить бюджетный дефицит и, в дальнейшем, ожидать экономический рост.

Отметим, что в условиях экономического кризиса монетарная политика государства не может обеспечивать стабильное состояние экономики. Поэтому возникает необходимость использования политики фискальной консолидации, которая направлена на оптимизацию бюджетных расходов, проведение структурных реформ, увеличение поступлений в бюджет не только путем изменений в системе налогообложения, но и за счет стимулирования экономики. Этим и обусловлена актуальность исследования.

Вопросами фискальной консолидации занимались многие зарубежные ученые, среди которых можно выделить таких, как: С. Барриоз, С. Лангедик, Л. Пенч, Р. Прайс, Дж. Сакс. Вместе с тем, вопросы применения политики фискальной консолидации являются новыми для отечественной экономической науки, однако, среди ученых, которые исследовали данную проблематику, следует выделить А.М. Вдовиченко, А.В. Длугопольского, В.П. Кудряшова, Л.А. Омельянович, Д.М. Серебрянского, Л.Л. Тарангула и многих других.

Целью исследования является определение сущности фискальной консолидации, изучение зарубежного опыта ее применения, предложение

мероприятий по внедрению фискальной консолидации в период роста государственного долга и бюджетного дефицита в стране.

В зарубежных научных трудах и рекомендациях международных организаций, касающихся содержания фискальной консолидации, предлагаются различные ее трактования. По определению Дж. Сакса, фискальная консолидация сводится к ликвидации основного фискального и квазифискального дефицита, который является причиной высокой инфляции. Фискальная консолидация всегда предполагает резкое уменьшение субсидий, а также государственных расходов на инвестиции с переводом большей их части именно на предприятия [1]. Некоторые ученые пытаются конкретизировать определение фискальной консолидации. Так, С. Барриоз, С. Лангедик и Л. Пенч считают, что фискальная консолидация сводится к улучшению циклически скорректированного первичного баланса: в течение 1 года — не менее 1,5%, в течение 3 лет — если в каждом году такой баланс не ухудшается более чем на 0,5% ВВП (плавная консолидация) [2, с. 11].

Исходя из приведенных определений, фискальную консолидацию целесообразно рассматривать как систему реформирования фискальной сферы, направленную на повышение устойчивости государственных финансов.

В период глобального экономического кризиса в 2007-2008 годах большинство европейских стран столкнулись с дисбалансом в экономике. Основной их ошибкой было то, что они действовали под влиянием экономического роста, которое базировалось на основе увеличения налогов, ведь это давало возможность поднять государственные расходы. Некоторые из европейских стран допускали слишком высокую сумму расходов, что стало причиной дефицита, который, в свою очередь, способствовал появлению и росту государственного долга в период кризиса. Вследствие этого набирала силу долговая спираль, которая постепенно разрушало доверие экономических субъектов к правительству [2, а 15].

Особое значение в европейских странах уделяется понятию «зона маневренности фискальной консолидации», которое представляет собой

наличие факторов, на которые следует обращать внимание во время внедрения фискальной консолидации. Основные факторы, влияющие на применение политики фискальной консолидации, представлены в таблице 1.

Таблица 1

Основные факторы, влияющие на применение политики _фискальной консолидации [3, а 42]_

№ п/п Фактор Характеристика

1. Способность расширять доход Рост налогов возможен в тех странах, где существует несоответствие между доходами и расходами. Чем больше доходная база от налогов, тем большая вероятность быстрого маневрирования в момент рецессии экономики

2. Способность уменьшать расходы Чем больше основа затрат, тем в большей степени правительство сможет выбирать статьи, по которым будет пытаться их уменьшить

3. Расширение области занятого населения Увеличение людей трудоспособного возраста, учет занятого населения среди инвалидов и пенсионеров, может привести к улучшению состояния государственных финансов в средне — и долгосрочной перспективе

4. Возможность приватизировать государственные активы Путем приватизации, правительство получает средства для управления задолженностью. Чем больше правительство имеет своих активов, тем лучше, так как в дальнейшем, существует вероятность большей приватизации и получения государством большей суммы средств для обслуживания государственного долга

5. Способность расширять «поле» денежно-кредитной политики Рост девальвации национальной валюты и повышение конкурентоспособности экспортных отраслей в стране, независимая денежная политика имеют большую маневренность в условиях фискальной консолидации

Ярким примером использования фискальной консолидации выступает Япония. Так, в период кризиса, когда страна подверглась уменьшению темпов роста, и показатель государственного долга составлял 200% от ВВП, для налаживания ситуации была введена фискальная консолидация. Главной целью применения данной политики стало уменьшение бюджетного дефицита на 50% к 2015 году.

Из опыта Японии целесообразно перенять механизм использования одноразовых средств для получения дохода. В первую очередь, это минимизирует налоговую нагрузку, так как налог взимается единоразово, и, в

дальнейшем, может не применяться. Также к положительным моментам можно еще отнести быстрое получение дохода в бюджет страны. Что касается самого механизма, стоит отметить, что это должен быть либо новый налог, который взимается один раз, или уже существующие налоги, в которых будет поднята налоговая ставка в определенный период, а затем снова уменьшена [4, а 21].

Рассматривая опыт стран мира по внедрению фискальной консолидации, следует обратить внимание на Мексику. В своей практике она пытается объединить повышение налогов и ограничение расходов, так как опасается за возможное снижение доходов страны вследствие падения цен на нефть. Ограничивая бюджет от «нефтяных доходов», было применено повышение ставки НДС с 15% до 16%. Вместе с этим, выросли ставки налога на денежные депозиты и акцизный налог. Что касается расходов, то правительство обязалось уменьшить административные и операционные расходы. Сэкономленные средства планировалось перенаправить на социальные программы.

Понятно, что использование инструмента расходов является достаточно эффективным. Однако, как показывает опыт других государств, консолидация затрат для достижения поставленных целей занимает больше времени, чем консолидация доходов.

Так, например, Люксембург для стабилизации бюджета применяет фискальную консолидацию. Такая необходимость обусловлена ростом бюджетного дефицита с 0,7% ВВП в 2009 году до 2,2% в 2014 году [4, с. 33].

Пакет фискальной консолидации там построен на уменьшении государственных расходов, что, в первую очередь, касается инвестиций и субсидий предприятиям. Доходный инструмент направлен на рост ставок налога на прибыль. Правительство страны планирует за 3 года снизить государственный долг до 30 % ВВП.

На опыте ведущих стран мира реализация фискальной консолидации, как правило, зависит от сочетания экономических, политических и институциональных условий.

Наряду с этим, следует отметить, что первопричиной в этом стали различные причины, связанные с эмпирическими подходами, включая различную методологию и определения данных [4, с. 56].

Ведущие экономисты предлагают определенные рекомендации, которые помогут на практике воплотить и реализовать планы фискальной консолидации.

Так, Р. Прайс выделяет 4 категории данных рекомендации, представленных на рисунке 1.

Рисунок 1 — Категории рекомендаций по внедрению политики фискальной политики [5, с. 23]

Рассматривая данные рекомендации, можно сформировать определенные стратегические планы, применение которых на практике позволит получить эффективный результат, связанный с долговой политикой и состоянием бюджетного дефицита. Это позволит экономике выйти на новый качественный уровень развития.

На основании зарубежного опыта внедрения фискальной консолидации следует выделить отдельные положительные моменты, которые можно с уверенностью использовать для отечественной экономики и они, однозначно, принесут желаемый результат. Так, для уменьшения государственного долга и бюджетного дефицита, в момент использования политики фискальной

консолидации правительству следует проводить мероприятия, представленные на рисунке 2.

Рисунок 2 — Мероприятия по внедрению политики фискальной

консолидации

Следует отметить, что, несмотря на положительные моменты в осуществлении фискальной консолидации, можно выделить негативные социально-экономические последствия и ухудшение макроэкономических показателей, таких как ВВП, уровень инфляции, безработица, совокупный спрос и предложение. Однако без осуществления данных мероприятий возникает опасность дефолта для стран с постоянно растущим бюджетным дефицитом и государственным долгом. Поэтому, при осуществлении консолидации необходимо выбрать такую модель регулирования бюджета, чтобы минимизировать ее негативные последствия.

Таким образом, можно сделать вывод, что процесс фискальной консолидации является достаточно емким и многогранным. Среди специалистов-теоретиков и экономистов-практиков продолжаются дискуссии относительно отдельных аспектов фискальной консолидации. Однако, использование зарубежного опыта, надлежащее проведение адаптационных методов уже через определенный период обеспечит позитивное достижение стратегических целей государства.

Литература

1. Сакс Дж. Обзор стабилизации проблем, стоящих перед переходной экономикой [Электронный ресурс]. — Режим доступа: http://www.cisp.org.ua/cisp/cisp_uk.nsf/CISP-Jeffrey-Sachs-02-Ukr?OpenForm.

2. Барриос С. Фискальная консолидация ЕС после финансового кризиса. Урок из прошлого опыта / С. Барриос, С. Лангедик, Л. Пенч // Европейская экономика. — 2013. — № 418. — С. 11-27.

3. Кудряшов В.П. Фискальная консолидация и ее влияние / В.П. Кудряшов // Фондовый рынок. — 2014. — № 9. — С. 31-46.

4. Бюджетная консолидация: цели, планы и меры / Журнал ОЭСР по Бюджетированию. — 2011. — № 6. — Вып. 11. — С. 15-67.

5. Прайс Р. Политэкономия финансовой консолидации / Р. Прайс // ОЭСР рабочие документы Департамента. — 2010. — № 776. — С. 5-38.

References

1. Sachs J. An overview of stabilization issues facing economies in transition [Electronic resource]. — Access mode: http://www.cisp.org.ua/cisp/cisp_uk.nsf/CISP-Jeffrey-Sachs-02-Ukr?OpenForm.

2. Barrios S. Fiscal consolidation of the EU after the financial crisis. Lesson from past experience / S. Barrios, C. Lagadic, L. Pench // European economy. — 2013. — № 418. — P. 11-27.

3. Kudryashov V.P. Fiscal consolidation and its effect / V.P. Kudryashov // Stock market. — 2014. — № 9. — P. 31-46. (in Russian)

4. Fiscal consolidation: targets, plans and measures / OECD Journal on Budgeting. — 2011. — № 6. — Vol. 11. — P. 15-67. (in Russian)

5. Price R. The political economy of financial consolidation / R. Price // OECD working papers of the Department. — 2010. — № 776. — P. 5-38. (in Russian)

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.